Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка. Конспект занятия «Народная тряпичная кукла Конспект занятия видах тряпичных кукол

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Обрядовая кукла». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .

Цель урока :: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изготовить традиционную русскую куклу-берегиню «Желанницу»

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.

Оборудование: компьютер, проектор

Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.

Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.

Оформление в классе: выставка “Народная кукла”

Звуковой ряд:

● вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, ленты, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета, ножницы, нитки.

План урока:

1.Организационный блок (2 мин)

2.Мотивационный блок) (6 мин)

3. Информационный блок (7 мин).

4.Физминутка (1мин)

5.Аналитический блок (практический). (20 мин) 6.Выставка и оценивание работ (3мин) 7.Информация о домашнем задании (2 мин) 8.Рефлексия. (3 мин)

Тема урока: «Обрядовая кукла ».

Задачи: Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через использование декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег;

Личностные : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Домашнее задание . Русские народные обряды. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «оберег» и рассказать о значении в народном творчестве, сделать презентацию «Обрядовые куклы».

Оборудование:

Для учителя: 1. образцы традиционной русской куклы-оберега, открытки; 2.Карточки- опросники; 3.мультимедийная презентация «обрядовая кукла» .

4.Сундучок

Для учащихся:

1.Справочный материал, карточки

2.Лоскут ткани ≈ 40x25; 20*20 – белого цвета (ткани все х\б);

3. Разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10см;

4. треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 15x15см;

5.Тесьма, кружева,ленты;

6. Нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета;

7.Ножницы;

8.Правила техники безопасности.

Музыкальный ряд:

1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

    «Золотое кольцо» Н. Кадышева

    «Русская песня» Н. Бабкина

    Л. Зыкина, народные песни

Литературный ряд:

1.Стихи о обрядовых куклах; 2.Сообщения (о традиционных обрядовых куклах) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа : во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ этапов выполнения работы, оказывает помощь учащимся.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что

Для этого необходимо.

Этапы урока

1. Организационный момент.(2 мин)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Мобилизующее начало урока:

Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение.

Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.

2.Мотивационный блок (5мин)

-Актуализация знаний. Введение в тему (2мин)

Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

У моей сестренки - дочка:

Кудри, розовые щечки.

Если доченька болеет,

То сестра ее жалеет.

Эта дочка - понарошку,

Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)

Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно о куклах.

Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете, когда играете в игрушки?

В игрушки вы играете сейчас и играли во все времена.

Слайд-2,3

Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь.

Слайд-4

А как вы думаете, что такое оберег?

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Вопросы:

-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» Слайд №5 (тема урока)

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

-Определение целей урока (2 мин)

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Почему, на ваш взгляд, ребята, мы будем изучать тему «Ообрядовая кукла- оберег?

3. Информационный блок (8мин)

Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала).


Чтобы познакомиться с русскими традициями

Чтобы познакомиться с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изучить технологию изготовления традиционной русской куклы-берегини

Учитель: Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…

Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?

Ответ: (Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.

Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.

Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух).

Учитель : Вы получили задание на дом: узнать о разновидностях славянских кукол.

Собрались как-то девчушки

Озорные хохотушки,

Посидеть и поболтать,

В куклы вместе поиграть…

Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)

Что же он в себе таит?

Не простые в нем игрушки!

Обереги - наши куклы!

Чтобы их узнать поближе-

Надо всем нам сесть потише…

И прислушаться к девчушкам,

Развеселым хохотушкам!

1.Ученик: (слайд-6) Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку , тщательно соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.

Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.

2.Ученик:( слайд 7) Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу» . Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

3.Ученик: (слайд 8) Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.

Она была оберегом красоты невесты.

Почему в наряде куклы преобладает красный цвет?

(На Руси красный цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу). Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.

4. Ученик: (Слайд-9) Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-неразлучники , которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало.

Учитель : В чем особенность этих кукол?

Ученик: Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку").

6.Ученик: (Слайд 10) Филипповка или кукла «Десятиручка» - это самая нужная куколка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.

Учитель: Для чего кукле делали много рук?

Ученик: Имея множество рук, она помогает женщине в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

7. Ученик: (слайд-11) Кукла Перевертыш, Девка-баба. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А Баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

8. Ученик: (Слайд-12) Кукла День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам ). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

9.Ученик: (Слайд-13) Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.

10.Ученик: (Слайд-14) Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов.

11.Ученик: (Слайд-15) Кукла «Зерновушка» - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье голод. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Ученик: Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

Учитель : Все эти и другие куклы были оберегами для славянских народов.

А вы любите загадывать желания?

Слайд-16

Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница. Такая подружка - кукла

Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. А сейчас подумайте и ответьте:

1.По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с обычной игрушкой?

2.Как вы будете прикасаться к берегине?

3.А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?

4. Физкультминутка (2 мин.)

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

5. Аналитический блок (практический). (20 мин)

- Вспомните, чему мы должны научиться?

Изготовлению традиционной русской куклы-берегини «Желанници»

Отгадайте, девочки, загадку:

Что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню:

Мы проворные сестрицы

Две сестрицы – мастерицы,

Пишем, шьём, рисуем, вяжем,

Про себя мы вам расскажем . Ответ: (руки).

Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:

Ткани я цветной кусок – называюсь…. (лоскуток).

Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт
(иголка).

Она соединяет детали изделия между собой (нить).

Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.Бумага в нашей пасти Разделится на части
(ножницы).

И так, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся (Слайд 18):

Ткань белая, ручная игла, катушка белых ниток, атласная лента, цветная ткань,

ножницы

Перед началом исполнения задания соблюдайте правила ТБ при выполнении ручных работ. Давайте их повторим:

2. Во время работы:

быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;

вкалывать иглы только в игольницу;

класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Этапы изготовления куклы-берегини.

Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.

Контроль

-индивидуальный

-выборочный

Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.

(Учитель обговаривает каждый этап изготовления куклы).

Учитель: 1 этап . Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой

(слайд 19).

2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 20). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.

3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.

5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой.

6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 24).

7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине.

9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани.

Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

А вы теперь продолжайте…..

Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!

Учи Учитель: Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! (показывает готовую куклу).

Давайте устроим выставку ваших куколок.

(ученики показывают своих кукол – берегинь, выставляют их на отдельном столе).

Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.

Стих о кукле читает ученик

Эту куклу-берегиню

Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.

Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.

Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет

Закрепление знаний.

Учитель : А теперь давайте поведем итог практического занятия.

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?

2. из чего изготавливается кукла – оберег?

3. какие инструменты, материалы и приспособления мы использовали для изготовления куклы?

Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером

Ученик : ткань белую и цветную, нити, ленты, ножницы.

6.Выставка и оценивание работ (3 мин)

7.Домашнее задание (1 мин)

8. Самооценка. Рефлексия .(2 мин)

Учитель:- Предлагаю оценить свою работу на уроке

по 5-балльной системе.

Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?

Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Самым интересным на уроке было…»

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.

Ребята, давайте подарим нашим гостям обрядовую куклу.

Учитель: Закончить урок разрешите словами Александра Твардовского –

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к этой большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тевризского муниципального района Омской области

«Тевризский детский сад №3»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

Воспитатель:

Битель Светлана Сергеевна

2014 год

Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой»

Изготовление куклы «Утешницы»

Воспитатель:Битель Светлана Сергеевна

Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);
2. О богащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3 . Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, р асширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Оборудование:

Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»

Чтение сказки “Василиса Премудрая”

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бемажный петух…)

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

(Низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

Нравиться?

А сейчас носят такие наряды?

А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

Ой, а что это у вас в руках?

Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

Значит машинка какая?

(Машинка пластмассовая)

(Спросить 4-5ребенка)

- Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (Кукла)

(Показывает тряпичную куклу)

Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Моя кукла называется Берегиня.

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.

Но, чтобы попасть в мою мастерскую мы отправимся за волшебную занавесь.

(Дети проходят за ширму и переодеваются в русские народные костюмы)

Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды! В путь!

(Звучит русская народная музыка, все проходят в уголок русской избы, а затем в мастерскую)

II. Знакомство с мастерской.

Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.

Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(Открыть сундук)

- Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)

С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.

Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.

- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком .

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

III. Рассказ воспитателя. (просмотр презентации)

«Народные тряпичные куклы»

(история кукол, виды кукол)

А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

А знаете, почему её называют Утешницей?

С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

IV. Игра – песня

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

V . Продуктивная деятельность.

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1.Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

3.Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая) . Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

7.Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)

Привяжите конфеты к ленточке.

Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

VI. Итог занятия

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

О каких куклах вы сегодня узнали?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)


Пестрых Лидия
Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка»

Конспект занятия

«Тряпичная кукла Закрутка »

Воспитатель Лидия Александровна Пестрых

Тема : Тряпичная кукла Закрутка

Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом , проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла .

3. Закрепление удетей трудовых навыков : складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Пополнить словарный запас детей : ремесло, технология.

Материалы.

Коляска с куклой . Набор тряпичных кукол , презентация «Тряпичная кукла »

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

Аудиозапись спокойной музыки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о русских народных игрушках.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.

Дети : Здравствуйте.

Дети садятся на стулья в игровой зоне.

Сюрпризный момент : Воспитатель приходит с коляской,успокаивая сидящую в ней куклу Машу , и говорит ей : «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»

Но моя куколка грустит : не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей .

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Воспитатель, обращаясь, детям говорит : Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.

Дети : да

Воспитатель : Сейчас Вам расскажу о куколке. Посмотрите на экран (на экране презентация «История тряпичной куклы » .

Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.

Воспитатель : Кто играл с тряпичной куклой ?

Дети : Наши бабушки.

Воспитатель : Кто мастерил эти куклы ?

Дети : Их бабушки.

Воспитатель : Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья» . Я приглашаю вас с страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?

Дети : Да мы согласны.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка » . Но обязательно будем соблюдать «технологию» . Сейчас я вам буду показывать.

Воспитатель показывает и комментирует.

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива .

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание . Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Воспитатель : А, сейчас давайте все отложим в сторонку.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель : Дети, возьмите в руки остаток ваты и покатайте его в ладонях, а глазками посмотрим в потолок, в пол, на окно, на дверь. Повторяем два раза.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова .

Физминутка : «Матрешки»

Хлопают в ладошки

(хлопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.

(повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки,

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.

(хлопок по парте, повторить еще раз)

А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Сделаем кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Кукла просто загляденье ,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель : Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.

Воспитатель : (подкатывает Машу, они поочередно показывают ей свою куклу ) Как тебе, подружки? Как тебе игрушки?

Воспитатель от имени Маши : Хороши то как, милы то как. Добренькие!

Воспитатель : Они всегда будут добрыми? Почему?

Дети : Да. Всегда. Они сделаны с любовью.

Воспитатель : Наши куклы и Маша еще маленькие?

Дети : Маленькие.

Воспитатель : А, маленькие детки много спят?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда и нашим куклам- Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились. (Все встают в кружок)

Споем им колыбельную песенку :

Баю-баю-баю-баю

Не ложись, дитя, на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,

Схватит детку за бочок,

Схватит детку за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.

Воспитатель : Пока наши куклы спят мы вспомним чему сегодня научились? В нашей мастерской?

Дети : Делать куклы .

Воспитатель : Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.

Публикации по теме:

«Тряпичная кукла - народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.

Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.

Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла») Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ:.

По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Тема : Кукла-берегиня (аппликация из бумаги)

Цели : исследование народной традиции изготовления куклы-берегини; пробуждение познавательного интереса к народному творчеству; изготовление куклы-берегини.

Задачи: научить декоративному украшению куклы-берегини; совершенствовать умение работы по плану; расширить знания по украшению народного костюма.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

II. Вводная часть.

Учитель. Ребята, послушайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

«Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью...»

Это, конечно, сказка, но...

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли - берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали над притолокой двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Куклу-берегиню наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Особенность русского народного костюма - в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. В женском сарафане собрана вся красота и плавность линий.

Учитель . Ваша задача - воплотить всю красоту русского сарафана в вашей работе. Работать вы будете в группах. Каждая группа должна создать неповторимый образ русского сарафана.

III. Составление плана работы.

Учитель. Давайте повторим, что вы узнали о кукле- берегине.

Для чего делали куклу-берегиню?

Почему у куклы не было лица?

Как украшалась кукла-берегиня?

Учитель . Составим план, по которому вы будете выполнять работу.

1. Работа по шаблону.

2. Выбор цвета костюма.

3. Выбор цветов мелких деталей костюма.

4. Наклеивание.

IV. Практическая часть.

Учитель. Ребята, у вас на столе заготовки кукол, раздаточный материал образцов, шаблон, цветная бумага, ножницы. Каждой группе предстоит определиться, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.

Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.

Учащиеся в группах самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини.

V. Итог занятия.

Учитель . Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Пеню русскую споем да не одну!

Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.

В конце урока выставка изделий. Оценивается оформление кукол-берегинь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!