Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как приучить ребенка мыть руки? Что делать, если ребенок отказывается мыть руки.

Стала замечать, что сын(6 лет) постоянно моет руки, без на то каких-либо оснований и всегда что-нибдь куда-нибудь прячет:под диван, под кровать или еще куда-нибудь!! Я очень обеспокоина таким поведением!! Если упадет игрушка, моет и руки и игрушку! Когда спрашиваю: "зачем ты моешь руки?", - отвечает: "Грязные!" Моет руки с мылом!! От мыла кожа на руках стала сухой и уже выступила краснота! Я не знаю с чем это связано?! Возможно, из-за конфликтов в семье с его отцом (2009 до середины 2010г)!....сейчас мы уже расстались и вместе не живем!! ...а может и по другой причине!...я не знаю! Я очень хочу помочь ему, но не знаю как! Помогите пожалуйста! Мне 32 года! Работаю в магазине менеджером-продавцом! В основные обязанности входит: консультация клиентов по товару, ответы на звонки. Работаю до поздна - с 10.00 до 20.00, иногда и на выходных! Сын ходит в садик, уторм я его отвожу в садик, а из садика его забирает няня-сидит с ним и водит в школу на подготовительные занятия! До няни из садика сына забирала сестра.

Ответы психологов

Вы интуитивно почувствовали, что проблема Вашего ребёнка каким-то образом связана со сложностями Ваших взаимоотношений с отцом мальчика и недостатком Вашего общения с сыном.

Все проблемы решаемы. Организовывайтесь на работу с психологом , Марина. Отношение к прошлому (обиды на мужа, претензии, сожаления) можно и нужно выравнивать. Время, проводимое вместе с сыном, можно организовать наиболее эффективно - чтобы малыш получил то, в чём нуждается больше всего. Очень полезно прояснить для себя как сын пережил (и продолжает переживать) развод родителей. Очень бережно и доверительно побеседовать с мальчиком. Не бояться выглядеть глупо ("Вот еще! Я взрослая женщина обсуждаю с ребенком свою жизнь!"). Дети, нравится нам это или нет, включены в систему. Отец навсегда останется для ребенка отцом. Даже если в представлениях бывшей жены он "негодяй" и "сволочь". И для психического равновесия ребёнка важно, чтобы в отношениях с отцом (даже мысленных) был мир.

(Иначе так и хочется отмывать и отмывать эту "грязь". Ведь каждому человечку хочется жить в мире, где царят мир, любовь и чистота.)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина! Конечно это не совсем естественное повдение для ребёнка (и такое также наблюдается у взрослых и называется навязчивым состоянием) - у ребёнка может быть тоже самое! да, это своего рода проявление внутренних проблем ребёнка - что-то происходит у него внутри, но и в силу своего возраста! и в силу того, что саморефлексия НЕ развита у детей - он и сам не может этого понять, поэтому все свои переживания из внутреннего уровня он переводит во внешнее проявление - да, возможно "что-то пытается отмыть" - возможно свои чувства, которые он подавляет в себе и не принимает в себе! И эти эмоции и чувства могут относиться и к отцу (винит его или себя, или Вас, переживает что его предали и бросили) - возможно накладывается недостаток общения с Вами как с матерью - для ребёнка самое главное чтобы сформировалось чувство безопасности - а это можгут создать родители - но работать с ребёнком нужно (чтобы не закреплять эти навязчивости, а помочь ребёнку разобраться и в самом себе и высвободить все во вне), чтобы они не переходили на уровень ритуального характера - это все неблагоприятно для ребёнка (важно - делает ли он так только дома или в саду тоже?) - надо найти причину! Марина, если решитесь разобраться и понять, что же видит ребёнок вокруг себя (именно взгляд ребёнка) - можете смело обращаться ко мне - я работаю с детьми из проблемных семей (развод родителей, проблемы с зависимостям в семье ...) и знаю специфику и подход - звоните - буду только рада Вам помочь!

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина.

Вы правы, что на мальчика мог повлиять Ваш конфликт с его отцом и последовавшее расставание. Однако утвержать что-либо точно по письму довольно затруднительно.

Остается много вопросов. Главные из них: когда это началось? Какие события в тот период жизни ребенка происходили в семье ? Как проходило приучение к горшку? Какие отношения у Вас с ребенком сейчас? Какие отношения у него с няней?

Так же возможно, что такое компульсивное повторение одного и того же действия служит для ребенка попыткой справиться с произошедшим в семье . Например, мальчик может считать себя виноватым в произошедшем разрыве. Вопрос в том, как осмысляет ребенок ваше расставание.

Конечно, важно разбираться в происходящем.

Если решите делать это, буду рада помочь Вам.

Так же Вы можете писать мне на почту: [email protected]

С уважением,

Хороший ответ 9 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Марина! Получилось так, что Вы мало времени проводите с сыном. Однако, дело не столько в количестве, сколько в качестве. Нужно постараться вникнуть в чувства ребенка, отсюда станут более понятны его проблемы. Для этого, возможно, достаточно беседы по душам перед сном или за ужином. Важно, чтобы ребенок стал Вам доверять, тогда можно его спросить, почему ему так важно содержать свои руки в чистоте. Можно купить ему крем для рук, чтобы они не сохли и смазывать на ночь. Те обстоятельства, которые Вы описали, Ваш развод, конечно, не способствуют спокойствию и умиротворению мальчика. Может быть, для него не все ясно в отношениях с папой. Может быть, какие-то проблемы в детском саду. Все это, скорее всего, не так страшно и вполне поддается коррекции. Не надо только запускать. Если не получается самой все это урегулировать, пожалуйста, обратитесь к психологу .

Хороший ответ 8 Плохой ответ 4

С появлением ребенка перед каждым молодым и не очень родителем встает целый ряд дилемм, на первый взгляд настолько простых и элементарных, но при попытках объяснить их ребенку — перерастающих в огромную проблему.

Одним из таких моментов, которые кажутся очевидными взрослому человеку, но не так понятны ребенку, становится вопрос гигиены. Как приучить ребенка мыть руки? Особенно если он после многократных напоминаний заупрямился и пошел «в отказную» ? Конечно, нужно обладать великой деликатностью, чтобы помочь ребенку полюбить мыть руки, а не просто заставлять его это делать, ругать за непослушание и наказывать впоследствии.

Так какой же он — этот родительский такт?


Во-первых, собственный пример . Безукоризненно соблюдаемое правило гигиены покажет ребенку его важность лучше любых бесед. «Дети — это наше зеркало» — здесь эта мудрость звучит уместнее всего. Так что проверьте, уважаемые родители, так ли Вы привержены чистоте, как того хотите от маленького человечка? Приучить ребенка мыть руки без дисциплины и самодисциплины невозможно. Пусть все гости и друзья в Вашем доме первым делом идут в ванную комнату и открывают кран с водой.

Если с первым пунктом все строго и твердо, то ниже приводим еще одну рекомендацию: используйте образность в объяснении ребенку простых вещей . Взывайте к его воображению. Слабое понимание физического мира еще мешает детям понять весь тот вред, который они могут испытать от болезнетворных микроорганизмов и дискомфорт от внезапно открывшегося поноса. Используйте книгу «Мойдодыр» , мультфильмы о гигиене, например некоторые из серий «Аркадия Паровозова» , призывайте на помощь собственную фантазию, объясняя, что девочка с каждым мытьем рук становится все больше похожей на принцессу, а мальчиков с грязными руками и лицом трудно считать рыцарями. Взывайте к детским авторитетам, ведь тот же Аркадий Паровозов для ребенка является намного более «сведущим» , чем самый квалифицированный детский, но такой чужой педиатр.

Приучить ребенка мыть руки может помочь пример его друга или подруги. Позовите мамочку с малышом, обожающим водные процедуры и устройте День намыленных рук. Пусть этот спонтанный праздник произведет сдвиг в детской психике, и он увидит со стороны, что такие действия забавны, вписываются в концепцию детской игры, а главное — удовлетворяют как малыша, так и его родителей.

Третья рекомендация — мытье рук не может быть просто рутиной, особенно с детьми. Яркая мыльница и мыло в форме ягодки или абрикосика (только следите за тем, что этот «фрукт» не исчез во рту чада), собственное «детское» полотенце с любимыми персонажами — и вот уже Ваш ребенок бежит мыть руки, ведь вся обстановка поддерживает и приободряет его.

Такая непростая практика

Не многие родители знают: «Как правильно мыть руки?» . Учите ребенка промывать каждый пальчик. Каждый раз помогая ему тереть мыло об ладошки, создавая густую пену. Специальной щеточкой чистя ногти и межпальцевое пространство. Малыш должен привыкнуть тщательно смывать мыло.


Ребенок не хочет мыть руки. Наотрез. В основном такие ситуации становится производными от слишком властного родительского приказа делать именно это. Особенно если у малыша кризис трехлетнего возраста, и он самоутверждается через противление родительских наветам. В таком случае можно попробовать понять, вызван ли этот протест каким-либо дискомфортом или это иррациональное упрямство на болезненную для семьи тему гигиены. Приведем список возможных причин неудобства ребенка:

  • раковина слишком высокая и ребенку неудобно мыть руки на руках у родителей: в таком случае можно придумать софу, стульчик с плоским днищем, на который будет взбираться малыш для осуществления процедуры.
  • мыло выскальзывает из рук: в таком случае откажитесь от кускового и приобретите жидкое мыло с дозатором.
  • ребенок не хочет мыть руки в присутствии взрослого. Так вполне возможно он просто стесняется своих неумелых действий и не хочет компрометировать себя. Попробуйте закрывать за собой дверь в ванную, предоставляя ему уединение, но в разумных временных количествах и «подсматривая одним глазком» за действиями карапуза.

После того, как процесс сдвинулся с мертвой точки, нужно растолковать малышу немаловажный нюанс, как часто нужно мыть руки. Для этого полезно, чтобы в его детской голове закрепилась ассоциация «грязь — вода» . Любое непонятное вещество на ручках — повод не засунуть их в рот, а повернуть кран с холодной водой. В большинстве случаев родителям необходимо быть готовым к неприятным инцидентам, что все-таки пару-тройку раз малыш попробует что-то, прилипшее на ручки, прежде чем это успешно смыть, но тут уже вопрос не столько родительской бдительности, сколько закономерного этапа в развитии любого маленького человечка. Неукоснительными правилами должны стать следующие ритуалы:

  • тщательно мыть руки после посещения горшка/туалета;
  • мыть руки и промывать ладошки и личико после прогулочных мероприятий.

Если дома есть животные, приучить ребенка мыть руки необходимо сразу же, как начнется его непосредственный контакт с домашними любимцами. Главное при этом — чтобы не была помыта сама кошка!

10 поводов, чтобы помыть свои ручки
Можно наставить ребенка на путь истинный и в форме разучивания простых стихотворений, например, приведенных ниже (мораль всегда лучше усваивается в образно-поэтической форме, нежели в форме простых увещеваний):

Каждый пальчик нужно мыть,
Будут все тебя любить,
Чистый маленький малыш!
На реке шумит камыш,
Чистят клювики утята,
Мама утка говорит:
«Вы послушные ребята!
Не придет к вам Айболит!»
Чтобы пальчики, ладошки
Были чистыми всегда,
Мой ты их не понарошку,
Пусть из крана льет вода!

Приучить ребенка мыть руки — легче, чем кажется родителям своенравных и упрямых малышей. Но и не так легко, как представляется родителям, еще только подходящих к этой новой для детей теме под названием «Гигиена» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка мыть руки?

Каждый родитель должен понимать, что просто нравоучения – это довольно скучно и нудно. Поэтому необходимо подходить к процессу обучения непринужденно и весело, постараться объяснить основные правила гигиены в игровой форме, не принуждая малыша ни к чему и не ругая его.

1. Маленькие дети очень любят подражать взрослым, и такое их поведение можно с успехом использовать для обучения. Вовлекайте малыша в процесс, показывайте, как моете руки вы, как намыливаете их и как ополаскиваете под струей воды. Комментируйте свои действия, предлагайте использовать на выбор различное мыло – в кусочках, жидкое или даже мыло собственного изготовления. Пусть малыш поможет помыть руки вам, а потом самостоятельно помоет свои.

2. Имитация игры – очень действенный способ приучить ребенка к чему-либо, в том числе и к мытью рук. Поиграйте с ним в дочки-матери: приготовьте обед и отправьте его помыть перед едой руки и лицо любимой кукле.

3. Можно предложить малышу поиграть в интересную игру – «мыльные перчатки». В начале этой игры пусть ребенок сам выберет понравившееся мыло, затем потрогает водичку и наденет белые мыльные перчатки на руки. Для этого необходимо будет тщательно намылить каждый пальчик. Когда «перчатки» полностью надеты, пусть малыш самостоятельно «снимет» их – смоет мыло под струей воды. После этого ручки следует хорошенько вытереть. В игровой форме навыки формируются гораздо быстрее.

4. Дети более охотно приучаются мыть руки, если родители приобретают им индивидуальные предметы гигиены. Например, набор полотенец и мыльных принадлежностей с любимыми героями мультфильмов.

5. Многие родители используют в целях обучения мультфильмы, в которых рассказывается о детях-грязнулях, которые не хотели умываться и мыть руки. Вспомните хотя бы старые добрые мультики «Мойдодыр» и «Королева Зубная щетка». Существуют и современные обучающие мультики, которые объясняют, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такие примеры наилучшим образом воздействуют на ребенка и прививают любовь к чистоте и порядку.

6. Чтобы малыш быстрее научился мыть руки, не лишне использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение.

Обучая ребенка мыть руки, следует помнить некоторые правила.

1. Создайте ему комфортные условия для мытья рук. Если ребенок не достает до умывальника, приобретите специальную подставку или приставьте обычный детский стульчик.

2. Проверяйте и регулируйте температуру воды, чтобы малыш не обжегся и не испытывал неприятных ощущений от слишком холодной воды.

3. Закатывайте ребенку рукава на одежде, чтобы он не намочил их.


Врач-психотерапевт

Навязчивое мытье рук

Когда сталкиваешься с таким симптомом, сразу, автоматически, хочется отнести его к обсессивно-компульсивному расстройству. Картина такого навязчивого мытья, при котором человек, например, каждые 15-20 минут моет руки и делает это очень тщательно, ассоциируется у многих со страхом загрязнения: иначе с какой бы стати человек стал постоянно мыться? Однако, как это часто бывает, на практике подобный симптом может означать нечто совсем другое.

Однажды ко мне обратились родители девочки 13 лет, у которой появилось навязчивое мытье рук. Каждые 15-20 минут она мыла руки, каждый день мылась в душе чуть ли не по часу. Если она сдерживалась и пыталась не мыть руки, у нее, по ее словам, появлялось внутреннее напряжение, которое на некоторое время проходило после мытья. Постепенно она перестала посещать школу; нельзя же все время отпрашиваться выйти то с одного урока, то с другого, чтобы помыть руки.

Родители были в растерянности, опасались психиатрического заболевания, и в конце концов обратились к психотерапевту. По просьбе родителей психотерапия проходила на дому. Наша первая с встреча с пациенткой (назовем ее Нина) проходила в ее комнате. Нина села как можно дальше от меня и всем своим видом и поведением выказала полное нежелание разговаривать.

Прошла первая встреча, вторая...ничего не менялось. Нина разговаривала крайне неохотно. Узнать от нее что-либо о причинах возникновения ее симптома - хотя бы какие-то ее предположения, переживания не получалось.

В течение нескольких последующих встреч я рассказывал Нине разнообразные истории, взятые из реальной жизни или выдуманные. Я надеялся, что какая-нибудь из этих историй вызовет у Нины эмоциональную реакцию, ориентируясь на которую я смогу сделать предположение о причинах ее симптома. Но сколько я ни старался, ничего не получалось. Нина слушала мои рассказы весьма равнодушно.

Тогда, следуя одному мудрому совету, чтобы разговорить Нину, я попросил у нее помощи. Я рассказал ей, что у меня есть племянница 16 лет, которая не умеет знакомиться с молодыми людьми. Племянница просит меня помочь ей разрешить эту проблему, а я не знаю, что ей ответить (все это была выдумка). Не могла бы Нина мне помочь и рассказать, какие она использует способы, для того, чтобы знакомиться на улице?

Сначала Нина не верила мне и оставалась подозрительной, но я говорил очень искренне и убедительно, и, в конце концов, Нина разговорилась. Она рассказала мне, как нужно обращать на себя внимание молодых людей, потом мы поговорили о ее жизни, о школе, и о ее симптоме.

Во время разговора Нина сказала: «Мне кажется, что если папа снял бы мне отдельную квартиру, то у меня бы все прошло». Сейчас я уже не помню всех деталей - это происходило уже довольно давно, но тогда, в контексте нашего общения, эта фраза вызвала у меня своеобразное озарение: не могу объяснить почему, но я вдруг понял, что главная функция этого навязчивого мытья рук - защита от родителей.

Родители у Нины были довольно строгими, и каждый со своей стороны оказывал на нее определенный прессинг. В силу своего характера Нина не могла вступить с ними в прямую конфронтацию. Когда у нее появился этот навязчивый симптом, давление родителей стало гораздо слабее. Более того, у нее появилась причина не ходить в школу.

Как только стала понятна функция симптома, появился и план лечения. На следующем сеансе я стал рассказывать Нине о тех пациентах в своей практике, чье состояние выглядело особенно патологическим и неприятным. Я старался делать это так, чтобы на бессознательном уровне вызвать у нее ассоциацию между тем, что происходит с ней и тем, что происходило с этими пациентами.

Например, я рассказал ей об одном человеке, который семь лет просидел на диване не вставая с него в буквальном смысле этого слова. На этом диване он ел, спал, ходил в туалет. Рассказанное вызвало бурную эмоциональную реакцию: видимо, бессознательно Нина действительно провела параллель. В этот момент я спросил ее, насколько сильно она хочет выздороветь? Нина подтвердила свое самое горячее и решительное желание.

Тогда я сказал ей, что выздоровление произойдет, если она выполнит данное мной задание, но дать обещание о его выполнении надо заранее, до того, как она узнает, в чем задание заключается. После некоторого колебания и моих уверений, что это задание никоим образом не унизит ее человеческое достоинство, Нина согласилась.

Задание состояло в следующем: надо было мыться под душем два раза в день по часу, засекая время по таймеру. Руки следовало мыть с той же частотой и в том же режиме, как она делала это сама, но помимо того, необходимо было мыть их дополнительно по десять минут всегда, когда родители приходили на кухню.

Кроме того, мы договорились, что Нина не будет требовать никаких дополнительных объяснений и не будет ни с кем это задание обсуждать.

Родителям Нины я объяснил, что задание, которое она будет выполнять - это не шутка, и что его выполнение гарантирует излечение от симптома на тысячу процентов. И поэтому они должны отнестись к выполнению Ниной задания абсолютно серьезно, без всякого сарказма и с пониманием. И родители прониклись серьезностью задачи.

При следующей встрече, которая состоялась через неделю, я узнал, что Нина стала мыться как все обычные люди. Что же произошло? Во-первых, мыться по той схеме, которая была ей предписана, это тяжелое испытание, оно утомляет и вызывает желание отказаться от чрезмерного мытья, то есть, отказаться от симптома.

Во-вторых, сам факт того, что какой-то психотерапевт указал ей, что ей следует делать, вызывает протест, что тоже мотивирует отказаться от чрезмерного мытья. Но самое главное - это изменение реакции родителей. Если раньше, когда Нина усиленно мылась, у родителей возрастала тревога, то теперь, наблюдая, как Нина выполняет задание, они все больше и больше расслаблялись; теперь усиленное мытье, назначенное врачом, означало для них выздоровление.

И симптом перестал быть средством эмоционального контроля над родителями, то есть утратил свою функцию.

В течении двух заключительных сеансов Нина обрушила на меня поток агрессии, заключавшийся в насмешках над моей внешностью, манерами, результатами психотерапии и.т.д. Возможно, это была агрессия, которую Нина хотела бы, но не могла выразить своим родителям.

Возможно, это была вполне оправданная злость на психотерапевта, который лишил ее такого хорошего способа самозащиты. Таким образом, на заключительном этапе я сыграл роль громоотвода.

Итак, на поверхности можно было бы рассматривать данный случай как обсессивно-компульсивное расстройство со страхом загрязнения. По существу, скорее, речь идет о расстройстве демонстративного типа. Страх загрязнения, который, возможно, и был, имеет весьма несущественное значение, поскольку главной функцией симптома были эмоциональный контроль над родителями и защита от их давления.

Через год мама Нины сообщила мне, что у Нины все хорошо и «заморочек» больше не появлялось, и что они с мужем полгода назад развелись. Наверное, это был тот самый случай, когда симптом ребенка скрепляет семью.

С другой стороны - жизнь без симптома - это намного лучше и здоровее, чем жизнь с симптомом. И если считать это успехом, то он, без сомнения, принадлежит в первую очередь самой Нине: если бы она выбрала жизнь с симптомом, то ничего бы не получилось.

20 07.2016

Здравствуйте, дорогие читатели! Вопрос детской гигиены волнует многих родителей. С самых малых лет мы приучаем наших деток чистить зубы, умываться, мыть руки после улицы и посещения туалетной комнаты.
Но не все дети послушно бегут к раковине, когда мы их об этом просим. И как бы вы не настаивали, ваше чадо бегает от этой обязанности, как от огня. Ребенок еще не понимает насколько важна гигиена и к чему это может привести, если ей не следовать.

Так что же делать? Кричать? Ругаться? Сетовать на непослушного малыша? А может заставлять?
Давайте лучше придумаем другие способы решения проблемы.

    • 1. Во-первых, необходимо сделать процесс удобным и приятным . Купите специальную подставку, благодаря которой ребенок сможет легко дотянуться до раковины. Полотенце должно висеть на уровне крохи. Приобретите интересную мыльницу и яркое мыло, чтобы ребенка было чем завлечь.

Купить стульчик-подставку на Ozone

Купить детское жидкое мыло на Ozone

Но лучше, если вы придумаете сказку в своей интерпритации, с любимыми героями малыша.


  1. Поставьте в раковину глубокую миску с водой и положите мыло. Позовите ребенка поиграть (не мыть руки). Задача малыша поймать мыло и удержать его в руках. Повторите несколько раз.
  2. Спросите ребенка, сможет ли он намыленными руками удержать игрушку в руках. Если малыш отказывается, то покажите на своем примере, причем игрушка у вас должна постоянно ускользать из рук))) Игрушку выберете округлых форм, подойдет даже яйцо от киндер-сюрприза или матрешка, если не жалко.

Вот так, можно превратить нелюбимое занятие в веселое дело.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!