Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект родительского собрания: "Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению". Беседа с родителями «Роль коммуникативных игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Родительское собрание

«Формирование коммуникативных

умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях »

(2 младшая группа)

СКАЧАТЬ (полная версия)

Подготовила:

старший воспитатель

Миргородская

Анна Сергеевна

Артемовский 2016г.


Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: круглый стол.

Задачи: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Повестка дня:

1. Открытый показ интегрированного занятия по ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально - коммуникативное развитие» «Теремок».

2. Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

3. Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения». 4. Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений

5. Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

6. Анализ анкет «Социализация и коммуникация», «Ребенок и социум».

7. Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей - создание социальных паспортов (портфолио) детей.

8. Выдача памяток и буклетов для родителей

Приложение №1

Ход собрания:

(звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей).

Да, вы правильно сказали - без слов (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение - это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, является сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей

дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру:

Информационно-коммуникативные умения

Регуляционно-коммуникативные умения

Аффективно-коммуникативные умения.

Именно к 4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 3- 4 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка - потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3 -4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение

организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за-висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно-стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;

умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и

родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности;

вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного, попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я провела анкетирование среди Вас на тему: «Социализация и коммуникация детей», «Ребенок и социум»

(Проводится анализ анкет)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей - это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника» . Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы
  • Выпуск в школу
  • Что ни слово, то золото

Приложение № 2

Конспект интегрированного занятия

тема: «Теремок»

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение детей делать постройки из мягких модулей и крупного строительного материала, составлять целое изображение из частей, дополнять постройки деталями из бумаги и картона.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрализации сказок, выразительность жестов, мимики, голоса, умение детей передавать образы различных животных. Развивать творческие способности при выборе формы постройки, расстановке декораций на сцене.

Воспитательные: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, воспитанию дружеских отношений друг к другу средствами музыкальной культуры и сказкотерапии.

Методические приёмы: театрализованная разминка, игра «Назови соседа ласково», игра на воображение «Что ты видишь?», изображение животных с помощью мимики, голоса и жестов, дидактическая игра «Собери полянку», конструирование из мягких модулей и кубов, обыгрывание сказки, танец героев.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально- коммуникативное развитие» (театрализованная деятельность): передача образов различных животных с помощью жестов, мимики и голоса; драматизация знакомой сказки.

О.О. «Развитие речи»: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова.

О.О. «Физическое развитие»: - развитие двигательной активности, создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности.


Предварительная работа по образовательным областям:

О.О. «Познавательное развитие» (развитие продуктивной (конструктивной) деятельности): создание построек из мягких модулей, составление целого изображения из нескольких частей.

О.О. «Социально- коммуникативное развитие»: драматизация знакомых сказок.

О.О. «Физическое развитие»: двигательная активность детей, контроль за осанкой детей.

Материалы и оборудование : магнитофон с записями музыкальных композиций и русской народной музыки, мягкие модули, кубы,пирамида, элементы «окон» и «дверей» из самоклеящейсябумаги, ёлки, птички из картона с петельками, детали цветовиз картона, «бабочки» с рисунками-схемами животных итеремка, маски: муха, мышка, лягушка, ёжик, заяц, лиса,волк, медведь, ширма, стол, зеркало.

Место проведения : музыкальный зал.

Ход занятия:

1 часть: Театральная разминка.

(Дети входят в зал под сказочную музыку)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас встанем в круг и назовем друг друга ласково, поднимем друг другу настроение!

Игра «Назови соседа ласково».

Воспитатель: Ну вот, все и узнали, как нас зовут, и как мы друг друга называем. А теперь я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Закроем глаза на минутку, скажем волшебные слова: «Мысли полетели, на полянку сели…Раз, два, три! Раз, два, три, что здесь видишь, расскажи!»

Игра на воображение «Что ты видишь?»

(Дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, можно изобразить ветер, деревья, «понюхать» цветы и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немного здесь погуляем.


(Подходят к зеркалу, на котором на ниточках развешены бабочки с картинками-схемами животных: мухи, мышки, лягушки, ежа, зайца, лисы, волка, медведя и теремка на обороте)

Посмотрите, ребята, кто-то в нашем лесу оставил зеркало. Я думаю, оно волшебное, ведь неспроста на нём уселись эти красивые бабочки. Сейчас я буду дотрагиваться до них, а вы попробуйте отгадать, в какое животное они превратятся.

(Воспитатель по очереди переворачивает бабочек, дети отгадывают животных и изображают их перед зеркалом с помощью мимики, жестов и голоса).

Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна бабочка (переворачивает схему теремка) . Ой, а здесь и не зверь, и не птица, не то дом, не то дворец. Кто-то здесь загадал нам сказку, давайте посмотрим ещё раз на эти картинки и отгадаем, что за сказка здесь спряталась?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Верно, «Теремок»! А теперь, давайте вспомним, что случилось с теремком в конце сказки? Почему это произошло? (Ответы детей).

Правильно, ребята, мишка развалил маленький теремок, потому, что он в него не поместился.

Давайте разыграем эту сказку по - новому, но прежде, нам нужно построить большой теремок, чтобы всем зверям в нем места хватило.

Посмотрите, здесь на полу лежит всё, что нужно для наших декораций. Осталось всё это нам только собрать.

2 часть: Конструирование и сборка декораций.

(Дети под музыку строят теремок из мягких модулей, ставят ёлки, вешают на них птичек, составляют цветы из лепестков).

Воспитатель: Вот и готовы наши декорации. Какой большой и красивый теремок у нас получился! Как вы думаете, поместится сейчас в нем мишка?

А сейчас, я предлагаю разыграть нашу сказку.

Но чтобы разыграть настоящий спектакль, нам нужно превратиться в героев сказки, в этом нам помогут маски. Посмотрите, разбирайте, перед зеркалом надевайте! (Дети под музыку выбирают маски, надевают их на голову, проходят за ширму).

3 часть: Драматизация сказки «Теремок».

(В конце сказки мишка залезает в теремок к остальным героям)

4 часть: Заключительная.

Воспитатель: Залез мишка в теремок. И ему место нашлось, ведь мы все вместе построили большой и крепкий теремок. Стали звери в нём жить-поживать, песни петь и распевать!

(Заключительный танец героев сказки).

Приложение №3

Анкета «Социализация и коммуникация»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу по социально - коммуникативному развитию.

1. Фамилия, имя ребенка___

2. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

В) затрудняюсь ответить

3. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

А) всегда

Б) иногда

В) никогда

4. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

А) указаний

Б) объяснений

В) внушения

Г) убеждения

Д) просьб

5. Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?

А) ничего

Б) неуверенность моего ребенка

В) затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом?

А) неудовлетворительно

Б) удовлетворительно

В) хорошие

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?

Б) в общении

В) познавательно - исследовательской деятельности

Г) двигательной деятельности

8. Как Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?

А) не исправляем

Б) делаем замечание

В) обещание подарков за хорошее поведение

Г) угрозы физического наказания

Д) беседа с ребенком

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком?

В) иногда, когда есть время

10. Какие игры для социального развития Вы знаете?

11. Нуждаетесь ли Вы в педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.

12. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

Б) стараюсь, но не всегда получается

В) нет, не хватает времени

13. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

А) таких причин не существует

Б) занятость на работе и бытовые проблемы

В) ваш вариант ответа

14. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

В) затрудняюсь ответить

Конспект родительского собрания:

"Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению"

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

- познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

Вас интересуют все вышеперечисленные вопросы, и мы хотели бы, чтобы Вы хотите поделились опытом семейного общения со своим ребенком.

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола - здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения»,

«Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением?

(ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению»

(Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком:

«Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним).

(Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель: Хорошая книга – лучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини - Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра «Добрые слова»

Воспитатель: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов» .

(Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько - с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения.

(воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки - нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком «Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Воспитатель: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: - Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: - Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

Ольга Елшина
Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников , повышения у них уровня межличностного общения, а также повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам коммуникативной компетенции их детей .

Перед нами стояли следующие задачи :

1. Развитие у детей навыков общения со сверстниками.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения, развитие групповой сплоченности и доброжелательной обстановки в коллективе.

4. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения .

данная работа включала два направления :

1) Работа с детьми

2) Работа с родителями

Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира» , расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием пиктограмм с изображением различных эмоций.

Совместно с детьми , в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок» .

На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем» ,игра «Свободное место» ,игра «Испорченный телефон» , игра «Ручеек» . Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка» , «Скульпторы» . Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей , преодоления их скованности.

Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам : русским народным сказкам «Гуси-лебеди» , «Царевна-лягушка» ; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.

В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение» .

Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Осуществляя работу с родителями , мы учитывали, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают :

Гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно

влияющие на взаимоотношения детей ;

Гуманные отношения между детьми , являющиеся результатом

воспитательной деятельности родителей .

Принимая это во внимание, родителям мы предложили родителям два вида рекомендаций направленных на : совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей .

По второму направлению мы организовали разные формы работы с родителями . Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями :

Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников », «Что такое культура общения» , «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка ».

Проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»

Оформление информационных буклетов «Средства развития навыков общения » , «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков »

Организация семейных выставок «Мастерим вместе с папой» , «Моя дружная семья» .

Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми :

Приглашение родителей на открытые занятия

Привлечение их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;

Вовлечение родителей в детско- родительские проекты «Моя родословная»

В ходе работы можно было отметить , что родители активно вовлекались в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывали о совместном отдыхе с родителями , посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечалась заинтересованность родителей в данной теме , их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми . Многие проявляли значительный интерес к проблеме общения детей , спрашивали совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми , и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Комплимент» Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи как монологической, так и диалогической. Развитие.

Игра на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Пойми меня» Цель:Игра учит детей объяснять и понимать друг, друга. Развивает интерес к сверстникам,внимание, доброжелательные отношения друг к другу.

Мастер-класс «Организация работы с родителями по развитию исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Славкина Н. М. Дети дoшкольного вoзраста по прирoде своей - пытливые исследователи окружающего мира. Oчень пoлезн не сooбщать.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения - мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы

Щербакова Валентина
Беседа с родителями «Роль коммуникативных игр»

Публикация : «Роль коммуникативных игр »

Цель - повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников и их родителей . Что же такое коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Коммуникативные навыки – это способность ребенка вступить в процесс общения с детьми, с взрослыми, умение соблюдать правила общения в отношениях с товарищами, умение ориентироваться в ситуациях

общения. Как Вы считаете, сформированы ли коммуникативные навыки у вашего ребенка? (Выслушать ответы родителей .) Как вы считаете, нужно ли развивать коммуникативные навыки у детей ? Для чего? (Выслушать ответы родителей , обобщить.) Нужно, так как : дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни, миром людей, миром природы и собственным миром. У ребенка изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и способности. 6-7 летний возраст ребенка – это подготовка ребенка к школе, поскольку именно в этот период будущие «ученики» легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Для детей с несформированными коммуникативными навыками будет характерен : страх и неуверенность, их смущает новизна обстановки, непривычность роли, им страшно сказать не то или не так, как, им кажется, хочет учитель или воспитатель, они боятся быть осмеянными товарищами. Поэтому, необходимо развивать у ребенка коммуникативные способности , учить общению, умению учиться основам нравственной, эстетической, физической культуры, что вырабатывает привычку к систематическому труду. Без специально развивающей работы ребенку будет трудно быть общительным, коммуникабельным , что так необходимо для готовности к школе. Как вы думаете, в каком виде деятельности лучше всего развивать коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Какие вы знаете игры? (Ответы родителей .) Что же такое дидактическая игра? (Ответы родителей .) Дидактическая игра – обучающая игра, в которую входят : обучающая задача, правило, игровое действие. (Разобрать дидактическую игру. Например, «Зоологическое лото» ) Что такое подвижная игра? (Ответы родителей .) Подвижная игра – это игра, основанная на ловкости (физической компетенции, включающая в себя правило и игровые действия. Например, подвижная игра «Ловишки» . Как вы думаете, какие коммуникативные навыки формируются в игре? (Ответы родителей .) умение организовывать игру;

умение быть ведущим в игре; умение договариваться о ходе игры; умение подводить итог игры; умение выбирать ведущего в игре. В играх у ребенка развиваются такие качества : самоконтроль , выдержка, умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться и приходить к единому результату, формируется самооценка, взаимовыручка. Вспомните и назовите игры, запомнившиеся вам с детства? (Ответы родителей .)

Публикации по теме:

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Беседа с родителями «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных, постоянными болезнями ребят, не всегда.

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Консультации для воспитателей ДОУ;

Выполнила:

Мухина Ирина Николаевна;

Воспитатель;

г. Самара, МБОУ СОШ №59(дошкольное отделение);

Конспект родительского собрания для родителей старшей-подготовительной группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи :

Выявление условий и способов развития коммуникативности;

Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

Приглашение родителей на собрание .

Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

Подготовка картотеки коммуникативных игр .

Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!