Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Когда малыш должен начать держать головку. Во сколько месяцев ребенок держит голову

Новорождённый кажется таким хрупким, шейные позвонки и мышцы слабые. Любое неосторожное движение может обернуться серьёзными последствиями. Не случайно в первые месяцы жизни важно поддерживать голову, не допускать излишней нагрузки на шейный отдел позвоночника.

Мамы и папы часто спрашивают педиатра: «Когда малыш должен самостоятельно держать головку?» Вопрос далеко не праздный: если кроха на определённом этапе развития плохо держит головку, важно вовремя обратить внимание на этот недостаток, посетить педиатра. Современные методы терапии предупредят осложнения. Информация будет полезна всем молодым родителям.

Когда малыш должен держать голову самостоятельно

Ответ прост: только тогда, когда мышцы шеи достаточно окрепнут. Не забывайте, что голова у новорождённого кажется большой на фоне остальных участков, тельце недостаточно пропорциональное. Удержать такой «груз» слабым позвонкам и мышцам в первые недели жизни не под силу.

Новорождённый, которому исполнилось 2–3 недели, в положении «лёжа на животике» пытается поднять, удержать голову, но попытки пока безуспешны. До полутора месяцев с этой задачей ему не справиться.

Некоторые мамы радуются, что месячный малыш самостоятельно держит головку. Не стоит хвастаться перед подругами и знакомыми «достижениями» новорожденного, нужно как можно скорее обратиться к педиатру и детскому неврологу. Причиной отклонения от нормы часто становится высокие показатели внутричерепного давления, что очень опасно для развития нервной и сердечно-сосудистой системы.

Особенности:

  • большинство деток начинают вертикально держать головку, примерно, в 3 месяца. Одни младенцы справляются с этой задачей чуть раньше, другие – к четырём месяцам;
  • к пяти-шести месяцам малыш уверенно держит головку, поворачивает её из любого положения, когда слышит звук или желает увидеть свою игрушку;
  • ещё один навык – к полугоду грудничок спокойно наклоняет голову влево – вправо, заинтересованно рассматривает окружающий мир, яркие игрушки, поворачивает головку вслед за родителями.

Важно! Первые 3–4 месяца обязательно поддерживайте головку, когда носите кроху на руках в любом положении. Следите, чтобы голова не отклонялась назад. Резкие движения могут повредить слабые шейные позвонки, нарушить состояние мышечной ткани.

Факторы, влияющие на состояние мышц шеи:

  • наличие родовых травм. Некоторые повреждения, полученные в процессе родов, замедляют физическое развитие новорождённого;
  • положение, которое принимает ребёнок, которого носят на руках или во время сна;
  • качество питания матери (при грудном вскармливании). Недостаток витаминов, кальция сказывается на формировании костно-мышечной системы.

Как проверить уровень развития мышц шеи

Важно в раннем возрасте определить, правильно ли развивается кроха. Один из тестов – умение держать голову.

Для обследования новорождённого не нужно идти в больницу: каждый родитель справится самостоятельно.

Что делать:

  • дождитесь, пока крохе исполнится месяц;
  • положите малыша на животик, возьмите погремушку, погремите выше головы;
  • при достаточном уровне развития нервной системы младенец слегка поднимет голову, попытается взглянуть на игрушку;
  • если есть отклонения в нервной регуляции, кроха не сможет поднять головку. Задача родителей – посетить детского невролога, выяснить причину проблемы.

Упражнения для укрепления шейных мышц

Нередко после обследования врач говорит, что с нервной системой порядок, родовых травм не было, нужно лишь обратить внимание на физическое развитие крохи. Возможно, родители мало занимались с новорождённым, не выкладывали на животик. Педиатры рекомендуют несложный комплекс, который нужно выполнять ежедневно.

Как научить ребенка держать голову? Упражнения и полезные советы для укрепления мышц шеи:

  • главное: к трёхнедельному возрасту чаще выкладывать младенца на живот. В период бодрствования, между кормлениями, обязательно проделывайте эту манипуляцию. Кроха повинуется врождённому рефлексу, слегка приподнимает плечики, старается повернуть головку на бок. Регулярное напряжение мышц укрепляет их;
  • массаж для новорождённого – простой, эффективный способ, придающий мышцам силу. Посмотрите картинки и видео, как проводить процедуру в столь раннем возрасте. Мягко, растирающими движениями поглаживайте тельце, аккуратно двигаясь к области сердца;
  • проверяйте, как спит малыш. Каждые 6–7 дней меняйте положение крохи в кроватке. Кладите ребёнка головкой в разные стороны. Так вы предупредите излишний тонус шейных мышц с одной, «любимой» стороны;
  • ещё один полезный совет: контролируйте, чтобы кроха не засыпал в одной позе;
  • педиатры рекомендуют родителям с раннего возраста приучать грудничка к плаванию. Как только зажила пупочная ранка, начинайте занятия. Специальный надувной круг удерживает головку малыша над водой, при плавании развиваются двигательные навыки. Обеспечьте в ванной комфортные условия, и кроха с удовольствием будет плавать;
  • следите за питанием мамы. Грудное молоко должно быть калорийным, питательным, иначе новорождённому будет недоставать полезных веществ. Недостаточный набор веса отрицательно сказывается на состоянии крохи. Постепенно приучайте новорождённого к режиму дня: так детки лучше набирают вес, крепче спят, растут более спокойными;
  • крохе исполнилось 7–8 недель? Выполняйте с ним полезное упражнение: носите малыша в горизонтальном положении (держите тельце животиком вниз). Одна рука обязательно придерживает нежную шейку, чтобы получалась прямая линия, вторая рука лежит под животиком;
  • ещё одно упражнение начните по достижении двух месяцев. Придерживая затылок, поднимите младенца вертикально. Носите кроху в таком положении несколько минут. Упражнение повторяйте 3–4 раза на день;
  • после полугода, когда ребёнок хорошо держит головку, крутит ей в разные стороны, предложите интересную, полезную игру. Возьмите любимую игрушку, вначале положите слева от крохи, затем – справа. Задача: заставить поворачивать голову, пытаясь разглядеть предмет. Игрушка должна быть яркой, «звучащей» (хороший вариант – погремушка);
  • купите фитбол. Совместные занятия с малышом укрепляют мышцы, обеспечивают эмоциональный контакт мамы и крохи. Проконсультируйтесь с педиатром, подберите упражнения, соответствующие возрасту.

Что делать, если ребёнок не держит голову на животе

В 5–6 месяцев малыш такое положение вещей говорит о проблемах с крохотным организмом. Часто виноваты родители, не выполняющие рекомендации педиатров. Иногда доктор выявляет врождённую/приобретённую патологию или недостаток полезных веществ при неправильном рационе.

Обратите внимание на основные причины проблемы:

  • слабый тонус шейных мышц, кривошея;
  • травма при родах;
  • ребёнок недоношенный;
  • родители редко выкладывают малыша на животик;
  • недостаток питательных веществ, недоедание;
  • неврологическая патология.

Признаки развития кривошеи

Иногда мамочки замечают, что грудничок чаще поворачивает головку в одну сторону, смотрит на игрушку слева или справа. Некоторые детки постоянно кладут головку только на одну сторону, сопротивляются, капризничают при попытках изменить положение.

Почему так происходит? Как действовать? При выявлении подобных признаков, педиатры рекомендуют, как можно раньше обратиться за консультацией к детскому неврологу. После осмотра врач подскажет, что делать.

Возможно, у малыша кривошея. Нередко проблема вызвана нарушением мышечного тонуса. У крохи одна часть шеи более напряжена, чем другая. Ребёнок просто не может повернуть головку в «неудобную» сторону. Иногда проблема заходит настолько далеко, что у малыша нарушается симметрия мышц лица.

Как купать ребенка в первый раз? У нас есть ответ!

О том, как и чем лечить насморк у грудничка написано странице.

Основные причины:

  • врождённые патологии;
  • родовая травма;
  • сон только на одной стороне;
  • постоянное прикладывание к одной груди;
  • развитие неврологического заболевания в первые недели жизни на фоне других патологий, например, при кефалогематоме.

Как исправить положение:

  • обратитесь к педиатру и детскому неврологу. После осмотра врачи направят к опытному массажисту. Чем раньше начата работа с шейными мышцами, тем быстрее появится результат. Иногда процедуры занимают две-три недели, некоторым деткам приходится принимать сеансы дольше;
  • эффективные физиопроцедуры: парафинотерапия, электрофорез;
  • исключить кривошею поможет УЗИ шейного отдела. При выявлении патологии детский невролог назначит лечение;
  • полезен сон с ортопедической подушкой, ограничивающей поворот головки в определённую сторону;
  • если специальную подушку сложно найти, сделайте валик из пелёнки, положите вокруг головки, чтобы кроха смотрел перед собой. Для комфорта положите внутрь вату: так приспособление получится мягче, удобнее для грудничка;
  • повесьте над кроваткой яркую игрушку, обязательно, по центру. Так малыш не будет смотреть только влево или вправо;
  • каждую неделю укладывайте ребёнка спать по-новому. Простой приём: смена места головы и ног предупредит кривошею;
  • врачи обращают внимание на два момента: с какой стороны вы подходите к малышу, и откуда падает свет. Если положение одинаковое, высока вероятность, что с одной стороны мышцы будут более напряжёнными, в другой – расслабленными;
  • раннее плавание – отличный способ снять повышенный тонус мышц шеи. Подберите упражнения совместно с педиатром. Доктор подскажет комплекс для коррекции напряжения мышц с одной стороны.

Настройтесь на положительный результат, не паникуйте. Выполняйте с ребёнком комплекс упражнений, соблюдайте рекомендации по уходу, питанию, развитию двигательной активности. Врачи настоятельно советуют корректировать тонус шейных мышц на раннем этапе развития, пока костно-мышечная система активно формируется. Чем позже вы обратитесь к специалисту, тем дольше придётся лечить кривошею или гипертонус шейных мышц.

Теперь вы знаете, во сколько малыш должен уверенно держать головку. При отставании от нормы обязательно покажите кроху педиатру, детскому неврологу. Выполняйте комплекс несложных упражнений для активного укрепления шейных мышц, занимайтесь с грудничком плаванием и на фитболе. Простые приёмы сохранят здоровье, направят физическое и эмоциональное развитие младенца по верному пути.

Видео о том, как помочь ребенку научиться держать голову:

Сразу после рождения малыш выглядит очень беспомощным и практически не умеет управлять своим телом. В силу своего врожденного хватательного рефлекса он может цепляться ручками за опору, например – за руки родителей. Остальные навыки в движениях и поддержании положения тела кроха приобретает в течение последующих месяцев жизни.

А когда ребенок начинает держать голову? Такой вопрос волнует всех родителей: по этому достижению малыша можно судить о развитии его опорно-двигательной системы.

Формирование навыка в поддержании положения головы связано с развитием мышц шеи, образованием шейного изгиба позвоночника (у новорожденных позвоночный столб абсолютно ровный) и происходит в несколько этапов:

1 Родители могут заметить на второй-третьей неделе жизни новорожденного, что при выкладывании на животик он начинает приподнимать головку, но удержать положение кроха еще не способен.

2 Спустя пару месяцев малыш сможет удержать головку в приподнятом положении, лишь под острым углом и не более минуты. Нужно поддерживать кроху, чтобы он не совершал резких движений и «не клевал носом».

3 Примерно к грудничок умеет поднимать не только головку, но и плечи. Все еще необходима подстраховка со стороны взрослых, так как при неосторожных движениях кроха может травмироваться.

4 В возрасте около 4 месяцев многие дети уверенно удерживают головку, способны поворачивать ее влево-вправо, а в положении лежа поднимают верхнюю часть туловища.

Не для всех малышей справедлива такая схема развития, возможно как ускорение процесса, так и его замедление.

Педиатр всегда контролирует, во сколько месяцев ребенок начинает держать голову и как долго может сохранять положение. Если формирование навыка затягивается или происходит слишком быстро, он может назначить специальные процедуры.

Интересно! Почему плачет грудной ребенок и как его успокоить

Когда недоношенный ребенок начинает держать голову

Малыши, которые родились преждевременно, в первые месяцы заметно слабее, чем те, которые родились вовремя. Это понятно, ведь в их организме еще не успели завершиться процессы подготовки к самостоятельной жизни в новой среде.

Такие детки на втором месяце жизни еще не начинают приподнимать головку.

Во сколько недоношенные дети начинают держать голову – зависит от степени недоношенности. Но в среднем после 4 месяцев этот навык уже начинает проявляться, а полноценно поддерживать положение и поворачиваться влево-вправо малыши начинают примерно к 6 месяцам.

Если ребенок рано начал держать голову

Некоторые новорожденные начинают поднимать головку самостоятельно в очень раннем возрасте. Родителей в таком случае волнует вопрос: а не вредно ли это для позвоночника и в целом для опорно-двигательной системы?

Головка грудничка слишком тяжелая для того, чтобы он смог удержать ее в вертикальном положении в таком раннем возрасте. А это значит, что на скелет и мышцы действует большая нагрузка, которая может привести к нарушению развития.

Оказывается, у детей, которые начинают активно поднимать головку уже в 4-6 недель, могут быть проблемы со здоровьем. Нередко врачи связывают такое явление с повышением внутричерепного давления.

Если родители заметили, что навык появляется слишком рано, им стоит обратиться к доктору. Малышу могут быть назначены специальные процедуры и лечебный массаж.

Если малыш долго не начинает держать головку

Наступает третий, четвертый месяц, а кроха все еще не начал держать головку в вертикальном положении? Тогда нужно идти к педиатру, невропатологу. Врачи должны осмотреть малыша и определить причину нарушения.

Проблема может крыться в неправильном питании, слабости шейных мышц, наличии родовых травм.

Доктор может назначить специальную лекарственную терапию, лечебный массаж, чтобы ребенок начал держать голову. Исправить такое положение могут ортопедические подушки. Если проблема в недостатке питательных веществ, может понадобиться докорм с помощью специальных детских смесей.

Интересно! Развитие ребенка в 9 месяцев: на что обратить внимание?

Что делать, чтобы ребенок начал держать голову

Пока малыш не начнет контролировать положение головки самостоятельно, ее поддерживают, когда берут новорожденного на руки.

Такие меры безопасности нужны для того, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника и не потянуть мышцы, если грудничок случайно запрокинет головку назад. Подобные травмы могут усложнить формирование навыка и развитие опорно-двигательной системы.

Чтобы помочь грудничку натренировать мышцы шеи, врачи рекомендуют выкладывать его на животик примерно с третьей недели (когда заживает пупочная ранка). Оказавшись в таком положении, кроха рефлекторно начинает поворачивать головку набок (чтоб не задохнуться – срабатывает инстинкт самосохранения). Этот процесс всегда нужно контролировать и помогать новорожденному, когда ему еще тяжело поворачиваться.

Лучше заниматься такими упражнениями на более-менее твердой поверхности (например, жестком диване), накрытом одеялом или детской пеленкой. Полезно выкладывать кроху на животик до кормления и после купания. После того, как грудничок покушал, нужно выждать не менее часа: в таком положении его будет тошнить.

Не стоит злоупотреблять занятиями, начинать следует с одной минуты, постепенно увеличивая время. Если во время упражнения кроха капризничает, его нужно заинтересовать игрушкой.

Можно выполнять простые гимнастические упражнения, чтобы ребенок начал держать голову: выкладывать кроху на большой мяч лицом вниз и слегка раскачивать его (желательно участие двух взрослых для повышения безопасности).

Полезно класть грудничка на руку лицом вниз и поднимать в воздухе, как самолетик. Главное – не совершать резких движений, которые могут его испугать или травмировать. Подробнее читайте о гимнастике для малышей в нашей статье на сайте moe1.ru.


Доброе время суток, друзья! Всем новоиспеченным родителям очень хочется знать основные этапы развития их новорожденного малыша.

Это я могу сказать по себе. Один из первых вопросов является — когда ребенок начинает держать голову самостоятельно.

Сразу после своего рождения ребенок не имеет таких навыков и ему нужно 2-3 месяца, чтобы уверенно поднять голову.

Грудничок начинает держать голову примерно к 3-м месяцам. При этом малышу необходима помощь мамы и папы, так как опорные навыки развиваются постепенно.

Сначала он поднимет голову, а потом уже научится и на животик и . Итак, рассмотрим информацию, которая будет полезна молодым родителям.


Давайте разберемся, в каком возрасте новорожденный может самостоятельно держать головку. В среднем это случается к трем месяцам.

Моторные навыки у всех развиваются индивидуально.
Вот как развиваются навыки:

  1. У новорожденного мышцы шеи и спины слабые, поэтому он не может держать голову без поддержки.
  2. В месяц кроха поворачивает голову из стороны в сторону, а также делает первые попытки поднимать голову, лежа на животе. К концу месяца у малыша может получаться несколько секунд удерживать ее. Кроме того, карапуз уже вертит головой из стороны в сторону и может удерживать ее в среднем положении 10 секунд.
  3. В два месяца младенец уже поворачивает голову на звук, а также непродолжительное время поддерживать ее вертикально. При этом голова еще качается.
  4. В три месяца малыш хорошо держит голову в вертикальном положении. А лежа на животе, поднимает голову и при этом опирается на предплечья.
  5. В четыре месяца ваш ребенок будет уже совсем уверенно удерживать головку и даже поворачивать ее во все стороны и познавать мир вокруг. Лежа на животе, ребенок уже может приподнимать верхнюю часть туловища.

Всегда помните о безопасности вашего малыша. Его голова не должна болтаться или виснуть. При этом легко могут повредиться шейные позвонки. Голову необходимо аккуратно поддерживать и не делать резких движений.

Все эти параметры усреднены, так как все дети развиваются по-разному. Не нужно расстраиваться, если что – то происходит не совсем по времени.

Кстати, если малыш начал держать головку слишком рано, то это может быть показателем повышенного внутричерепного давления.

В этом случае стоит обратиться к педиатру за консультацией. Специалист назначит лечение и специальный массаж.
Стоит учитывать, что недоношенный малыш может начать позже удерживать головку.

Как проверить готов ли карапуз держать голову


Вы можете сами проверить, уровень развития мышц у вашего малыша. Это можно сделать, когда исполнится месяц.

Положите кроху на животик и возьмите погремушку. Погремите ею над головой малыша. Если уровень развития нервной системы находится на должном уровне, то малыш попробует взглянуть на игрушку.

Если есть какие-то отклонения в нервной регуляции, то приподнять головку не получится. При этом нужно будет обратиться к невропатологу.
Есть еще и такой вариант проверки:

  1. Малыша положите на спинку, и потяните его за ручки. Это нужно делать очень осторожно.
  2. Где-то 30 секунд кроха должен держать голову, если она качается, то это не страшно.
  3. Положите малыша на спину и опять потяните, при этом немного приподнимая, чтобы он повис.
  4. Примерно 2 секунды его голова должна удерживаться на линии с позвоночником.

Простые упражнения в помощь


Нельзя научить держать малыша голову, но можно стимулировать развитие важного навыка.

Для этого используются следующие методики:

  1. Полезно выкладывание на живот. Это упражнение позволяет укреплять мышцы шеи и спины. Нужно делать подобные манипуляции несколько раз в день.
  2. Массаж должен делать профессиональный массажист. Целью массажа является расслабление мышц приведение их в тонус. В первое время лучше выполнять расслабляющий и щадящий массаж. Если тонус мышц низкий, то назначается более интенсивный массаж.
  3. Прежде чем делать гимнастику, стоит проконсультироваться с ортопедом и педиатром.
  4. Особенно полезны водные процедуры. Можно делать теплые ванночки с добавлением отвара ромашки. К эффективным средствам относится специальная аквагимнастика для грудничков. С какого месяца лучше это делать подскажет врач.
  5. Привлекайте малыша игрой со звуками. Используйте колокольчики, погремушки и музыку, включаемую на расстоянии. Ребенок будет поворачивать голову в разные стороны.

Укрепление мышц шеи: гимнастика

Как подтверждают отзывы, эффективна и специальная гимнастика для укрепления шейных мышц.

Вот простые упражнения:

  1. Возьмите малыша на руки. Одна рука должна располагаться под грудью у малыша, а вторая на бедре. Приподнимайте ребенка в воздухе.
  2. Упражнение делается на мяче при помощи двух родителей. Один держит ребенка за таз, а второй за кисти рук. Вместе нужно покачивать малыша на мяче.
  3. Держите карапуза на руках, личиком вниз. При это поочередно поднимайте то голову, то таз.

Что делать, если малыш не держит голову


Чаще всего причины того, что малыш не удерживает голову в срок связаны с индивидуальным развитием.

Если ребенок здоров и не было патологий при беременности и родах, то причины могут быть следующие:

  1. Не подошло время. Проявлять беспокойство можно, когда в три месяца самостоятельный навык не развился.
  2. Неверные действия родителей. Важно создавать правильные условия для развития ребенка. Не стоит бояться выкладывать малютку на животик из-за капризов. Если ребенок постоянно испытывает дискомфорт, то возможно, проблема не только в настроении. В этом случае стоит показать кроху врачу.
  3. Недоношенные дети хуже набирают вес и медленнее овладевают моторными навыками, чем доношенные. Таким малышам требуется больше времени.
  4. Проблемы неврологического характера. Их может выявить специалист.

Кстати стоит знать, что мышцы в тонусе являются нормальным явлением для грудничка. Но врач может определить насколько состояние безопасно и не является ли симптомом какой-то болезни.
Если малыш продолжительное время не держит головку, то стоит, как можно раньше обратиться за консультацией.

Часто причина бывает в кривошее, когда одна часть напряжена больше, чем другая.

При выявлении патологии врач может назначить специальное лечение. Особенно полезен сон с ортопедической подушкой.
Как утверждает доктор Комаровский, во сколько месяцев малыш будет держать головку, зависит от действий родителей.

Нюансы выполнения массажа


Не делайте массаж сами, а доверьте это специалисту.

Нельзя делать массаж на сгибах рук, под коленями, на родничке и возле него, а также в подмышках и на внутренней части бедер.
Следует выполнять расслабляющий массаж. При этом нужно использовать плавные движения.

Температура должна быть в пределах 18-22 градусов . Проверить, не замерз ли малыш можно по температуре носа и по вдруг начавшейся икоте. Процедуру следует выполнять через полтора-два часа после кормления.

Во все время сеанса общайтесь с ребенком. Все массажные движения должны быть направлены снизу и вверх. Один сеанс должен продолжаться 10-20 минут.

Не стоит приступать к процедуре, если малыш не в настроении.

Обязательно выполняйте комплекс упражнений с вашим малышом, а также соблюдайте все рекомендации по уходу и по питанию.

До свидания, уважаемые гости и посетители сайта!

Удерживание младенцем головы является первым среди двигательных навыков, которые осваивают детки после рождения. Каждая мама ждет его с нетерпением и начинает переживать, если по всем срокам ребенок уже должен хорошо держать голову, но у крохи пока не получается. В каком же возрасте в норме ребенок должен освоить такой навык и что делать родителям, если у малыша в этом возрасте все же есть трудности с удержанием головы?


Развитие навыков

У новорожденных младенцев не получается контролировать мышцы шеи, поэтому детки первого месяца жизни неспособны удерживать свою голову. Их движения рефлекторны, и если поднять кроху за руки, голова малютки откинется назад, что грозит повреждением позвонков. Именно поэтому до момента, когда малыш научится самостоятельно длительно держать голову, взрослым следует поддерживать кроху за затылок.


Развитие навыков удержания головы у каждого малыша происходит индивидуально

Развитие навыка удерживания головы происходит таким образом:

  • На второй-третьей неделе жизни при выкладывании на животик кроха начинает пытаться приподнять голову.
  • На втором месяце жизни ребенок умеет поднимать свою голову в положении лежа на животе (голова при этом находится под острым углом) и способен удерживать ее так 30-60 секунд.
  • На третьем месяце жизни малыш уже удерживает голову вертикально, но мышцы шеи пока еще не полностью окрепли, поэтому взрослым стоит еще страховать кроху. В положении на животе младенец уже поднимает и голову, и плечевой пояс, а если поднять тело малютки из положения на спине, потянув ребенка за руки, голова с шеей остается на одной линии.
  • На четвертом-пятом месяце жизни ребенок уже достаточно хорошо держит голову и поворачивает ее в стороны.


К четвертому месяцу жизни детки способны хорошо держать головку

В каком возрасте дети могут держать голову сами?

Большинство здоровых детей обучаются навыку удержания головы к 3-месячному возрасту. Кто-то из младенцев осваивает такое умение и в 2 месяца, а кому-то для его освоения нужно немного больше времени и хорошо удерживать голову такие детки учатся лишь к 4 месяцам.

Нормы для недоношенных детей

Родившиеся раньше срока малыши начинают удерживать голову с двух-трехмесячного возраста. Только на втором месяце жизни такие младенцы начинают пытаться держать головку в положении на животе, но они быстро устают от таких усилий. В 4-месячном возрасте многие недоношенные детки уже некоторое время удерживают голову.


Недоношенные детки в 4 месяца могут удерживать голову лишь непродолжительное время, но для них это норма

Отклонения от норм

Малыш держит голову уже в 1 месяц

Слишком раннее удерживание головы, которое может наблюдаться у малыша в возрасте 4-6 недель, бывает признаком повышения внутричерепного давления, гипертонуса шейных мышц или некоторых других неврологических проблем. Так что, если ребенку месяц и он уже удерживает голову, следует показать кроху педиатру для назначения обследования, специального массажа и лечения.


Если ребенок способен удерживать головку уже в 1-месячном возрасте, это свидетельствует о неврологических проблемах у малыша

В 3 месяца ребенок, лежа на животе, не держит голову

Такая ситуация может быть обусловлена:

  • Недоношенностью ребенка.
  • Перенесенной родовой травмой.
  • Слабым тонусом мышц.
  • Кривошеей (при такой проблеме ребенок не может удерживать голову прямо).
  • Плохим набором веса. Подтвердить эту причину поможет контрольное взвешивание.
  • Редким выкладыванием на живот или вообще отсутствием выкладываний в первые месяцы жизни.


Малышей не способных держать голову следует обязательно показать педиатру и неврологу

Проводим тест в домашних условиях

Чтобы проверить способность ребенка удерживать свою головку, нужно уложить кроху на спинку, затем взять его за ручки и бережно потянуть, чтобы кроха сел. Если ребенок при этом держит голову прямо 30 секунд, то с данным показателем развития все в порядке. При этом голова малыша может качаться.

Далее опять положите кроху на спинку, возьмите малютку за ручки и немного приподнимите так, чтобы младенец повис. При нормальном развитии навыка удержания голова малыша остается на линии позвоночника 2 секунды после приподнимания, и лишь потом опрокидывается.

Действия в случае отставания

Первым действием мамы, сомневающейся в нормальном развитии данного навыка, должен стать визит к педиатру. Нужно рассказать доктору о настораживающих симптомах, после чего педиатр осмотрит кроху и направит малыша к неврологу, а также на дополнительные обследования. Врач может назначить разные неврологические тесты и компьютерную томографию.

После результатов обследования ребенку выписывают необходимые лекарственные средства и назначают местные процедуры. Если была обнаружена неврологическая патология, лечение следует начать как можно раньше, тогда его результат проявится быстрее.

Если мама сомневается в назначении врача, стоит обратиться к другому специалисту. При этом важно помнить, что самостоятельно проводить массаж ребенку с проблемами нервной системой нельзя. Лучше обратиться к сертифицированному массажисту и пройти курс массажа. Дома с малышом можно выполнять специальные упражнения, которые посоветует невропатолог.


Упражнения для укрепления мышц шеи

  • Начинайте выкладывать кроху на животик, как только зажила пупочная ранка. Обычно это делают перед едой на несколько минут, постепенно увеличивая длительность. Пребывание на животе способствует освоению навыка удерживания головы.
  • Носите кроху на руках в положении на животике. Одной рукой держите голову карапуза, вторую разместите под животом младенца. Так вы будете стимулировать желание малыша рассмотреть все вокруг и удерживать для этого голову.
  • Как только ребенок научился хотя бы несколько секунд удерживать свою голову, носите младенца вертикально, поддерживая затылок малютки пальцами.
  • Возьмите ребенка на руки так, чтобы одна ваша рука держала кроху под грудью, а вторая была под ножками малыша. Лицо ребенка при этом будет направлено вниз. Поднимайте карапуза в воздух и опускайте вниз, а также устройте малышу «качели» - по очереди поднимайте его таз, а затем голову.
  • Катайте ребенка на фитболе. Пусть мама держит малютку за кисти ручек, а папа поддерживает таз. Вместе нужно осторожно раскачивать кроху вперед-назад и в стороны.
  • Поиграйте с ребенком с источником звука. Привлекайте внимание малютки музыкой или погремушкой, чтобы кроха поворачивал голову в сторону звука и при этом тренировал мускулатуру шеи.

Массаж и питание

Если у малютки нет неврологических проблем, массаж для крохи проводят дома с помощью поглаживающих и растирающих движений. Маме следует гладить ребенку ручки, живот, спинку, ножки.

Специалисты отмечают, что для двигательного развития младенца питание играет не последнюю роль. Если кроха пребывает на грудном вскармливании, то маме следует обратить внимание на свой рацион. Меню кормящей мамы должно быть сбалансировано по калорийности и содержанию нутриентов, а также включать источники минералов и витаминов. Если рацион однообразный, следует подумать о дополнительном приеме витаминных комплексов.


Массаж проводимый для малыша в домашних условиях способствует быстрому развитию навыков

  • Если ребенку не нравится выкладывание на живот, не следует отказываться от такого упражнения, ведь оно крайне важно для развития малютки. Выберите время, когда ребенок доволен и спокоен. Для отвлечения можно использовать яркую игрушку, приятную песенку, ласковые поглаживания. И главное – малютку на животике оставлять наедине ни в коем случае нельзя.
  • Запишитесь с крохой в детский бассейн и регулярно посещайте его с малышом. Плавание помогает не только в укреплении мышц и развитии двигательных навыков, но и положительно влияет на эмоциональную сферу.


Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!