Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Много букв про детское рисование (каракульное). Ребенок учится рисовать: о чем расскажут детские каракули

ФОТО Getty Images

Родители и воспитатели не всегда уделяют внимание рисункам детей, которые только выходят из возраста каракульного рисования. Взрослым бывает нелегко понять смысл той огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок: мы видим только синий «дождик», закрывающий чрезвычайно важную запись в собственном еженедельнике... Хотя детский психолог Мария Осорина убеждена: именно на примере детских рисунков можно увидеть, какие открытия совершает ребенок, самостоятельно постигая устройство мира.

Каракули: «аз есмь»!

Графические следы, которые оставляет палец, карандаш, фломастер или мелок на любой поверхности, точки, пятна, линии разной формы. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок между 1 годом и двумя, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в этом мире. Линии послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на бумаге! Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание, опредметил себя в этих линиях, точках, пятнах.

Не ложися на краю!

В период между 2 и 2,5 годами ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребенок начинает реагировать на его края (вспомним колыбельные и сказки, где за краем леса начинается совсем другая жизнь). Приближаясь к ним, линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. Край является одним из первых психологически прочувствованных понятий для маленького ребенка, он разделяет комфортный домашний мир и мир внешний, в который ему пока ходу нет. Ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.

Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое. Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа. На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Небо и земля и весь мир между ними

Однако уже в 3,5–4 года ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек – травинок, из цветочков или грибочков. Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится.

Часто взрослые не понимают, что без этой черты для ребенка все изображенное на рисунке как будто повисает в воздухе, почти в космосе. Часто на занятиях рисованием в детсаду дети этого возраста рисуют одинокую ягодку, или учатся оставлять кисточкой одинаково правильные точки, или обводят цветным фоном какой-нибудь листик. Вот как «исправила» такое положение вещей девочка, сделав не так, как нужно, а так, как правильно: яблоки не лежат, а висят на ветке, потому что там они родились, а внизу земля и для большего веселья – лошадка!

Счастья хватит на всех

Между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости – целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Натюрморт по-детски – это когда рядом лежат яблочко, груша или тыква, и никто не закрывает друг друга. Если на картинке будет озеро, и девочка, и пальма рядом, то они тоже все будут «стоять» рядом, и озеро в том числе, потому что в детском сознании загородить кого-то – значит отнять у него «кусочек», отобрать его пространство. Потому еще младшие дети не умеют долго играть в прятки, сидеть в засаде – «если меня не видят, то, может, меня и нет»? (До сих пор помню то безграничное уважение и восторг, которое вызвал у меня мальчик, старший на один год, когда нарисовал лису, которая стояла ЗА деревом и справа выглядывал ее хвост! Я не могла поверить, как он до этого додумался.)

Такая композиция называется ленточной, или фризовой.

Первым описал фризовую организацию рисунков детей – дошкольников искусствовед А. В. Бакушинский еще в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений. Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.

Движение

Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка становится значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Раннедетские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю. Рисунки в профиль появляются позже. Такое изображение ребенок начинает использовать для того, чтобы передать идею движения, сложные сюжетные ходы во взаимоотношениях. Это обычно происходит между 4 и 5 годами.

Итак, в рисунке ребенок познает мир, в рисунке он его осмысляет, если тот к нему не совсем добр, и это тема для отдельного разговора. А может детский рисунок творить мир по-настоящему? Мне кажется, да. От каждого детского рисунка, если повесить его в доме, идет чистый свет и радость.

В подмосковной школе, где я училась, была такая традиция: первоклашки рисовали на Восьмое марта маме не букет, а ее большой портрет. Классов было много, от буквы «А» до буквы «Д», а иногда и до «К», рисовали и те, кто был чуть постарше, и весь холл и первый этаж снизу и до самого потолка превращался в одно непрерывное и пестрое полотно. Войдя в школу, ты попадал в самое радостное место на свете и шел к своему классу под взглядами улыбающихся чьих-то мам, зная, что среди них была и твоя.

Подробнее читайте в книге Марины Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Питер, 2011).

«Я оставляю следы»

Детский спонтанный рисунок, является средством самовыражения и имеет глубокий психологический смысл.

Первый рисунок в жизни каждого ребенка - это след от движения тела. Вот оно - открытие, которое делает кроха к концу первого года жизни: «Я оставляю следы»!

Второе открытие малыша: «Я могу управлять этими следами!»

С этого момента и начинается история изо-деятельности в жизни каждого маленького человечка. Ребенок понял, что может сознательно (преднамеренно) оставлять след. Изобразительная деятельность - целенаправленное оставление следов.

Следы для ребенка – наглядное воплощение присутствия его в этом мире. «Я ЕСТЬ. Я здесь живу».

Оставление следов – элемент территориального поведения. «Рисунок - это мое пространство», - как бы говорит себе малыш. Это обозначение и защита его собственной территории, вот почему многие дети так любят рисовать на стенах и обоях.
Художества чада мамы могут обнаружить на своих конспектах, документах, книгах, альбомах: ребенок хочет пребывать в пространстве рядом с мамой. Вы замечали, как домашний кот ложится на книгу, которую вы читаете? Он стремится попасть в максимально насыщенную энергией зону внимания, хочет быть в контакте с партнером. Ребенок не может лечь на лист. Вместо себя он оставляет следы. «Мои следы – это я, это мои представители» - делом, но не словом показывает он
Стадии детского рисования

Каракули

Это первое рисование малыша.

Взрослые не уважают, не понимают важного смысла каракульного рисунка, а ведь это - крайне важный вид доизобразительной графической деятельности, раскрывающий огромный психологический потенциал.

Стадия каракульного рисования начинается около 1 года и длится до 2.7 - 3 лет.

Подразделяется на три фазы.

1 фаза - хаотические каракули

Около 1 года жизни

Главный признак – отсутствие координации «глаз-рука».

Рука движется, а глаза смотрят (или нет)

Хаотичность, случайность (нет одинаковых движений)

Но скоро глазки уже начинают следить за рукой.

2 фаза – циркулярных каракулей

С 1года до 2,5 лет

Глаза следят, и рука может повторять движения много раз.

Выделяют 16 видов графических движений. У каждого ребенка – свой излюбленный один или несколько типов движений.

3 фаза – стадия развитых каракулей

От 2,5 - до 2,7лет

Рука владеет ситуацией, ребенок старается на одном листе делать разное.

Абстрактные композиции организуются в сложные группы.

Ребенок усваивает понятие края, рисунок удерживается в границах листа

Ребенок выступает в роли художника-абстракциониста: через линии и точки что-то показывает. «Посмотри, как я могу!» - девиз детей от 2 до 5 лет.

2-3 стадия – «вызываю графические формы». У ребенка возникает чувство ответственности: «это мое, я его породил». В пространстве рисунка все живет по его правилам. Все под контролем. Все подчинено детской активности.

Если ребенку дать пять фломастеров, он использует их все. Надо застолбить свою власть. В созидании нет места случайности: «если я делаю, я управляю этим». Ребенок - маленький монарх, а лист бумаги - территория, которую надо освоить.

По своему внутреннему содержанию третья фаза имеет следующий психологический смысл: в рисунке проживаются идеи взаимодействия, противостояния, борьбы.

По Эрику Эриксону, создателю теории стадий психосоциального развития, возраст 2-5 лет – период формирования личностной автономии. По М. Монтессори - это период духовного рождения. Ребенок вырывается из старых симбиотических отношений с мамой. Он делает открытие – «Я - отдельное существо!»

«Я существую, я есть и доказательство этому – мои следы, следы моего существования. Я знаю, что у меня есть имя. Я, мальчик или Я, девочка» - к трем годам происходит личностная идентификация.

В третьей фазе – лист бумаги становится пространством личной свободы: «Куда хочу, туда веду. Безграничная власть. Линия послушна моей руке». Педагогу в это время важно помочь крохе усилить, пережить новую эмоцию - хозяин положения. В раннем возрасте переживания творческой свободы уникальны. После 2,5 лет пропадает свобода и появляется желание.

Норма завершения каракульного рисования – возраст 3 года.

Как организовать каракульный период

Рисовать любят все дети. Но как поведут себя взрослые?

1вариант. Запретить, запугать. В этом случае может появиться страх перед оставлением следов: «Я боюсь рисовать = я боюсь двигаться, говорить и прочее». Результат предсказуем – «Я боюсь проявить себя…»

2 вариант. Окультуривание, социализация. Нужно показать, где можно рисовать, а где не следует. В этом варианте важно:
одобрить желание
предложить культурный (адекватный) способ реализации, ввести, так сказать, в культурный контекст.

3 вариант. Свободное воспитание. Позволительно все. Попустительство. Родители потакают спонтанности, импульсу, и готовы, что пострадают обои, одежда, документы и прочее.

Педагогическое сопровождение

Чего можно достичь на стадии каракульного рисования?
Привить любовь к рисованию. Важны одобрение и поддержка деятельности (снабжать материалом, оценивать работу, уважать, давать обратную связь)
2-3 фазы. Формирование композиционного чутья. Предлагайте листы разного формата. Не давайте ребенку сразу целый альбом, «овладеть» им за один вечер для него – дело чести!
Умение пользоваться ИЗО-инструментами. Обеспечьте бумагой разного формата, инструментами, использование которых не доставляет трудностей (толстые фломастеры, пальчиковые краски и т.д.)

Формы обратной связи

Ребенок хочет, чтобы его рисунок увидели. Последний всегда носит коммуникативную функцию, выступает средством связи с другими людьми. Вам необходимо:
Одобрить факт рисования
Рассмотреть внимательно картинку, обсудить ее, причем сделать это конструктивно, без оценочно («ой, как много тут всего: и красные точки, и длинная синяя линия…»).

Каракульный рисунок ребенка еще не имеет символического смысла. Ребенок не рисует домик, солнце, травку… он просто рисует! Взрослому трудно пережить «отсутствие смысла» в ранних детских рисунках. Как это можно, рисовать просто линии?!.. обязательно должно быть ЧТО-ТО. И тогда получается вот так…(взрослый «дорисовывает» свой смысл).

К 3 годам ребенок проживает в себе открытие божественного дара творения. «Я могу творить снова и снова, это зависит от меня!» Каракульное рисование – самое мощное по своему потенциалу. Вернуться к нему невозможно.

Существуют психотерапевтические практики, когда взрослого человека возвращают в стадию каракульного рисования в целях использования его психологического ресурса.
Рисунок и автор

Рисунок – это след присутствия и активности Творца. И ребенок несет ответственность за свое творение. Взрослые не дают ребенку прожить это важное чувство, если заставляют рисовать по заданию. Тогда малыш снимает с себя ответственность за результат.

Люди всегда идентифицируются, отождествляются со своими рисунками. Такая невидимая связь уже доказана наукой. Человек «впечатывает» себя в рисунок. Вторжение в пространство рисунка – вторжение в личное пространство. То, как вы относитесь к рисунку, есть отношение к автору.

Родителю необходимо помнить это! Важно все: как берете, как смотрите на детский рисунок, что говорите. Взрослый должен уважать ребенка, не совершать символических отрицательных действий, не разрушать творения. Нельзя уничтожать или выбрасывать рисунки при авторе. Что же с ними тогда делать? Коллекционировать, конечно! И обязательно оформлять! Коллекция рисунков – жизнь души, история жизни.

В момент, когда ваш малыш впервые прикладывает карандаш или мелок к листу бумаги, помните - он находится в начале важнейшего этапа своего интеллектуального развития.

Что означают детские каракули?

Когда ребенок начинает рисовать, из этого сразу мало что получается. Но как это ни удивительно, первые каракули являются неотъемлемой частью его развития. И когда ребенок начинает выводить жирные фиолетовые линии по всей бумаге, в тот самый момент он познает законы причины и следствия, то, каким образом его действия производят видимые изменения в окружающем мире.

Каракули являются также важным шагом к обретению навыков общения. Несмотря на то, что сейчас эти «строки» скорее напоминают собой хаотические нагромождения линий, в конечном итоге они превратятся в рисунки и текст. Поэтому давайте малышу возможность выводить свои каракули сколько заблагорассудится и какое-то время не ожидайте от него чего-то большего. Ребенок обычно начинает рисовать свои первые знаки в возрасте от 18 до 30 месяцев, и уже с самого начала вы заметите прогрессивные изменения в результатах этого труда.

Беспорядочные каракули

На протяжении полугода после того как малыш начинает выводить каракули, они, скорее всего, являются более результатом развития его двигательного сознания, нежели интересом или желанием что-то конкретно нарисовать или написать. Ребенок просто получает удовольствие от самого процесса передвижения руки с карандашом или фломастером вдоль листа бумаги.

Управляемые каракули

Рано или поздно ваш малыш обнаружит некую взаимосвязь между его движениями и следами, которые остаются на бумаге. Как только он осознает это, он также поймет, что может контролировать размер и направление линий, что приведет к более целенаправленному рисованию (хотя для вас это все еще будет казаться каракулями!).

Разборчивые каракули

Обычно в возрасте около трех с половиной лет ребенок начинает связывать свои рисунки с тем миром, в котором он живет. Возможно, вы так и не заметите большого прогресса, однако на самом деле произошли большие изменения в его когнитивном сознании. Подчеркивая усилия ребенка и называя ему знакомые предметы - мама, папа, дом, дерево, - вы сделаете гигантский шаг к развитию его образного мышления. С этого момента изображения на бумаге станут для ребенка способом общения.

По мере того, как малыш будет развиваться, предложите ему некоторые другие виды художественной деятельности. Например, рисование кистью - с использованием крупных кистей и больших листов бумаги - прекрасный способ поддержать когнитивное развитие. Благодаря лепке из пластилина или глины малыш во многом упражняет свои пальцы и руки по мере того, как он проходит различные «стадии каракулей», все увеличивая степень контроля над своими действиями.

Вы можете поощрить своего малыша еще больше, повесив его рисунки на холодильнике или доске объявлений. Этим вы покажете, насколько вам небезразличны его старания.

И в следующий раз, когда малыш напишет вам свое послание, постарайтесь что-то прочитать за этими жирными разноцветными линиями.

Барбара Кертис - известная американская писательница, учитель и мать 11 детей.

Затаив дыхание, каждая мама смотрит на первые попытки малыша удержать карандаш и запечатлеть на бумаге свое первое художественное творение. Ребенок растет, учится рисовать, а мы уже оценивающе относимся к каждому детскому рисунку: каракули выбрасываем, не обращая внимания на разворачивающийся перед нами «сюжет», более удачные работы храним, аккуратно складывая в папку. Однако, детский рисунок может рассказать о многом, недаром детские психологи уделяют так много внимания анализу детского рисунка. То, как ребенок рисует, позволяет судить о его возрасте, физическом и психологическом развитии, творческих способностях, настроении и душевном состоянии.

Дети до трех лет учатся рисовать, проходя при этом две этапа:

Этап каракулей. Каляки-маляки — такой художественный прием в рисовании используют малыши до двух лет. Ребенок пока просто учится держать в руке карандаш, обращаться с ним: он рисует палочки, черточки, точки, прямые и кривые линии, загогулины и зигзаги. Нарисовать какую-либо фигуру или предмет малыш может лишь случайно. Для ребенка в этом возрасте совершенно не важен цвет, каким рисовать, главное для него, видеть, что выходит из под руки «мастера». Результат его действия (линия, отпечаток ладони, след мела на асфальте) для ребенка невероятно важен и часто вызывает бурный восторг. Задача малыша на этом этапе не научиться рисовать, а приобрести уверенность в своих силах, научиться управляться с карандашом, красками, бумагой и попутно развить мелкую и крупную моторику, а значит, и интеллект. Не пугайтесь, если ребенок рисует черным цветом, закрашивает лица у нарисованных вами человечков или яростно заштриховывает милого зайку в неосторожно оставленной без присмотра книжке. Это не или следствие страха и тревоги. Малыш просто экспериментирует. А вот абсолютное отсутствие интереса к тому, чтобы оставить свой автограф на бумаге, обоях, полу или белом подоконнике, должно настораживать.

Этап образного мышления. Ребенок с 2 до 3 лет уже начинает понимать, что на бумаге можно изобразить не только каракули, но и окружающий его мир. С точки зрения родителей, рисунок особо не меняется, а вот сам малыш уже может объяснить, что он пытался нарисовать: «Мама, это ты, это братик, а это моя машинка…»

Постепенно детские художества начинают приобретать более реальные очертания – это стадия рисования «головоногих». Ребенок рисует человека, изображая его как круг с палочками ручек и ножек. Самое важное даже не это, а то, что малыш рисует на «лице» человечка глаза, нос, рот. Иногда бывают даже уши. Все это говорит о том, что представления ребенка о человеческом теле и органах чувств (зрении, обонянии, слухе) формируются вовремя и адекватно. А вот если время идет, а на рисунке так и не появляются глаза, рот и нос на лице человечка, родителям стоит задуматься. Если к тому же ребенок не говорит или говорит плохо, развивается медленнее сверстников, то стоит обратиться к детскому психологу.

На красный, зеленый рассчитайсь…

Уже осознанно выбирает цвета для своего рисунка. Цветовая гамма может передавать внутренние переживания малыша. Однако, никогда нельзя делать вывод, основываясь лишь на одном рисунке ребенка и не учитывая другие факторы. Выбор цветов теплой гаммы (желтого, оранжевого, розового) и холодной (зеленого, синего, голубого) говорит об устойчивом и благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Эти цвета спокойные и неаффективные. Большое количество ярко-красного цвета в детском рисунке, по мнению психологов, может быть показателем сильного внутреннего перенапряжения, иногда агрессии. Однако, оценивая рисунок, нужно учитывать, что дети любят яркие насыщенные цвета.А вот увлечение ребенка фиолетовым цветом с высокой достоверностью является признаком сильного напряжения, Бледные пастельные и темные оттенки, в том числе серый и черный, скорее всего выберет тихий, не слишком общительный, ребенок-философ, любящий помечтать на досуге. Не стоит тревожиться, если ваш малыш при этом спокоен и находится в хороших отношениях со всеми домашними.Иногда выбор лишь одного черного цвета или его явное преобладание в детском рисунке может свидетельствовать о том, что ребенка что-то угнетает и сильно тревожит. Если ребенок густо закрашивает черной краской нарисованное, рисует черные жирные линии, присмотритесь к его поведению, возможно, ваши подозрения не беспочвенны и следует принимать меры.

Что вижу, то и рисую

Посмотрите на то, как ребенок использует пространство на листе. Заполняет все свободное место, не оставляя даже маленького просвета, а может, рисует только по центру бумаги, или рисунок располагается с краешку в уголке листа? Так вы можете понять, какое место отводит себе ребенок в окружающем его мире.Если ребенок, рисуя семью, помещает себя в центр и окружает близкими людьми и любимыми предметами, то все в порядке. Он чувствует себя любимым и защищенным.Если же рисунком занята лишь одна часть листа, все его детали мелкого размера, а себя малыш нарисовал в углу, задумайтесь. Так может рисовать ребенок, не находящий себе места в семье, чувствующий себя ненужным,

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выступала: Газизова Л.В. Студентка: 1 курса 12 группа

“Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда”. Н.П. Сакулина

« Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». (В.А.Сухомлинский) Рисование – это своеобразная игра для вашего малыша, это игра в творчестве, это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта.

В изодеятельности выделяют этапы: 1. Доизобразительный 2. Изобразительный каракули - получение случайных изображений в ходе игры (манипулирование с предметом); узнавание - в полученных каракулях ребенок « узнает » какие-то предметы. Шаблон - стереотип, изображение какого-то объекта, предмета. Шаблон задает общие навыки рисования, но шаблон сдерживает творчество и фантазию. шаблоны с творческими рисунками Работа с натуры

Что означают детские каракули? Беспорядочные каракули Каракули, они, скорее всего, являются более результатом развития его двигательного сознания, нежели интересом или желанием что-то конкретно нарисовать или написать. Управляемые каракули Малыш может контролировать размер и направление линий, (хотя для нас это все еще будет казаться каракулями!). Разборчивые каракули Ребенок начинает связывать свои рисунки с тем миром, в котором он живет. Изображения на бумаге станут для ребенка способом общения

Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте (с 1 года до 2 лет)

Мотивом деятельности малыша являются изобразительный материал, способ его употребления, а общение со взрослым – средство осуществления совместной предметной деятельности. Изобразительная деятельность взрослых Действия с изобразительным материалом

Без ориентировки во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесения их между собой невозможны полноценное осуществление исполнительских операций и должный контроль за ними.

Последовательность освоения предметного и изобразительного действия в раннем возрасте

По данным Е.И.Игнатьевой, Е.А.Флериной, Н.П. Сакулиной «штриховой» период Рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получаются повторяющиеся непрерывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяются случайным положением руки. Появляются короткие прямые штрихи, точки, линии в разных направлениях. К полутора годам движения уже более уверенные, ритмичные, но они «подчиняются» руке, а не глазу, Зрение не регулирует движение, а сопровождает его. В это время появляются «мотки», дети осваивают вращательные движения, ребенок получает спирали.

Во втором полугодии второго года жизни совершенствуются движения, которыми дети овладели в первом полугодии. Отдельные линии приобретают тоже разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль. С этого момента происходит трансформация предметной деятельности с изобразительным материалом - в изобразительную. Происходит выделение ее из предметной деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!