Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? Глен Доман: методика раннего развития

На сегодняшний день воспитание малыша - важное и ответственное задание для современных родителей. Это связано с тем, что мир вносит свои требования к жизни, а, следовательно, и требования к человеку. Родители хотят видеть своих детей умными, развитыми, интеллектуально способными. На помощь современному воспитанию приходят различные методики раннего развития, одной из которых и является методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет.

4 103423

Фотогалерея: Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет

Можно частенько слышать фразу: «вундеркинд с пелёнок», основанную на современной методике раннего развития. Это всё очень хорошо, но не нужно забывать, что ребёнок, кроме многих интеллектуальных способностей, должен получить счастливое и достойное детство, а также освоить моральную культуру и культуру поведения в обществе. Уже неоднократно доказано, что вундеркинды зачастую отстают в плане адаптации в социуме, они много знают, но могут забывать такие элементарные вещи, как уход за собой, любовь к ближнему и т.п. Поэтому, лично я рекомендую придерживаться во всём золотой серединки: мы, как родители, должны помочь своим детям в плане интеллектуального развития, но не перегибать в этом палку. Ведь давно известно, что гении рождены для общества, а мы, как правило, хотим видеть своих детей счастливыми, умными, которым будут не чужды все нормальные человеческие желания.

Ну а теперь поподробней о методике раннего развития Глена Домана, которая, прежде всего, ориентирована на детский возраст от 0 до 4 лет. Изучив тщательно от А до Я всю теорию этой методики, я для себя выяснила, что полностью её придерживаться просто невозможно да и не стоит. Главное - дать ребёнку базу интеллектуального развития, а не пытаться «выдрессировать» вашего малыша до мозга костей. Начиная обучение ребёнка по методике Глена Домана, нужно помнить, что любое интеллектуальное развитие малыша тесно связано с его физическим развитием. Поэтому, физические и интеллектуальные упражнения должны чередоваться и переплетаться друг с другом.

Раннее развитие: что это такое?

« Зачем нужно раннее развитие, - спросите вы, - ведь, мы обучались и без методик раннего развития и выросли довольно не глупыми?». На самом деле всё так, но лет двадцать назад и школьная программа была гораздо проще, и требования к детям были меньше. Тем более, помочь ребёнку в будущем - долг современных родителей.

Известно, что мозг ребёнка активнее всего растёт в первый год жизни, а последующие два года он продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Деткам в возрасте от нуля до четырёх лет обучение даётся довольно легко, непринуждённо, в процессе игры. В таком возрасте не нужно какого-либо дополнительного стимулирования. Заложив задатки интеллектуальных знаний в возрасте от 0 до 4 лет, вы облегчите обучение ребёнка в школьном возрасте.

Понятие «раннее развитие» предусматривает интенсивное интеллектуальное развитие малыша, начиная с рождения до шести лет. Поэтому, на сегодняшний день существует и создаётся целое множество детских развивающих центров. Сюда уже можно приводить шестимесячного малыша и начинать его обучение. С другой же стороны, лучшие учителя для ребёнка - это его родители, особенно в возрасте от рождения до трёх лет. Обучение дома вместе с родителями позволяет полностью и всецело уделять внимание только вашему ребёнку, с другой же стороны, нет необходимости адаптировать режим маленького ребёнка под график развивающего центра. Ведь, главное правило всех занятий - проводить обучение в то время, когда ребёнок больше всего настроен на обучение: он сыт, бодр и в хорошем расположении духа.

История возникновения методики раннего развития Глена Домана

Сама же методика раннего развития Глена Домана - объект многочисленных споров и дискуссий. Первоначально «методика воспитания гениев» родилась в сороковые годы XX века в филадельфийском институте и была направлена на реабилитацию детей с травмами головного мозга. Известно, что если перестают работать отдельные участки головного мозга, то с помощью определённых внешних раздражителей можно запустить в работу другие, резервные участки головного мозга. Таким образом, стимулируя один из органов чувств (в случае Глена Домана это было зрение), можно достичь резкого усиления активности всего мозга.

Больным деткам Глен Доман, врач-нейрохирург, показывал карточки с нарисованными красными точками, увеличивая интенсивность показов и продолжительность самих занятий. Длительность урока составляла всего лишь около 10 секунд, но количество самих уроков за день было несколько десятков. И как результат, метод сработал.

Основываясь на опыте с больными детьми, Глен Доман пришёл к выводу, что данную методику можно активно использовать для обучения здоровых детей, тем самым развивая их интеллектуальные способности.

Правила обучения

Итак, если вы решили приступить к обучению своего малыша по методике раннего развития Глена Домана, то следует придерживаться определённых основных правил:

  • всегда придерживайтесь своей интуиции и не делайте того, что по вашему мнению не нравится ребёнку;
  • не пытайтесь всецело и полностью следовать всем рекомендациям развивающей методики Глена Домана, сочетайте занятия с развивающими играми и другими занятиями;
  • как правило, демонстрационные материалы по методике Глена Домана показываются очень быстро, в течение всего 1-2 секунд, но тем не менее ритм обучения должен ориентироваться на ребёнка и на его потребности. Если же всё-таки двухгодичный ребёнок заинтересуется демонстрационной карточкой, возьмёт её и начнёт задавать вопросы, то не нужно её отбирать у малыша, правильнее будет ответить на все вопросы вашего ребёнка;
  • длительность занятий должна ориентироваться на ваши возможности, не нужно слепо следовать цели и подчинять всю жизнь обучению. Нужно помнить, что первоначально методика была создана для «особых» деток, поэтому все её алгоритмы не должны применяться для здоровых детей;
  • любые занятия дадут положительный результат, поэтому не нужно делать то, что вам не под силу.

Обучающий материал

Сам процесс обучения происходит по следующей схеме. Вы показываете ребёнку карточки со словами, замечу, с целыми словами. Доказано, что ребёнок лучше воспринимает целые слова, как бы фотографирует их в памяти, чем отдельные буквы и слоги.

Обучающий материал готовится из картона размером 10*50 см. Первоначально высота букв должна составлять 7,5 см, а толщина шрифта - 1,5 см. Все буквы должны быть написаны ровно и чётко. Позже слово должно сопровождать изображение соответсвующего предмета. В процессе взросления ребёнка сами карточки, а также высота и толщина букв уменьшаются. Сейчас можно найти готовые карточки Глена Домана в интернете, а также купить в магазине. Это очень удобно, так как не нужно тратить довольно много времени на изготовление обучающего материала.

Физическое развитие и интеллект

Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет включает в себя целую систему интеллектуального и физического развития. Г.Доман настоятельно рекомендует родителям обучать своих детей всем возможным способам движения. Он разработал поэтапную схему развития всех навыков движения от ползания, плавания, гимнастики до ходьбы на руках и танцев. Всё объясняется тем, что, чем быстрее ребёнок совершенствует свой «двигательный интеллект», тем активнее у него развиваются высшие отделы головного мозга.

Обучение чтению, счёту и энциклопедическим знаниям

Всё интеллектуальное обучение по Доману можно разделить на три этапа:

  1. обучение чтению целых слов, для чего изготавливаются карточки с целыми словами и делятся на категории;
  2. решение примеров - для этого изготавливаются карточки не с цифрами, а с точками от 1 до 100, а также со знаками «плюс», «минус», «равно» и т.д.;
  3. обучению энциклопедическим знаниям с помощью карточек (картинка + слово) - такие карточки готовятся по категориям, в среднем 10 карточек из одной категории (например, «животные», «профессии», «семья», «посуда» и т.д.).

Вопросы и проблемы

В процессе обучения ребёнок не всегда хочет смотреть карточки. Причиной может быть либо неудачно подобранное время для занятий, либо слишком длительная по времени демонстрация одной карточки (напоминаю, время должно тратиться не больше 1-2 секунд), либо продолжительность самого занятия слишком долгая.

Не нужно проверять и тестировать ребёнка, через время, по его поведению, вы сами поймёте, что знает ваш малыш.

Делаем выводы

Обучение по методике Глена Домана всегда вызывает дискуссии и споры. Особенно сложно объяснить старшему поколению, которое учило своих детей читать по слогам, что нужно читать слова целиком. Как родитель, скажу откровенно, что слепо следовать всем аспектам данной методики не нужно и не стоит. Ваш ребёнок - индивидуальность, требующая особого подхода. Главное, что нужно уяснить для себя из этой методики, это то, что обучение чему-либо должно проходить «легко и приятно», ведь только при таких условиях способности малыша превзойдут все ваши ожидания.

Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка - методику Глена Домана

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)

Пространство неограниченных возможностей

Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.

Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.

Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.

Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.

Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

Правое полушарие и минусы обучения

Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.

Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.

В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.

Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.

Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.

Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.

Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.

Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.

Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.

Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.

Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.

К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Заповеди Глена Домана

♦ Начинайте как можно раньше.

♦ Учите с удовольствием.

♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.

♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

♦ Почаще вводите новый материал.

♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.

Все родители желают своим детям добра и все хотят видеть их счастливыми. Но у каждого из нас свое представление о том, как помочь детям обрести счастье. Любовь вообще и любовь родительская особенно выражается в желании развития объекта своей любви. Мы хотим видеть своих малышей умными, развитыми и в будущем, конечно, успешными. Но как этого добиться? Существует множество методик раннего развития детей . Давайте рассмотрим одну, очень хорошо зарекомендовавшую себя методику развития ребенка Глена Домана .

Немного истории: кто он?

Глен Доман – ученый, который прожил замечательных 94 года, наполненных войной, исследованиями и важными для нас открытиями. родился в Филадельфии в США в 1919 году и накануне Второй мировой войны получил профессию физиотерапевта. Он пошел добровольцем на фронт, храбро воевал в Европе и был награжден крестом «За выдающиеся заслуги». После войны стал изучать возможности и резервы человека, создал организацию «Институт достижения потенциала человека» и начал работать с детьми с поражениями центральной нервной системы.

В результате его исследований и практик была создана , благодаря которой больные дети восстанавливаются, а здоровые быстро развиваются и обучаются. Автор множества популярных книг, Глен Доман рассказывает в них как научить ребенка читать по созданной им методике развития; как восстановить ребенка, если он имеет нарушения мозга и как развивать ребенка , научившегося рано читать .

Методика Глена Домана. Описание

А теперь о самом методе, о том, как ученый пришел к своей методике и какие получил результаты. Глен считал, что человеческий мозг безграничен в своих возможностях. Особенно велики резервы мозга в первые три года жизни, поэтому надо начинать кроху как можно раньше. Желательно начать с шести месяцев. При этом автор уникальной методики развития считает, что ребенка не надо мотивировать открывать мир и обучаться, он сам настроен на открытия и учится с удовольствием.

Чем больше информации малыш получает, тем быстрее ее усваивает и готов к новой порции. Чем позже начинается процесс обучения, тем меньше у ребенка интереса к познанию и тем сложнее ему учиться.

К шести годам, считает Глен Доман , возможности детского мозга сильно снижаются, ребенок все труднее учится и ему уже не так интересно открывать мир и узнавать новое.

Предполагает сочетание двигательной активности с интеллектуальным обучением. Это дает хорошие результаты, о них в 60-е годы в своих книгах рассказывал сам автор методики. Он настоятельно рекомендует с первых дней жизни помогать ребенку двигаться, учиться ползать, хватать предметы, переворачиваться.

А чтобы малыш быстрее стал развиваться физически, по методике развития Глена Домана, надо сделать небольшой желоб, по которому пускать ребенка, помогая ему ползать. Делать это надо ежедневно по несколько минут. В целом в день такие физические упражнения могут занимать до 4 часов. Физическая активность, утверждает автор методики развития ребенка , помогает активизировать мозг малыша с первых дней. Он видит игрушки, он пытается их взять, он следит за ними глазами, в это время работает мозг, впитывая информацию об окружающем мире.

Очень важно заниматься с малышом ежедневно, не пропуская ни дня и лучше в одно и то же время. Ведь график на самом деле придает жизни стабильность и уверенность. Постепенно кроме ползания к физическим упражнениям добавляются упражнения на захват пальцев взрослого руками ребенка, и постепенное привыкание висеть на этих пальцах.

Методика развития Глена Домана расписывает все физические упражнения с малышом на каждый месяц. «Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка » – с этой книги можете начать детальное изучение особенностей методики и возможности их применения в домашних условиях.

Методика обучения Глена Домана

Дальше происходит самое интересное. Начинаются занятия по развитию интеллекта . По методике развития Глена Домана начинать их можно с трехмесячного возраста. Впрочем, можно начать и позже, но все-таки лучше не затягивать.

Занятия по развитию интеллекта по методике развития Глена Домана надо проводить регулярно. Ребенка учат говорить и читать . Возможно, это вызовет удивление у читателей, но именно благодаря этой методике дети начинают быстро понимать слова и запоминать их написание.

ВАЖНО! Как и любая методика, в данном случае важно применять ее систематически и желательно ежедневно. У малыша может даже не будет выходных, но с другой стороны – они и не нужны его, жаждущему новой информации, мозгу.

Методика чтения Глена Домана

Ребенку показывают карточку с нарисованным на ней животным, фруктом, овощем или другим понятным простым предметом и карточку с написанным словом, обозначающим предмет на первой карточке . При показе надо четко произносить слово несколько раз.

Методика развития Глена Домана предлагает начинать с самых простых слов: каша, кот, яблоко, мяч. Слова надо написать или напечатать на карточке крупно ярким цветом, например красным, оранжевым, алым. Произносить их надо громко и четко, внимательно наблюдая за реакцией малыша.

Карточки постепенно собираться в группы: отдельно животные, отдельно фрукты, овощи, части тела, имена близких людей. Кроме того, что их можно скачать и распечатать, карточки можно приобрести готовыми наборами уже распределенными по группам:

  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Продукты питания;
  • Предметы обихода;
  • Амфибии;
  • Рептилии;
  • Медведи;
  • Породы собак;
  • Кошки;
  • Объекты природы;
  • Домашние животные;
  • Хищники;
  • Жители водной стихии;
  • Дикие животные;
  • Змеи.

Нюансы применения методики раннего развития в домашних условиях

  • Ребенок во время занятий по методике развития Глена Домана должен быть сытым, спокойным и выспавшимся. То есть его ничего не должно беспокоить и отвлекать.
  • Начинать надо с пяти карточек, показывать и проговаривать названия изображений всего 2 секунды. Таким образом, вы понимаете, что временные затраты минимальны, при максимальном результате для крохи.
  • Держать карточку перед глазами малыша на расстоянии 50 сантиметров.
  • Такие упражнения надо проводить три раза в день пять дней подряд. Можно устраивать выходные, можно не устраивать. Рекомендуют обычно с ними, потому что вернувшаяся семья в выходные дни, как правило, сложно держит регулярность занятий. А здесь главное их систематическое постоянство.
  • При этом последовательность показа карточек надо постоянно менять. То есть вы не даете одну и туже последовательность, а постоянно перемешиваете карточки.
  • Через пять дней одну карточку меняют на другую и последующие пять дней показывают малышу четыре уже знакомых карточки и одну новую.
  • В следующие пять дней вторая карточка заменяется новой и так, согласно методике развития Глена Домана, каждые пять дней появляется новая для ребенка карточка и новое слово.

Методика Глена Домана. Карточки

Карточки можно сделать самим. Можно написать слова на большом листе, можно наклеить картинку. А можно поставить точки и таким образом учить ребенка по методике развития Глена Домана математике , произнося словами количество точек. Самое главное определится, с чего именно вы начнете.

Кроме того, рынок товаров и дидактических материалов по развитию ребенка наполнен готовыми наборами для обучения с пеленок чтению и математике . Поэтому вы можете приобрести тот, которые посчитаете нужным:

Полезное видео

Если вы хорошо владеете языком, то можете посмотреть видео Глена Домана :

Описание методики раннего развития Глена Домана на русском языке:

Методика Глена Домана в течение последних десятилетий считается по праву одной из самых интересных педагогических концепций, посвящённых раннему развитию детей. Однако эта методика имеет не только широкий круг приверженцев, но и большое количество оппонентов, утверждающих, что методы обучения Домана неоднозначны, и далеко не всегда приводят к ожидаемому результату.

В чём же суть этой методики раннего детского развития, чем она отличается от других педагогических концепций, и каким образом можно охарактеризовать её сильные и слабые стороны?

Методика Глена Домана: все началось с карточек

В конце 40-х годов двадцатого столетия молодой американский учёный Глен Доман занимается реабилитацией детей с нарушениями нервной системы. Его пациентами становятся малыши с серьёзными заболеваниями, поэтому задания для них Доман разрабатывает простейшие – для начала врач пытается добиться фокусировки взгляда больных детей на каком-либо предмете.

Для этого он демонстрирует пациентам специальные карточки с нанесёнными на них в произвольном порядке красными точками. Доман добивается успеха – его подопечные действительно начинают фокусировать на карточках свой взгляд. Впоследствии доктор усложняет задания, показывая малышам карты не с точками, а с картинками, изображающими окружающие их предметы.

Этот метод обучения начинает работать, и уже совсем скоро, отстающие в развитии дети, учатся не только определять, что изображено на карточках, но пробуют двигаться и говорить. Успех был настолько ошеломляющий, что на базе своих открытий, Доман разрабатывает целую концепцию, посвящённую развитию маленьких детей. Именно эта концепция и стала называться впоследствии методикой раннего развития Глена Домана.

Основные положения методики

  • Наиболее интенсивно мозг маленького ребёнка развивается во временном промежутке от рождения до 3-х лет. Именно в этот период необходимо создать специальные условия, которые обеспечат определённый уровень интеллектуальной нагрузки. Чем раньше родители начнут тренировки интеллекта своего ребёнка, тем больше информации он сможет усвоить.
  • Движение и двигательная активность детей стимулируют гармоничное развитие и интенсивное формирование клеток мозга. Согласно Доману, ребёнок может научиться ползать, хватать, шагать, плавать значительно раньше, чем это декларируется общепринятыми педиатрическими нормами. Например, учить ползать малыша Доман предлагает практически с рождения, в то время как классическая педиатрия считает началом естественного ползания возраст малыша от 4-х до 7 месяцев.
  • Доман, как учёный, отдаёт приоритет зрительному познанию окружающего мира. Он считает, что мозг ребёнка работает таким образом, что способен «сфотографировать» и аккумулировать огромное количество информации. Именно эту информацию и должны предлагать родители малышу с первых моментов его жизни. Для этого учёный разрабатывает специальную систему карточек, позволяющих донести информацию об окружающих ребёнка предметах в процессе их зрительного восприятия.

Карточки Домана – источник энциклопедических познаний детей

Все познания, необходимые малышу, учёный предлагает сообщать ему посредством специальных обучающих карт.

Внешний вид карточек

  • Определённый размер (одна сторона карточки не должна быть меньше 15–20 см.).
  • Высота шрифта на тематических карточках должна быть не менее 2,5– 3 см.
  • Каждая карта должна содержать изображение понятия (предмета, природного явления) и буквенное обозначение (название) этого предмета или явления.

Урок с картами

Подготовьте несколько тематических наборов карточек: фрукты, ягоды, еда, животные, природа и т.д. Отведите постоянное время для занятий в течение дня.

Показывайте карточки следующим образом: продемонстрировав картинку, громко проговорите, что на ней изображено. Сделать это нужно в течение 1-2 секунд, не более. Вдаваться в дополнительные объяснения не нужно, пары секунд вполне достаточно, для того чтобы малыш усвоил необходимый объём информации.

Количество карточек для первых занятий – не более 5 штук. Со временем можно увеличить количество показываемых карточек до 10 в течение одного занятия.

К обучению детей посредством карточек Доман рекомендует приступать в возрасте до одного года! Именно в этом возрасте, согласно концепции учёного, мозг ребёнка способен поглотить огромное количество информации. Тем не менее, в возрасте одного-трёх лет эти занятия будут также эффективны.

Вариантов карточек Домана великое множество. Они представляют собой не только наборы тематических карточек с информацией об окружающем мире, но и дидактический материал для обучения счёту (карточки с точками) чтению (карточки со словами).

Как и любой другой метод раннего развития детей, учение Домана имеет не только сильные, но и слабые стороны. Желательно, чтобы родители изучали все «за» и «против», задумываясь о том, какой отдать своё предпочтение.

Слабые стороны этой методики раннего развития

Общие моменты

Ребёнок в этой системе обучения является пассивным объектом, методика не поощряет возникновения у него живого интереса к изучаемым объектам. Так на просмотр карточек отведено строго регламентированное время, а объяснения и ответы на вопросы (если таковые возникнут у малыша в процессе занятия) не поощряются.

Таким образом, в первую очередь тренируется «механическое запоминание». Доман видит основной задачей насыщение мозга маленького ребёнка максимальным объёмом информации. Чрезмерная наглядность (использование карточек с подписями) не стимулирует развития у ребёнка так называемого «текстового» мышления – потребности получать и анализировать информацию из текста, без подкрепления её наглядным материалом. Тем не менее, чтобы обеспечить гармоничное развитие малыша, ему нужно сообщать как можно больше текстовой информации. Занимаясь с ребёнком, родителям желательно чаще использовать потешки, стишки, прибаутки, читать ребёнку сказки и стихи. Но методика Глена Домана не придаёт большого значения этим моментам. А между тем навыки «текстового» мышления будут очень востребованы на этапе дальнейшего обучения детей в школе.

Обучение чтению

Построено на механическом запоминании написания слова, демонстрируемого на картах. Доман считает, что если детям с регулярной частотой показывать написание тех или иных слов, то со временем они обязательно уловят связь между написанием и воспроизведением слова. Но практикующие педагоги говорят об обратном: детям трудно обнаружить связь между написанными словами и звучащей речью, и рано или поздно их родители обращаются к – , слогов и только потом, чтения слов.

Обучение математике

Может оказаться весьма трудоёмким проектом по сравнению с классическими методиками. Ведь Доман настаивает на том, чтобы обучаемый представлял не изображение цифры, когда речь идёт о числе, а реальное количество.

Например, мы говорим 36 и представляем цифру «36». Методика Домана предполагает обучение детей реальному количеству, а не его интерпретации в виде цифры. То есть, в процессе обучения ребёнка счёту, ему нужно все время демонстрировать карточки с нанесёнными на них точками, обозначающими то или иное число. Представьте на секунду сколько нужно создать вариантов таких карточек, и насколько это трудоёмкий по сравнению с классическими способами процесс.

Но базовый принцип, состоящий в том, что ребёнок сначала осваивает категорию количества, а потом закрепляет за ней числовое представление, не подлежит сомнению. Однако у отечественных педагогов, придерживающихся аналогичных взглядов, есть куда более простые для реализации способы обучения детей математики – через изучение , .

Подводя итоги, можно сказать, что методика Глена Домана направлена на гармоничное развитие интеллектуальных способностей у маленьких детей. Однако эта педагогическая концепция несколько игнорирует развитие у детей других важных сфер - психоэмоциональной, гуманитарной, поэтому её вряд ли можно назвать идеальной и исчерпывающей.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Реальные истории семей развивающие своих детей по методики Глена Домана:

Методика Глена Домана

315725

глен доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. основная идея глена домана звучит так: "в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

семья глена домана: жена кэти, сын дуглас (является вице-президентом института развития человеческого потенциала), дочь джанет (возглавляет этот институт).

историческая справка. в 1940 году глен доман окончил пенсильванский университет в филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. в 1941 году его работа была прервана второй мировой войной. свою службу в армии доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. по окончании войны доман вернулся к медицинской практике. вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. в 1955 году глен доман основал институт развития человеческого потенциала, базирующийся на его методике.


методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге г.домана «что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

в течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

в ходе кропотливой работы доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. гленом доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

в 1960 году в журнале «американской медицинской ассоциации» появилась статья домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. о работе института развития человеческого потенциала стало известно широкому кругу людей. исследования домана произвели в науке «мягкую революцию» . с тех пор глен доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

среди многих наград, полученных доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

методика домана для здоровых детей

впоследствии глен доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. а началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. тогда доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. результат превзошел все ожидания!

дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

основные тезисы методики глена домана

- каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- маленькие дети обладают огромной жаждой познания. они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- самыми лучшими учителями являются родители. они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

основные принципы и правила обучения ребенка по методике домана

1. начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. чаще вводите новый материал.

8. будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. не проверяйте знания своего ребенка.

10. тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

все дети могут стать физически совершенными

(по книге г.домана «как сделать ребенка физически совершенным»)

в методике глена домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

итак, отталкиваясь от идей методики домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. при этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

также методика глена домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

от одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой глена домана. ;

чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге г.домана «гармоничное развитие ребенка»)

доман считает, что «человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. при этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. отстань;

2. это "гав-гав";

3. это "собака";

4. это "лабрадор";

5. показать ему десять картинок с собаками;

6. научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

методика домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

как научить вашего ребенка читать

(по книге г.домана “как научить вашего ребенка читать”).

глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. глен доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

как работать с карточками домана

обучать ребенка чтению по методике домана можно начинать с шестимесячного возраста .

для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. для начала обучающие по методике домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. в течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. всё, занятие окончено. теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. в течение первого дня показ карточек домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек домана

ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

продолжительность одного занятия - 5 секунд.

введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

обратите внимание: в методике домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"букварь с пелёнок"

последовательность обучения чтению по методике глена домана выстроена от простого к сложному

    • первый этап - отдельные слова.
    • второй этап - словосочетания.
    • третий этап - простые предложения.
    • четвертый этап - распространенные предложения.
    • пятый этап - книги.

как научить вашего ребенка считать

(по книге г.домана "как обучить вашего ребенка математике")

"математика с пелёнок"

доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

для обучения ребенка счету по методике глена домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. на каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

последовательность обучения счету по методике домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • первый этап - освоение понятия "количество".
  • второй этап – уравнения.
  • третий этап - решение задач.
  • четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • пятый этап - цифровые уравнения.

как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«по большому счету, - считает глен доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. детский мозг может воспринимать только голые факты.

чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики г. домана :

1. отчетливо видны все детали.

2. изображен только один предмет.

3. у него должно иметься специальное название.

4. этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. карточка должна быть чистой.

на одно занятие по карточкам с картинками по методике глена домана отводится около 30 секунд.

доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. искусство – в него входят категории, например, картины ван-гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "школьник", "подсолнухи", "мадам рулин со своим ребенком", "почтальон рулин", "печальный старик", "терраса кафе ночью", "автопортрет", "цыганские телеги", "церковь в оверне", "поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. история – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: николай ii, александр невский, столыпин, александр i, ленин, иван грозный, петр i, eкатерина ii, брежнев, керенский и т.д.

4. география – в него входят категории, например, города россии, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: санкт-петербург, екатеринбург, самара, нижний новгород, ярославль, красноярск, новосибирск, суздаль, сочи и т.д.

5. музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: бетховен, моцарт, чайковский, бизе, верди, кальман, бах, шопен, мусоргский, скрябин и т.д.

6. язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: толстой, пушкин, достоевский, лермонтов, некрасов, булгаков, солженицын, чехов, гончаров, бунин и т.д.


в рамках методики глена домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. исходя из методики домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

раздел: биология.

набор карточек: обычная ворона.

1-й уровень: вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: в семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: только в новой зеландии и на большинстве островов тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

закончить обзор системы хотелось бы словами самого глена домана: «наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. его мозг - это самое невероятное чудо. да и вы сами тоже чудо».

причины улучшения состояния больных детей

далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек глена домана, достигают значительных результатов. и наоборот, очень многие дети при институте домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. происходило это отчасти по таким причинам:

1. матери больных детей верили в успех. они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. методика глена домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. строгое следование методике домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

спорные вопросы методики домана

когда читаешь книги глена домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. но живые дети – не электронные машины. заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. ведь мало знать те или иные факты. нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. и есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». изучая же в рамках методики домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике глена домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике глена домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. и как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. и большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. обученный по методике глена домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. на практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике домана. это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. а по методике глена домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

к счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

до 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

после 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике домана.

после года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

в 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике глена домана.

в 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

после четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике домана.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!