Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как провести родительское собрание без конфликтов. Как провести первое родительское собрание Как провести первое родительское собрание в школе

Людмила Минибаева
Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями , видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания . Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

При организации проведения родительского собрания от воспитателя требуется творческий подход к предлагаемой теме : педагог должен использовать свои методы активизации родителей , направленные на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, а иногда и на переосмысление родительской позиции . Необходимо учитывать потребность в знаниях.

Родительские собрания могут быть : общесадовскими и групповыми.

А те в свою очередь могут быть :

организационными ;

текущими или тематическими;

итоговыми;

Собрания можно проводить в форме : вечеров вопросов и ответов, устного журнала, деловой игры, ток-шоу, лектория, семинара-практикума, круглого стола, мастер-класса, родительских конференций , дискуссий. На собраниях приветствуются совместные занятия детей с родителями , психологические тренинги, показ театральных постановок. Несмотря, на различия этих форм, их объединяет одна задача – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, некоторых родителей стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Групповых собраний должно быть не менее трёх в году. Успех проведения собраний обеспечивает соблюдение таких условий : правильно выбранная тема , исходящая из потребностей родителей , злободневная для данной группы. Например : «Телевизор -друг или враг в воспитании детей?» , «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитывать интерес к книге?» . На такие собрания родители , как правило , приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются , результат будет достигнут и вовлекут тех родителей которые отсутствовали. Кроме этого сразу снимается проблема посещения последующих собраний ; заинтересованные родители сами придут на очередное собрание .

Так же важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график предварительно сообщается родителями для того , чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от

возможностей или от желания эти встречи могут проходить раз в квартал, в одни и те же часы.

Очень важно убедить родителей , что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ , это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения . Вот почему одной из тем родительского собрания должна стать тема : "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину : "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ : родители пример тому !

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того , чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания .

1 этап. Организация родительского собрания .

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей . Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей , разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям , чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания .

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания .

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы , чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно , на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, очень важна.

Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, или родителя . Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов", «грехов родителей »

Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо, предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих : отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах : финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания .

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании . Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию , разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей ; все это, в последствии, станет предметом размышлений.

Подготовка родительского собрания

1. При необходимости до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания . Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения. Например, при проведении собрания на тему «О капризах и упрямстве» мы проводили анкетирование родителей с целью выявить , в каких случаях чаще всего дети упрямятся, а в каких капризничают, чтобы в ходе собрания разобрать групповые и семейные ситуации. А перед собранием «Игры нашего детства» проводили анкетирование, с целью выявления разнообразных игр времён детства родителей , и их детей. В ходе собрания мы вспомнили несколько игр детства родителей и поиграли в них .

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания . Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются заранее до собрания .

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. Памятки раздавались родителям по темам : «Секреты общения с ребёнком в семье» , , и др.

4. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания или видеозапись с выступлением детей, как было у нас при проведении собрания на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня» , где дети читали стихотворения о семье и показывали сценку об упрямстве девочки, которая не хотела убирать игрушки, вовремя ложиться спать, идти на прогулку, которую в ходе собрания мы разбирали с родителями . Также использовали мультимедийный проектор, где вниманию родителей были представлены высказывания по теме известных писателей.

5. Для проведения собрания можно вовлечь родителей , как выступающих по теме собрания . Например, родительское собрание в форме круглого стола по тему : «Чтобы ребёнок рос счастливым» родители выступали от лица : психолога, родителя , бабушки, подготовив свои доклады самостоятельно, используя литературу, которую мы им советовали.

6. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания .

Десять правил проведения родительских собраний .

Собрание должно запомниться ;

Должно заставить задуматься;

Настроить родителей на позитивный , конструктивный лад;

Информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребёнка следует только в разговоре наедине с родителем ;

На каждого родителя должно хватить времени;

Собрание - не лекция и не урок, привлекайте родителей к диологу ;

Уважайте своё время и время родителей , собрание не должно длиться более 1ч. 20мин.: -20 мин. донести информацию, -15-20мин. выслушать вопросы и ответить на них, -20мин. индивидуальные вопросы;

Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству ;

Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому .

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов : без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

Отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний : «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы

Бытует мнение, что родительское собрание является обычным подходом к установлению контакта между родителями школьников и учителями. Однако данное убеждение неверно. Прежде всего основными целями такой встречи следует считать обсуждение успехов и неудач школьников, а также эффективных приёмов воздействия на них. Естественно, ключевая фигура данного мероприятия – классный руководитель, который должен организовать интересное и информативное родительское собрание. Как это сделать? Расскажем в сегодняшней статье.

Подбираем темы и формы родительских собраний

В большинстве случаев тематики родительских собраний, будь то средняя или начальная школа, разрабатываются на год вперёд, поэтому будет отлично, если родители также примут участие в выборе интересных для них тем. В конце последнего семестра проведите небольшое анкетирование, благодаря которому родители сами определят список вопросов, которые в обязательном порядке необходимо будет обсудить в следующем году.

Возникает вопрос: а какие же темы будут актуальными и интересными для родителей? Что ж, их спектр достаточно широк, поэтому предлагаем ознакомиться с таковыми: «Жизнь после школы или как выбрать университет», «Как справиться с трудным ребёнком», «Проблемы обучения», «Ученик в подростковом возрасте», «Плюсы и минусы школьной формы», «Распорядок дня школьника».

Что касается формы проведения встречи, то и здесь необходимо будет серьёзно подготовиться. Помните, вам нужно постараться «зажечь» пап и мам своим подходом к организации данного мероприятия. Среди наиболее интересных форм стоит отметить: педагогический ринг (на котором сталкиваются мнения родителей и детей), различные конференции родителей, где они смогут обменяться опытом воспитания, собрания-чаепития, небольшие пресс-конференции с родителями, собрания-дискуссии и т.д.

Проведение родительского собрания

Запомните главное – любое родительское собрание должно состоять из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Время проведения – не более одного часа.

Вводная часть

Основная задача вводной части – организация родителей и создание благоприятной атмосферы для беседы, которая позволит сконцентрировать внимание как классного руководителя, так и всех остальных. Создать эту самую атмосферу можно будет путём интересного оформления кабинета. Однако не забывайте, всё должно быть в меру: умеренный свет, негромкая музыка, аудитория не должна быть оформлена в пёстрых тонах, стулья расставлены полукругом или П-образно, чтобы было удобно делить родителей на несколько групп. Как только папы и мамы попадут в помещение, они сразу же оценят ваши старания.

Кстати, перед собранием также советуем сделать небольшую выставку творческих работ школьников. Это могут быть как тетради отличников, так и рисунки, сделанные на уроках изобразительного искусства. Можете оформить и уголок, где родители смогут ознакомиться с текущими отметками учеников.

Заинтересовать внимание родителей поможет и такая небольшая выставка рисунков

Вы можете выбрать строгий, весёлый или непринуждённый стиль общения, но ни в коем случае не говорите с родителями поучительным тоном. Вы общаетесь со взрослыми людьми, многие из них старше вас и уж точно разбираются во многих вопросах не хуже.

Затем поблагодарите всех пап и мам за то, что они пришли. Не забывайте и о лирическом начале: музыкальный фон в виде фортепиано или гитары, а также тематические стихи позволят родителям выбросить из головы лишние мысли и настроиться на работу. Ну а сообщив интересную и интригующую тему, вы точно приятно удивите их!

Основная часть

Как правило, основная часть собрания начинается с выступления классного руководителя, рассказывающего об основных аспектах рассматриваемой темы. Сообщение должно быть лаконичным, поскольку, как известно, устойчивость внимания к концу рабочего дня оставляет желать лучшего . В противном случае родители пропустят доносимую вами информацию мимо ушей и начнут думать о своих делах.

Ваша главная задача – заинтересовать родителей в теме обсуждения

Таким образом, необходимо сделать так, чтобы родители ни в коем случае не становились пассивными слушателями. Старайтесь задавать им как можно больше вопросов, приводить различные примеры из личной практики, анализируйте проблемы, возникающие у современных педагогов, а также предлагайте родителям просмотр небольших документальных видео, связанных с темой собрания.

Затем перейдите непосредственно к обсуждению жизни класса. Рассказывая о нежелательных поступках школьников, не называйте их фамилии. Также не стоит предъявлять претензии к родителям и обсуждать личную жизнь конкретного ученика. Главное здесь – общими усилиями выработать несколько путей решения проблематичных ситуаций.

Будет очень хорошо, если кроме видеозаписей вы сможете предлагать родителям различные иллюстрации, графики и даже интервью детей группы. Всё вышеперечисленное позволит родителям быть максимально заинтересованными в вашем выступлении.

Закончить основную часть стоит весёлыми и интересными конкурсами, которые точно придутся по нраву папам и мамам. Например, можно провести конкурс под названием «Внимание, конфликт». Его суть состоит в том, чтобы научиться находить компромисс в спорах и конструктивно их решать. Предложите родителям три конфликтных ситуации, выслушайте их мнение, а затем общими усилиями найдите способы их решения.

Попробуйте сделать вместе с родителями несколько поделок из бумаги

Ещё один забавный конкурс называется «Автопортрет». Перед родительским собранием деткам необходимо будет нарисовать автопортреты. Задача родителей – угадать рисунок своего чада. Также попробуйте провести мастер-класс по изготовлению фоторамок или оригами.

Заключительная часть

В конце собрания педагог внимательно слушает вопросы родителей и отвечает на них

Заключительную часть нередко называют «разной», потому что в это время родители и классный руководитель начинают обсуждать всё, что не связано с главной темой мероприятия. В основном это финансовые и организационные вопросы, а также планы на ближайшее будущее.

По окончании подытожьте встречу, перечислив основные тезисы по решению каждого из вопросов, которые были зафиксированы в протоколе. Ну а потом можно устроить чаепитие. Не следует готовить шикарный стол, достаточно запастись кипятком, пакетиками с чаем и сушками. В неформальной обстановке родители будут чувствовать себя более раскрепощённо, поэтому быстро станут общительными.

Небольшая памятка классному руководителю

  • Уважайте своё и родительское время, назначая собрания как минимум за неделю до проведения . Будет лучше, если вы конкретно сообщите время начала и конца мероприятия.
  • Предоставляйте информацию о возможном месте работы учащихся в летнее время, рассказывайте об их перспективах и успехах в школе.
  • Не забывайте упоминать об инновациях в образовательной сфере, о лучших зарубежных и российских формах, где практикуется совсем другая форма обучения.
  • Почаще хвалите родителей за хорошее воспитание ученика . Иногда можно вручить маме или папе небольшую грамоту или благодарственное письмо.
  • По окончании учебного года проанализируйте вашу совместную с родителями работу за 4 семестра, а также обязательно составьте план на следующий год.

Таким образом, интересное и информативное родительское собрание позволит эффективно объединить возможности семьи и школы в воспитании и образовании учеников. Главная задача педагога – сделать родителей активными участниками мероприятия и дать им возможность задать и обсудить абсолютно любые вопросы.

Анна УМНОВА,
педагог-психолог

Как провести родительское собрание: советы психолога

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.
Родительское собрание является необходимым элементом школьной жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого является родительское собрание.

Главная задача родительских собраний - совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам.

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.

Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.
Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).

Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности класса, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения психологии учителю лучше определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть избраны следующие:

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год;

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

Демонстрация и анализ учебных достижений учащихся класса, определение их потенциальных возможностей;

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия школьников в образовательном процессе.

Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

1. Вступительное слово классного руководителя

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

2. Анализ учебных достижений учащихся

В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

3. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
4. Психолого-педагогическое просвещение

Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

5. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

6. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать.
Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

Как провести интересное родительское собрание: советы учителю

Родительское собрание – не просто формальный подход к установлению контакта между учителем и родителями учащихся. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями - для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Здесь учитель поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы воздействия на него, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний
: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», "Трудности и любовь подросткового возраста" , «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем . Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.

Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления . Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.

Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.

Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.

Родительские собрания с участием специалистов , профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний :

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания .

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!