Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как воспитать в ребенке личность. Как развить духовный рост у ребенка

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

Основа духовного развития - родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь" Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать - это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Скачайте чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь"

​С возрастными кризисами сталкиваются все дети при переходе с одного этапа развития на другой.​ Узнайте о причинах, признаках кризисов, и о том, как помочь любимому крохе!

5. О пространстве духовно-нравственного развития

Вначале, хотя бы коротко, я хотел бы разобраться с самим понятием «развитие», которое кажется таким простым и привычным. Если сейчас суммировать множество мнений о понимании термина развитие, их можно будет свести, фактически, к двум. Они нам хорошо известно, на них мы, собственно, и строим наши учебные и образовательные программы, так же и наши представления о развитии личности.

Первое понимание – это развитие как созревание и рост. Смотрим на траву, смотрим на дерево, видим, как из зерна появляется растение… Есть такие процессы в человеческой реальности? Конечно, есть. Мы же видим это своими глазами. Маленький ребенок растет, мужает, взрослеет и т.д. Этот процесс мы и описываем: рождение, рост, расцвет, плодоношение, старение, дряхление, смерть.

Второе понимание, на котором базируется практически вся наша педагогика, это развитие как формирование. Не умел писать – научился. Произошло развитие? Да, несомненно. Ведь он не умел писать, а теперь умеет. Ходил на четвереньках, – ходит на двух ногах. Не умел членораздельно разговаривать – теперь членораздельно говорит и т.д. Все это как раз и связано с обучением, с образованием, т.е. с обретением целого ряда культурных способностей, которые уже фиксированы в человеческом опыте. Огромное число, когда-то священных человеческих способностей (письмо, чтение, счет и др.), сегодня просто перешли в разряд культурных навыков.

Интуитивно мы чувствуем, что развитие всей человеческой реальности нельзя только свести к этим двум процессам – созревания и культурного оформления, которое иногда превращается в процесс формования по извне заданным меркам. Уже подросток может нас спросить: «Господин учитель, а почему я должен стать таким, как вы хотите? А если вы ошибаетесь»? И потом, когда он повзрослеет, ему вдруг откроется: «А ведь по поводу меня есть Божий замысел, у меня есть своя собственная биография, свое собственное движение и личная траектория». Как с этим быть, как не разрушительно встречаться и просто жить с этой сугубой индивидуальностью?

Поэтому когда мы говорим о развитии, необходимо говорить об особом процессе - о собственно духовном развитии. Духовность и душа живая даны человеку изначально, но проблема в том, когда и как я встречусь с ними, и встречусь ли вообще. Вот в чем проблема. Когда и как я встречусь со своим собственным замыслом обо мне? И сколь я (учитель, родитель, воспитатель, вообще – взрослый) буду со-работником в реализации некоего замысла об этом конкретном ребенке?

При содержательном описании пространства духовного развития специального внимания заслуживает следующее существенное обстоятельство: человек при рождении попадает в уже обжитой мир. Ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, живых, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально с матерью, затем еще с близкими, впоследствии и с дальними). Усиливая эту мысль, можно вообще сказать: нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими. Он всегда существует и развивается в со-обществе и через со-общество. Живая общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу указывают на то, что взрослый для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими, а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения собственно человеческого в человеке, основание его нормального развития и полноценной жизни.

Это изначальное единство я называю со=бытийной общностью – как нераздельность и неслиянность двух и более самостоятельных форм жизни. Подобная общность по сути и есть то пространство, та ситуация развития, где впервые зарождаются специфические, собственно человеческие способности, позволяющие человеку стать и быть субъектом своей жизни. Принцип развития - динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в со=бытийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления). При этом индивидуализация определяется как процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности и относительной автономности. Социализация трактуется как врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей.

Становление собственно человеческого в человеке - это становление и манифестация субъективного духа, приобщение к родовой человеческой сущности, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека, практическое преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. В христианской культуре человечность находит свое выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и духовно полноценной жизни необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства. Можно сказать, что “собственно человеческое в человеке” - это всегда другой человек. Детству естественно присущи стремления к дополнению, потребность и способность обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать глубины и потенции собственного внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей. Иными словами, взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития или, говоря словами Г. Гессе, наряду с внешней судьбой обрести судьбу внутреннюю, более сущностную, не случайную.

Взросление - дело трудное и, даже, болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, воспользовавшись наивной неискушенностью вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. В известных с детства сказках (будто написанных на злобу дня сегодняшнего) это называется колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку, который ослушался сестрицу, напился из болота и стал козленочком; героя сказки Андерсена - Кая, которому в глаз попал осколок разбитого дьявольского зеркала, и сердце его оледенело; братьев, превращенных в диких птиц. Метафоричность потери человеческого облика будто списана с неутешительных реалий настоящего с уже привычными нарицательными обобщениями: наркоманы, “отморозки”, ущербные.

На некоторых детей тень “колдовства” падает с рождением. О них мы говорим “дети с особенностями развития”.

Чтобы расколдовать ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни необходим близкий Другой-человек. В жизни как в добрых детских сказках процесс спасения (исцеления, личностного пробуждения) является серьезным испытанием. Испытанием и для ребенка, и для близкого человека: Герда ради спасения Кая отправляется в рискованное путешествие в царство Снежной королевы; сестра вопреки опасностям, превозмогая боль, шьет голыми руками братьям рубашки из крапивы.

Ф.М.Достоевский в “Братьях Карамазовых” писал, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома. Если набрать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение. Э. Фромм усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви - и никто не может причинить такого вреда, как они.

Ф.М. Достоевский и Э. Фромм подчеркнули и благодатную силу, и угрозу, заключенные в родительском отношении. Анализируя этот факт, соотнося его с опытом педагогической и психологической практики, не трудно убедиться, что связанность со взрослым (не только с родителем) одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность. Какие же сугубо психологические факторы определяют влияние взрослого на душевно-духовное здоровье ребенка?

Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со=бытийная общность ребенка и взрослого. Специалистам известно широко употребляемое, но крайне расплывчатое определение - “значимый взрослый”. Значимый взрослый - это родной иили близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник... В основу классификации понятия “значимый взрослый” положены две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно характеризуют его статус в жизненном мире конкретного ребенка. Это показатели кровного родства - “родной-чужой” и духовной близости - “близкий-чуждый”.

Классификация значимых взрослых

Духовная связанность Кровное родство
Родной Чужой
Близкий родной и близкий чужой, но близкий
Чуждый родной, но чуждый чужой и чуждый

Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Мы выделяем две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное понимание, принятие, доверие; вторая переживается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение.

Приближенный еще не значит близкий. Именно духовная близость ребенка и взрослого гармонизирует индивидуализацию обособление ребенка, обеспечивает нормальное развитие его субъектности; отчуждение искажает и блокирует его.

Специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке, непосредственно - в ребенке, как его устремление навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске отношения соразмерного с детскими возможностями; такое отношение - по сути, благодатно. Эта любовь осуществляется через со=бытие в духовной практике воспитания ребенка. Значимый взрослый (в норме!) - ответственный координатор со=бытия - использует собственную самость в качестве “инструмента” выстраивания и развития совместности с ребенком.

Согласно концепции развития субъектности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом ребенок совместно с родным и близким взрослым овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка“обретения души”, открытия собственного Я (в нашей культуре это происходит, как правило, в подростковом возрасте). Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации, посвящения, конфирмации, символизирующие переход от “безответственного детства” к необходимости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь.

Собственная самость открывается перед человеком как предмет отношения и творческого преобразования. Именно с этого момента можно говорить о саморазвитии субъективности как особой духовной реальности, как о способе собственно человеческого бытия, атрибутами которого являются самостоятельность и ответственное жизнестроительство. Духовность - новое качество и новый принцип, окончательно делающий человека человеком. Определением духовного бытия человека является свобода от принуждения и давления всего, что относится к обыденной жизни, включая влечения, пристрастия и прельщения собственной самости. Введение представления о саморазвитии есть фактическое признание сверх-естественной сущности человека, обнаруживающей себя в освоении и утверждении подлинно человеческого способа жизни.

Приведу только два примера чрезвычайной важности со=бытийной общности для нормального физического и душевно-духовного развития и взрослых, и детей.

Сегодня существуют очень серьезные исследования особенностей психологического развития детей в пренатальном (дородовом) периоде. Все наши традиционные обозначения: зародыш, плод и т.п. – все от «нищеты психологии», от невозможно описать события беременности в традиционном языке общей психологии. Именно из-за этого – апелляция к медицинской терминологии. В каком-то смысле человек уже предсуществует еще до своего зачатия. Не впадая в оккультную мистику, но уже в самой любви, в самой встрече мужчины и женщины уже зарождается некий замысел о человеке. По молитвам – в такой встрече есть и Божие присутствие.

Если перевести события пренатального развития ребенка на психологический язык, на язык психологической антропологии, с позиции которой я и рассматриваю духовное развитие человека, то сам ход беременности и момент родов оказывается принципиально иным, нежели обычно. Моя сотрудница, при консультировании молодых мам, переводила текущие и ожидаемые физиологические ощущения на психологический язык, на язык Встречи будущей мамы со своим собственным ребенком. Это была организация со-бытийной встречи с тем уже человеческим существом (уже с момента зачатия), с которым мама давным-давно живет. Почему «со-», потому что жизнь матери и дитя совместна и неразрывна; почему «бытийно», потому что это две уникальные жизни и они - неслиянны. Это точно по той священной формуле божественной Троицы, в Которой – «неслиянность-нераздельность» - одновременно.

Естественно, чем более членораздельны речи и матери, и ребенка в пренатальный период, чем очеловеченней их общение, тем выше надежда на психосоматическое и душевно-духовное здоровье и в дальнейшей жизни. Тем меньше опасность безродности и сиротства ребенка. Сиротство – это ведь не только физическая потеря родителей, сиротство может быть даже при живых родителях, когда не сложилась со=бытийная общность или когда разрушились связи и отношения внутри нее.

Еще один пример. В свое время Л. Толстой озвучил такую формулу - «Пустыня отрочества». Вы только вдумайтесь в это словосочетание! Отрок (наш подросток) оказывается и проходит сквозь пустыню. Через какую пустыню? - Смысловую и ценностную.

Психологически эту формулу можно прочитать следующим образом. Подросток как бы спрашивает у себя:«А что у меня есть свое собственное? Не навязанное извне, а мое собственное?» И он, при честном ответе на эти вопросы, обнаруживает, что ничего своего у него нет. Язык родной - не его, телесность - не его, данная ему при рождении, и сам он не свой. Потому и говорит родителям:«Я вас не просил, чтобы вы меня рожали». Все, что он знает, умеет - извне пришло, от взрослых, это не его самостоятельные достижения.

Здесь кроется источник подростково-юношеских суицидов - от полной пустыни, от той смысловой пустоты, когда самость ребенка фактически сведена к нулю. Здесь возникает сложнейшая педагогическая проблема – что и как нужно делать, и делать – срочно. Очевидно, что предшествующая форма со=бытийной общности изжила себя, ребенок вырос из нее, как вырастают из детской одежды. Необходимо строить новую общность, на новых основаниях, в новых отношениях и позициях. Чаще всего именно мы – взрослые не готовы и не способны к такому обновлению. А потому и выход из «пустыни отрочества» может быть трагическим, а может быть болезненным, но духовно развивающим, подлинно самостроительным. На этом я хотел бы остановиться, понимая, что несказанного и не написанного – еще, как говорит мой друг, 16 глав.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 3 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Когда родители начинают понимать духовные законы мира духовного и принципы развития человека, они учатся тому, как воспитать у своих детей доверие к жизни, к людям и к миру, как научить своих детей жить в гармонии с жизнью. Вместе с тем дети, начиная ощущать собственную силу и ответственность за свое будущее, овладевают мастерством построения своего будущего. Когда же дети узнают о существовании универсальных духовных законов, благодаря которым они могут реализовать свои разумные и совершенные желания и стремления, они в дальнейшем имеют меньше страхов и тревог в своей жизни. Они узнают истинную радость бытия. На мой взгляд, задача родителей состоит не в том, чтобы воспитывать детей, согласно ими же созданной модели, а в том, чтобы поддерживать детей своей любовью и уважением.

Показывать им собственным разумным совершенным примером путь к самому себе, к своему Разуму, сердцу и Духу, к осознанию своего предназначения на Земле. Дети гораздо ближе к Божественному Духу, чем взрослые, поскольку еще не успели потерять связь с ним; они невинны и смотрят на мир свежим, нестандартным взглядом. Уже за одно это они достойны нашего уважения и признания. В течение тысяч лет учения духовного мира учат нас, что от рождения человек, помимо физического тела, имеет также и энергетическое духовное тело. Поток жизненной энергии, через энергетические центры и каналы энергетической системы, влияет не только на физическое здоровье человека, но и на его мысли, эмоции, его духовное состояние.


Каждый из семи энергетических центров человека регулирует определенные аспекты личности, а сбалансированность энергетических потоков между ними определяет способность человека гармонизировать свои физические, эмоциональные, разумные, а следовательно и духовные энергии. По большому счету, система чакр является для каждого человека резервуаром духовного потенциала, который находится внутри каждого из нас. Каждый энергетический цикл развития человека длится семь лет, когда в течение одного года происходит развитие и наполнение того или иного энергетического центра. Всего существует семь таких циклов, и каждый из них проходит под знаком определенного чакры. Энергетическое развитие человека начинается с самого его рождения. В раннем детстве, до семи лет (первый энергетический цикл) ребенок учится доверять жизни, чувствовать мир и людей. Он впервые начинает чувствовать любовь, доброту и взаимопонимание между людьми.

Первые семь лет жизни ребенка являются определяющими для его дальнейшей жизни, поскольку именно в течение этих лет закладывается фундамент взрослой жизни, укореняются модели поведения и привычки. Модели поведения и привычки, приобретенные в детстве, можно изменить во взрослой жизни только через сознательные усилия и работу над собой. Именно поэтому раннее духовное воспитание ребенка является чрезвычайно важным. Учитывая особенности энергетического развития своего ребенка, родители могут обеспечить свободное развитие его физических, эмоциональных и ментальных энергий. В течение первого года жизни, который питается энергией корневой чакры, родителям следует окружить ребенка любовью и заботой . Такое отношение будет давать ему ощущение защиты и безопасности, создаст в нем доверие к жизни и к миру. На втором году жизни, когда превалирует энергия сакральной чакры, ребенок учится чувствовать эмоции и через них осваивать окружающий мир.

Детям нужно научиться свободно проявлять свои эмоции, что чрезвычайно важно в этом возрасте. Если родители будут препятствовать этому, то ребенок научится подавлять часть своей личности и позже во взрослой жизни ему будет сложно выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей. Когда ребенку исполняется три года, он начинает исследовать свою собственную личность и то, как она может влиять на окружающий мир. И тут родителей ждет «испытание властью» . Те родители, которые стремятся ограничить своего ребенка и установить для него слишком строгие правила и требования, ограничивают развитие и наполнение его энергетического центра силы, центра самооценки и уверенности в себе. Такие энергетические ограничения со стороны родителей могут привести к тому, что ребенок станет слишком уступчивым и послушным, или агрессивным и даже тираном по отношению к другим. Важность этой фазы состоит в том, что ребенок учится осознавать, что для достижения определенной цели не нужно подавлять собственную силу и желание, лицемерить и обманывать других . Он учится тому, что многого можно достичь, если поставить перед собой цель и принять решение по ее достижению .


На четвертом году жизни ребенок начинает учиться понимать других, давать и принимать (сердечная чакра). И здесь родители должны служить всегда хорошим и разумным примером для своего ребенка в их отношении к нему или к другим людям. В этом возрасте дети стремятся проявлять творческую и артистическую сторону своей личности. Если родители не будут относиться к таким проявлениям творчества с пониманием и поддержкой, то тогда, еще не сформировавшаяся личность, может получить эмоциональную травму. Кроме того, дети, не получившие от родителей достаточно любви, а только обеспечение материальными благами, могут получить ошибочное представление о том, что является настоящей любовью. Позже в своей жизни им будет трудно дарить и принимать любовь в отношениях с другими людьми.

В возрасте от четырех до пяти лет у ребенка активизируется горловая чакра. Именно в это время ребенок учится общению, как во внешнем так и в его внутреннем мире. Задача родителей на этом этапе - поддерживать развитие коммуникативных способностей ребенка, поощряя его к обсуждению прочитанных сказок или рассказов. В этом возрасте родители могут стимулировать желание ребенка читать или овладеть игрой на музыкальном инструменте. Но не менее важно сохранить у ребенка способность быть правдивым с самим собой .

Дети, которые уже с детства боятся сказать себе правду, относительно себя и того что окружает их, не будут способны трезво оценивать реальность. Они научатся обманывать себя, жить в созданном ими, иллюзорном мире, который будет для них попыткой убежать от себя и от реалий жизни. Последняя фаза цикла раннего детства - это развитие энергетического центра духовности (седьмая чакра). В возрасте от шести до семи лет, ребенок начинает задавать вопросы о Боге, о смысле жизни и о смерти. Родители должны серьезно отнестись к мыслям, ощущениям и вопросам ребенка на эти и другие духовные темы.


Уже в этом возрасте родители могут начать учить ребенка важной истине, что Бог - это постоянный и безграничный источник совершенства и разума, который поддерживает нас, что Божественный Разум готов вложить в наши головы идеи, мысли и слова, которые помогут нам в решении любой ситуации, открыть перед нами безграничные возможности, если мы только не будем мешать и полностью доверимся ему. Задача родителей состоит в том чтобы научить ребенка позитивному восприятию любых событий и ситуаций,открытости к жизни через веру и любовь, сосредоточенности и умению чувствовать связь со своим внутренним Я.

После цикла раннего детства наступает вторая фаза энергетического развития: от восьмого до четырнадцатого года жизни ребенка. В отличие от первой фазы, которая проходит под знаком энергии семьи, вторая фаза питается энергиями эмоций от восприятия внешнего мира . В этот период ребенок учится чувствовать окружающий его мир через все свои органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ребенок начинает соединять окружающий его мир с собственными чувствами и учится тому, что его окружение имеет определенное влияние на него, на его чувства и мысли. Чувственные переживания являются основой конструктивного мышления.


Поэтому задача родителей состоит в обеспечении надлежащих условий для развития у детей чувствительности через поощрение детей проводить больше времени на природе или в городском парке. Дети, которые не научились воспринимать окружающий мир и пропускать его через свои органы чувств, позже во взрослой жизни будут иметь трудности в выражении себя и своих эмоций. Они будут неспособны мыслить и действовать творчески и нестандартно . Третья фаза развития энергий человека также является завершающей фазой развития ребенка и приходится на его подростковые годы. Главная задача развития на этом этапе состоит в том, чтобы человек начал чувствовать себя и свою силу в этом мире .


Чтобы он научился контролировать различные аспекты (энергии) своей жизни и брать на себя ответственность за свое будущее. Если ребенок с раннего возраста научился прислушиваться к своему внутреннему голосу и доверять ему, то тогда у него нет страха перед настоящим и перед будущим, поскольку он имеет внутренние силы и стержень для реализации ответственности за свою жизнь.

Стремление экспериментировать, нарушать правила и традиции - это та плоскость, где молодой человек может черпать энергию, которая наполняет его уверенностью и повышает собственную самооценку . Если родители не понимают важности этих процессов для развития самодостаточного и уверенного в себе молодого человека, то их привычной реакцией может быть наказание, или пренебрежение, или безразличие по отношению к собственному ребенку. В результате таких энергетических препятствий со стороны родителей, третья чакра ребенка может быть заблокирована или ослаблена. В реальной жизни подросток может стать безвольным человеком или, наоборот, бунтарем, который стремится смести все и всех, кто препятствует ему, даже если эти препятствия находятся только в его воображении.


В течение завершающей фазы развития ребенка дети особенно нуждаются как в физическом, так и в эмоциональном пространстве для роста и развития. Пространстве, которое бы позволяло им чувствовать и использовать собственную силу воображения и творчества. Если родители обеспечивают наличие такого пространства для ребенка, то тогда он вырастает подготовленным к выходу во взрослую жизнь. Молодой человек выходит в мир, опираясь на собственную внутреннюю силу, на глубокую веру в то, что жизнь проживается изнутри вовне и формируется тем, что мы думаем и как реагируем на нее. Такая позитивно-активная жизненная позиция поможет ему сохранить свою целостность, силу Духа и выстоять против любых жизненных штормов и невзгод.

Виктория Викторовна Уланова , музыкальный руководитель

Негосударственногодошкольногообразовательного

учреждения«Детский сад№ 114, ОАО«РЖД» , Рузаевка

«Человек должен родиться дважды, -

один раз естественно, а затем духовно»

Гегель.

Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия».

В современном российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний умений и навыков, себя исчерпала; требования гуманизации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательный потенциал образования. Переизбыток информации, дефицит человечности и одухотворенности получаемого знания ведут к утрате интереса, снижению уровнянравственного здоровья.

Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.

Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, - одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе музыке. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на обогащение духовного мира ребёнка-дошкольника. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Кроме того, музыкальное развитие влияет и на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная, но выполнимая.

На мой взгляд, получаявдетстверазнообразныемузыкальныевпечатления,ребёнокпривыкаеткязыкуинтонацийнародной,классическойисовременноймузыки,накапливаетопытвосприятиямузыки,различнойпостилю,постигает«интонационныйсловарь»разныхэпох.ЗнаменитыйскрипачС.Стадлероднаждызаметил: «Чтобыпонятьпрекраснуюсказкунаяпонскомязыке,надохотябынемногоегознать».Усвоениелюбогоязыканачинаетсявраннемдетстве.Музыкальныйязыкнеявляетсяисключением. Надо помочь ребёнку постичь этот удивительный и прекрасный музыкальный язык.

Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности.

В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Я уверена, что музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. Поэтому главной задачей музыкального воспитания детей я считаю для себя «влюбить» их в музыку, помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.

Дляактивноговосприятия музыки большоезначениеимеетсосредоточенностьисобранностьвниманиядетей, в связи с этимуменясложилась определённаяметодикаобучениядетейслушаниюмузыки.Считаю,чтооченьважнонастроитьдетей наслушаниемузыки.Поэтомумысдетьмивначалезанятияпериодическивспоминаемправиласлушаниямузыки.ПометодуД.Б.Кабалевскогомысначаласлушаемтишину,апотоммузыку.Предлагаядетяммузыкальноепроизведениедляслушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей, большоевниманиеуделяюхудожественномуегоисполнению.Беседа,правильнопоставленныевопросыпомогаютдетямраскрытьсредствамузыкальнойвыразительности.Помогаютвыявитьинтерескмузыкальномупроизведениюирассказыотворчествекомпозитора,показегопортрета.

Взалеимеетсяминиатюрнаяпортретнаягалерея.ДетиоченьинтересуютсятворчествомП.Чайковского,Д.Кабалевского,М.Глинки,Ф.Шуберта.Приразборемузыкальныхпроизведенийоничастоподбираюточеньметкиеиобразныеопределения.Ияиспытываюдушевныйвосторг,чувствоудовлетворения,когдаребёнок, слушаяпервуючастьконцерта«Весна»А.Вивальди(ещёнезнаяегоназвания)говорит:«Этамузыка,какбудтовеснуподгоняет».Значитребёнокслышит,значитончувствует,онсопереживает.

Активно проявлять свое отношение к музыке ребенок может в пении, как в одном из видов исполнительства. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии и является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.

В последнее время занятия в вокальных студиях и кружках сольного пения стали особенно популярными среди детей и их родителей. И именно поэтомуактуальной и значимойпредставляется проблемаразвития вокальных способностей детей,формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Для ребят, проявляющих интерес к музыке и вокальному исполнительству в нашем дошкольном учреждении организована студия «Театр Песни», где ребята овладевают сценическими и исполнительскими навыками. Воспитанники вокальной студии являются активными участниками различных мероприятий в детском саду, а также городских праздников и конкурсов.

Встречисмузыкойдолжныпоразитьвоображениедетей, запомнитьсяим. В связи с этим идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Принцип взаимосвязи искусств в последние годы осуществляется и в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, у нас родилась идея новойинтегрированнойформыдосуговойдеятельностидетей, такая как САЛОН.Постепенно он вошёл в практику работы с детьми старших групп, где сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной.

В 18-19 веках в Салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их посетителей, это был круг избранных лиц, собравшихся в доме и объединённых общими интересами (литературой, живописью и т.д.). ВуютнойиторжественнойСалоннойобстановкедошкольникинетолькознакомятсясискусством,ноиучатсяхорошимманерам. Многие могут возразить, что Салон - это не что иное, как музыкальная гостиная. Это не так! Салон - это особая атмосфера, где очень важно сохранить стиль общения между его посетителями. Здесь умело господствует и задаёт тон хозяйка Салона. Она объединяет общей темой разговора интересных собеседников, подбирает салонные игры, всецело способствует приятному времяпрепровождению.

Салоны могут быть различными по тематике. К юбилею великого поэта в нашем детском саду был проведён музыкально-литературный салон «С.Есенин - душа и песня русской земли», который был посвящён его жизни и творчеству.Чтобы расширить знания детей об истории нашего родного города и провести параллель между прошлым и настоящим, мы организовали салон «История двух портретов», где основное внимание было уделено живописи и театрализации. В доступной форме нам удалось донести до детей исторические вехи наших земляков - семьи Струйских: Александры Петровны и Николая ЕремеевичаИх портреты принадлежат кисти знаменитого Ф.С.Рокотова и в настоящее время экспонируются в Третьяковской галерее.

Осознание того, что основной стержень семейных традиций и духовных ценностей заложен в семье, вдохновило меня на создание семейного салона, какновую форму взаимодействия с семьями воспитанников.Свои идеи я воплотила в основу мероприятия «Мы - семья и мы - друзья», которое было приурочено к Международному Дню семьи.

Детинатакихдосугахс удовольствиемслушаютмузыкуистихи (нередко в исполнении родителей), трогательно украшают дерево желаний, рассматриваютрепродукциикартинвеликихживописцев,смотрятвидеоматериалы(комплектвидеокассетсерии«релаксвидео»),двигаютсяподмузыку, участвуют в театрализации.

Данные формы и методы играют значительную роль в развитии художественно-творческого восприятия воспитанников, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Это подтверждают и результаты диагностики.

Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: "Родители важнее педагогов". Как ни странно, всё действительно так и обстоит. Родители, действительно, важнее педагогов. Но здесь мысль Нейгауза нуждается в уточнении. Во-первых, речь идёт о музыкальном воспитании. И во-вторых, родители важнее педагогов, по мысли Нейгауза, именно в дошкольные годы. То есть тогда, когда воспитание, в том числе, музыкальное, в основном происходит в семье. И когда именно от мамы и папы зависит, будет ли разгадана тайна, заложенная в ребёнке. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

В заключении хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость".

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!