Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Какой ребенок в 7 месяцев. Занятия и игры для развития грудничка

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Малышу исполнилось 7 месяцев, он продолжает все так же активно развиваться и познавать окружающий мир. Тяга к неизведанному пространству растет у ребенка с каждым днем. Чему научился маленький человечек, и каких успехов вашему крохе еще нужно достичь?

Физические показатели семимесячного ребенка – рост и вес в 7 месяцев

К этому возрасту параметры детишек могут отличаться от приведенных ниже данных, так как на рост и вес оказывают влияние наследственные факторы.

В среднем, показали ребенка в 7 месяцев, выглядят так:

С 7 до 8 месяцев детки в среднем поправляются на 500-600 грамм и подрастают на 2-2,5 см .

Чем кормить малыша: питание ребенка в 7 месяцев

Если каши, овощные и фруктовые пюре уже присутствуют в детском рационе с более раннего возраста, то теперь пора знакомить малыша с такими , как:

  • Мясо . Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах неуклонно растет. Мясо, в котором присутствует легко усваиваемое железо, витамины А, В, В12 и необходимые белки, является строительным материалом для организма малыша. Мясные продукты помогают избежать такой проблемы, как анемия. Рынок детского питания представлен многими фирмами, производящими мясные пюре. Однако, совсем несложно приготовить такой продукт и самостоятельно. Для этого мясо хорошо проваривают и измельчают в блендере или мясорубке, добавляют немного бульона так, чтобы получилась пюреобразная масса. Прикорм начинают с половины чайной ложки. Для малыша подойдет мясо кролика, куриная грудка, нежирная говядина или телятина.
  • Яичный желток . Продукт богат такими необходимыми малышу веществами, как каротин, железо, фосфор, витамины А, Д, Е и ненасыщенные жирные кислоты. Яйцо необходимо сварить вкрутую, первый раз нужно дать малышу всего несколько крошечек. Если у ребенка не будет аллергии, то в неделю он должен съедать 1 полный желток (за 2 любых дня по половинке). Желток лучше смешивать с молоком или с другими продуктами, так как в чистом виде малышу будет сложно его проглотить.

Физическое развитие ребенка семи месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

К этому возрасту, малыш достаточно развит, он уже умеет:

  • Переворачиваться на бочок, спину и обратно.
  • Сидеть , имея за спиной точку опоры.
  • Уверенно пользоваться обеими ручками.
  • Делать попытки ползать и вставать на ножки, держась за опору.
  • Использовать жесты при общении с близкими людьми.
  • Показывать свой характер.

В 7 месяцев малыш продолжает быстро развиваться и совершенствовать приобретенные раньше навыки в двигательной, познавательной и речевой сфере.

Двигательные навыки семимесячного малыша

Ползу, куда хочу

Основным достижением семимесячного малыша является возможность передвигаться в нужном ему направлении. Умение ползать открыло для малыша новые горизонты . Теперь он сам способен добраться туда, куда ему хочется (конечно, если взрослые не «запрут» его в манеже или кроватке).

Маленькие непоседы используют разные способы передвижения, имитирующие ползание. Кто-то ползет по направлению вперед, а кто-то, наоборот, пятится назад. Некоторые крохи, не желающие ползать, просто перекатываются с одного места на другое. Дети могут ползать, как положено, то есть на четвереньках, а некоторые умудряются передвигаться на животике, отталкиваясь руками от пола.

Малыш способен передвигаться ползком достаточно длительное время, теперь, если не ограничивать площадь его перемещения, он сопровождает маму по всей квартире .

Чтобы избежать детского травматизма, ребенка нужно обеспечить достаточно большим, но безопасным пространством, где он мог бы свободно перемещаться. Не кроху рамками манежа или кроватки.

Ползание стимулирует физическое развитие, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает обмен веществ .

Поворачиваюсь с умом В 7 месяцев дети уже виртуозно освоили повороты со спины на живот и обратно. Теперь малыш может вовремя затормозить, подкатившись к краю кровати или манежа . Если в процессе перекатывания кроха натыкается на что-то твердое, он быстренько соображает, что лучше передвинуться в другую, безопасную сторону.
Сижу сам К началу 8 месяца все дети уверенно сидят без помощи подушек или другой опоры. Кроме того, сидя и держа спину ровно, они уверенно поворачиваются из стороны в сторону, тянутся , чтобы достать лежащие в небольшом отдалении игрушки, при этом не падая и сохраняя равновесие.
Готовлюсь к ходьбе В 7 месяцев не все, но многие детки, держась за кроватку, самостоятельно встают на ножки . Кроме того, держась за верхнюю перекладину, они переступают с ноги на ногу, делая первые шажки по кроватке.
Почему я непоседа Малыш не может усидеть на месте не только из-за потребности в движении. Просто положение его собственного тела в пространстве не дает ему покоя. Ребенку интересно, что он сможет увидеть из того или иного положения . Кроха познает сам себя, формируя собственные представления о своих способностях.

Зрение ребенка в возрасте 7 месяцев

Новые двигательные способности малыша открывают для него широкие возможности сенсорного развития, в том числе и зрения. Если к полугоду малыш стал видеть четче и различать большее количество цветов и оттенков, то в 7 месяцев ребенок видит и узнает предметы, находясь от них на разном расстоянии.

Теперь он рассматривает интересующие его вещи под разными углами зрения. Малыш уже ориентируется на такие признаки предмета, как форма, цвет или расположение. Кроха может узнать знакомую игрушку, если она расположена к нему не лицевой стороной, а в профиль.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

  1. Разговорное лепетание малыша переходит на новый уровень . Кроха с чувством повторяет. понравившиеся ему уже достаточно сложные сочетания звуков. Он как бы играет с ними, проводит эксперименты, прислушиваясь к собственным «сочинениям». Ребенок изменением интонации показывает свою радость или неудовольствие.
  2. Быстро набирает обороты подготовка к сенсорной речи . Кроха уверенно находит взглядом предмет в ответ на вопрос «Где?». Чтобы оценить это умение чаще задавайте малышу вопросы о том, где лежат хорошо знакомые ему предметы. Малыш уже умеет выбирать из 2-3 предметов тот, который вы назовете. Если у вас в руках, к примеру, мишка и зайчик, и вы попросили взять мишку, малыш протянет ручки именно к нему.
  3. Чтобы малыш лучше понимал взрослую речь и совершенствовал свою , с ним нужно общаться как можно больше.

При этом следует:

  • Использовать речь, как средство познания, рассказывая малышу обо всем, что он видит вокруг.
  • Продолжать развитие речевого аппарата, стимулируя ребенка к произношению новых сочетаний звуков.
  • Развивать умение малыша вслушиваться в чужую речь.
  • Помогать ребенку в понимании интонации речи – поощрительной, нейтральной или строгой.

Общее развитие ребенка в семь месяцев

Действия с предметами Ребенок, занимаясь с различными предметами и игрушками, способен учитывать их физические свойства. Мячик или шарик он будет катать, кубики складывать один к одному, колесики пирамидки снимать или надевать на стержень.

По выводам психологов, представление ребенка о себе, как об активном и деятельном человечке, складывается путем расширения его возможностей при действии с предметами.

Малыш уже давно является не пассивным наблюдателем, а активным исследователем окружающего пространства. Он, как и раньше, пытается схватить все, что плохо лежит и исследовать предмет на ощупь и на вкус.

Поэтому в связи с возросшей активностью крохи и возможностью передвигаться по дому, нужно убрать все опасные для здоровья ребенка предметы из зоны досягаемости маленького исследователя.

Потребность в общении В возрасте 7-8 месяцев в связи расширением социализации ребенка, у него с новой силой возрастает потребность в общении с взрослыми. Особенно это касается мамы – самого близкого для малыша человека.

Ребенок в этом возрасте требует «делового», конструктивного общения, а не простого сюсюканья .

Ему нужно, чтобы близкий человек знакомил его с окружающим миром, разными явлениями и свойствами предметов.

Малыш уже хорошо понимает мимику, эмоции, жесты, действия и поступки родных ему людей, которым он с удовольствием старается подражать .

Отношения с окружающими В 7 месяцев малыш выбирает тактику привлечения к себе максимального внимания.

В этом возрасте присутствующая у крохи реакция страха посторонних людей постепенно заменяется жаждой познания .

Кроме мамы и папы, ребенку становится интересно общаться с другими людьми, получать знаки внимания и возможность общения. Если ребенок видит, что вы дружелюбно относитесь к какому-либо человеку, он легче пойдет на контакт с ним.

Чтобы в дальнейшей жизни малышу было легче адаптироваться в коллективе, нужно расширять круг его общения .

В этом возрасте можно научить кроху здороваться, кивая головкой и прощаться, махая ручкой.

Для гармоничного развития малыша нужно продолжать делать начатые в 5-6 месяцев физические упражнения, заниматься развивающими играми, помогать маленькому исследователю в изучении окружающего мира.

В связи с возросшей подвижностью малыша и его неуемной тяге к познанию, примите необходимые меры безопасности:

  • Уберите все опасные предметы, которые может достать ребенок.
  • Закройте розетки специальными заглушками.
  • Если в доме имеется мебель с острыми углами, закройте их поролоном или другим мягким материалом.
  • Уберите из ящиков тумбочек и комодов все, что может навредить ребенку.
  • Не оставляйте в доступных местах лекарственные препараты.

Так как в 7 месяцев у малыша активизируется потребность в общении, не оставляйте ребенка одного надолго. Сейчас ему, как никогда, нужно внимание и забота близких людей.

Развитие ребенка в 7 месяцев связано со стремительным скачком увеличения двигательной активности. Его опорно-двигательный аппарат достаточно созрел для передвижений в пространстве. Все внимание малыша направлено на освоение навыков ползания.

Физическое развитие в 7 месяцев

Норма прибавки веса в 7 месяцев равняется 500 – 600 г. Подрастают малыши приблизительно на 1.5 – 2 см. Окружность головы и груди также увеличивается на 0,5 см.

Примечание: Прибавка в весе может быть и меньшей. Беспокоиться не стоит, если 7 месяц припадает на период летней жары, когда аппетит значительно падает или у ребенка активно растут зубы.

Семимесячный малыш обычно уже сидит и пытается ползать. Девочек по-прежнему не рекомендуется усаживать насильно, чтобы избежать деформации тазовых костей. Даже если малышка нервничает, раскачивается, пытается сесть, а у нее не совсем получается, терпеливо ждем.

Новообразования в двигательной активности появляются каждый день. Поэтому нельзя оставлять ребенка самого в открытом пространстве. Еще вчера он спокойно сидел на диване, сегодня – уже сползает с него. Причем, хорошо, если ползет попой вниз, но чаще впереди идет голова. Опасность травматизма возрастает многократно.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев в плане физической активности?

  1. Может привставать на колени или ножки, держась за опору.
  2. Должен уметь держать бутылочку. Если бутылочка падает, поднимает ее самостоятельно.
  3. Делает различные манипуляции с игрушками: поворачивает, стучит ими о стол, пробует на зуб, бросает, поднимает с пола, перекладывает с левой руки в правую, и наоборот.
  4. Шагает с поддержкой под мышками.
  5. Может ползать вперед ножкой или на животике.
  6. Манипулирует маленькими и большими предметами, вкладывая одни в другие.
  7. Различает даже негромкие звуки. Слух и зрение сформировано почти на уровне взрослого человека.

Умственное развитие в 7 месяцев

От рождения и до 7 месяцев происходит огромный скачок в умственном развитии. У малыша появляется глубокая эмоциональная привязанность к близким людям. Страх и тревога при виде чужих показывает, что он ориентируется в ситуации и пытается ее контролировать. Кроха уже умеет сообщать о своих желаниях не только при помощи плача или крика. Если ему нужен предмет или игрушка, показывает на него рукой.

Хорошо развит лепет. Повторяющиеся склады: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да создают у родителей иллюзию начала разговора. Но это не так. Ребенок еще только на подходе в овладении активной речью. Он старательно повторяет услышанные звуки и родителям надо разговаривать с ним и называть действия и предметы не только полными словами, но и в уменьшенном варианте (ням-ням, мо-ко) чтобы у крохи была возможность манипулировать ими.

А вот пассивная речь у него развита лучше. Он знает свое имя, имена близких, название предметов и игрушек. Занятия с ребенком должны включать просьбы подать предметы, постоянное повторение названий игрушек: «дай маме кубик», «а где наша ложечка?».

Примечание: Физическое развитие в 7 месяцев определяет умственное. Если родители пытаются контролировать поведение ребенка и ограничивают его исследовательские экспедиции ради своего спокойствия, мозг не получает нужного количества впечатлений. Умственный потенциал ребенка не раскроется в полной мере, а интересы останутся ограниченными.


Во что играть с малышом в 7 месяцев

На вопрос, как и во что играть с семимесячным ответ специалиста прост: включайте в игры все, чем интересуются ваши мальчик или девочка. Острые опасные предметы вроде ножей, ножниц, игл надежно прячутся, а все остальное доступно для исследований.

Правильные и полезные развивающие игры для детей 7 месяцев должны включать набор таких исследовательских действий:

  • рассматривание;
  • ощупывание (обращаем внимание крохи на поверхность: гладкая, шершавая);
  • попробовать на вкус;
  • различные манипуляции, в том числе и постучать по полу предметом и послушать, какой получится звук.

Ежедневные занятия для семимесячных включают чтение и рассматривание книжек, двигательные игры, построение пирамидок и башенок из кубиков. В доме убираются все опасные предметы, ставятся заглушки на розетки, завязываются дверцы шкафов и малыш отпускается в самостоятельные исследовательские экспедиции под присмотром родителей. Обязательны музыкальные упражнения и игры в воде. Они развивают мозг и успокаивают.

Семимесячный ребенок становится необычайно подвижным, общительным и любознательным. Теперь каждый день наполнен маленькими открытиями и победами. Как сделать развитие ребенка в 7 месяцев гармоничным? Как скорректировать режим дня, чтобы у самого маленького члена семьи хватало сил и энергии для покорения новых вершин?

Физиологическое развитие в 7 месяцев

Малыш окреп, изменился внешне: ручки и ножки стали сильными, тельце упругим, а многочисленные родственники с восхищением замечают, как сильно похож кроха на своих папочку или мамочку. И впрямь, черты лица стали явственнее, и у ребенка появились мимические особенности и привычки, которые и делают его похожим на кого-то из членов семьи. И, пожалуй, самое важное приобретение – это зубки. У кого-то они уже есть (2-4), у кого-то же только начинают давать о себе знать опухшими деснами и капризами.

Рост

В 7 месяцев ребенок вырос на 1-2 см по сравнению с предыдущим месяцем. Мальчики обычно немного выше девочек.

Вес

Не волнуйтесь, если вместо привычных, как в первые месяцы, 800-1000 г, весы в кабинете педиатра показали всего полкилограмма прибавки в весе: теперь ребенок много двигается, расходует много энергии, и вес не будет расти так стремительно. Не переживайте, если, например, ваша девочка заметно легче сына вашей подруги: это нормально, мальчики опережают девочек в физическом развитии. Хотя чаще всего девочки вырываются вперед в психомоторном и интеллектуальном развитии. Так будет вплоть до подросткового возраста.

Нормы: педиатры России и ВОЗ

Не паникуйте, если у вашего ребенка наблюдаются небольшие отклонения от нормы: развитие каждого малыша индивидуально!


Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Двигательная активность

Очень многие детки в 7 месяцев уже неплохо ползают, ориентируясь в пространстве. Однако крупные малыши могут лениться, предпочитая проводить время, лежа на животике. Ребенок целенаправленно совершает движения руками: берет и бросает игрушки, тянет ручки на зов и т.д.

7 месяцев – время пробы ножек на устойчивость: детки пытаются самостоятельно подниматься, держась за перила кроватки или за другие предметы.

Если малыш на отлично освоил сидение без поддержки, то, возможно, он уже знаком с ходунками или прыгунками: эти приспособления отлично помогают развивать познавательную и двигательную активность. Но увлекаться ими не стоит: можно нанести вред неокрепшему скелету малыша. По 30 минут 2-3 раза в день достаточно.

Зрительное восприятие

Посмотрите, с какой точностью захватывает ребенок предметы! Это свидетельство того, что у малыша достаточно сформировано представление о зрительном расстоянии и объеме предметов. Малыш начинает видеть и узнавать предметы под разным углом зрения.

Достаточно развито цветовое и световое восприятие. Зрительные рефлексы на светочувствительность легко проверить, внезапно включив свет в темной комнате: в норме ребенок зажмурится.

Однако глазные мышцы и нервы недостаточно окрепли, поэтому забудьте о развивающих телевизионных программах или мультфильмах для малышей!

Слуховое восприятие

Мир звуков буквально завораживает кроху. Теперь маленькие ушки улавливают и шепот мамы, и тиканье часов. Развивается слуховая память: ребенок узнает голоса членов семьи и любимые песенки.



Понимание и развитие речи

Гуление постепенно сменяет осознанный лепет. Не упускайте возможности «поговорить» с крохой: так развивается речь, слух, навыки общения и интеллект ребенка. Малыш уже неплохо вас понимает: ему знакомы многие слова, но больше реагирует он на вашу интонацию и мимику при произнесении слов.

Познавательное развитие ребенка

Научиться чему-то без учителей сложно. Сопровождайте малыша в его познании мира, привлекайте к совместным действиям, которые чуть позже перерастут в самостоятельность. Ребенок познает мир на ощупь и на вкус.

Сделайте дом максимально безопасным, чтобы познавательная деятельность не обернулось для крохи травмой!

Для этого закройте розетки заглушками, а острые углы - накладками. Уберите провода и не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, например, утюг.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 7 месяцев

Эмоционально мир семимесячного ребенка обогащается: у него появляются поводы для радости и слез. Теперь проявление эмоций осознанное - это уже не рефлекс, вызванный голодом или мокрыми пеленками.

Малыш способен радоваться при виде знакомых или пугаться посторонних людей. Сейчас формируются привязанности ребенка. Важна в этом и роль отца: пусть папа по возможности не перекладывает воспитание и уход на мамины плечи. Хорошо, когда малыш привязан к обоим родителям сразу.

«У ребенка, преимущественно воспитываемого матерью, круг общения ограничен, а само общение имеет больше эмоциональный характер, - говорят психологи Н.Авдеева и О.Смирнова в книге «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога». - Такому ребенку будет сложно строить отношения с незнакомцами (например, в детском саду). Потому как с незнакомым человеком невозможно вступить в эмоциональный интимный контакт: приласкаться или забраться на ручки, а иной тип отношений малышу недоступен».


Психологические изменения

7 месяцев – это начало формирования умений контролировать свое поведение. Конечно, это только азы, не стоит ждать, что кроха перестанет плакать по первому вашему слову. Сейчас важна эмоциональная подоплека: старайтесь переключать внимание малыша, когда он расстроен.

Лариса, мама восьмимесячной Софьи: «С Соней замечательно срабатывает такой маневр: как только начинает кукситься и капризничать, я подношу ее к окну и начинаю отвлекать, показывая, где идет тетенька, где бежит кошечка, где едет машина. Окно – отличный инструмент для переключения внимания!»

Краткая таблица навыков

Навыки ребенка в 7 месяцев
Возможные умения
Что должно насторожить
  • Осознанно занимается игрушками, используя при этом обе руки.
  • Берет предмет 4 пальцами, противопоставляя им большой, вместо захвата предмета всей ладонью
  • Ползает.
  • Сидит сам без поддержки с прямой спиной.
  • Хорошо снимает губами пищу с ложечки.
  • Имитация игрушками движения (кукла «ходит», лягушка прыгает, птичка летает, машинка едет).
  • Работает пальчиками изолированно: например, нажимать указательным на кнопочки.
  • Встает с опорой.
  • Из положения на боку пытается сесть.
  • Пьет из обычной чашки.
  • Не способен удерживать предмет в руке, «промахивается», пытаясь ухватить предмет или во время поднесения его ко рту.
  • Почти все время держит пальцы сжатыми в кулак, не пытается работать ими.
  • Не поднимает туловище, лежа на животе и опираясь на руки.
  • Даже с опорой не держит спину ровно во время сидения, заваливается вперед или набок.
  • Давится даже пюреобразной едой, не может проглотить ее.

Данная таблица развития сформирована в ознакомительных целях. Если ваш малыш что-то не освоил из перечисленного в ней, это не повод паниковать: только специалист способен диагностировать отставание в развитии!

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Нужно продолжить те же занятия с ребенком, что и в прошлые месяцы, чуть усложняя их и немного продлевая. Как развивать ребенка в 7 месяцев, в большей мере подскажет сам малыш: прекращайте занятия, если он утомлен и усложняйте, если видите, что ребенок справляется.

Упражнения и занятия с ребенком:

Линия развития
Задачи
Примеры упражнений
Моторика (крупная)
  • Развитие общих движений рук.
  • Развитие координации движений и ориентирования в пространстве.
  • Упражнения на махи руками, разведение рук в стороны.
  • Занятия с мячом: ловить, сидя у мамы на коленях, толкать.
  • «Догонялки» в паре с ползающим родителем.
  • Шагание с поддержкой под мышки и т.д.
Мелкая моторика
  • Развитие подвижности и чувствительности пальцев.
  • Пальчиковые игры и гимнастика, массаж кистей рук: «Сорока-ворона», «Ладушки» и т.д.
  • Игры с игрушками, содержащими прочно прикрепленные мелкие детали.
Эмоционально-социальное развитие
  • Эмоциональное воспитание, прививание навыков общения во взаимодействии с взрослыми.
  • Жесты приветствия и прощания.
  • Развитие мимики приемом подражания (игры у зеркала, например).
  • Чтение ребенку книг и стихов.
  • Вовлечение ребенка в совместную деятельность.
Познавательное развитие
  • Обучение действию с предметами.
  • Обогащение познавательного развития при помощи сенсорных и дидактических игрушек.
  • Игры с развивающими и дидактическими игрушками.
  • Элементы сюжетности и ролевые игры: кукла спит, машина едет.
  • Занятия с водой, крупами (только под присмотром взрослых!).
  • Упражнения на освоение объема и вместительности предметов (складывание кубиков в ведерко, игры с сортерами).
  • Прогулки с комментированием увиденного.
Речевое развитие
  • Формирование подготовительных речевых навыков.
  • Развитие фонематического слуха и подражательных навыков.
  • Формирование потребности в общении.
  • Вовлечение ребенка в диалог, повторение за ним звуков.
  • Чтение стихов и потешек.
  • Обучение звукоподражанию: дождик кап-кап, кот мяу-мяу, часы тик-так и т.д.

Развивающие игры с ребенком в 7 месяцев

Какими должны быть игры с ребенком в 7 месяцев? Обязательно простыми, без сложных правил. В игры можно превращать обычные бытовые действия. Их хорошо сопровождать ритмичными потешками и приговорками, выполнять на счет: так малыш быстрее освоит действие и у него разовьется чувство ритма.

Потягушки

Например, утреннее пробуждение можно сопровождать игрой «Потягушки», выполняя все действия, перечисленные в стишке:

Утром солнышко проснулось,
Сладко-сладко потянулось
Поти-поти-потягушки!
Будут детки - подрастушки!
Ручки к солнцу тянем,
И большими станем!

Изучаем части тела

В утреннюю гимнастику можно включить элемент игры на изучение частей тела, под нужные слова, прикасаясь ладошками к называемой части тела и выполняя действия:

Где же наши ножки?
Топ-топ-топ!
Где наши ладошки?
Хлоп-хлоп-хлоп!
Мы покажем глазки –
Тут и тут,
Здесь у нас волосики
Рас-тут!
Мы покажем ушки –
Здесь и здесь
Вот и наш ребеночек
Весь-весь-весь!

Разминка для пальчиков

Перед едой можно размять пальчики, сжимая и разжимая их ритмично, а потом вручить малышу ложку:

Наши рученьки-хваталки
Раз-два-раз-два!
Наши пальчики держалки-
Раз-два-раз-два!
Не отпустим, не уроним
И другим взять не позволим.

Прятки

Все малыши любят играть в прятки. Когда кроха научится прятать лицо ладошками или накрывать пеленкой, можно сопровождать игру приговоркой:

Где же спрятался котенок?
Мама ищет, не найдет!
Что за хитренький ребенок!
Ах, он вот-вот-вот!

Игры с мячом

А игры в мячик сопровождать можно словами:

Ой, кати-кати-кати,
Какой мячик, погляди:
Ровненький да гладкий,
Лови его, мой сладкий!

Игры в ванной

Даже в ванной можно играть! Берите с собой резиновых утят и рыбок, инсценируйте игру «Догонялки», позволяя крохе тоже управлять игрушками:

Рыбки плавают, ныряют,
Их утята догоняют!
А малыш их – раз и два!
И закончилась игра.

Перед сном

Превращайте отход ко сну ежевечерним ритуалом-игрой. Одевайте малыша, целуйте, укладывайте, а накрывая одеяльцем, приговаривайте слова, наподобие:

З айки-заиньки
Захотели баиньки
Улеглись в кроватку
И уснули сладко.

Такие бытовые «развивалочки» помогают усваивать правила поведения, режим дня, названия предметов и ассоциировать с этими названиями действия.

Игрушки для детей в 7 месяцев

Игры и игрушки должны способствовать развитию нервной системы ребенка, пока еще недостаточно зрелой, и соответствовать возрасту.

Как выбирать игрушки

При покупке игрушек для грудничков обращайте внимание на:

  • форму – она должна быть простая, без острых углов и достаточна удобная при держании;
  • цвет – яркий, но не раздражающий;
  • звук – хорошо, если звенит, пищит или громко стучит.

Это – погремушки и маракасы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон), пирамидки, сортеры, кубики, резиновые зверушки и зубопрорезыватели, пупсы-голыши, ведерки и т.д.



Игрушки своими руками

Можно изготовить развивающие игрушки в домашних условиях из подручных материалов: связать крючком, сшить, склеить. Сенсорные коврики, развивающие тактильные ощущения тканевые мешочки разных фактур и т.д. не требуют много времени для изготовления, но выигрывают у покупных своей оригинальностью.

К примеру, купите кусок ковролина размером 1х1 м, обработайте края, чтобы не бахромились. Вырежьте кусочки фетра или другой безопасной плотной ткани (из старых перчаток, шляп и т.п.) разных цветов и размеров. К этим кусочкам пришейте сзади липучки, а спереди пуговки, глазки, бусинки. Покажите ребенку, как собирать картинки из этих липучек на ковролине. Малышу обязательно понравится процесс приклеивания и отрывания липучек!

Досуг

Делайте досуг ребенка разнообразным и достаточно активным!

Прогулки

С каждой неделей теперь ребенок все больше бодрствует на улице. Не ограничивайте прогулки сидением в коляске! Берите малыша на руки или в слинг, позволяйте посидеть на траве летом и потрогать босыми стопами песок.

Поддерживайте интерес к окружающему миру: комментируйте все интересное, что встретится в пути.

Можно совместить прогулку с походом в магазин: много людей, яркие витрины привлекут внимание ребенка, научат не бояться толпы. Однако в сезон простуд откажитесь от подобной идеи: чем больше народу, тем выше риск заболеть.

Одевайте ребенка по сезону! Зимой не забывайте про правило: одеваем кроху как себя плюс еще слой одежды. В качестве верхней одежды лучше всего комбинезон или теплый конверт.

Летом не бойтесь легкого ветерка и не кутайте в сто одежек, а вот яркого солнца опасайтесь: гуляйте в часы его наименьшей активности (утром и вечером), надевайте головной убор!

Чем занять малыша

Помимо прогулок и игр малыша можно занять просто пребыванием рядом с вами: не бойтесь брать с собой ребенка на кухню, когда готовите: посадите в стульчик или манеж подальше от плиты, вручите пару ложек и мисок.

Ненадолго отвлечься помогут ходунки, передвигаться в них можно до 40 минут в день, но при этом дом должен стать безопасным (уберите все, что может упасть и разбиться, ударить током или ошпарить кипятком, порезать и уколоть малыша).


Валентина, мама Дениса, 9 месяцев: «Мы с Дениской месяцев в 7 полюбили рисовать. Брали пальчиковые краски для малышей, нетоксичные и безвредные при проглатывании, и рисовали то на большом листе бумаги, то на стене в ванной. Я думаю, это полезное увлечение для развития пальчиков и зрения».

Питание ребенка 7 месяцев

В 7 месяцев мало кто из деток не знаком с прикормом.

На грудном вскармливании

Если прикорм начали с 6 месяцев, сейчас пора одно кормление (лучше второе) полностью заменить пюре или кашей. Теперь в рационе малыша может быть 4-6 продуктов прикорма.

На искусственном вскармливании

Искусственники получают прикорм обычно раньше – в 4-5 месяцев. Значит, сейчас время разнообразить рацион, введя мясо (нежирную крольчатину, цыпленка, индейку, телятину).



На смешанном вскармливании

Детское питание малышей на смешанном вскармливании обычно приближено к тому, что получают искусственники. 7 месяцев – не время отказываться от грудного молока, даже если его у мамы совсем мало. Утренние и ночные кормления материнским молоком стоит сохранить. Лучше придерживаться ступенчатого прикорма, вводя новые продукты постепенно.

Прикорм

Соблюдайте основные советы и правила, если вы сторонник педиатрического прикорма:

  • Начинайте вводить новый продукт в первой половине дня, в объеме не более половины чайной ложки, увеличивая с каждый днем количество продукта.
  • Следите за реакцией малыша: кожные высыпания, изменение режима и консистенции стула, боли в животике и газообразование – повод приостановить знакомство с этой пищей!
  • Кормите кроху с ложечки!
  • Следите за консистенцией пищи (она должна быть пюреобразной) и температурой (чуть подогретая).
  • Не спешите давать пакетированные соки! Готовьте соки сами или замените отваром шиповника или компотом, травяным чаем. Лучший из напитков, кроме молока – это вода. Давайте ее достаточно летом или если в комнате жарко.

Если малыш знакомится с едой по педагогическому принципу прикорма, следите за своим питанием! Ничего жирного, острого, соленого и копченого. Первая порция продукта – не более чем на кончике ложки.

Уход и гигиена

Купать малыша стоит каждый вечер. Водные процедуры перед сном расслабляют и успокаивают. Мыть тело и волосы с мылом – раз в неделю или чаще по мере загрязнения. Никакие пенки и шампуни ребенку пока не нужны.

Мыть ручки с мылом стоит чаще – ребенок много времени проводит на полу!

Уход нужен и детским игрушкам: мойте их чаще с детским мылом.

Заключение

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев и как развивать его? Все не так сложно! Помните о принципе постепенности и последовательности. Если крохе только сегодня исполнилось 7 месяцев, не начинайте день с нового и непривычного, чего не было еще вчера! Усложняйте то, с чем уже знаком ребенок, а «новинки» предлагайте не чаще, чем раз в 5-7 дней.

Сами же станьте партнером малыша в его играх: только учась у кого-то можно овладеть умениями и знаниями в совершенстве.

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет
  • Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка
  • Мари Элен Пляс. 60 занятий по методике Монтессори
  • Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя
  • PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Видео по теме

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!