Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения и пространственной ориентировки, "путешествие к коту леопольду". Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Ка

Конспект подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшей группы, по теме: «Развитие зрительного восприятия. Игрушки».

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения.

Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

(Старшая группа.)

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.

Коррекционно-развивающие:

1) Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;

2) Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;

3) Развивать зрительное внимание;

4) Совершенствовать умение различать наложенные изображения.

5) Развивать мелкую моторику;

6) Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно – воспитательные:

1) Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки формата А5 «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; мультифоры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

1) Организационный момент:

Дети встают в круг.

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Учитель-дефектолог: Проходите за столы, садитесь. Не забывайте, что нужно сидеть правильно, спину держать ровно.

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!

Дети:- Давайте.

2) Основная часть:

Задание 1: Дидактическая игра «Загадки»

Учитель-дефектолог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.

Педагог читает загадку.

Учитель-дефектолог: Арина, о какой игрушке говорит Буратино в загадке?

Арина: - Матрёшка

Учитель-дефектолог: Правильно! Арина, пройди за сетку, найди матрёшку.

Прикрепи её на сетку, чтобы всем ребятам было видно.

Загадки:

1) Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка друзья? (Кукла)

2) Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это- плюшевый…. (медведь)

3) Есть кабинка, кузовок, Откидной на нём борток, Есть колёсики и шинки У игрушечной ... (Машинки) 4) Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
( Мяч)

5) Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
6) Любит наряжаться свечка

А всего одна игрушка. В разноцветные колечки.
(Матрешка) Надевай скорее, ну же:

Снизу- шире, сверху - уже.

(Пирамидка)

Учитель-дефектолог: - Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?

Дети: -игрушки

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.

Задание 2: «Дидактическая игра «Найди игрушку» (наложенное изображение)

- Учитель-дефектолог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите на краю стола картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась.

Учитель-дефектолог: -Саша, ты нашел свою игрушку?

Саша: -Да

Учитель-дефектолог: -Какая у тебя игрушка?

Саша: пирамидка.

Учитель-дефектолог: -Возьми маркер, обведи пирамидку по контуру.

Учитель-дефектолог:- Настя, какую игрушку ты будешь искать?

Настя:- матрёшку.

Учитель-дефектолог: Возьми маркер, обведи матрёшку по контуру.

Учитель-дефектолог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.

Задание 3: Зрительная гимнастика « Игрушки»

Учитель-дефектолог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика:

Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,

Все игрушки на витрине: вверх- вниз за ориентиром

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят. Сомкнуть веки,поморгать ( Проводится два раза )

Задание 4: Дидактическая игра « От темного, к светлому»

Учитель-дефектолог: -Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.

Учитель-дефектолог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.

Физминутка: «БУРАТИНО»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки) Проводится 2 раза.

Учитель-дефектолог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.

Задание 5: Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят : кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики .)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Проводится два раза

Задание 6: Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»

Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите, Буратино ещё очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите что у него получилось (на доску вывешиваю схему из геометрических фигур).

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?

Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.

Учитель-дефектолог:- Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?

Дети: - из квадрата.

Учитель-дефектолог: - Из какой фигуры состоит голова у Мишки?

Дети: - из овала.

Учитель-дефектолог: -Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?

Дети: - уши, глаза, мордочка, лапы.

Учитель-дефектолог: -Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?

Дети: - из круга.

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?

Дети:- Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.

Итог занятия:

Учитель-дефектолог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.

Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?

Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, обводили игрушки по точкам

Учитель-дефектолог: Правильно ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)

Учитель-дефектолог: -Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.

Буратино благодарит вас за работу, и говорит вам До свидания!

педагогический образовательный занятие зрение

Проведенного в старшей группе №3

время: 9.00-9.20

Тема: Объемные тела

Цель: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи

Образовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Обучающие:

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту.

Закрепить представление о цвете предметов.

Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Коррекционно-развивающие:

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Оборудование:

тетрадь для индивидуальной работы, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы, презентация «Офтальмотренажёр Снежинки».

Ход занятия:

Коррекционные цели и задачи:

1. Совершенствование ощущений при восприятии различных геометрических тел, способности осуществлять зрительно-осязательный перенос.

2. Развитие способности располагать геометрические тела на микроплоскости в соответствии со схемой, объяснять их местоположение.

3. Закрепление умения последовательно обследовать и описывать объемное тело.

4. Формировать умение узнавать объемные тела, выполненные в прямоугольной проекции.

Материал:

Демонстрационный: геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус; схемы геометрических тел, выполненные в прямоугольной проекции.

Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, подставки, листы, карандаши, геометрические трафареты, лоточки, муфты, набор деревянных геометрических тел на каждого ребенка, геометрические фигуры, схемы пространственного расположения геометрических тел.

Ход занятия:

Дети, сегодня вы побываете в гостях у объемных тел, они приготовили для вас интересные задания. (Дети подходят к демонстрационному столу, который накрыт скатертью зеленого цвета, на котором стоят объемные тела).

Вы видите их на столе, назовите их. (Дети называют геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус). Почему их еще называют объемными телами? (Их можно рассмотреть со всех сторон).

На столе вы видите схемы, определите, какие объемные тела изображены на них, объясните почему. (Конус и шар).

Ду «Узнай объемное тело по схеме».

Дети проходят и садятся за столы.

Перед вами муфты, вы будете доставать из нее только те объемные тела, которые вам буду называть. (Педагог называет геометрические тела которые спрятались в муфте).

Ду «Волшебная муфта».

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь вам надо расставить геометрические тела на рабочем поле так, как показано на схеме.

Ду «Расставь по схеме».

Теперь расскажите о том, как расставлены геометрические тела на вашем рабочем поле. (Ответы детей).

Ду «Расскажи, как расставлены геометрические тела».

Теперь сложите геометрические тела в лоток и сверху положите муфту. Давайте немного отдохнем, встанем и выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика «Вот стоит большая елка»

Хорошо, садитесь и послушайте новое задание, которое для вас приготовили цилиндр и куб. (Педагог показывает их детям). Они предлагают вам из геометрических фигур, которые лежат в лоточках, выбрать те, которые соответствуют их главному виду и виду сверху и выложить их на рабочем поле (индивидуальном фланелеграфе). Вспомните, какие геометрические фигуры будут соответствовать главному виду и виду сверху цилиндра и куба. (Куб - главный вид и вид сверху-квадрат, цилиндр - главный вид-пряпоугольник и вид сверху-круг).

Ду «Выложи два вида цилиндра и куба».

Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте разогреем руки с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин (Дети разламывают вообр. апельсин)

Много нас, (Показывают 10 пальцев)

А он один. (Показывают 1 палец)

Эта долька - для ежа (Загибают по очереди пальцы)

Эта долька - для стрижа

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька = для бобра.

А для волка - кожура. (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас - Беда!!! (Прижимают кулачки к груди)

Разбегайтесь - Кто куда! (Бегут пальцами по столу)

Теперь цилиндр и куб предлагают вам при помощи геометрического трафарета изобразить свои вид спереди и вид сверху. Найдите на нем нужные геометрические фигуры и обведите их карандашом.

Ду «Нарисуй два вида».

Хорошо, теперь заштрихуйте два вида цилиндра слева направо (горизонтальная штриховка), а два вида шара сверху вниз (вертикальная штриховка).

Объемные тела благодарят вас за то, что справились со всеми заданиями, которые они вам предложили. За это они вам дарят игру «Найди недостающий вид», чтобы вы о них не забывали.

3. Схема анализа психолого-педагогического обследования ребенка с сенсорными нарушениями

Общие сведения о ребенке старшей группы №3

Дата рождения

Жалобы родителей: Плохое зрение

Заключения специалистов:

Отоларинголога здоров

Психоневролога здоров

Педиатра здоров

психолога здоров

Логопеда артикуляционный аппарат развит в соответствии с нормой

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: Гиперметропированный астигматизм средней степени.

Анамнестические данные

Данные о протекании беременности и родов: Беременность первая, токсикоз 1-2 триместр, перенесенное ОРВИ в сроке 11 недель, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные роды в сроке 35 недель

Вес и рост при рождении: 2350 кг, 50 см.

Вид вскармливания ребенка до года: грудное.

Развитие ребенка в первые годы жизни

Сон: спокойный

Аппетит: в номе

Характеристика условий воспитания

Где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду): Дома.

Социокультурный статус семьи

Характер взаимоотношений в семье: В семье положительные взаимоотношения.

Есть ли единство требований при воспитании ребенка: Есть.

Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребенка: Возможности и домашние условия благоприятные для общего психического развития ребенка.

Отношение членов семьи к зрительному нарушению ребенка (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефекте): Родители не фиксируют свое внимание на дефекте.

Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка

Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем): Владеет представлениями об окружающем, понимает родственные связи.

Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду: Навыки овладения программным материалом в соответствии с возрастной нормой.

Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности: Особых трудностей при овладении ФЭМП не испытывает, трудности возникают при проведении параллельных горизонтальных и вертикальных линий, обведении шаблонов. В игре ребенок берет на себя главные роли, лидирует, владеет диалогической речью.

Характеристика высших психических функций

Особенности восприятия (зрительного и слухового): Ребенок не всегда быстро находит интересующий объект, особенно если он не подкреплен звуковым сопровождением.

Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости): Средний объем, внимание устойчивое, легко переключается.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы

Особенности проявления эмоций и чувств: Эмоционален, но не вспыльчив, часто обижается по незначительным причинам.

Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин): Преобладает в основном в хорошем расположении духа.

Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.). Решителен, самостоятелен, редко обращается за помощью.

Особенности характера и поведения ребенка

Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке): Легко вступает в контакт со сверстниками и посторонними людьми.

Спокойный или беспокойный: Спокойный.

Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми: Старается избегать конфликтных ситуаций.

Добрый, ласковый: Добрый, отзывчивый.

Аккуратный или неряшливый: Аккуратный.

Развитие двигательных функций ребенка

Состояние общей и мелкой моторики. Имеются нарушения мелкой моторики (тяжело дается шнурование). Общая моторика без особенностей.

Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. Ходьба динамичная, бег стремительный, при прыжках с разбега левая нога ведущая, навыки метания развиты не в достаточной мере.

Тип ведущей руки: Правая.

Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) Навыки самообслуживания развиты в пределах возрастной нормы.

Состояние речи ребенка

Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм): Ребенок хорошо владеет диалогической речью. Речь богата прилагательными, имеет сложные эмоциональный окрас. Предложения полные, развернутые.

Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения: Речь не быстрая, ритмичная, внятная, эмоционально окрашенная. Ребенок имеет обширный словарный запас. Речевое дыхание в норме. Предложения логически и лексически связанны.

Основные направления коррекционной работы

1. Развивать мелкую моторику;

2. Продолжать развивать зрительный анализатор, глазомер.

3. Обогащать знания об окружающем мире.

4. Улучшать навыки пространственной ориетрировки.

Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».

Предлагаю вашему вниманию занятие по зрительному восприятию для детей младшей группы с нарушением зрения. Занятие по развитию восприятия сенсорных эталонов, с использованием игровой мотивации. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:
1.Обобщить знания детей о сенсорных эталонах, учить использовать имеющиеся знания на практике: цвет, форма (круглая), величина.
2. Формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов, развивать систему «глаз-рука», зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фантазию, творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения:(хорошо-плохо, добро-зло).

Здоровьесберегающие технологии : пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, релаксация.
Материал : Раковина, жемчужина на ниточке, аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, песни «Доброта», картинки из серии «Хорошо-плохо»), учебное пособие «Полянка добра и зла»

Ход занятия:

Тифлопедагог: Ребята, вы любите мечтать?

Ответы детей: Да….

Тифлопедагог : Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).

А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.

Тифлопедагог : Ой, ребята, что это мы нашли?

Ответы детей : Раковина, а в ней жемчужина.

Тифлопедагог: 30 лет и 3года пролежала она на пустынном морском дне. А когда она очутилась на берегу, то почувствовала, что она так одинока! У нее нет здесь друзей, и она не хочет покидать свою раковину. Ребята, давайте подарим бусинке свои улыбки, покажем ей, что мы рады ее видеть! (тренинг эмоций).

Дети дарят жемчужинке свои улыбки, и она покидает раковину.

Тифлопедагог берет за ниточку бусинку и держит на уровне глаз детей,слышится аудиозапись с голосом Бусинки:

33пустынных года я на дне морском лежала.

Все грустила и грустила, ничего не замечала.

Но увидев лица ваши, взгляд на них свой задержала!

Потому что в них улыбка, словно лучик засияла!

Дети рассматривают бусинку, играют с ней, подставляя свои ладошки, закрывают глаза, бусинка приветствует каждого. Дети наощупь определяют, что она холодная, гладкая, круглая по форме. Открывают глаза и с помощью остаточного зрения называют цвет, блеск и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, бусинка рада, что встретилась с вами. Я думаю, что мы сможем ей помочь обрести много новых друзей. Давайте нарисуем их, таких же кругленьких, но разных по цвету. Ведь она об этом так мечтает!

Дети садятся за столы, делают пальчиковую гимнастику «Замок»:

На двери весит замок, кто открыть его бы смог?

Покрутили, потянули и открыли!

Дети с помощь внутренних трафаретов, обводят круг, закрепляя при этом его свойства: он круглый, у него нет углов. Для штриховки предлагаются карандаши разного цвета, дети самостоятельно выбирают тот, который им больше нравится.

Тифлопедагог: Какого друга вы подарите бусинке и как его назовете?

Ответы детей:

синий - воздушный шарик.

красный - Синьор Помидор

желтый - Колобок

оранжевый - Солнышко, апельсин

зеленый-Горошинка

голубой – Снежок.

Повторяют правила «Волшебного Карандашика» - правила правильной штриховки: штриховать в одном направлении, не оставляя белых просветов, не выходить за контур и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, совсем недавно у вас были одинаковые кружки, но с помощью «Волшебного карандашика», и умелых ручек, они превратились в разноцветные кружки, по форме очень похожие на нашу бусинку.

Мы старались, мы трудились, глазки наши утомились.

Пальчики гулять пойдут - наши глазки отдохнут!

Вышли пальчики гулять, чтобы глазкам помогать - имитация игры на фортепиано.

«Что делать?»- отдыхать!

Руками глазки прикрываем и тихонечко моргаем! - прикрываем ладошками глаза,моргаем

Руки вверх подняли, опустили вниз – смотрим глазами вверх, вниз, не поднимая и не опуская при этом голову

Тифлопедагог: Ребята, смотрите, какие чудесные получились друзья для нашей Бусинки. И как она рада своим новым друзьям! (Бусинка начинает качаться на ниточке)

Ой, ветерок уносит нашу Бусинку, скорее за ней! Дети берут свои работы и идут за тифлопедагогом и Бусинкой, находящейся у нее в руке.

Тифлопедагог: Ой, ребята, Бусинка не хочет лететь дальше, она остановилась. Давайте подуем на нее, может ветерок ослаб.

Дуем тихо, тихо, а потом, вздохнув - сильней, сильней!

Тифлопедагог: Не летит наша Бусинка, что же случилось с ней?

Бусинка (аудиозапись):

Чудесная полянка взгляд мой привлекла.

Но не та поляна Грусти и Зла,

А другая зеленая поляночка - Добра!

Тифлопедагог: Ребята посмотрите, здесь две полянки: Добра и Зла. Полянка Добра - зеленая, здесь растут цветы, поют птички, находятся сюжетные картинки с добрыми поступками из серии «Хорошо-плохо». На полянке Зла: сухие деревья, сухая трава, нет птиц и цветов, картинки с плохими поступками детей. Наша Бусинка хочет остаться на полянке Добра со своими друзьями. Давайте попрощаемся с ними. Дети прощаются с Бусинкой и ее друзьями.

Бусинка благодарит детей за помощь: Вы помогли мне найти новых друзей и сами стали моими друзьями.

Тифлопедагог: Почему Бусинка выбрала полянку Добра?

Ответы детей

Тифлопедагог: Посмотрите, на полянке Добра нас ждет угощение. Дети находят корзинку с Чупа-чупсами, звучит песня «Доброта». Видите, ребята, если делать добро, оно всегда вернется добром! Ведь нет ничего дороже дружбы, ценнее доброты! Вы все молодцы, спасибо вам.

Дети уходят в группу, рассказывая друг другу, какого цвета им досталось угощение, какого вкуса и запаха. Но главное, что они сделали доброе дело - это выше всех похвал!

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с нарушением зрения

(старший дошкольный возраст)

подготовила учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида" Заинского

муниципального района, РТ

Шакирова А.А.

Тема: Автоматизация звуков «Ш», «Р» в словах.

Цели:

1. Коррекционно-развивающие:

Развивать дыхание,

Способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

Развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.)

Развивать общую и тонкую моторику.

Развивать устойчивость зрительного и слухового внимания;

Формировать умение практически ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе).

2. Коррекционно-образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков «Р», «Ш» в словах;

Активизировать и обогащать словарный запас.

3. Коррекционно-воспитательные:

Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности;

Воспитывать умения согласовывать свои действия с заданием взрослого.

Предварительная работа : артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Найди ошибку», «Будь внимательным»; игра «Четвёртый лишний», «Так и не так», игры на развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование и наглядный материал : зеркальце, игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит, небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.), картинки с изображением разных предметов, игра «Найди ошибку».

Ход занятия

Организационный этап.

Здравствуй. Как твои дела? Как настроение? Сегодня мы продолжим работу со звуками «Р», «Ш», будем заниматься гимнастикой для глаз, для языка и губ. Готов к занятию?

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. Подготовительная часть. Исходное положение – стоя. Сделать максимально глубокий вдох, одновременно представляя себе, как поток кислорода проходит по всему телу, от носа к пальцам ног. Затем выдохнуть воздух - 2-3 раза.

Основная часть . Сделав глубокий вдох, задержать дыхание и, не дыша, наклонить голову и туловище вперед так, чтобы голова оказалась ниже, чем сердце. Для этого можно слегка согнуть ноги в коленях. Оставаться в таком положении 4-5 с, а затем вернуться в исходное положение и выдохнуть - 1 раз

Артикуляционная гимнастика

Логопед просит помочь дать характеристику звука.

«Что поможет определить положение губ, языка?» (зеркальце)

1. Потяни звук [и] и скажи, что делают твои губы?

2. Произнеси звук [у], скажи, что делают твои губы, когда произносишь этот звук?

3. Произнеси вместе звуки [иу], [уи] и скажи, как изменяется положение губ при произнесении.

4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положение широкого и узкого языка.

5. А теперь выполним упражнение с закрытыми глазами

Рот открыть, высунуть язык «змейкой», тянуться кончиком языка к носу, затем – к подбородку. Чередовать движения под счет.

Работа над автоматизацией звука «Ш»

Игра «Путешественник, стоп!»

Цель : автоматизация звука «Ш» в словах, закрепление умения ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развитие слухового внимания.

Оборудование : игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит.

Содержание : ребенку предоставляется игровое поле, закрепленное на доске. На одну клетку ставится фишка, которая отправится в путешествие. Вначале уточняются знания ребенка в пространственной ориентации «Покажи, где правая сторона доски, левая, верхняя, нижняя». Затем логопед задает направление перемещения фишки командами: «1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказалась фишка?» Ребенок называет картину, на которой остановилась его фишка на звук "Ш". (шашки, шишка, шина, машина и т.д.)

Развитие тактильных ощущений

Игра «Найди предмет»

Цель: нахождение предметов на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.).

Оздоровительный момент.

Зрительная гимнастика

Логопед: Сейчас поиграем с пальчиками. Будем отстукивать пальцами по столу, и моргать обоими глазами на каждый стук. (вначале логопед дает образец и один раз отстукивает вместе с ребенком, затем 2-3 раза ребенок выполняет упражнение самостоятельно).

Работа над автоматизацией звука «Р», развитие внимания памяти.

Логопед: «Ты научился правильно произносить звук "Р". Порычи громко-громко, а теперь тихонечко. Посмотри, на доске картинки с изображением разных предметов. Упражнение «Скажи, что это? кто это?» Ребёнок называет картинки, например: «Это рыба», «Это радуга», «Это робот», «Это рысь». Затем логопед говорит: «Запомни, сейчас я закрою все картинки, а ты вспомни и назови их». Игра «Назови картинки». (картинки переворачиваются и ребенок называет картинки по памяти).

Какой первый звук в этих словах? (Р).

Закрепление графического изображения буквы «Р»

Игра «Найди ошибку».

Логопед : Мы с тобой на прошлом занятии познакомились с буквой "Р". Я хочу сейчас проверить, запомнил ли ты, как пишется буква "Р". Посмотри на доску. Я просила Незнайку написать для тебя ряд букв "Р". Как ты считаешь, справился ли Незнайка с заданием? Проверь, а если найдешь неверно написанную букву, зачеркни ее.

Оздоровительный момент.

Развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

Игра «Невидимые письмена»

Логопед : «А сейчас предлагаю написать в воздухе букву «Р». Мы помним, что головой не вертим, работают только глаза. «Взяли» в правую руку невидимую ручку, подняли ее вверх, чертим прямую линию сверху вниз. Затем снова поднимаем руки вверх и рисуем справа полукруг. А теперь выполним вместе. (затем ребенок «рисует» один, сопровождаю свои действия речью).

Итог. Рефлексия.

Какие слова ты научился произносить? Ты старался и у тебя всё получилось.

Что было трудно? - Что легко? – Что интересно?

Почему, думаешь, у тебя все получилось?

Конспект занятия учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"

Лазарева Ольга Витальевна,
учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинск - Кузнецкий.

Описание работы : Данное занятие имеет коррекционную основу. Оно предназначено для развития сохранных анализаторов и коррекции зрительных функций у детей с нарушением зрения. А также способствует социализации и адаптации детей со зрительной патологией.

Коррекционно-образовательный аспект:
формировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением;
формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов;
обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
подготавливать к обучению в школе.

Коррекционно-развивающий аспект:
развивать у детей с нарушением зрения неречевые средства общения;
развивать сохранные анализаторы;
развивать зрительный и оптико-пространственный гнозис и праксис;
развивать бинокулярное, стереоскопическое зрение;
развивать прослеживающую функцию глаза в системе глаз-рука.

Коррекционно-воспитывающий аспект:
воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения;
интеграция и социализация ребенка в открытом обществе.

Методы и приемы обучения: наглядный (показ и рассматривание), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический (практическая работа по выполнению заданий), игровой (сюрпризный момент).

Средства обучения: средства наглядности, средства осуществления практических действий, ТСО (аудиозаписи).

Оборудование и материалы: письмо с запиской; ориентиры с заданиями; телефон с аудиозаписью голосов птиц (гусей), аудиозапись песни «Баба Яга» Татьяны Морозовой, аудиозапись спокойной мелодии, карточки с наложенным контуром фруктов на каждого ребенка; карта, с теневыми ориентирами и цветными изображениями к ней, дороги до избушки Бабы Яги на каждого ребенка; разрезная картинка моста через речку с образцом на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка; мнемотаблица для составления стихотворения; муляжи хлебобулочных изделий в тканевом мешочке; костюмы для Маши и Вани; гуси на каждого ребёнка; столы и стулья детские; магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» и рассматривание иллюстраций к ней; слушание голосов птиц в аудиозаписи; рассматривание и изучение явлений, объектов и предметов живой и неживой природы; рассматривание и изучение продуктов питания; рассматривание и изучение контурных, теневых, условных и схематических изображений; разучивание ритмических движений в такт музыке.

Ход занятия:

Организационный момент:
Учитель-дефектолог:
Как у нас на Руси
Сказки очень хороши!
Утро начинается,
В гости сказка к нам является…
(Раздается стук в дверь. Принесли письмо.)
Учитель-дефектолог: Дети, нам пришло письмо от Маши из сказочной страны. Она пишет, что её брата Ванечку похитили и она просит нас помочь его найти. Но она не знает кто его и куда забрал. Видела только как улетали птицы. Рассмотреть что это за птицы она не смогла, но зато записала на телефон звуки, которые эти птицы издавали. А ещё лежала записка, но Маша так переживает и волнуется, что ничего понять не может. Телефон и записку она прислала нам.
Вот так задача! Дети, как вы думаете, мы сможем помочь Маше найти её брата? (Ответы детей.) Поможем? (Положительный ответ детей.)
Учитель-дефектолог: Отлично! Тогда сначала нам нужно узнать кто похитил Ваню. Давайте прослушаем звуки, которые записала Маша, может что-нибудь тогда прояснится.
(Прослушивание записи крика гусей.)
Учитель-дефектолог: Дети, вы узнали чьи это голоса? (Ответ детей: -Да! Это голоса гусей.)
Учитель-дефектолог: Давайте поразмышляем. В какой сказке гуси похищали мальчика? (Ответы детей: -В сказке «ГУСИ-ЛЕБЕДИ».)
Учитель-дефектолог: Верно! Давайте посмотрим, на записку.
(Записка: «Если хотите вернуть Ваню, следуйте по ориентирам на карте и выполняйте мои задания. Задания спрятаны по пути следования в ориентирах. Баба Яга.»)
Учитель-дефектолог: Дети, вот карта, но она зашифрована. Давайте постараемся расшифровать её. Присаживайтесь за столы.
Задание 1: «Расшифруй карту». На карте, по пути следования, теневые изображения ориентиров (ПЕЧКА, ЯБЛОНЯ, РЕЧКА, ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ В ЕЛОВОМ ЛЕСУ). (Дети подбирают и накладывают цветные изображения ориентиров на соответствующую тень.)
Учитель-дефектолог: Молодцы! Карту мы расшифровали, можно отправляться за Ванечкой. Посмотрите внимательно на карту и, чтобы не сбиться с пути, запомните те ориентиры, которые нам должны встретиться по дороге к избушке Бабы-Яги. В путь - дорогу! Все встаём у стульчиков. Включим музыку, она поможет нам перенестись в сказочную страну.
Физминутка: «Баба Яга» (аудиозапись песни Татьяны Морозовой).

Вступление…(Маршируем на месте. Руки на поясе.)
На неведомых дорожках, (Стоим. Наклон головы вправо, прямо, влево, прямо.)
Где растет дремучий лес, (Поворот туловища в стороны с выпадом рук.)
Избушка там на курьих ножках (Маршируем на месте. Домик над головой руками делаем.)
Стоит до самых до небес. (Руки через стороны опускаем вниз.)
Кто в избушке той живет, (Стоим. Пожимаем плечами.)
Песню звонкую поет? (Пружинка с поворотами в стороны.)
Там Бабушка Яга - (Маршируем на месте.)
Костяная нога! (Стоим. Топаем ногой 1 раз.)


Бабка Ёжка, выгляни в окошко! (Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Не боимся мы тебя! (Грозим пальцем одной руки.)
Тру-ля-ля, тру-ля-ля! (Грозим пальцем другой руки.)
Выходи скорей гулять, (Как бы зовем руками к себе.)
Будем петь и танцевать! (Выставляем поочередно ноги вперед на пятку.)

Учитель-дефектолог: Итак, мы в сказочной стране. А вот и первый ориентир – печка. Мы на верном пути! Но, для того чтобы двигаться дальше нужно выполнить задание.
Задание 2: «Чудесный мешочек». Нужно на ощупь определить гостинцы, которые испекла чудо-печка (СУШКИ, ПИРОЖОК, БУЛОЧКА –муляжи). (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Отлично справились с заданием, можно двигаться дальше. Кто помнит, какой был следующий, после печки, ориентир на карте? (Ответы детей: яблоня.)
Учитель-дефектолог: Совершенно верно. Читаем следующее задание от яблони.
Задание 3: «Найди и обведи яблочко». Нужно из наложенных изображений найти изображение яблока и обвести его контур. Для выполнения задания нужно присесть за столы. (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Вы замечательно справились и с этим заданием. Но, чтобы дойти до избушки Бабы Яги нам нужно будет выполнить ещё несколько заданий. А наши глазки устали, им нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево, вправо погляди.
Глазки влево,
глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх,
глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Глазки тихо закрываем
И тихонько открываем.
Учитель-дефектолог: Наши глазки отдохнули, и мы можем выполнять следующее задание - от речки.
Задание 4: «Собери мост через реку». Нужно собрать картинку из частей. (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Итак, мы приблизились к лесу. Но, почему-то не видно избушки Бабы Яги? Наверное, она заколдована. Это проделки Бабы Яги. Нужно выполнить следующее задание.
Задание 5:«Скажи волшебные слова». Проговорить стих по мнемотаблице. (Дети произносят стих со зрительной опорой на мнемотаблицу.)
(Мнемотаблица нарисована на большом листе бумаге. Она прикреплена к магнитной доске и закрывает собой изображение избушки Бабы Яги.)
Учитель-дефектолог: Получилось! (Убираем лист с мнемотаблицей и появляется изображение избушки.)
(В кабинет входят Маша и Ванечка - переодетые дети из другой подгруппы.)
Маша и Ваня: Спасибо, что помогли нам.
Маша: После того, как вы выполнили все задания и нашли избушку, колдовские чары Бабы Яги рассеялись, Ванечка вернулся ко мне. Нам пора домой, а вам в благодарность за помощь я принесла подарки. Будете играть и нас вспоминать. (Маша дарит подарки (маленькие куколки сувенирные) детям и уходит вместе с Ваней.)
Итог:
Учитель-дефектолог: И нам пора возвращаться из сказочной страны в нашу любимую группу. Дети, вам понравилось помогать Маше и Ване. (Ответы детей.) А что понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Учитель-дефектолог: Замечательно! А теперь встаём из-за столов, задвигаем стульчики, строимся, включаем музыку, которая перенесёт нас из сказочной страны обратно, и отправляемся в группу. До свидания!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!