Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как помочь подростку преодолеть застенчивость. Застенчивый ребенок

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Помнится мне, когда мои детки шли первый раз в сад, я сталкивалась с их нежеланием остаться среди чужих людей без мамы. Наверное, я не первая, да и не последняя: каждый родитель в той или иной мере проходит эти горючие слёзы, когда малыш переступает порог детсадовской группы. И это абсолютно естественная адаптация детей к новым для них условиям, страшного в этом ничего нет, проходит.

Но бывают случаи, когда держаться за мамину юбку и прятаться за родительскую спину деткам приходится даже, когда все рядом и никто никуда не собирается уходить. «Глазки в пол, палец во рту и настойчиво молчалив» — знакомая картина? Некоторых она умиляет: «Какой стеснительный!», многих родителей, как правило, подбешивает: «Давай, расскажи стишок, чего молчишь-то, язык проглотил?»

Почему так происходит и чего боятся наши дети, ища в такие минуты защиты у близких людей? И вообще, как быть, если в семье растёт застенчивый ребёнок?

План урока:

Хорошо ли быть робким трусишкой?

Вот уж действительно, почему так происходит: один буквально «по щелчку» громко читает стихи на табурете для огромной взрослой аудитории, наслаждаясь бурными аплодисментами, а из другого при встрече так трудно вытянуть обычное «Привет!»? Почему один среди сверстников – душа компании и организатор активных развлечений, а другой молчаливо и в одиночестве в уголке собирает конструктор или рисует карандашами?

Научные факты! Психологи говорят, что в возрасте до 7 лет застенчивых стесняшек около 40-42%!

Хорошо это или плохо быть застенчивым? Если вернуться в давние советские времена с давно забытым пионерско-комсомольско-партийным воспитанием, застенчивость была одним из «стандартов коммунистической породы», такой человек являлся образцом для подражания, и все отклонения от нормы активно выносились на суд партийных присяжных.

Сейчас психологи твердят, что излишняя застенчивость мешает полноценному развитию ребёнка как личности. Почему?

  • Застенчивые детки в обществе малознакомых им людей в условиях вдруг возникшего страха и неуверенности готовы провалиться под землю, лишь бы их не трогали и к ним не обращались.
  • Проблемы начинаются с возраста песочницы, когда малыш боится подойти к другим детям, чтобы поучаствовать в игре или попросить игрушку. Напряженное состояние при чрезмерном внимании к своей персоне они испытывают в детском саду, когда приходиться участвовать в утренниках и на публике читать, петь, танцевать. Свою застенчивость они приносят в школу, становясь обычно невидимками и изгоями: они по списку вроде есть, а по жизни вроде их нет.
  • Остро замечая свои недостатки, они умело лепят себе ненужные, часто мнимые, комплексы, пряча под слоем неуверенности имеющиеся достоинства, считая себя хуже своих сверстников.

И это отнюдь не значит, что такие дети не хотят общаться, и одиночество – это их любимое состояние. Наоборот, в своей детской душе у них спрятано огромное желание к общению, только вот его-то они боятся как огня: а вдруг что-то не так, и со мной не будут дружить?

По своей природе застенчивые дети очень доброжелательны, но вот подтолкнуть их к контакту тяжело, поэтому и слывут они среди одноклассников или высокомерными ботаниками, или трусливыми тихонями.

Особенностью застенчивости является то, что это не кратковременное состояние, как например, стеснение или смущение в результате повышенного внимания или похвалы. Это черта постоянная, с которой даже взрослые способны до пунцовой окраски засмущаться просто наедине сами с собой. Не стоит оставлять такую спутницу в жизни.

Как говорят психологи, хоть это не заболевание, но всё-таки дискомфортное состояние психики, с которым можно и нужно бороться, причём, чем родители это сделают раньше, тем будет для ребёнка лучше, ведь застенчивость способна перерасти в глубокую замкнутость.

Откуда берутся робкие зайчики и пугливые мышки?

Прежде чем выдать какие-то советы, как ребёнку преодолеть свою стеснительность, предлагаю поискать ту капусту, в которой находят скромняшек.

Есть одно устоявшееся мнение: застенчивыми не рождаются, ими становятся! Наверное, доля истины здесь есть. Причины появления застенчивости никак не связаны ни с умственными, ни с интеллектуальными детскими способностями. Что же делают не так родители, что ребёнок становится робким?

Чрезмерный семейный контроль

Это эффективный способ вырастить робкого тихоню. «Не трогай!», «Не бери!», «Нельзя!» — пригодный инструмент, чтобы лишить малыша самостоятельности и активности и добавить в его характер неуверенности.

Стресс

Иногда он является причиной того, что ребёнок замыкается и перестаёт общаться. Характерным примером может служить смена школы: неизвестный, уже за годы учёбы вместе слаженный коллектив, где новый ученик пока лишний, новые учителя. Не все дети готовы справиться с такой ситуацией.

Излишки воспитания

Да, интеллигентная семья с многолетними семейными устоями тоже может быть недостатком. Разве стоит удивляться тому, что малыш будет чистой воды «ботаником», при первой встрече опускающим глаза и неуверенно бормочущим себе что-то под нос вместо внятных и чётких ответов, когда ребёнком занимается больше бабушка, воспитанная на тех самых советских принципах.

Такой бабушкин любимец будет настороженно относиться ко всему, что предлагает детям современный мир, да к самому этому миру в лице его жителей он будет подходить с опаской.

Наследственность

Оставила эту причину на десерт, потому что причинно-следственную связь между ней и появлением застенчивости многие психологи подвергают критике. Конечно, если родители изначально скромны и стеснительны, то ожидать от ребёнка другого поведения вряд ли можно.

Только вот всё-таки наследственный ли это фактор, а не принятые в семье правила поведения? Но даже если и крепки папо-мамины гены, социальный фактор и правильный поход к воспитанию могут свернуть не только эти горы.

Как раскрепостить скромняжку?

«Ну да, робкий, застенчивый и скромный, вот такой, ну что делать?» — скажут родители. Преодолевать комплексы и учить общаться! Вот некоторые рекомендации родителям, которые выдают психологи в «скромных ситуациях».


Ну и давайте еще послушаем мнение детского психолога. Смотрим видео!

Вот так скромно про детскую застенчивость. А у вас дома живут робкие зайчата и трусливые мышки? Расскажите, как вы им помогаете. Давайте будем застенчивы, но только первые пять минут!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Застенчивость у детей проявляется по-разному. Кто-то стесняется при первом знакомстве с другими детьми или взрослыми, некоторые – только со взрослыми, а третьи – боятся публичности. Но, если ребенок постоянно нерешителен и излишне скромен – это уже серьезное препятствие на его жизненном пути.

Застенчивость детей не всегда говорит, что у них заниженная самооценка. Скорее она даже завышена, но существует боязнь оказаться в нелепой ситуации, потому что им кажется, что все их оценивают. Общение дается им трудно, поэтому предпочитают оставаться в стороне.

Внутренние предпосылки. Э то тип темперамента, который, как известно, является динамическим процессом врожденного характера и остается устойчивым в течение всей жизни.

  • Самые застенчивые – меланхолики, относящиеся к категории слабого типа, долго переживают неудачи и склонны к отрицательным эмоциям.
  • Затем следуют флегматики – они трудно сходятся с новыми людьми, скупы на внешние впечатления.
  • Стеснительными практически не бывают сильные типы – сангвиники и холерики.

Внешние предпосылки. К ак правило, основываются на воспитании – строгом, со множественными запретами и постоянными замечаниями со стороны взрослых. В результате у ребенка вырабатываются комплексы: осознание своего несовершенства, снижается ощущение своей значимости, болезненная реакция к оценке других людей.

Как побороть застенчивость?

  1. Старайтесь не говорить при ребенке о его стеснительности с другими взрослыми. Иначе он сам привыкнет и утвердится в мысли, что он действительно такой и будет воспринимать себя таковым.
  2. Чаще разговаривайте с ним, как с равным: просите совета, внимательно слушайте, когда он что-то рассказывает или выражает свое мнение, показывает рисунок или поделку.
  3. Его чувства, эмоции и желания должны быть очень важны для вас – относитесь к ним бережно и с уважением. Так будет укрепляться его уважение к самому себе.
  4. Старайтесь, чтобы он проговаривал свои неудачи и обиды. Они не должны накапливаться в нем. Для застенчивого ребенка это вдвойне тяжело.
  5. С малых лет учите ребенка общаться с другими людьми. Находите для этого повод. Пусть, например, сам спросит цену на игрушку в магазине, если он хочет, чтобы вы ее купили.
  6. Конечно, такого ребенка надо больше хвалить, даже за маленькие победы, за проявленную активность. Не забывайте, что от него это потребовало немало усилий на пути борьбы со своей нерешительностью.
  7. Спокойно относитесь к его ошибкам и промахам – так он приобретает бесценный опыт, закаляет характер. Пусть негативный, но он не менее значим позитивного.

Застенчивость – не приговор. С возрастом она уменьшается, становится не такой сильной и мучительной, но не проходит полностью. Такие дети в будущем более стабильны в работе, дружбе, любви. Ребенок в процессе жизни учится преодолевать застенчивость сам, постепенно приобретая опыт, но во многом в этом главную роль играют родители.

Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Ребенок 10 лет еще не подросток , но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности... Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.

Самая низкая самооценка — в 9-10 лет

Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.

И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.

Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

  • особенности характера;
  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи, а также личные достижения.

Тест на самооценку

Наблюдаете ли вы у своего ребенка:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Если вы ответили «да» более 5 раз , то имеет смысл подумать о помощи ребенку.

Как повысить самооценку: 9 правил

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
  4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
  7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
  8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Комментировать статью "Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?"

Низкая самооценка. Перфекционизм оказывает разрушающее воздействие на самооценку. Представьте себе ребенка, которого, что бы он ни делал, постоянно критикуют и унижают. Наоборот, она его убивает на корню. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Низкая самооценка. Как справиться с низкой самооценкой ребенка? Боже, это было наше обоюдное облегчение. Навязчивость и низкая самооценка. Навеяно темой ниже про навязчивость.

Насколько опасна низкая самооценка? Многие современные родители панически боятся низкой самооценки. Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст - один из самых Мне кажется, внимание на стеснительность надо обращать, не стоит оставлять все как есть...

Ведь в 9 лет ребенок уже должен понимать как правильно и не правильно себя вести в подобных ситуациях. Плохое поведение детей. Что делать, если ребенок не слушает просьбы и указания родителей. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Мое глубокое имхо (как оочень застенчивого ребенка в прошлом)- не считать это проблемой При этом вам нужно ребенка максимально принимать, поддерживать, подбадривать и всячески...

Застенчивый ребёнок. Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и...

Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что умеют делать ваши 3,5-4 летние детки? Считает на мой взгляд здОрово - просто счет до скольки угодно с 3,5 лет примерно (моего терпения слушать хватало максимум до 350 - шаги в садик одно время...

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры с родителями. Я сама работаю воспитателем, и бывают случаи, когда можно говорить Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка.

Стеснительный ребёнок?. Характер. Детская психология. Я не знаю, стоит ли мне обращать внимание на приступы стеснительности, стоит ли что-то форсировать (групповые занятия...

о самооценке. Отношения с детьми. Детская психология. Ясно, что уши растут из сравнительно более низкой самооценки нашего Низкая самооценка. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Нашла в Инете тест как определить степень самооценки ребенка: рисуется 10-ступенчатая лестница, ребенку объясняю, что на самой нижней стоят плохие дети, чуть выше - уже получше, и т.д., т.е. на самой Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

Застенчивость. Кризис 2-летнего возраста. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Застенчивый ребенок. Детская психология. Раздел: Застенчивый ребенок (Во-первых, тем, кто высказал своё мнение о моей проблеме внизу).

Детская психология. Конкурсы. Ребенок 9 - 10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать? Неверие в себя, низкая самооценка, желание избежать лишних разочарований необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии...

Застенчивый ребенок. . Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет - не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых - помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец - первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него - это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают - стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.


Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Застенчивый ребенок: будущий лузер?

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!». Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

«Совет детского психолога» Как преодолеть застенчивость у детей?

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать - тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!

Чего делать нельзя категорически

  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!