Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Кружок по экспериментальной деятельности с детьми название. Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе

Татьяна Чепайкина
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе

Цель : создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя,«ученого».

Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи: [

1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

b]Новизна программы заключается:

В поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

В создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Для выявления уровня познавательного развития детей был использован комплекс психолого - диагностических методик для детей 2 -3, 3-4, 4-5 лет (Методика «Дом животного» - адаптированный вариант методики Векслера, методика «Рыбка» - автор В. В. Холмовская, методика «10 предметов») направленных на оценку восприятия формы, пространственных отношений, развития памяти, мышления, внимания.

Программа разработана для детей 4-5 лет.

Программа рассчитана:

На восемь календарных месяцев, для детей 4-5 лет;

Состоит из 31 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Форма организация детей : подгрупповая

Предполагаемый результат:

Умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

Умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

Умение опытным путем доказывать свойства песка;

Умение опытным путем выявлять свойства предметов,массу, размеры;

Расширение знаний об увеличительных приборах;

Умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Основные направления работы, формы и способы их реализации.

1 Создание предметно-развивающей среды:создание уголка экспериментирования,создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

2 Формирование у детей 4-5 лет навыков эпериментальной деятельности:обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сентябрь

1.«Свойства мокрого песка»:познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

2. "Почему все звучит?":подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Октябрь

1."Прозрачная вода. Вода принимает форму. ":выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.

2. Какие предметы могут плавать?:дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

3. Свет повсюду:показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

4. Можно ли менять форму камня и глины: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Ноябрь

1. Где вода?:выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

2. Школа почемучек. :закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.

3. Что растворяется в воде. :показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Кто живет в воде. :найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.

Декабрь

1. Увеличительное стекло:познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.

2. Делаем мыльные пузыри. :познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

3. Изготовление цветных льдинок. :познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

4. Почему растаяла снегурочка?: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Январь

1. Ловись, рыбка и мала и велика. :выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2. Узнай все о себе, воздушный шарик. : Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.

3. Знакомство с микроскопом:закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом.

Февраль

1. В мире стекла. :помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

2. Знакомство с биноклем:закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой.

3. Воздух повсюду. :обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

4. Посадка лука. :расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Март

1. Что такое телескоп?: Вспомнить все увеличительные приборы, познакомить с телескопом.

2. В мире пластмассы. : Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

3. Тающий лед:определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.

4. Фокусы с магнитами:выделить предметы, взаимодействующие с магнитами .

Апрель

1. Солнечные зайчики:понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

2. Поможем Незнайке вылепить посуду. :расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду.

3. Что отражается в зеркале. :познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать.

4. Волшебное сито:познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

1. Металл, его качества и свойства:узнавать предметы из

металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

2. Свойства песка, льда и воды. : выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

Буклеты для родителей.

Открытый показ кружковой работы.

Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».

Фоторепортажи о кружковой работе.

Выступления на родительских собраниях.

2017-2018г.

Перспективный план кружка" Искатели" подготовительная группа (опытно-экспериментальная деятельность)

« Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Пояснительная записка:

Кружок имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Искатели» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

Наблюдения;

Опыты и эксперименты;

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических игр;

Словесные методы:

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Загадывание загадок;

Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

Организация продуктивной деятельности детей;

Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

Постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективное планирование

познавательно-исследовательской деятельности детей

подготовительной группе

Тема

Задачи:

Материал:

Сроки

Сентябрь

Тема: “ Вещество. Камни.“

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . Фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.

«Живые камни»

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Мел, известняк, каменный уголь, разные ракушки. Рисунки папоротников, лупы, толстое стекло.

«Замерзшая вода двигает камни »

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Вода, пластилин, соломинка,

морозильник

«Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав(глинистая, песчаная, чернозем)»

Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.

Три стеклянные банки, ёмкости с разными видами почвы, бутыль воды.

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

«Вода в природе и в быту».

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь.

Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы.

«Вода – помощница»

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных.

Вода, баночки, молоко; иллюстрации «Морское дно» и «Река».

«Вода – источник жизни»

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.

3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.

Опыт: «Вода – растворитель»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке. Закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Ноябрь.

Тема:«Человек»

«Наши руки»

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание).

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

«Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.

«Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).

Декабрь

Тема:«Магнитизм»

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь).

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

«Волшебная монета»

Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность.

Шесть медных монет.

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Январь

Тема:«Вещество. Песок и глина»

«Песок и глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

«Животные и песок»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Песок, мелкая ёмкость,

верхушки моркови.

Февраль

Тема:«Вещество. Воздух и его свойства»

«Знакомство со свойствами воздуха»

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой

Материал: Пипетки, шприц, подкрашенная вода

Материал: Два листа бумаги

«Воздух занимает место.»

Показать, что воздух занимает место

Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.

«Неизвестное – рядом»

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

Март

Тема:«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

«Этот загадочный космос»

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.

«Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом»

Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.

Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

«Звезды светят постоянно»

Показать, что звезды светят постоянно.

Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик.

Апрель

Тема:«В мире электричества»

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.

«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Домашнее растение.

Май

Тема:«Свет и цвет»

«Откуда радуга берется?».

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Опыт: «Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

Цветовой волчок или юла.

«Свет вокруг нас».

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч.

Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.


Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность и значимость программы

Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования.

Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельной найти ребенку.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
  • Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
  • Принцип «развивающей интриги».
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

Практическое значение программы кружка

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

  • обогащение представлений об окружающем мире,
  • развитие познавательной инициативы (любознательности),
  • освоение культурных форм упорядочения опыта: родо-видовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» - опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы - 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

  • 1 этап - с детьми 5-6 лет;
  • 2 этап - с детьми 6-7 лет.

Формы и режим занятий

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду - уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 минут, с детьми 6-7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).

Соответствие требованиям ФГОС

  • Отбор оборудования, учебно-методи-ческих и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
  • Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
  • Положение о кружковой работе
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Преемственность

Программа кружка предполагает:

  • сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
  • сформированность личности ребенка;
  • основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.

Перспективы работы

Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.

Цель и задачи программы

Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его
личностный рост.

Задачи программы

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Перспективный план старшей группы (краткое описание тем)

№ занятия

Перечень тем

Количество занятий

Теоретическое

Практическое

1 этап (5 - 6 лет)

Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента

Опыты с водой

«Плавает или тонет»

«Какого цвета вода»

«Чем пахнет вода»

«Какую форму имеет вода»

«В каком направлении давит вода»

«Вода как растворитель»

«Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»

«Нарушение равновесия»

«Измерение температуры воды»

«Лед - твердая вода»

«Снег превращается в воду»

«Как выйти сухим из воды»

«Замерзая, вода двигает камни»

«Насыщенные растворы»

«Изменение объема воды»

«Вода в скафандре»

«Бездонный стакан»

«Плавающая скрепка»

«Встречное движение»

«Движение друг от друга»

«Водяной подсвечник»

«Вода и звук»

«Как добыть воду для питья»

Опыты с воздухом

«Воздух есть везде»

«Лимон надувает воздушный шар»

«Работа воздуха»

«Давление воздуха»

«Расширение горячего воздуха и его движение»

Перспективный план подготовительной группы (краткое описание тем)

2 этап (6 - 7 лет)

Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории

Опыты с огнем

«Горит - не горит»

«Работа с огнем»

«Живая тень»

Опыты с напольными весами

«Работа с напольными весами. Знакомство»

«Взвешивание предметов»

«Рекордный вес»

Опыты с магнитом

«Магнитная задача»

«Танцующие скрепки»

«Летающая бабочка»

«Магнит и стрелка»

«Фокус с магнитом»

«Сила притяжения магнитов»

«Все тела притягиваются друг к другу»

Научные опыты

«Снежные цветы»

«Висит без веревки»

«Сломанный карандаш»

«Неугомонные зернышки»

«Подводная лодка из винограда»

Подводная лодка из яйца»

«Своды и тоннели»

«Как проткнуть воздушный шар без вреда для него»

«Понятие об электрических зарядах»

«Танцующая фольга»

Опыты для большой истории

«Рассматривание веществ»

«»Извержение вулкана»

«Горообразование»

«Всемирный потоп»

Опыты с растениями

«Откуда взялись растения»

«Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м»

«Как растение ищет свет»

«Как питаются растения»

«Как вянут стебли растений»

Освещение возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

  1. Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
  2. Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • амостоятельность при поиске открытий;
  • роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • растойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».

Педагогическая диагностика и методики результативности программы:

  • выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
  • исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».

Методика «Выбор деятельности»

(Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности:

  1. Игровая
  2. Чтение книг
  3. Изобразительная
  4. Труд в уголке природы
  5. Экспериментирование
  6. Конструирование

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка:

  1. Песок и вода
  2. Магниты
  3. Бумага
  4. Стекло
  5. Резина

Количество детей

Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)

Изучение познавательной активности детей:

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний;
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы;
  3. Чудо машина умеет все на свете, прикажи ей что-нибудь;
  4. В главной книги страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать?

Уровень познавательной активности

Дидактическая проективная методика «Сахар»

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы:

  1. Полный ответ с аргументацией
  2. Правильный ответ без аргументации
  3. Ответ с ошибкой
  4. Отсутствие ответа

Диагностическое задание игра «Да - нет»

Исследование динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Отвечать на вопрос «Что это?»

Показатели:

  1. Продуктивность
  2. Количество прямых вопросов
  3. Количество абсурдных вопросов
  4. Количество вопросов высокого уровня

Развитие исследовательской активности общее

Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание


Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

Организационный раздел

Предметно-развивающая среда и система работы по программе:

  1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  3. Обучающие познавательные занятия.
  4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
  • сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы для проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

Программа кружка «Юный исследователь»

Утверждаю: заведующий

МБДОУ д/с № 35

Сморкалова Е.С______________

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка»

2 младшая группа

Руководитель кружка:

воспитатель:

Соловьева Е А.

1. Пояснительная записка

2. Перспективное планирование

3.Список литературы

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю –я понимаю.

Конфуций

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему»»

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощаемой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

У детей 3-4 года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы разного содержания;

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети трех-четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Развивать инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Перспективное планирование работы

Период

Название деятельности

Цель

«Прятки» - игры с водой;

Пополнение знаний о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

«Волшебная водичка»

Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

«Горячо – холодно»

Определение температуры веществ и предметов.

«Льдинки разноцветные, яркие, приметные»

Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

«Мороз и солнце день чудесный»

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

«Ледовая фантазия»

Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

«Ветер, ветер, ветерок»

Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

«Да здравствует мыло душистое»

Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

«Снег – снежок»

Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

«Следы на снегу»

Пополнение знаний детей о плотности снега.

«Мои глаза»

Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни.

«Носики – курносики сопят»

Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

«Для чего мне нужен язычок?»

Формирование представлений детей о языке человека, его значении.

«Держим ушки на макушке»

Формирование представлений об органе слуха – ухе.

«Что лучше бумага или ткань»

Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

«Тарелочка из глины»

Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.

«Бантик из бумаги и ткани»

Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

«В гостях у Красной Шапочки»

Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

«Тонет – не тонет»

Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.

«Витамины на окне»

Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

«Весенняя веточка»

Наблюдение за появлением листочков на веточке.

«Что в пакете?»

Знакомство со свойствами воздуха.

«Мыльные пузыри»

Закрепление представлений о свойствах воздуха.

«Живое - не живое»

Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Диагностика

Итоговое занятие

Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.

Список литературы

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)

    Дошкольное воспитание. Методико-педагогический реабилитационный центр « АКОНИТ» г.Москва.1998. – 128 с.

    Воспитатель дошкольного образовательного учреждения,№5. Издательство « Творческий центр Сфера» г.Москва.2014. – 128 с.

    А. И. Иванова « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учереждений. – М.: Творческий центр Сфера, 2003. – 56 с.

    А. И. Иванова « Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. – 224 с. – (Программа развития).

    А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений. – М. Творческий центр Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития»).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34

Утверждено

Заведующим МБДОУ

«Детский сад №34»

Рабочая программа

кружка по экспериментированию

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель:

Е.А.Обердерфер

2015

Список детей

Время проведения кружка:

Вторник 10.25 – 10.50


«Чудеса своими руками»


Программа кружка

По экспериментальной деятельности

Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом ФГОС.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными .

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию

познавательных интересов детей посредством

опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий : 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов : зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.

5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

11. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.

13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т. А. М.: АРКТИ, 2004.

16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.

17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.

18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.

19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!