Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик? Памятка родителям: как отвечать на детские вопросы.

Часто можно услышать выражение: «Сначала родители учат детей говорить и ходить, а потом сидеть и молчать». Это немного перефразированное выражение принадлежит Марселю Паньолю. Почему так? Дети очень любознательные от природы, они стремятся собрать как можно больше знаний о мире. Родители же выступают для детей первым и самым главным источником этих знаний. Однако шквал самых разнообразных детских вопросов может поставить в тупик даже самого искушенного родителя. Какое значение имеют детские вопросы? Нужно ли отвечать на все детские вопросы? И как на них отвечать, если не знаешь ответа? Сегодня в рубрике «Я.Ты.Мы» постараемся разобраться в данной теме.

Познавательный интерес ребенка это основа и движущая сила его развития. Первые годы жизни ребенок познает мир, ощупывая и облизывая все доступные предметы его окружения. По мере взросления он овладевает новым инструментом познания - речью. Речь - это мощное орудие, которое позволяет исследовать мир на совершенно новом уровне, на уровне смыслов. В процессе формулирования вопросов и обдумывания ответов на них, происходит развитие мыслительных способностей ребенка. Качество вопросов, которые задает ребенок, отражает уровень его развития. Побуждая ребенка спрашивать, взрослый стимулирует познавательный интерес и создает интеллектуально развивающую среду.

Прежде, чем отвечать на детский вопрос взрослому необходимо понять, что же лежит в его основе. Как было сказано ранее, детский вопрос - это ключ к познанию, а поскольку мир очень противоречив и информация из него поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да я понял все правильно, и этот кусочек мира я уже знаю. Помимо познания есть и другие причины многочисленных детских вопросов. Так ритуал «спрошу у мамы» -- это способ или просьба подтвердить, что малыш значим и любим, к его потребностям и словам прислушиваются, с ним готовы общаться. В этом случае не столько ответ важен для ребенка, сколько важно внимание взрослого и общение с ним. Иногда вопросы нужны малышу, чтобы выразить свои чувства. Так, обилие вопросов после смерти кого-то из родственников или потери домашних любимцев необходимо ребенку, чтобы справиться с болью, научиться переживать потерю близких. Есть вопросы, которые вырастают из страха. Больше всего пугает то, что не понятно, отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и прогоняем страх.

Несмотря на то, что большинство детей, вступающие в возраст «почемучек», задают вопросы тоннами, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросы. Одной из причин может быть снижение познавательной активности как особенность развития современных детей. Так, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. Ломоносова Ольга Карабанова на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования заметила, что дети буквально «перекормлены» различными данными. Их мозг постоянно получает различную информацию. В итоге, нужные вопросы родителям ребята уже не задают. «Одна из особенностей развития современных детей - то, что они живут и воспитываются в информационном обществе, и возникает проблема крайне низкого уровня любознательности детей. Уровень познавательной мотивации крайне низок, дети «перекормлены» информацией, они не испытывают того желания, стремления, которое было раньше характерно для детей и дало возможность описывать дошкольное детство как возраст «почемучек», возраст любознательности», - заметила Ольга Карабанова. Эксперт считает данную тенденцию достаточно тревожной.

Однако снижение познавательной активности является не единственной причиной отсутствия у ребенка вопросов. Так, трудности с речью, задержка речевого развития, проблемы эмоционального характера (неуверенность в себе, кризисная ситуация в семье), задержка когнитивного развития (ситуации, когда ребенок еще не понимает, что общение с другими является источником информации) - все это может быть причиной отсутствия вопросов у ребенка и безусловно должно насторожить взрослого.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Задача же взрослого на данном этапе - сохранить любознательность малыша и помочь получать удовольствие от познания. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания.

Маленький сын спрашивает у папы:

Пап, а почему трава зеленая?
-А фиг ее знает.
-Пап, а почему звезды только ночью видно?
-А фиг их знает.
-Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?
-Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе все объяснит, кроме папки-то?

И чтобы не получилось, как в анекдоте, проанализируем наиболее типичные ответы взрослых на детские вопросы.

«Ответ-отговорка». Ответы из серии: «Вырастешь - узнаешь», «Потому что». Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации, более того, транслируют, что заданный вопрос глуп и не заслуживает достойного ответа. Сюда же можно отнести ответы: «Потому что так бог решил» или «Так устроен мир», если нет цели религиозного воспитания, такой ответ так же не несет никакой понятной информации и ни о чем ребенку не говорит. В лучшем случае такие ответы порождают новые вопросы: «Кто такой бог?», «А как устроен мир?» и вот на них уже нужно будет отвечать.

«Научный ответ» . В попытках ответить честно, взрослый не замечает, как начинает использовать сложные термины и не доступные еще ребенку формулы или расчеты. Отвечая на самые примитивные вопросы важно адаптировать всю информацию с учетом возраста ребенка, избегая ненужных подробностей и сложных примеров.

«Сказочный ответ». Желая упростить и сделать ответ интересным, мы можем также увлечься и начать выдумывать. Например: «Трава зеленая, потому что один волшебный художник раскрасил ее своей кисточкой в зеленый цвет». Сказочные ответы не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.

«Ответ с вариантами». Поскольку мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Так предлагая несколько вариантов ответа, мы расширяем кругозор и поощряем к размышлению. Однако ответы не должны быть излишне подробны. Ответ с вариантами особенно хорош, когда мы имеем свое аргументированное мнение.

«Ответ-вопрос». Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний. Однако поразмышлять вместе над вопросом может быть очень полезно, таким образом мы развиваем логику и речевые навыки ребенка.

Итак, как же отвечать на детские вопросы? Сформулируем несколько основных принципов ответа:

 Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Отвечайте просто.
Слишком подробные ответы или попытки предугадать вопросы губительны для детской любознательности.
 Отвечайте правдиво, адаптируя ответ к возрасту ребенка.
Если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу. И поищите ответ вместе. Такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот ложь, напротив, разрушит. Рано или поздно все равно придется объяснять причины лжи.
 Отвечайте серьезно. Избегайте насмешек, если хотите чтобы и дальше ребенок обращался к вам с вопросами.
 Старайтесь понять, что именно стоит за вопросом.

Как уже было сказано ранее, вопрос - это не всегда потребность в знаниях. Иногда просьба о внимании и сигнал о страхе.

Способы найти ответы на каверзные вопросы детей:

1.Поисковые системы. Алгоритмы поиска постоянно совершенствуются и можно добыть ответ практически на любой вопрос.
2. Теоретический сайт для взрослых (http://sfaq.ru/) «Глупые часто задаваемые вопросы». Многие вопросы могут быть и от детей, например: «Можно ли по количеству черных точек узнать возраст божьей коровки», «Может ли вылупиться птица из магазинного яйца, если за ним ухаживать» и т.д.
3. Сервисы вопросов-ответов для взрослых.
Русскоязычные варианты: TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), генон (genon.ru).
4. Детские сайты ответов на вопросы.
«Все для детей» http://allforchildren.ru/why/index1.php ответы на детские вопросы распределены по рубрикам, что упрощает поиск.
Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (http://elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы.
Сайт «Хваталкин» содержит раздел «Почемучки», посвященный ответам на детские вопросы (http://hvatalkin.ru/pochemuchki)
5. Детская литература, энциклопедии:
Татьяна Яценко «Почему трава зеленая и еще 100 детских почему». Кэтрин Рипли. «Почему? - самые интересные детские вопросы о природе, науке, и мире вокруг нас».

Ох, уж этот чудный период детских «почему?». Начинается он обычно в возрасте 3-4 года, когда малыш уже хорошо говорит и каждый день дарит ему удивительные открытия, о которых он и не знал раньше. А кто поможет разобраться с очередным «почему», если не самый близкий и авторитетный человек, то есть вы! Сегодня мы обсудим, как правильно отвечать на детские вопросы и почему это так важно.

Почему так важно отвечать на все детские «почему»?

Все достаточно очевидно. Ваш малыш только начинает осваивать этот большой и непонятный мир, а вы для него – самый доступный источник информации. Отвечая на его вопросы, вы, таким образом, не только развиваете кругозор ребенка, но и подогреваете дальнейший интерес малыша к познанию. Именно поэтому так важно не отмахиваться даже от тех вопросов, которые вам кажутся глупыми, а постараться дать серьезный ответ.

Маленькая «почемучка» 🙂

Как правильно отвечать на детские вопросы?

Правильно отвечать на детские вопросы – целое искусство, которым вам непременно нужно овладеть!

Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться родителям маленьких «почемучек»:

Правило №1. Никогда не раздражайтесь, когда малыш задает вам вопрос!

Даже если вы на него отвечали вчера или то, о чем он спрашивает, вам кажется абсолютно бессмысленным. Малыш, видя ваше раздражение, решит, что он делает что-то не так и у него может и спрашивать о чем-то вас.

Правило №2. Отвечайте простым языком.

Наверняка, вы можете многое объяснить с научной точки зрения. Но ребенок в 4 года вряд ли поймет эти термины, а, соответственно, не удовлетворит свой интерес. Постарайтесь говорить максимально просто, доступными малышу словами, хоть это и не всегда легко!

Правило №3. Отвечайте на любой вопрос и отвечайте честно.

А если не знаете правильный ответ, ничего не выдумывайте, а лучше смело признайтесь малышу в этом и вместе отыщите ответ: в книжках, Интернете или спросите у других членов семьи.

Правило №4. Спрашивайте в ответ.

На некоторые вопросы вместо того, чтобы дать готовый ответ, лучше поинтересуйтесь, что думает сам малыш, помогите ему порассуждать, выводя на правильный ответ.

Правило №5. Фильтруйте вопросы.

Иногда малыши спрашивают нас о чем-то не потому, что им нужен ответ, а для того, чтобы привлечь наше внимание или просто пообщаться. Например, знакомая всем череда вопросов, вытекающих из ваших ответов, которую невозможно закончить:

— А что ты делаешь?

— Уборку.

— А зачем?

— Чтобы было чисто.

— А зачем надо, чтобы было чисто?…

В такие моменты нужно не забывать про правило №1 и правило №4 : не нервничайте и спросите что-нибудь в ответ: «А ты как думаешь, для чего нужно убираться?». Или отшутитесь еще после первого вопроса: «Дрова рублю!». Посмейтесь вместе и предложите малышу помочь вам.

Желаем вам терпения в ответах на все вопросы малышей!

Не так давно было 1 июня - День защиты детей, и мы тоже хотели бы затронуть тему детства. А именно: детские вопросы, «почемучки», которые так часто ставят в тупик даже самого матёрого лайфхакера. Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами - попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.


@photo

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) - отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы - самый главный и авторитетный источник для него.
Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь. Иди спроси у бабушки.
Это всё не ответы.
Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Потому что оно такое. Так уж устроен мир. Таковы законы физики. Так было заведено. Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное - не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение - это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда - неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику - будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что…Я вот думаю, что…А в Интернете написано, что…
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Мы даём ребёнку понять, что одной-единственной истины не существует, расширяем его кругозор, поощряем к самостоятельному мышлению и выводам. Проблема: из такой установки неизбежно выливается встречный детский вопрос: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ - это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам - растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником.

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

А как вы обычно отвечаете на вопросы детей-дошкольников? Что делаете, если не можете с ходу найти правильный ответ?

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить­ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме­ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега­тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна­тельность.

Приведем пример:

üРебенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе­дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро­дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои "почему?" и "зачем", перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? - вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окру­жающими его предметами, жизнью людей, природы, заду­мываться над тем, что видит и слышит. Но круг его поня­тий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрос­лого - задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем инте­ресуются дети, какие у них знания, как расширяется кру­гозор, какие трудности при этом встречаются. В то же вре­мя вопросы показывают, какое влияние на развитие ребен­ка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, на­блюдательность, любознательность. Это поможет в дальней­шем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение - это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела­ние узнавать новое.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима­тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере­сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело­век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де­душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «От­куда все взялось?»

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп­росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения меж­ду «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопро­сов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож­дать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дош­кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче­му воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при­мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что­бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру­ментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня­ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд­но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иног­да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи­вая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интерес­ный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсыла­ют его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожидан­ный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четверто­го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все­го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во­веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес­сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де­вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!

А волка не надо. Я его боюсь».

Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По­чему?» и др.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо­питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз­нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум­ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по­плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на­смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли­цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

Представляют интерес и детские высказывания, направ­ленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:

А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.

В этом календаре больше не будет, - говорит отец.

А может, будет, я все же поищу.

Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри­мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва­ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло - из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики­вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуков­ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал­ся?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да.

А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:

Что ли, ножик вилкин муж?

Предлагаем обсудить

Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

Ребенок спрашивает о радио:

А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:

Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:

А как же папа оттуда вылез?

А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? - спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:

Чьи у Вали глаза?

Папины, - отвечают гостю.

А папа, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?»

Цель:

Дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;

Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.

Комментарий воспитателя

Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна тельность.

Приведем пример:

  1. Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои "почему?" и "зачем", перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? - вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окру жающими его предметами, жизнью людей, природы, заду мываться над тем, что видит и слышит. Но круг его поня тий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрос лого - задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем инте ресуются дети, какие у них знания, как расширяется кру гозор, какие трудности при этом встречаются. В то же вре мя вопросы показывают, какое влияние на развитие ребен ка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, на блюдательность, любознательность. Это поможет в дальней шем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение - это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела ние узнавать новое.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь - узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос: «От куда все взялось?»

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения меж ду «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопро сов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож дать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дош кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче му воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру ментами.

Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иног да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи вая в дальнейшем интерес ребенка к этом вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интерес ный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсыла ют его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожидан ный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четверто го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!

А волк?

А волка не надо. Я его боюсь».

Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По чему?» и др.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

Представляют интерес и детские высказывания, направ ленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:

А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.

В этом календаре больше не будет, - говорит отец.

А может, будет, я все же поищу.

Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло - из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести и примеры из бессмертного творения К. И. Чуков ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал ся?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да.

А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:

Что ли, ножик вилкин муж?

Предлагаем обсудить

Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

Примеры, приводятся из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Ребенок спрашивает о радио:

А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:

Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:

А как же папа оттуда вылез?

А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? - спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:

Чьи у Вали глаза?

Папины, - отвечают гостю.

А папа, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.


Почему и как надо отвечать на вопросы ребёнка.

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых вызывают недовольство: « Замучили твои «почему» и «зачем» , перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребёнка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать « Подрастёшь-узнаешь»-значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли « Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснения отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: « Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», « Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими» , нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: « Почему солнце не падает?» , « Почему воздух ночью чёрный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда просто аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать ребёнку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться в таких случаях давать ответ. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Поощряя самостоятельную мыслительную активность ребёнка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: « Почему чашка разбилась?»-спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: « Потому что она стеклянная». Ответ правильный, но было бы лучше сообщить не только неоспоримый факт, но и продолжить беседу: « А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством- разбиваться. Имеет смысл сказать после этого ребёнку: « Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите.

Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство. Овладеть таким искусством- посильная задача для родителей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребёнка требуется сообщение сведений, недоступных его понимание, уместно сказать: « Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю….

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много «почему?»

На которые ответить

Очень трудно самому.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!