Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как заботиться о маленьком ребенке. Позаботьтесь о новорожденном: советы молодым родителям

ГРЕХИ, КОТОРЫЕ МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ В СЕБЕ. (Ев., Мф., XXII, 1-14,)

«Много званых, но мало избранных» – слышим мы в сегодняшнем Евангелии. Действительно, какая емкая фраза, и какая известная и знакомая нам фраза. Фраза, которая заставляет задуматься. Слова Христа, которые должны нас заставить встрепенуться, задуматься о жизни своей. Нас Бог всех зовет, каждого зовет. Каждого зовет на пир - пир Божий, который называется Царство Небесное, Царство Божие. Зовет туда, где радость любви, где радость заботы друг о друге, и где радость славословия Христа, и жизни во Христе, и торжество правды Божией, торжество любви Божией. В этот пир зовет нас Господь. На этот брак зовет нас Господь. Он призывает нас. А как мы, в сегодняшней притче, слушаем?

Был некий человек - царь, который сотворил большой пир по поводу свадьбы сына своего. И послал рабов своих, чтобы они призвали всех, кто был дорог ему. Всех, кто был нужен ему. О ком он заботился. Кого ждал, что они придут и вместе с ним разделят радость. И люди не пришли. Кто-то был занят землей, а кто-то был занят торговлей – то есть, были заняты земным, насущным для себя. Для себя. И мало того, что не пришли, да еще рабов тех побили, которые звали их. И господин пира сего опечалился, и сказал: «Пойдите и накажите их». А потом сказал: «Пойдите по дорогам, и соберите всех, кто бездомный, кто не имеет ничего, и приведите сюда ко мне, и пускай они возлягут со мной на пире сем». И пошли. И многих он привел. И вот, среди всех, он заметил человека, который был одет не в брачную одежду. И он спросил его: «Брат мой, что ж ты, так вот лежишь, не в брачной одежде? Почему так?» А тот молчал. И говорит хозяин пира: «Возьмите его, и бросьте туда, где плач и скрежет зубов».

Родненькие, вот действительно, что такое «отказаться от трапезы Господней»? Что такое «отказаться от Царства Божия»? Царство Божие оставить, потом о нем подумаем, сейчас не до этого. Сейчас землю купил, сейчас женился, сейчас волов купил новых, сейчас надо этим заниматься, сейчас надо богатство считать. Сейчас надо трудиться, этих волов посылать, чтобы они приносили доход. Сейчас надо тешиться своим земным, а не небесным. Вот этой радостью, а той радости не надо.

Но ведь, как это важно разделить радость. Разделить радость. В нашей жизни бывает так - человеку близкому тяжело, и мы помогаем. Не всегда это бывает, к сожалению, не всегда. Но в горе мы способны помочь. А вот, когда радость – что-то съедает нас, что-то сердце наше сжимает – сердце, которое должно раскрываться любовью, радостью раскрываться: «Брату моему хорошо. Сестре моей хорошо» - сжимает. Этот вот жуткий червяк, жуткий червь, который разъедает сердце наше - мы называем завистью. И еще такой же жуткий червяк - червь, который разъедает нас - мы называем ревностью. Они лезут в нашу душу и мешают нам жить. Завидующий человек – это уже полуживой, это полумертвый человек. Ревнующий человек – это человек, способный на всякую низость, на всякое падение способный. А человек, радующийся радости ближнего, когда другому хорошо, он обретает две радости – свою радость и другого радость. И она наполняется, и радость становится полной. Потому что не может быть полной радости в себя самого, о себе самом. Мы, когда что-то у нас хорошо, мы стремимся порадоваться и передать это другому.

Как часто в нашей жизни бывает. Хорошо все в жизни нашей. И мы останавливаемся. Придумали страшное слово, суеверное, ненужное нам слово: «сглазят, если скажу». Да не сглазят. Просто, той радости не будет. Вроде, друг наш, брат наш, близкий наш, а мы боимся ему сказать о нашей радости. Потому, что сами не совершенны. И видим в ближних наших несовершенство, потому что не можем этой полной радостью жить. Полной радостью жить не можем, и поэтому бьем другого.

Был человек, было ему плохо, помогали ему. Стало ему хорошо. Посмотрите, какой жуткий пример: пил, в грязи валялся, все сочувствовали, все жалели; бросил пить, одел белую рубашку. Что мы делаем с этим человеком? Порадуемся, скажем: «Господи, Боже мой! Ты ж уже был на краю гибели! Ты был на краю погибели! Как бы мне вот так! Нет у меня такой зависимости, как у тебя, а я продолжаю на временное, на житейское тратить всё. А ты смог найти в себе силы! Боже, какая радость!» Да нет! Не так. Не так! А берем эту бутылку гнусную, эту бутылку, простите за слово плохое, и начинаем ему наливать: «Вот давай, за мой день рожденье. Вот, давай за мое здоровье. Что, ты не разделишь со мной праздник?» Да ему нельзя! Он в радости уже! Он вырвался из греха! Зачем ему туда – в горе, в слезы? И не только его слезы, а и слезы его близких. Зачем его туда ввергать? Что нами руководит в таком случае? Если человек очистился, если человек пришел к Богу, если человек говорит: «Не хочу больше судить! Не хочу больше лгать! Не хочу больше пить! Не хочу больше блудить!» Что нас толкает опять его туда возвращать? Как не вот эта ревность, эта зависть, сжирающая нас, пожирающая нас! Задумаемся, родненькие, кого мы бьем? Кого мы останавливаем? Что мы делаем?

Вера - когда тебе хорошо и когда другому хорошо. Вера без дел мертва. Это невозможно, что ты пришел к вере, стоишь молишься, а рядом с тобой остальным по-прежнему плохо. Потому что ты солью становишься, человек. И эта соль имеет силу, и убивает инфекцию вокруг, убивает гниение, убивает разложение. А если вокруг тебя ничего не происходит, то не думай лицемерно, что ты веришь, и ты уже с Богом. Твоя вера должна быть праздником. Праздником для всех. Потому что, твоя душа спасается. А это значит, и другой должен увидеть, что ты спасаешься.

А как часто бывает… Вот как этот человек, из сегодняшней притчи, зашел на брак. А в то время, вы знаете, родненькие, вот мы сейчас тапочки даем, да? Пришел к нам человек, снял обувь – мы ему даем тапочки, заботимся о нем. А в то время давали всё. Не только тапочки давали. Тогда давали брачную одежду, светлую одежду давали. Вот приходит человек в гости, на брак, на пир приходит – всё одевает белое, чистое. Этот человек не удосужился переодеться. Не удосужился, он возлег и начал что? Есть. А хозяин спрашивает: «Почему ты не в белой одежде? Почему ты не переоделся?» А он молчит. Некогда ответить. Щеки набиты, утроба набита.

Так и у нас. Пришли мы к вере, обрели благодать от Господа, и о чем просим? О чем мы просим? Дай новую квартиру. Дай повышение зарплаты. Дай мне, чтоб я кредит взял. О чем мы просим? Даже, когда здоровья просим. Надо просить спасения. Надо просить спасения души. И надо просить, чтобы дети наши просветились Словом Истины, чтобы все мы пришли ко Христу . Чтобы, как бы ни было – и убогий, и богатый, и хромой, и ходячий, и слепой, и зрячий – все обрели радость во Христе. Вот это надо просить. Разделить пир Божий, одеться в белую одежду, изменить образ жизни своей. Просто сказать: «Я уже в Церковь хожу» - мало. Нужно еще сказать: «Господи, помоги мне стать другим человеком. Не завистливым. Не ревнивым. Не сребролюбивым, не горделивым».

Родненькие, и сегодня, в этот день, нам очень нужно задуматься. Потому что, мы сейчас станем перед Богом. Мы сейчас станем, взмолимся о детях наших. Чтобы они учились, и учились не просто знаниям, а приобретали чистоту души, приобретали веру, приобретали жизненный опыт, как жить не в грех, а жить в спасение. Жить в любви. Вот об этом нам придется помолится.

А как вы думаете, кто приведет наших детей на пир? Дети на праздник без родителей не ходят. Пригласили всю семью на праздник. Если отец и мать не пойдут – и дети на этом празднике не будут. Не будет их там, на этом празднике. И поэтому, задумаемся о своем образе жизни. Куда мы идем? Куда мы идем? А праздник ведь этот, в первую очередь – детский. Как Говорит Христос нам? «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Божие». Детей Царство Божие. Вот то, куда зовет нас всех Христос – в первую очередь, это малых сих, детей наших.

Посмотрите, кем мы можем стать. Своим образом жизни, своей самостью, эгоизмом, своим не целомудрием, своей гордостью. Кем мы можем стать? Мы можем стать препятствием для детей наших на пути в их законное государство, в их законный брак, в их законный пир. Они впереди нас должны идти, а мы заграждаем им дорогу туда. Грехом нашим. Чванством нашим. Пример какой мы даем детям? Какой пример даем детям, когда мы судим, когда ругаемся, когда мы хвалимся, когда мы гордимся, когда мы своего ищем постоянно, когда для нас телевизор важнее всего, когда для нас новое приобретение важнее всего. Что дитё смотрит малое? Что дитё видит? Что надо искать в жизни? Денег побольше? Или телевизора побольше? Или вот так всех судить? А вы вспомните свое детство? Каким ужасом было, когда мать и отец ругали бабушку, соседа, или кого угодно! Вся душа трепетала: «Не делайте этого!» А мама и папа думали, какие они умные, как они хорошо человека оценить могут. Друг дружку хвалили, а другого судили. А детская душа здесь, за дверью стояла и слышала, слышала и впитывалась. Но если папа и мама так говорит, то это же, наверно, правильно? Если папа ругается, а мама судит – это же, наверно, правильно.

Если же мы поражены червем зависти и ревности, то это же, наверное, дитё видит. А родители ж для него – это пример всего. Родители ж для него – это всё! Надо было книжку взять, да читать. Надо было сказку рассказать добрую. И надо было слово доброе о другом сказать. Сказать: «Вон, какой хороший человек, и вон какой хороший человек, сынок, дочечка, сколько их таких людей хороших!» Не учить, что всё вокруг зло. А ты: «Хочешь жить – умей вертеться. Хочешь жить – умей сдачи дать». Чему детей учили? А вот тому, чтобы с пира этого уходить, с пира радости уходить. А потом слезы, и хочется в Царство Божие, да жизнь наша не дает. Хочется, да дети наши здесь держат, и стоим и молимся, и просим: «Господь, исправь их!», а кто их искалечил? Кто их изувечил? Кто их извратил? Господь должен Кровью Своей очищать. Господь должен Телом Своим распинаемым очищать.

Родненькие, как это важно. Как это важно сейчас задуматься. Сейчас мы будем о детях молиться, но и о себе грешных помолимся, чтобы Господь дал нам силы никогда бранное слово не говорить, никогда при детях не ссориться. Не любите друг друга – не уничтожайте друг друга. Идите, спрячьтесь, и там бейтесь. Но при ребенке, при малом сим – не совращайте его, не давайте ему пример. Не давайте ему пример, как в яму упасть. Раз Господь сказал: «Не суди», раз Господь сказал: «Прости», раз Господь сказал: «Люби даже врага своего» - покажи пример этого. Не можешь для своего спасения, не хочешь спасаться – хотя бы свое дитя не лишай этого. Не лишай дитя свое. Доброе должно исходить от отца, доброе должно исходить от матери, и бабушка не должна учить о порче и сглазе. А бабушка должна учить, что война была, а люди людьми оставались, что голод был и люди людьми оставались. Что, в каких бы условиях человек не находился, он должен быть человеком, а значит должен любить. Значит, должен жить по правде Божией. Одеть на себя чистую одежду, и идти туда, куда Господь зовет. Душу свою чистотой очистить.

Родненькие, сегодня очень строгий день. Сегодня день, когда мы молимся о детях своих. И не просто молимся, а даем Богу слово: «Ничто гнилое не выйдет из нас при детях наших, особенно не выйдет это». Будем примером детям своим. Как бы тяжело ни было, не надо лицемерно говорить: «Живу для детей, и дети – главное», если только о себе думаешь, и только своими грехами тешишься, и только собой гордишься. Не надо! Господь потом скажет: «Не прав был». А лучше не говори об этом. А лучше – живи, живи правдой Божией для детей своих. Чтобы ты спасся, и чадо твое спаслось, и все люди вокруг тебя спаслись. Много званных, но мало избранных. Где мы? Где мы? Тут суд один. Есть в тебе, человек, смирение? Есть в тебе, человек, целомудрие? Есть в тебе, человек, щедрость? Есть, человек, в тебе любовь? Бывает так: «Мне тяжело, но буду жить так, чтобы всё пройти, но не упасть, и не совратить малого сего с пути своего».
Божией помощи всем. Божией помощи в жизни. Божией помощи в том, чтобы отучить себя от зависти и ревности. Божией помощи в том, чтобы научиться радоваться добру другого, да приобретением другого, любви другого. Божией помощи в воспитании детей.

Запомните одно, дети не словами воспитываются. Дети примером воспитываются. И нет плохих детей, есть плохие родители, и плохие воспитатели. Не гены виноваты, а грех наш виноват, который мы греем и лелеем. Избавимся от греха, и будем жить, как Господь велел.

Радости вам, родные, радости о Господе. И всем быть на пиру Славы, на браке Славы Господней, в Царствии Небесном. Аминь

Примите поздравления с приобретением этого замечательного нового опыта! Ваш ребенок еще совсем маленький и зависит от вас полностью. Этот факт, вероятно, побуждает вас чувствовать себя ответственным за жизнь своего малыша, однако вы можете быть в полной растерянности, поскольку столкнулись с новой для себя ролью. Не паникуйте! Ниже изложены основные принципы и советы, которые помогут вам хорошо заботиться о ребенке.

Шаги

Заботимся о новорожденном

    Поддерживайте головку вашего ребенка. Когда вы берете малыша на руки, обязательно поддерживайте голову и шею. У младенцев еще плохо сформированы мышцы в этой области и, если не поддерживать голову и шею при подъёме малыша, это может стать причиной серьезной травмы. Берите кроху аккуратно и нежно.

    Не беспокойтесь чрезмерно о мягких местах на голове новорожденного. Череп ребенка не полностью закрыт, этот процесс завершится когда малышу исполнится примерно год-полтора, а у некоторых деток процесс завершается в два года. Поэтому, вы будете замечать, что есть мягкие места на голове крохи. Не беспокойтесь слишком по этому поводу. Многие родители бояться прикасаться к этим мягким местам, но вы можете быть совершенно уверены, что, несмотря на нехватку костного слоя, они хорошо защищены для повседневной жизни малыша. Вы можете прикасаться к этой области или расчесывать ребенка, не причинив ему никакого вреда.

    Никогда не трясите ребенка. Ни при каких обстоятельствах, не трясите ребенка. Это может легко привести к серьезному повреждению головного или спинного мозга, или даже быть причиной летального исхода ребенка. Вы не должны трясти ребенка, даже если малыш воспринимает это как игру и ему это нравится.

    • Если вы сердитесь на ребенка (который вполне вероятно много плачет), и вас охватывает желание ударить малыша, чтобы заставить его замолчать, пожалуйста, обратитесь за помощью. Попросите друга или родственника присмотреть за малышом и дать вам совет, пока он не успокоится. Лишение сна является суровым наказанием.

Кормление ребенка

  1. Постарайтесь понять, когда необходимо кормить вашего ребенка. Ваш малыш, как правило, имеет свой режим дня. Если ребенок плачет, возможно, он хочет есть. Со временем вы научитесь слышать разницу между плачем малыша: он хочет кушать, он хочет спать и так далее. Частота приема пищи, будет зависеть от того, что ест малыш, сколько он ест, и от индивидуального метаболизма организма ребенка.

    • Младенцы постарше могут движениями рук показать, что они голодны.
  2. Очень ответственно подходите к тому, чем вы кормите ребенка. Младенцы должны пить молоко, грудное молоко или смесь. Постарайтесь не давать им ничего, кроме этого, поскольку, скорее всего, другая пища может стать причиной болезни или привести к удушью. Вы можете предложить малышу детское питание, как только ему исполнится несколько месяцев, а когда у крохи начинают прорезываться зубы, можно ввести более твердую пищу.

    • Грудное молоко гораздо полезнее для вашего ребенка, чем смесь, поскольку оно обеспечивает не только питательными веществами ребенка, но и защищает малыша от болезней, благодаря выработке иммунитета.
  3. Знать, как кормить ребенка тоже немаловажно. Вам нужно будет выбрать свой метод: бутылочка или грудное вскармливание. Независимо от того, какой метод вы выберете, вы должны убедиться, что вы делаете все необходимое, чтобы уберечь вашего ребенка от заражения инфекциями и стремитесь уменьшить вероятность срыгивания.

    • Если вы кормите малыша из бутылочки, вам нужно будет тоже сделать выбор, так как существуют различные виды бутылок. Вы можете приобрести простые, недорогие бутылочки или вы можете отдать предпочтение более усовершенствованным.
    • Грудное вскармливание – самый простой и наилучший способ кормления. Женщины были созданы с этой удивительной способностью! Перед кормлением позаботьтесь о том, чтобы ваши соски были чистыми и продезинфицированными. Проконсультируйтесь с врачом, если вы принимаете какие-либо лекарства. Также употребляйте только здоровую пищу, так как вы будете кормить этими питательными веществами своего ребенка!
    • Хотя существует множество положений во время кормления, вы можете кормить ребенка в вертикальном положении, так как это поможет предотвратить срыгивание.
  4. Подготовка к срыгиванию. Мышцы живота ребенка очень слабые в начале. Настолько слабые, что иногда им сложно держать еду! Не волнуйтесь, это нормальный процесс...хотя и не очень приятный. Подготовьтесь к срыгиванию, всегда имейте тряпочки под рукой для того, чтобы сразу все убрать, надевайте нагрудник на вашего ребенка, когда он подрастет. Также вы можете подложить салфетку ко рту ребенка сразу, после того, как он поел.

    • Следите за тем, чем срыгивает ребенок: красный, желтый, зеленый, и коричневый цвет, любой кроме белого или прозрачного могут быть признаками болезни. Если вы сомневаетесь, отвезите ребенка к врачу. Точно так же, если срыгивание очень обильное или если ваш ребенок не набирает вес, это основание для посещения врача.
  5. Отрыжка ребенка. После того, как ребенок поел, у него может наблюдаться отрыжка. Дети глотают слишком много воздуха во время еды, и это вызывает дискомфорт в желудке. Положите ребенка так, чтобы он был немного наклонен, а затем верните его в прежнее положение. Это поможет выпустить воздух и избавить малыша от лишнего дискомфорта.

    Следите за газиками. Если ваш ребенок капризничает, и вы не можете найти причину этому, вероятнее всего, его мучают газики. Вы можете облегчить состояние ребенка, положив его на животик, подогнув ножки к пупку ребенка. Массаж вокруг пупка опустит газы вниз в прямую кишку.

Обеспечение надлежащей гигиены

    Вы должны следить за тем, чтобы менять подгузник ребенка, когда это необходимо. Совсем не трудно понять, когда необходимо это делать. Если подгузник вашего ребенка полный, замените его! Если подгузник вашего ребенка мокрый, замените его! Загрязненная пеленка будет неприятно пахнуть, поэтому вам не составит труда понять, когда пришло время для смены подгузника. С влажными подгузниками дело обстоит сложнее. Установите таймер и обязательно проверяйте подгузник каждые два часа. Если вы заметили, что он мокрый, замените его.

    • Ребенок никогда не должен оставаться в грязной пеленке долго, так как это может привести к проблемам со здоровьем. Кроме того, это не гигиенично! Переполненные подгузники могут протекать, и ваши ковры очень скоро станут грязными.
  1. Научитесь менять подгузник ребенка. Пеленание очень простой способ, но если это сделать неправильно, могут быть некоторые проблемы. Протекание, опрелости, и раздражение могут быть результатом неправильного пеленания. Следуйте нескольким простым правилам, чтобы ваш ребенок был чистым и счастливым.

    • Положите ребенка на ровную поверхность. Не оставляйте его без присмотра и старайтесь всегда придерживать малыша одной рукой, чтобы он не упал.
    • Разверните грязную пеленку.
    • Вытрите ребенка тщательно влажными салфетками. Сделайте это таким образом, как если бы вы вытирали себя.
    • Поместите грязные салфетки в подгузник, а затем, подняв ребенка за ножки, вытащите подгузник из-под него. Сверните пеленку и уберите.
    • Достаньте свежий подгузник, разверните его полностью, а затем разложите его в нужное положение. Удостоверьтесь, что вы положили его с правильной стороны.
    • Закрепите подгузник и убедитесь, что резинка вокруг ножек не слишком туго сдавливает их.
  2. Предупреждаем опрелости. Опрелости это раздражение кожи, они являются следствием того, что ребенок длительно находится в мокрых пеленках, или когда у вашего ребенка есть другие проблемы со здоровьем. Очень часто это происходит из-за того, что родители не своевременно меняют подгузники. Если это случилось и с вашим малышом, вы можете не очень сильно расстраиваться по этому поводу, а предпринять некоторые меры.

    • Вылечить опрелости, вы можете, используя соответствующие кремы или присыпки при смене подгузников вашего ребенка, а также проблема будет решена, если вы своевременно будете менять загрязнившийся подгузник.
    • Убедитесь в том, что подгузники и одежда подходят для вашего малыша, также обратите внимание, что антибиотики могут сделать кожу вашего ребенка более склонной к опрелостям. Обратитесь за помощью к врачу, если сыпь не проходит в течение нескольких дней.
  3. Купайте ребенка. Младенцы не потеют как взрослые, и поэтому нет необходимости купать их часто. Купайте их раз в неделю или после очень загрязненного подгузника. Используйте средства для купания, со специальной отметкой « для младенцев» и купайте малыша в детской ванночке. Никогда не оставляйте ребенка без присмотра, когда он находится в воде.

    • Ребенка нельзя опускать в воду, пока не заживет пуповина, потому что пуповину нельзя мочить, пока она не засохла и не отвалилась.
  4. Не забывайте чистить «зубы». Хотя ребенок не имеет еще зубов, но как только ему исполнится несколько месяцев, вы можете начать чистить десны щеткой. Это будет стимулировать десны. Используйте детскую зубную щетку, такие щетки в основном резиновые. Аккуратно чистите десны один раз в несколько дней.

Укладываем ребенка спать

    Установите режим сна. Младенцы спят много, но, как правило, недолго. Каждый ребенок имеет свой собственный естественный режим сна, к которому вы привыкнете со временем. Попробуйте планировать свой собственный график, в зависимости от сна малыша.

    Научитесь укладывать ребенка спать. Вашему ребенку может понадобиться помощь во время засыпания, поэтому некоторые основные способы помогут вам делать это правильно. Вы можете держать ребенка на руках или на плече, также вы можете ходить с ним или качать его в кресле. Младенцы реагируют на повторяющиеся звуки, поэтому вы можете петь колыбельную.

    Запеленайте ребенка. Пеленание является методом подготовки ребенка ко сну, так как запелёнатый ребенок перестает двигаться. Хотя это может показаться странным с точки зрения взрослого, но благодаря пеленанию ребенок может чувствовать себя в безопасности. Ребенок также не будет пугать себя во сне, если вдруг он вздрогнет.

  1. Как избежать СВДС. СВДС или синдром внезапной детской смерти, это внезапная смерть от остановки дыхания внешне здорового младенца, при которой вскрытие не позволяет установить причину летального исхода. Точные причины СВДС пока не установлены, но есть несколько факторов, которые сопутствуют риску СВДС. Избегайте этих факторов, и с вашим ребенком все будет хорошо:

    • Кладите спать ребенка на спину.
    • Не давайте соску ребенку.
    • Не укладывайте ребенка спать в своей кровати.
    • Используйте жесткий матрас в кроватке вашего ребенка.
    • Удалите мягкие или пуховые постельные принадлежности и мягкие игрушки.

Ребенок приходит в мир беспомощным существом, и забота родителей о нем есть необходимейшее условие его выживания. С помощью взрослого ребенок учится и ходить, и говорить, и думать, и ориентироваться в окружающем его мире. Взрослый играет ведущую роль в становлении личности ребенка. Именно во взаимодействии с ним ребенок приобщается к опыту человечества, в результате чего его психика качественно преобразуется, приобретает человеческие особенности.

Все же когда родители говорят о заботе о своем ребенке, они имеют в виду вполне конкретные особенности отношения к нему. За этим кроются повседневные заботы, то, что обычно волнует родителей.

Родители заботятся, чтобы их ребенок не был голодным, и готовят ему пищу, чтобы ему не было холодно - заботятся о соответствии его одежды и обуви погоде на улице. Родители заботятся о развитии ребенка - учат его, помогают ему, оберегают его.

Все эти заботы являются частью нашей жизни, и мы просто не замечаем, что забота заботе рознь. Более того, дети по-разному относятся к ней, и к тому же не обязательно положительно.

Забота как «толкач». Мать старается свою восьмилетнюю дочку научить всяким делам, наукам и искусствам. Стремление, в сущности, хорошее, но оно не обязательно приводит к соответствующим результатам. Посмотрим почему.

Девочка по настоянию матери учится английскому языку, музыке - ходит в детский хор, а также занимается фигурным катанием. Мать то и дело говорит дочке: «Я хочу не только того, чтобы у тебя была стройная талия, но чтобы ты умела вести себя в обществе и заняла в нем должное место». В каждой удобный момент мать твердит: «Я все сделаю для тебя, я стараюсь, чтобы тебе было только хорошо.

Девочка, любознательная и способная, с радостью начала ходить на предложенные ей занятия и выполнять «программу развития». Однако уже через непродолжительное время у девочки появились смутные сомнения в целесообразности всего этого, возникло чувство протеста: «Почему мне надо учиться музыке и английскому, если все это мне вовсе не нравится? Я хотела бы лучше заняться рисованием или больше времени играть во дворе с друзьями... Мама говорит, что это все ради моего блага и что я должна радоваться таким возможностям. Но неужели все занятия, которые полезны, такие неинтересные?»

Забота матери не воспринимается не только потому, что она перестаралась, перегрузила девочку разнообразными занятиями. Главное, что сама девочка не видит в них смысла, они для нее лишены привлекательности. Девочка поставлена в ситуацию конфликта. С одной стороны, ей не хочется огорчать мать, с другой - она не хочет заниматься всем тем, чем заботливая мать велит. Все это приводит к тому, что девочка начинает плохо спать, грызет ногти, все чаще у нее бывает плохое настроение.

Забота как охрана и опека. Мать и отец считают, что жизнь сложна и тяжела, а их ребенок - еще так мал, беспомощен и наивен. Поэтому они оберегают его от возможных неприятностей, трудностей. Родители помогают семилетке с уроками: они звонят его друзьям, если сын забывает, что задано на дом; проверяют, все ли он сложил в портфель, идя в школу. Родители заботливы. А как это влияет на мальчика? Если спросить учительницу что она думает о мальчике, она скажет: не самостоятелен, Сдается перед малейшими трудностями. Одноклассники добавят: «мамин сыночек», всего боится.

Да и сам мальчик воспринимает такое отношение родителей не как проявление любви, а скорее как назойливое вмешательство в его жизнь.

Со временем ребенок все сильнее протестует против наставничества родителей, избегает общения с ними.

Описанные два варианта - забота как «толкач» и забота как охрана и опека - представляют собой примеры чрезмерной заботы. Хотя внешне все выглядит «нормально», мы имеем дело с выраженным непониманием родителями внутреннего мира ребенка. Такое отношение не помогает развитию детей, а, наоборот, искажает его, препятствует ему. В глубине такого родительского отношения лежит непризнание автономности ребенка, недоверие или навязывание ему своих решений, желаний.

В обоих случаях родители больше обеспокоены выполнением роли «идеального родителя», чем своим реальным ребенком, его уникальной личностью, его потребностями - реальными, а не воображаемыми. Что можно было бы посоветовать таким родителям? Прежде всего, более четко отнестись к нуждам своего ребенка и внимательно присмотреться, к чему именно он сам стремится. Ребенок - автономная личность, имеющая право на собственные решения, предпочтения, а не кукла, из которой родителям нужно сделать «настоящего человека».

Ребенок сам творит себя, нравится нам это или нет. Ему необходимо самому испробовать, что он может, а что нет, самому найти путь, по которому идти. Этот путь, конечно, не без ошибок, но разве человек может научиться ходить, не набив себе шишек? Проблемы, трудности, которые встречаются у него на пути, - это его проблемы, а не родителей, и он сам должен научиться с ними справляться. Конечно, родителям хочется помочь, их помощь иногда просто необходима. Однако больше пользы от нее будет в том случае, если трудности, проблемы не устранять, предугадывая, а показать, подсказать ребенку возможные варианты их решения. В одной из песен мать поет, что если бы она могла, то все камушки убрала бы с дороги своего сына и на его пути положила бы подушки, чтобы он не ушибся, когда будет падать.

Чувства матери, ее желание, чтобы у ребенка все было хорошо, понятны. Однако наша тревога за ребенка - это наша проблема, и иногда просто необходимо совладать с подобным чувством.

Перед ребенком стоит трудная задача - учиться преодолевать возникающие перед ним сложности, препятствия, чувствовать веру в свои силы. По сути дела, родители, взваливающие на свои плечи заботу обо всем на свете, тем самым ведут себя просто безответственно: физически невозможно всегда и повсеместно сопровождать и опекать своего сына или дочь, а прочно привязав их излишней заботливостью к себе, они заведомо обрекают своих детей на серию серьезных жизненных неудач.

Ребенок воспринимает заботу родителей по-разному: иногда как проявление любви, а иногда как помеху и подавление. Многочисленные исследования психологов показывают, что для гармоничного развития ему необходим определенный баланс заботы, опеки и свободы, автономии начиная уже с раннего возраста. Это реализуется в так называемом демократическом отношении к ребенку. Он должен не только ощущать теплые чувства со стороны родителей, видеть их заботу о нем, но и воспринимать, что родители одобряют его независимость, предоставляют ему возможность выбора и поощряют его самостоятельность, самоопределение, то есть понимают и уважают его.

Анкетируя родителей, мы пришли к выводу, что большинство из них считают демократический стиль самым приемлемым и думают, что сами придерживаются его. Однако одно дело так рассуждать, а другое - соответственно поступать. Чтобы реально осуществить такое отношение, с самого начала необходимо отличать наши устремления от желаний ребенка. Не так редко получается, что нужное и полезное с точки зрения родителей кажется непривлекательным для ребенка. Почти всегда, когда мнения расходятся, мы пытаемся убедить ребенка, повлиять на него, рассуждая примерно так: «У меня громадный жизненный опыт, а что понимает он?» Это оправдано, когда дело касается норм человеческого бытия, здорового образа жизни.

Но значительно чаще мы пытаемся переубедить ребенка в том, что относится к его личностному выбору, который, если быть беспристрастным, не хуже и не лучше нашего - он просто нам не нравится. Сын дружит во дворе с мальчиком, который нам не нравится, вместо выбранной нами скрипки ребенку больше нравится футбол, по нашему мнению, полезным бобам ребенок предпочитает булку. Родители часто бывают настолько убеждены в правоте своих установок, что прибегают для их обоснования к научным и псевдонаучным аргументам, никак не замечают противоречащей им реальности.

Вообразим на минутку разговор с подобными родителями, «точно» знающими, что надо их ребенку, выбирающими за него, окутывающими его ненужной заботой.

Психолог. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас друг, знакомый, которого вы уважаете, считаете ценным человеком?

Родитель. Да, и, пожалуй, не один.

Психолог. И все они похожи на вас как личности? Похожи ли они друг на друга?

Родитель. Пожалуй, нет, может, в чем-то. Часто их взгляды отличаются от моих. В общем, они довольно разные люди.

Психолог. Кто из них наиболее ценен как человек?

Родитель. Извините, но этот вопрос мне кажется глупым. Все они люди, все они ценны, но каждый по-своему. Каждый из них нашел свой стиль жизни, общения. Нельзя подходить одинаково к каждому человеку.

Психолог. Я рад этому вашему заключению. Ну а как же быть с вашим ребенком? Откуда вы заранее знаете, каким он должен быть, что он должен делать, от чего его надо отстранять и оберегать?

Главный аспект демократического отношения - это признание, что вкусы, мысли, суждения другого человека также имеют право на существование, как и наши собственные. Более того, для другого человека они и обоснованы, так. как опираются на его, а не на наш личный опыт, осмысление мира. При таком понимании другого возможна и истинно демократическая позиция по отношению к выбору, самоопределению ребенка: «Хотя это мне и нравится, я рад, что ты смог выбрать то, что нравится тебе, что ты поступаешь так, как сам считаешь правильным. Я знаю, что ты встретишься с трудностями, но ты сам должен уметь их предвидеть, справиться с ними. Если ты захочешь, я помогу тебе».

Помощь наиболее эффективна и приносит чувство обоюдного удовлетворения, когда она действительно необходима, когда ребенок сам ее просит. Парадоксально, что часто мы не слышим именно такой просьбы, обходим ее стороной, но зато охотно предлагаем псевдопомощь, которая вовсе не нужна, унижает человека, и при этом еще рассчитываем на благодарность. Обратимся к одному примеру.

Мальчик 9 лет учится играть на флейте. Мать слышит, будучи на кухне, что он неправильно играет упражнение. Она идет к нему и говорит: «Ты неправильно играешь. Давай я тебе покажу, как надо, и помогу выучить упражнение». Сын говорит, что он играет правильно и сам выучит. Однако мать садится рядом с мальчиком и каждый раз, когда он делает ошибку, исправляет ее. Сценка кончается тем, что мальчик начинает злиться, потом вообще теряет самообладание и плачет. Мать в растерянности: ведь она хотела помочь! Что тут такого, если указать ребенку на ошибки?! Она безуспешно пытается успокоить сына. В конце концов мать теряет терпение и, уходя из комнаты, говорит: «Тебя никогда ничему невозможно научить! Ну и играй себе, как хочешь!».

Ситуация окончилась обоюдным раздражением, ребенок остался обескураженным, униженным, с поколебленной верой в свои силы. Такова плата за ненужное вмешательство.

В качестве комплимента матери можно сказать, что из этого она вынесла урок. Посмотрите, что происходило несколько дней спустя.

Мать, слыша ошибки сына в упражнениях, спустя какое-то время вошла в его комнату и сказала: «Какие у тебя сегодня сложные упражнения! Если тебе нужно будет что-нибудь показать или объяснить, позови меня». Находясь в смежной комнате, она слышала, что сын еще несколько раз повторил упражнение с ошибками: он чувствует, что что-то не так, но иначе сыграть не может. Наконец зовет маму, и она приходит и спрашивает, какая помощь ему нужна. Мальчик говорит, что ему не ясен ритм. Мама, хлопая в ладоши, показывает ритм, и мальчик быстро понимает, в чем ошибка. Мама уходит из комнаты и через несколько минут слышит радостный возглас сына: «Мама! Получается! Выучил!»

В этом случае оба остались довольны друг другом и собой. Мальчик смог сам справиться с трудной задачей, мать рада, что неназойливо помогла ребенку, рада его успеху. Это большое вознаграждение за веру в силу и самостоятельность другого человека.

Каждый человек, а особенно ребенок, имеет колоссальные возможности развития. К тому же он склонен совершенствовать себя, свое отношение к миру. Самый легкий способ помешать ему в этом - не верить в его силу и мудрость, обходиться с ним, как с куском глины для лепки воображаемых образов или как с экзотическим цветком, предвосхищая, что он погибнет от первого дуновения северного ветра. И в том и в другом случае, несмотря на благие намерения, ваша забота будет воспринята не как любовь, а скорее как препятствие и помеха.

Ученые Гарвардского университета, занимающиеся вопросами развития человеческого потенциала, составили список несложных рекомендаций.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был заботливым, понимающим, вежливым, с моральными принципами. Пресловутый стакан воды опять же. Но сами по себе дети такими почему-то не растут. Им нужна помощь взрослых. Специалисты Гарвардского университета составили список из семи простых советов, которые помогут вам воспитать действительно классного парня или девушку.

1. Общайтесь с детьми

Имеется в виду не сюсюканье или, наоборот, окрики в стиле «Не трогай!» или «Отойди оттуда!», а совместное времяпрепровождение. То есть когда ваше внимание безраздельно отдано ребенку и разговорам с ним. Ведь только собственным примером можно научить ребенка искренне интересоваться чьей-то жизнью. Поощряйте его старания, хвалите за достижения. Расспрашивайте детей, чтобы поддерживать осмысленную беседу. Если вы с ребенком выстроите отношения, выдержанные в позитивном, уважительном и доброжелательном ключе, он потом сможет и сам строить такие же.

2. Будьте образцом для подражания

Слова словами, но дети перенимают поведение, а не провозглашаемые принципы. Если вы призываете детей быть честными, терпеливыми, заботливыми, а сами при этом врете, злитесь и эгоистично съедаете лучший кусок торта, вряд ли у вас что-то получится. Потому что – повторимся – воспитательную силу имеют поступки, а не слова. Если вы где-то ошиблись, нарушили собственные принципы, объясните ребенку, в чем ошиблись и как все исправите. К тому же так вы дадите понять ребенку, что к человеку, которому доверяешь, всегда можно прийти за советом, помощью или просто за душевным разговором.

3. Научите думать о последствиях

Главное качество хорошего человека – не создавать неудобств и проблем на ровном месте другим людям. Вас ведь раздражает бездумное поведение попутчиков, которые вытягивают ноги в проход? Или прохожих, которые внезапно тормозят на самом узком месте тротуара и начинают копаться в телефоне? А они ведь просто не подумали, что могут причинять кому-то неудобство. Ребенок должен понять, что он должен быть заботливым не только по отношению к членам семьи и близким людям, но и ко всем вообще. В школе, на детской площадке – ко всем без исключения. Объясните ему это, тогда он научится думать о последствиях своих поступков.

4. Дайте возможность заботиться

Помощь по дому – прекрасный способ продемонстрировать заботу. Малыши с удовольствием лезут во всякие домашние дела, но взрослые обычно их отстраняют: испачкается, да и переделывать все придется. А вот не стоит. Ребенок привыкнет, что домашняя рутина его не касается, и будет воспринимать труд мамы на кухне как должное. А там и до более глобального неуважения к чужому труду недалеко. Доверяйте детям, позволяйте им помогать. Учите их говорить спасибо за еду, чистую одежду. И благодарите их самих за пусть маленькую, но помощь.

5. Научите состраданию

Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Можно попробовать такой прием: если ребенок столкнулся с какой-то проблемой, решил ее и признал, что это было непросто, расскажите ему, с какими трудностями сталкиваются другие люди. Начните с близких – им легче сопереживать, чем гипотетическим «голодающим детям Африки». Главное в истории – чтобы она вызывала эмоциональный отклик. Тогда ребенок научится и сочувствовать, и понимать, что житейские сложности – это не конец света.

6. Справился сам – помоги другому

Помогать по дому – это одно. А забота об окружающем мире – другое. Попытайтесь сыграть на интересах ребенка: например, если он любит животных, предложите ему побывать на экскурсии в приюте для зверей, объясните, как им можно помочь. Прекрасный повод для беседы об этических нормах в обществе, кстати. Ведь взять питомца, обещать любить и заботиться о нем, а потом выбросить – поступок недостойный. Видя реальный пример, ребенок быстрее это поймет.

7. Управление гневом

Умение разруливать противоречия – штука важная. Не всем ведь удается гасить конфликты или решать их миром. Для начала научите ребенка разбираться в своих чувствах и справляться с негативом: гневом, злостью, агрессией. Все эти приемы, которые помогают взять себя в руки – вдох – выдох, посчитать мысленно до десяти – они действительно работают. Просто мы о них не вспоминаем. А если начать работать с этими инструментами с детства, это станет привычкой. И конфликтов в жизни вашего ребенка станет меньше.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!