Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка. Конспект занятия «Народная тряпичная кукла Конспект занятия видах тряпичных кукол
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема урока: «Обрядовая кукла». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .
Цель урока :: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изготовить традиционную русскую куклу-берегиню «Желанницу»
Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.
Оборудование: компьютер, проектор
Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.
Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.
Оформление в классе: выставка “Народная кукла”
Звуковой ряд:
● вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, ленты, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета, ножницы, нитки.
План урока:
1.Организационный блок (2 мин)
2.Мотивационный блок) (6 мин)
3. Информационный блок (7 мин).
4.Физминутка (1мин)
5.Аналитический блок (практический). (20 мин) 6.Выставка и оценивание работ (3мин) 7.Информация о домашнем задании (2 мин) 8.Рефлексия. (3 мин)
Тема урока: «Обрядовая кукла ».
Задачи: Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через использование декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег;
Личностные : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Домашнее задание . Русские народные обряды. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «оберег» и рассказать о значении в народном творчестве, сделать презентацию «Обрядовые куклы».
Оборудование:
Для учителя: 1. образцы традиционной русской куклы-оберега, открытки; 2.Карточки- опросники; 3.мультимедийная презентация «обрядовая кукла» .
4.Сундучок
Для учащихся:
1.Справочный материал, карточки
2.Лоскут ткани ≈ 40x25; 20*20 – белого цвета (ткани все х\б);
3. Разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10см;
4. треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 15x15см;
5.Тесьма, кружева,ленты;
6. Нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета;
7.Ножницы;
8.Правила техники безопасности.
Музыкальный ряд:
1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
«Золотое кольцо» Н. Кадышева
«Русская песня» Н. Бабкина
Л. Зыкина, народные песни
Литературный ряд:
1.Стихи о обрядовых куклах; 2.Сообщения (о традиционных обрядовых куклах) учащихся выполненные дома (заранее)
Индивидуальная работа : во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ этапов выполнения работы, оказывает помощь учащимся.
Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что
Для этого необходимо.
Этапы урока
1. Организационный момент.(2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Мобилизующее начало урока:
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение.
Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.
2.Мотивационный блок (5мин)
-Актуализация знаний. Введение в тему (2мин)
Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (игрушки)
У моей сестренки - дочка:
Кудри, розовые щечки.
Если доченька болеет,
То сестра ее жалеет.
Эта дочка - понарошку,
Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)
Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно о куклах.
Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете, когда играете в игрушки?
В игрушки вы играете сейчас и играли во все времена.
Слайд-2,3
Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь.
Слайд-4
А как вы думаете, что такое оберег?
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Вопросы:
-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» Слайд №5 (тема урока)
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
-Определение целей урока (2 мин)
Исходя из темы, сформулируем цели урока:
Почему, на ваш взгляд, ребята, мы будем изучать тему «Ообрядовая кукла- оберег?
3. Информационный блок (8мин)
Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала).
Чтобы познакомиться с русскими традициями
Чтобы познакомиться с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изучить технологию изготовления традиционной русской куклы-берегини
Учитель: Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…
Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.
Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?
Ответ: (Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.
Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.
Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух).
Учитель : Вы получили задание на дом: узнать о разновидностях славянских кукол.
Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
1.Ученик: (слайд-6) Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку , тщательно соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.
Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.
2.Ученик:( слайд 7) Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу» . Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
3.Ученик: (слайд 8) Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.
Она была оберегом красоты невесты.
Почему в наряде куклы преобладает красный цвет?
(На Руси красный цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу). Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.
4. Ученик: (Слайд-9) Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-неразлучники , которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало.
Учитель : В чем особенность этих кукол?
Ученик: Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку").
6.Ученик: (Слайд 10) Филипповка или кукла «Десятиручка» - это самая нужная куколка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.
Учитель: Для чего кукле делали много рук?
Ученик: Имея множество рук, она помогает женщине в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.
7. Ученик: (слайд-11) Кукла Перевертыш, Девка-баба. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А Баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
8. Ученик: (Слайд-12) Кукла День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам ). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
9.Ученик: (Слайд-13) Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.
10.Ученик: (Слайд-14) Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов.
11.Ученик: (Слайд-15) Кукла «Зерновушка» - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье голод. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Ученик: Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
Учитель : Все эти и другие куклы были оберегами для славянских народов.
А вы любите загадывать желания?
Слайд-16
Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница. Такая подружка - кукла
Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. А сейчас подумайте и ответьте:
1.По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с обычной игрушкой?
2.Как вы будете прикасаться к берегине?
3.А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?
4. Физкультминутка (2 мин.)
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
5. Аналитический блок (практический). (20 мин)
- Вспомните, чему мы должны научиться?
Изготовлению традиционной русской куклы-берегини «Желанници»
Отгадайте, девочки, загадку:
Что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню:
Мы проворные сестрицы
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем . Ответ: (руки).
Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:
Ткани я цветной кусок – называюсь…. (лоскуток).
Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт
(иголка).
Она соединяет детали изделия между собой (нить).
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.Бумага в нашей пасти Разделится на части
(ножницы).
И так, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся (Слайд 18):
Ткань белая, ручная игла, катушка белых ниток, атласная лента, цветная ткань,
ножницы
Перед началом исполнения задания соблюдайте правила ТБ при выполнении ручных работ. Давайте их повторим:
2. Во время работы:
быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;
вкалывать иглы только в игольницу;
класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Этапы изготовления куклы-берегини.
Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.
Контроль
-индивидуальный
-выборочный
Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.
(Учитель обговаривает каждый этап изготовления куклы).
Учитель: 1 этап . Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой
(слайд 19).
2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 20). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.
3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой.
6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 24).
7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине.
9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани.
Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:
Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети!-
А вы теперь продолжайте…..
Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.
Говорят, желания обязательно сбудутся!
Учи Учитель: Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! (показывает готовую куклу).
Давайте устроим выставку ваших куколок.
(ученики показывают своих кукол – берегинь, выставляют их на отдельном столе).
Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
Стих о кукле читает ученик
Эту куклу-берегиню
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.
Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет
Закрепление знаний.
Учитель : А теперь давайте поведем итог практического занятия.
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?
2. из чего изготавливается кукла – оберег?
3. какие инструменты, материалы и приспособления мы использовали для изготовления куклы?
Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером
Ученик : ткань белую и цветную, нити, ленты, ножницы.6.Выставка и оценивание работ (3 мин)
7.Домашнее задание (1 мин)
8. Самооценка. Рефлексия .(2 мин)
Учитель:- Предлагаю оценить свою работу на уроке
по 5-балльной системе.
Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?
Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.
Продолжите фразу:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Самым интересным на уроке было…»
Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.
Ребята, давайте подарим нашим гостям обрядовую куклу.
Учитель: Закончить урок разрешите словами Александра Твардовского –
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к этой большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тевризского муниципального района Омской области
«Тевризский детский сад №3»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы
Воспитатель:
Битель Светлана Сергеевна
2014 год
Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой»
Изготовление куклы «Утешницы»
Воспитатель:Битель Светлана Сергеевна
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1.
Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
(«Социально-коммуникативное развитие»);
2.
О
богащать и активизировать словарь детей
(«вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.
(«Речевое развитие»)
3
.
Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
(«Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук
(заматывание, завязывание узлов),
координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5.
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать
восприятие музыки, р
асширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Оборудование:
Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бемажный петух…)
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
(Низко кланяется)
Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.
Посмотрите на мой наряд. (Кружится)
Нравиться?
А сейчас носят такие наряды?
А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
Ой, а что это у вас в руках?
Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.
Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)
А из какого материала сделана машинка?
(Машинка сделана из пластмассы)
Значит машинка какая?
(Машинка пластмассовая)
(Спросить 4-5ребенка)
- Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)
А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
(Показывает тряпичную куклу)
Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Моя кукла называется Берегиня.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.
Но, чтобы попасть в мою мастерскую мы отправимся за волшебную занавесь.
(Дети проходят за ширму и переодеваются в русские народные костюмы)
Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды! В путь!
(Звучит русская народная музыка, все проходят в уголок русской избы, а затем в мастерскую)
II. Знакомство с мастерской.
Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.
Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.
А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук)
- Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.
Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.
- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком .
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
III. Рассказ воспитателя. (просмотр презентации)
«Народные тряпичные куклы»
(история кукол, виды кукол)
А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».
Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
А знаете, почему её называют Утешницей?
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
IV. Игра – песня
Игра «У Маланьи, у старушки»
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
V . Продуктивная деятельность.
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
1.Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)
Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
3.Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.
4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая) . Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.
5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?
(Треугольник).
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.
Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)
7.Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)
Привяжите конфеты к ленточке.
Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
VI. Итог занятия
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
О каких куклах вы сегодня узнали?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)
Пестрых Лидия
Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка»
Конспект занятия
«Тряпичная кукла Закрутка »
Воспитатель Лидия Александровна Пестрых
Тема : Тряпичная кукла Закрутка
Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом , проявляя фантазию и творчество.
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла .
3. Закрепление удетей трудовых навыков : складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Пополнить словарный запас детей : ремесло, технология.
Материалы.
Коляска с куклой . Набор тряпичных кукол , презентация «Тряпичная кукла »
2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
Белые нитки;
Вата для объема;
Тесьма для пояса.
Аудиозапись спокойной музыки
Предварительная работа :
Беседа с детьми о русских народных игрушках.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.
Дети : Здравствуйте.
Дети садятся на стулья в игровой зоне.
Сюрпризный момент : Воспитатель приходит с коляской,успокаивая сидящую в ней куклу Машу , и говорит ей : «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»
Но моя куколка грустит : не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей .
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Воспитатель, обращаясь, детям говорит : Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.
Дети : да
Воспитатель : Сейчас Вам расскажу о куколке. Посмотрите на экран (на экране презентация «История тряпичной куклы » .
Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.
Воспитатель : Кто играл с тряпичной куклой ?
Дети : Наши бабушки.
Воспитатель : Кто мастерил эти куклы ?
Дети : Их бабушки.
Воспитатель : Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья» . Я приглашаю вас с страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?
Дети : Да мы согласны.
Дети садятся за столы.
Воспитатель : Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка » . Но обязательно будем соблюдать «технологию» . Сейчас я вам буду показывать.
Воспитатель показывает и комментирует.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива .
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание . Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Воспитатель : А, сейчас давайте все отложим в сторонку.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель : Дети, возьмите в руки остаток ваты и покатайте его в ладонях, а глазками посмотрим в потолок, в пол, на окно, на дверь. Повторяем два раза.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .
Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова .
Физминутка : «Матрешки»
Хлопают в ладошки
(хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки.
(повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные,
(наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные.
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
(хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.
(хлопок по парте, повторить еще раз)
А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Сделаем кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Кукла просто загляденье ,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель : Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.
Воспитатель : (подкатывает Машу, они поочередно показывают ей свою куклу ) Как тебе, подружки? Как тебе игрушки?
Воспитатель от имени Маши : Хороши то как, милы то как. Добренькие!
Воспитатель : Они всегда будут добрыми? Почему?
Дети : Да. Всегда. Они сделаны с любовью.
Воспитатель : Наши куклы и Маша еще маленькие?
Дети : Маленькие.
Воспитатель : А, маленькие детки много спят?
Дети : Да.
Воспитатель : Тогда и нашим куклам- Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились. (Все встают в кружок)
Споем им колыбельную песенку :
Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.
Воспитатель : Пока наши куклы спят мы вспомним чему сегодня научились? В нашей мастерской?
Дети : Делать куклы .
Воспитатель : Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.
Публикации по теме:
«Тряпичная кукла - народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.
Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.
Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла») Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ:.
По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.
Тема : Кукла-берегиня (аппликация из бумаги)
Цели : исследование народной традиции изготовления куклы-берегини; пробуждение познавательного интереса к народному творчеству; изготовление куклы-берегини.
Задачи: научить декоративному украшению куклы-берегини; совершенствовать умение работы по плану; расширить знания по украшению народного костюма.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
II. Вводная часть.
Учитель. Ребята, послушайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
«Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью...»
Это, конечно, сказка, но...
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли - берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали над притолокой двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».
В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.
Куклу-берегиню наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.
Особенность русского народного костюма - в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. В женском сарафане собрана вся красота и плавность линий.
Учитель . Ваша задача - воплотить всю красоту русского сарафана в вашей работе. Работать вы будете в группах. Каждая группа должна создать неповторимый образ русского сарафана.
III. Составление плана работы.
Учитель. Давайте повторим, что вы узнали о кукле- берегине.
Для чего делали куклу-берегиню?
Почему у куклы не было лица?
Как украшалась кукла-берегиня?
Учитель . Составим план, по которому вы будете выполнять работу.
1. Работа по шаблону.
2. Выбор цвета костюма.
3. Выбор цветов мелких деталей костюма.
4. Наклеивание.
IV. Практическая часть.
Учитель. Ребята, у вас на столе заготовки кукол, раздаточный материал образцов, шаблон, цветная бумага, ножницы. Каждой группе предстоит определиться, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.
Учащиеся в группах самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини.
V. Итог занятия.
Учитель . Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:
Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведем хоровод, как в старину,
Пеню русскую споем да не одну!
Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.
В конце урока выставка изделий. Оценивается оформление кукол-берегинь.