Конспект занятия.
МАДОУ г. Когалыма «Чебурашка»
Конспект ООД по физической культуре
с предметами (кубиками)
в старшей группе № 18
подготовила воспитатель:
Мирскова Ж.М.
Цель: Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Программное содержание:
Оздоровительные:
Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения;
Способствовать укреплению дыхательной системы детей.
Образовательные:
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры;
Совершенствовать ползание-подтягивание туловища руками лёжа на животе на гимнастической скамейке;
Закреплять умение детей прыгать на двух ногах через предметы поочерёдно;
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивающие:
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость;
Совершенствовать умение детей чётко реагировать на команды воспитателя, соблюдать заданный темп в ходьбе и беге;
Воспитательные:
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх – эстафетах.
Тип ООД:
предметный
Методические приёмы:
Показ способов выполнения движений;
Показ упражнений ребёнком;
Словесные указания, напоминания, поощрения;
Использование музыкальных произведений.
Предварительная работа:
- разучивание упражнений с кубиками;
Музыкально дидактические игры «Найди своё место в колонне»;
Разучивание подвижной игры –эстафеты «Салют»
Материалы и оборудование: кубики на каждого ребёнка по (2 шт.), корзина (2шт.) гимнастическая скамейка (2 шт.); муз. колонка с фонограммами произведений из детских м/ф.
Планируемый результат: дети проявляют интерес и желание заниматься физической культурой, воспринимают здоровый образ жизни как ценность, сформированы навыки и умения ползать – подтягиваться, перепрыгивать через предметы, проявляют интере к играм – эстафетам, умеют чётко реагировать на команду воспитателя.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Равняйсь! Смирно! Здравствуйте! (…) Ребята, сегодня мы отработаем ползание и подтягивание по гимнастической скамейке, а также прыжки через кубики.
Под фонограмму песни «Вместе весело шагать» дети маршируют по залу.
I. Вводная часть:
Задание | Дозировка | Организационно – методические указания |
Перестроение на месте | Равняйсь! Смирно! Направо! |
|
Ходьба на месте | 5 сек. | На месте шагом марш! |
Ходьба по залу с кубиками | 30 сек. | В обход по залу обычным шагом - марш! |
Ходьба на носках | 30 сек. | Руки вверх, ходьба на носках - марш! Руки прямые, не сутулимся. |
Ходьба на пяточках | 30 сек. | Руки отводим назад, ходьба на пяточках, спина прямая. |
Ходьба с остановкой и выполнением заданий. | 30 сек. | Слушаем команды. Стоп! Цапля! (Остановится, руки развести в стороны, поднять одно колено вверх, носок тянем вниз.) Шагом марш! Стоп! Лягушка! (Остановиться, присесть, развести колени, задеть руками пол между стопами.) – повторить 2 раза. Без задания шагом марш! |
Ходьба с высоким подниманием колен | 30 сек. | Руки в стороны, высокое поднимание колен вперёд, спина прямая. |
Бег в медленном темпе. | 15 сек. | Медленный бег! |
Ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания | 20 сек. | Шагом марш! Восстанавливаем дыхание! (Руки в стороны – носом вдох, руки вниз – ртом выдох). Как лебеди, взмахнули крыльями в стороны, опустили. |
Построение в колонну с предметами (кубики) | Обычная ходьба, построение в колонну |
II. Основная часть:
Общеразвивающие упражнения с предметами (кубики)
Задание | Дозировка | Организационно - методические указание |
1. Поднимание кубиков вверх. | 8 раз Показ воспитателя и ребёнка | И.п. – стойка ноги на ширине плеч, кубик в обеих руках внизу. Поднять кубик вперёд, вверх, посмотреть на него, опустить вперёд – вниз, вернутся в и.п. |
2. Поднимание кубиков в стороны | 8 раз Показ воспитателя и ребёнка | И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки с кубиками опущены вниз. На раз поднять руки через стороны вверх, стукнули кубиками, на два руки в стороны опустили вниз. Спина прямая, повторяем вместе со мной. |
3. Наклоны туловища | 7 раз Показ ребёнком | И.п. – стойка ноги на ширине плеч, кубик в обеих руках. Наклон туловища вправо с поднятием левой руки вверх, вернуться в и.п., наклон влево, вернуться в и.п. |
4. Мельница | 8 раз Показ воспитателя и ребёнка | И.п. – ноги на ширине плеч, наклонившись, руки в стороны, доставая кубиками пальцев ног |
5. Приседание | 7 раз Показ ребёнком | И.п- стойка ноги на ширине ступни, кубик у груди. Присесть, кубик вынести вперёд, подняться, вернуться в и.п. |
6. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков, чередование с ходьбой | Самостоятельное выполнение детьми под словесное объяснение воспитателя | И.п. – руки на поясе, ноги вместе, прыжки вокруг кубиков вправую сторону, шаг на месте, затем прыжки в левую сторону. На месте шагом марш! На месте стой раз, два! |
7. «Петушок» | 4 раза Показ инструктором | Дыхательное упражнение. И.п.: Стойка ноги врозь, руки внизу. Поднять руки через стороны вверх – носом вдох; опускаем руки- крылья через стороны вниз и выдыхаем слоги КУ! КА! РЕ! КУ! И.п. принять, упражнение начинай! |
Смыкание | Первая колонна, направо! Вперёд сомкнись! Вторая колонна, налево! Вперёд сомкнись! Колонны выстраиваются перед скамейками, напротив друг друга |
Основные движения.
(Во время выполнения заданий тихо звучит мелодия из к/ф «Усатый нянь»).
Задание | Дозировка | Организационно-методические указания |
1. Ползание-подтягивание туловища руками лёжа на животе на гимнастической скамейке. | 2-3 раза | Как крокодилы проползаем по скамейке. Ложимся на скамейку на живот. Ноги вместе, руки вытягиваем вверх и цепляемся за края скамейке. Подтягиваемся на руках вперёд. На краю скамейке садимся, ноги ставим на пол с двух сторон скамейки. Встаём. (Показ ребёнком. Анализ по ходу выполнения). |
2. Прыжки на двух ногах через кубики поочерёдно | 2-3 раза | Перепрыгнем через «заборчики». Подойти к «заборчику», ноги вместе, руки на поясе, перепрыгиваем двумя ногами вместе через каждый заборчик. (Показ ребёнком. Анализ по ходу выполнения.) |
3. Эстафета «Салют» | 2 раза | Собрать предметы в свою корзину на скорость. |
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы! В одну шеренгу становись! Направо! Шагом марш! Востанавливаем дыхание упражнение «Ветерок». В группу шагом марш! (дети уходят под песню «Вместе весело шагать»)
Конспект интегрированной НОД по физической культуре для детей подготовительной к школе группы
«Три дня на необитаемом острове»
Цель НОД:
Совершенствование умения выполнять основные движения осознано быстро и ловко. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Закрепление представлений о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах.
Задачи НОД:
Образовательная – учить детей соотносить результат движения с величиной приложенных усилий; учить лазить по наклонной лестнице; упражнять в равновесии, в ползании на четвереньках по гимнастической скамейке, в подтягивании по скамейке на животе.
Сообщить детям элементарные сведения о внутренних органах (сердце, легкие). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Активизировать познавательную и речевую деятельность.
Расширять словарный запас детей.
Оздоровительная – формирование систем и функций организма, укрепление здоровья оптимальность физической нагрузки, двигательной активности.
Развивающая – развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость; развивать у детей способности делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, поступление крови; работа легких); развивать память, мышление, внимание;
Воспитательная – воспитывать осознанное отношение к выполнению физических упражнений, помогающих полноценной работе сердца, желание заботиться о своем здоровье; формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой, стремление в расширении своего двигательного опыта.
Интеграция с образовательными областями:
«Физическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Познавательное развитие».
Используемое оборудование:
- большое легкое покрывало
- схема – карта полосы препятствий 2 штуки
- гимнастическая скамейка 3 штуки
Обручи 5 штук
- куб большой 2 штуки
- лестница наклонная
- мат
- тазик с водой
- тазик
Пластиковый стаканчик
- корзина малая 2 штуки
- муляжи овощей и фруктов
- фломастеры
- листы бумаги
- план – карта физкультурного зала
- коробочка с медальками.
Ход непосредственной образовательной деятельности
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Инструктор по ФИЗО:
Здравствуйте, ребята! Вы сегодня пришли в физкультурный зал для того, чтобы заниматься физкультурой. А как вы думаете для чего необходимо заниматься физкультурой? (ответы детей).
Инструктор по ФИЗО:
Для того, чтобы проверить какие вы ловкие, сильные и выносливые – я предлагаю вам прожить 3 дня на необитаемом острове.
На остров дети отправляются на корабле, образуют круг, кладут руки на плечи друг другу и, покачиваясь из стороны в сторону под музыку «шум моря», представляют, что плывут на корабле.
Инструктор по ФИЗО:
Впереди необитаемый остров, высаживаемся на сушу и располагаемся.
Под музыкальное сопровождение группа движется до места стоянки.
Построения и перестроения
1. построение в шеренгу
2. выполнение команд «равняйсь», «смирно»
3. перестроение из шеренги в колонну прыжком
ОРУ в движении
ходьба
1. ходьба обычная, ходьба марш
2. ходьба с выполнением каких-либо упражнений для мышц рук
3. ходьба на носках, пятках, внешнем своде стопы.
4. ходьба в полуприседе
бег
1. бег обычный
2. бег с остановкой по сигналу
3. бег в чередовании с подскоками
4. бег со сменой направления по сигналу
упражнение на дыхание
вдох – через нос, руки через стороны вверх
выдох – через рот, руки через стороны вниз
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Инструктор по ФИЗО:
Мы долго искали место, где будет стоять наш лагерь. Обследовали остров и выяснили, что он действительно необитаем.
Воспитатель:
День подходит к концу, нужно устраиваться на ночлег, ночевать мы будем в палатке. Но прежде чем ложится спать, я хочу поговорить с вами о правилах личной гигиены. Зачем нужно соблюдать чистоту? (ответы детей). А чем опасна грязь? (ответы детей). Как можно победить грязь, а значит микробов? Какие предметы-помощники чистоты вы знаете? (ответы детей).
Педагог предлагает детям сесть в центре зала и накрывает их легким покрывалом – это палатка для ночлега. Через некоторое время покрывало снимается.
Инструктор по ФИЗО:
Вот и прошла ночь, пора приниматься за дело. Необходимо обеспечить себя водой и продуктами питания, а чтобы настроение было бодрое, начнем день с зарядки.
ОРУ на месте
с мячом (кокосом)
(дети строятся в 3 колонны)
Упражнение 1.
1 – руки с мячом вверх, просмотреть на мяч, встать на носочки
2 – вернуться в и.п.
Упражнение 2
И.п. – основная стойка, мяч в двух руках.
1 – повернуть корпус, руки с мячом вправо, руки прямые.
2 – вернуться в исходное положение
3,4 – тоже самое в другую сторону
Упражнение 3
И.п. – ноги врозь, мяч в двух руках у груди
1 – наклон вперед, руки с мячом вытянуть перед собой
2 – вернуться в и.п.
Упражнение 4
И.п. – ноги на ш.п., мяч в правой руке
1 - согнуть пр. ногу в колене, передать мяч в левую руку, спина прямая.
2 – вернуться в и.п
3 – то же с другой ногой
Упражнение 5
И.п. – ноги на ш.п., мяч у груди
1 – присесть, постучать мячом о пол 3 раза.
2 – вернуться в и.п.
Упражнение
6
И.п. – сидя на полу, мяч зажат между стопами, упор на локти
1 – поднять прямые ноги с мячом
2 – вернуться в и.п.
Упражнение
7
И.п. –стоя на коленях, мяч в двух руках внизу
1 – сесть на пол вправо, руки вытянуть вперед
2 – вернуться в и.п.
3 – то же в другую сторону
Упражнение
8
И.п. – лежа на животе, руки с мячом вытянуты вперед, ноги вместе
1 – прогнуться, прокатить мяч от одной руки в другую
2 – вернуться в и.п.
Упражнение
9
И.п. – основная стойка, мяч в двух руках внизу, ноги вместе
В прыжке поднять мяч вверх, ноги врозь.
А сейчас я покажу вам несколько упражнений на дыхание и расскажу, для чего они нам нужны. Мы будем дышать со звуками.
«Самолеты» - со звуком «В» - от насморка. (Дети произносят на длительном выдохе звук «В», руки в стороны, покачиваются, будто в полете).
«Комарики» - со звуком «З» - когда болит горло.(Ладонь на шее, произносить звук «З» на длительном выдохе).
«Жуки» - со звуком «Ж» - при кашле. (Ладонь на груди, произносить звук «Ж» на выдохе).
«Львята» - со звуком «Р» - когда плохое настроение и хочется с кем-нибудь поссориться.
«Водичка» - со звуком «С» - когда устали и хочется отдохнуть.
Очень хорошие упражнения! Мы их запомним и обязательно будем их использовать.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, для чего нужно делать дыхательную гимнастику? (ответы детей). А когда мы с вами делаем вдох и выдох? (ответы детей). Что значит - дышать? (ответы детей). Кто умеет дышать? (ответы детей). Человеку дышать помогают, такие внутренние органы, как легкие. У человека два легких. Легкие нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него невозможно. Сейчас мы с вами проведем эксперимент: ваши легкие расширяются как этот воздушный шарик, когда вы вдыхаете; и сужаются, когда выдыхаете воздух. Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися легкими – это мы вдохнули кислород. Теперь выдохните воздух. Руки опустились. Кислород прошел свой путь по легким, а вышел углекислый газ.
Инструктор по ФИЗО:
Ребята, посмотрите, я нашла карты-схемы, думаю, что это тропа к роднику и дорога за едой.
Педагог показывает карты-схемы полосы препятствий, которые дети должны построить сами (по необходимости с помощью взрослого).
Я предлагаю разделиться на две подгруппы построить дороги и заняться сбором воды и пищи.
Первая полоса препятствий:
дети располагают две гимнастические скамейки одна за другой; педагог добавляет на линию финиша тазик с водой, на линию старта пустой тазик.
Вторая полоса препятствий
: дети совместно со взрослым приставляют к шведской стене наклонную лестницу, кладут мат около нее, педагог ставит на линию финиша корзину с муляжами фруктов и овощей, на линию старта пустую корзину.
Дети делятся на две подгруппы и выполняют задания на полосе препятствий.
Первая подгруппа
прыжки из обруча в обруч боком, ходьба по скамье с хлопком под коленом на каждый шаг;залезть по наклонной лестнице, а затем спуститься вниз на мягкое покрытие, взять один из фруктов или овощей и вернуться обратно.
Вторая подгруппа
первая скамейка - ползание на четвереньках, вторая – подтягивание на животе, добежать до тазика с водой, пластиковым стаканчиком зачерпнуть воду, вернуться обратно, вылив добытую воду в пустой таз.
(через три минуты подгруппы меняются, по окончании убирают инвентарь на место).
Воспитатель:
- Второй день подошел к концу. Мы смогли добыть пищу и воду. Вода необходима всему живому. Человек может прожить без воды не более 3 дней, а вот без еды несколько недель. Но еда бывает полезная и вредная. А вы знаете, какие продукты приносят вред здоровью? (ответы детей).
А мы с вами добыли полезные продукты? А в чем же их польза? (ответы детей). Воспитатель уточняет: Витамин А (морковь, тыква, яблоко, перец);
Витамин Е (капуста, лук, киви, в зеленых овощах и фруктах); Витамин С (лимон, апельсин, мандарин, капуста).
Инструктор по ФИЗО:
Ну, а теперь можно устраиваться на ночлег.
(Инструктор по ФИЗО предлагает собраться детям в центре зала, накрывая их легким покрывалом).
Воспитатель:
Наступил третий день испытаний. Ребята, за два дня, проведенных на необитаемом острове, вы показали какие вы ловкие и сильные. Значит - наши занятия физкультурой прошли не зря и они укрепили наш организм. Скажите, а какие важные органы нашего организма вы знаете? (ответы детей). Да, сердце очень важный орган. Давайте найдем у себя место, где стучит сердце. С какой стороны оно стучит? (ответы детей).
Находиться сердце в центре груди, почти посередине. Как вы думаете, какой оно величины? (Ответы детей) Сложите руку в кулак и приложите к центру груди чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А вы слышите стук сердца? (Ответы детей) Ребята, а как вы считаете – у сердца бывает отдых? (Ответы детей) Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.
Его нужно тренировать и заниматься физкультурой. Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. Сжимайте и слегка разжимайте кулак – так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А кровь, в свою очередь, по всему организму разносит питательные вещества. Ребята, подумайте, в каких случаях сердце начинает работать быстрее и усиленно? (Ответы детей). А когда – спокойно? (Ответы детей). Когда бегаешь, сердце работает быстрее. Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и, прислушайтесь, как стучит ваше сердце? (ответы детей). А теперь попрыгайте, побегайте на месте. Приложите руку к сердцу. Что изменилось? (ответы детей).
Сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в кровеносные сосуды (артерии и вены). По ним плывут клетки-пароходы, заплывая в каждый уголок нашего организма. Но клетки-пароходики у нас разные – бывают белые и красные. Красные развозят кислород во все уголки нашего организма, а белые защищают нас от вредных вирусов, не давая заболеть.
Что делают белые клетки? (ответы детей). Правильно, они борются с вирусами. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Атака на вирусы». Но, для начала, выберем две клеточки. Теперь у нас есть бойцы. А вы будете вирусами. Задача клеточек – поймать и «поглотить» вирус, окружив его. Пойманный вирус отходит в сторону.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Инструктор по ФИЗО:
Ребята, давайте присядем возле нашего костра (после игры дети садятся у импровизированного костра в ожидании парохода).
Ребята, прислушайтесь, кто-то пищит. Да это же комары. Давайте мы их прогоним струей воздуха. Выполняется дыхательная гимнастика «У костра».
Дыхательная гимнастика «У костра»
Дети садятся в круг по-турецки и выполняют, вдох через нос и выдох через рот, имитируя сдувание комара с различных частей тела.
Воспитатель:
Вдруг педагог обращает внимание детей на листок бумаги, висящий на стене.
Смотрите здесь карта, может это сокровища. Красной точкой отмечено место захоронения, давайте найдем это место.
Ориентировка в пространстве.
По плану зала необходимо найти сюрпризный момент. Дети, с помощью указаний взрослого, находят указанное место. Сюрприз – шоколадные медальки.
Инструктор по ФИЗО:
Слышен гудок парохода. Пора возвращаться домой. Поплыли. (Дети образуют круг, кладут руки на плечи друг другу и, покачиваясь из стороны в сторону под музыку «шум моря», представляют, что плывут на корабле).
Ребята, у нас с вами было три интересных дня, проведенных на необитаемом острове. Мы преодолевали препятствия и некоторые трудности, но, а теперь пришло время нам расслабиться и отдохнуть.
Релаксационный момент «На берегу»
Вокруг тихо, спокойно… Солнышко греет сверху, и его лучи ласково гладят ваши плечи, головы… Ветерок шевелит ваши волосы… Вам тепло, спокойно… Вы слышите только шум волн и крики чаек… Они вам совсем не мешают… Почувствуйте, как море ласкает ваши пяточки… Вместе с водой утекает вся ваша усталость. Вам хорошо, спокойно. Полежите так немного, послушайте, как шумят волны… Вот вы и отдохнули. Раз – два – три – четыре – пять – вот вы в садике опять! Откройте глаза, потянитесь как следует, улыбнитесь друг другу.
До свидания!
Спокойная ходьба в группу.
Конспект занятия по ФИЗО в подготовительной группе
(построенное на эстафетах, соревнованиях и подвижных играх)
Цель занятия:
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения.
Задачи:
Оздоровительные :
Формирование опорно-двигательной системы организма;
Укрепление икроножных мышц;
Развивающие :
Развивать ловкость, прыгучесть, точность движений, глазомер;
- развивать точность при переброске мяча; координации движения при выполнении разнообразных упражнений;
- развивать умение перестраиваться из одной колонны в две;
- развивать умение упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки, в ползании с подтягиванием на скамье;
- развивать скорость, реакции;
Воспитательные:
Воспитание ценностей здорового образа жизни;
- воспитывать интерес к совместным коллективным действиям.
Ход занятия
Вводная часть занятия
Подготовительная
Дозировка. | Общие методические указания |
|
Построение в шеренгу. Ходьба в колонне: На пятках; На носках; Приставным шагом; Вперёд с приседаниями; Имитация конькового хода; Имитация лыжного хода; Длинной змейкой; Короткой змейкой. С выбрасыванием ноги вперёд; С подскоками. | Создание рабочей мотивации, сообщение задач занятия. Декламация речёвки: «Физкультуру каждый день прогоняет сон и лень, раз, два, три, Четыре - нет детей сильнее в мире!». соблюдать чёткий поворот на углах руки в стороны руки за спину имитац. движения конькобежца попеременно: левая рука -правая нога. Соблюдать всю длину дистанции змейки. Перестроение в шеренгу по одному. |
Общеразвивающие упражнения
Дозировка. | Общие методические указания |
|
«Нарисуем носом круг» И.п. – о.с. 1-2-3-4 – круговые движения головой 2. «Наши плечики как кузнечики» И.п. – о.с. 1 – поднять плечи 3. «Привет, снежок!» И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – передать мяч за спиной 4. «Передай снежок» И.п. – то же, руки перед грудью 1 – переложить мяч из одной руки в другую перед собой. 5. «Поклон клоуна» И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища 1 – наклон вперёд, руки в стороны. 6. «Снежок под ногой» И.п. – о. с. 2 – передать мяч-«снежок» под коленом 4-тоже с правой ногой. 7. «Не зевай, приседай» 1-пятки оторваны от пола, руки вперёд-в стороны. 8. «Перерестные прыжки» И.п. – ноги на ширине плеч,руки на поясе 1 – во время прыжка попеременно меняются в прыжке ноги, приземление на скрещенные ноги. Упражнение на восстановление дыхания: «Насос» | 4-5 раз Музыкальное сопровождение, | за осанкой, темп средний. Воспитателя. Темп средний. Напомнить о необходимости улыбаться. Следить за осанкой. Спина прямая, фиксация позы. Темп умеренный |
Основная часть
Дозировка. | Общие методические указания |
|
Игровые упражнения. -«Строим снежную баррикаду». (Передавать фитболы на поднятых руках от последнего в команде к первому.) Играем в снежки. (перекидывание мяча со своей территории на территорию соперника.) - «Санная карусель» (работа парами: первый партнёр тянет за вытянутые руки второго на гимнастическом коврике) Под гору на санках. (ползание на высоких четвереньках.) Темп быстрый, держать руки прямыми. Перебрасывание из-за головы мяча. Держать бёдра высоко. | ||
2.Эстафеты: Полоса препятствий. Подтягивание руками по скамье. Метание мешочка в цель. Попеременно левой и правой руками. 3.Подвижная игра. Ловишка: хватай ленту. |
Заключительная часть
Дозировка. | Общие методические указания |
|
Упражнения для мелкой моторики пальцев |
||
«Снег из салфетки». | ||
2. Упражнение для тренировки дыхательных мышц. |
||
«Снежинки улетели». | ||
3.Упражнение для осанки |
||
«Унеси льдинку» Подготовка руки к письму, тренировка мелких движений пальцев. | Подготовка руки к письму, Круг-«льдинку» положить на голову, нести удерживая её и следя за осанкой. |
ФИЗКУЛЬТУРА В ДЕТСКОМ САДУ
Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Организация занятий по физкультуре в детском саду
Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня одно из них на свежем воздухе. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.
Занятия по физкультуре проводятся в специально оборудованном спортивном зале.
Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.
В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).
Гимнастика в детском саду
Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-10 минут.
В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.
Физкультурная форма для детского сада
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или плотные носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?
Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.
Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.
В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. То есть, можно начать делать утреннюю зарядку еще дома не вставая с постели. Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Утренняя зарядка, а точнее ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.
С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной. Затем упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника. Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные. Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.
Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.
После всех упражнений нужен кратковременный, секунд 10–15, бег или подпрыгивания. Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.
В нашем детском саду проводится как традиционная зарядка, так и с элементами аэробики, зарядка, построенная на сюжетах сказок и подвижных играх, с физкультурным оборудованием или без него. Зарядка проводится в предварительно проветриваемом зале. Дети занимаются в физкультурной форме. Время проведения утренней зарядки соответствует режиму дня и представлено в расписании. Жду каждый день ваших детей на занимательную и такую полезную утреннюю зарядку!
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК-ЭТО СЧАСТЬЕ РОДИТЕЛЕЙ
К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься.
Ранний возраст – важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.
Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:
Прогрессирует понимание речи;
Обогащается активный словарь;
Начинается фразообразование;
Усложняется наглядно-действенное мышление;
Естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;
Формируется эмоционально-волевая сфера.
Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.
Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка – это первый шаг на пути к спорту.
Утренняя зарядка – самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе, с родителями, всей семьей проходят интереснее, веселее, продуктивнее.
«Мне надо много двигаться»
Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным.
Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может.
Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.
Малоактивные не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.
Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего - создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи...).
Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться.
Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.
Каким видом спорта можно заниматься зимой?
Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями. Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта.
Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед.
К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок вначале 20 мин, а затем ребенок немного освоится, они могут длиться 40-50 мин.
На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители – папа и мама – тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).
Катание на санках – самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ребенок совершает значительную мышечную работу, само катание доставляет удовольствие.
Мощным фактором закаливания является и средством физического воспитания является плавание. Если ваш ребенок не посещал раньше бассейн в поликлинике (лозунг воспитания детей сейчас – «плавать раньше, чем ходить»), то можно обучать детей плаванию уже с 4-го года жизни. У детей с риском нарушения осанки предпочтительнее стиль «брасс».
Каким видом спорта можно заниматься летом?
Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями.
Летом можно учить ребенка катанию на роликовых коньках на асфальтированной дорожке (с 5 лет!). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а локтевые и коленные суставы – специальными защитными накладками.
Велосипед способствует укреплению мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на велосипеде.
Как определить, соответствует ли велосипед росту ребенка?
Для ребенка 4 – 5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали, расстояние от руля до сидения по вертикали не должно быть больше 18 см.
Пожалуй, нет более доступного и благотворного вида спорта, чем ходьба на лыжах. Она полезна людям всех возрастов. Во время ходьбы на в работу вовлекаются почти все группы мышц, укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат. Но главное преимущество лыжного спорта над другими видами – это длительная и активная аэрация легких чистым воздухом ,что имеет важное значение для жителей городов.
Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем занятия лыжами, при условии, что на лыжах нужно ходить постоянно, а не от случая к случаю. Лыжные прогулки должны стать привычкой, необходимостью, совершать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.
Детей можно обучать ходьбе на лыжах с 3 лет. Лучше всего воздействует на ребенка личный пример родителей. После приобретения лыжной экипировки дайте ребенку походить на лыжах в комнате, привыкнуть к ним. Затем, по-прежнему в комнате, помогите малышу освоить повороты переступанием на месте.
Затем выходим на улицу и все названные выше приемы закрепляем на снегу. Полезный прием на первых шагах обучения ребенка – буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палку или на веревке по лыжне. Ребенок 4-6 лет в начале занятий способен самостоятельно пройти по лыжне расстояние до 0,5 км, постепенно это расстояние можно довести до 1,5-2,0 километров.
Прогулки с ребенком на лыжах можно проводить только в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже – 12 0 С. Необходимо следить. Чтобы ребенок не вспотел, если это произошло, нужно переодеть шапку и свитер. Одежда должна быть свободной, для детей лучше всего подходит комбинезон. Привалы для отдыха с ребенком от 3 до 6 лет рекомендуется устраивать через 0,5-1,0 километр, длительность привалов 5-10 минут.
Цель:
Закрепить умение детей прыгать из обруча в обруч;
- Упражнять дошкольников в ходьбе по гимнастической скамейке с предметами в руках;
Закрепить умение пролезать в тоннель;
Развивать координацию движений при прокатывании мяча по спирали;
Развивать скорость в беге, ловкость, выносливость, мелкую и общую моторику, речь, память;
Воспитывать чувство командного единства, желание помогать друг другу, интерес к приключениям.
Оборудование: гимнастическая скамейка, обручи, мягкие игрушки по количеству детей, мячи, маленькие мячики для эстафетной игры, тоннель, геометрические фигуры, корабль, сделанный из мягких модулей; карта сокровищ, мягкая игрушка - черепаха.
Ход физкультурного занятия в детском саду
Дети заходят в зал, украшенный в морской тематике.
В: Дети, прежде чем мы начнем наше физкультурное занятие , обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети говорят слова, сопровождая их соответствующими движениями.
Дети: Будем рядом, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» И «Добрый день!»
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется!
Доброе утро! - гостям.
Доброе утро! - всем нам.
В: А теперь, предлагаю вам отправиться в морское путешествие. Только для начала хорошенько подумайте: ведь будет сложно, нас ждет много препятствий на пути! Согласны? Тогда - в путь.
Покружились, покружились, в моряков все превратились! Вот наш корабль, предлагаю подняться на палубу.
Звучит музыка, дети с воспитателем маршируют по кругу, проходят по дорожке (ограниченная поверхность), становятся перед кораблем, берутся за плечи, качаются в такт музыке.
В: (смотрит в бинокль) Вижу землю! Отдать якорь! Наша первая остановка - остров «Пятница». Этот остров хранит множество опасностей, но вы же у меня сильные?
Дети: Да!
В: Ловкие?
Дети: Да!
В: Смелые?
Дети: Да!
В: Тогда - в путь!
Дети один за другим «сходят» с корабля, под музыку идут по кругу.
I . Вступительная часть:
В: Идем по морскому берегу (обычная ходьба) 20с.
А теперь - бегом! (Бег в среднем темпе) 30 с
Маршируем!
А здесь - горячий песок (ходьба на носках).
Осторожно: острые камни! (Ходьба на пятках).
А здесь ветер повалил деревья - их нужно обойти (ходьба с высоким подниманием колен).
А вот летят чайки (ходьба с махами рук).
Дети, посмотрите, змея ползет. А мы тоже умеем ходить «змейкой» (ходьба «змейкой»).
Воспитатель с детьми останавливается, берет фрагмент карты.
В: Посмотрите, что я нашла. Что это? Правильно! Это фрагмент карты. А что можно найти по карте?
(Предполагаемые ответы детей).
В: Я считаю, что за этим обрывком карты, мы не сможем найти сокровища пиратов. Нам для этого нужна вся карта. А вот все ее части мы сможем найти на острове Сокровищ, где хитрые пираты приготовили нам много испытаний. Отправляемся на остров Сокровищ? (Да!) Тогда - в путь!
Воспитатель прикрепляет фрагмент карты на мольберт.
Дети маршируют за воспитателем под музыку на корабль, выполняя те же действия.
В: Прямо по курсу - Земля! Отдать якорь!
Дети маршируют под музыку с воспитателем по кругу, перестраиваются в круг.
В: Вот мы и на острове Сокровищ. Но, прежде чем мы начнем наше путешествие, давайте вспомним, что должны знать матросы.
Общеразвивающие упражнения «Матросы» (без предметов):
1. «Морские сигнальщики»
И. п. - о. с., руки опущены вниз по бокам.
1 - руки вперед
2 - руки вверх
3 - руки в стороны
4 - и. п.
2. «У штурвала»
И. п - стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью, «держат штурвал»
1 - наклон вправо
2 - и. п.
3 - наклон влево
4 - и. п.
3. «Поднять якорь!»
И. п. - ноги широко расставлены, руки опущены вниз.
1 - наклониться вперед, достать руками пола
И. п.
4. «Гребем в шлюпках»
И. п. Сидя на полу, ноги прямые, вместе, руки согнуты в локтях.
Имитационные движения руками - «гребем веслами» и одновременно подтягиваем ноги к животу.
В: Вот теперь, когда мы прошли подготовку и вспомнили, все, что умеем - начинаем искать недостающие фрагменты карты. Но сначала, давайте почувствуем, какой чистый морской воздух на этом острове.
Дети выполняют дыхательную гимнастику. После этого маршируют за воспитателем по залу.
II . Основные движения:
В: Кажется, я слышу плач. Да это же плачут зверьки, которые не могут переправиться на другой берег реки. А как это сделать? (Ответы детей). Все верно. Мы сейчас с вами построим мост, и поможем зверям перейти на другой берег.
Ходьба по гимнастической скамейке .
В: Зверюшки очень благодарны нам за помощь, и за это отдают нам один из фрагментов карты. А мы продолжаем наше путешествие.
В: Дети, впереди новое испытание - топкое болото. Как же нам его перейти? Только по кочкам.
Прыжки из обруча в обруч .
В: И с этой задачей мы прекрасно справились. И за это - еще один из фрагментов карты!
Воспитатель прикрепляет фрагмент карты на мольберт. Дети маршируют по кругу.
В: Посмотрите - ка, кто встретился нам на пути - черепаха. А мы о ней стихотворение знаем:
Дети:
От чего ты, черепаха,
В панцирь спряталась от страха?
Что вы, детки, все в порядке.
Просто я играю в прятки!
В: Ребята, черепаха пропустит нас только в том случае, если мы выполним ее задачи.
Дети выполняют подгруппами сенсорную задачу «Выложи ракушку из геометрических фигур».
В: Дети, вы не устали? А давайте станем в круг друг за другом и сделаем друг другу массаж.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха.
«Кусь, кусь, кусь, кусь!
Ничего я не боюсь!»
Дети делают массаж спины друг другу.
В: Черепаха очень рада, что встретилась с нами. И за это отдает нам еще один фрагмент карты.
Воспитатель прикрепляет фрагмент карты на мольберт. Дети маршируют по кругу.
В: Ой, посмотрите, а что это у нас на пути? Правильно - это пальма. А что растет на пальме? (Ответы детей). А вот непослушные обезьянки разбросали все кокосы. Наша с вами задача - собрать их в две корзины. Только сделать это надо очень быстро. Готовы?
Дети объединяются в две команды и играют
Эстафетная игра «Собери кокосы»
В: обезьянки нам благодарны за помощь и отдают нам еще один фрагмент карты.
Воспитатель прикрепляет фрагмент карты на мольберт. Дети маршируют по кругу.
В: Дети, а это - волшебный лабиринт. Наша следующая задача - прокатить мяч по лабиринту.
Дети двумя руками должны прокатить перед собой мяч по спиралевидному лабиринту. За это они получают последний фрагмент карты, составляют ее. Находят на ней изображение сундука с сокровищами. Определяют его нахождения.
В: Ребята, но прежде, чем мы найдем сундук - давайте с вами сядем и отдохнем, расслабимся. Представьте, что мы на берегу моря, чайки летают, волны бьются о берег....
Релаксирующее упражнение под музыку «Шум моря».
В: Отдохнули? Восстановили силы? Что же нам осталось сделать? Правильно, пролезть по пещере. А там - и сундук найдется.
Дети пролезают по туннелю. Находят сундук с сокровищами. Забирают его. И в «корабле» возвращаются в детский сад.