Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Какие обычаи и традиции. Обычаи, обряды и традиции русского народа

Введение…………………………………………………………..……………...…3

Глава 1. Семейные обряды и обычаи

1.1. Рождение ребенка………………………………………………….…………..4

1.2. Крещение…………………………………………………………….…………9

1.3. День ангела……………………………………………………………..……..12

1.4. Свадьба………………………………………………………………….……..15

1.4.1. Сватовство…………………………………………………………..………16

1.4.2. Смотрины………………………………………………………………...….17

1.4.3. Рукобитие. Оглашение решения о свадьбе………………………….…….17

1.4.4. Подготовка к свадебному дню. Вытие………………………………...…..18

1.4.5. Обряды накануне свадебного дня………………………………………….19

1.4.6. Первый день свадьбы…………………………………………………...…..20

1.4.7. Второй день свадьбы……………………………………………………….23

1.5. Новоселье…………………………………………………………………...…23

1.6. Русский православный обряд погребения…………………………………..25

1.6.1. Причащение…………………………………………………………...…….26

1.6.2. Соборование……………………………………………………………...…26

1.6.3. Погребение…………………………………………………………………..27

1.6.4.Поминание усопших………………………………………………..……….27

Глава 2. Православные праздники и обряды

2.1. Рождество Христово………………………………………………………….28

2.1.1. Рождественский пост…………………………………………………...…..30

2.2. Масленица……………………………………………………………………..31

2.3. Пасха……………………………………………………………………..…….33

Заключение…………………………………………………………...……………38

Список использованной литературы…………………………………………….40

Введение

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд - это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В своей контрольной работе я хотела бы рассказать о главных, складывавшихся веками национальных обычаях и обрядах русского народа.

Глава 1. Семейные обряды и обычаи

1.1. Рождение ребенка

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.
Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.

В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно) в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней - иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных, - у малыша будет «родимчик» и т.д.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам - нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.

Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния - ей нужно было приданое.

Часто крестьянки вообще мало обращали внимания на беременность и работали до тех пор, пока не начнутся роды.

В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и рожениц, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья - в баню, хлев, сарай.

Либо при наступлении родов все люди, находящиеся в доме, прощались с роженицей и уходили в другую избу или иное место, не рассказывая о происходящем посторонним (считалось, роды бывают тем труднее, чем больше лиц о них знает).

С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха. Повитуха и муж старались облегчить страдания родильницы.

Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице: ее отказ рассматривался как непростительный грех, который мог повлечь немедленную кару.

К акушеркам, появившимся в деревнях во второй половине XIX века, крестьяне обращались крайне редко. Крестьянки предпочитали повитух, так как они сразу могли заговаривать грыжу. А акушерки; в большинстве девушки, могли и сглазить младенца, говорили в народе, к тому же применение акушерских инструментов считалось грехом.

Повивальные бабки в случае необходимости могли крестить новорожденных. Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка - это всегда пожилая женщина безупречного поведения, не замеченная в неверности мужу. В некоторых местах считали, что повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои или принятые ею дети умирали.

Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились и потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца.

Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.

Обряд очищения, или размывания рук, обязательно заканчивался тем, что роженица делала повитухе подарок (мыло и полотенце). Во второй половине XIX, а особенно в конце XIX - начале XX века подарок дополнялся небольшой суммой денег Повитуху кормили лучшими кушаньями, поили чаем с сахаром.

Повитуха готовила или хотя бы подавала так называемую бабину кашу. Обряды с Бабиной кашей обязательно включали сбор денег (продажу каши).
Основное денежное вознаграждение повитуха получала именно «на кашу» от присутствующих гостей и домочадцев (роженица, которая даже если и присутствовала на крестинах, в сборе денег не участвовала).

Был один день в году, когда устраивался праздник специально для повивальных бабок, - «бабины», или «бабьи каши». Это второй день Рождества - 26 декабря по старому стилю.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

Исполнение роли бабки создает определенные отношения между нею и ребенком, которого она с этого момента называет внуком, а он ее бабулькой. Каждый год такие бабки несут ребенку подарок на день рождения, их приглашают на все главные события жизни ее «внука» - и на свадьбу, и на проводы в армию.

После родов родильницу уводили в баню. Какими бы ни были роды, повивальные бабки готовили в бане «воду от уроков». Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, повитуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь». При этом вела счет до девяти с отрицанием - не одна, не два, не три и т.д. Таким образом воду на локоть черпала три раза.

С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа туес так, что пролитая вода опять стекала в него же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»

После этого вода считалась так сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу.

Затем бабка ставила родильницу лицом на восток - если только она может стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.

Календарные и обрядовые праздники русских

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу - время, потехе - час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый - природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй - языческий, дохрстианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь - христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать.

В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. и слился с зимним древнеславянским праздником - святками, или колядой.

Масленица

Что делали на масленицу? Значительная часть обычаев на масленицу, так или иначе, была связана с темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегом масленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали

Плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.

Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Пасха Христианская


Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Пасхальное воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год, но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля. Оно приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта - днем весеннего равноденствия. Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Нике в 325 году н.э. Название "Пасха" является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня

Весеннего месяца ниссана. Само название "пасха" представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова "pesah", которое толковалось как "прохождение"; оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние.

Рождество Христово


Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.

Аграфены Купальница да Иван Купала


Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил никто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

Свадьба в России

В жизни всех народов свадьба — это одно из самых важных и красочных событий. Каждый человек должен иметь свою семью и детей. А чтобы не случилось так, что кто-то долго засиделся "в девках» или " в женихах», на помощь приходили свахи. Свахами были женщины бойкие, словоохотливые, знающие свадебные традиция. Когда сваха приходила сватать невесту, она, помолившись, садилась или становилась на такое место, которое, считалось, могло бы принести удачу в сватовстве. Разговор она начинала с принятых в этом случае иносказательных фраз, по которым родители невесты сразу догадывались что за гости к ним явилась. Например, сваха говорила: "У вас товар (невеста), а у нас купец (жених)" или " У вас ярка (невеста), а у нас пастух (жених)». Если и ту и другую сторону устраивали условия заключения брака, то договаривались о свадьбе.

Русская баня


Какой же русский не любит бани? Еще Нестор-летописец писал о бане в своих трудах. Изначально в бане проводили очищающие обряды: омовение жениха и невесты перед венчанием, роженицы и новорожденного, изгоняли «нечистую силу» из душевнобольных. Используя целебные травы и банный пар, знахари исцеляли от недугов страдающих. Молодежь устраивала в банях святочные гадания, а землепашцы загадывали на будущий урожай и погоду. Поговорка «В бане все равны», свидетельствует, что бывали в здесь и стар, и млад, и простолюдины, и князья.русская баня

Баня оказалась одной из самых стойких русских традиций. Невозможно представить, что есть русский человек, ни разу не отведавший густого банного пара, березового или дубового веника. Множество болезней исцеляет баня, в бане можно снять накопившуюся усталость и стресс, очистить не только тело, но и душу. Технология приема бани почти не изменилась в древних времен. Разогрев тело на каждой полке поочередно, от души хлещут себя хорошо распаренным веником, затем моются мылом и мочалкой, ополаскивают волосы хлебными и травяными отварами. Русская традиция требует после парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь.


Особенности традиций и обычаев русского народа несут в себе основную связь времён и поколений. Их отражение можно встретить в различных праздниках и церковных таинствах, народных обрядах, каждое из которых принадлежит своему месяцу в календаре – месяцеслове. Этот народный календарь предназначался для записи повседневных и сезонных забот крестьян – сельскохозяйственных, обрядовых, церковных, домашних. Можно было встретить заметки и по воспитанию детей, и по привлечению в дом достатка, любви. Что характерно, наряду с христианскими обычаями и праздниками, в месяцеслове ужились и языческие поверья, празднование которых часто отмечалось проведением игрищ, купаниями, танцами и театральными представлениями с использованием соответствующего языческого инвентаря.

Масленица

В основу данного праздника легли семейно-бытовые отношения, традиции проводов зимы и встречи нового сельскохозяйственного сезона. Особенно чествовались в эти дни молодожёны, которые сошлись в прошлом году, для них же устраивали массу испытаний и забав. Например, день-целовальник предназначался для тех, кто хотел поцеловать невесту, а в другие дни новобрачных катали по селу в санях за вознаграждение. Также данный период считался благоприятным для знакомства породнившихся семейств.

Отдельное место в праздновании масленицы занимали обряды на предстоящую пахоту, рост растений, хороший урожай, защиту от вредителей, хорошую погоду и так далее.

Прощёное воскресенье давало возможность людям попрощаться с усопшими и подготовиться к Великому посту, попросить прощения у тех, кого незаслуженно обидели, и решить более серьёзные проблемы в отношениях.

Но кульминацией Масленицы, конечно, явлись её проводы и прощание с зимой. Собранное из соломы чучело, облачалось в женский сарафан и сжигалось за пределами деревни. В эти же дни за село вывозились остатки скромной пищи, чтобы её наличие не мешало приходящему благополучию. Завершались проводы в чистый понедельник – первый день Великого поста. В этот день необходимо было намыться в бане и навести порядок в доме, а также очистить всю посуду.

Христианская Пасха

Одним из самых важных христианских праздников является Пасха – воскрешение Иисуса Христа. Праздник, который сопровождается крашением яиц с последующим дарением их другому человеку. Христос воскресе – следует говорить при передаче яйца. Исходя из легенды, это действие является вступлением к повествованию о том, что Христос скоро вернется и подарит людям свое тепло, поможет им. Яйцо как символ возрождения и новой жизни, радости, а его передача другому – готовность делиться благой вестью и благополучием.

Празднование Пасхи традиционно приходится на первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия (21 марта).

В русские обычаи на пасху также входят такие действия, как выпекание праздничных куличей, приготовление творожной пасхи в виде усечённой пирамиды, символизирующей Гроб Господень. Обязательны для верующих стали посещения святынь, служение в церкви, воздаяние податей просящим.

Рождество Христово

Данный праздник является одним из главных праздников православия, хотя истоки его лежат ещё в католицизме. Традиция наряжать ель на период празднования появился не сразу – сначала это дерево стало символом стойкости, крепкой веры в Христа и не украшалось не чем. Чуть позже в качестве украшений выступали яблоки, конфеты, сахар, бумажные цветы и фонарики. Свечи на ели стали зажигать, когда этот сверкающий огонь был сравнён с сиянием звезд в пышных ветвях елей в праздничную рождественскую ночь. И, как мы можем видеть сегодня, эволюция украшательства святого дерева ушла далеко вперед – игрушки, гирлянды, дождик, серпантин, самоделки из папье-маше или пустой тары и многое другое.

Некоторые обычаи, связанные с Рождеством, оставили на себе отголоски языческих верований. Так, зажигание свечей на рождество призвано было освятить место празднования, отогнать силы тьмы и показать путь силам света в дом празднующего. Дарение подарков было необходимо также для задабривания домашних духов, а обмен подарками с другими людьми являлся своеобразным ритуалом обмена доброй энергией между людьми.

Общепринятой традицией на Рождество является обильно накрытый стол.

Аграфена Купальница и Иван Купала

Несмотря на широкое распространение православия в России, языческие обряды и празднования до сих пор имеют большой интерес, особенно, у представителей молодого поколения. Одним из таких праздников является день Ивана Купалы – день летнего солнцестояния, который в последствие был перенесён на две недели вперёд.

Обычаи, связанные с этим праздником, относятся к богу плодородия. Задабривание божества происходило с помощью ритуальных плясок, игрищ, разжигания костров и купания. Неотъемлемой частью ночи на Ивана Купала являлись гадания на будущее, на суженого – для этого девушки, кидали за спину в пруд или озеро сплетённые венки и наблюдали за тем, поплывёт ли он, либо потонет. Тонущий венок обязательно говорил о чём-то нехорошем.

Ещё одним языческим обычаем являлось празднование Аграфены Купальницы, которая шла следующим днём за Иваном Купалой. С этим днём было связано множество поверий о банниках, гаданиях в бане на суженого и прочее, поэтому на Аграфену обязательно мылись в бане и заготавливали банные веники. Считалось также, что в ночь на Аграфену нужно собирать целебные растения, а также появлялась возможность найти клад.

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. , как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, и суеверия.

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.

Народный календарь русского народа - это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим , включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.

Интересными являются на масленицу. Они связаны с темой семейно-брачных отношений, так как на масленицу чествовали тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с , характеризуются Священным писанием - Библией, а также украшением столов освященными пасхами из творога, расписными яйцами и куличами.

Рождество традиционно является возвращения и возрождения, его обычаи исполнены подлинной добротой, человечностью, высокими нравственными идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали и собирают дорогих родственников и гостей, а молодые девушки в ночь перед этим праздником увлекались народными гаданиями.

А вот день летнего солнцестояния русский народ олицетворял с праздником Ивана Купала. Теплыми вечерами распевались песни, а молодежь прыгала через костер. Это действие смешивало языческую и христианскую традицию.

В быту связаны с такими событиями, как ожидание и рождение младенца, крестины, свадьбы и похороны. Пополнение в семье всегда было радостной вестью и связано со множеством примет, которые многие будущие мамы соблюдают и по сей день. После рождения ребенка было не принято показывать его в течение 40 дней посторонним людям.

Обряд крестин олицетворялся с омовением ребенка в свяченой воде и наречением, то есть ребенку давали имя. Свадьбы проводили с выкупом невесты, разнообразными конкурсами и похищением молодой супруги. А вот похороны проводились только по церковным обрядам.
Несмотря на сходство обычаев с другими народами, русский народные обряды наиболее красочны, музыкальны и красноречивы .


Пожалуй ни что так ярко не характеризует народ, как те , которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Ведь даже территория, на которой этот народ проживает, накладывает свой отпечаток, придаёт только этой местности свойственный колорит.

И хотя, любой праздник - это прежде всего радость и веселье, вы никогда не спутаете праздничное торжество в рыбацкой деревушке на берегу Балтийского моря с праздником в высокогорном ауле или в казахской степи. Так какие же они, ? Они такие же, как наша земля, такие же, как русский характер - широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

Слово "праздник" происходит от старославянского слова "праздь", означающее отдых, безделье. Поэтому большинство были связаны с рабочим земледельческим календарём, со сменой времён года. Они начинали и завершали все этапы крестьянского труда.

Ещё одна весомая часть русских праздников связана с дохристианскими языческими верованиями. Эти праздники, так же, были связаны с природными явлениями. Самые поздние русские праздники пришли к нам вместе с принятием христианства и связаны с православным календарём.

Что же было позволено, а что запрещено в ? Дурным тоном считалось ссориться и сквернословить в эти дни, упоминать о болезнях и прочих неприятных вещах. Особым грехом считалось обидеть кого-нибудь в праздничный день. Даже недругу полагалось сделать что-то хорошее, а лучше, и вовсе, забыть обиду и помириться. Ну, а позволено было всё остальное, чего душа пожелает - гулять, веселиться с размахом и удалью.

Ни один не обходился без песен, плясок, обильного застолья. Считалось, что чем обильнее стол, чем разнообразнее он уставлен яствами, чем больше гостей пребывает за вашим столом, тем богаче, обильнее и счастливее будет дальнейшая жизнь. Не забывали в такие дни и о домашних животных - в праздничный день они должны были быть ухожены и накормлены лучше обычного.

Что ещё отличает ? Ну конечно же русская тройка и захватывающая дух езда! Безудержное веселье, сытые нарядные кони, с украшенными лентами гривами! Всё в праздничные дни должно было быть самым лучшим! Ну, а когда дело близилось к ночи, наступало время девичьих гаданий, и магия праздника из буйной и раздольной переходила в тихую и таинственную.

Праздничных гаданий и примет на было великое множество. И хотя, гадания считались развлечением девичьим, но и старшее поколение не гнушалось выйти ночью в сад, постучать по стволам деревьев, приговаривая “волшебные слова”, чтобы деревья щедро родили, или заглянуть в хлев, чтобы по особым приметам узнать, хорошо ли будут плодиться домашние животные, будут ли они здоровы?

Каждый вопрошал о своём - девушки о любви и замужестве, старшие о достатке и здоровье. Считалось, что в праздничные дни судьба особо благосклонна к человеку, а святые, ангелы, души предков приближаются настолько близко, что стоит только попросить, и всё исполнится.

Умели на Руси поработать - умели и отдохнуть. К сожалению, многие русские народные праздники ныне забыты. Утерян целый пласт самобытной русской культуры. Будем надеяться, что возрождение интереса к нашей культуре, позволит, хотя бы частично, по крупицам, восстановить утраченное.


Мудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Правда, в XX веке в связи с изменением идеологии множество праздников и примет было утеряно и забыто. Коснулось это и свадебных обрядов.

Третий Спас — христианско-народный праздник. Он приходится на 29 августа и завершает Успенский пост.

Для верующих людей «Спас» — это праздник Спасителя, посвящённый его добрым делам, но некоторые исследователи считают, что праздник имеет более древние дохристианские корни.

Церковный праздник

В церковном календаре он больше известен, как «Перенесение Нерукотворного образа Господня». По преданию Авгарь, правитель Эдессы, болел проказой. Молва о чудесах, которые сотворил Христос, долетела до него. Он уверовал в Божьего Сына и отправил с гонцом письмо, в котором попросил об исцелении.

При гонце Христос умыл лицо водой и вытерся полотенцем, к изумлению многих, на нём остался отпечаток его Лика.

В МБОУ СШ №12 г. Волгодонска прошел народный праздник "Рябинкины именины". Ребята познакомились с традициями и обычаями праздновать "Рябинкины именины" на Дону. Узнали много интересного о рябине, полезных свойствах плодов, как заготавливали рябину на зиму, а также как почитали рябину в старину.

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями.

Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.

Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми.

Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Все чаще мы приветствуем друг друга коротким и, зачастую, безликим “привет”. А как здоровались ? Обычай или ритуал приветствия у славян уходит вглубь веков и таит много интересного, и даже таинственного. Для представителей различного социального статуса и разного пола, различалась форма приветствия и его содержание. И, все - таки основным в приветствии у славян всегда было пожелание здоровья, мира и благополучия. Славяне всегда были мирным народом и верили, что их окружают только живые существа. В сохранившихся былинах герой-богатырь обращается к лесу, реке или полю как к живому существу. По обычаям славян на пожелание здоровья должны были ответить тем же, если вы не враги, конечно. Поэтому они верили, что приветствие в виде пожелания здоровья образует обережный круг, через который не может проникнуть зло.

До сих пор в сельской местности, особенно в маленьких деревнях, с незнакомым человеком обязательно поздороваются. Пожелание здоровья это не только признак хорошего тона, но и дань уважения. До принятия христианства, славяне почитали множество богов, и среди особо почитаемых, был бог Рода. Отсюда культовое отношение к пращурам и почитание предков. От этого культа осталась традиция приветствия хозяина дома и всех его сородичей словами «Мир вашему дому!».

Согласно церковному календарю, отмечают этот 21 ноября, и в церковной традиции это - не только день архангела Михаила, но и всех других архангелов. Народный же календарь дает свои названия этому дню: Михаил, Михайловские грязи, Куделица Поморья, Дворовой.

Церковное значение праздника. В христианской традиции архангел Михаил - один из самых почитаемых. Св. Иоанн Богослов в своем откровении говорил о нем как о защитнике христиан от искушений и телесных болезней. Ему молятся о даровании исцеления, а также об избавлении от скорбей и бед. Кроме того, ему обычно возносят молитву, начиная строительство дома и первый раз переступая его порог. В русской православной традиции Михаила почитали как небесного воина, который возглавляет воинство Господа.

Значение праздника . Данный праздник призван напомнить всем христианам о том событии, которое случилось, согласно церковной истории, в 326 г. близ Голгофы в Иерусалиме (места, где был распят Спаситель) - именно в этом году был обретен крест, на котором принял смерть Христос. Позднее, с VII в., этот день соединили с днем возвращения Креста из земель Персии греческим императором. Оба раза, и во время обретения, и во время прославления, Крест поднимался (воздвигался) предстоятелем, чтобы все собравшиеся почтить Святыню смогли, ее увидеть.


Этот - один из самых малоизвестных, и проходит незаметно для большинства людей. Тем не менее, важность его трудно переоценить, поскольку именно в день 14 сентября по новому стилю начинается церковный год. Установление праздника 1 сентября (по старому стилю) 312 года император Константин Великий победил Максентия, и в честь своей победы даровал христианам право свободно исповедовать свою веру.

В память о такой милости в 325 году отцы Первого Вселенского Собора постановили считать началом года именно первое сентября, поскольку этот день стал первым днем «христианской свободы».

Календарь. В повседневной жизни русского народа веками сохранялись языческие праздники и обряды, хранящие традиции древних культов плодородия и почитания предков. Некоторые из них известны и сегодня. В народном земледельческом календаре языческие праздники причудливо переплелись с христианскими.

Святки . Зимний праздник Рождества Христова слился с языческими святками. На святках люди наряжались в карнавальные костюмы, в шкуры животных и маски, желая обмануть злых духов, которые, по поверьям, в это время приходят на «этот свет» и приобретают особую силу. Шумом и весельем люди отгоняли от себя нечистую силу, поэтому праздник был веселый, разгульный, с песнями и забавами.

Святочные гадания должны были предсказать будущий урожай и приплод скота. Но более всего девушки гадали на будущее замужество. Существовали десятки различных способов гадания. Например, ночью девушки «пололи снег». Потихоньку выходили они за ворота, поворачивались в ту сторону, откуда дул ветер, и бросали против него снег. Если снег падал быстро и с громким звуком, то это предвещало скорое замужество с молодым парнем. Если же снег падал глухо и криво, то быть жениху глухим и старым. Подбрасывая снег на скатерти, девушки приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собачонка, дознай суженого». Затем девушки прислушивались, где и каким голосом лают собаки. Хрипловатый лай — будет суженый старик, громкий и звонкий — будет молодой. В какой стороне раздается лай, с той и появится жених.

В это же время совершались магические обряды, которые должны были обеспечить плодородие. Мальчики ходили по домам с рукавичками, полными зерна, и «сеяли» его. Одновременно исполнялись песни, славящие хозяев. Детей одаривали пирогами и сладостями.

Масленица. Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий. В древности масленица была связана с поминанием предков: отсюда обычай поедания блинов — поминальной еды. В то же время масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

Весной, когда пробуждалась природа и нужно было позаботиться о будущем урожае, в деревнях устраивали «ярилины гулянья». В это время допускалось пьянство и разгульное веселье. Девушки пели:

Волочился Ярило По всему свету, Полю жито родил Людям дети плодил. А где он ногою - Там жито копною. А где он не глянет - Там колос завянет.

Под влиянием христианства вместо Ярилы начали почитать св. Юлия (Георгия), который также считался покровителем урожая и плодовитости скота.

На русальной неделе, которая праздновалась вместе с христианской Троицей в начале лета, поклонялись воде и растениям. Девушки плели венки и бросали их в воду. В деревню приносили украшенную березку, под которой устраивалось угощение.

Иван Купала. Летний праздник Ивана Купалы (Рождество Иоанна Крестителя) был одним из самых веселых и разгульных. Ночью накануне Иванова дня юноши и девушки плели себе венки, разводили в лесу костры, водили хороводы. Прыгая через огонь, они как бы приносили себя в жертву богам. Вот как об этом писала старинная летопись:

«Накануне Рождества Иоанна Предтечи с вечера собираются простые люди, парни и девки, и сплетают себе венки из съедобных трав или корений, разжигают огонь, рядом с ним ставят зеленую ветвь, и, взявшись за руки, водят хороводы вокруг огня, распевая песни. А потом через огонь перескакивают, самих себя бесу Купале в жертву приносят. Когда проходит ночь, тогда идут к реке с великим кричанием, умываются водой».

Считалось, что в Иванов день природа раскрывает все свои живительные силы. В полночь расцветает на мгновение папоротник; человек, нашедший цветок папоротника, становился всеведущим: он мог увидеть сокровища, скрытые под землей, понимать языки зверей и растений.

Ильин день. В августе праздновали Перунов (Ильин) день. В древности это был мрачный праздник, в который не пели веселых песен, не водили хороводов, а приносили жертвы грозному богу. В этот день люди ожидали грозы и дождя. По народному поверью, с этого дня вода в реках холодеет, запрещается купаться. Говорили: «Илья пришел, ледышку пустил».

Когда заканчивался сбор урожая, русские крестьяне до последнего времени вспоминали бога Велеса и жертвовали ему последние колосья из урожая.

Обряды. Множество преданий славянской старины сохранилось в бытовых приметах, связанных с домом и покойниками. После смерти человеку закрывают глаза медными пятаками: древние славяне верили, что мертвец с открытыми глазами будет высматривать, кого бы еще утащить на тот свет. Часто можно услышать очень старое присловье: «О мертвых плохо не говорят». Почему, в самом деле, нельзя говорить плохо об умерших? По представлениям славян, души умерших незримо присутствовали дома и даже могли вмешиваться в дела живых. Услышав плохое про себя, они могли рассердиться и отомстить сказавшему, наслав на него болезнь или устроив какие-нибудь неприятности.

Обычаи. Не принято здороваться или прощаться через порог, потому что власть домового, хранителя мира и тепла семейного очага, простирается только до дверей дома, а за порогом властвуют чуждые силы, могущие помешать дружеским пожеланиям и вызвать ссору. Принято на новоселье первой запускать через порог в новую квартиру кошку. Славяне считали кошку животным, посвященным домовому, часто она даже олицетворяла хозяина дома, и по ее поведению в новом жилище судили, какое будет житье.

Наконец, многие и сегодня прибивают над дверью дома подкову — «на счастье», едва ли зная, что тем самым они передают дом под защиту Дажьбога-Солнца и его коней, которые и должны были, по поверьям славян, привезти в дом удачу.

Связь времен. Таких свидетельств сохранившейся старины можно привести много. В них — наша неразрывная связь с предками. Из глубины времен они продолжают жить с нами и по-своему оберегать от злых и враждебных сил. Славянская мифология, войдя в русские былины и сказки, стала составной частью культуры и питала творчество нашего народа. Нам важно не растерять кровное наследство. Из «преданий старины глубокой» можно черпать мудрость и духовные силы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!