Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы. Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: рекомендации педагогов и родителей, маленькие хитрости

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Большинство современных детей не любят читать. Причин этому множество. Одна из них - неумение читать быстро. Медленное чтение напоминает пытку - ребенок вымученно читает заданный текст, запинается о трудные слова, не воспринимает смысл прочитанного, возвращается к началу, теряя всякую любовь к самому процессу чтения.

Под силу ли родителям научить ребенка читать быстро и осмысленно? Конечно, да. Если у вас есть время и желание, если вы не хотите тратить семейный бюджет на репетитора и действительно готовы помочь своему чаду, предлагаю познакомиться с приемами беглого чтения.

О минусах методик скорочтения

Существуют специальные методики скорочтения, освоив которые, можно читать целыми абзацами и быстро находить нужную информацию из текста. Но мы не будем сегодня о них говорить по нескольким причинам.

Во - первых, скорочтение - это угадывание общего смысла текста с отбрасыванием его ненужных фрагментов. При таком чтении не обогащается словарный запас ребенка, развитие устной речи происходит на низком уровне.

Во-вторых, спешка при чтении создает проблемы при письме.

В-третьих, обучать ребенка по таким методикам желательно не ранее 14-летнего возраста, когда сформирован навык осмысленного чтения.

Итак, что же сделать, чтобы ребенок стал читать быстро?

Готовимся к чтению текста заранее

Перед тем, как приступить к чтению, необходимо снять возможные трудности. Не поленитесь сами прочитать заданный текст. Есть ли в нем непонятные для ребенка слова? Объясните их лексическое значение, приведите примеры употребления таких слов в другом контексте.

Есть ли в тексте труднопроизносимые слова (к примеру те, что содержат на стыке несколько согласных звуков). Выпишите их и вместе прочитайте.

Работайте над дикцией, используя скороговорки, пословицы, поговорки, произносите их быстро и медленно, громко и тихо, весело и грустно. Обращайте внимание на четкость произношения окончаний слов.

Есть ли в тексте описание каких-то незнакомых для ребенка явлений? Не вызовут ли они непонимание? Соответствует ли текст возрасту ребенка? Чем он будет полезен? Какова его главная мысль?

Ответив на эти вопросы и проведя подготовительную работу, родителям нужно мотивировать ребенка к чтению определенным вопросом к тексту, например: «Прочитай текст и скажи, почему он так называется?» и дать правильный эмоциональный настрой (не угрожать наказанием, а увлечь чтением).

При таком подходе ребенок будет заинтересован в поиске ответа и не споткнется о трудные слова.

Расширяем угол зрения

Бывает, что ребенок захватывает зрением лишь одну-две буквы, а нужно научить видеть слово целиком.

Для расширения угла зрения можно использовать таблицы Шульте: начертите квадрат и разделите его на несколько ячеек, в каждую напишите цифры в произвольном порядке. Задача ребенка - находить эти цифры по порядку, показывая карандашом. Количество ячеек с цифрами с каждым занятием нужно увеличивать.

С этой же целью полезно подбирать упражнения на увеличение слов в предложении, к примеру:

Кот
серый кот
большой серый кот
большой серый, пушистый кот
У Бориса большой серый, пушистый кот.

Чтобы перейти от слогового чтения к чтению целыми словами, давайте ребенку задание найти на открытой странице текста определенное слово (затем - словосочетание, предложение).

Не возвращаемся к прочитанному слову (слогу)

Традиционная методика обучения чтению подразумевает возвращение к ранее прочитанному фрагменту: ребенок читает первый слог, второй, потом возвращается к первому слогу и сливает его со вторым. Этот метод существенно тормозит скорость чтения.

Чтобы устранить возвратное движение глаз можно использовать маленькую закладку - прочитываем слово и закрываем его листком, двигаемся по строке вперед, запоминая ранее прочитанные слова (слоги).

Еще один прием (ипользуемый в методиках скорочтения): родитель читает, а ребенок следит пальчиком по тексту, затем воспроизводит текст самостоятельно. Либо: родитель читает текст, а ребенок вторит ему - читает вслед за ним, отставая на одно слово.

Читаем молча

С самого начала мы учимся читать, проговаривая слова вслух. Это развивает устную речь, память и дикцию. Но в то же время артикуляция снижает темп чтения. Советую, не избавляться от артикуляции полностью, а лишь подавлять ее, когда нужно прочитать что-то быстро.

Замечено, что человек не проговаривает слова, когда читает с увлечением. Выходит, что ребенку нужно подбирать интересный для него текст. Еще лучше читать его под тихую спокойную музыку.

Развиваем оперативную память

Оперативная память отвечает за запоминание каких-то сведений, необходимых на время. Если ваш ребенок читает второе слово в предложении, а первое уже не помнит, значит, этот вид памяти необходимо у него развивать.

Для совершенствования оперативной памяти малышей используйте игры. К примеру, расставьте перед ребенком несколько игрушек. Пока он закроет глаза, поменяйте их местами или добавьте еще одну игрушку. Ребенок должен ответить, что изменилось, либо вспомнить и назвать все игрушки по порядку.

Младшим школьникам помогут зрительные диктанты И.Т. Федоренко. Они представляют собой тексты из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Количество букв в предложениях возрастает от 8 до 46. Спустя 2 месяца применения данных диктантов, оперативная память ребенка развивается настолько, что он может легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая ранее прочитанное. Школьник быстро улавливает смысл текста, читает с интересом.

Работать с диктантами И.Т. Федоренко просто: показываем ребенку первое предложение на 5-7 секунд, школьник читает и записывает его по памяти. Далее тоже самое делаем со вторым и последующими предложениями. За 5-10 минут ребенок записывает 6 предложений.

Тексты зрительных диктантов И.Т. Федоренко можно найти во всемирной сети, и если учитель не использует их в практике, смело применяйте их сами.

Концентрируем внимание

Не все взрослые люди могут сосредоточиться на тексте при включенном телевизоре, радио и др. Ребенку еще сложнее сконцентрировать внимание, он отвлекается, перечитывает абзацы текста вновь и вновь.

Чтобы научить подопечного не реагировать на внешние раздражители, с раннего возраста не давайте ребенку заниматься в полной тишине. Изредка отвлекайте его вопросами, включайте тихую музыку, позволяйте слушать пение птиц из окна или шум транспорта.

Помогут сконцентрироваться задания к тексту: «Найди лишнее», «Исправь ошибки», «Кто прав?» и др.

Читаем понемногу, но часто

Известно, что для развития быстроты чтения важна частота, а не длительность упражнений. Поэтому читать нужно 3-4 раза в день по несколько минут.

Для чтения необязательно использовать только книгу, пишите ребенку записки, списки с поручениями, инструкции, обращайте его внимание на надписи витрин магазинов, уличную рекламу и т.д.

Верить ли нормам?

Не расстраивайтесь, если ребенок прочитал контрольный текст со скоростью ниже установленных норм. В идеале скорость чтения должна приближаться к темпу речи. А если ребенок - флегматик, то читать он будет медленнее своего сверстника-холерика.

Итак, быстрое чтение позволяет ребенку совладать с большим объемом информации, которую предлагает школа. Бегло читающие дети обычно успешно учатся по всем предметам. Но не стоит забывать, что скорое чтение хорошо тогда, когда оно осмысленно.

В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.

Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.

К школе ребенок должен быть знаком с чтением

Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.

Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.


Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.


Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.


Магнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.


Оригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.


Надо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.


Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Прочтение слогов

Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.

Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».


Слоги-проводилки помогают слитному произношению

В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

  • состоящие из гласных (ао-, уа-);
  • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
  • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.


Быстрому чтению помогают картинки

Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.


Чтение слов по слогам - карточки

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Чтение предложений

Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».

Переход к чтению предложений происходит проще всего

Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

Похожие материалы

Это один из самых волнующих вопросов, которые могут встать перед родителями.
Вроде бы и буквы освоены, и слоги понятны.

Но ребенок читает медленно, совершенно не понимает прочитанное. В итоге просит маму помочь объяснить задание, тянет с выполнением уроков, получает оценки хуже, чем может.

Действительно, ни для кого не секрет, что чтение с пониманием — основа успешного обучения в школе.

Потому что какой бы мы ни взяли предмет, везде надо читать и понимать прочитанное. Уметь отвечать на вопросы и ориентироваться в тексте.

Так когда наступает понимание текста? Где та самая грань между понимает/не понимает?

Научно доказано, что понимание текста происходит при скорости чтения от 60 слов в минуту и выше.

Если ребенок читает меньше, то прочитанный впервые текст он не поймет. Прочитанную задачу не не поймет. Прочитанное задание — не поймет.

Именно поэтому чтением и скоростью чтения заниматься важно и необходимо. Представляем Вашему вниманию несколько лайфхаков для обучения детей чтению:

Лайфхак № 1 — использовать «Чудесный домик»

Это замечательная разработка учителя начальных классов Стрекаловской Любови Алексеевны и учителя-логопеда Кирилиной Ренаты уже покорила сердца тысяч родителей.
Преимущество домика в том, что его легко брать с собой куда угодно, а заниматься по домику легко и интересно.

Методика повышения чтения заключается в отдельном чтении слогов русского языка, при этом обучение происходит основываясь на трех базовых китах успеха: интенсивность, изолированность и обратная связь.

Домик позволяет играть в множество игр с ребенком, которые увеличивают скорость чтения.

Игра № 1 — Прочитай меня! Кто выглянул?

В окошечко домика выглядывает только один слог, ребенок его читает и получает обратную связь. Обычно движение домика происходит вертикально, значит мы интенсивно тренируем определенный вид слогов.

Игра № 2 — Отгадай слово

Родители переводят домик последовательно на два слога. Например, вначале из домика выглядывает «но», потом «га». Ребенок читает слоги и угадывает, что выглянуло из окошка.
Потом может показаться «ко-т» или «ру-ка», может даже показаться «ко-за»

Игра № 3 — Загадай слово.

Происходит обратно предыдущей. Ребенок поочереди показывает слоги слова, которое он загадал. А родители читают и угадывают.

Игра № 4 — Давай быстрее?

Ребенок читает слоги, переводя домик вертикально или горизонтально. А вы засекаете секундомером, за сколько он это сделал. Фиксируется результат, а после повторяется.

С каждым разом будет расти скорость ребенка, а значит и его вера в себя.

Сделайте два домика, один положите с собой в сумку и тогда его можно будет использовать в любую удобную минутку: в транспорте, в очереди, ожидая врача.

Методика помогает повысить скорость чтения детям с дислексией (прим. Дислекси́я - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.)

Благодаря «домику» дети с дислексией запоминают слоги, что помогает освоить процесс чтения (в русском языке чтение слоговое)


Лайфхак № 2. — Техника «Секундомер»

Для тренировки чтения нам понадобится детская книга и секундомер. Попросите ребенка начать читать и засеките минуту. После попросите прочитать еще раз тот же участок текста за минуту.

И вы и ребенок увидите, что во второй раз он прочитал больше, чем в первый! А в третий еще на одно-два слова больше, чем во второй. Значит — скорость чтения растет. Важно отметить, что тренировка должна проходить обязательно на одном и том же участке текста.

Подробнее о методике и ее пользе — в нашем видео

Лайфхах № 3 — Слово нехорошее написано

Скорее всего, среди читателей найдутся те, кто не одобрит этот способ.

У него совершенно не было мотивациии или желания учиться читать. Тогда предложила ему прочитать плохое слово, которое я написала.

Ребенок засмущался.

Использую «чудесный домик» в окно выглянули слоги: «ду», «ра» Ребенок засмеялся

Какие слова ребенок считает «плохими»?

Это могут быть слова дура, дурак или даже жопа.

Важно, чтобы ребенок понял, что то что нельзя говорить вслух, можно прочитать или загадать. Мы провели два дня отгадывая и загадывая плохие слова, делая большие глаза. Мы загадывали и «дура» и «дурак» и «какашка» (над этим Никита смеялся дольше всего)

В итоге ребенку в скором времени это показалось уже не так интересно, и он просто начал загадывать и читать все подряд.

Это была моя большая победа!

Лайфхак № 4 — Техника «Стихотворения»

Для того, чтобы увеличить скорость чтения нужно в течение одной недели читать одно и то же стихотворение. Зачем и почему? Ответ в нашем видео

Лайфхак № 5- Таблицы Шульте

Кажется напрямую чтение таблиц не влияет на результат. Однако это не так.

Одной из причин медленного чтения специалисты выделяют маленькое поле зрения. Именно используя таблицы Шульте можно увеличить поле зрения и научить мозг ориентироваться быстрее.

Работать с таблицами нужно так: последовательно найти цифры от 1 до 25. Можно просто «глазами», можно показывая пальцем, можно зачеркивать.

Я поставила программу на мобильный телефон и в свободную минутку мы с детьми устраиваем соревнования. В программе нужно нажимать последовательно на цифры от 1 до 25. Если ответ верный, цифра светится зеленым. Если нет — мигает красным. Программу можно найти по запросу «Таблицы Шульте»

Существуют несколько техник работы с таблицами, расширения поля и угла зрения, поиска цифр. Подробно мы рассматриваем и изучаем техники в курсе «Умный ребенок» в модуле «скорочтение». Однако и простой поиск нужной цифры улучшает внимательность и увеличивает скорость чтения ребенка.

Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух недель и вы удвоите, а может быть и утроите скорость чтения.

Лайфхак № 6 — Закрываются глаза

Так делали наши мамы и бабушки. Увлеките ребенка чтением и … перестаньте читать.

Конечно, ребенок может начать возмущаться, но если вы скажете, что сегодня устали, и продолжить никак не можете, а момент действительно инетересный, то ребенок скорее всего возьмет книжку сам.

Например так мы сейчас с детьми читаем сказку «Волшебник изумрудного города». Первые 4 главы прочитала я, а на пятый день чтения, поскольку я устала и не могла читать, читали сами дети. Главу Андрей, главу Никита.

Вчера мальчики читали уже 12 и 13-ю главу, забыв, что изначально им читала мама.

Надеемся, что наши советы помогут вам повысить скорость чтения ребенка

А уже в это воскресенье мы проводим вторую конференцию по эффективному обучению детей в школе «Учиться может каждый»

Всего за 1 день мы расскажем о самых больших школьных проблемах и способах их решения

Вот некоторые из вопросов, которые будут разобраны на конференции:

  • Планирование учебной недели
  • Отстаивание своего я ребенком в школе
  • Вдохновение ребенка и повышение его самооценки
  • Как замотивировать ребенка читать
  • Как «говорить с ребенком на одном языке»
  • Чтение с ребенком
  • Мотивация ребенка
  • Домашние задания с удовольствием
  • Использование техник эффективного обучения для экономии на репетиторах
  • Почему ребенок не хочет делать уроки

И другие темы эффективного обучения в школе, которые Вы сможете применить уже сразу после конференции

Вас ждет 6 спикеров, 6 разных тем, 6 различных историй и море полезной информации, которая позволит вывести обучение в школе на новый уровень

Присоединяйтесь к нам прямо сейчас

Давайте вместе делать образование в школе эффективным и качественным

Для успешной учебы в школе, ребенку нужно уметь читать. При быстром чтении лучше усваивается материал, который указан в учебниках. Научиться читать достаточно сложно, ведь этот процесс охватывает одновременную работу слуховых анализаторов, памяти и воображения. Идеально когда скорость чтения и скорость речи примерно одинаковые. Для того чтобы научить ребенка любого возраста быстро читать понадобятся следующие эффективные упражнения.

Работа над отрывком

Смысл этого упражнения заключается в том, что если ребенку под силу прочитать тридцать слов, то нужно прибавить еще 30. Таким образом, отрабатывать нужно 60 слов. Кусок текста нужно читать 3 раза. Первый раз он сделает это медленно и не совсем уверенно, но с каждым разом он должен преодолеть отрывок за 1 минуту. Ежедневные тренировки позволят прочитать текст за необходимое время.

Метод «Волна»

Если ваш ребенок за минуту читает 50 слов, то следующее упражнение ему подойдет. Для начала нужно предоставить текст для прочтения в обычном положении, затем перевернуть его перпендикулярно ребенка, потом на 180 градусов и вообще перевернуть вверх ногами. Начинать нужно по несколько предложений, постепенно увеличивая количество. Чтение текста вверх ногами позволяет определить реальную скорость.

Отработка слогов, звуков и слов

Если ребенок читает минимум 30 и максимум 60 слов, то при помощи этого упражнения можно научиться читать не по слогам, а по словам, а также лучше распознавать слоги и буквы. При чтении таблиц надо двигаться столбиками. Это нужно делать за полминуты и фиксировать результаты для наглядных результатов. За один раз в начале надо прочитать 1 таблицу, постепенно увеличивая количество до трех. За одно дыхание нужно читать пол столбика для выработки интонации. Составить таблицы можно самостоятельно по методике С. Г. Зотовой.

Пересказ

Читать и пересказывать нужно ежедневно. Можно помогать читать тексты, а ребенок должен их пересказывать. Начинать нужно с нескольких предложений, улавливать их смысл. Потом приступать к большим объемам. Пересказ не должен быть от третьего лица. Нужно рассказать о главном смысле, участниках и логически закончить.


Рассуждение на тему

Упражнение рекомендуется для третьего класса. Ребенку доносится определенная мысль, задается вопрос, а он должен начать рассуждение на эту тему. Задача родителей заключается в том, что составленные предложения ребенком должны быть логичными и последовательными, иметь общую связку, а количество предложений – минимум 12. Ребенку дается определенное время на обдумывание. Такие упражнение готовят детей к сдаче экзамена в будущем в устной форме.

Систематичность

Для получение хорошего результата нужно каждый день тренироваться вышеперечисленными способами. Благодаря специальным упражнениям память, внимание и логика ребенка развивается. Также нужно обязательно заниматься мелкой моторикой.

При плохом самочувствии или усталости нужно отказаться от тренировок. В таком случае никакого результата не получится, ведь силы ребенка будут направлены на выздоровление.

При наличии свободного времени у родителей нужно упражняться с ребенком дважды в день. Первый раз надо нарабатывать, а второй закреплять материал. При разовой тренировке в день закрепление пройденного переносится на следующий день. Время на утренние упражнения – полчаса, на вечерние – 15 минут.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!