Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Какая национальная одежда у бурятов. Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото

Тырхеева Дулма

Изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»

III школьная конференция учебно-исследовательских работ

Художественно-эстетическое направление

Национальный костюм бурятского народа

Тырхеева Дулма

3 б класс

Руководитель:

Тютрина Ирина Афанасьевна,

учитель начальных классов

2018г.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………………….4

2.1. Символы бурятского костюма……………………………………………………..4

2.2. Мужская одежда……………………………………………………………………4

2.3. Женская одежда…………………………………………………………………….5

2.4. Головные уборы…………………………………………………………………….6

2.5. Влияние географического положения на костюм………………………………..6

3. Практическая часть………………………………………………………………………7

3.1. Анкетирование и презентация костюма……………………………………………7

4. Заключение……………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………...10

Приложение……………………………………………………………………………….11

  1. Введение

Актуальность: Народный костюм (одежда) представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания об историческом прошлом и настоящем народа, о его многочисленных культурных контактах и взаимодействиях». Костюм всегда отражает определенное историческое время.

Проблема: В последние годы в области изучения одежды возрос и усилился интерес к исследованию не только традиционного костюма, его отдельных элементов, но и к комплексному анализу в общей системе материальной и духовной культуры конкретного этноса, определенной эпохи. На основе данной проблемы я решила построить исследовательскую работу на тему:

Национальный костюм бурятского народа.

Цель исследования: изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Объект исследования: бурятская история культуры.

Предмет исследования: национальный бурятский костюм.

Задачи:

  1. Изучить источники о бурятском национальном костюме;
  2. Собрать материал о бурятском национальном костюме, о каждом его элементе;
  3. Посетить краеведческий музей, выставку;
  4. Провести анкетирование среди детей.
  5. Провести открытое занятие и познакомить детей с особенностями костюма.
  6. Сделать выводы и подтвердить гипотезу.

Гипотеза: возможно через изучение национального костюма, я смогу больше узнать о культурном наследии бурят. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного национального искусства.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение соответствующей литературы;
  2. Посещения музея, выставки;
  3. Беседа, анкетирование;
  4. Изготовление костюма;
  5. Подведение итогов;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

  1. Основная часть
  1. Символы бурятского костюма

Костюм бурят – его маленький дом. Он хорошо сохранял тепло, был простым, удобным и практичным. На поясе висел нож в ножнах (хутага) – изащита, огниво (хэтэ) и кремень - огонь и жизнь.

Символизм в бурятском костюме играет очень большую роль.

Во первых, это уважения к высшим силам и памятование о самом важном, Вечных истинах.

В костюме отражают понятие о небе и земле, жизни и смерти, мужчине и женщине.

Во вторых, костюм выполнял функцию прибежища, слияние природными объектами и оберега, защиты организма от негативных сил.

В третьих, включает человека в сообществе рода, племени, наци и сообщает о нем много дополнительной информации: возраст, семейное и социальное положение человека, его вкус, достаток и т.д.

Мужская одежда своей простотой и цельностью напоминает: мужчина создает и оберегает жизнь, а женщина одухотворяет. Поэтому женские костюмы во много раз декоративнее и сложнее мужских

Материал одежды зависел от физико-географической среды и хозяйственно-культурного типа. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна, привозимые купцами на знаменитую Кяхтинскую ярмарку. Ткани русского и западноевропейского производства использовали буряты Предбайкалья. Забайкальские буряты продолжали пользоваться китайскими хлопчатобумажными и шелковыми тканями (мажал, соембу, чесуча). Позднее все буряты стали использовать материал русского производства.

  1. Мужская одежда

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный.

Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота,

материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая («Гарза гай hалгай гараар гарадаг»). Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне» (адуу малайгаа hyулдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).

  1. Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов. В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен.

  1. Головные уборы

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные.

Гуталы шили из кожи или плиса на толстой войлочной стелек и подшитой кожей подошвой, богато украшали вышивкой и аппликацией.

  1. Влияние географического положения на костюм

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

Булагаты:

Мужская одежда западных бурят была без энгэр, с шалевым воротником из бархата или меха выдры. Все мужчины носили одну4 косу, которая украшала вставками и кистями из черных шелковых нитей. На свадьбу жениху иногда заплетали две - три косы, богато украшали их серебром и кораллами. Подпоясывались Булагаты ремнем с пряжкой.

Эхириты:

Мужская одежда Эрхиритов и Булагатов очень похожа. Это тэрлиг похожий на халат с шалевым воротником. В нем удобно было сидеть на коне, в юрте, на земле. За пазуху, как в большой карман, можно положить массу полезных вещей.

Хори:

Костюм хоринских бурят очень близок с костюмом восточномонгольских племен. Удлиненные рукава и приспущенные манжеты конической формы символизирует передние ноги коня-древненгототема бурят –монголов. Пояс- не только знак мужского достоинства, аккумулирует мужскую энергию. Охотники носили на поясе зубы и когтя зверя, приносящий удачу на охоте.

Хонгодры:

В одежде забайкальских бурят использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганьи шкуры, мех степных лис, верблюжья шерсть и волос яка. Носки гутулов слегка загнуты верх из уважения к матери – Земле, чтобы не причинять ей вред.

Булагаты женский костюм: многочисленные круглые элементы – это поклонение Солнцу.

Круглые украшения на груди это дополнительный источник света радости, а значит, и жизни. Кроме того, это защита сердца и любви в этом сердце.

Удлиненный жилет (хубайси) – усиленная защита спины и торса у родившей женщины, то есть матери.

На жилеты нашивали серебряные, золотые монеты или перламутровые пуговицы.

Эрхириты женский костюм. У женщины всегда должна быть покрыта голова и спина. На костюм эрхириток влиял высокий достаток и близость к русским. Часто набрасывали на спину платок вместо безрукавки. Рукава одежды женщин Предбайкалья были цельными. Ткани выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные.

Хори женский костюм.

Представляет собой закодированную информацию о мифической лебеди- прародительнице. Две косы – символ мужчины и женщины, двух соединяющихся родов. Рукава (хамсы) одежды хоринских буряток были составными.

Хонгодры женский костюм.

Для женского костюма характерна короткая безрукавка(ХУЛАТХИ)

Традиционным орнаментом свастика, то есть солнце с лучами. Главным материалом было серебро малахит, бирюса.

  1. Практическая часть

Изучив литературу, мы с семьёй посетили сначала национальный музей г. Улан-Удэ, где экскурсовод рассказала нам о лучшей книге 2017г. «Бурятский национальный костюм» и показала экспонаты этого музей. В музее природы нам показали костюмы и рассказали о быте бурят. Побывали на ярмарке «Народные сувениры», где нам показали мастер-класс по пошиву национального костюма и росписи на ткане..

3.1. Анкетирование и презентация костюма

Я решила узнать, а знают ли мои одноклассники о бурятском костюме. Мною была предложена анкета из 7 вопросов (См. приложение №1)

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм? (Да. Нет.)
  1. Каковы особенности гутула(обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)

Было опрошено 30 учеников 3 класса. Результаты опроса представлены на диаграммах (См.приложение №2) Данные опроса показывают, что правильные ответы на вопросы анкеты дали:

100%

36,6%

43,3

36,6%

Получив такие результаты, я решила презентовать костюм и рассказать о нем на классном часе. После своей презентации, я повторно провела анкету, результаты удивили и порадовали. Их 30 опрошенных детей на все вопросы дали правильные ответы, за исключением последнего, 4 человека не хотели бы одеть костюм, т.к. уже одевали.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

86,6%

  1. Заключение

Работая над исследованием, я узнала много нового:

  • изучила источники и литературу о бурятском национальном костюме;
  • изучила образцы мужского и женского костюма, посещая музеи, выставки;
  • познакомилась с историей развития бурятского костюма, его зависимостью от географического положения;
  • подробно рассмотрела каждую деталь национального костюма;
  • рассказала и показала одноклассникам особенности бурятского костюма;
  • сшили на основе полученных знаний бурятский национальный костюм;

Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Через изучение национального костюма, я больше узнала о культурном наследии бурят.

Красота народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее.

Мы, с моей семьёй и моим руководителем, считаем, что нужно обязательно уважать традиции и обычаи своего народа. Знать свое племя надо для того чтобы чувствовать свою

причастность к своему народу, своей родине, земле.

Свою работу я продолжу, буду делиться своми знаниям, рассказывать и показывать красоту бурятского костюма.

Литература

  1. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
  2. .Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.
  3. .Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально-культурная динамика. - Улан-Удэ, 2003.
  4. Бурятский национальный костюм. Статья. https://wiki2.википедия org/ru/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
  5. Бурятский национальный костюм, 2017г.

Приложения

Приложение №1

Анкета

А) Да. Б) Нет

  1. Что такое дэгэл?

А) Халат. Б) Рубашка

  1. Сколько у бурятов родов?

А) 5 Б) 3 В) 4

  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  2. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  3. Каковы особенности гутула(обуви)?

А) Толстая подошва. Б) Приподнят нос. В) Сделаны из меха.

  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

А) Да Б) Нет

Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм?
  1. Что такое дэгэл? (Халат. Рубашка)
  1. Сколько у бурятов родов? (5. 3. 4.)
  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  1. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  1. Каковы особенности гутула (обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)
  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки. То есть ещё за 20-30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм. Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, и чуть позднее - натуральные ткани.

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда - мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты - коренной На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа - дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят - для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Особенности кроя дэгэла

Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:

  • спинка;
  • борта;
  • перёд;
  • верхняя пола;
  • нижняя пола.

Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм. Буряты - очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду. Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста - около 15 лет - покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды - безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина - один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой - ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Одежда для пожилых

Главное в этих костюмах - удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось. Бурятский включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак. Вошедшие в моду не так давно угги - это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.

Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.

Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма - коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» - различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.

В бурятских и монгольских орнаментах широкое применение нашел геометрический орнамент, ведущими мотивами которого являются: алхан хээ (молоточный орнамент), шэрэмэл шэрдэгэй хээ(рисунок стеганого матраса), улзы (плетенка), хас (свастика), круг.
на фотохостинг →
алхан хээ
Орнамент с названием «алхан хээ» называют молоточным, так как и в переводе с бурятского и с монгольского языка «алха» означает молоток. Вариации молоточного орнамента весьма разнообразны, но по сути это узор идентичный классическому греческому меандру. «Алхан хээ» у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. В старину молоточным орнаментом украшались только особо ценимые предметы

на фотохостинг →
«Улзы» плетенка(бесконечный узел) – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый «улзы». Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве – мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.
на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →
на фотохостинг →
на фотохостинг →
«Дугуй хээ» круг – имеет свое символическое выражение в культурах всех народов, так как изначальным кругом служил диск солнца, и все строилось по этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса – знак Солнца.

на фотохостинг →
на фотохостинг →
на фотохостинг →
Круг – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки равно удалены от центра. Центр круга – источник бесконечного вращения во времени и пространстве. Круг представляет небо в противоположность квадрату Земли.
В бурят-монгольском искусстве изображение круга встречается очень часто на изделиях из металла – колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальной одежде, в росписи мебели.
на фотохостинг →
Это круг, но со свастиками.

«Хас» свастика. Слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова-санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика. Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее-годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света. Это знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Вращающаяся по движению часовой стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую энергию. Имеет при этом нравственную характеристику: движение по солнцу – добро, против солнца – зло. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами.
Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца.
Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Другое название свастики – «гаммадион» означает её, как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли. В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня. Встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. С распространением буддизма из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Ян. В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири - Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.



Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы - овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят - шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл - зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью - шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг - более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный - плодородную почву, синий - цвет неба, зеленый - земля, красный - очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени - Энгэр располагался ступенями на груди.

* Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.

* Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл - три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.

* Рукав имел манжету - туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.


Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья - оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма - тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие - височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом - лисы, песца.



Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.

Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.

На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.

Виды костюмов

Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней .

Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:

  • воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
  • рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
  • конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
  • полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.

Особенности фасонов

Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.

Материалы для пошива

Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.

Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.

Какие цвета в приоритете?

Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный. Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой .

Украшения к костюму

Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.

Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.

Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ) . С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.

Обувь

Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов . Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.

Головные уборы

Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:

  1. Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
  2. Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
  3. Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.

Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.

Мужской, женский, детский – особенности

Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).

Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин . Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.

Современный национальный костюм бурят

Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия .

Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!