Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

  • Производственный инвентарь
  • Запрос межведомственный
  • Суммарная поэтажная площадь
  • Адресная справка
  • Промышленный объект
  • Военнослужащие
  • Дорожное хозяйство
  • Спуск руководящий ж/д пути
  • Мобилизационное задание
  • Постижерные работы
  • Криптосредство
  • Производственная деятельность
  • Ссылки на определение понятия «»: HTML-код ссылки на слово для сайтов и блогов Значение слова Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации BB-код ссылки на слово для форумов Определение понятия «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» Прямая ссылка на слово для социальных сетей и электронной почты http://constitutum.ru/dictionary/5374/ Уважаемые пользователи сайта.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий. Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии.

Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия.

Дети в трудной жизненной ситуации

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.
4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.
Виды насилия:

  • физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие,
  • психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Понятие «трудная жизненная ситуация».

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение, т.е.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации это:

Важно

Дети без попечения родителей Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин.

Чаще всего – это лишение родительских прав. Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни. Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка.

Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних: — дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие; — нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей; — асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Понятия и сущность трудной жизненной ситуации

Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы.


Внимание

Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе. Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений.


Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Дубненское управление социальной защиты населения

Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь. «Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. « Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе.

Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным.

То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.
Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье.

Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации

Причины трудных жизненных ситуаций у детей Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе.

    Например, экономический кризис, войны и т.д.

Дети в трудной жизненной ситуации 1.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приводится перечень детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Каждая из перечисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует особой заботы и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Специфика заботы и устройства этих детей, их социальной адаптации и реабилитации, требует, как правило, специального правового регулирования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наибольшую часть составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким детям относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с определенными обстоятельствами:

Лишением родителей родительских прав, ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими;

  • - установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
  • - отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • - уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  • - отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • - в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  • - в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статистические данные

В 2014 г. в России был выявлен 61 621 ребенок, лишенный родительского попечения, что на 10% меньше по сравнению с 2013 г.

Дополнительные гарантии социальной поддержки закон также распространяет на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - это также дети, фактически оставшиеся без попечения родителей по причине смерти обоих или единственного родителя. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон причисляет лиц в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в дополнительных гарантиях социальной поддержки, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо прежде всего обеспечить необходимые условия проживания. В соответствии с семейным законодательством защита детей, их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Поэтому именно органы опеки и попечительства избирают формы устройства детей , оставшихся без попечения родителей. К числу таких форм относится передача ребенка:

  • - в семью на воспитание (усыновление (удочерение));
  • - в семью под опеку или попечительство;

в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в иатронатную семью.

При отсутствии возможности устройства в семью ребенок временно передается в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги). Дети в этих учреждениях находятся на полном государственном обеспечении. Нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется семейным правом. К области права социального обеспечения относятся вопросы социальной поддержки таких детей.

Усыновленные (удочеренные) дети приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родным детям. Их содержанием и воспитанием занимаются усыновители.

Дети, переданные под опеку (попечительство), проживают и воспитываются в семье опекуна (попечителя), который осуществляет заботу о них. Такая форма устройства детей, лишившихся попечения родителей, как приемная семья, предусмотрена ст. 152-153.2 СК РФ. Содержание и воспитание детей в приемной семье основывается на договоре, заключаемом между лицами, желающими стать приемными родителями, и органом опеки и попечительства. Правила создания приемной семьи, а также ряд иных документов, регламентирующих вопросы опеки и попечительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается такой мерой социальной поддержки, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Право на это пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Передача ребенка на воспитание в семью возможна в том случае, когда ребенок остался без фактической заботы родителей, без родительского попечения.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в том же размере, что и единовременное пособие при рождении ребенка - с 1 февраля 2016 г. оно составляет 15 512,65 руб.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 руб. на каждого такого ребенка (с 1 февраля 2016 г. - 118 529,25 руб. с учетом индексации).

Иные выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью. В соответствии с законом обязанности по опеке и попечительству исполняются, по общему правилу, безвозмездно. Однако орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя на основании заключенного договора. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ .

Предусмотренные законодательством субъектов РФ меры социальной поддержки детей, переданных на усыновление (удочерение), на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью), могут включать в себя ежемесячное пособие на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью); единовременное пособие на ребенка при передаче на воспитание в семью (иод опеку, попечительство, в приемную семью), при усыновлении (удочерении); ежемесячное вознаграждение опекунам, приемным родителям.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные в приемную семью, сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

Особенности детского дома семейного типа. В последние годы особое внимание обращено на организацию детских домов семейного типа . Детский дом семейного типа образуется на базе семьи, если оба супруга выразили желание взять на воспитание не менее пяти и не более 10 детей в возрасте от рождения до 18 лет. Для создания такого детского дома требуется учет мнения всех совместно проживающих членов семьи. Дети передаются в такой детский дом с учетом мнения ребенка, а с 10-летнего возраста - только с его согласия.

Детский дом семейного типа создается по решению органа исполнительней власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем и детским домом семейного типа строятся на основе заключаемого между ними договора. Детский дом семейного типа финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Сферы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает основные сферы, в которых осуществляется социальная поддержка таких детей: образование, медицинское обслуживание, имущественные и жилищные права, трудоустройство и занятость.

Образование . Для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон устанавливает бесплатное обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования и бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих.

В случае получения среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет бюджета они зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения (в том числе и в случае достижения ими возраста 23 лет).

Наряду с полным государственным обеспечением им выплачиваются стипендия (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»), ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в организации, в которых проходили обучение, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

Выпускники также однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по утвержденным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных предметов, или такая компенсация может быть перечислена на счет выпускника в банке.

При предоставлении таким обучающимся академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, в которой они обучаются, содействует организации их лечения.

В период обучения (за счет средств федерального бюджета) они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Для обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов льготный проезд устанавливается правовыми актами субъектов РФ.

Медицинское обслуживание . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирована бесплатная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная), проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.

Имущественные и жилищные права . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых отсутствует право или возможность проживания в жилом помещении , органом исполнительной власти субъекта РФ, па территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются но достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Трудоустройство и занятость . Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц дайной категории. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штага, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ осуществляется детальное регулирование предусмотренных федеральным законом мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также могут устанавливаться дополнительные меры такой поддержки.

Социальная поддержка безнадзорных, беспризорных, находящихся в социально опасном положении. Социальная поддержка этой категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в ходе осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В качестве основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних данный закон провозглашает, в частности, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Решение поставленных задач возлагается на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся в том числе органы управления социальной защиты населения, органы управления в сфере образования (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.

  • См.: Статьи 153, 153.1 СК РФ.
  • См.: Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа».
  • То есть в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений но договорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживаниев ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

  • В отечественной и международной практике существует выражение - трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
    В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз- ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:
    а) смерть родителей;
    б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
    в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди-тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра-нение от воспитания ребенка);
    г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья - опасность заразить ребенка и пр.);
    д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);
    е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини-мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
    ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля- ющимиродительскими правами.
    В обязанности родителей входит:
    содержание детей;
    создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
    быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
    воспитание их.
    Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со-вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;
    з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:
    отбывание наказания;
    признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
    кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);
    и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:
    инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
    недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион- но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
    жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном случае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
    дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;
    дети - жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
    дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос-питательной колонии;
    дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;
    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.
    В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства - органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
    12 - 5887
    Органы опеки и попечительства призваны:
    выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;
    брать таких детей на учет;
    подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей;
    осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома отдыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социальных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);
    осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, выполнением возложенных на приемную семью родительских обязанностей по его воспитанию и образованию.
    В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.

    Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

    Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

    Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

    Причины трудных жизненных ситуаций у детей

    Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:

    • наркомания или алкоголизм в семье;
    • низкая материальная обеспеченность, нищета;
    • конфликты между родителями и родственниками;
    • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

    Причины семейного неблагополучия

    1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
    2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
    3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

    1. Дети без попечения родителей

    Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

    Причины лишения родительских прав:

    • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
    • наличие насилия в семье,
    • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
    • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

    Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

    Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

    Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

    Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

    2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

    Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

    Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

    Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

    Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

    • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
    • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
    • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.

    В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

    • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
    • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
    • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
    • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.

    Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

    И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

    В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

    3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

    По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

    В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

    Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

    В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

    4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

    Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

    Виды насилия:

    • физическое насилие , когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
    • сексуальное насилие ,
    • психологическое насилие , когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

    Последствия насилия:

    • у детей развиваются тревога и различные страхи,
    • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
    • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
    • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

    Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

    Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: "Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?". Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

    Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

    Большую роль в таких ситуациях играет , куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

    5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

    Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение , т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

    Уровни отклонения в поведении:

    • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
    • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.

    Причины отклонения в поведении:

    • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
    • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
    • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
    • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
    • безнадзорность.

    В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

    При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует , по которому они могут звонить при необходимости.

    На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

    Дети, попавшие в трудное положение, несчастны все вместе и каждый по-своему. В современном нестабильном, полном перемен мире их психике непросто справиться со стрессом. Малыши сильно зависят от взрослых. И это становится дополнительным дестабилизирующим фактором. Поэтому помощь детям в трудной жизненной ситуации рассматривается с позиции семьи и социума. Она должна быть комплексной.

    Кому и когда нужно помогать?

    Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.).

    Дети в трудной жизненной ситуации могут оказаться по фатальному стечению обстоятельств, из-за глобальных изменений в мире, отражающихся на семейной системе, по причине воспроизведения паттернов взаимодействия родных, близких. Сама собой проблема не решается. Приходится привлекать профильные социальные программы, проекты, специалистов. Екатеринбург – одно из немногих мест, где работа с целевой аудиторией ведется планомерно, на разных уровнях и фронтах.

    Направления работы специалистов

    Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной. В Екатеринбурге профильные специалисты работают по медицинскому и социально-психологическому направлениям. Наибольший интерес представляет второе.

    Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:

    • диагностику семьи, личности;
    • раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
    • разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
    • непосредственную работу с малышами и родителями;
    • сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
    • взаимодействие с семьей либо опекунами.

    Решаются актуальные задачи в сотворчестве психологов, педагогов, соцработников, родителей.

    Специализированные сайты помощи трудным детям Екатеринбурга предлагают различные программы реабилитации, развития. Они направлены на разновозрастную целевую аудиторию. В профильных организациях с малышами, школьниками, подростками работают квалифицированные педагоги, психологи, социальные работники.

    Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:

    • Проработку каждой имеющейся проблемы.
    • Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
    • Вовлечение малышей, школьников, подростков в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.
    • Анализ полученных результатов, разработку дальнейших рекомендаций, коррекцию программы с учетом индивидуальных достижений, потребностей подопечных.

    Сегодня есть, откуда ждать поддержки. Профессионалы готовы помочь!



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!