Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Какие они - современные дошкольники. Современный дошкольник - какой он

Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ Детский сад №186

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

«Говорят, что героиня-мать, Если у нее детишек пять. Говорят медалью награждают, Если семь детишек воспитает. Как же воспитателя назвать, Если у нее пять раз по пять? Куча славных, шумных ребятишек, Озорных девчонок и мальчишек. Как же воспитателя назвать? Семь по трижды героиня-мать

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Повышаются требования и воспитателям. Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Факторами развития позитивных эмоций ребенка в детском саду являются:

- Воспитатель, его поведение, речь, профессиональная компетентность.

Опрятно одетый воспитатель, приветливый, разговаривающий в спокойном тоне, профессионально грамотно организующий общение с ребенком вызывает у последнего чувство доверия.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

- А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Отметим уникальные стороны профессии:

    Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.

    Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

    Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

    Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей -это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

    Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

    диагностирование семей;

    педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

    совместное творчество детей и взрослых;

    совместные мероприятия с учреждениями социума;

    индивидуальная работа с родителями.

    информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Что же мы о них знаем? Проведем небольшой эксперимент: посмотрите на первую фотографию и определите возраст ребенка. Как правило, малышу дают от трех до пяти лет. А теперь обратите внимание на второй снимок: вы видите этого же полуторагодовалого ребенка рядом с его шестилетним братом. Почему так трудно определить возраст ребенка по фотографии? Почему порой сложно понять мотивы его поведения? Почему современные дети трех-, четырехлетнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас «не работают» (из анкеты бабушки).

Умные, настойчивые, требовательные

Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.

Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Ребенок в два с половиной – три года может увлеченно и быстро собирать паззлы из двенадцати элементов. Наши коллеги из Великобритании отмечают такую же проблему: диагностические задания, которые они использовали для четырех-, пятилетних детей (как показатели типичного развития), сейчас успешно выполняют трехлетние дети. Результаты проведенного нами мониторинга мнения родителей и педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность (87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим – повышенные утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%). Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Повышенная чувствительность и эмоциональность

Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.

Проводя психогенетические исследования, Друнвало Мелхиседек (известный американский ученый, изобретатель, целитель. – Ред.) обнаружил, что «у современных детей уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100 (раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч). 80–90% детей, рожденных в США, имеют новую ДНК». В ходе проведения наших исследований были выявлены следующие особенности современных детей: фиксированный взгляд при рождении, держат голову, физически более развиты, повышенный тонус организма (повышенная возбудимость, гиперактивность); рано отказываются от грудного молока; ночью просыпаются, чтобы поесть; не воспринимают лекарственные препараты; повышенная чувствительность и эмоциональность, а также потребность к восприятию информации; объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; повышенные тревожность и агрессия. Они, как уже упоминалось, настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. У них вообще собственная философия жизни.

Я предлагаю рассмотреть особенности детей с позиции психолингвистики детского развития , изучающей проблему развития сознания ребенка и его личности в деятельности. Мною разработана модель персонального развития ребенка , с помощью которой можно не только понять особенности его развития, но и выстроить траекторию его продвижения в процессе воспитания и обучения. Эта модель позволяет определить сферы (зоны), линии развития ребенка. Она очень проста и предназначена для практиков.

Рефлекс свободы

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?». В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация, и, дождавшись момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет ее за основание, сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки маме. В глазах вопрос: зачем ты это делаешь?

Папа наставляет малыша (1 год 8 месяцев): «Сначала нужно умыться, а потом будем завтракать». Выслушав папу, малыш спрашивает: «Зачем?».

Двухлетняя девочка внимательно слушает объяснения мамы, что и как нужно делать, а затем спрашивает: «А шмышл где?»

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения.

Сфера тела

У современных детей повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность.

Развитие сферы тела ребенка зависит от питания, сна и двигательной активности. Современные дети рано отказываются от грудного молока, в среднем в возрасте пяти-шести месяцев. Это явление можно объяснить тем, что для полноценного развития ребенку не хватает микроэлементов, которые содержатся в грудном молоке, поэтому уже в трехмесячном возрасте рекомендуется вводить прикорм. Если раньше плачущего ночью младенца можно было успокоить, дав ему теплой воды, то современного ребенка необходимо покормить так же, как в дневное время. У малышей повышенная чувствительность к внешним раздражителям, острые вкусовые ощущения и обоняние помогают им избирательно относиться к пище. Во время прикорма они выбирают любимое блюдо. Для ребенка раннего возраста трудно установить время кормления, так как его организм чутко реагирует на природные изменения. Например, на похолодание у ребенка усиливается аппетит, и он чаще просит есть. При потеплении он отказывается от еды и ест реже обычного. Это нормально, так как малыш старается сам регулировать энергетический баланс в организме с учетом своей двигательной активности. Однако это явление нередко вызывает тревогу у родителей, которые стараются кормить его строго по часам.

Очень важно в раннем возрасте не перекармливать ребенка, так как это может привести к нарушениям в развитии сферы тела. Если ребенок резко наберет в весе, то это может негативно сказаться не только на его физическом развитии, но и привести к задержке речевого и умственного развития. На развитие сферы тела большое влияние оказывает сон. У гиперактивных детей он непродолжительный и беспокойный. Время бодрствования намного превышает время сна, что сказывается на его физическом и эмоциональном состоянии: он капризничает, устраивает истерики, заставляет окружающих выполнять свои прихоти. Иногда наблюдается совершенно противоположная картина: ребенок может долгое время не спать и чувствовать себя при этом комфортно. Родители порой удивляются выносливости ребенка. Такое поведение наблюдается обычно в том случае, когда ребенок чем-то очень увлечен. На развитие сферы тела значительное влияние оказывают перемещения ребенка, в результате которых у него начинает развиваться ощущение пространства.

В связи с повышенной возбудимостью и гиперактивностью сфера тела современного ребенка очень восприимчива к внешним раздражителям. У одних детей это может проявляться в форме повышенной чувствительности к температурным изменениям, другие будут чутко реагировать на запахи, третьих могут раздражать звуки, четвертых – яркие цвета и краски. Причем дети избирательно относятся к этим раздражителям: одни раздражители способны вызвать восторг и восхищение, другие – тревогу, испуг и плач.

Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.

Сфера разума

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. В ходе проведения занятий по речевому развитию детей по авторской методике было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет объяснить, почему он так сделал. Если это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки.

Сфера души

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное. Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные цвета вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и пр.) только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия тревожности и преобразования детской агрессии – разрушающей эмоции – в положительную, т.е. созидательную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательными потребностями и познавательным интересом.

Сфера духа

Современные дети настойчивы и требовательны.

Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей взять их на руки, но многие боятся, что ребенок «привыкнет к рукам». С одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его глазами и лучше понимает его. С другой – если взрослые постоянно берут малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то при малейшей попытке родителей заставить ребенка подчиниться их требованиям ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и агрессии. Он выражает протест, так как не может понять, почему вдруг родители начали менять ими же установленные «правила игры», т. е. систему отношений. Поэтому уже со дня рождения ребенка необходимо вовлекать его в двустороннюю систему отношений.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Эссе на тему: «Современный дошкольник»

Болтрушевич Маргарита Александровна

Воспитатель ГБОУ школа 1302

На вопрос: «Какой он - современный дошкольник?» - невозможно ответить однозначно. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник всего лишь несколько лет назад. Раньше дети старались подражать взрослым, они были более самостоятельными. Современные же дети очень настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Им интересны не только игрушки, они хотят узнать многое из жизни человека, окружающего мира, природы. С удовольствием изучают энциклопедии по интересам. Дети очень информированы, любознательны. С ними можно поспорить, обсудить любые интересующие их темы.

Дошкольники стали более живые, шумные, эмоциональные. Они хорошо запоминают стихи и песни. Но, несмотря на живость, их физическое развитие достаточно слабое, дети не очень любят заниматься физкультурой. В связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку речевого развития, большинство нуждается в помощи логопеда. У многих нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, а еще дети не умеют отвечать полным ответом, составить рассказ по картине, некоторые с трудом пересказывают сказку или рассказ.

Но, несмотря на эти трудности, могут с удовольствием и подробно пересказать свой любимый мультфильм или описать героев компьютерной игры. Они смотрят много видеофильмов, порой безконтрольно со стороны взрослых. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым. Их родителям очень сложно: все хотят иметь хороший заработок, создать ребенку прекрасные условия, поэтому они порой забывают о том, чтобы провести время со своим ребенком. Взрослые очень увлеклись ранним интеллектуальным развитием, порой забывают о такой составляющей, как игра, мало кто из родителей играет с ребенком, поэтому ему ничего не остается, как смотреть телевизор, играть в телефон или планшет. Нарастает дефицит ласки и родительского внимания.

Общение дошкольников сводится к обсуждению нового мультфильма или новой игрушки. Плохо, что ребенок общается со сверстниками или взрослыми только в детском саду или на детской площадке. Любимыми героями являются герои детской мультипликации (не всегда они наделены положительными качествами). Наблюдая за самостоятельными героями, можно увидеть как герои этих мультфильмов (зомби, монстры, спайдермены) становятся для дошкольников примерами для подражания.

Сейчас у взрослых поменялись приоритеты. В социуме на первом месте - интеллектуальная образованность, затем настойчивость в достижении цели, на третьем - здоровье. К сожалению, такие качества, как нравственность, эмоциональные и общественные ценности стоят на последнем месте. Это безусловно влияет на характер и поведение наших детей далеко не лучшим образом.

Современные дети не умеют слушать и слышать другого человека, не умеют сопереживать, потерпеть, подождать. К сожалению, иногда появляется немотивированная агрессия по отношению к сверстникам, иногда и к взрослым.

Современные дети хорошо знакомы со сложными техническими устройствами, порой лучше взрослых. Но они же с трудом овладевают навыками самообслуживания. Все реже можно услышать фразу: «Я сам!». Они не хотят взрослеть. Родители же сами ограничивают детскую самостоятельность, сами раздевают, одевают, кормят. У детей появилось пренебрежение к трудовым поручениям.

Современному ребенку свойственны самые разные черты, они неоднозначны. Но одно можно сказать точно: с ними очень интересно!

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Адм Про". Компания "Адм Про" предоставляет услуги по созданию и обслуживанию офисной ИТ инфраструктуры в Москве. Воспользовавшись предложением компании, и заказав обслуживание компьютеров организаций, Вы получите помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки произведут ремонт и настройку компьютерной техники, установят нужное программное обеспечение, подключат периферийные устройства и обеспечат надежную и бесперебойную работу Вашего оборудования. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить онлайн консультацию по интересующему Вас вопросу, можно на официальном сайте компании "Адм Про", который располагается по адресу http://admpro.ru/

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОКОЛЕНИЕ В ПАМПЕРСАХ
ИЛИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

этой теме был посвящен очередной "круглый стол" московского Клуба заведующих

Каким я вижу современного дошкольника? Он просто замечательный! Развитый, необыкновенно любознательный, умный. И глазки у него хорошие, добрые! Никаких особенных изменений по сравнению с прошлыми десятилетиями с ним не произошло. Просто раньше в группах было по 30 детей, а сейчас - по 20. Вот мы и можем каждого ребеночка получше разглядеть. Было бы меньше детей, еще лучше узнали бы своих дошколят.

Лариса ГЕДЫМА, заведующая ГОУ № 2281

Вряд ли можно утверждать, что наши воспитанники остались прежними. Ребенок нового века создан телевизором. Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому нынешний дошкольник более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, мы все отмечаем повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые незначительные события слишком импульсивно, плаксивы, капризны. И агрессивны. Агрессия - это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором. Драка для наших детей - обычное явление: если в чем-то с приятелем не согласен, сразу драться начинает.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

Я хотела бы поддержать свою коллегу, но сделать несколько иной акцент в теме. Нервозность - это следствие общего неблагополучного состояния здоровья. Понятие «здоровье» многоплановое. Нельзя разделять здоровье физическое, психическое и социальное. Если хоть одна составляющая отклоняется, человек уже не здоров. А у нас с социальным здоровьем наших воспитанников не все в порядке: большой процент семей классифицируется как неблагополучные, а там, где растет достаток, за достатком не успевает уровень культуры. Как следствие, дети из таких семей часто не понимают элементарных общепринятых норм поведения.
И с физическим здоровьем много проблем: основной контингент наших воспитанников - это дети второй, а не первой (как раньше) группы здоровья.

Елена МОРСАКОВА, заместитель директора ГОУ «Начальная школа-детский сад № 1633»

Я должна согласиться с коллегами: проблемы здоровья для наших детей стоят очень остро. Я логопед. В течение трех лет мы в нашем детском саду комплектуем логопедические группы. Перед комплектованием нам приходится обследовать детей и состояние их речи. По результатам этого обследования практически 84% детей - это дети с проблемами развития. То есть речь идет не просто о неправильном произношении того или иного звука, а о несформированности психических процессов, к тому же осложненной эмоциональными проблемами, ортопедическими и т.д.
Мы все чаще сталкиваемся с комбинированными дефектами. У таких отклонений существует много причин: и экология, и наследственность, и другие. Но есть дефекты, зависящие от родителей и только от их воспитательной политики.
Случается, что родители держат детей дома до 3-х лет и дольше, но не знают толком, чем с ними надо заниматься.
Потом они приходят к нам в детский сад и просят, чтобы их трехлетнего ребенка учили испанскому языку - а он элементарные вещи делать не умеет: например, в туалет проситься. Потому что до трех лет в памперсах ходит. Что это такое, как не педагогическая запущенность? Это при живой, интеллигентной маме!

Ольга ТИТОВА, логопед, детский сад № 2311

Из всего услышанного вырисовывается довольно грустная картина. Современный ребенок - это сплошная проблема. Даже его появление на свет - проблема для современного родителя. Общение с ним - тоже проблема. Родители этого делать не умеют и не желают. Брат или сестра у ребеночка теперь тоже редкость. Единственный друг и товарищ - телевизор. Безотказный и агрессивный. И если мы с вами говорим о неблагополучии городского ребенка, то умножьте это все на десять и получите картину в сельской местности. Мне приходится по роду занятий выезжать в деревню в Рязанской области. Это просто кошмар! Складывается впечатление, что дети - это просто никому не нужное сырье!

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

Но ведь это не новые проблемы? Возможно, 15-20 лет назад мы просто боялись и не умели о них говорить. Вспомните! Доперестроечное время - время воспитания «нового типа личности», «нового советского человека». Все дети по определению ДОЛЖНЫ были быть счастливы и облагодетельствованы партией и правительством. Но страшные истории о жизни детей в северных поселках и в отдаленных деревнях, о катастрофическом росте умственной отсталости в среднеазиатских республиках, о пьющих родителях, работающих на заводах и фабриках, дерущихся и секущих детей ремнем - все это не сегодня пришло в нашу жизнь.
Быть может, мы просто увидели все это сегодня новыми глазами?
Посмотрите, несколько лет назад ни о дефектологах, ни о логопедах в детских садах вообще речи не было. Слово «невроз» - это новое слово в нашем лексиконе. Быть может, в том, что детские проблемы сегодня стоят так остро, есть не только отрицательные, но и положительные моменты? Просто мы, как говорила моя коллега Лариса Гедыма, разглядели дошкольника с близкого расстояния.

Марина АРОМШТАМ, главный редактор газеты «Дошкольное образование»

Нет. Дело не в новом видении. Изменилась среда - и социальная, и вещественная. Изменились герои детских книг и фильмов. По-моему, есть существенная разница между милым и доверчивым Чебурашкой, между обаятельным Крокодилом Геной - и теми монстрами, что без всякого риска для жизни плюхаются с двадцатого этажа небоскреба.
Между Чебурашкой и Крокодилом Геной существовали отношения, которые возможны в реальной жизни. Они печалились и радовались, делали друг другу подарки - точно так же, как это можем делать мы и наши дети. Поэтому они - герои педагогического кино, педагогической литературы. А эти существа, которые не способны чувствовать боль… Чему они учат? Что к человеческому телу можно относиться без всякой жалости? Это пропаганда жестокости, которая отпечатывается в поведении современных детей. Их агрессивность намного превосходит агрессивность детей нашего поколения.

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

Все общество сейчас построено по принципу выживания. Конкуренция - это для нас новое явление. Надо уметь толкаться, пробиваться, считать и просчитывать. Что является главной ценностью для современного родителя? Прагматизм. Этому же он вольно или невольно обучает ребенка. И это не всегда плохо. Дети обучаются рациональному поведению. Рациональному в том числе и с точки зрения законов детской психики. Раскрепощенность - следствие такого психического рационализма. В годы авторитарно-дисциплинарной доктрины и мы были настроены в первую очередь на воспитание дисциплины в детях, и дети это усваивали как самый важный элемент воспитания. А теперь мы заговорили о том, что главное - это индивидуальность. Современные дети проявляют свою индивидуальность гораздо свободнее, поэтому работать с ними интересней. Хотя и сложнее.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

Я 17 лет проработала заведующей детским садом. В кабинете у меня на маленьком журнальном столике всегда стояли игрушки, красивые и удобные для игры. Этот столик служил весьма прагматичным целям: приходит ко мне на прием мама с ребенком, и, чтобы взрослые могли спокойно вести разговор, ребенку предлагалось поиграть в игрушки.
Но оказалось, что этот столик выполняет еще и диагностическую функцию. 17 лет назад подавляющее большинство детей, заходивших ко мне в кабинет, боялись даже потрогать эти игрушки. Они рассматривали столик жадными глазами, но близко не подходили. В лучшем случае шепотом спрашивали у мамы, можно ли поиграть с игрушками. Мама - советская мама - строго говорила: «Нет, нельзя!» И даже после того, как я сама предлагала ребенку игрушку, он все равно боялся ее тронуть. Исключение составляли дети иностранцев. Они влетали в мой кабинет, сразу устремлялись к этому столику и начинали играть. Для этих детей было ясно: игрушки здесь - именно для них.
И вот в последние 10 лет наши дети тоже стали свободно входить в кабинет, брать игрушки со столика и играть. Без всяких боязливых шепотков. Они стали вести себя нормально. Это следствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными.
Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами - он их не поймет и не примет. Все воспитательное воздействие сведется к нулю или даст противоположный результат.
С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня ответственности, умения согласовывать свои действия с окружающими, нового уровня развития социальных качеств. Этому и должен учить детский сад. И это очень трудно. Для этого у нас еще очень мало методик и очень мало практических умений. Это задачи, которые и время, и современный дошкольник ставят перед теоретиками и практиками.

Мария ЦАПЕНКО, главный специалист по дошкольному образованию Московского комитета образования


ВМЕСТО ВЫВОДА

Специалисты отмечают в современных детях активность, общительность, раскованность в поведении - и в то же время отсутствие навыков самообслуживания, пренебрежение к трудовым поручениям. У некоторых детей отмечается скрытая или явная агрессия к окружающим.
В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется.
Нынешние дети в большинстве своем достаточно развиты. Однако повышенные современные требования к ребенку в ряде престижных школ, информационная перегрузка и многочисленные занятия (некоторые родители нанимают еще и репетиторов) ведут к тому, что дети не справляются с учебной нагрузкой, явно не соответствующей их возрастным особенностям. Следствием этого являются снижение познавательных функций и потеря интереса к учебе.
В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место прагматизму, рационализму, какой-то не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. На предложенный педагогом-психологом вопрос: «Если бы я был волшебником...» - большинство ребят просили для себя игрушки, наряды, машины, компьютер.
Многие дети испытывают дефицит общения и обделены вниманием родителей, поэтому распространенным ответом был еще и такой: «Проводить больше времени с мамой и папой». Однако и современному ребенку свойственна доброта. Как и в прошлые годы, дети желали мира на земле, чтобы не было войн и болезней.
Современных детей отличают повышенная раздражительность и возбудимость. Часто встречаются апатичные дети, не проявляющие интереса к занятиям, и склонные к интеллектуальной лени.
Можно сказать, что современному ребенку свойственны самые разные черты: он и умный, и жизнерадостный, и беззаботный, и поверхностный, и общительный - в общем, противоречивый.

Наталья ДОРОХИНА,
директор комплекса «Начальная школа -
детский сад» № 1649 Юго-Западного округа г. Москвы,

Людмила ГУКЛЕНГОФ,
заместитель директора по воспитательной работе

Современный мир постоянно меняется, и скорость, с которой происходят изменения, намного больше, чем было 20 или 30 лет назад. Еще в XX веке ребенок развивался в малом социуме с четкой привязкой к конкретному взрослому, но современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации.

Дети современного общества растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современные дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, обсуждают их. Зачастую они делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, и взрослые начинают думать о преждевременном взрослении современных детей, но скорее всего, это просто «наслушанность» без какого-либо предшествующего опыта.

У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Наоборот, многие дети имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В школе, самые низкие показатели относятся к разделу «Развитие речи». Большую часть времени дети проводят за просмотром телевизионных передач или за компьютером. Тем самым, они не развивают свою речь. Как результат, увеличивается количество детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Также одной из важнейших проблем является участие родителей в развитии ребенка. Современные родители вечно заняты, озабочены зарабатыванием денег и у них не остается времени на взаимодействие со своим ребенком. Но игрушки не могут заменить родителей. Известно, что игрушка привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Если этого не происходит, то у ребенка не формируется устойчивое внимание.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни детей, с помощью которой у детей должна формироваться школьная мотивация, обобщение, умение планировать. Строить взаимоотношения со сверстниками.

Также стоит обратить внимание на современную молодежь. Настало время, когда молодые люди выбирают высшее образование только ради диплома, материального благополучия.

В современном мире стало модно быть бизнесменом, экономистом, юристом, а такие профессии как учитель, ученый, фермер никого не интересуют. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях, и, следовательно, повышается уровень безработицы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь, растет уровень терпимости к возможному нарушению закона: брак по расчету, проезд без билета, взятки, уклонение от уплаты налогов. Налицо искажение ценностей.

Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Выявление особенностей современных детей и переосмысление организации учебно-воспитательного процесса поможет сформировать личность Человека будущего.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!