Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как воспитывать упрямых детей. Упрямый ребенок: как договориться? Что делать нужно, а что — нет

Что такое упрямство и откуда оно берется

Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились, - это УПРЯМСТВО.

Как вы думаете, в чем разница между настойчивостью и упрямством? Не спешите читать ответ, подумайте сами. Попробуйте сформулировать для себя самостоятельное решение. Ведь мы же учимся быть хорошими родителями, не так ли?

Подумали?
Ну, правильно, настойчивость - это когда ребенок хочет получить что-то и просит об этом, добивается этого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж и хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. И чем бы вы его не соблазняли: конфеткой, игрушкой и т.п. - упрямец не может отказаться от своего первоначального решения, он требует, чтобы с его мнением считались.

Крики, шлепки и угрозы - не лекарство для маленького упрямца.

Что нужно знать родителям о детском упрямстве

1. Период упрямства - необходимая фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты дошкольного развития в 1 год, в 3 года и в 7 лет.

2. Самый волнующий для родителей период упрямства начинается приблизительно в 1,5 года и обычно заканчивается в 3,5-4 года.

3. Приступы упрямства случаются и в более старшем возрасте - это нормально, ребенку свойственно иметь свое мнение и не всегда соглашаться с вами. В конфликте между взрослым НАДО и детским ХОЧУ ребенок растит свою волю и учится не только сдаваться и подчиняться, но и сопротивляться и подчинять, развивает умение выигрывать.

4. Если вашему малышу уже 4 года, а упрямство - привычный для него способ поведения и реагирования, стоит задуматься о вашей воспитательной тактике! Чаще всего, упрямство - это защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, попытка защитить свою самостоятельность, независимость, свое право на собственную жизнь.

5. Для того, чтобы понять целесообразность послушания, малыш должен насладиться возможностью говорить "нет". Если его ограничить в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности в отношениях с родителями, супругом, собственными детьми.

Как возникает упрямство?

Ребенок начинает проявлять свою волю уже в возрасте 3-4 месяцев. Чаще всего - это протест против неприятных или неожиданных действий взрослого: например, он смотрит на игрушки или ест, а его в это время отвлекли. С возрастом появляются новые причины: мама прошла мимо, не взяла на руки, заставляет есть, пить, спать, когда не хочется. Есть повод протестовать, не правда ли, дорогие родители? "Примерьте" ситуацию на себя - разве вам понравилось, если бы кто-то заставлял вас делать то, что не хочется? Ваш ответ "нет"? То-то же!

В кризисе одного года слово "НЕТ!" становится главным в словаре малыша. Он использует его всякий раз, когда ему мешают ползать, ходить, трогать то, что интересно, ничего не предлагая взамен.

Трехлетний возраст называют "периодом упрямства". Ребенок пытается влиять на родителей, используя новые возможности, - отговариваться, упираться, на чем-то настаивать, убегать и т.д. Он хочет делать так, как решил сейчас, хотя, возможно, потом и передумает. В это время у ребенка начинает возникать самость, стремление все делать самостоятельно, но, так как он еще многого не умеет, появляется внутреннее напряжение.

Следующий возрастной кризис - около 7-ми лет, когда ребенок уже полностью желает выйти из-под родительской опеки, когда он хочет взять на себя ответственность за свое поведение и выражает неудовольствие и упрямство, когда родители его поправляют или на чем-то настаивают.

Почему дети топают ногами и с криками кидаются на пол?

Если тактика воспитания слишком жесткая или, наоборот, мягкотелая, упрямство ребенка может выражаться в приступах злобы. Например, он падает на землю и кричит "до посинения", топает ногами, становится диким и непослушным. Или обиженно застывает на месте, мрачнеет, ничего не говорит, сжимает кулаки, может даже кого-нибудь ударить. Какой из этих способов поведения наиболее свойственен вашему ребенку? (Если, конечно, ваш ребенок - маленький упрямец.) Тот, который он попробовал и усвоил первым.

Почему упрямцы упрямятся?

Упрямцы обладают уникальным упорством в отстаивании своей позиции, как бы нелогично, глупо и бессмысленно она не выглядела. Но вовсе не потому, что у них сильная воля, а потому, что дети не могут перестроиться и изменить свою позицию. Побуждающая их действия потребность очень сильна и не позволяет думать ни о чем другом.

Ребенок упрямится не потому, что ему нравится так себя вести. Просто он попал в конфликтную ситуацию и сам не может и не умеет с ней справиться. Происходит взрыв, который служит для ребенка разрядкой или бессознательным поиском решения проблемы.

До приступа упрямства дело доходит, если мы заставляем ребенка делать то, чего он не хочет. Надеюсь, это понятно? Конфликту, приступу упрямства всегда предшествует что-то, противоречащее воле ребенка, его сиюминутному желанию.

Что нужно делать, чтобы развить упрямство?

1. Навязывать ребенку свое готовое решение, мнение, точку зрения, чтобы он, наконец, понял свою незначительную роль.

2. Баловать ребенка, слепо обожать его, потакать, чтобы он привык всегда добиваться своего от родителей, выработав тактику поведения - безграничное упрямство.

Признаки упрямства:

* высокое самомнение,

* недоверие к окружающим,

* завышенный уровень желаний,

* неумение видеть и понимать свои ошибки,

* неспособность перестраиваться,

* нежелание искать пути в достижении своих целей,

* безразличие к другим.

Зачем я здесь привела эти признаки, как вы думаете? Чтобы вы поискали их у своего ребенка? А не лучше ли нам с вами поискать наличие этих признаков у себя самих, уважаемые родители? Ведь наши дети - это наше отражение. Наличие некоторых черт характера, которые мы не замечаем у себя, у детей нас раздражают и приводят в негодование. Прежде чем выносить приговор своему ребенку, несносному, неисправимому упрямцу, присмотритесь к своим поступкам, проанализируйте свое поведение. Может быть, это мы, взрослые, показываем своим детям образец упрямства? Ведь это мы продолжаем единственную тактику: сломить упрямство, настырность своих отпрысков, проявив при этом неуступчивость и ложную принципиальность. У бунтующих малышей чаще всего бывают родители, в речи которых постоянно звучат слова отрицания. Прислушайтесь к себе: сколько раз вы говорите "нет", отдаете распоряжения и приказы? Может быть, ребенку легче взбунтоваться, чем выполнить все ваши указания и запреты? "Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном и 50 - в обвинительном? Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами.

Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочего. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее - задохнется дух… " Постепенно все меньше свистите и командуйте" - такой совет дают дрессировщикам служебных собак, работающих со щенятами." (В.Леви).

Как поступать, чтобы упрямство не стало чертой характера?

1. Уступать ребенку. Это вовсе не значит проявлять слабость. Напротив, тот, кто уступает, проявляет дальновидность, заботится о том, кого любит, и показывает маленькому упрямцу образец другого поведения. Конечно, бывают принципиальные моменты, где возражений быть не может, например: малыш должен переходить дорогу только за руку с мамой, должен ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать ребенку, тогда он будет чувствовать равноправие, будет чувствовать свое "я", свою значимость и независимость.

2. Прежде чем навязать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение. Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.

3. Как успокоить плачущего, бунтующего, разгневанного упрямца? В такой ситуации не нужно много слов. Слишком жесткая, как и слишком мягкая позиция обычно вредит. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь более интересному. Не стоит доказывать малышу тут же на месте, что он должен быть послушным и не позорить маму, что "пора привыкнуть слушаться с первого раза". Чтобы переключиться, малышу необходимо немного времени, он должен заранее знать, что будет делать и почему.

4. Что делать, если у ребенка приступ злобы? Добиваясь от ребенка проявления только позитивных, хороших качеств, вы невольно будете способствовать накоплению негатива внутри, в душе. Если человек не умеет освобождаться от этого негатива, то негатив, затаиваясь и постепенно накапливаясь там, будет способствовать развитию болезни. Можно поговорить с ребенком о его чувствах. Например, спросить его: "Это злость в тебе так кричит?" Можно вместе с ним нарисовать ее, пусть малыш вам поможет (пусть это будет каляка-маляка). Затем вместе вы можете порвать или смять рисунок, выбросить его. Можно предложить ему сделать несколько физических упражнений, чтобы "злость вышла". Возможно, он и сам предложит какой-то способ освобождения злости, прислушайтесь к нему. Таким образом вы научите ребенка справляться с негативными переживаниями, а не копить их. Кроме того, ребенок будет знать, что плох способ поведения, а не он сам, и его самооценка не пострадает. Напротив, он будет чувствовать себя более уверенно и спокойно, его не будет мучить чувство вины, которое является весьма разрушительным стрессом.

5. Не принуждать ребенка давать обещания, что он "больше не будет". Важно другое: ребенок должен чувствовать, что он не безразличен родителям, что они готовы вместе с ним подумать, как облегчить его переживания, как сделать, чтобы все опять стало хорошо. Ребенку нужно постоянно давать понять, что его любят, что он может на нас положиться.

6. Стараться избегать таких ситуаций, которые вызывают упрямство, чтобы не закрепить в памяти малыша, что таким поведением он может добиться желаемого. Будьте хитрее, ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было бы ответить отрицательно, не задавайте вопрос, на который существует только один ответ, например: "Хочешь обедать?". Даже если ребенок ответит "нет", что он часто и делает, вы же все равно заставите его есть. В этом случае лучше сказать: "Пора обедать".

Период "упрямого детства" - серьезное испытание для родителей и детей. И тем, и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребенком и фундамент для них вы закладываете сами.

Некоторые малыши не желают слушать родителей, настаивают на своем, кричат, плачут при несогласии мамы и папы с его точкой зрения. Такой феномен детского поведения называется упрямством. Чаще всего это проявляется с 2 до 7 лет. Именно в этот возрастной промежуток ребенок проверяет «границы дозволенного» и пытается «утвердить» собственное мнение. Что же делать? Как воспитывать маленького упрямца? Об этом вы сможете узнать в нашей статье.

Признаки детского упрямства

Существует несколько основных признаков, по которым можно определить, что ребенок упрямится. Сюда можно отнести:

  • постоянные споры, конфликтные ситуации, разногласия, даже по пустякам;
  • возможные проблемы в школе или детском саду со сверстниками или педагогами;
  • упрямство, которое перерастает в угрозу для жизни ребенка, например, когда малыш отказывается держать маму при переходе через дорогу.
возможно, упрямое поведение - это одна из особенностей взрослеющей личности

Что важно знать родителям?

Для того, чтобы понять принцип борьбы с детским упрямством, необходимо запомнить несколько фактов, которые, возможно, вам помогут. Итак, учтите следующее:

  • упрямство - это вполне нормальная стадия взросления и становления личности ребенка, поэтому не стоит воспринимать ее как болезнь или какое-то психическое отклонение, обычно такое поведение проходит само по себе после 7 лет;
  • кризисным можно считать следующий возраст: 1год, 3 года и 7 лет;
  • если признаки упрямства проявляются в более старшем возрасте, то не стоит переживать, ведь таким образом ребенок пытается «достучаться» до родителей, показав им, что он уже вполне взрослый и имеет свое собственное мнение;
  • после 3 лет дайте малышу больше поводов для проявления самостоятельности, например, дайте выбрать игру, в которою он хотел бы поиграть, лишний раз побегать, чем меньше чрезмерной опеки, тем лучше, ведь в большинстве случаев дети проявляют агрессию именно из-за этого;
  • для того, чтобы понять, насколько важно слушаться маму и папу, ребенку необходимо «насладиться» словом «нет» в адрес замечаний или каких-либо просьб.

Правила воспитания упрямого ребенка

Если ваш малыш постоянно упрямится, скандалит и не хочет слушаться, то к процессу его воспитания следует подойти с особым вниманием, а именно так, чтобы не нарушить психоэмоциональное состояние ребенка. Родители должны найти «тонкую грань», которая позволит им грамотно и педагогично общаться со своим чадом. Далее мы рассмотрим несколько основных правил и советов психологов, следуя которым, вы сможете наладить общение.

Запреты

Старайтесь ограничивать количество запрещенных действий, за исключением тех, которые являются потенциальной угрозой для жизни и здоровья ребенка.

Режим

Выработайте четкий режим дня, правила поведения в общественных местах, а также систему поощрения. Если малыш вел себя хорошо, слушался, то наградите его тем, о чем он давно мечтал, например, это может быть какая-то игрушка или вкусняшка.

Конфликт

Сделайте так, чтобы не доводить любой спор до скандала, учитесь находить подход к своему ребенку, слушайте его, постарайтесь принять его точку зрения, например, «Давай так, мы читаем сказку еще 10 минут, но потом ты ложишься спать». Компромиссы - это главное в воспитании.

Похвала

Не забывайте хвалить малыша, ведь таким образом вы вселяете в него уверенность в себе и своих силах. Чем чаще вы будете хвалить ребенка, тем быстрее он «пересмотрит» свое поведение.

Сравнение

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Например, «Петя лучше тебя рисует» или «Смотри, Саша уже все съел, а ты еще копаешься». Это неправильный педагогический метод. Наоборот, делайте малыша сильнее подбадривающими фразами: «Ты сможешь, я в тебя верю», «Как здорово ты придумал».

Право выбора

Предоставляйте ребенку право выбирать из чего-либо. Например, «Ты можешь скушать рис или макароны», «Мы пойдем с тобой гулять в парк или на набережную». Такой воспитательный подход очень важен для формирования собственного мнения, решительности и уверенности в себе.

Нарушение правил

Если были установлены какие-либо определенные правила, то идите до конца, не разрешая их нарушать. Объясните ребенку, почему он должен их выполнять, только делайте это плавно и осторожно, не давите. К примеру, если малыш не хочет убирать за собой игрушки, то поцелуйте его, обнимите, скажите, что вам не справиться в одиночку без помощи. Таким образом, малыш почувствует собственную значимость и начнет помогать.

Штрафные санкции

В некоторых отдельных случаях допускается применение так называемых «штрафных санкций», то есть, когда ребенок провинился или сильно упрямится. Только запомните, что категорически не рекомендуется применять физическую силу или насмехаться. Нужно действовать хитро при помощи предупреждений. К примеру, «Если ты не будешь спать днем, то вечером у тебя будет мало сил для игр, и мы не сможем пойти в парк».

Правильное поведение

Если все же между вами и ребенком возникла конфликтная ситуация, то ведите себя сдержанно, ни в коем случае не кричите. Ведь ребенок учится себя вести и контролировать свои эмоции, глядя на вас. Получается, что, если маме можно кричать, то и я могу это делать. Не упустите этот момент. Личный пример очень важен при воспитании.

«Не бывает плохих учеников, есть только плохие учителя» - это известная пословица, которая должна вам напомнить, что не ваш ребенок какой-то не такой или упрямый, а вы просто не нашли к нему подход или используете некорректные методы воспитания. Будьте внимательны к своим детям, ведь они наше будущее. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Будьте добры и строги в меру.

Ребенка и направлять его в нужную сторону, но я боюсь нечаянно подорвать его духовные силы и нанести вред формированию его чувств. Как поступать с ребенком, когда он плохо себя ведет, чтобы не навредить его самосознанию?

Чувствуется, что у вас нет ясного представления о различии между воспитанием духовности и формированием воли ребенка. Я уже говорил, что понятие духовности человека относится к чувству самоуважения или собственного достоинства личности, которое испытывает ребенок. Как и другие чувства такого рода, оно остается очень хрупким в любом возрасте, и с ним нужно обращаться с осторожностью. Подходя к этому чувству с позиции родителей, вы правильно предположили, что можете довольно легко повредить своему ребенку. Но каким образом? Чем? В первую очередь насмешкой, проявлением неуважения, угрозой лишить его своей любви, разговорами о том, что он ни на что не годится. Все, что ущемляет чувство собственного достоинства ребенка, может подорвать его духовные силы.

Однако в отличие от духовности - чувства весьма хрупкого, с которым надо обращаться осторожно, воля и характер «сделаны из стали». Это - те немногие интеллектуальные компоненты личности, которые проявляются в полную силу уже в момент рождения малыша. В одном из последних выпусков журнала «Психология сегодня» в редакционной статье описываются результаты исследования проблем младенческого возраста. Там сказано: «Младенец знает, кто он такой, еще до того, как научится говорить и сможет сказать нам об этом. Он целеустремленно пытается управлять окружающим, особенно поведением родителей». Этот научный вывод вряд ли прозвучит каким-то откровением для родителей ребенка с характером. Они уже нанянчились с ним на руках, пока он был совсем крошечным, постоянно прислушиваясь к этому безжалостному диктатору, который с первого крика недвусмысленно выражал свои желания и требования.

Позже, когда он начнет учиться ходить и говорить, он станет так заходиться в гневе, что может приобрести способность задерживать дыхание, пока не лишится сознания. Любой человек, оказавшийся свидетелем такого, в полной мере откровенного, упрямого неповиновения ребенка, будет шокирован его настойчивостью. Недавно один трехлетний упрямец, отказываясь подчиниться распоряжению своей матери, заявил: «Ты сама знаешь, что ты - только моя мама!» Другая «только мама» написала мне, что подобная конфронтация сложилась у нее с ее трехлетним сыном: он отказывался есть все, что она ему давала. Малыш приходил в состояние такого бешенства от ее настойчивости, что отказывался что-либо поесть или попить в течение целых двух дней. Он ослабел, стал сонливым, но непоколебимо стоял на своем.

Мать, конечно, страдала, беспокоилась и чувствовала себя виноватой. В конце концов в полном отчаянии отец посмотрел сыну в глаза и убедительно пообещал, что, если он не будет есть за обедом, его ждет хорошая порка. Такой прием отца исчерпал конфликт. Ребенок подчинился. Он начал хватать и тащить в рот все, до чего смог добраться, и изрядно опустошил холодильник.

А теперь скажите, пожалуйста, почему так мало авторитетов в вопросах развития детей, которые признавали бы существование у маленького ребенка откровенного неповиновения? Почему ученые так мало пишут об этом? Мои взгляды по этому поводу сводятся к признанию факта детского несовершенства. Они не очень-то согласовываются с гуманистическим утверждением, что маленький человечек изначально преисполнен только света и доброты, а понятиям зла он учится у окружающих. Тем, кто смотрит на малышей в таком розовом свете, я могу сказать только одно: «Взгляните еще раз!»

Возвращаясь в вашему вопросу, скажу, что родительская задача состоит в формировании характера и воли ребенка, в стремлении при этом не повредить грубыми прикосновениями его духовности.

Но как это сделать? Как я могу формировать характер и волю моего девятилетнего сына, не нанося ущерб его духовности?

Вы добьетесь желаемых результатов, если установите разумные границы в поведении ребенка ​, будете требовать их соблюдения, дополняя свою требовательность проявлениями любви. При этом следует избегать любых действий и слов, из которых ребенок может сделать вывод, что родители его не любят. И тем более опасно говорить о том, что его рождения не хотели, что он их обременяет, что он глупый, уродливый, тупой и вообще - он ужасная ошибка природы. Любое обвинение, в котором задевается представление о ценности ребенка как человеческой личности, может стоить очень дорого как ему, так и его родителям. Фразы типа: «Как ты глуп!», «Ну, почему ты не можешь получать в школе приличные оценки, как твоя сестра?», «Ты сидишь у меня в печенках с того дня, как появился на свет!» - могут испортить человеку всю жизнь.

Я советую решительно реагировать, когда ваш сын вздумает вести себя вызывающе. Но без крика или оскорбительных обвинений. Ребенок должен сразу понять, что ваши слова не расходятся с делом. Возможно, его надо слегка отшлепать и отправить в постель на час или два раньше обычного. На следующее утро вы должны обсудить инцидент на разумном уровне, одновременно заверив ребенка в том, что его по-прежнему любят. И этим надо ограничиться. Большинство детей, возраст которых приближается к подростковому, какими бы бунтарями они ни были, прекрасно реагируют на проявление любви и справедливое наказание. Такое сочетание действует безотказно.

У нас с женой дочь с очень упрямым характером. Нам невероятно трудно с ней справиться. Я могу совершенно честно сказать, что мы делаем все, что от нас требуется, то есть поступаем так же, как другие родители, но наша дочь постоянно нарушает все правила поведения и подрывает наш авторитет. Во-первых, скажите, пожалуйста, можно ли заставить хотя бы иногда улыбаться такого упрямого ребенка, можно ли поручить ему какое-нибудь дело или обращаться к нему за помощью? И, во-вторых, какое будущее ждет мою дочь? Я вижу впереди одни несчастья. Насколько оправдан такой мрачный прогноз?

В этом вопросе не может быть сомнений. С таким упрямым ребенком, как ваша дочь, трудно порой бывает справиться даже родителям, обладающим большим мастерством воспитания. Возможно, потребуется несколько лет, чтобы привести девочку в состояние относительной готовности к повиновению и сотрудничеству в рамках семьи. Пока постепенно выполняется программа приучения к дисциплине и послушанию, не нужно впадать в панику. Не пытайтесь добиться чудесного превращения за один день. Относитесь к своему ребенку с искренней любовью и уважайте его чувство собственного достоинства. Однако требуйте от своей дочери выполнения ваших распоряжений и наставлений. Тщательно отбирайте ситуации, из-за которых стоит вступать в конфликт. Не бойтесь принять вызов своей дочери в связи с той или иной проблемой и постарайтесь одержать решительную победу. Поощряйте и вознаграждайте любое положительное действие с ее стороны, любую попытку пойти навстречу. Вознаграждением пусть будут ваше внимание, любовь и похвала.

Относительно второй части вопроса я должен признать: если с раннего возраста девочку не приучить к дисциплине и послушанию, она позже может попасть в категорию «высокого риска», то есть возникнет вероятность антисоциального поведения в последующие периоды ее жизни. Такой ребенок чаще всего вызывающе ведет себя с учителями в школе, склонен подвергать сомнению ценности, признанию которых его учат, бросаться с кулаками на всех, кто попытается руководить его поведением. Я считаю, что такие дети более склонны к беспорядочным сексуальным отношениям и потреблению наркотиков, не говоря уже о проблемах с учебой в школе. Конечно, всего этого можно избежать. Ведь сложность человеческой личности такова, что невозможно с абсолютной точностью предсказать ее поведение в будущем. С другой стороны, различных опасностей удается избежать с большой вероятностью тем детям, родители которых активно стремятся повлиять на их характер и поведение в раннем возрасте. Вот почему не стоит смотреть на будущее вашей дочери в мрачном свете. Я считаю, что ребенок с сильной волей, как ваш, обычно отличается большей настойчивостью и у него сильнее потенциальная способность к активной жизни, чем у его покладистых ровесников. Ключевым фактором реализации этого потенциала является достижение необходимого уровня контроля за проявлениями. характера и воли ребенка со стороны родителей, чтобы тогда, когда наступит подходящий момент и он выйдет из юношеского возраста, передать этот контроль в распоряжение самого ребенка.

Вы описали причины возникновения своевольного, непослушного поведения детей и рассказали, как родители должны справляться с его проявлениями. Но неужели плохое поведение ребенка объясняется лишь его стремлением вести себя вызывающе?

Нет. Причины непослушания могут сильно отличаться от тех, которые порождают реакцию «вызова». Антагонизм и ребенка нередко могут возникать в результате раздражения, разочарования, усталости, болезненного состояния и непонимания. Поэтому их проявления должны рассматриваться как предупреждающие сигналы, на которые следует обратить внимание. Пожалуй, одна из сложнейших задач, стоящих перед родителями, связана с умением распознавать различия между отдельными формами поведения ребенка, чтобы понять их истинный смысл и причины возникновения. Поведение ребенка, содержащее элементы сопротивления, всегда несет в себе информацию для родителей, которую они должны расшифровать, прежде чем реагировать тем или иным способом.

Если двухлетний малыш кричит и плачет после того, как его уложили спать, необходимо разобраться, на что он жалуется. Если он боится темноты в комнате, то правильная реакция будет совсем другой, нежели чем та, когда ребенок протестует просто из нежелания ложиться спать. В основе искусства обращения родителей с детьми лежит в том числе и их способность правильно Интерпретировать смысл и подоплеку поведения своих детей.

Мой пятилетний сын на редкость своевольный. Я стараюсь, насколько возможно, справляться со своими родительскими обязанностями в вопросах формирования его характера и воли. Но, честно признаюсь, почти все время страдаю от сильного чувства какой-то вины и внутреннего сомнения. Я нахожусь в состоянии депрессии и угнетенности из-за постоянной борьбы, которую мне приходится вести с моим ребенком. Неужели другие родители, у которых своевольные дети, испытывают такие же чувства?

Да, многие испытывают. Одна из проблем состоит в том, что эти родители наслушались от различных «экспертов», будто воспитание детей, если делать все правильно, весьма приятное развлечение. Поэтому родители начинают обвинять себя во всех грехах, если процесс воспитания развивается не так гладко, как они предполагали.

В своем вопросе вы сумели выразить ощущение виновности и подавленности. Это очень важно. В ответе я предлагаю вам три соображения, которые вам помогут:

  1. нельзя считать, что вы во всем виноваты;
  2. не всегда будет так трудно;
  3. возможно, что вы все делаете гораздо лучше, чем вам кажется.

Не торопитесь с выводами. Однажды ваш упрямый, своевольный ребенок превратится в решительного, респектабельного, трудолюбивого гражданина, в жизни которого будет существовать только один источник разочарования и плохого настроения - его собственное своевольное дитя.

Иногда мне кажется, что я слишком резко реагирую на незначительные проступки своего ребенка, а в других случаях мне не удается как следует отреагировать на проявление намеренного неповиновения. Посоветуйте, пожалуйста, когда не следует обращать внимание на плохое поведение ребенка, а когда необходимо дать отпор?

Одни из наиболее частых жалоб родителей - жалобы на детское упрямство. За этими жалобами стоит или прямо высказанный, или подразумеваемый вопрос: как быть с упрямцами, как их переделать? Вопрос прост и ясен, но вот столь же простого и однозначного ответа на него дать нельзя. Да и самое ожидание такого ответа, самое представление, что сведущим людям, педагогам и психологам, известны рецепты на все случаи жизни, а дело родителей лишь узнать и выполнять их - опасное заблуждение. Характерно, что именно родители, воспитанием своих детей занимающиеся - скажем осторожно - от случая к случаю, ждут и требуют советов как раз такого однозначного характера. В тех же семьях, где внимательны к поведению и душевному миру детей, взрослые не ждут однозначного ответа. Они на опыте уже убедились, что и у сходных детских недостатков могут быть разные корни, что успех в воспитании даёт только знание собственного ребёнка, что общие советы и рекомендации могут указать лишь направление поисков и действий, но отнюдь не их подробную программу.
Итак, упрямство. Прежде всего, нужно отличать его от капризов. Капризы - это проявление детской слабости, это достижение цели, удовлетворение желания с помощью «приёмов слабости»: слёз, нытья, жалоб и т. п. В этом смысле упрямство есть недостаток поведения прямо противоположный: достижение цели, удовлетворение желания с помощью «приёмов силы».

В чём же выражается детское упрямство?

В неповиновении, непослушании, неподчинении. Вы даёте сыну правильный совет, но он не желает следовать ему и всё делает по-своему. Вы просите дочку объяснить вам какой-то её поступок - в ответ молчание. И чем настойчивее вы просите, тем упорнее и молчание.
Нередко упрямцы сами очень хорошо понимают справедливость вашего требования или просьбы, вашего указания или приказания. Но это нисколько не меняет их поведения, не ослабляет их упрямства - в чём же дело? Почему ребёнок, заведомо чувствуя вашу правоту, не подчиняется, не следует вашим советам? Часто многим родителям такое поведение кажется бессмысленным, нелепым. Что же, «по здравому смыслу» это и действительно так…
Но ведь упрямство возникло у ребёнка не сразу, оно сформировалось постепенно и по каким-то причинам. Так вот, прежде всего и надо понять, что это за причины.
Одно из главных свойств любого ребёнка - стремление к самостоятельности. Уже наблюдая трёхлетнего малыша, можно достаточно отчётливо заметить, сколь оно значимо, сколь постоянно. Конечно, кругозор трёхлетки мал, знаний тоже немного, навыков и умений не больше. Поэтому для многих родителей стремление такого малыша к самостоятельности кажется или причудой, или милой шалостью; да внешне и выглядит это часто именно так. Но вдумчивый родитель должен увидеть в этой причуде, в этом пустяке очень важное, прямо-таки центральное явление в жизни ребёнка. Какую бы смешную или пустячную форму в наших глазах ни приобрело это стремление, для ребёнка оно всегда серьёзно: это важный шаг в его развитии, а правильном построении его поведения.
А что же родители? Самые частые, «типовые» их ошибки здесь таковы: одни просто не обращают на это внимания; другие стараются всё сделать сами, считая своего ребёнка слишком маленьким; третьи хотят искоренить даже само притязание на самостоятельность, видя уже в нём неповиновение и подрыв своего авторитета. Но в любом из этих случаев возникшая самостоятельность - это закономерное и важнейшее свойство поведения ребёнка - не получает должного внимания и поддержки.
И вот, как ни парадоксально, все три способа подавления самостоятельности могут со временем привести к развитию упрямства. Ведь, в сущности, упрямство и есть искривлённое и изменённое стремление к самостоятельности. Только в самостоятельности вся та деятельность, которой занимается ребёнок, и свобода этой деятельности естественны, а в упрямстве они извращены.

Давайте внимательно присмотримся: что есть упрямство?

Ребёнок может быть упрям или «на словах», или «на деле». Вот вы говорите: «Садись за уроки», а он отвечает: «Не сяду». - «Сходи в магазин». - «Не пойду». Во втором случае ваш сын или ваша дочь поступают наперекор: вы их просите играть тише - они шумят ещё больше; вы просите прийти с прогулки раньше - они нарочно приходят позже. Чего хотят добиться они своим упрямством?
В обоих случаях цель поступка - сказать или поступить наоборот, вопреки вашему желанию, вашей просьбе. Пусть вопреки здравому смыслу, пусть даже вопреки собственной пользе, но именно вопреки, именно наоборот, именно по-своему, а не по-вашему. Ребёнок хочет показать свою волю, показать, что он может делать как он хочет, а не как вы или как все. Поэтому поступки упрямого человека кажутся (да и на самом деле нередко оказываются) нелепыми, неразумными, бессмысленными с точки зрения здравого смысла; но ведь они и вызваны к жизни не здравым смыслом, а иным мотивом: во что бы то ни стало всё сделать по-своему.
И такой противоестественный способ самоутверждения рождается тогда, когда ребёнок лишён реальной возможности проявить самостоятельность. Ведь если он постоянно или часто имеет возможность поступать согласно своему мнению и желанию, то упрямству места не будет. И когда такого ребёнка просят что-то сделать, то он, оценив резонность этого требования и превратив ваше требование в своё, поступит так, как вы просите.
Но если поток требований так велик, что ребёнок и шагу ступить не может самостоятельно, то вот здесь мы и увидим рождение упрямства. Да ведь обычно и мы, взрослые, так же поступаем: охотнее делаем то, с чем согласны, что признаём; когда же нам просто навязывают чужую волю, то мы, даже внешне не возражая, в душе тоже упрямимся - такое требование вызывает у нас внутреннее сопротивление.
Всё сказанное не оправдание упрямства, а его объяснение. Как видите, упрямство вырастает на почве подавленного или направленного «не туда» стремления к самостоятельности. Если в том возрасте, когда это стремление обычно только начинает пробуждаться и позже, ребёнку всё время говорят «нет!», то возникает так называемое упрямство подавления. Если ребёнка слишком много опекают, избавляя от малейших самостоятельных усилий, то приходится сталкиваться с так называемым упрямством избалованности. Если, наконец, на ребёнка не обращают внимания, не хотят ему помочь там, где нужно, поощрить его шаги на пути к самостоятельности, подсказать правильный путь, то вырастает упрямство заброшенности.

Из всего сказанного можно сделать вывод: упрямство - защитная реакция ребёнка.

От чего же он защищается или, вернее, что защищает?

Он защищает свою самостоятельность, свободу действовать по-своему. Но ведь это может быть и положительным качеством! Недаром многие считают упрямство действительно положительным качеством, отождествляя его с настойчивостью. И в этом есть своя доля истины. Но вся беда в том, что эта самостоятельность достигается неправильным способом, часто вредным и для самого ребёнка, и для взрослых.
Почему упрямство - беда для взрослых, думаю, подробно объяснять не надо: оно частично или полностью нейтрализует наши воздействия на ребёнка. Оно образует тот смысловой барьер, о который разбиваются все старания и действия взрослых.
Однако упрямство доставляет не меньше вреда и самим ребятам. Мы уже говорили, что в глубине души упрямцы нередко понимают справедливость требований взрослых; значит, у них создаётся определённая раздвоенность: советы и просьбы родителей и педагогов, да и их собственный разум говорят одно, а делают они другое. Эта раздвоенность, конечно, тяжело отражается на дальнейшем развитии и усложняет жизнь подрастающего человека. И когда, скажем, старшеклассник осознаёт весь вред упрямства, ему очень нелегко будет избавиться от него - слишком сильна привычка! Возникает и другая трудность: упрямство, как и многие качества личности, имеет способность распространяться с взаимоотношений с родителями на взаимоотношения с учителями, одноклассниками, сверстниками.
Родителям надо обязательно учитывать, что упрямство - это часто роль, которую волей или неволей стали исполнять дети. Причём роль трудная и часто тягостная, но слишком привычная.
Но прежде чем наметить пути предупреждения и преодоления недостатка, хотелось бы сказать несколько слов о мнимом упрямстве. Дело в том, что во многих случаях за упрямство родители принимают иные неправильности поведения.
Особенно часто, смешивают упрямство с непослушанием. Вот самый обычный, заурядный пример. Пятилетний Саша играет в увлекательную игру: строит домик, заселяет его жильцами. И вдруг мама или няня без всякого предупреждения отрывает его от дела, ведёт мыть руки, чтобы посадить за еду. Саша протестует, сопротивляется, не слушается. Но это не упрямство. Здесь нет желания поступить вопреки требованиям матери. Просто у детей этого возраста переключение с одного вида деятельности на другой не происходит мгновенно. Поэтому Саша просто не может так вот сразу бросить игру. Отсюда непослушание. И вызвано оно неправильными действиями мамы. А можно поступить иначе: заранее, минут за пять предупредить мальчика, чтобы он постепенно заканчивал игру, быстрей вселял бы всех жителей в дом и готовился к обеду. В таких случаях дети спокойно доигрывают и послушно следуют требованиям родителей.
Но и в более старшем возрасте нередко приходится встречаться с непослушанием детей. Кстати, и здесь оно во многих случаях вызывается взрослыми: родители не учитывают возникающих интересов и склонностей своих взрослеющих детей, их новых увлечений, продолжают деспотично навязывать свою волю, не считаясь с их взглядами и желаниями.

Но мнимое упрямство может иметь и другие причины . Часто оно возникает после болезни ребёнка. Он становится раздражительным, непослушным, нередко вдобавок пассивным и рассеянным. Родители привыкли, что ребёнок неукоснительно выполняет их требования. А здесь он то увиливает, то делает не так, то жалуется, что ему трудно. Что же делать? А надо просто на время дать ребёнку прийти в себя, нужно быть снисходительным, не придираться по мелочам, не замечать некоторых поступков выздоравливающего. Обычно после того как проходит этот период, всё становится на свои места, и от мнимого упрямства не остаётся следа.

Несколько слов о том, как закрепляется, как усиливается упрямство у детей.

Обычно в дошкольном возрасте оно носит эпизодический характер и часто перемежается непослушанием, капризами, простым неумением выполнять требования взрослых. В младшем школьном возрасте упрямство может перейти уже в привычный способ реагирования на требования взрослых - родителей и учителя; а в подростковые же и юношеские годы оно нередко превращается в стойкую черту характера.
Поэтому понятно: чем раньше родители заметят проявления упрямства, тем легче они смогут победить это отрицательное качество. Но важно помнить и другую общеизвестную истину: легче предупредить возникновение какого-либо недостатка, чем его искоренить. Эти истины необходимы для работы с упрямым ребёнком.

В чем же состоит такая работа?

Прежде всего, необходимо тщательно разобраться, истинное или мнимое упрямство у вашего ребёнка. Если это упрямство «ненастоящее», надо точно определить, что побудило сына или дочь поступить вопреки вашим требованиям: непослушание, неумение, временное ослабление здоровья или ещё что-либо. Установив причину такого нежелательного поведения, важно спокойно, доброжелательно постараться наладить отношения с ребёнком. Не менее важно увидеть ваши собственные ошибки и постараться самокритично отнестись к ним.
Если перед вами упрямство эпизодического характера (что чаще всего бывает у дошкольника или у младшего школьника), то можно или не заметить такое временное упрямство, или спокойно, но твёрдо и настойчиво добиваться от ребёнка выполнения ваших требований. Да, иногда весьма полезно просто не обратить внимания на упрямый поступок ребёнка. В воспитательной практике часто приходится сталкиваться с тем, что родители по каждому поводу (а то, в сущности, и без повода) начинают бить во все колокола, предпринимают крутые меры: «Ты упрямец, и я выбью эту привычку!» И тем самым могут дать ребёнку «патент на упрямство». Он теперь будет считать: «Раз меня считают упрямым, то мне позволено быть им!» И он становится действительно упрямым. Но если вы видите, что, в общем-то, ребёнок не упрям, что у него это всего лишь эпизод, случай, то можно и не придать значения такому поступку.
Ещё раз повторяю, «не заметить» можно случай временного, эпизодического упрямства. Кстати, у дошкольников нередко преодолевают упрямство «методом отвлечения». Привычки у таких детей не носят устойчивого характера, и простым переключением на другое занятие, другую игру снять упрямство легко. Это возможно, однако, в младшем и среднем дошкольном возрасте, в старшем дошкольном возрасте и, особенно у школьника эта мера не даёт особого эффекта.

Но если перед нами сложившееся упрямство подростка, старшеклассника? Что делать тогда? С какой стороны подойти?

Нужно начать с того, что постараться очень тактично разъяснить весь вред упрямства, прежде всего для самого подростка или юноши. Конечно, это не значит, что после такой беседы упрямство как рукой снимет. Но сделать такую попытку нужно обязательно. Лучше это обычно удаётся или близкому человеку - родственнику, или хорошему знакомому, другу вашего дома.
Постарайтесь установить тип упрямства. Если причиной упрямства является слишком суровое и требовательное воспитание, когда любое действие ребёнка, вопреки воле родителей, рассматривается как бунт (упрямство подавления), стоит и к себе отнестись самокритично. Крайне необходимо стремиться к более ровным отношениям с ребёнком, проявлять больше доверия к его самостоятельным действиям, больше уважения к его интересам, желаниям, склонностям и увлечениям.
При втором типе (упрямство избалованности) надо, наоборот, усилить требовательность к ребёнку; не спешить удовлетворять каждое его желание, поменьше суетиться вокруг каждого его «хочу», найти разумную меру уважения, любви, ласки и требовательности. Ведь обычно родители, особенно мамы, грешат тем, что до поры до времени бывают слишком любвеобильны, стараются ни в чём не отказать своему чаду. А потом, увидев, к чему такая воспитательная метода привела, круто меняют манеру обращения с ребёнком: становятся излишне суровыми и требовательными. А ведь это может вызвать ещё большее упрямство, повышенное сопротивление. Поэтому особенно важно повышать уровень требований и усложнять обязанности ребёнка постепенно, так, чтобы он не воспринимал это как внезапное охлаждение. Крутые воспитательные перемены в таких случаях только осложнят вашу работу и усилят детское упрямство.
О третьем типе (упрямство заброшенности) трудно говорить подробно потому, что в этом случае главное - сам внутренний уклад семьи, характер взаимоотношений между взрослыми. Здесь для начала надо понять одно: пока не нормализуются эти взаимоотношения между взрослыми, говорить об искоренении упрямства (впрочем, как и любого другого недостатка ребёнка) невозможно.
Ещё важно помнить, что беда не приходит одна. Упрямство не обособленное отрицательное проявление поведения и характера. Оно вызывает постепенно ряд других отрицательных качеств. И второе: любая отрицательная привычка, черта характера, усиливаясь, укрепляясь со временем, становится трудноискоренимой. С эпизодическим или мнимым упрямством дошкольника нетрудно справиться. Временное, частное упрямство младшего школьника искоренить труднее, но возможно. Упрямство подростка и юноши часто остаётся с ним навсегда. Поэтому чем раньше вы начнёте работу по преодолению этого недостатка, и чем настойчивее вы это будете делать, тем быстрее и с меньшими трудностями достигнете цели.

Проявление упрямства у детей — один из этапов их личностного развития. Практически каждый ребенок в дошкольном возрасте проходит этот непростой для родителей период, проверяя на прочность их терпение. Задача мам и пап — правильно среагировать на заметные изменения в поведении малыша и грамотно скорректировать его.

Причины упрямства

Понять истоки детского упрямства родителям крайне сложно. Казалось бы, у малышей-дошкольников совершенно беззаботная жизнь — даже уроки учить еще не нужно. Однако психологи уверяют, что упрямство впервые проявляется у детей в возрасте 3 лет, когда они начинают по-новому оценивать себя и свою личность. Именно в этот период малыши знакомятся с новыми эмоциями, контролировать которые еще в полной мере не могут. Результат — слишком яркая реакция на события и слова, проявляющаяся в виде неповиновения, обид, капризов и иногда даже истерик.

Чтобы скорректировать поведение ребенка, необходимо, прежде всего, установить причины детского упрямства. Чаще всего к непослушанию дошкольников приводят следующие факторы:

  • Кризис трех лет . Считается, что в 3−4 года ребенок проходит свой первый возрастной кризис, во время которого наблюдаются заметные изменения в поведении. Одним из ярчайших проявлений и является упрямство.
  • Эмоциональный фон в семье . Упрямство может стать естественной реакцией ребенка на частые конфликты между родителями и другими членами семьи. Таким образом он пытается переключить внимание близких на себя.
  • Особенности воспитания. Слишком мягкое отношение к ребенку нередко приводит к тому, что он чувствует себя центром семейного внимания. На любое «неповиновение» со стороны родителей малыш отвечает упрямством. Аналогичная реакция возможна и в семьях, где практикуют строгие правила воспитания.
  • Индивидуальные особенности дошкольника. Не стоит забывать, что ребенок — это личность, а значит, у него формируется свой характер, свой темперамент. Возможно, упрямство просто является неотъемлемой частью его характера.

Справиться с детским упрямством сложнее, чем, например, . Однако при правильном подходе к решению проблемы родители смогут свести к минимуму проявления непослушания своего малыша.

Налаживаем контакт

С упрямым ребенком очень сложно договориться. У него всегда есть свое мнение, несогласие с которым может привести к серьезному конфликту. А попытки заставить или даже просто уговорить его что-либо сделать, как правило, заканчиваются ярким эмоциональным всплеском. Поддаваться такому поведению нельзя, но и идти на «сопротивление» не стоит. Лучший способ решить проблему — наладить контакт с ребенком, а затем заняться его перевоспитанием.

Родители должны понимать, что упрямство ребенка — это чаще всего не поведенческий порок, а проявление внутреннего эмоционального напряжения. Соответственно, обычная система наказаний и поощрений должного эффекта не даст, а, возможно, лишь усугубит ситуацию. Начните с простого — общайтесь с ребенком как можно чаще, даже во время проявления капризов старайтесь реагировать спокойно, не прекращайте диалог и не уходите в другую комнату, но на манипуляции не поддавайтесь. Возможно, даже этого будет достаточно — малыш поймет, что упрямство как инструмент давления на родителей неэффективно, и перестанет его использовать.

Что еще нужно и не нужно делать?

Если вы установили контакт с ребенком, но он продолжает проявлять упрямство, нужно менять систему отношений в семье. Есть несколько простых правил для родителей, отвечающих на вопрос, как воспитывать упрямого ребенка:

  • Сохраняйте спокойствие . Если малыш закатывает истерику, активно доказывает свою правоту или отказывается выполнять поручение, наберитесь терпения и займитесь своими делами. Реагируя на приступы упрямства, родители, можно сказать, дают зеленый свет такому поведению.
  • Аргументируйте свою позицию . Простые запреты и просьбы на упрямых детей не действуют, поэтому следует использовать мотивацию и аргументирование. Объясняйте ребенку, почему нельзя себя так или иначе вести, и зачем он должен выполнять те или иные поручения.
  • Наладьте атмосферу в семье. Если вы знаете, что отношения в семье складываются не лучшим образом, обязательно поработайте в этом направлении. Упрямство ребенка как реакция на семейные проблемы — индикатор того, что в срочном порядке нужно их решать.
  • Находите время для ребенка. Часто дети проявляют упрямство, чтобы привлечь внимание занятых родителей. Достаточно проводить с ребенком больше времени, и его поведение заметно изменится — он станет улыбчивее, покладистее и отзывчивее.
  • Не вступайте в конфликт. Споры с упрямым ребенком — занятие бесполезное и крайне выматывающее. Добиться повиновения малыша противостоянием вам точно не удастся, а вот подпортить и без того напряженные отношения, скорее всего, получится.
  • Создавайте иллюзию выбора. Если ребенок отказывается выполнять просьбу, нужно предложить ему выбор. Причем это не обязательно должны быть реальные альтернативные варианты — достаточно создать иллюзию («Что будем делать сначала: пообедаем или уберем игрушки?»). В этом случае ребенок не будет воспринимать просьбу как приказ и, соответственно, спокойно ее выполнит.
  • Хвалите ребенка и не сравнивайте его с ровесниками. В период формирования личности дети особенно чувствительны, поэтому сравнения с другими неуместны. Мотивировать ребенка такие утверждения не будут, а вот к снижению уверенности и усугублению проблем с поведением определенно приведут.

Каждый родитель, в конечном счете, сам решает, что делать, если ребенок упрямый и непослушный. Однако, независимо от выбранного метода перевоспитания, важно понять своих детей и постараться найти истоки упрямства. Возможно, родителям даже придется принять тот факт, что в процессе воспитания были допущены некоторые оплошности, которые оказали влияние на формирование поведенческих проблем ребенка. В любом случае, упрямство в дошкольном возрасте — это, скорее, норма, чем отклонение. Поэтому бить тревогу и в срочном порядке обращаться к детскому психологу не стоит — со временем проблема разрешится, и малыш снова станет послушным и покладистым.

А вы могли бы назвать своего ребенка упрямым? Если да, то как вы боролись с его непослушанием? Поделитесь в комментариях своим опытом — он будет полезен другим родителям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!