Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как привить ребёнку любовь к чтению: личный опыт. Как привить ребенку любовь к книгам и чтению

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения , так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения , когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе - лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это - не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, - говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст - самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала - ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Как только ребенок родится;

Выделять несколько минут, но каждый день;

Выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

Приучать ребенка “ждать” время для чтения;

Утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Выбирать удобное и уютное место;

Находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

Рассматривать книжки и картинки;

Давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

Перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Р азговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите - так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано

На полу разбросаны игрушки, вы постоянно спотыкаетесь о них, а в шкафах всё перевернуто вверх дном... И как бы вы ни старались, крутясь как «белка в колесе», поддерживать порядок становится всё сложнее и сложнее. А маленький непоседа, как ни в чем не бывало, сидит на полу и в очередной раз выкладывает мозаику, половина деталей которой растерялась и уже вряд ли найдется. Если эта ситуация знакома вам, то наверняка вы не раз задавались вопросом: как приучить ребенка к порядку?

На самом деле, существует немало уловок, благодаря которым вы сможете это сделать. Однако не относитесь к ним, как к правилам, которым необходимо следовать неукоснительно, а принимайте их в качестве рекомендаций. Поскольку каждый ребенок индивидуален: кто-то эмоционален и предпочитает возиться с пылесосом, а кто-то любит складывать игрушки. Поэтому к каждому малышу необходимо подобрать свой «ключ».

Как приучить ребенка к порядку?

Прежде чем прививать своему чаду любовь к порядку, начните с себя: старайтесь убирать вещи, вешать одежду в шкаф, мыть посуду и делать другие домашние дела. Ведь не секрет, что маленький человечек, как губка: всё впитывает в себя. Поэтому если изо дня в день он будет видеть, что в доме убрано, со временем воспримет домашние обязанности, как сами собой разумеющиеся.

Однако, чтобы достигнуть заветной цели, этого недостаточно. Постарайтесь избежать типичных ошибок и вовремя начать приучать малыша к подрядку.

Итак, приступим…

Некоторые особенности занятий с ребенком

* Все свои действия объясняйте и подавайте собственный пример

В начале объясните малышу, что вы от него хотите и зачем это нужно. Затем продемонстрируйте действие самостоятельно, а потом проделайте то же самое вместе с крохой, комментируя и направляя каждое движение.

* Закрепляйте полученный навык

Повторяйте действие, пока малыш не усвоит его.

* Соблюдайте последовательность

Переходите к приобретению следующего навыка только тогда, когда ребенок справляется с предыдущим заданием самостоятельно.

* Всегда хвалите своего маленького помощника

Малыш не получает удовлетворение от сложенного конструктора в коробку или вымытой чашки. Ему гораздо важнее осознать свою значимость для вас и получить ваше одобрение. Поэтому не скупитесь на похвалу: кроха обязательно её запомнит и в следующий раз постарается порадовать вас еще больше. Хвалите всегда, даже если у малыша плохо получилось выполнить ваше поручение. Ведь он сделал всё САМ!

* Вместе занимайтесь домашними делами

Вы затеяли уборку, а маленький непоседа «путается под ногами»? Отлично! Используйте этот момент: дайте ему влажную тряпочку, пусть вытирает пыль, подражая вам.

* Четко формулируйте задачи для малыша

Когда ребенок мал, он не понимает общих фраз: «Убери за собой» или «Собери игрушки». Поэтому ему необходимо давать конкретные задания: «Положи куклу на кровать», «Заведи машинку в гараж», «Отнеси мячик» и так далее.

* Учитывайте эмоциональное состояние ребенка

Если у крохи сегодня не задался день или он слишком перевозбужден, находясь под впечатлением яркого события, отложите уборку на следующий день. Вспомните себя: разве у вас всегда есть настроение мыть посуду, пылесосить и делать другие домашние дела?

* Распределяйте обязанности

Скажите малышу «Ты убери игрушки, а мама помоет посуду» или «Вытри пыль, а мама пропылесосит».

* Добавьте элемент творчества

Уборка - дело неинтересное и скучное. Поэтому замените нудные уговоры убрать игрушки на увлекательную игру или волшебную историю.

Если вашему крохе около года, устройте состязания: «У кого игрушка упадет громче в коробку?» или «Кто быстрее добежит/доползет до коробки с игрушками?»

Если ваш малыш постарше , придумайте волшебную историю или игру:

o Расскажите, что ночью прилетит Фея Чистоты, которая проверит всю работу.

o Придумайте историю о том, что большая коробка - это домик или волшебный башмак, в котором живут игрушки.

o Машинки наперегонки едут под кровать спасать заблудившегося там зайку.

o Предложите крохе построить гараж, в который игрушки на ночь отправятся спать.

o Придумайте злую волшебницу Пылюку и прогоните её.

Таких историй и игр можно придумать немало. Ведь приключения есть на каждом шагу!

Старайтесь избегать типичных ошибок

Их не так много:


* Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его
и уж тем более не исправляйте работу в его присутствии, поскольку малыш может разувериться в собственных силах. Ведь он так старался!

* Старайтесь не ставить ребенку сложных задач , которые не соответствуют его возрасту.

* Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, поскольку это может вызвать у него негативную реакцию не только по отношению к вам, но и по отношению тому, с кем его сравнивают. Кроме того, кроха может обозлиться и поступать вам назло, думая, что вы любите другого ребенка больше. Поэтому сравнивайте малыша только с самим собой. Например, «сегодня ты убрал игрушки быстрее/медленнее, чем вчера» и так далее.

* Когда ребенок не хочет убирать , не заставляйте его, лучше всеми способами заинтересуйте сделать это самостоятельно.

* Не наказываете ребенка , если он не хочет убирать. Гораздо более действенный способ - ваш отказ поиграть с ним или почитать книжку.

* Если ребенок стремится что-то выполнить самостоятельно или помочь вам, не отмахивайтесь от него со словами: «Я сделаю быстрее», «Иди лучше посмотри мультик», «Мне некогда», «Не мешай». Потому что спустя какое-то время малыш начнет ощущать себя маленьким царьком, за которого все сделают. И тогда в ответ на свою просьбу помочь или убрать за собой со стола вы рискуете услышать от ребенка «Мне некогда» или «Сделай сама».

Поэтому постарайтесь уделить крохе время, чтобы выполнить работу вместе с ним или дать ему возможность проявить самостоятельность.

* Не говорите ребенку, что он плохо убрал в комнате, недостаточно хорошо помыл посуду, не так сложил одежду. Лучше лишний раз похвалите его за старание, это будет гораздо эффективнее.

* Старайтесь не «торговаться» с малышом: не предлагайте ему конфетку или шоколадку взамен на то, что он уберет игрушки или сложит одежду. Поскольку, повзрослев, ребенок будет все делать только взамен на что-то.

* Не превращайте уборку в наказание. Если ребенок измазался в чем-то, не стоит говорить ему «Постирай сам майку», или если он в чем-то провинился - «Ты сегодня меня расстроил, а теперь иди и собери свои игрушки». Потому что у малыша сложится отрицательное отношение к домашним делам, и тогда помощи от него уже не ждите.

Приучая ребенка к порядку, учитывайте его возраст

Некоторые родители полагают, что пока ребенок маленький, не стоит нагружать его работой по дому, поэтому выполняют всё сами. Они считают, что малыш должен наиграться, а наработаться еще успеет. На самом деле, такой подход не совсем верный. Поскольку, когда ребенок пойдет в школу, могут начаться куда более серьезные проблемы: опоздания на уроки, неспособность заправить самостоятельно постель, разбросанные по всей комнате книжки и тетрадки.

Поэтому психологи советуют начинать приучать ребенка к порядку как можно раньше: ближе к 11-12 месяцам. Поскольку, как правило, в этом возрасте у малыша появляется осознанный интерес к складыванию и доставанию предметов из различных емкостей.

Поэтому не упустите этот период: начните активно заниматься с малышом. Например, соберите вместе с ним разбросанные игрушки с пола и сложите их в коробку (контейнер) или каждую игрушку положите на свое место. При этом комментируйте все свои действия: «Машинку поставим в гараж», «Мишка живет в домике», «Кукла спит в кроватке» и так далее.


Примерно с 1,5-2 лет можете начать приучать кроху складывать свою одежду.
Сначала покажите, где она должна находиться. Отведите для детских вещей доступное место: нижняя полка в шкафу или комоде, отдельная низкая тумбочка.

Обучая ребенка складывать одежду, вначале объясните, зачем это нужно, а затем покажите, как это делается. После чего проделайте все действия вместе, комментируя и направляя каждое движение.

Благодаря вашим стараниям малыш в 2-2,5 года научится складывать и развешивать свою одежду на детском стульчике самостоятельно. Конечно, она будет сложена и развешена не идеально, но ведь он сделает это САМ!

Обычно, начиная с 2-2,5 лет, детки рвутся помогать маме. Поэтому ваша задача - всеми способами поддержать это желание.

Например, если ваш ребенок проявляет интерес к мытью посуды или стирке, почему бы не доверить ему столь ответственные задания? Принцип тот же: вначале объясните, затем покажите и выполните все действия вместе, комментируя каждое движение.

Начиная с 2,5-3 лет можете доверить крохе более ответственные дела: полить цветы, вытереть пыль или подмести на кухне. И не беда, если немного воды малыш прольет на пол, ведь вы рядом и подскажете маленькому помощнику, что лужицу можно вытереть тряпкой.

Чему еще можно научить ребенка, подскажет ваша фантазия и стремление крохи к новым познаниям (не упустите эти моменты). Главное - не боясь, привлекайте малыша к работе по дому и давайте понять, что его помощь просто необходима.

Разумеется, у вашего маленького помощника не все получится сразу: он не наведет в одночасье порядок в комнате и не вымоет идеально посуду. Однако разве это главное? Гораздо важнее, чтобы он начал приобретать необходимые навыки, которые пригодятся ему во «взрослой» жизни и усвоил простую истину: каждая вещь имеет свое место.

P. S . Не всегда все эти уловки работают. Однако практически каждая мама имеет в своем «арсенале» способ, как приучить ребенка к порядку. Например, моя сестра, войдя в комнату и увидев беспорядок, говорит своей двухлетней дочери: «Ой, как же мы пойдем гулять/кататься на горках/в гости, когда такой бардак в комнате? Давай всё быстренько уберем вместе: ты уберешь кукол, а я кубики». Или «Как же я книжку тебе почитаю, если везде игрушки и негде сесть?», «У мамы/папы болит спинка/ручки, помоги». И вы знаете, это работает!

Дорогие мамы, а у вас есть уловки, с помощью которых вы прививаете своему ребенку любовь к порядку?

врач-ординатор детского отделения

Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.

Идеальный вариант – записаться на , чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.

Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.

Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или .

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.

10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе

  1. «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
  2. Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
  3. Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
  4. Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
  5. Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
  6. Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
  7. Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
  8. Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что . Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
  9. Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
  10. Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.

Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».

Давайте решать проблему вместе!

    Похожие записи

Умение читать не всегда подразумевает любви к литературе и чтению. Современные дети знакомятся с книгами даже раньше, чем их сверстники в веке двадцатом, но читают их почему-то намного меньше. А в школе зачастую делают это лишь из-под палки. И бесполезно говорить им о том, что чтение развивает воображение, речь, память и многие другие необходимые качества. Как же тогда вызвать интерес к чтению у ребенка?

Книги – это хорошо?

Для чего нужны маленькому ребенку детские книги, какую пользу они несут крохотному слушателю? Грамотно подобранная книга – это первая ступенька к развитию интеллекта и расширению кругозора. Малыш пока знает не очень много, его багаж знаний еще слишком мал. Слушая волшебные истории и сказки в мамином исполнении, дети узнают что-то новое, переживают самые разные ситуации, в которых оказываются сказочные персонажи.

Читаем также о том, как сказки влияют на развитие ребенка

Также у ребенка стремительно развивается речь, он легко запоминает новые слова, понимает их значение. А еще он учится таким важным чувствам, как сострадание, жалея несчастного брошенного зайку, и храбрость, становясь смелее вместе с Серой Шейкой.

Если в вашей семье чтение станет важным ежевечерним ритуалом, то это привнесет в детскую жизнь определенную стабильность. Ласковый голос любимой мамы, ощущение комфорта формируют у малыша базовое доверие к огромному миру. Вот почему в более взрослом возрасте книга становится хорошим другом читающего человека.

Принуждение и спешка – главные родительские ошибки

Иногда родители, стремясь любой ценой вызвать любовь к чтению, допускают множество ошибок.

  1. Старшее поколение зачастую стараются привить любовь к книгам, заставляя детей читать. Однако в подобных ситуациях насилие производит обратный эффект. Чрезмерная навязчивость и настойчивость, в конце концов, может вообще отвратить детей от литературы.
  2. Раннее развитие и обучение чтению сегодня становится очень модным. Некоторые особо продвинутые мамы начинают учить малышей чтению, когда они даже не умеют ходить и просто хотят играть. Правда, следует избегать еще одной крайности – показывать книги только лишь перед школой.
  3. Еще одна распространенная ошибка – покупка детям книг, которые им не подходят по возрасту. Трехлетний ребенок не получит удовольствия от «Алисы в Стране Чудес», а 12-летний подросток еще не в состоянии понять смысла классических произведений.

Как приобщить ребенка к чтению?

Если вы расстроены, что у ребенка не горят глаза, когда он глядит на очередной томик, придется пробуждать интерес к чтению с помощью проверенных методов.

  • Демонстрируйте хороший пример

Демонстрируйте собственный положительный пример, много и регулярно читая. Малыши очень любят перенимать и копировать родительские привычки. И если вы говорите ребенку «Немедленно читай книгу!», а сами предпочитаете сидеть за компьютером или смотреть бесконечные сериалы, то вы попросту сотрясаете воздух. Он, глядя на вас, пойдет гулять или также уткнется в монитор.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Знакомьте с книгами с самых ранних лет

Уже младенцу можно предъявлять книжки, правда, пока не совсем настоящие: из ткани или с ламинированными страницами. Эти книги малыш может ломать, мять, грызть, ведь пока он не воспринимает их как источник знаний. Забудьте на время о бережном отношении – все это придет потом. Играйте вместе с ребенком, показывая картинки и рассказывая, кто на них изображен.

  • Подбирайте книгу по возрасту и интересам

Для годовалого ребенка лучшей литературой будет большая книга с яркими правдоподобными иллюстрациями и минимумом текста. Дошкольникам подойдут книжки с крупным шрифтом. Не переживайте, если школьник выберет комиксы, а не мировую классику. Пусть лучше он читает то, что ему интересно, а не забрасывает ваш подарок в кипу таких же не интересных ему изданий.

  • Читайте по ролям

Подберите такую басню, сказку или короткое стихотворение с диалогами, которые можно читать по ролям. Проговаривайте свои слова эмоционально, показывая неподдельную реакцию: юмор, страх, интерес и т. д. А еще лучше – сделайте из бумаги или старых перчаток сказочных персонажей, из старой простыни соорудите ширму. Ваш домашний театр готов, осталось только пригласить на представление приятелей ребенка или родственников.

  • Повторяйте истории

Дети в любом возрасте обожают перечитывать любимые книги. Если трехлетний карапуз опять тащит вам изрядно потрепанную книжку, которую уже знает наизусть, не раздражайтесь. Наверняка на ваше предложение почитать сегодня что-нибудь другое вы получите не просто отказ, а слезы. Удовлетворите его просьбу, только делайте «случайные» ошибки. Ребенок обязательно поправит вас, демонстрируя замечательную память.

  • Делайте перерыв на самом интересном месте

Растяните удовольствие от книги на несколько вечеров. Нетерпеливый ребенок обязательно захочет услышать, что же происходит с его любимым героем дальше. Но не торопитесь удовлетворять его любопытство. Дайте ненавязчиво понять, что если ему хочется быстрее узнать перипетии сюжета, пусть научится читать.

  • Поддерживайте детский интерес к прочитанному

Например, после прочтения народной сказки про Машу и медведя сходите в зоопарк – пусть ребенок посмотрит на косолапого. В домашней библиотеке есть «Золушка»? Купите билеты на одноименный спектакль в кукольный или драматический театр. И, наоборот, после мультфильма про Дюймовочку предложите детям прочитать сказку Андерсена. Также переносите сказочных персонажей, с которыми на бумажных страницах познакомился ребенок, в игры: рисуйте, лепите из пластилина, разыгрывайте спектакли, пишите им короткие письма.

  • Возьмите на вооружение аудиокниги и интерактивные сказки

Ребенок отводит глаза от традиционных бумажных книг? Вам на помощь придут «высокие технологии». Лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы сейчас доступны и в формате аудиокниг. В последнее время стали популярными и так называемые интерактивные сказки, где ваш малыш может стать главным героем произведения. Такие красочные истории наверняка вызовут искренний интерес и к бумажным текстам. Об интерактивных сказках мы писали

  • Не бросайтесь в крайности

Не стоит зацикливаться на книгах, считая их лучшим средством для детского развития. В жизни маленького ребенка должны присутствовать не только литературные произведения, но и обычные детские занятия: возня с приятелями, шумные игры на улице, поездки на природу и дачу, походы в зоопарк, цирк, театр.

Да, сегодня всевозможные гаджеты все чаще затмевают «статичную» литературу, но полностью вытеснить ее из списка наших пристрастий у них не получится. Чтение – это особый ритуал со своей неповторимой атмосферой, который порождает игру воображения и полет фантазии. Читайте книги каждый день, относитесь к ним трепетно, и в этом случае ваш ребенок сам, без понукания, возьмет в руки заветный томик со сказкой или стихами.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Кажется, мы каждый день слышим новости о том, что современные дети становятся все более упитанными в сравнении с предыдущими поколениями. Увеличенный индекс массы тела становится реальностью благодаря отсутствию высокой двигательной активности, тяге к перееданию и страсти к электронным технологиям.

Ваш ребенок тоже больше не желает выходить на улицу и резвиться со сверстниками? Не стоит сразу отбирать у него из рук мобильный телефон. Поступите мудрее и попытайтесь привить тягу к активному отдыху. Дети любят выплескивать свою нерастраченную энергию, поэтому перед вами стоит задача направить это желание в верное русло.

Сделайте физические упражнения семейным развлечением

Когда вы уже съели свой ужин, легко забыть обо всем на свете, позволив себе лениться перед телевизором на диване. Но если погода и увеличение светового дня позволяют выйти на улицу, почему бы не отправиться на прогулку всей семьей? Весна и лето - это прекрасное время, чтобы вооружиться мячами и велосипедами и отправиться в ближайший парк, в лес или на стадион, оборудованный тренажерами. Если вы и ваши дети еще не привыкли к коллективным играм, просто сделайте первый шаг и начните исследовать окрестности. Со временем у вас появятся общие предпочтения и деятельность, которую захочется повторять снова и снова.

Стремитесь к часу активного времени в день

Исследования показывают, что дети для сохранения здоровья должны оставаться активными по крайней мере на протяжении одного часа в день. Но что мы подразумеваем под словом «активность»? Это означает здоровую деятельность, при которой увеличивается частота сердечных сокращений (бег, прыжки, ходьба, прогулки с собакой и прочие варианты). Это должно заставить работать мышцы ребенка (ползание по деревьям, занятия на турнике, шведской стенке, лазание по канату, приседания, толчки, наклоны и прочее). Также активная деятельность должна охватывать все группы мышц (прыжки на скакалке, плавание, катание на скейтборде и роликовых коньках, езда на велосипеде). Вы можете разбить дневную норму на короткие 20-минутные отрезки.

Считайте шаги

Современные мобильные приложения делают любителей здорового образа жизни более нацеленными на результат. Вы можете устроить внутри семьи мини-соревнование, в ходе которого выясните, кто из вас является рекордсменом по пройденным шагам за неделю. Определяйте победителя, вручайте призы и подарки, разжигайте между собой здоровую конкуренцию. Также шагомер является отличным средством, которое поможет научить ребенка следить за своей двигательной активностью.

Готовьтесь удивлять

Нет необходимости вкладывать деньги в дорогостоящие тренажеры, когда можно потратить лишь малую часть на скакалки, коньки, хулахуп или футбольный мяч. К тому же многие современные парки отдыха оборудованы простейшими неэлектронными тренажерами и имеют пункты проката велосипедов. Держите руку на пульсе последних новинок и предложений, отслеживайте рынок товаров, бывших в употреблении. Когда дети жалуются, что им скучно, не усаживайте их перед телевизором, вместо этого предложите новый вид деятельности.

Составьте план мероприятий

Дети любят новизну, они хотят получать впечатления и поддерживать устойчивый интерес к привычной деятельности. Чтобы держать их мозг в тонусе, планируйте увлекательные поездки всей семьей. Купите абонемент в бассейн, посетите аквапарк, оправляйтесь в поход или за город на пикник. В ненастные дни посетите местный развлекательный центр или пригласите друзей детей к себе в дом. Поощряйте активные игры.

Запишите ребенка в спортивную секцию

Самая увлекательная часть игровых занятий - это возможность взаимодействовать со сверстниками. Выберите для своих детей кружки по интересам, стараясь рассмотреть все возможные варианты. Не настаивайте на своих предпочтениях, ориентируйтесь на потребности малышей. И если кто-то из детей действительно хочет заниматься боевыми искусствами, не противьтесь этому, настаивая на лыжной секции. В первую очередь, выбранная деятельность должна приносить ребенку радость.

Не пренебрегайте игровыми консолями

Существует множество игр, направленных на знакомство детей с активной деятельностью. Например, игровая консоль Kinect имеет датчики для занятий фитнесом или танцами. Если вам не по карману покупать контроллер, вы можете арендовать его в местном магазине электронных товаров.

Удовольствие, а не принуждение

Никогда не принуждайте детей к занятиям спортом. И если дети не проявляют особого интереса к активной деятельности, покажите, как это здорово, на личном примере. Получайте удовольствие сами, и малыши обязательно захотят к вам присоединиться.

Учитывайте индивидуальные особенности ребенка

Не все дети созданы одинаковыми, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если один ребенок может любить одиночество, то другой не мыслит своего досуга без привлечения друзей. Не торопитесь с выводами и будьте терпеливы. Создавая программу досуга или комплекс упражнений, учитывайте все характерные особенности ваших детей.

Наглядный пример

Никто не будет воспринимать занятия спортом всерьез, если перед глазами не будет наглядного примера, доказывающего пользу фитнеса. Дети, которые видят, как их родители отправляются в парк на пробежку, не станут сидеть у телевизора. Они не будет стоять в стороне, если их лучшие друзья договариваются пойти побросать мяч в корзину.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!