Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как помочь первокласснику хорошо учиться? Как помочь первокласснику адаптироваться в школе (практические советы).

Как помочь первокласснику хорошо учиться.

(беседы для родителей)

· Подготовка к школе.

1. Истоки школьных проблем.

2. Пора ли в школу?

3. Чему и как учить до школы.

· Ребенок идет в первый класс

1. Адаптация к школе - что эта такое?

2. Здоровье и школьные нагрузки.

3. Режим первоклассника.

· Школьные проблемы детей и родителей.

1. Со всех сторон - трудности.

2. Что случилось с подчерком?!

3. Семейные проблемы и школьные трудности.

4. Понять и помочь.

ИСТОКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Что же такое готовность к школе? Из чего она складывается, чем определяется?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее...

Может быть, нечего им засиживаться дома, пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов. Не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению. Труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего нервно- психические нарушения.

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых детей к школе плохо успевают! Значит. Борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы.

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только не успевающие, не готовые дети, но и хорошо успевающие. Эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем- ребенок учится-то хорошо!

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень высокой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к разного рода расстройствам. Этим детям необходимы особые, щадящий режим и особое внимание родителей.

Недостаточная готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие которое ученику никогда не одолеть. Можно одолеть, важно только знать и учитывать особенности ребенка на которые может опираться педагог.

Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше провести еще год в детском саду или дома? Для значительного числа « неготовых» детей режим детского сада лучше, чем в школе, способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И через год учиться ребенку будет много легче.

Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда требуется специальный комплекс занятий по формированию психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций, важных для успешного обучения. Однако многие родители не только торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной программе трехлетнего обучения.

Исследования показывают: больше всего не готовых детей в возрасте 5 – 5 с половиной лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6 с половиной лет - 32%. В 7- летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет...

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры_ у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе? Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни - школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья.

Все это, конечно, еще не отношения к новому виду деятельности , не отношения к учебе как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями. Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять новые требования, суть самого процесса учения, требование учителя. Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно капризничать (а в школе этого делать нельзя).

Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивнее общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Специально исследования психологов показали: в игре - эксперименте, когда задания, которое давалось детям, можно было выполнить, только если дети договорятся друг с другом, многие из них вообще не обращали внимание на партнера. Всё их внимание было направлено непосредственно на игру как таковую. Выполнить поставленную перед ними задачу одни не стремились, другие не могли найти нужного взаимодействия, не знали, как это сделать; третьи устойчиво стремились к цели, но посредством соперничества, а не сотрудничества. И только некоторые смогли предварительно согласовать свои действия и действия партнера. Увы, такой уровень взаимодействия оказался скорее исключением, чем правилом...

Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя, так же не всем детям присуще: не мало таких. Кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого не внимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая истощаемость и утомляемость из - за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность - слабые, не развитые возможности управления внимание и запоминанием. Умение и способности действовать по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются. Как правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой - либо деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, чем это может кончиться? Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант... а вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойду впрок, но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

Еще одну из частых причин родительского замешательства можно выразить формулой: « Он столько знает, а учиться не может!» Увы, определять готовность к школе лишь по запасы сведений и знаний - вечная ошибка и родителей., и, что гораздо хуже, учителей! Услышав от педагогов или еще от кого - то сведущего, что необходимо условие готовности к школе - знать то - то и то - то, родители в своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать, запихивают в него все возможные сведения. Не считаясь с возрастными особенностями. Не однажды, работая в школах, нам доводилось встречать таких детей.

Вот малыш, плохо произносящий несколько звуков, захлебываясь словами и не понимая смысла, читает: «Как ныне сбилаеться свещей Олег отместить нелазумным халазам..». А был еще один эрудит: знал все созвездия, но не знал на какой улице живет. Третий словно выучил наизусть энциклопедический словарь, но не способен даже на несколько минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит пол года - и их обгоняют тем, кто не умел ни читать ни считать, часто они словно не слышать учителя, если он не обращается непосредственно с ним, то есть не работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой. Они быстро теряют интерес к учебе, если учитель не обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать: примерно с середины е первого учебного года учиться им становиться все труднее и труднее. А родители не могут понять в чем дело.

Хотите еще примеров? Ну вот хотя бы такой. При отборе детей в школу учительница записала в сой класс девочку, которой на первое сентября было 5 лет и 4 месяца. «Я была потрясена, - рассказывала учительница,- ребенок так много знал, он мне стихи читал и сказки Ершова рассказывал, и считал... В детский сад девочка не ходила, дома с ней занимались все - и бабушка, и дедушка, и мама с папой. Обещали и в дальнейшем мне помогать. Я и согласилась. Хотя чувствовала, что и мне, и ребенку будет трудно, но сформулировать это четко ни себе, ни родителям не смогла. Видела, что ребенок не может сосредоточиться очень быстро отвлекается, видела, что девочку больше интересовали игрушки (мы беседовали в игровой), а и внешне она была очень маленькой, худенькой. Тогда я не спросила родителей о здоровье ребенка, а оказалось, что « От малейшего дуновения ветерка» он простужается и болеет. Же в октябре мама заметила, что у девочки пропал интерес к школе, она стала жаловаться на головную боль, усталость на то, что в школе трудно, часто утром вставала и говорила «Сегодня у меня выходной, в школу не пойду». А сейчас просто беда, девочка совершенно не усваивает программу по письму, не помнит, как пишутся многие буквы, стала раздражительней, часто без причины начинает плакать» .

И здесь пришлось долго убеждать папу, маму и бабушку (все они пришли с ребенком) , что девочка гораздо лучше будет провести этот год дома, ей нужно больше прогулок на воздухе, закаливающие процедуры, а не сидение за уроками. Надо дать ей окрепнуть, больше уделить внимание развитию координации движений рук (лепка, рисование, работа с мелкими деталями конструктора, вышивание). Хорошо бы отдать ребенка в какую - нибудь физкультурную секцию - это позволит повысить его двигательную активность и будет способствовать контактам со сверстниками (девочка растет в окружении взрослых). К счастью, родители прислушались к нашим советам, и в следующем году адаптация к школе прошла совершенно безболезненно. Сейчас девочка учиться хорошо.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания. Представления о предметах, их свойствах, а прежде всего умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, от чего и почему.

Конечно, наивно надеяться, что наши советы дойдут до всех, тем более «трудных» родителей. Но все же чаще бывает, что ребенок из трудной семьи не полностью заброшен, о нем заботятся если не мама, так хоть бабушка. Вот для тех, кто заботится, а так же и для школьных педагогов, которые всегда могут оценить такую ситуацию, хотим показать ее на примере.

Илья поступил в школу в возрасте 6 лет 4 месяца. В детский сад не ходил, воспитывался бабушкой, а родители мальчика жили отдельно, навещали его редко. Отец страдал алкоголизмом; беременность и роды у матери были тяжелыми. В первый год жизни Илья был очень беспокоен: постоянно кричал, не спал по ночам, часто болел. В развитие ребенка отмечалась задержка: ходить он начал после года, говорить отдельные слова - только к трем годам.

При поступлении в школу он был излишне подвижен, не понимал правил поведения на уроке: вставал, ходил по классу, залезал под парту и сидел там, играя машинкой, сосредоточенно работать мог не больше пяти минут. Запас знаний и сведений, которыми он владел, не соответствовал возрасту: он не имел понятие, где живет, кем работают его родители, ничего не знал о временах года. Заметно была и задержка речевого и моторного развития. Такому ребенку нужно было бы еще год провести в детском саду, ему необходим был комплекс упражнений для выправления речевого и прочих отставаний. А он остался в школе (в детском саду не было место), а потом - на второй год, но так и не смог освоить школьную программу. Решением медико - педагогической комиссии ребенок был переведен в специальную школу. А ведь при специальной коррекции, проведенной во время, такого развития событий, можно было бы избежать..

Попробуем сделать некоторые обобщения.

И так, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления! Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.

Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим ребенком (особенно на первом году жизни). такой ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя он вроде бы уже подошел к школьному порогу...

Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не только. Главное, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнение и пожеланием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию, и будет самым трудным для таких детей в школе.

… до школы Толя с детьми почти не общался. Мама старался подобрать ему « подходящих» друзей, но сними он играть не хотел. Толе много читали, учили писать, считать, покупали различные игры, все его желания исполнялись беспрекословно. Он склонен был рассуждать, употребляя незнакомые слова. А при встречах с детьми любимым его занятием было спросить: «А ты знаешь, что такое отрицательное число». Если ребенок не знал(а в большинстве случаев так и было), Толя быстро делал вывод «мне с ним не интересно, он ничего не знает» . не чувствовал Толя дистанции и в общении со взрослыми; ведь те взрослые, которые окружали его, полностью ему подчинялись...

Конечно, родители были уверенны: они хорошо подготовили ребенка к школе. И учительница оставалась довольной при вступительном собеседовании. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать сними в контакт, даже из класса стремиться выйти, выждав момент, когда его никто не заденет. В тоже время ему хотелось показать, как много он знает, и поэтому на уроке он мог перебить ученика и учительницу, вставив фразу (не всегда подходящую по смыслу) для того, чтобы привлечь к себе внимание. Скоро ребята стал дразнить его воображалой, умником. Изо всего этого из-за сложности с педагогом(своими репликами Толя часто просто мешал вести урок), а так же из-за двигательной неловкости и связанных с ней трудностями с письмом мальчик совершенно потерял интерес к школе. И стал заметно отставать. А к тому же(как следствие неудач) появилась плаксивость, агрессивность .

Вот тогда мама с Толей обратились к нам за помощью. Очень долгий разговор был с мамой... Она никак не хотела признать ошибки в воспитании ребенка. Нам с трудом удалось убедить ее, что сыну вовсе не нужны те обширные знания, которые она старалась дать ему. И трудности обучения не от того, что «учительница к нему придирается, не любит его», а от того, что мальчик не имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми, что не учили его работать да еще ненароком воспитали не уважение и пренебрежение к людям. Так вот, вроде бы из лучших побуждений, но движимые ложные идеи «уединенного развития», взрослые создали ребенку целую гору трудностей... А ведь первое, о чем стоило бы подумать им: школа - учреждение общественное; и здесь важнейшее - это умение работать вместе с другими и строить с этими другими(учителями и детьми) отношения сотрудничества.

А что же делать с теми, кому же семь, но они все равно не готовы к школе? Во - первых, им лучше учиться по программе четырехлетней начальной школы; во - вторых, необходим так называемый щадящий режим в семье и непременная коррекционная работа . Таким детям вторую половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимо; два - часовой дневной сон, 2,5-3- часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности(11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости лечение.

Опыт показывает: у многих детей начало систематического обучения вызывает своего рода»ускорение» . поэтому решить, где будет лучше ребенку - в школе или еще год в детском саду,- не просто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим; но может быть и так, что мы лишили ребенка возможности повзрослеть в борьбе с трудностями... Главное, знать и помнить: первое - дети, не готовые к обучению, могут учиться, но требуют специального подхода, отставание само собой не пройдет; второе - психологическая функциональная неготовность ребенка к обучению, как правило, не существует сама по себе, она тесно связана со здоровьем ребенка.

Поэтому давайте подробнее поговорим о том, что должны знать родители о здоровье своего ребенка и что можно и необходимо сделать, чтобы его укрепить, избавиться от тех или иных нарушений еще до поступления в школу.

Редко какая мама говорит, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний. Постоянные ОРВИ, грипп, ангины , бронхиты - это очень серьезно. Серьезно еще и потому, что далеко не все родители относятся к ним с необходимой озабоченностью. Считается: корь, свинка и другие инфекции - это серьезно, а простуда - нет. Какая большая ошибка! Любое из этих заболеваний (а особенно они часты) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, часто хронических, заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушения поведения, и как следствие, низкой успеваемости в школе. Болеющего часто ребенка отличишь сразу среди многих детей: он бледен, мало активен, плаксив, у него может быть длительное повышение температуры, плохой сон и аппетит, быстрая утомляемость. Получается как бы замкнутый круг, острые болезни могут порождать хронические, а хронические нарушают нормальное развитие.

Сплошь и рядом до школы встречаются заболевания зубов; к 6-7 годам от 80 до 90 процентов детей имеют кариозные зубы, почти у половины обнаруживаются аномалии к деформации зубо - челюстной системы. А ведь дело не только в зубной боли: ангины, хронические тонзиллиты, заболевания сердца и сосудов, почек, суставов, органов пищеварения в определенной степени развиваются под влиянием болезней зубов.

Очень распространенны заболевания ЛОР - органов(уха, горло, нос). Почему же так нежелательны эти заболевания для будущих школьников? Затрудненное дыхание через нос возникает из - за значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода в легкие и другие органы (и в головной мозг тоже) и приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в итоге - к учебным незадачам и отставанию.

Очень важно знать про состояние зрения детей. Среди поступающих в первый класс около 4% детей уже имеют близорукость , и в дальнейшем от года к году их зрение продолжает ухудшаться. В последнее время все более пристальное внимание уделяется детям, которые составляют группу риска по развитию близорукости, или предмиопии. Если ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие органов зрения может нарушиться, и, таким образом создаются условия для быстрого роста близорукости.

У вашего ребенка повышенный риск развития близорукости, если у него обнаружены:

Слабая дальнозоркость (недостаточный запас дальнозоркости); эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений;

Эммитропия, близорукость, а так же дальнозоркость, если родители страдают близорукостью; эти дети требуют еще более строго ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений.

Существуют простейшие упражнения, которые целесообразно проводят во время занятий дома: быстрый перевод взгляда с близкого до удаленного объекта и обратно с интервалом 30 секунд до минуты. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения и особенно благоприятно действует при близорукости слабой степени.

Состояние зрения детей бывает связано с их осанкой. Очень часто дети с плохой осанкой страдают близорукостью. Да и вообще каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет здесь проблемы_ асимметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях - искривление позвоночника (сколиоз). Дела с осанкой у наших детей не очень хорошие. А приводит к этим нарушениям родительская беспечность - взрослые не обращают внимания, в какой позе сидит ребенок перед телевизором, за каким столом рисует, играет с конструктором, как ходит, бегает.

И наконец, такая сторона детского здоровья, о которой много говорят, но так неохотно советуются с врачом,- это психическое здоровье. В каждом классе уже с первых дней выделяются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. В итоге через несколько месяцев надо решать, что делать с ребенком дальше... И может ли он вообще обучаться в массовой школе?

Довольно часто это трагическая ситуация. Попытаемся разобраться: что же представляют собой такие дети? Часто ли встречается подобное? Являются ли для них неизбежными школьные трудности? И когда надо было им оказывать помощь?

Нарушения нервно - психического здоровья, о котором мы говорим, относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

Мы уже говорили, что среди причин нарушения нервно- психического здоровья ребенка наиболее часто встречаются такие, как тяжелое течение беременности или родов матери, перенесенные ею в этот период инфекционные заболевания, прием некоторых лекарств. Родовая травма у ребенка, его частые болезни, особенно до года, любое воспаление, ушиб или отравление- все это может нанести удар по его лишь формирующейся нервной системе.

Один из вариантов общей нервной ослабленности - так называемая невропатия. Ее проявления многообразны:

Повышенная нервная чувствительность, склонность к эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

Быстрая утомляемость при повышенной нервно - психической нагрузке, а так же при шуме, духоте, ярком свете;

Нарушение сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; ребенок плохо засыпает; у него нет потребности в дневном сне);

Нарушения типа энуреза, тиков и заикания. Если родители наблюдают у своего ребенка нечто подобное (вялость, раздражительность, чрезмерное двигательное беспокойство, нарушение сна, ночное недержание мочи, заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица)- необходимо идти к врачу немедленно, чтобы еще до школы провести курс лечения. Иначе, непролеченные, эти заболевания получают от школьных нагрузок такой толчок, последствия которого отзовутся и на здоровье ребенка, и на возможности успешного обучения.

Увы... Даже заботливые мамы, которые согласны показать ребенка любому врачу, к детскому психоневрологу и психиатру идут с большой неохотой и опаской. И только в том случае, когда нет другого выхода... А уж если такое случилось, при беседе с врачом не очень - то стараются откровенно говорить о своих трудностях, пытаются как-то помягче представить поступки, поведения ребенка, что - то оправдать, что - то сгладить. И это все из опасения, что ребенка поставят на учет, не примут в престижную школу и т. д. В подобных случаях родители думают о чем угодно (о «чести мундира», о том, чтобы «быть как все и не отставать от людей»), только не о судьбе ребенка. Не могут они понять: скрывая от врача истинное состояние сына или дочери, обрекают их на обучение непосильных условиях, ставя их здоровье под угрозу срыва. И в итоге часто оказывается так, что забеспокоились лишь тогда, когда помочь ребенку бывает невероятно трудно..

Ваш ребенок идет в первый класс. Как сложится его школьная жизнь, с какими трудностями он может столкнуться — особенно если отличается подвижностью, не вполне умеет себя контролировать, неусидчив? Три варианта адаптации к школе первоклассника с дефицитом внимания и гиперактивностью — от психолога Екатерины Мурашовой. Автор использует термин "гипердинамический синдром".

Вариант первый

Увы, иногда именно в первом классе впервые и выявляется гипердинамический синдром. Интеллектуально полноценный, хорошо подготовленный к школе ребенок не способен усидеть за партой, постоянно просится в туалет, отвлекается, мешает другим детям, и в результате — не справляется с программой. Учительница сначала стыдит ребенка, потом пытается "призвать к порядку" родителей и, наконец, на собрании или в индивидуальном порядке заявляет, что надо как-то "решать вопрос" — намекая либо на домашнее обучение, либо на "еще год посидеть дома".

Здесь необходимы срочные и достаточно решительные меры. Для начала вам нужно понять, о чем идет речь — действительно ли ребенок еще "не дозрел" до школьного обучения, или учительница просто стремится оградить себя от его раздражающих выходок. Для этого вам необходимо мнение какого-нибудь постороннего (по отношению к школе) специалиста.

Попросите учительницу внятно, желательно в письменном виде, изложить все свои претензии к ребенку и с этим отправляйтесь к психологу в поликлинику, в диагностический центр и т.д. Не забудьте захватить тетрадки ребенка, его рисунки и школьный дневник. Пусть специалист еще раз оценит школьную зрелость малыша, взвесит все претензии и возможности.

Если специалист подтверждает мнение учительницы, что ребенок по своему психомоторному статусу еще не готов к школьному обучению, а ситуация в школе зашла в явный тупик и не подлежит исправлению, то ребенка можно из школы забрать. В этом случае, ему обязательно необходим какой-нибудь другой коллектив — кружки, секции, детский сад , "обучалка-развивалка" и т.д. На следующий год, если это технически возможно, и он сам не против (такие дети часто парадоксально привязываются к месту, вещам и людям), имеет смысл отдать ребенка в другую школу, которая не связана для него с опытом прошлогоднего поражения. Начать, так сказать с чистого листа.

К сожалению, учителя начальной школы не видят гипердинамического синдрома и не воспринимают его как симптом заболевания. Возможно, в рамках программы подготовки учителей начальных классов данный синдром не рассматривается (хотя это странно — такие дети есть в любом обычном первом классе).
Возможно, само поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных, педагогически запущенных, а иногда и отстающих в развитии, и дифференциальная диагностика просто слишком трудна для учителя, у которого, кроме этих детей, есть и еще двадцать пять других...
Возможно, дело еще в чем-нибудь, но сам факт налицо, и родители гипердинамического ребенка непременно должны его учитывать. Как правило, учителя начальных классов воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как просто дурно воспитанных балбесов. В лучшем случае (при наличии симпатии к данному ребенку) звучит что-то вроде: "Он у вас способный, но такой разболтанный!".

Вариант второй

Иногда ситуация в первом классе сглаживается "небоевым" темпераментом учительницы, которая вполне логично рассуждает о том, что ребенку нужно время, чтобы приспособиться к школьным требованиям, что он очень подвижный, явно старается, и рано или поздно у него получится, что надо и дома приучать его к организованности и т.д. В этом случае родители, благодарно кивая, ждут, когда ребенок "приспособится", и стараются пореже заглядывать в его дневник и тетрадки по русскому языку.

Но, увы, во втором классе ситуация вместо того, чтобы исправиться, лишь усугубляется. Задел, созданный подготовкой к школе, исчерпан, надо изучать и усваивать новый материал, а ребенок уже привык к предоставляемым ему скидкам и "напрягаться" явно не собирается... Учительница с тревогой говорит, что если срочно что-то не предпринять, то все может кончиться очень плохо. А родители, привыкшие полагаться на учительницу, совершенно не понимают, о чем, собственно, речь и что же именно нужно предпринять...

В этот ответственный момент в семье должен быть "назначен" человек, который возьмет на себя организацию учебной и прочей жизни ребенка. Если есть неработающая мама, ответственная старшая сестра или дееспособная бабушка-пенсионерка — прекрасно. Ребенку сообщают следующее:

— Ситуация с твоим обучением бодренько движется в очень неблагополучном направлении. С этим надо кончать. У тебя есть отдельные недостатки, но в целом ты вполне можешь усваивать эту программу и учиться в этом классе. Мы (семья) намерены сделать все возможное, чтобы отныне так и было. Возможно, в прошлом мы совершили какие-то ошибки, пустив все на самотек. С сегодняшнего дня ситуация изменится.

В дальнейшем составляется жесткий распорядок дня, которому неуклонно следуют. Уроки готовятся строго по расписанию и под неусыпным контролем (это не значит, что нужно делать их за ребенка — ребенок делает их сам, но под контролем). Пока делаются уроки, никаких возможностей для отвлечений и развлечений. Обязательна ежедневная прогулка. Очень желательны ежедневные занятия любым спортом. Расписание жизни висит на стене, над рабочим столом ребенка.

Каждый вечер кратко обсуждаются сегодняшние достижения и неудачи и планируются дела на завтра (это обсуждение не должно превращаться в осуждение ребенка — в основном говорится о достижениях и возможности совершить-таки то, что пока не получилось). У ребенка есть твердо фиксированные ежедневные домашние обязанности (все это способствует выработке произвольного внимания) — вынести ведро, погулять с собакой, пропылесосить ковер и т.д.

Поддерживается постоянный контакт с учительницей. Ее нужно постоянно спрашивать, заметны ли уже положительные сдвиги от изменения домашней политики. Рано или поздно она что-то заметит (или ей покажется, что заметит). Сразу же нужно попросить ее сказать об этом ребенку. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего сдвиги станут совершенно очевидными (включение положительной обратной связи).

Если все дееспособные члены семьи работают, а оставшиеся совершенно не могут контролировать ребенка, то следует отдать его в группу продленного дня. Потом вам придется заплатить деньги учительнице или воспитательнице продленного дня, чтобы при приготовлении домашних заданий она уделяла вашему ребенку особое внимание (иногда его достаточно просто сажать рядом с собой и не давать отвлекаться).

Постарайтесь, по крайней мере, три вечера в неделю проводить вместе с ребенком — гулять, ездить куда-нибудь, просто разговаривать. Неустанно выражайте свою озабоченность и интерес к его школьным делам. Хвалите за малейшие достижения. Про неудачи говорите:

— Пока не получилось. Давай подумаем, почему? Что еще можно сделать, чтобы получилось?

Вариант третий

Ребенок пошел в школу по возрасту или даже позже (ждать еще год нельзя). Школа самая обычная, а учительница настроена вполне благожелательно. Поведение ребенка в школе "гипердинамическое", но, в общем, в пределах допустимого. При всем при этом ребенок категорически не справляется с программой.

Как правило, особенно провально выглядит ситуация с чтением и письмом. Учительница рекомендует уделять ребенку побольше внимания и заниматься с ним дополнительно (писать диктанты, упражнения и т.д.). Дома ребенок сидит за уроками практически все свое свободное время. Однако ситуацию это не улучшает.

Появляются соматические проблемы и всякие функциональные заболевания. У ребенка регулярно болит или кружится голова, расстраивается желудок, идет кровь из носа, нарушается сон. При обследовании выявляют то сколиоз, то шумы в сердце, то гастрит, то вегето-сосудистую дистонию. Разные специалисты прописывают ребенку огромное количество разнообразных лекарств и процедур. Если все это делать, то не хватит никакого времени и никаких денег.

Родители испытывают чувство вины: а вдруг надо было все-таки пойти к остеопату?! А вдруг именно то, дорогое американское лекарство решило бы все наши проблемы?.. Свою растерянность и раздражение они, естественно, транслируют на ребенка, их кидает из крайности в крайность. То они всерьез подозревают ребенка в том, что он симулирует, чтобы подольше не ходить в ненавистную школу, где у него и так все запущено. То, наоборот, решают, что ребенок серьезно и тяжело болен, и скармливают ему курс какого-нибудь сильнейшего препарата, побочные действия которого приводят к появлению новых, загадочных и опасных симптомов.

Правильной позицией родителей в данной ситуации будет в основном отсутствие паники и метаний из стороны в сторону. В первую очередь необходимо посетить специалиста и протестировать ребенка для определения коэффициента интеллекта. Если коэффициент интеллекта в пределах возрастных норм, и тестирование не выявляет умственной отсталости, то следующая ваша задача — всемерная поддержка ребенка и повышение его (уже, как правило, рухнувшей почти до нуля) самооценки.

— Красивое написание букв и палочек — важная, но не единственно важная вещь в жизни, — сообщаете вы ребенку. — Мы любим и принимаем тебя таким, какой ты есть. А с палочками мы будем бороться и в конце концов их переборем. Все данные для этого у тебя есть.

Далее тщательно поэкспериментируйте с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером? Или рано утром? Или разбить все это на три коротких "марш-броска"? Или садиться за стол сразу после прогулки? Пробежки? Занятий на тренажере? Натощак? Или, наоборот, после школы ребенку нужно плотно поесть и часик поспать? Объясните ребенку суть и цель ваших экспериментов, и он примет в них активное и заинтересованное участие, сам предложит что-нибудь неожиданное и, вполне возможно, эффективное.

Как правило, уже вариации режима помогают отчасти разрешить или, по крайней мере, ослабить проблему хронической неуспеваемости. Помните, что у любого гипердинамического ребенка есть "плохие" и "хорошие" дни и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользоваться. Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамического ребенка категорически неэффективно.

Следом необходимо отыскать "позитивный ресурс". В нашем случае — это то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается. Помните, у Аркадия Гайдара в рассказе "Чук и Гек"? У Чука было то и это, он умел и это, и то, "зато Гек умел петь песни". Вот так же и с гипердинамическим ребенком. Что-то у него обязательно получится. Может быть, он хорошо играет в футбол, или поет, или собирает модельки, или скачет на лошади, или придумывает и рисует смешные комиксы... Главное, чтобы "ресурсом" не стало сидение у телевизора или компьютера.

Отысканный ресурс срочно реализуется в занятиях в кружке или секции, в покупке соответствующего инвентаря или организации соответствующего досуга. Позиция родителей в это время:

— Да, с учебой у нашего сына пока все не блестяще. Но зато он надежда нашей дворовой футбольной команды. Недавно забил решающий гол в игре со старшими пацанами из соседней школы. Они прямо обалдели. Их капитан так и сказал: ну ты, малолетка, даешь! А он еще в первом тайме ногу подвернул. Представляете?! Какая выдержка! Так что, мы уверены, что и с учебой все будет в порядке!

— Да, с русским языком пока полный провал. Но вот слышали бы вы, какие смешные истории он сочиняет для друзей и младшего брата! Прямо настоящие художественные рассказы. Хоть сейчас печатай в каком-нибудь детском журнале. Только жаль, записать их как следует он не может... Но это впереди! Мы уже так решили: как только он худо-бедно сможет их записывать, пошлем их в "Мурзилку". Там всегда на отдельной странице печатают то, что дети сочиняют. Наши рассказы ничуть не хуже, даже лучше! А письмо? Научится, разумеется!

В дальнейшем, когда самооценка ребенка слегка поднялась за счет "ресурса", на первый план выходят реабилитационные мероприятия по поводу восстановления здоровья. Ребенку сообщают:

— Все твои многочисленные болячки, по сути, есть одно, не слишком опасное заболевание — врожденные проблемы с нервной системой. Они постепенно компенсируются, то есть проходят. Ничем серьезным ты не болен, никакого особенного лечения тебе не требуется. Необходимы правильный режим дня, закаливание, чередование периодов нагрузки и отдыха (причем отдых для тебя — это что-то подвижное), много витаминов, спорта и новых, интересных впечатлений. Тогда все будет нормально.

Желательно, чтобы ваше заявление подтвердил в присутствии ребенка какой-нибудь важный врач в белом халате со стетоскопом на шее и неврологическим молоточком в руке (эффект суггестии).

— Ты действительно так плохо себя чувствуешь? У тебя болит голова? Ты действительно не в состоянии сам с этим справиться? Ну хорошо, сегодня ты не пойдешь в школу. Разумеется, и речи быть не может о телевизоре, компьютере, прогулке и репетиции хора. Будешь лежать в постели и делать уроки, чтобы не отстать от класса. Жаль, что придется подвести ребят из хора. Кроме того, как раз сегодня вечером мы планировали сходить в парк покататься на машинках...

Довольно часто после подобного заявления ребенок практически мгновенно "выздоравливает" и заявляет, что голова у него "уже почти прошла", что он вполне может идти в школу, на хор и, разумеется, в парк покататься на машинках...

Через некоторое время ребенок убеждается в том, что он больше не такой уж больной, не такой уж неуспешный, и вообще — "ничем не хуже других". С этого момента вы устанавливаете плотный контакт с учительницей и/или логопедом и, согласно их рекомендациям, начинаете работать с собственно учебными проблемами ребенка — , дислексией и т.д.

Обсуждение

Очень многое зависит от учителя. Нам с ним повезло. Ребенок приходит со школы и с удовольствием рассказывает что там было. Все проходит в игровой манере. Дети не перегружаются.

Хорошая статья, спасибо!!
Хочу добавить от себя.
У меня был печальный опыт со старшей дочкой, когда не стала её готовить к школе, наслушалась, что будет скучно) Но сейчас не те времена, когда мы учились. Элементы букв, палочки, кружочки пишут мало, мягко говоря. Сразу выводят прописи, а рука не слушается.

Мы с сыном всё лето тренировали руку. Но не "через палку", а через игру. Посмотрите поиском "Письма из сказки. Обучение с увлечением". У нас пошло на ура! Это такая сказка- игра. Там куча игрушечных документом - рецепты кукольного доктора, всякие записки, справки, объявления... Сама история с детективными поворотами. Мой юноша расписАлся.

Спасибо за статью очень интересно!

Комментировать статью "Первый класс и адаптация к школе: как помочь первокласснику?"

Научить читать к первому классу - значит, значительно облегчить ребенку жизнь. В школе формально читать учат, но это процесс У нас предполагается, что ребёнок к началу школы умеет читать как минимум по английски. Хотя попадаются дети, которые не умеют, и им в...

Обсуждение

Не надо. Все равно часть детей не будет уметь читать, и все равно всех начнут обучать по букварю с азов. Мой практически не умел читать, никак на успеваемости не сказалось. Девочка, которая читала лучше всех в классе, совсем не первая в классе по успеваемости.

чем лучше читает тем больше внимания можно будет уделять прочим полноценным наукам
а не читать условие задачи по слогам
научат конечно, вообще не читающих научают
но это не отличники

Малышам и детям, идущим в первый класс, лучше покупать простые карандаши, например "Конструктор". Ещё нужно ребёнку приобрести одежду и обувь. 3. Сколько надо денег на организацию экзаменов? На кормление детей, сувениры, грамоты - что там еще?

Обсуждение

У вас нет требований к одежде?
Моей оптимально было сарафан+2 юбки, жилет и жакет из хлопка. Блузки прижились трикотажные, из хлопка только парадная.
Из опыта покупок, к сентябрю купить минимум. Во-первых, что-то может оказаться неудобных для ребенка. Во вторых, в этом возрасте почти у всех скачок роста, зимой я покупала уже все на размер больше) И все, что сейчас вокруг красивое, осенью-зимой станет еще и дешевле.

Сарафан с застежкой спереди! Первоклашке неудобно сзади, да и более старшим тоже. Юбка и брюки тоже есть, но в основном сарафан используем. Блузки и водолазки трикотаж.

А теперь он заканчивает первый класс, я очень за него волнуюсь и не обойдусь без здешнего коллективного разума. Если бы в 1 классе ставили Я вижу, что ребёнок, в начале года едва складывавший слоги, теперь читает небольшие тексты. Медленнее, чем надо (10 слов в минуту...

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Уважаемые родители, чьи дети заканчивают первый класс - поделитесь, пожалуйчта, на что обращать Спросите в школе заранее, что надо будет носить с Что нужно? Девочки, кто был уже на собрании в школе или кто отучился в 1 классе и еще свежо в памяти, подскажите плиз...

Очень нужен совет, мы первый раз в первый класс. Самое главное, что ребенок на последней парте не учится. В 1 -ом классе, а уже не хочет учиться.... сын пошел в 1 -ый класс в этом году. учительница говорит что работать на уроке не хочет, ленится, если читать- то нехотя...

Обсуждение

Можно попросить список примерных вопросов для собеседования в приемной комиссии или как она в школе называется:) В нашей школе список висел на 1-м этаже, что должен знать ребенок к 7-ми годам.
Что знал мой - календарь (месяцы, недели, количество дней, мог посчитать какое число и день будет через неделю и т.д.), время, умел бегло читать, писать печатными буквами, писать элементы письменных букв, умел пересказывать тексты, составлять рассказ по картинке, разбирать слова по количеству букв, звуков, слогам, на гласные-согласные, твердые-мягкие и т.д. Складывать-вычитать в пределах 100. Решать и придумывать задачи, ставить вопрос в задаче и т.д.
Поэтому в школе ему довольно легко, и все основные силы мы бросили на язык - у нас языковая школа, и на занятия в музыкалке. Но и класс у нас подобрался очень сильный, все умели читать - минимум 24 слова, максимум девочка у нас читает 110 слов. Учительница берет дополнительную литературу, чтобы загрузить детей.

У меня дочка ходит в первый класс в музыкальную школу и накопилось несколько вопросов на эту Тем более, что ребенок сам меня год упрашивал отдать в муз.школу, а теперь занимается как 1.Иногда приходиться заставлять - т.е. напоминать, что нужно сделать задание по...

Обсуждение

У меня дочка на фоно, первый класс. Занимается каждый день минимум 30 минут. Не сказала бы, что занимается дома с удовольствием, скорее по привычке, но не протестует - для нее это стало, как зубы чистить, частью каждодневной жизни. Я считаю, что так лучше, поскольку знаю по себe: занятия музыкой - не всегда удовольствие, иногда не получается и кажется, конца этому не будет. Поэтому я предпочитаю, чтобы моя дочь пока что принимала это как работу. Правда, она в последнее время вне занятий начала играть просто так, для души: повторять старые пьесы, подбирать что-то свое, просто "побрякать".

Мы в Канаде, поэтому учебники не посоветую, но наша училка, похоже, идет "от ребенка": выбирает пьесы из разных учебников и идет не по порядку. Сейчас дочь играет пьесы в 2 руки, разные приемы стакато, легато, тэнуто, сонатины, небольшие вальсы, этюды Черни.

Учительница ставит руки, пальцы, локти, спину и т.п. - уделяет большое внимание правильному исполнению какого-нибудь приема, в последнее время очень много работаем над звуком. Наша тоже идет быстро, не требует отрабатывать каждую пьесу на "отлично". Мне кажется, она один и тот же прием отрабатывает на нескольких пьесах - с каждым разом получается все лучше и лучше. Это очень отличается от того, как учили в свое время меня, но дочь моя вполне довольна - она любит новое.

Занимались в прошлом году - полгода в подготовительном классе, сейчас, соответственно, в первом.
1.Ну что значит заставляю? Напоминаю, а потом стою над душой, чтобы не отвлекался, и повторяю "Не спеши! Пальцы ставь правильно! Не дергай руку! Тут До, а не Си!"
2.Стараемся каждый день, не всегда получается. Минут 20-30.
3.Королькова в основном. И еще штук 5 книжек.
5.Обязательно!
Я никогда не ставлю себе целью, чтобы все было отлично. Точнее, я балансирую между желанием сделать отлично и страхом убить в нем любовь к занятиям. В итоге до "отлично" нам далеко, зато ходит на музыку с радостью. 16.09.2008 10:52:00, Лукьяна

Нам в школе сказали, что ребенок ничего уметь не должен, умеет читать - хорошо, нет не страшно. Писать вообще категорически не рекомендуют, потом учителя все равно переучивают по своей методике, ругают что неправильно пишут. Занимаемся в 1 классе 2 недели, дети слушают сказки, прошли букву А)) Пишут палочки, рисуют зверей.. Мы умеем читать и писать, я думаю за 1 класс как раз разучимся, пока это они до этого дойдут уже)))
Перед приемом в 1 класс был небольшой опрос, там спрашивали счет до 10, обратный счет, счет через один, между чем и чем находится та или иная цифра, написать какое то слово печатными буквами, прочитать предложение в детской книжке, спрашивали просто о себе, как зовут, сколько лет, рассказать о себе о своей семье немного о друзьях, ну и просто они поболтали с заведующей о школе.. Никаких 60 вопросов в помине не было, да и в 1 классе они еще не скоро это все пройдут, даже обидно становится зачем мы все лето занимались... Только зря потраченное время и силы

18. Ручки шариковые разных цветов
19. Карандаши простые и цветные
20. Папка для тетрадей
21. Закладки
22. Бумага для рисования
23. Цветная бумага
24. Картон
25. Гуашь
26. Круглые и плоские кисти
27. Линейка
28. Фломастеры

11.07.2011 19:41:47, аришончик

Вообще-то список должен висеть в школе. Дело в том, что у школ сейчас совершенно разные требования на этот счет. Мы, например, с 1-ого класса рисуем гуашью, а мой крестник - только акварелью. Кому-то разрешают тетради в крупную клетку, кому-то нет... И т.д. Короче - лучше в школе узнать, что требуется в _ваш_ первый класс.

Вообще-то во 2 классе уже много нового ребенок узнал, а в 1 так, училась учиться. в этом году 1 сентября ребенок пойдет в первый класс. в связи с тем, что последние два года усиленно занимались его здоровьем после тяжелой болезни, то с чтением и счетом у ребенка...

Обсуждение

А у нас появился большой багаж знаний, хотя мы шли подготовленными.
1. Чтение -сейчас 98 слов в минуту (было 20). В данный момент читаем Самоделкика.
2. Математика- в пределах 100 без перехода через десяток (к счёту до 20 это не относится).+задачи в три действия со схемами. + понятие длины (но это скорее связано со счётом (1 дм- это 1 десяток. Умножение не задавали и не знаем, хотя принцип понимает (2*3 - это три раза по 2)
3. Письмо -не учитываю умение писать как таково. Пишем под диктовку, + словарные слова, + простые правила (жи-ши, ча-ща)
В итоге мы многое получили за первый класс - это большой багаж знаний. Но нам ещё будет 7. Может в этом причина.

18.07.2003 11:46:49, Уже второклассники

Хмм, научился, но школы ли это вся заслуга? писать учила я, сидела, объясняла, каждую букву разбирали, тренировались, так что моей заслуги не меньше 80%, скромно я так:))
математика - ничему, она все умела сама и до школы, умножение наполовину выучила за компанию со старшей подругой.
труд вот был очень хороший, они и что-то шили и клеили и вообще все прекрасно
так что вроде ничего особенного

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Первый год в школе – самое волнительное и сложное время для всей семьи первоклассника. Перед ребенком ставится целый ряд задач, требующих приложения с его стороны интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. В то же время для родителей этот период становится не менее трудным испытательным сроком. Чтобы дети благополучно прошли адаптацию к обучению, задача школы ‒ правильно распределить нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.

Помимо общеобязательных требований СанПиН к организации начальной школы, Министерство образования ежегодно издаёт приказ с указанием общей продолжительности учебного года и времени отдыха. К тому же для минимизации перегрузки и стрессов для первоклассников предусматриваются дополнительные каникулы. Когда же будут каникулы у первоклассников в 2018-2019 году?

Каникулы у младших классов

По законодательству при классическом четырехсеместровом обучении предусматривается, что в период с 1 сентября по 28 мая школьникам на каникулы выделяется не менее 30 дней. Окончательное решение с началом и окончанием каникулярных недель принадлежит школьной администрации. Все даты и продолжительность в неделях прописываются в годовом графике.

Для российских школ всех типов также действительны некоторые учебные положения, согласно которым:

  • дату нельзя смещать более чем на 2 недели;
  • отдых учеников должен начинаться в понедельник;
  • между четвертями ‒ не меньше 7 дней выходных;
  • перерыв летом должен быть не менее 2 месяцев;
  • учебный год нельзя начинать и заканчивать в воскресенье.

Нужно также учитывать, что Минобразования РФ вносит корректировки за несколько месяцев до начала учебного года, поэтому узнать точные даты каникул для первоклассников в 2018-2019 можно будет не раньше весны наступающего года. Хотя на основе опыта предыдущих лет уже сегодня можно сложить ориентировочный график.

Каникулы в обычной школе

Учебные заведения, которые делят год на 4 четверти, после каждой устанавливают перерыв. При этом в зимний период он обычно продолжается 2 недели, а в летний – 3 месяца.

Осенние каникулы

Первые каникулы у первоклассников в 2018-2019 году должны пройди на последней неделе октября и первой ноября. У всех будет один дополнительный выходной, связанный с важным государственным праздником – Днем народного единства, который отмечается в воскресенье 4 ноября. Согласно проекту о переносе праздничных дней, он будет перенес на понедельник. В результате начальная школа сможет отдыхать с 29 октября по 6 ноября.

Планы на новогодние выходные еще не известны, но сроки могут отличаться от привычных 10 дней отдыха.

Зимние каникулы

Новогодние каникулы у первоклассников в 2018-2019 году пройдут почти одновременно со взрослыми, поэтому можно съездить всем вместе в путешествие или провести время дома в кругу семьи. Обычно они длятся 2 недели, то есть они должны бы начаться в среду 26.12.18 и продлиться до 08.01.19 включительно. Но уже сейчас рассматривается предложение начать выходные для младших классов с 24, поэтому последним учебным днем может стать уже 21 декабря. В связи с тем, что на зимние выходные приходятся праздники Новый год и в особенности Рождество Христово, которые должны переноситься, то, надо полагать, все школьники вернуться к учебе только в среду 9 января.

Дополнительный отдых для первоклассников

Для первоклашек, которые только начинают адаптироваться к школьной жизни, законодательством предусматривается дополнительная передышка. Скорей всего, это будет последняя неделя февраля – начало марта. И хотя даты 25.02.19-03.03.19 – ориентировочные, 22.02.19 вполне может стать последний учебным днем для 1 классов. Эта неделя должна помочь маленьким школьникам восстановить силы.

Весенние каникулы

После самой сложной и длиной III четверти предусмотрен долгожданный весенний перерыв. Старшеклассникам нужно будет сосредоточиться на подготовке к экзаменам, а для первоклассников и их родителей – это прекрасная возможность научиться чему-то интересному и новому. Руководствуясь опытом прошлых лет, весенний перерыв, вероятней всего, пройдёт с 25 по 31 марта 2019 г.

Летние каникулы

Это самая долгожданная передышка, которая, как правило, длится не менее 3 месяцев. Но по закону минимальный перерыв между учебными годами может быть и 2 месяца. В связи с возможностью возникновения форс-мажорных обстоятельств длительность летнего отдыха остается на усмотрение администрации школы. Если по ряду уважительных причин школа была закрыта, то школьники учатся дольше. Хотя на практике это случается не так часто. В 2019 г. первоклассники, как обычно, уйдут на отдых первыми и, скорей всего, уже в 20 числах мая смогут закончить свой первый год познания неизвестного и нового.

Согласно закону «Об образовании РФ», каждое школьное заведение самостоятельно выбирает четвертную или триместровую систему обучения.

Триместровые каникулы

Для школ с относительно новой для России методикой обучения, где триместр длится 11 недель, при этом семидневные перерывы повторяются циклично через каждые 5 недель учебы. Каникулярный график хоть и отличается от школ с традиционной образовательной системой, новогодний и летний отдых имеет такую же продолжительность.

В 2018-2019 годах каникулы первоклашек учебных заведений, выбравших модульное обучение, будут проходить между триместрами следующим образом:

  • I – 8-14 октября;
  • II – 19-25 ноября;
  • III ‒ с 29 декабря – по 9 января (новогодние праздники)

  • IV ‒ 18-24 февраля;
  • V ‒ 8-14 апреля;
  • VI – летний перерыв начнется в период с конца мая-1 июня по 31 августа.

Такая образовательная методика привлекает многих родителей, так как она дает возможность заблаговременно строить планы. В то же время для детей создаются все условия, чтобы отдохнуть от интенсивного графика и с новым порывом вернуться к учебе.

Конечно, все даты каникул для первоклассников в 2018-2019 гг. предположительны и базируются непосредственно на подсчете общей продолжительности учебного года и запланированных выходных дат, поэтому ко Дню знаний они могут подвергнуться небольшим корректировкам.

Отклонения от запланированных сроков

Каникулярный график может быть изменен по целому ряду причин. Так, в зимний период при уличной температуре ниже 25°С занятия для 1 классов не проводятся. Хотя если температура будет выше, но скорость ветра сильнее, что усиливает мороз, администрация школы вправе объявить выходные. Аналогичная ситуация, если температура воздуха в классах станет ниже 18°С.

В период пика заболеваемости также могут быть объявлены незапланированные выходные. Обычно это бывает при эпидемии гриппа и острых вирусных инфекций. Если больше 30% школьников болеют, то школа в обязательном порядке закрывается на карантин.

Нужно заранее познакомиться с расписанием в первом классе . Это поможет правильно спланировать время всей семьи: родителям взять отпуск, при возможности внести коррективы в рабочий график, договориться о помощи бабушки, няни или родителей одноклассников. Итак, к какому же расписанию учебы в первом классе готовиться?

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

1. Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.


2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который предполагает следующее расписание:
- в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3 урока в день по 35 минут каждый,
- во второй четверти (ноябре-декабре) - по 4 урока по 35 минут каждый,
- а в 3 и 4 четвертях (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый.

3. В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

4. Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.

5. В первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

С учетом этих требований расписание уроков в первом классе может выглядеть так:

Расписание звонков в первом классе (пример)

Расписание звонков первых классов (первое полугодие)

1. 8.00 – 8.35

перемена 20 минут (посещение столовой)

9.30 - 10.10 динамическая пауза

3. 10.10 - 10.45

перемена 10 минут

4. 10.55 - 11.30

перемена 10 минут

5. 11.40 - 12.15

Расписание звонков первых классов (второе полугодие)

1. 8.00 - 8.45

перемена 20 минут
2. 9.05 – 9.50

перемена 10 минут
9.50 – 10.30 динамическая пауза
3. 10.30 – 11.15

перемена 10 минут
4. 11.25– 12.10

перемена 10 минут
5. 12.20 – 13.05


СанПин также рекомендует при составлении расписания уроков в первом классе чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Причем наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке.

Расписание уроков в первом классе (пример)


ПОНЕДЕЛЬНИК

1 урок обучение чтению

2 урок обучение письму

Динамическая пауза

математика

4 урок физическая культура


ВТОРНИК
1 урок математика

2 урок обучение чтению
Динамическая пауза

3 урок окружающий мир

4 урок ИЗО

СРЕДА
1 урок обучение письму

2 урок физическая культура
Динамическая пауза

3 урок математика

4 урок обучение чтению

ЧЕТВЕРГ
1 урок обучение письму

2 урок музыка
Физическая культура

3 урок обучения чтение

4 урок математика

ПЯТНИЦА
1 урок обучение чтению

2 урок обучение письму
Динамическая пауза
3 урок окруж.мир

4 урок технология


Требования к организации учебного процесса в первом классе:


1. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Как правило, большинство учителей начальных классов придерживается мнения о том, что домашнее задание в разумных количествах ученикам не только невредно, но даже необходимо для того, чтобы постепенно привыкать к школьной нагрузке и успешно осваивать школьный материал. Поэтому будьте готовы к тому, что домашние задания в первом классе все-таки выполнять придется.

2. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

3. Для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок.

К сожалению, этот пункт соблюдают далеко не все школы в силу загруженного графика работы школы и отсутствия помещения для организации сна. В связи с этим обязанность по организации отдыха первоклассника ложится на родителей. Рекомендуем следить за тем, чтобы ваш первоклашка полноценно отдыхал и не гонитесь за результатами – они обязательно порадуют вас, если ваш ребенок полноценно адаптируется в первом классе!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!