Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как сшить красивую куклу текстильную, интерьерную, большеножку, вальдорфскую своими руками: выкройки, инструкции, фото, видео. Как сшить кукле голову и лицо, туловище, руки, ноги: выкройки с описанием, фото

Куклы ручной работы сегодня пользуются небывалой популярностью. Многие талантливые мастера хэндмэйд создают таких удивительных текстильных кукол, которых можно отнести к произведениям искусства. Таким талантам пытаются подражать, покупают мастер-классы и выкройки. Появилось много разновидностей, стилей и образов текстильных кукол ручной работы. Самыми популярными среди них являются и куклы-малышки.

Как создать текстильную куклу самому

Эксклюзивную куклу ручной работы можно приобрести у талантливого мастера, а можно и изготовить самому. Может быть, сложные варианты под силу не каждому, а примитивные куклы-малышки вполне может осилить любой. Для этого потребуется удачная выкройка куклы-малышки, немного ткани и времени и большое желание сотворить что-либо своими руками. Что ж, поговорим об этом подробнее.

Сегодня в продаже есть не только сами игрушки, но и наборы для шитья кукол- малышек с необходимыми материалами, описанием и выкройками.

Тем не менее, если решено создать самостоятельно свою неповторимую игрушку, можно воспользоваться одной из шаблонных выкроек куклы-малышки. Одна из них приведена ниже. Для этого нужно перенести выкройку на ткань и приступить к творческому процессу.

Необходимые материалы для шитья куклы

Перед началом работы нужно подготовить все необходимое. Хорошо, если есть швейная машинка, она может облегчить и ускорить процесс, но вполне успешно можно при помощи иголки и нитки. Тем, кто только начинает пробовать себя в творчестве и создании игрушек ручной работы, лучше всего использовать самую простую выкройку куклы-малышки. Она называется примитивной. Подойдет выкройка, где голова, тело и ножки цельнокройные, отдельно кроятся только ручки.

Для изготовления понадобится:

  • Выкройка куклы-малышки в натуральную величину.
  • Ткань любого оттенка телесного цвета для тельца малышки.
  • Любая ткань для шитья одежды.
  • Специальный (это может быть синтепон, синтепух или холофайбер), а также деревянная палочка для набивания деталей.
  • Для создания прически может понадобиться на выбор: для валяния, трессы из искусственных волос.
  • Акриловые краски, румяна и кисточка для того, чтобы нарисовать лицо или пара черных бусинок, если планируется создать куколку с лицом как у тильды или большеножки, только с глазками.

Выкройки куклы-малышки

Для шитья можно воспользоваться подобной выкройкой, а можно нарисовать свою.

Процесс создания куклы-малышки своими руками

С чего начать? Для шитья куклы-малышки выкройку в натуральную величину нужно перерисовать на бумагу, вырезать и перенести на ткань. Затем нужно сшить руками или сострочить на машине детали не вырезая их, а уже после аккуратно вырезать и сделать по краю надсечки с тем, чтобы после выворачивания края деталей были ровными и не сборили.

Нужно набить наполнителем плотненько все детали и приступить к шитью одежды. То, во что будет наряжена малышка, стоит продумать сразу и подобрать необходимые клочки ткани. Далее процесс зависит от того, какая будет одежда: будет ли она с рукавами или без, будут ли это штанишки, юбочка или платье. Вот некоторые советы:

  • Рукава и штанины, после того как они прострочены на машинке, нужно надеть на детали ручек и ножек, а уже потом пришивать их к телу.
  • Проще всего делать куколке платье. Отрез ткани, равный длине платья с обработанными краями, можно собрать по одному краю и пришить прямо к кукле чуть ниже шеи, затем приделать ручки и завязать на шее бантик или пришить воротничок.
  • Обувь можно нарисовать акриловыми красками, а можно сшить сапожки по выкройке ножек с небольшим припуском или связать пинеточки, которые можно будет надевать и снимать.

Создаем лицо малышке

После того как тельце куколки готово можно приступить к созданию личика. Здесь возможны варианты:

  1. Можно нарисовать лицо акриловыми красками.
  2. Можно сделать примитивное личико с бусинками в виде глазок.

Оба варианта будут интересно смотреться. Первый вариант сложнее и требует усилий. Для того чтобы нарисовать лицо, нужно сначала провести карандашом линии глаз, наметить носик и губки. Затем красками рисуем глаза:

  • белой краской заполняем всю площадь глаза;
  • рисуем радужку и зрачок;
  • обводим темным цветом (черным или коричневым) контур;
  • прорисовываем реснички.

Носик можно лишь слегка обозначить, губки прорисовать выбранным цветом. Румяна нанести можно настоящие маленькой кисточкой или ватной палочкой.

Самое простое личико с точечками глазок можно сделать при помощи краски черного цвета, прорисовав две одинаковые точки на месте глаз, а можно пришить маленькие черные бусинки. В таком варианте малышку тоже можно нарумянить.

Создаем волосы

Прическу для куклы-малышки своими руками можно сделать из толстых вязальных ниток любого цвета. Нужно намотать небольшое количество ниток на картонку любой ширины (в зависимости от желаемой длинны волос), пришить по середине к головке куколки. Такие волосы можно слегка подстричь и собрать в два хвостика по бокам или заплести косички.

Для волос можно использовать пряжу для валяния. Небольшой кусочек нужно привалять специальной иголкой посередине к голове куклы и сделать желаемую прическу.

Для куклы-малышки можно использовать и трессы, просто пришив их по кругу к голове. Сверху можно надеть шляпку или колпачок.

Теперь уникальная, эксклюзивная кукла-малышка готова.

Тем, кто только начинает знакомство с миром текстильной куклы, данная статья поможет разобраться во всем его многообразии. Возможно даже, Вы захотите сшить текстильную куклу своими руками. Но для начала давайте посмотрим, какими они бывают.

Большинство текстильных кукол не являются игровыми. Хотя бы с той точки зрения, что их не рекомендуется стирать, ведь многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы.
Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум – порвутся.
А еще многие куклы украшены разными аксессуарами, включая мелкие пуговки, цветочки и т.п., которые так и хочется оторвать:) Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек: куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.

Итак, виды кукол:

1. Первая и на данный момент, наверное, самая популярная текстильная кукла это, конечно же, Тильда. Возможно, именно она и привела Вас на мой сайт.
Их придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. Мир Тильда – это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п. А также различные аксессуары тильда, как то: тильда сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее. Многие из выкроек Тильда вы найдете на моем сайте в разделе .
В настоящее время, Тильда – это не только игрушки, но и огромная рукодельная «индустрия». Под брендом Тильда ежегодно выпускаются книги с новыми выкройками и идеями, коллекции Тильда тканей, а также различные аксессуары Тильда.
Честно скажу, я начинала не с тильд. Однако, именно с них начинают многие рукодельницы. Ведь выкройки тильд предельно понятны, а в книгах можно найти доступные мастер-классы Тильда.
У меня на сайте Вы найдете . А это моя единственная на данный момент Тильда .

3. Наше условное третье место я отдаю Тыквоголовкам, или Тыковкам. Для меня мама этих куколок – Елена Коган (ее кукла на фото), ведь именно ее кукол встречается в Интернете на каждом углу. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название.
Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Это Вам не глазки-точки Тильд и Снежек, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без. А расписные лица уже переместились и на более простые формы головы (из 2-х половинок).

4. Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь. Для этих кукол огромное множество выкроек, а также полно авторских примитивов.

5. Рэггеди Энн. Особняком среди примитивов стоит кукла Реггэди Энн. У нее очень интересная, но, увы, печальная история. Эту куклу придумал художник и писатель Джон Бартон Грюэль в 1914 году. Его дочка Марсела нашла на чердаке старенькую тряпичную куклу, в которую играла еще ее бабушка, мама Грюэля. Лицо куклы совсем стерлось и Грюэль нарисовал новое, нынче всем знакомое лицо: круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик. Из своих старых вещей девочка сшила кукле новую одежду. А свое имя – Рэггеди Энн – кукла получила под влиянием стихов поэта Джеймса Уиткома Райли «The Raggedy Man» и «Orphan Annie».
Джон Бартон Грюэль написал много рассказов о приключениях этой куклы.
А печальная вся эта история тем, что Марсела умерла в 1915 году. Но до сих пор кукла Рэггеди Энн остается достаточно популярной среди рукодельниц. А еще в нее, конечно же, могут играть дети:)

6. Русские куклы-обереги, или славянские куклы. Это наш ответ примитивам! Куклы эти куда древнее всех американских переселенцев:) Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Так, например, девушка на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу (кукла Кормилка или Рожаница).
Изготовлением подобных кукол занимались исключительно женщины. Прежде чем приступить к работе мастерице следовало особым образом настроиться, ведь от качества ее труда зависела судьба семьи. Тряпичные куклы-оберегри безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут.
В наше время немало мастеров занимаются изготовлением подобных кукол. У меня тоже есть парочка куколок-оберегов. Если Вас заинтересовало – Интернет Вам в помощь, информации очень много, равно как и разновидностей тряпичных кукол оберегов.

7. Вальдорфская кукла - первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды - хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос - хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.
Тело куклы особым образом пропорционально - куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях), - сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека.
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот - небольшим полумесяцем. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
Вот как здорово про вальдорфскую куклу написано в wikepedia;))

8. Тряпиенсы, или тряпичные барби. Эти куклы пришли к нам из Японии, или может Кореи. Для них характерно изящное телосложение, пышные наряды, сложные прически. Лица тряпиенсов достаточно просты – прорисовываются глазки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки. Красиво, но не так просто это сшить:)

9. Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. Я решила объединить эти две категории и написать о них совсем коротко, т.к. знания о них у меня чисто поверхностные.
Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.
У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы.
Часто у этого вида кукол лицо выполняется в технике «текстильной пластики»…т.е. когда кажется, что лицо ее как будто вылеплено: объемный носик, глазки с веками, подбородок… А на самом деле – это текстильная пластика. Для меня это просто КОСМОС. P.S. На фото невероятная барышня Яны Яхиной.

10. Авторская текстильная кукла. Когда-нибудь, набив руку на шитье «стандартных» кукол, мастер (так пафосно звучит, а чем заменить не знаю), приходит к созданию своей куклы. Сам создает выкройку или переделывает под себя уже имеющиеся, пробует, шьет, набивает, выкидывает, снова рисует выкройки, шьет, набивает, выкидывает, переделывает…. И в конце-концов приходит к истинно своей кукле… Шьет их, а потом, через какое-то время… рисует новые выкройки, шьет, набивает – ну дальше Вы в курсе:)

Вот такая получилась статья, очень, на мой взгляд, информативная. Я уверена, что она поможет Вам заглянуть в мир текстильных кукол, немного в нем разобраться и выбрать для себя куклу по душе И, кто знает, может и создать свою, которая станет также известна, как и вышеперечисленные:)

Copyright © 2012 сайт
Все статьи на сайте уникальны и написаны мной лично. Полное копирование запрещено.
При частичном копировании или баннер обязательны!

Технологии изготовления текстильных кукол

1. Виды и образы текстильных кукол

Куклы-обереги для дома (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1)

Берегиня
Берегиня – одна из самых древних кукол-оберегов. Куклу с красным лицом вешали напротив двери. Делали Берегинь и белолицых. Считалось, что Берегиня никого с дурными мыслями в дом не пустит. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и куделька - неспряденная шерсть для тепла и уюта.

Метёлочка

Метёлочка должна сидеть дома выше всех, чтобы всех видеть. И если дома случилась ссора, то после, когда уже все разойдутся, надо взять Метёлочку, открыть форточку и помахать куклой, как веником, выгоняя ссору прочь, в окно.

Кубышка-травница

Кубышка-травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Еще её ставили около кровати больному.

Крупеничка

Кукла "Крупеничка"- это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

Колокольчик

Колокольчик – кукла добрых вестей. Родина куклы – Валдай. У куколки три юбки, она веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.

Десятиручка

Многорукую куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

День и ночь

День и ночь – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка День - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать.

Куклы-обереги для матери и ребенка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2)

Кувадки (Куватки)

Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают.

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец ребенка обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Громкими воплями он выманивал злых духов в предбанник, где развешивались обрядовые куклы, в которые, по мнению людей, вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались.Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Ведучка

"Ведучка» - это тип куклы, характерный для Сергиевской игрушки 19 века, символ преемственности поколений, материнской заботы и любви, изображает кормилицу, ведущую малыша. Отсюда и местное название «Ведучка» (ведущая в жизнь).

Купавка

Купавка - это летняя кукла одного дня. Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам Купавки привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Лихоманки
Куклы Лихоманки делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили те болезни, которые они на себя взяли.

Куколка от коли и боли

Эту удивительную куколку прикладывали на больное место для того, чтобыона сняла боль, и человек перестал ее чувствовать.
Капризных младенцев также успокаивали этой куклой. Куколкуне изготавливали заранее, а только в случае боли.
Например, при коликах в животе у грудного ребенка, его родители быстро изготавливали из тряпочек куклу и прикладывали к животику, после чего ребенка пеленали вместе с куклой. Куколка находилась с ребенком до тех пор, пока колики не проходили. Куколка была локтевая, то есть размер ее был от ладони до локтя того, кто ее изготавливал. Она делается по принципу Кувадки, наряжается в юбку с фартуком и платок.

Рванка-Платочница-Капуста-Кормилка
Эта обереговая кукла имеет множество названий: Рванка, потому что материал не режется, а рвется. Платочница, потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана. Капуста по количеству юбок, а самое трогательное название - Кормилка.
Кормилка оберегала ребенка до самой свадьбы. Девочки чтобы удачно выйти замуж, делали эту куклу с длинной шеей, на которую наворачивали воротнички, означавшие положительные качества будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял.

Утешница

Кукла на берестяной основе находилась в запасе, не на виду, доставалась только как скорая помощь при болезни, для отвлечения малыша. Делалась Утешница из самых ярких тканей, на руках и на поясе навешивались конфеты, завёрнутые в матерчатые кулечки. Пока ребёнок болен и безутешен, кукла находилась у него. При успокоении кукла убиралась до следующего раза за печку, возможно за образа для очищения.

Младенчик

Это первая куколка-оберег для младенца до года.
Вятская женщина, ожидая ребенка, скручивала куклу и загадывала будущее своему ребенку, наделяя его разными добрыми качествами: «Пусть будет здоровым, смелым, сильным, умным…». В течение 1-го года жизни ребенка по мере загрязнения куколки ее меняли много раз, менялся ее цвет, фактура ткани, что позволяло получать разные впечатления и эмоции ребенку.
Рождественский Ангел

Куклу дарили на Пасху или на Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Куклу располагали над детской кроваткой, охраняя сон ребенка.

Веснянка

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Куклы-обереги для жениха и невесты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3)

Неразлучники

Усажены - свадебные куклы на машину (раньше на гужевые повозки).

Роль Неразлучники для молодоженов играли полотняные, соломенные, травяные, или нитяные куклы. На свадьбу изготавливалось несколько видов "берегинь", и у каждой было свое назначение.

Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью Неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Неразлучники не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но, с появлением детей, дополнялись Мартинчиками, связанными из пучка белых нитей.

Мировое дерево

Мир в славянской языческой мифологии представлялся в виде дерева, корни которого являли собой подземное царство, а крона - небесный свод, божественное начало. Ствол же символизировал мир земной. Семья, как основа новой жизни, также представлялась деревом, которое вскоре принесет плоды в виде потомства. В русской свадебной символике тема дерева прослеживалась и в сравнении молодых с ягодками райского дерева, и в мотивах вышивки свадебных рушников - райские птицы, сидящие на ветках деревьев, являлись связующим звеном между землей и небом.

Символом Мирового (родового) Дерева на свадьбе являлись фигурки жениха и невесты, прикрепленные к березовой рогатине, которая вставлялась в центр свадебного пирога невесты. Эти куклы так и назывались "Мировое дерево" и являлись залогом семейного благополучия и плодовитости.

Московка
Во время девичника было много обрядов и один из них - изготовление куклы Московки. Называли ее еще Семья, Седьмая я и Плодородие. Её делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая. Основание, на котором все держится, олицетворяет мужское начало. Очень гармоничная кукла: мужское начало, женское и дети.

Обрядовые куклы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Масленица

Самой распространенной обрядовой куклой является Масленица. К празднику Масленицы изготавливалось чучело Масленицы в человеческий рост, которое обязательно сжигалось, символизируя переход из одного времени года в другое. Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красномуглуилиувходавжилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

Спиридон-Солнцеворот

Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Коляда

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Мартинчики

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Рябинка

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Санница

Санницу катали с горки, и, считалось, чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими.

Игровая кукла (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Зайчик на пальчик

Зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает. Кукла очень важна для снятия слабого мышечного тонуса большого пальца. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что неправильное положение пальца может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец.

Куклы Хороводницы

Куклы Хороводницы устроены так, чтобы девочки их крутили и развивали одновременно две ручки. Это было важно для работы за прялкой.

Бойцы на палочках

Бойцов на палочках было тоже два. Они были с мешочками в руках. Этими мешочками они дрались. Навыки, которые получали мальчики, благодаря этой кукле, нужны были для плетения лаптей.Сын с трехлетнего возраста помогал отцу плести лапти. И если у него не получалось завязывать узлы, ему говорили: "Тебе еще в куклы играть надо", то есть тренироваться.
Убоженка
Убоженка делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Она должна была научить ребенка состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

Девка-Баба

Девка-Баба- кукла-перевертыш. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой. А замужем: платье серое, на посиделки уже не сходишь. Чтобы девочке это сразу не было шоком. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить.

Малышок-Голышок

Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала в ребенке, по верованиям древних, материнское начало и чувство семьи.

2. Основные технологии изготовления текстильных кукол

В изготовлении кукол своими руками есть великий смысл. Ведь такая кукла несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. Куклы - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки.

Закрутка

В основе куклы - плотно закрученный лоскут ткани. Как и многих других кукол, эту куклу изготавливают без использования иглы и ножниц. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, затем сворачивали и обматывали нитями. Сворачивая и завязывая ткань, не делают ни одного шва.

Для изготовления туловища куклы нужно взять небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, нужно сделать плотную скрутку-рулик. Это будет тулово куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса скрутку перевязывают ниткой или веревочкой.

Далее делается голова и руки. Нужно взять квадратик белой ткани, накрыть им скрутку по центру и сформировать голову. Внутрь можно положить вату или синтепон, чтобы голова получилась круглой и перевязать ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Затем нужно сделать руки. Противоположные, свободные концы ткани выравнивают, определяют длину рук и лишнюю ткань сворачивают внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряют размеры ладошки куклы и перетягивают ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязывают вокруг туловища ниткой на поясе. Направление рук определяется в зависимости от натяжения ткани. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: рядить куклу. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

Столбушка

В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно во владимирских деревнях старательно и аккуратно накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Дальнейшие технологические операции совпадают с последовательностью изготовления Закрутки.

Крестушка

Традиционную русскую куклу Крестушку делали с малолетства, т.к. она очень проста исполнении. В основе куклы – крест.

Крест в основе и косой крест на груди несут не только технологический смысл, это символ плодородия. Крестовидные куклы являли собой не только мифологическую формулу мироустройства (схема триединого мира: небесного, земного и подземного), но и указывали ещё и на четыре стороны света. Таким образом, в самой их конструкции содержится универсальное число семь - символ мироздания. Магия семёрки живет в нашей речи и сейчас: " семь раз отмерь", "семь пядей во лбу", "семь пятниц на неделе", "на седьмом небе". Каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Крестики собирали из прутиков, палочек, лучинок, щепок; иногда взрослые выстругивали для этого гладкие планочки. Короткую горизонтальную палочку клали на вертикальную, более длинную, и перевязывали их прочными нитками крест-накрест спереди и сзади. Получалась основа куклы - крест: голова, руки и туловище. Если палочки круглые, то на вертикали в месте перекрестья делается ножом вырез, куда вкладывается горизонтальная перекладинка. Затем палочки перевязываются нитками. Вариантов дальнейшего оформления куклы было множество. На широкой плоской планочке рисовали лицо и одевали Крестушку в юбку и кофту, в рубаху, платье с рукавами, подвязав поясом под грудью.

На верхушку тонкой палочки наматывали мох, сухую траву и обтягивали головку белой тряпкой. Пришивали кудельные волосы и одевали куклу.
Делали также Крестушку-Мужичка. Находили прутики с развилкой из одинаковых сучков, которые изображали ноги. Руки привязывали точно так же с помощью горизонтальной перекладинки. Такую крестушку одевали в порты (штаны), в рубаху и подпоясывали.

Мастерили и целую семью Крестушек с детьми и приданым. Крестушки удобны в игре. Держась за палочку-туловище под платьем, дети манипулировали фигурками, как театральными куклами 1 .

Набивная кукла-мешочек

В основе куклы - тоже характерный столбик, только набитый зерном, поэтому куклу называют «Зернушка». Для изготовления куклы прямоугольный кусок тонкого холста сшивается плотным швом по длине. Получается холщовая трубочка. С одного конца ее простегивают ровным частым стежком, стягивают и завязывают узелком. Для прочности самый кончик сборки у основания перетягивают ниткой и выворачивают.

Теперь в верхний край столбика продергивают нитку, оставив свободными концы нитки. Затем насыпают в столбик-мешочек сухое зерно (пшеницу, ячмень), наполнив его не до самого верха. Стягивают ниткой верхний край мешочка, завязывают и зашивают отверстие. Готовый столбик перетягивают вязкой по линии шеи - головка куклы наполняется зерном до верха. Получается устойчивая, приятная на ощупь фигурка.

Одевают Зернушку в юбку и передник, пришивают волосы из крапивной кудели или просто повязывают платком, завязав его вокруг шеи. Фигурка величиной в 15-20 см выглядит наиболее пропорциональной и удачной. Таких кукол дарили раньше с пожеланием благополучия, достатка, счастья. Она может быть хорошим, оригинальным подарком.

Пеленашка

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел - и образ распадется. Вторая не менее существенная составляющая образа - голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов.

С этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх - голову, другие две трети - низ куклы, а узел шнура – пояса располагали спереди. Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.

Куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла.

Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку.

Узелковая кукла

Рассмотрим технологию изготовления Рождественского Ангела (Рис.3). Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани, но можно взять ткань светлых оттенков размером 20см х 20см. Изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.
В середину квадратика ткани помещается наполнитель. Ткань перегибается по диагонали, наполнитель обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а). Затем, той же ниткой перевязывается «талия» и «крылья» (б), а также при переходах нитки вверх-вниз формируется «крест» (в).
Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный шнурок.

Рис. 3

Кукла на палочке

Существует несколько технологий изготовления текстильных кукол на палочке:

А) палочка является основой тулова куклы; в остальном, кукла изготавливается по технологии куклы Столбушки.

Б) палочка является не только основой тулова куклы, но и держателем. Примерами таких кукол являются кукла Пастушок, Хороводницы, Борцы и др.

В) палочка не является основой тулова кукол, а служит общей рукой (символом неразлучности), на которую надеваются узелковые куклы, символизирующие жениха и невесту. Когда в семье появлялись дети, фигурки немного раздвигались, и на общую руку привязывались нитяные куколки – мартинчики.

Рис. 4

Г) палочка (рогатина) является основой тулова двух кукол. Таким способом изготавливается кукла Мировое Дерево. Н а левом сучке рогатины делают куклу Невесты. Технология изготовления соответствует типу Столбушка. На втором сучке рогатины оформляют куклу Жениха.

3. Технология изготовления традиционной безликой текстильной куклы «Ведучка»

За основу разработки технологии куклы Ведучки взяты работы мастера Ирины Хабышевой.

Для создания куклы-кормилицы потребуется:

    Плотная ткань (65х30) для изготовления тулова куклы.

    Плотная ткать (40х3) для придания тулову большей устойчивости.

    Ткань (36х12) для изготовления рук кукол.

    Полоска их белой тонкой ткани для обертывания рук кукол (приблизительно 70х1).

    Тонкая белая ткань (40х40) для лица, предплечий, тулова.

    Синтепон для формирования головы, груди и бедер куклы.

    Ткань для рубахи (30х15).

    Ткань для юбки (75х20).

    Белая ткань для нижней юбки (75х20).

    Ткань для повойника.

    Мягкая, легко драпирующаяся ткань для платка.

    Шитье (75 см)

    Нитки красные, белые и цветов, соответствующих цвету юбки и рубахи и нитки для пояска.

Для куклы-ребенка потребуется:

1. Плотная ткань (26х10) для тулова.

2. Ткань для рубахи.

3. Ткань для юбки и нижней юбки.

4. Лен для «прически»

5. Белая узкая ленточка (25 см).

6. Нитки для обвязывания куклы и для пошива юбок.

7. Нитки для пояска.

1 . Сначала необходимо создать тулово куклы. Для этого плотно скручиваем отрез ткани. Полученную скрутку (диаметром 3,5 см) фиксируем красной нитью в области шеи (7,5 см от верхней точки), в области талии (в середине скрутки) и приблизительно в 10 см от нижней точки тулова. Это будет нижняя точка «общей руки» куклы. По низу тулова для устойчивости куклы наматываем подготовленную полоску плотной ткани. Фиксируем ее белой ниткой.

2. Скручиваем в жгут ткань для рук кукол. Чтобы его закрепить, оборачивает подготовленной полоской белой ткани. Готовый жгут привязываем к тулову в области шеи. Для хорошей фиксации делаем двойную обвязку. Основа куклы готова (илл.1).

.

Илл. 1 Илл. 2

3. Начинаем формировать голову, грудь и бедра куклы (илл.2). Для этого в середину квадратного отреза ткани раскладываем синтепон, накрываем тулово по диагонали и начинаем формировать голову. Делаем несколько туров красной нитью вокруг шеи, расправляем складочки. В области лица складок не должно быть.

4. Отрезаем излишки ткани. Ткань подворачиваем и завязываем в области предплечий. При помощи синтепона формируем грудь, аккуратно драпируем ткань и обвязываем куклу по линии талии. Ниже талии делаем плотный тур синтепона. Остатки белой ткани подтыкаем под слой синтепона. Основа куклы приобрела очертания женской фигуры

5. Одеваем куклу-кормилицу, завязываем повойник и платочек (илл. 3).

Илл.3. Илл.4.

6. Приступаем к кукле-дочке. Эта куколка узловая. Жгут, скатанный из плотной ткани, сворачиваем пополам и привязываем к общей руке парной куклы. Начинаем «рядить»

дочку. Рубаха состоит из трех частей. Сначала закрепляем рукава. Затем аккуратно фиксируем красной нитью переднюю и заднюю части рубахи в области талии (илл. 4).

7. Делаем куколке из льняных волокон прическу. Привязываем «волосы» к головке куклы. Надеваем юбочки. Дочка готова (илл. 5). Осталось завязать обеим куколка обережные пояски (илл. 6).

Илл.5 Илл. 6

Технология изготовления Ведучки – одна из самых сложных, но кукла очень красивая и по сути своей очень привлекательная. За короткий срок знакомства с теорией и недолгое время изготовления куклы можно приобрести лишь элементарные знания и навыки. Но и за это время можно ощутить на себе ее природу и истоки и полюбить русскую традиционную куклу на всю жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководствуясь целью возрождения технологий изготовления русской традиционной безликой текстильной куклы как феномена народной культуры, были рассмотрены и систематизированы ее виды и образы, ее функции и типология, описаны основные технологии изготовления текстильной куклы, а также была разработана и описана технология изготовления текстильной безликой куклы «Ведучка».

В контексте русской народной куклы не всегда можно говорить о её эволюционном развитии. Попытка уничтожения русской текстильной куклы, вероятно, не могла не внести некоторого искажения форм и образов традиционной куклы. Но, как показывает история, все, что имеет непреходящую ценность, несмотря ни на какие преграды, становится традицией. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. В настоящее время русская традиционная текстильная кукла переживает период живого интереса, неподдельной увлеченности, настоящего своего возрождения. Но современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим во время технического прогресса. Это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете, больше соблазна отойти от канона.

Сегодня от народного мастера требуется не только высокое мастерство, но и сознательное творческое отношение к своей деятельности, глубокое проникновение в народную культуру. И, конечно же, определённая образованность, способность ориентироваться в вопросах традиционного русского искусства.

Поставленные задачи решены. Для систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Рассмотрены архетипы традиционной текстильной безликой куклы и тенденции ее возрождения. На основе приобретенных знаний была изготовлена парная кукла Ведучка.

Поставленная цель достигнута.

Список использованной литературы

    Берстенева Е.В., Довгаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., 2010, 112 с.

    Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.– Культура и традиции, 2007.

    Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

    Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с.

    Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в трех томах. Т.1.- Таллинн, 1992.

    Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001.

    Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: «Детство-Пресс», 2011.

    Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. - М.: Эксмо, 2007.

    Музей «Берегиня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usadba-bereginya.narod.ru/museum.

10. Национальные традиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Letopisi.Ru

11. Традиционная культура Русского Севера: история и современность. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера /Редколлегия: Т.Г. Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/8_actual/batagova.htm

12. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. sergiev - posad . ru /

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1

Берегиня

Очистительная

Травница

Крупеничка

Колокольчик

Десятиручка

День и Ночь

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

Лихоманки

От коли и боли

Утешница

Младенчик

Рождественский Ангел

Веснянка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 Г. Дайн. Октябрь - золотая осень. http://www.detsad14.ru

У каждого мастера свои техники, выкройки и свои особенности пошива интерьерной куклы. В данном мастер-классе мы постараемся очень подробно рассказать, как это обычно делается. Материал подойдет даже для новичков без опыта. Итак, приступим.

МК интерьерной куклы от А до Я

Что нам понадобится:

Швейная машина.
Трикотаж для тела, флизелин, хлопок, трикотаж для одежды.
Ботиночки для куклы, шапочка для куклы, трессы для волос.
Нитки белые и бежевые, иголки.
Наполнитель - синтепон и синтепух. Можно только синтепон, если не найдете синтепух.
Большая (длинная) игла для пришивания рук и ног.
Клей момент прозрачный.
Иголки-невидимки или английские булавки.
Ножницы.

Итак, первое и самое важное - это выкройка. Распечатываем на А4, вырезаем.

Для пошива туловища вам потребуется трикотаж. Можно приобрести специальный кукольный трикотаж, который почти не тянется. Чаще всего встречается он под названием «Белый ангел». Можно взять простой трикотаж из магазина ткани. Для того, чтобы он не сильно тянулся, проклеить его флизелином. Проклеиваем с изнанки ткань, кроме того места, где будет голова. Складываем и скалываем лицом друг к другу, обрисовываем выкройку, прошиваем. Детали сшиваются не полностью. Остаются места для выворачивания и место, куда вставляется шар для головы.

Части тела вырезаем ножницами зигзаг. Если у вас таких нет, то вырезаем обычными и обязательно делаем небольшие насечки в местах сгибов, например на шее. Просто берем этот обрезанный край и аккуратно, не доходя до шва пары миллиметров, подрезаем.

После того как мы прошили все детальки, нам нужно доработать ножки. Берем ножку, складываем ее в районе стопы, шов к шву и чертим закругленную линию.

Прострачиваем по этой линии. Вырезаем. Вот что у нас должно получиться.

Выворачиваем детали при помощи деревянной палочки.

Приступаем к голове. Нам потребуется пенопластовый шарик 8 см в диаметре. Вырезаем из синтепона круг, такой, чтобы он полностью покрывал шарик, если его обернуть.

Оборачиваем шарик и засовываем его в голову через не зашитое сверху пространство.

Если вы не хотите делать нос своей кукле, то следующий пункт можете пропустить. Для носика нам потребуется английская булавка с бусинкой на конце, кусочек синтепона, нитка и клей. Итак, берем булавку. Наносим клей на кончик пластиковой бусинки. Оборачиваем полоской синтепона. Затем этот рулончик на бусинке складываем пополам. Обвязываем ниткой основание этого шарика.

Необходимая полоска синтепона.

Рулончик, обмотанный вокруг невидимки.

Этот рулончик мы сложили пополам и замотали у основания ниткой.

Намечаем на лице невидимкой, где у нас будет нос.

Аккуратно отодвигаем ткань и на месте, где иголка входит в шар, вставляем наш носик, а невидимку убираем.

Зашиваем сверху голову.

Теперь самый ответственный и сложный момент - шея. Для шеи вам потребуется деревянная палочка. Обрезаем китайские палочки для еды и затачиваем конец. Можно использовать деревянные шпажки, но они более ломкие. А также потребуется полоска синтепона и клей.

Вырезаем полоску синтепона в ширину, равную длине палочки до заострения, а длину такую, чтобы при сворачивании в рулон получился охват шеи примерно. Палочку смазываем клеем и, начиная с конца, сворачиваем синтепон рулоном вокруг палочки - как ковер.

Аккуратно через нижнее не зашитое отверстие вставляем этот валик в туловище и накалываем шарик в голове на острие палочки. Для новичка может быть сложно сразу сделать красивую шею. С опытом получается лучше и лучше.

Набиваем синтепухом туловище. Аккуратно, маленькими кусочками. Помогаем себе деревянной палочкой. Если у вас нет синтепуха, то вы можете использовать синтепон, разрывая и распушая его на маленькие кусочки. Набиваем плотно.

Набиваем сперва при помощи палочки шею. Стараемся выровнять все так, чтобы не было бугров.

После того как шея получилась ровной и аккуратной, можно уже набивать туловище без палочки, руками. Очень важный момент! Набивка должна быть очень плотной, тугой. Это нужно для того, чтобы наша кукла потом стояла. Это касается и туловища, и рук, и ног. Не спешите, используйте небольшие кусочки. Большие куски дают так называемый целлюлит - не ровная поверхность куклы.

Зашиваем низ.

Набиваем руки и ноги по такому же принципу. Тут уже без палочки никак не обойтись. Совет: ноги сперва обуть в ботинки, а потом уже набивать. Сделать это можно опять же при помощи палочки. Вставляем ее в ногу и засовываем в ботинок. А потом уже набиваем. Это поможет стопе не деформироваться при набивке и принять форму обуви. Зашиваем отверстия рук и ног.

Приступаем к одежде. Выкраиваем панталончики. Берем ткань. Складываем лицом друг к другу. Рисуем нашу выкройку на ткани. Подшиваем сверху и снизу. А затем прошиваем верхние боковые швы.

Разворачиваем и прошиваем уже нижние швы так, чтобы получились штанишки.

Выворачиваем и надеваем на ножки через верх.

Вставляем туловище между ножек. Фиксируем английскими булавками, а лучше, если есть, длинными иглами. И пришиваем путем пуговичного крепления ноги к туловищу.

То есть вы вставляете иглу в одну ногу и через туловище сшиваете с другой ногой. При этом прошиваете с каждой стороны через пуговицы.

Надеваем штанишки. Сзади их присобираем и пришиваем к тельцу. Если они получились широковаты по ноге, то их можно присобрать на нитку и пришить к ножкам.

Шьем платье. Оно будет состоять отдельно из верхней части, юбки и рукавов. Шьем верхнюю часть. Для этого нам нужно обмерить обхват туловища в районе талии и высоту этой верхней части.

Обхват получился 21 см, а высота 7,5 см. На припуск прибавляем 0,5 см в ширину и 2 см в высоту.

Итак, нам нужно вырезать прямоугольник 21,5х9,5 см. И подшить его на машинке с обеих сторон по ширине.

Затем мы делаем выточки с двух сторон. Для этого прикладываем наш отрез к туловищу, оборачиваем и намечаем для себя сгиб ткани Можно для начала провести линию и сметать вручную. Прошиваем один бок. Сшиваем не до конца, так как по низу у нас та длина, что нам нужна. И ее не нужно уменьшать.

Прикладываем снова к туловищу и таким же образом намечаем излишек со второй стороны, который нужно убрать в вытачку. Прошиваем. Прикладываем к туловищу, закрепляем булавками и сзади сшиваем аккуратно две половинки. Получается вот такая верхняя часть:

Шьем юбку. Тут все просто. От талии измеряете нужную вам длину юбки. Учтите, что если юбку пышная, то она будет смотреться короче. Вырезаем прямоугольник равный по ширине вашей длине юбки + 2 см на припуски, а по длине-сколько вы хотите. Чем больше-тем пышнее. Вот у этой куклы я делала длину 45 см. Если не хватает одного куска ткани, то можно сшить два. Итак, вырезали, подшили края, а потом сшили это в один круг. Присобрали ниткой по длине и затянули на поясе. Потом пришили прям к тельцу.

Это подъюбник. Юбка сверху, складочками. Технология та же самая. Пришивается вручную.

Вниз вы можете надеть фатиновую юбочку для пышности. На пояс для того, чтобы скрыть шов, можно приклеить или пришить тесьму или кружево.

Пиджак из трикотажа, но можно использовать и хлопок, и джинсу. В этом примере трикотаж и хлопок в виде подкладочной ткани. Скалываем ткань лицом друг к другу. Рисуем выкройку. Прострачиваем не до конца. Через отверстие выворачиваем и вручную его зашиваем.

Прикладываем к кукле наш пиджачок и фиксируем булавками. По центру сшиваем его. Украшаем пуговичкой или чем-либо еще. Можно не сшивать, тогда он будет на кукле не застегнутый.

На небольшом прямоугольном отрезе трикотажа прострачиваем низ. Скалываем лицом и рисуем рукава. Прикладываем ручки к ткани и намечаем, где должен проходить рукав.

Прошиваем, выворачиваем и надеваем на руки.

Руки пришиваем аналогично ногам, используя пуговичное крепление.

Последний этап - волосы. Волосы можно сделать из искусственных трессов или же из натуральных кудрей овечек. Также можно использовать пряжу или шерсть для валяния. Как сделать волосы из трессов?

Нам понадобятся трессы, клей момент прозрачный, либо иголка с ниткой, английские булавки, расческа.

Есть два варианта. Первый - приклеить трессы клеем, второй - пришить нитками. Для новичков легче второй вариант. Это проще. А вот как можено приклеить трессы.

Вокруг головы простым карандашом рисуем линию. По этой линии выдавливаем небольшой слой клея.

Прикладываем основание трессов к этому слою и фиксируем булавками. Булавки нужны всего лишь на несколько секунд, чтобы клей схватился. Когда клеим второй ряд, то из первого уже вытаскиваем булавки.

Таким же образом третий ряд и т. д. Пока тресс не закончится.

Вы можете точно так же по спирали пришить трессы нитками к голове. Это немного дольше, но руки будут чистыми от клея:) Или купите паричок, он надевается на голову и легко пришивается по краю.

Рисуем глазки акриловой краской и румяним щечки обычными румянами или пастелью.

Надеваем шапочку, украшаем на ваш вкус (мишка, или сумочка, или еще что-либо), и вуаля! Куколка готова:)

1. Самое главное выбрать качественную ткань для тела куклы. Если ткань с которой вы будете работать недостаточно плотная, или теряет форму при набивке, то результат будет плачевным. Можно для первых попыток выбрать недорогую ткань, типа бязи ГОСТ. Единственный ее недостаток — это только белый цвет, поэтому она подходит для грунтованных игрушек или для отработки мастерства и выкроек. Не плохо подходит для текстильных кукол корейский хлопок, но ещё лучше американский, хотя он самый дорогой, зато результат вас никогда не разочарует. Подробнее о тканях можете почитать здесь:

2. Второй важный момент это правильное расположение деталей на ткани. Нужно строго соблюдать направление долевой нити. Обычно это направление отмечено стрелкой на выкройке и не всегда совпадает с длинной осью детали. Если вы расположите вашу деталь по косой то при набивке она может сильно деформироваться.

3. Третья составляющая успеха — это набивка. Здесь можно сделать сразу две ошибки. Во первых нужно правильно выбрать материал для набивки. Я для этих целей использую холофайбер или синтепух. Рулонный синтепон для набивки совершенно не подходит. Лучше если вы найдёте синтепух прочес. Холофайбером в шариках набивать можно, но при этом сложнее добиться равномерности.

Синтепух

4. Важно не только правильно выбрать материал набивки, но и качественно набить все детали. Набивка должна быть очень плотной, по сути хорошо набирая деталь должна быть твёрдой и практически не деформироваться при нажатии. Есть конечно виды кукол, где набивка не плотная, но это всегда оговаривается в описании.

6. Ещё одной распространенной ошибкой является непропорциональные черты лица у кукол. Поэтому Тильды и куклы малышки в стиле Татьяны Коннэ пользуются таким успехом. Там достаточно поставить 2 чёрных точки и ошибиться в этом сложно. Если же вы все-таки хотите нарисовать лицо кукле, то найдите схему с правильными пропорциями.

7. Следующий момент — это костюм. Создание гармоничного костюма это настоящее искусство. Здесь важно внимание к мелочам и деталям. Плохо подобранный костюм напрочь испортит образ даже самой шикарной куклы. И наоборот, простенькую куклу можно выгодно подать за счёт костюма и образа.

8. Невнимание к деталям. Недостаточно просто сшить и одеть куклу. Если вы хотите, чтобы образ был полным вы должны иметь представление о том, кто ваша кукла. Это позволит создать для неё соответствующие аксессуары, гармонично дополняющие образ.

9. Ещё одна ошибка, которую часто допускают новички — это желание взяться сразу за сложную модель куклы. Конечно куклы с объёмными лицами и шарнирными руками и ногами очень красиво смотрятся, но чтобы сшить такую куклу нужно уже иметь опыт шитья кукол и игрушек.

10. И ни в коем случае нельзя опускать руки при первой неудаче. Если у вас что-то не получилось — нужно попробовать разобраться почему и устранить причину. Или если вы не можете понять сами суть проблемы — обратиться за помощью к мастеру. Но чаще всего нужно просто набраться опыта сделав несколько кукол



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!