Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество. Новогодняя елка

Во многих домах сейчас стоит украшенная под Новый Год красавица-ёлка. Мне всегда было интересно, откуда пошёл этот красивый обычай и почему именно ёлке выпала такая честь. Давайте же углубимся в историю и ответим на все вопросы. Поскольку традиция наряжать ёлку изначально была связана с Рождеством, а не с Новым Годом, поэтому и пост про праздничное дерево я пишу только сейчас.

В дополнение к посту я покажу вам парочку ёлочных украшений 1960-х годов прошлого века. Они до сих пор используются по прямому назначению жителями одной из деревень Подмосковья, куда я специально отправился полюбоваться атрибутикой, встретившей не один десяток новых годов.

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево - как один из древнейших символов жизни. Зелёные пальмовые ветви считались символом победы жизни над смертью в Древнем Египте. Дубовые ветки с золотыми яблоками использовались у друидов во время празднества зимнего солнцестояния. Вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

У Рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Сейчас традиция Рождественских пирамид вовсе не умерла. Часто пирамиды в европейских городах можно встретить наряду с ёлками

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы.

Чем украшали рождественскую елку& В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Он же стал героем наиболее популярной легенды об украшении рождественского дерева: однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Сейчас новогодних и рождественских игрушек в магазинах предлагается огромное количество на любой вкус.
Мне же хочется показать вам несколько украшений 60-х - 70-х годов прошлого века, с какими встречали Новый Год и Рождество наши родители, найденных в одном из посёлков Истринского района Московской области.

Седой бумажный Дед Мороз

У меня никогда не было шаров "с вырезами", но они остаются одним из воспоминаний детства. Такие игрушки украшали ёлку в моём в детском саду

Если шишки-сосульки еще можно встретить в продаже, то бусы я не видел нигде

Весёлого Рождества!

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

Невозможно представить себе Новый год и Рождество без елки. Это обязательный атрибут праздника. Откуда же берет начало традиция устанавливать дома хвойное дерево на Рождество и Новый год?

СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЛЕГЕНД, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ПО-СВОЕМУ ТРАКТУЕТ ИСТОРИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ. Вот некоторые из них. "В Рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли пальмы, затем дошли чужестранцы - буки, березы, клены, дубы, магнолии, тополя, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела очень уж скромной. Деревья делали все возможное, чтобы скрыть ее от глаз Божественного Младенца. Но вдруг на небе свершилось чудо - началось движение звезд. Они стали падать на землю и, падая одна за другой, опускались на ветки маленькой елочки, пока она не засияла сотнями огней". Так ель стала рождественским деревом.

Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать дерево Рождества. Поначалу они собирались выбрать могучий дуб. Однако один из ангелов возразил: "Нет, - сказал он, - мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил". Затем ангелы отправились дальше и подошли к буку. Тогда второй ангел сказал: "И бук мы не можем выбрать, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву". Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: "Береза тоже не подходит, поскольку ее ветки обычно используют в качестве бичей для наказания провинившихся". Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, дерево, которое почти всегда плачет, не может быть символом радости. Наконец ангелы подошли к ели. Ее вечнозеленый покров, стройность, приятный аромат хвои их поразили. Так ель стала деревом Рождества.

ЕЛЬ - СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НЕУВЯДАНИЯ, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности и терпения. Издревле люди верили, что ель защищает дом от нечистой силы. В период зимнего солнцестояния древние германцы специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Вскоре еловые ветви заменило целое дерево. Ель подвешивали за корень к потолку: она символизировала солнце, освещающее землю, а корни дерева символизировали основу всего сущего. Таким образом земное как бы становилось отражением небесного. Среди германских народов существовал и древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг нее новогодние обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечи, яблоки, сладости.

После крещения германских народов эти обычаи и обряды начали приобретать христианский смысл, а елочки, устанавливаемые в домах, стали обязательным атрибутом сочельника (канун Рождества). Теперь такая елочка называлась Рождественским деревом. Рождественские традиции ориентировались не только на взрослых, но все больше и больше на детей.

НАЧАЛО ТРАДИЦИИ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ, КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ СЕГОДНЯ, заложил Мартин Лютер, известный немецкий реформатор. Возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой небосклона. Звезды сверкали даже между ветвями заснеженных веток деревьев, казалось, будто их кроны искрятся. Дома Мартин поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской звезде. Мартин Лютер писал: "Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечнозеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

В XVIII – XIX веках традиция украшения елки распространилась не только в Германии, но и Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании, а при Петре I - и в России. В 1699 году первый русский император издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Указом Петра I всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли в трактирах круглый год - отсюда и выражение "елки-палки".

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай так понравился петербуржцам, что они стали устанавливать елки в своих домах. Отсюда эта традиция распространилась по всей стране.

В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать вокруг нее семейные торжества и детские праздники.

В Америку елка попала примерно в то же время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей-немцев. И уже буквально на следующий год каждый хотел иметь точно такое же дерево и в своем доме. А в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.

ЧТОБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ МАССОВЫМ ВЫРУБКАМ ЛЕСА, немцы первыми создали искусственные елки. Сначала эти елки делались из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет. Позже искусственные елки получили широкое распространение не только в Европе, но и Америке.

Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рожденственскую елку яркими подарочными письмами, а придворные должны были их снимать. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции в Провансе на елку вешают раскрашенные яичные скорлупки.

Традиций украшать елку множество. Но лучше всего положиться на собственную фантазию, дать волю воображению, и тогда дерево Рождества подарит вам аромат детства, счастье и радость, веселое настроение.

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Трудно представить себе самый ожидаемый праздник в году, любимый детьми и взрослыми, без такого классического атрибута, как елка новогодняя. История традиции, повелевающей украшать это дерево к празднику, уходит корнями вглубь веков. Когда же люди начали наряжать вечнозеленые деревья в России и других странах, что заставляло их это делать?

Что символизирует елка

Обитатели древнего мира искренне верили в магические силы, которыми обладали деревья. Считалось, что в их ветвях прячутся духи, злые и добрые, которых следует умиротворить. Не удивительно, что деревья становились объектами различных культов. поклонялись им, обращали к ним молитвы, просили о милости и защите. Чтобы духи не остались равнодушными, им подносили угощения (фрукты, сладости), которые развешивались на ветвях или раскладывались неподалеку.

Почему же украшались не сосны, эвкалипты, дубы и прочие виды, а именно елка? Новогодняя история содержит множество красивых легенд на эту тему. Самая правдивая версия - хвойная красавица была выбрана благодаря способности оставаться зеленой, какое бы время года не наступило. Это заставляло жителей древнего мира считать ее символом бессмертия.

История новогодней елки: Европа

Обычай, каким его знают жители современного мира, сложился в средневековой Европе. Высказываются разные предположения о том, когда именно началась история новогодней елки. Изначально люди ограничивались небольшими ветвями сосны или ели, которые развешивались в доме. Однако постепенно веточки сменили целые деревья.

Если верить легенде, история новогодней елки тесно связана с знаменитым реформатором из Германии. Прогуливаясь вечером в канун Рождества, богослов залюбовался красотой звезд, сияющих на небе. Придя домой, он установил небольшую елку на стол, нарядил ее, используя свечи. Для украшения верхушки дерева Мартин выбрал звезду, которая символизировала ту, что помогла волхвам найти Младенца Иисуса.

Разумеется, это всего лишь предание. Однако есть и официальные упоминания о елке, приходящиеся приблизительно на тот же временной отрезок. К примеру, о ней написано во французских летописях за 1600-й год. Первые новогодние деревья были миниатюрных размеров, их ставили на столы или подвешивали к стенам и потолкам. Однако в 17 веке в домах уже стояли большие елки. Лиственные деревья, которые ранее также использовались для украшения жилищ перед праздниками, были окончательно забыты.

Елки в России: древние времена

Считается, что первым, кто попытался сделать это дерево символом смены года, оказался Петр Первый. В действительности еще древние славянские племена с особым трепетом относились к хвойной растительности, у них уже была своеобразная «елка новогодняя». История гласит, что наши предки в разгаре зимы устраивали пляски и пели песни возле этого дерева. Целью, ради достижения которой все это проделывалось, было пробуждение весенней богини Живы. От нее требовалось прервать правление Деда Мороза и избавить от ледяных пут землю.

Елки в России: Средневековье

Петр Первый действительно пытался закрепить в нашей стране такой замечательный обычай, как елка новогодняя. История повествует, что император впервые увидел наряженное дерево в доме у немецких приятелей, с которыми встречал Рождество. Идея произвела на него огромное впечатление: ель, украшенная конфетами и фруктами вместо обыкновенных шишек. Петр Первый распорядился встречать в соответствии с германскими традициями. Однако его наследники забыли об этом указе на долгие годы.

В таком случае возникает вопрос: откуда появилась новогодняя елка в России? Этого бы еще долго не произошло, если бы ставить деревья на праздниках не велела Екатерина Вторая. Тем не менее хвойные растения не украшались вплоть до середины 19 века. Именно тогда немцы, которым не хватало этой веселой традиции в России, установили в Петербурге первую наряженную елку.

К сожалению, почти на два десятилетия сделал милую семейную традицию нелегальной. Советская власть объявила украшение хвойных деревьев «буржуазной прихотью». Кроме того, в это время шла активная борьба с церковью, а ель считалась одним из рождественских символов. Впрочем, многие обитатели России тех времен не отказались от красивого обычая. Дошло до того, что дерево стало устанавливаться бунтарями тайно.

Из каких только событий не складывается история новогодней елки в России! Кратко говоря, уже в 1935 году традиция вновь стала легальной. Это произошло благодаря Павлу Постышеву, «разрешившему» праздник. Однако людям категорически запретили называть елки «рождественскими», только «новогодними». Зато первому дню января был возвращен статус выходного дня.

Первые елки для детей

Год спустя после возвращения лесной красавицы в дома людей, отмечающих главный праздник в году, было организовано масштабное торжество, прошедшее в Доме Союзов. С этого официально началась история новогодней елки в России для детей, для которых и было устроено это празднество. С тех пор в детских учреждениях традиционно проводятся аналогичные мероприятия с обязательной раздачей подарков, вызовом Деда Мороза и Снегурочки.

Кремлевская елка

Одним из излюбленных мест встречи Нового года для обитателей Москвы уже многие годы остается Кремлевская площадь. Все остальные россияне не забывают включить телевизор, чтобы полюбоваться на величественную елку, наряженную в честь прихода Нового года. Впервые установка хвойного дерева, символизирующего вечную жизнь, на Кремлевской площади имела место еще в 1954 году.

Откуда взялась мишура

Разобравшись с историей появления главного нельзя не заинтересоваться и его украшениями. К примеру, такая замечательная традиция, как использование мишуры, также пришла к нам из Германии, где появилась в 17 веке. В те времена ее производили из настоящего серебра, которое тонко нарезалось, становясь серебристым «дождиком», благодаря которому сияла новогодняя елка. История появления в России современных изделий из фольги и поливинилхлорида точно не известна.

Интересно, что с елочной мишурой связана красивая легенда. В далекие времена жила женщина, бывшая многодетной матерью. Семье хронически не хватало денег, поэтому у женщины не получилось толком нарядить новогодний символ, елка осталась практически без украшений. Когда семья уснула, пауки создали на дереве паутину. Боги, чтобы вознаградить мать за ее доброту к окружающим, позволили паутине стать сияющим серебром.

Еще в середине прошлого века мишура была только серебристой. В настоящий момент можно приобрести это украшение практически в любых цветах. Особенности материалов, которые применяются для изготовления, делают изделия чрезвычайно прочными.

Несколько слов об освещении

Как уже было сказано, хвойные деревья, принесенные в дом на Новый год, было принято не только украшать, но и освещать. На протяжении длительного времени в этих целях применялись только свечи, которые надежным образом закреплялись на ветвях. Споры о том, кто именно придумал использовать гирлянды, до сих пор не завершены. Что же говорит история, как появилась новогодняя елка с современным освещением?

Самая распространенная теория гласит, что впервые мысль об освещении вечнозеленой красавицы с помощью электричества высказал американец Джонсон. Это предложение успешно воплотил в жизнь его соотечественник Морис, инженер по профессии. Именно он первым создал гирлянду, собрав эту удобную конструкцию из большого числа маленьких лампочек. Человечество впервые увидело праздничное дерево, освещенное подобным образом, в Вашингтоне.

Эволюция елочных игрушек

Без гирлянды и мишуры сложно представить себе современную новогоднюю елку. Однако еще сложнее отказаться от нарядных игрушек, легко создающих праздничную атмосферу. Интересно, что первые елочные игрушки в России были съедобными. Для украшения символа Нового года создавались фигурки из теста, обернутые в фольгу. Фольга могла быть золотистой, серебряной, выкрашенной в яркие цвета. На ветки также вешали фрукты, орехи. Постепенно для создания декора стали применяться другие подручные материалы.

Некоторое время спустя в страну начали завозить стеклянные изделия, в основном производившиеся в Германии. Но местные стеклодувы быстро освоили технологию изготовления, в результате чего яркие игрушки стали создаваться и в России. Помимо стекла, активно применялись такие материалы, как вата, картон. Первые отличались значительным весом, к началу 20-го века мастера стали изготавливать тонкое стекло.

Примерно с начала 70-х об уникальном дизайне украшений людям пришлось забыть. «Шарики», «сосульки», «колокольчики» конвейерами штамповались фабриками, использовавшими одинаковые технологии. Интересные экземпляры попадались все реже, в разных домах висели одни и те же игрушки. К счастью, в наши дни поиск действительно оригинального елочного декора уже не является сложной задачей.

Несколько слов о звезде

Наряжать дерево к празднику весело вместе с ребенком, которому понравится рассказ о том, откуда взялась новогодняя елка. История появления в России для детей станет еще интереснее, если не забыть рассказать им и о звезде. В СССР решено было отказаться от классической указавшей путь к младенцу Иисусу. Ее альтернативой стало красное рубиновое изделие, напоминающее те, что размещались на кремлевских башнях. Иногда такие звезды выпускались вместе с лампочками.

Интересно, что аналога советской звезды нет во всем мире. Конечно же, современные изделия для украшения елочной макушки выглядят значительно привлекательнее и интереснее.

Так вкратце выглядит жизненный путь новогодней елки, история ее появления в России как классического атрибута праздника.

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря.

Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, - собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!