Короткая считалка для детей. Длинные считалки
Но ведь заставить малыша спокойно сесть и выучить цифры невозможно, ему хочется играть и забавляться весь день напролет.
Выход из этой ситуации простой - используйте считалки для детей . Краткие стишки ознакомят его с правилами счета. Ребенок будет с удовольствием учить детские считалочки, чтобы применять их для выбора ролей между друзьями в различных коллективных играх.
Дети сами нередко фантазируют изменяя различные строки считалок, это интересно, весело и весьма полезно для детского ума. Но измененная считалка для детей
никогда не потеряет своей сути - она помогает деткам ознакомиться с математикой , сделать первые шаги на пути к познанию этой науки.
Популярные считалки для детей младшего возраста:
###
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
###
Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет -
Тот уйди!
###
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!
###
- Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Честь, конечно, велика,
Только я достала сала,
Обойдусь без молока.
Ты не бойся нас, глупышка,
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ТЫ!
А кошка – ОН!
###
Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
Считалка
является одним из жанров устного творчества народа. Ее применяют для развития памяти у детей,считалка незаменима в играх с несколькими участниками, даже когда их только двое, например дитя и мама. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом показывает ребенку принципы элементарных математических действий, чтобы заинтересовать малыша. Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление.
Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки. Придуманных народом считалок много, самые интересные собраны в данном разделе нашего сайта.
Один ребенок выучил считалочку , рассказал ее в начале игры своим сверстникам, которые тут же ее запомнили. С памятью нужно работать с ранних лет и считалка в этом случае - хороший тренер. Педагоги в младших классах, нянечки, воспитатели и родители должны знать считалки для детей, которые помогут привлечь ребенка к игре , а ведь для малыша игрой можно назвать абсолютно любой процесс.
Считалка помогает распределить роли в играх.
Дети становятся в круг и один из них громко и выразительно читает ее, показывая при каждом слове одного из участников коллектива, на ком завершится счет, тот и получит роль. Приучите ребенка к различным интонациям. В 5-6 лет дитя уже чувствует наличие лишнего звука, либо его недостаток. Развивайте дикцию своего чада, кроме считалок для этих целей подойдут и загадки.
Лучшие считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Следующая статья:
Детские считалочки используются для жеребьёвки издавна. Таким незамысловатым способом дети и даже взрослые выбирают одного или нескольких ведущих и устанавливают очерёдность. Обычно их используют в играх, реже - для решения бытовых проблем. Например, чтобы определить, кому на этот раз выпадет не слишком приятная роль мыть грязную посуду.
Родители и дети
Детские считалочки знакомы всем с юного возраста и остаются в памяти вплоть до глубокой старости. Они являются неотделимой частью той жизни, в которой еще не было электронной техники, компьютеров и телефонов. В советское время бо́льшую часть досуга детки проводили на улице за игрой в казаки-разбойники или прятки. Именно в дворовых забавах и применяются полезные стишки, которые надолго откладываются в голове. Считалки передаются из поколения в поколение, поддерживая древние традиции и интересы.
И сегодняшние дети не станут исключением. Родители учат их считалкам, которые, в свою очередь, перейдут следующему поколению. И даже если с каждым днём придумывается всё больше и больше новых считалочек, старые ещё будут активно использоваться и навсегда останутся в устном народном творчестве. А если в семье появится традиция придумывать новый такой стишок хотя бы раз в неделю, то ребенок, несомненно, вырастет творческой личностью.
Литературоведы относят шуточные стишки-считалочки к детскому фольклору.
Происхождение считалок
Их история началась гораздо раньше, чем многие думают. Эти короткие стихи появились и начали использоваться еще в ритуальных обрядах античного времени для пересчета вещей, определения «счастливых» и «несчастливых» предметов обихода, которые либо ставились на самое видное место, чтобы «притянуть в свой дом счастье», либо убирались подальше, а иногда и вовсе выбрасывались и даже сжигались.
Считалки могли использоваться и в качестве заклинаний. Раньше люди верили в силу слова, поэтому относились к зарифмованным текстам максимально серьёзно.
Уже несколько позже считалки начали употребляться в охоте. С их помощью проводилась жеребьёвка и определение должностных обязанностей в племенах, старейшины назначали ответственного за охрану лагеря, добычу провизии и даже выбирали лекаря. А также древние люди придумывали специальные короткие рифмованные тексты для охотничьей деятельности, используя в них слова, понятные только самим охотникам.
К примеру, вот одна из охотничьих считалочек:
«Ази, двази , призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест».
Этот стишок напоминает привычные цифры для счёта. Вполне вероятно, что его как раз-таки и использовали для пересчёта добытого пропитания. В современном обществе первоначальное значение стишков приобрело более простое использование.
Классификация по сложности и возрастам
Детские считалочки отличаются друг от друга, но основная разница заключается в возрасте тех, для кого они придуманы. В таких стишках нет сложных слов и мудрёных оборотов, фразы написаны таким образом, чтобы их мог запомнить каждый ребёнок.
Особенно известны считалки для детей 3−4 лет. Здесь употребляется простейшая рифма, благодаря чему текст отлично запоминается:
«Эники-беники
Ели вареники.
Эники-беники - клёц!
Вышел кудрявый матрос».
А эта считалочка для детей 4−5 лет. Как видно, она отличается от предыдущей. Здесь всё такая же элементарная рифма, но содержание уже чуть сложнее:
«Вышел месяц из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить
Все равно тебе водить».
А эта считалочка для детей 6−7 лет хороша в качестве «ритмического тренажёра»:
«На золотом крыльце сидели царь, царевич,
король, королевич,
сапожник да портной.
А кто ты такой?
Говори поскорей, не задерживай
добрых и честных людей!»
Существует и другая классификация считалочек. В ней отображены различия по смысловой нагрузке:
Дополнительные значения
Оказывается, кроме назначения ведущих, от детских считалок есть и другая польза. Помимо употребления в играх, эти стишки почти незаменимы в обучении ребёнка дошкольного возраста. Вот, к примеру, простая считалочка, которая поможет запомнить цифровой ряд:
Раз, два, три, четыре, пять,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Считалки не только способствуют формированию чувства ритма, музыки и темпа, что очень важно привить с ранних лет, но также научат и участвовать в семейных делах.
«Жребийные» стишки помогают:
Родители самостоятельно могут придумать пару стишков, которые будут помощниками в бытовых вопросах. К примеру, ребенок не хочет участвовать в делах по дому. Можно в игровой форме увлечь малыша, и тогда он сам не заметит, как пролетело время за работой и насколько это было увлекательно.
Как видно, детские считалочки - не просто увлекательные шуточные стишки. Они несут огромную пользу для всестороннего развития детей, подготавливают их к школе, учат общению с другими людьми, вырабатывают незаменимые лидерские качества. Это значит, что учить считалки с детства не только очень интересно, но и по-настоящему необходимо, о чем должен знать каждый родитель, воспитывающий малыша дошкольного возраста.
Многие родители знают: основа речи во многом определяется тем, как часто мы общаемся со своим малышом и какой характер имеет это общение. Считалочки - универсальное средство развить у ребёнка не только грамотную речь, но и чувство ритма. Игровая форма и ненавязчивость процесса обеспечивают интерес к обучению детей разных характеров и темпераментов. Считалка как жанр представляет собой небольшой стишок, форму жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В организации считалки очень важен ритм. В статье рассмотрим считалки как для самых маленьких слушателей - малышей до года, так и для подросших детей 2–3 лет, в текстах которых используется счёт.
Подборка считалок для малышей до года
Для малышей до года тексты считалочек максимально просты и ритмичны. При этом хорошо производить какие-либо действия рядом с ребёнком: поначалу хлопать в ладоши, в дальнейшем - «считать» любимые игрушки малыша. Это будет отличная тренировка не только памяти, но и ритма младенца.
Для детей до года считалочки совмещаются с прихлопываниями
Примеры считалочек:
Разнообразные считалки и короткие стихотворения хорошо развивают память малыша.
Считалки для детей 1–2 лет
С годовалого возраста малышей постепенно нужно знакомить со счётом, начиная с 3–4 цифр, постепенно доведя до 10. Также 1–2 года - период, когда ребёнок начинает повторять считалки вслед за взрослыми: сначала окончания фраз, а затем и полностью стишки. Считалочки для детей этого возраста рекомендуется брать не слишком длинные, особенно важно во время чтения делать паузы перед последним словом в каждой строке. Так в игровой форме ребёнок будет постепенно запоминать текст.
Годовалые малыши с помощью считалок осваивают свои первые цифры
Примеры считалок с использованием счёта:
Пальчиковые считалочки и игры развивают мелкую моторику и речь ребёнка в их единстве и взаимосвязи.
Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму:
Растительный мир также «поддаётся» изучению через считалки:
Не только объекты природы можно изучать с помощью считалочек, они прекрасно подойдут для запоминания цветов:
Видео: песенка-считалочка (счёт до 5)
Видео: девочка рассказывает считалку про пальчики
https://youtube.com/watch?v=DBXzl2217QE Video can’t be loaded: Детская считалочка устами ребенка. (https://youtube.com/watch?v=DBXzl2217QE)
Подборка считалок для детей 3 лет
Дети трёх лет уже сами могут проговаривать несложные считалки - главным образом те, которые они выучили в 2 года. Но родительское участие по-прежнему важно, теперь взрослые могут рассказывать ребёнку более сложные тексты. Постепенно малыш запомнит и их. В этот период взрослый может просто приговаривать или напевать текст, а ребёнок сам производит считающие движения рукой и по возможности «помогает» в тех эпизодах, где идёт счёт.
Трёхлетние дети «помогают» родителям рассказывать считалки
Примеры считалок для трёхлетних малышей:
Трёхлетние малыши отлично копируют интонации и жесты взрослых при чтении считалок и стихотворений
Если ребёнок уже знаком или в данный период знакомится со сложными числами - двухзначными и трёхзначными, считалки помогут ему в игровой форме закрепить новые знания:
Немного особняком стоят считалки, состоящие из «абракадабры» - слов, не существующих в природе. Но их также стоит изучать и рассказывать ребёнку, ведь такие считалки развивают память (запомнить слово без привязки к образу труднее), а также, благодаря специфическому набору звуков, активно тренируют дикцию малыша.
Валентина Грунина
«Выходи, тебе водить!» (считалки для детей)
ВЫХОДИ , ТЕБЕ ВОДИТЬ !
(СЧИТАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ )
Считалка - жанр устного народного творчества. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку .
В давние времена считалка использовалась взрослыми с практической жизненной целью - помочь распределить работу. Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям, распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок . И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие возникли недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление. Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки.
Катится яблоко
С крутой горы.
Кто поднимет - яблоко
Тот уйди!
Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.
Хлопушка взрывается,
Игра начинается,
В начале игры :
Раз, два, три,
За нитку тяни, ПЛИ!
Эни, бени, лики, паки,
Тиль, буль – буль, калеки – шмаки
Эус, деус, краснодеус, бакс.
Жили - были три селёдки
Куля, Муля и Балда. Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.
Гномик золото искал!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал,- как же быть!
Выходи ! Тебе водить !
Ехал туз на бочке.
Продавал цветочки,
Синий, красный, голубой -
Выбирай себе любой!
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!
Собирайся, детвора.
Нам уже играть пора.
Посчитаю всех детей ,
Ты выходишь , поскорей!
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана :
Буду деточек кормить,
А тебе , дружок, водить !
Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики -
Я замуж выхожу !
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дырки в сыре .
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Жили - были у жилета,
Три петли и два манжета.
Три да два, конечно пят!
Только знаешь в чём секрет?
У жилета нет… манжет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы.
Ты пойди-ка, поводи !
Ехала телега из Москвы,
Потеряла три доски.
Стук-звон,
Выйди вон!
Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи , тебе водить !
Катился горох по блюду,
Ты води , а я не буду.
Под горою у реки,
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит :
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон !
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем – водишь ты !
Зайцы бегали в лесу,
Повстречали, вдруг лису.
Ты, лиса, нас догони.
А лисою будешь ТЫ!
Ежик, ежик, чудачёк,
Сшил колючий пиджачок.
Нам водилку выбирать
Завтра с неба прилетит
Синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи !
Таря-Маря в лес ходила
Шишки ела – нам велела.
А мы шишек не едим,
Таре-маре отдадим.
Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза –
Тёмный светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принёс,
Тот и водит ! Всех за нос!
Белки зайцев угощал,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели .
Ехал мальчик из Казани.
В полтораста рублей сани.
В пятьдесят рублей дуга.
Мальчик - девочке слуга.
В гараже стоят машины –
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берёшь ключи!
Мы набрали в рот воды,
И сказали всем – ЗАМРИ!
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко
Съела его кошка.
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга !
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка – дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить – то будешь ты !
Высоко – превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз – два – три – четыре – пять,
Ты ведешь его искать.
Два пожарника бежали
И на кнопочку нажали : пип!
Из-под печки
Две дощечки – хлоп!
Вышел… кот.
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетет,
Первый кон водить идет !
Раз, два, три, четыре, пять.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга…
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы цветы.
Выходи из круга ты .
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича -
За Петра Петровича
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон.
Я - зверек, и ты - зверек.
Я - мышонок, ты - хорек.
Ты хитер, а я умен.
Кто умен, тот вышел вон.
Раз, два, три,
Четыре, пять -
Тебе в космос улетать !
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Нам ракету запускать!
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.