Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Консультация для воспитателей «Интеграция познавательного развития и двигательной активности детей. Двигательная активность дошкольников в играх и повседневной жизни

Активность - всеобщая характеристика живых существ, источник преобразования ими жизненно важных связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс), динамическое условие деятельности . Каковы источники активности человека? Мнения ученых в этом плане разнообразны. Представители бихевиорального подхода (Э. Торндайк, Д. Уотсон и др.) полагают, что источником активности является стимул - внешний раздражитель, вызывающий ответную реакцию организма; психоаналитического направления (З. Фрейд и др.) -врожденные влечения. Представители гуманистического направления (А. Маслоу, Г. Олпорт) считают, что источник активности в самом человеке, в его стремлениях, побуждениях. Представители культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) убеждены, что источник активности человека в его потребностях.

Познавательная активность тесно связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» ; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» . Под познанием понимается высшая форма человеческой деятельности, направленная на раскрытие новых закономерностей движения природы и общества, установление новых знаний о природе и общественных явлениях.

В психолого-педагогической науке не существует единства и в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «интеллектуальная активность», «умственная активность», «поисковая активность» и др., которые часто используются как близкие по значению.

Одни ученые интеллектуальную активность рассматривают как синоним умственной деятельности и выявляют ее уровни (А. Ф. Лазурский и др.), вто- рые - анализируют ее как личностное качество, интегральное свойство умственной деятельности человека, выявляя структуру и феномен интеллектуальной инициативы (Д. Б. Богоявленская, Е. М. Белорукова и др.), И. Д. Мурванидзе, В. С. Юркевич анализируют данное явление как потребность в умственных впечатлениях и усилиях, Ш. А. Амонашвили - как страсть к поиску, имеющую определенные компоненты, В. Оконь и другие изучают возрастные и индивидуальные черты умственной активности, Н. А. Богоявленская, З. И. Матвейчик и другие - влияние генетических и средовых факторов развития, М. А. Холодная, Н. С. Лейтес и другие анализируют данный феномен в контексте развития способностей и психологических механизмов интеллектуальной одаренности, Т. А. Шамова, Т. И. Зубкова, Г. И. Щукина, Л. П. Аристова, М. Муртазин рассматривают его в ракурсе активизации учебной деятельности детей, Т. И. Зубкова - как естественное стремление человека, характеристику деятельности и интегральное личностное образование, М. Ф. Беляев и другие акцент в изучении делают на уровни и стадии развития познавательной активности у детей различного возраста, Л. С. Славина, В. С. Юркевич, Л. В. Орлова анализируют явление, противоположное интеллектуальной активности, - интеллектуальную пассивность и лень, А. А. Волочков, Б. А. Вяткин рассматривают понятие «учебная активность детей», анализируют ее стили и уровни развития.

Выявлены две тенденции в понимании сущности интеллектуальной активности: она понимается как синоним умственной деятельности и как мера взаимодействия субъекта с объектом . Представители теории энергетизма (Ч. Спирмен, А. Ф. Лузурский и др.) понимают умственную активность как проявление нервно-психической энергии, внутренний источник психической деятельности и разделяют в связи с этим людей на уровни развития .

Д. Б. Богоявленская под интеллектуальной активностью понимает личностное качество, основными компонентами которого являются интеллектуальные (общие умственные) и неинтеллектуаль- ные (мотивационные) факторы умственной деятельности . При анализе сути данного явления акцент делается на его качественные характеристики и «интеллектуальную инициативу», сущность которой заключается в продолжении мыслительной деятельности за пределами ситуативной задан-ности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы, что отличается предпочтением мыслительной деятельности другим видам работы и стремлением к перевыполнению интеллектуального задания. Выявлены уровни «интеллектуальной инициативы»: пассивный, характеризующийся принятием того, что задано извне, не приводящий к творческой работе; эвристический, характеризующийся проявлением интеллектуальной инициативы, не стимулированной внешними факторами и субъективной оценкой неудовлетворенности результатами работы, приводящий к оригинальным способам решения задач, и креативный уровень, характеризующийся умением обнаружить эмпирическую закономерность, которая становится самостоятельной проблемой, когда человек стремится продолжать ее исследование. Структура интеллектуальной активности представляет собой совокупность интеллектуальных и мотивационных факторов. К интеллектуальным факторам относятся общие способности, составляющие ее фундамент и внутренний план действия [там же]. Ум -ственные способности имеют два компонента: операциональный (способы действия) и так называемое «ядро» (психические процессы) . Ядро связано с обучаемостью, которая включает темп продвижения в материале, особенности обобщения и абстрагирования признаков, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, а также степень осознанности действий. Внутренний план действия имеет пять уровней развития: фон, репродуцирование, манипулирование, транспонирование и программирование . Мотивационные факторы характеризуют мотив, который лежит в основе познавательной деятельности. Он может быть обусловлен важностью самой познавательной деятельности или стремлением к похвале, высокой оценке, желанием выиграть. Д. Б. Богоявленская экспериментально выявила связь между мотивационными факторами и уровнем интеллектуальной активности.

Под интеллектуальной инициативой у младших школьников понимается качество личности, побуждающее ученика к совершению самостоятельного бескорыстного познавательного действия. Это действие должно способствовать открытию учеником нового в известном . В своей структуре интеллектуальная инициатива имеет четыре компонента (мотивационный, эмоционально-волевой, операциональный и рефлексивный) и три уровня развития: низкий уровень, характеризующийся ситуативным познавательным интересом, стремлением к занимательности, ориентацией на внешнюю оценку; средний уровень, характеризующийся устойчивым интересом к познавательной деятельности, повышенной реакцией на успех, стремлением к активному поиску дополнительной информации; высокий уровень, характеризующийся ярко выраженным стремлением к самостоятельной познавательной деятельности, адекватным отношением к ее внешней оценке, стремлением к поиску информации за пределами изучаемого материала . Результаты указанного выше исследования показали, что у большинства учащихся начальных классов гимназии преобладал низкий уровень развития интеллектуальной инициативы. Почему? Дети прошли конкурсный отбор. Имеют высокие показатели готовности к обучению. А интеллектуальная инициатива отсутствует! Что привело их в гимназию? Страсть к познанию или желание учиться в престижном учебном заведении? Вероятно, второе.

Понятия «интеллектуальная активность» и «интеллектуальная инициатива» М. Г. Гинзбург, например, рассматривает как синонимичные, анализирует уровни их развития и связь с мотивационной сферой человека, понимая под интеллектуальной инициативой внешне не стимулированное стремление человека к аналитической деятельности, результатом которой является обнаружение закономерностей .

Познавательная активность свойственна не только человеку, но и животным. В середине двадцатого века группа зоопсихологов из США провела ряд экспериментов с животными. Крыс помещали в ситуацию выбора: условия комфорта (наличие тепла, воды, еды...) или темное, холодное, неизведанное пространство, где что-то мелькало, светилось вдали. Двадцать процентов животных в ситуации удовлетворенных физиологических потребностей (будучи сытыми, находясь в тепле) выбрали темное неизвестное пространство и проявили активное стремление его изучить. Почему это происходило? Ученые пришли к выводу, что в ситуации удовлетворенных физиологических потребностей, когда поиск пищи, воды, тепла не актуален и прекращен, ему на смену приходит поведение, связанное с поиском новых впечатлений! Но что интересно! Так вели себя не все животные. Восемьдесят процентов из них предпочли комфорт. Крысы-исследователи отличались от своих пассивных сородичей тремя важными характеристиками: смелостью, неагрессивностью, дружелюбие. Полагаем, что аналогичная закономерность может наблюдаться и в человеческом обществе.

Исследования отечественных ученых (Л. В. Кру-шинского, П. В. Симонова) показали, что животные с выраженной познавательной активностью являются менее агрессивными по отношению к сородичам в условиях стресса, откликаются на призывы о помощи своих собратьев, умеют переносить опыт, приобретенный ими, в одной ситуации на другую . Полагаем, эти качества присущи людям, склонным к познавательной деятельности.

М. Селигман проводил (жестокие, на наш взгляд) опыты с крысами на предмет значения раннего опыта жизни на развитие поведения и сопротивляемости организма к смертельной болезни . В исследовании анализировался аспект активности поведения в различных специально создаваемых ситуациях. Исследование показало, что опыт беспомощности животных в детстве приводил к пассивно-оборонительному поведению во всех жизненных ситуациях, в дальнейшем (во взрослом состоянии) эти животные были наиболее подвержены смертельному заболеванию. Опыт сопротивления в детстве приводил в дальнейшем к развитию упорства в поисках выхода даже из безнадежных ситуаций и устойчивости к болезни. Это свидетельствует о значимости условий воспитания и развития на выбор стратегии поведения живого существа, их влиянии на проявление познавательной активности в деятельности.

На процесс познания влияют как сами раздражители (стимулы), так и индивидуальные психологические особенности организма. В русском языке особенность стимулов обозначается понятиями: «новизна», «неожиданность», «странность», «оза-дачивание» и др. Стимулы, наделенные этими свойствам, порождают в центральной нервной системе «ситуацию субъективной неопределенности», конкуренцию, иначе говоря, конфликт. Полагаем, истоки поисковой активности кроются в психофизиологических механизмах мозга. Человек (и животное) либо избегает интеллектуальной деятельности, проявляя интеллектуальную лень, либо стремится к поиску, проявляя познавательную активность. И чем ярче противоречие и острее проблема, тем больше она привлекает личность и вызывает стремление ее разрешить.

Ученые изучали факторы умственной активности, определяющие избирательность, продуктивность и качество умственной работы , рассматривали проблему развития познавательной активности в контексте активизации познавательной деятельности учащихся средствами проблемного и программированного обучения , исследовали возможности управления познавательной деятельностью учащихся в контексте теории поэтапного формирования умственных действий в системе программированного обучения .

Наблюдается многообразие в понимании феномена познавательной активности, недостаточно изучено место данного явления в структуре активности человека. Существуют различные научные позиции. Так, например, под познавательной активностью понимается личностное качество, такая ее характеристика, как «интеллектуальная инициатива», имеющая уровни развития , и индивидуальный характер проявления в зависимости от когнитивного стиля . Выявлено качество, противоположное интеллектуальной инициативе, -интеллектуальная пассивность . Одни ученые понимают под феноменом познавательной активности естественное стремление человека к познанию, характеристику деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование , другие - личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности , черту личности (страсть) и в то же время явление, имеющее определенные компоненты . Ряд ученых рассматривают познавательную активность как потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях (Н. С. Лейтес, Н. Д. Мурва-нидзе, В. Оконь, Юркевич), другие - анализируют данный феномен в контексте учебной активности школьников (Л. П. Аристова, А. А. Волочков, М. О. Муртазин).

Под познавательной активностью мы понимаем движущую силу познавательной деятельности человека, выражающуюся в особом интеллектуальном отношении его к действительности (предметному миру, сфере человеческих отношений и самому себе). Это отношение характеризуется стремлением человека к умственным усилиям и интеллектуальному труду, преодолению трудностей в процессе достижения цели познавательной деятельности. Понятия «интеллектуальная», «познавательная», «умственная» активность мы используем как синонимичные. Существуют факторы, обуславливающие развитие познавательной активности в онтогенезе, каковыми являются условия воспитания и развития личности и врожденные предпосылки в виде задатков, лежащие в основе развития способностей человека. Вслед за классиками отечественной психологической школы Л. И. Выготского полагаем, что источником познавательной активности человека является познавательная потребность. Познавательная активность реализуется в познавательной деятельности. Огромное значение для развития познавательной активности имеют противоречия, которые, разрешаясь, способствуют движению вперед в психическом становлении личности. Полагаем, что ими являются: во-первых, противоречие между растущими познавательными запросами ребенка и реальным запасом знаний у него; во-вторых, противоречие между реальными (сформировавшимися) у ребенка способами получения знания и возросшей необходимостью у него в более сложных формах познания. Существуют уровни развития познавательной активности (репродуктивный и продуктивный (творческий)) и этапы ее развития в онтогенезе, каковыми являются любопытство, любознательность и познавательный интерес. Они характеризуются качеством интеллектуального продукта личности. Познавательный интерес является смыслообразующим мотивом познавательной деятельности. Полагаем, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. Проявлением такого сензитив-ного периода является познавательная активность детей, проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. Познавательная активность занимает определенное место в структуре активности индивида. Понимание сущности познавательной активности, закономерностей ее развития в онтогенезе поможет участникам образовательного процесса в обучении и воспитании детей.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность является важным условием развития ребенка.

Работая с детьми более 20 лет, я сделала вывод, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается, формируется его внимание и память, мышление.

Поэтому игры и пособия, с которыми я вас познакомлю, разработаны с учетом интеграции интеллектуального и физического развития. Эти игры я использую как часть занятия, как практический материал при проведении спортивно-развлекательных досугов, физминуток и, конечно же, в самостоятельной деятельности детей.

Я предлагаю разные варианты этих игр, что поможет в работе с детьми с разным уровнем развития, и в разных возрастных группах.

«КУБИК-ЗАНИМАТИКА»

Материалы:
Пластмассовый кубик.
Картон.
Фломастеры.
Скотч.
Клей «Момент»

Изготовление:
1. Нарезать 6 картонок по размеру граней кубика.
2. Оклеить скотчем карточки и наклеить их на грани кубика.
3. Нарисовать схемы со стрелочкой.

Примерные схемы передвижения в пространстве:

Цель :

  • развитие воображения, ассоциативного мышления
  • умение двигаться по направлению стрелки в разных направлениях.

Ход игры:

I вариант . Посмотрите на этот кубик. На каждой его грани, какое-то изображение. Я предлагаю каждому по очереди взять его в руки и рассмотреть эту грань. Как вы думаете, на что похоже это изображение?

А теперь встаньте, пожалуйста, за водящим друг за другом и пройдите по направлению стрелки.

II вариант . Игрок бросает кубик. Описывает, на что похоже изображение выпавшей грани. А затем выполняет движение по схеме. Если ребёнку сложно выполнить это задание, можно предложить из верёвочки выложить схему на полу и пройти согласно выложенному пути.

«ВЕСЕЛЫЕ ГУСЕНИЦЫ»


Материал:
Губки для мытья посуды разного цвета и разной толщины.
Клей «Момент».
Прочный шнур.

Изготовление:
1. Нанизывать губки на шнур с помощью «цыганской» иголки.
2. Вышить глазки и ротик (можно наклеить заготовки глазок и ротика из дерматина)

Цель :

  • умение сосчитывать предметы в движении, сравнивать их по толщине, длине и цвету;
  • развитие тактильного восприятия стоп, умение двигаться приставным шагом.

Задания :

  • Пройти по гусенице приставным шагом, одновременно называя цвет ее частей.
  • Пройти по гусенице прямо и сосчитать ее части.
  • Узнать какая гусеница длиннее.
  • Узнать какая гусеница толще.

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСТРОВКИ»

Материал:
Поролон размером 30 х 30, толщиной 4см.
Однотонная болоньевая ткань 2,5 метра.
Молнии 4 шт. по 30 см.
Куски разноцветной ткани для геометрических фигур.

Изготовление:
1. Сшить чехлы на молнии с нашитыми геометрическими фигурами.
2. Надеть чехлы на поролон.

Цель :

  • уточнение знаний о геометрических фигурах;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • развитие умения:
  • прыгать на двух ногах, на одной ноге и в разных направлениях;
  • отрабатывать разные виды ходьбы;
  • бегать змейкой;
  • развитие тактильного восприятия.

Задания : «Островки» лежат на полу друг за другом. Необходимо попрыгать на двух ногах с продвижением вперёд по «островкам»

  • Называя только цвет геометрических фигур.
  • Называя только форму.
  • Называя цвет и форму.
  • Называя любой предмет такого же цвета, как у геометрической фигуры.
  • Называя любой предмет такой же формы.

Прыгать можно боком «влево», «вправо», а так же на одной ноге. Можно предложить бег «змейкой» между островками.

«РАДУЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»


Материал:
Разноцветные атласные ленточки семи цветов радуги (длина 1м, ширина 2см).
Пластмассовое кольцо диаметром 15 см.
Лента контактная (липучка) 7х2 см.
Двусторонний цветной картон.
Цветные маркеры.
Скотч.

Изготовление:
1. Пришить ленточки по кругу к кольцу по цветам радуги.
2. На конце каждой ленточки сделать петельку для захватывания рукой.
3. По центру каждой ленточки пришить контактную ленту (2х1см).
4. Вырезать из картона фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
5. Наклеить на фигуры «липучки».
6. Нарезать из белого картона прямоугольники (9х5см) и нарисовать на них символы, обозначающие цвет, форму, размер.
7. Оклеить карточки скотчем с двух сторон.

Цель :

  • упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; закреплять цвета радуги;
  • уметь двигаться в разных направлениях.

Ход игры:

I вариант . Дети получают билеты-карточки с символами, обозначающими цвет ленты на карусели и занимают соответствующее место. (Ребятам можно предложить повторить названия цветов радуги со словами: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). После того, как все места будут заняты, контролёр проверяет билеты, дети начинают двигаться по кругу (например, вправо) со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите, карусель остановите.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

II вариант . Дети получают билеты-карточки с символами, обозначающими цвет, форму и размер геометрической фигуры, находят свое место на карусели.

III вариант . Дети приходят в кассу и сами описывают карточку-символ, которую хотят получить, возможны варианты со знаком отрицания (Например: «Я хочу получить билет с большим не красным кругом»).

Продолжение игры, как в I варианте.

«ГОРОДОК»


Материал:

Цветной картон (формат А4) – 10 листов (для «домиков»); чёрный картон (формат А4) – 2 листа, белый картон (формат А4) – 2 листа, белая бумага (формат А4) – 2 листа (для оформления «домиков»).
Цветная самоклеющаяся плёнка.
Цветные фломастеры.
Цифры от 1 до 10.
Клей.
Скотч.

Изготовление:
1. Взять цветные листы картона, загнуть с двух сторон по 5 см.
2. Линии сгиба оклеить полосками цветной самоклеющейся плёнки (шириной 4 см)
3. Вырезать из белой бумаги прямоугольники для «окон» (10 шт.), нарисовать линии окна. Готовые «окна» наклеить на «домики».
4. Из чёрного картона нарезать полоски для «крыш» (15х5см – 10шт.) и наклеить их сверху «домов».
5. На «крыши» наклеить цифры от 1 до 10 (номера домов).
6. Отдельно изготовить «письма» из белого картона в виде конвертов, на которых написать примеры: 9 – 1, 8 + 1 и т. п.
7. Оклеить «письма» скотчем.

Цель :

  • закрепить умение составлять числовой ряд; знание четных и нечетных чисел; умение решать примеры;
  • развивать ориентировку в пространстве; рассчитываться на «первый-второй», перестраиваться из одной шеренги в две, в колонну; умение передавать эстафету.

Ход игры:

I вариант . У каждого ребенка в руках домик с номером. По сигналу воспитателя дети «выстраивают» улицу из домов (числовой ряд от 1 до 10, либо от 10 до 1)

II вариант «Игра-эстафета» . По сигналу воспитателя дети делятся на две команды. Одна команда выстраивает четную сторону улицы, а другая – нечетную. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.

III вариант «Игра «Почтальон». Её можно провести в форме эстафеты (как во II варианте). У каждого ребёнка письмо с примером. Надо решить его и отнести в «дом» с нужным номером.

«ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА»


Материал:
Парниковая двойная плёнка (размер 1,40 х 1 м).
Цветной картон (красный, жёлтый, синий и зелёный).
Белый картон -16 листов (формат А4).
Клей ПВА.
Тесьма- 7м.
Кубики пластмассовые – 2шт.

Изготовление:

1. На парниковой плёнке настрочить 16 карманов размером 35 х 25, прокладывая по швам плотную тесьму.
2. С другой стороны, где нет доступа к внутренней стороне кармана, сделать надрезы.
3. Вырезать из белого картона цветы и наклеить посередине геометрические фигуры разного цвета, формы и размера.
4. Вложить в карманы цветы с разноцветными фигурами.
5. Кубики оклеить картинками с символами, обозначающими цвет, форму, размер.
6. Сделать маски мотыльков на тесёмочках.

Цель :

  • формировать умение выделять от одного до трёх свойств с опорой на геометрические фигуры;
  • находить нужную фигуру, рассказывать о ее свойствах;
  • упражнять в умении определять местоположение фигуры;
  • упражнять детей в счете;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • упражнять в умении ориентироваться по клеткам вверх, вниз, вправо, влево.

Ход игры:

I вариант . Дети сидят на ковре вокруг «цветной поляны». Один ребёнок надевает маску «мотылька» и начинает двигаться вокруг «полянки». Дети хором произносят слова:

Летал Мотылек,
Порхал Мотылек.
И сел Мотылек
На прекрасный цветок.

Воспитатель предлагает «мотыльку» сесть на цветок с круглой формой (ребенок занимает клетку с цветком соответствующей формы и «перелетает» с цветка на цветок такой же формы). Задание варьируется: по форме, по размеру, по цвету и т.п

II вариант. Начало игры, как в I варианте. Далее воспитатель даёт задание «мотыльку» полететь и опуститься на цветок в верхнем левом углу поля, в нижнем правом углу и т.п. Мотылек сел на цветок с большим синим треугольником, затем перелетел вверх на две клетки, повернул направо и т.п.

III вариант. Можно предложить детям сосчитать, количество цветов в первом столбике полянки, во втором ряду, количество красных, больших, квадратных цветов и т.д. Самому активному ребёнку предлагается роль «мотылька».

Ребенок бросает кубики с символами и, ориентируясь по ним, находит нужный цветок на полянке, например: красный не круглый; большой синий не квадратный и т.п.

«ЦИФРОВОЕ ПОЛЕ»


Материал и изготовление:
Аналогично игре «Цветочная поляна»; добавляются только карточки с цифрами, которые также вставляются в кармашки.

Цель :

  • закрепить умение узнавать и называть цифры;
  • формировать знание четных и нечетных чисел;
  • умение вести счет от любого числа в прямом и обратном порядке;
  • развивать внимание и зрительную память.
  • развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры:

I вариант . На полу поле с цифрами от 1 до 10. Ребенок произвольно прыгает с клетки на клетку, при этом называет каждую цифру.

II вариант. По заданию воспитателя:

— ребенок прыгает по клеткам в прямом и обратном порядке (например, от 1 до 10, от 10 до 1, от 8 до2, от 3 до 9 и т.п.);
— по четным числам;
— по нечетным числам и т.п.

В этой игре можно использовать разные виды прыжков, ходьбы.

«ЗАПОМИНАЙ, ИЗОБРАЖАЙ»


Материал:
3 плотных листа картона: белого, жёлтого и коричневого цветов (формат А4).
Нитки.
Клей «Момент».
Фломастеры чёрного, жёлтого и коричневого цветов.

Изготовление:


1. Вырезать из плотного белого картона 6 прямоугольников размером 7 х5 см.
2. Нарисовать с обеих сторон карточек схемы движений и дорожку коричневого цвета (на одной стороне карточек) и жёлтого цвета (на другой стороне карточек).
3. Приклеить один конец ниточки к прямоугольникам, а другой конец вклеить между двумя листами картона.

Цель :

  • развитие внимания, памяти; закрепление порядкового счета.
  • умение изображать движения по схеме.

Ход игры:

I вариант . Ведущий показывает три карточки схемы, игроки запоминают и изображают движения по памяти.

II вариант. Количество карточек увеличивается до шести.

Можно предложить выполнять движения под музыку.

III вариант. Ведущий показывает карточки на коричневом фоне, просит назвать порядковый номер карточек с желтой дорожкой и изобразить то, что на них изображено. То же задание можно предложить с желтым фоном.

«КОШКИ–МЫШКИ»


Материал:
Шнурки разного цвета и размера.
Контейнеры от «киндер-сюрпризов».
Дерматин.
Крышка от банки кофе.
Самоклеющаяся плёнка красного, жёлтого, синего и зелёного цветов.
Кусочки меха.

Изготовление:
1. В контейнерах от «киндер-сюрпризов» с одной стороны проделать отверстие.
2. Вставить в проделанные отверстия шнурки (хвостики для мышек), завязать их узелком и закрыть второй половинкой контейнера.
3. С другой стороны контейнера наклеить ушки, вырезанные из дерматина; глазки и носик из самоклеющейся плёнки.
4. Из самоклеющейся плёнки вырезать геометрические фигуры и наклеить их на «спинки» мышек.
5. Вырезать из меха заготовки для ушек кошки и наклеить их на крышку от банки кофе.
6. Из самоклеющейся плёнки вырезать заготовки для глазок, носика и приклеить их таким образом, чтобы получилась мордочка кошки.

Цель:

  • закрепить;
  • знание геометрических фигур;
  • умение сравнивать предметы по длине;
  • ориентироваться в пространстве;
  • умение считать;
  • развивать быстроту реакции.

Ход игры:

I вариант. На ковре лежат обручи красного, жёлтого, синего и зелёного цветов («домики» мышек). Мышки бегают врассыпную. По сигналу «кошка» занимают свои домики согласно цвету на своих спинках. Те «мышки», которые не справились с заданием, выбывают из игры.

II вариант. Мышки находятся на столе. Кошка «сидит» в углу стола. Дети держат мышек за хвостики. Одному ребёнку отводится роль кошки. По команде «кошка» мышки стараются не попасть под «колпак» кошки. Далее идёт подсчёт пойманных мышек.

III вариант. Участвуют в игре-соревновании две мышки. Они называют себя: «Я мышка с красным кругом», «А я мышка с синим треугольником». По команде ведущего мышки бегут направо, налево, вперёд, назад. Если ошибаются, то выходят из игры. И на их место приходят другие мышки.

IV вариант. Дать задание:

  • ребёнку, которому отведена роль кошки, нужно сравнить мышек по длине хвоста. Кошка находит мышку с самым длинным/коротким хвостом и ловит её.
  • кошка даёт команду мышкам построиться в ряд следующим образом: от самого короткого, до самого длинного хвоста (или наоборот). Затем проверяет правильность выполнения задания и передаёт свою роль понравившейся мышке, а сама становится мышкой.

«ПОСАДИ ЖУКА НА ЦВЕТОК»


Материал:
Картон формата А4: красного цвета – 5 листов, жёлтого – 3 листа, белого – 4 листа.
Клей.
Цифры от 1 до 10.
Цветные маркеры.

Изготовление:
1. Вырезать из белого картона 55 лепестков для ромашек.
2. Из жёлтого картона вырезать 20 кругов (по 2 на каждый цветок) диаметром 7см и склеить их между собой только в центре, чтобы можно было вставить лепестки между кругами.
3. Наклеить на каждый круг цифры от 1 до 10.
4. Из красного картона (10х9см) вырезать овалы и склеить их с двух сторон.
5. Сверху на красные овалы приклеить точки чёрного цвета от 1 до 10. Выделить «голову» и «крылья» божьих коровок. На другую сторону овалов приклеить геометрические фигуры разного цвета.
6. Изготовить карточки-символы, обозначающие цвет, форму (см. на фото).

Цель:

  • закрепить;
  • умение соотносить цифру с количеством;
  • счёт в пределах 10;
  • знание геометрических фигур;
  • умение считывать кодовую информацию;
  • формировать умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры:

I вариант. На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков (от 1 до 5). В руках у детей жуки с разным количеством точек на спинках. Дети считают точки и садятся на цветы с таким же количеством лепестков после слов ведущего:

Жук, жук, покажись,

На цветочек ты садись!

II вариант. Количество ромашек увеличивается до 10. Дальнейший ход игры, как в I варианте.

III вариант.

1. На ромашках цифры от 1 до 10. Количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдёт – победитель.

2. Воспитатель показывает карточку-символ (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующими этой карточке геометрическими фигурами и имитируют жужжание.

Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами физической культуры

В дошкольном возрасте немаловажна познавательная активность ребенка, различные формы общения и обучения, в следствии чего случается совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию .

Старший дошкольный возраст играет особое значение в развитии ребенка, настоящий период жизни является этапом интенсивного психического развития.

Познавательное развитие неразрывно связано с проблемой сенситивных этапов и становлением личности дошкольника. Вопрос о средствах развития познавательных процессов объединен с формированием образовательных и развивающих программ дошкольников. Ученые и педагоги-методисты стабильно подчеркивают различия в развитии детей, сложность и специфику обучения детей с разным уровнем подготовленности. Все это повергло к тому, что акцент в исследовании закономерностей обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал.

К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устная и письменная) .

Способ исследования и формирования познавательных процессов - проблема в равной степени актуальна как для исследования вопроса, так и для практики обучения и воспитания. Эффект деятельности для формирования познавательных процессов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка.

Таким образом, формирование познавательных процессов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес зарождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный процесс.

Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей был обращен на раскрытие и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат .

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных организациях.

Государственная политика в области образования уверяет нас направить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Последствием реализации данной задачи в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции Федеральными государственными образовательными стандартами определяется как образовательное пространство: наряду с другими вопросами оно должно обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх .

Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу развития технологий, появления компьютера, высокой учебно-воспитательной нагрузки в детском саду и дома у большинства дошкольников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника. Одним из путей увеличения двигательной активности возникает повышение интереса дошкольников к физкультурным занятиям. Формирование и развитие у детей дошкольного возраста интереса к занятиям физической культурой должно осуществляться с опорой на психолого-педагогические, анатомо-физиологические основы развития детей. Применение ряда педагогических условий, а также правильно подобранных форм работы позволит не только улучшить отношение дошкольников к физкультурным занятиям, но и повысить самостоятельную двигательную активность .

Анализируя научно-методическую литературу, разработки специалистов физической культуры, педагогов, психологов, можно прийти к мнению о том, что формирование интереса к занятиям физической культурой у детей дошкольного возраста осуществляется с опорой на проявление психофизических свойств развития дошкольников, выражающихся через демонстрацию физкультурно-спортивных упражнений, выполнение которых побуждает творческое мышление, создает наиболее благоприятные условия, проявляет творческую индивидуальность, проявление интереса у детей к физической культуре и ее ценностному ряду, применение приемов стимулирования в процессе двигательной активности .

В связи с этим активизация познавательной деятельности детей, результативное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача. Использование ряда педагогических условий, а также правильно подобранные формы работы, их соотношение в различных проявлениях позволит правильно организовать проведение плановых мероприятий, что обеспечит полноценное решение данной задачи и будет содействовать повышению познавательной активности дошкольников в процессе физического воспитания.

Список литературы

    и др. : Учебное пособие. Краснодар, 2009. - 104 с.

    // : Учебн. пос. для студ. /Составитель Л.М. Семенюк //Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 2014, с. 26-32.

    , . - М.: МГУ, 2014. - 95 с.

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

1. Обстановка на уроке и поведение учителя

2. Использование игрового и соревновательного методов

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.

Исходя из двойственного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

  1. биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;
  2. социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками прежде всего управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.

Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!