Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно. Как учить есть ложкой? Этапы обучения

Умение есть ложкой - важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей - признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте - с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

  • Форма ручки.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую - так малышу будет легче удерживать ее в руках.

  • Цвет.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра - уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи - собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор - «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки - огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть - естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) - 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст - 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап - знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

  • Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

  • Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

  • Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

  • Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия - и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

(3 голоса : 4.67 из 5 )

Один из первых навыков самообслуживания, который осваивает маленький ребенок — это умение пользоваться столовыми приборами. Большинство детей уже в полгода начинают «замечать» ложку и тянутся к ней, некоторые, заполучив этот предмет, даже пытаются использовать его по прямому назначению, но координация движений еще подводит, и попытки терпят крах. Родителям придется немного подождать, прежде чем их чадо овладеет искусством пользования ложкой.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно?

Точно на этот вопрос ответить никто не может, ибо он строго индивидуальный, но если говорить о тенденциях, то они таковы: большинство малышей начинают кушать без посторонней помощи в возрасте от года до полутора лет. Быстрее учатся владеть ложкой те дети, которым родители не возбраняют совершать попытки есть самостоятельно хотя бы руками: это «свинячество» на самом деле тренировка координации.

Когда можно начинать?

Тогда, когда мама видит, что малыш к этому готов. То есть: ребенок может самостоятельно сидеть на стульчике, он способен держать в руке и кушать печенье, кусок хлеба или фрукт, его движения уже достаточно скоординированы и он без проблем «попадает» в рот. Ориентировочно это возраст около 8 месяцев, у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. В любом случае родителям не стоит ни подгонять, ни тормозить этот процесс, пусть все идет своим чередом. Излишняя опека будет мешать ребенку учиться есть самостоятельно, особенно опека со стороны бабушек: иные любвеобильные бабушки готовы кормить ненаглядного внучка с ложечки чуть ли не до института. Ничего хорошего в этом, конечно, нет.

Как проходит процесс приучения?

По-разному. Родителям следует быть чуткими и уметь подстраиваться под навыки и интересы малыша, чтобы использовать их для обучения. Когда ребенок начинает обучаться пользоваться столовыми приборами, то на кормления уходит больше времени. Процесс обучения займет не один день, и будьте готовы к тому, что у вас увеличится количество стирки и уборки: попутно с собой малыш не забудет покормить и кофточку, и любимого мишку, прольет треть супа на стол и еще и пошлепает по нему руками. Это нормально. Поощрять это, конечно, нельзя, но и разыгрывать великую драму тоже: разговаривайте с ребенком шутливым тоном, поощряйте успехи и ласково журите «неаккуратного» мишку, который еще маленький и «не умеет» кушать ложкой.

Что нужно купить?

Как только ребенок переходит с грудного молока на общий стол, его надо приучать есть на кухне или в столовой. Никаких на горшке, перед телевизором, в кроватке и т.п. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик для кормления. Магазины предлагают достаточное количество вариаций: это может быть отдельная разъемная конструкция стул+стол, это может быть стул, привинчивающийся к столешнице «взрослого» стола, это может быть высокий стул с откидной столешницей — на ваш выбор, кому что подходит. Не рекомендуется кормить ребенка сидящим на руках у взрослого.

У ребенка должна быть собственная посуда, из которой будет есть только он и никто больше. Нужно купить одну или несколько тарелок (три вполне достаточно, больше не надо), ложечка и вилочка. Нож ему давать пока рано. Эти предметы должны быть из пищевого термостойкого пластика, не бьющиеся, не колющие и не режущие. Тарелки должны быть достаточно глубокими с высокими бортиками, потому что дети набирают в ложку еду, ведя краем ложки по бортику, чтобы не упало. Поскольку малыши едят долго, то хорошо приобрести тарелку с подогревом: в низу тарелки есть емкость, в которую заливают горячую воду и пища дольше сохраняет тепло.

Чашку следует покупать из серии «непроливаек» со специальной крышкой и двумя ручками: такую чашку удобно держать и, если что, содержимое не прольется. А специальный сосок на крышке учит ребенка пить глотками, а не сосать жидкость. Емкость чашки должна быть 125-150 мл, чашку большим объемом ребенку будет тяжело удерживать.

Нагрудник — он убережет одежду от пролитых и опрокинутых блюд. Особенно хороши нагрудники с загнутым вверх низом, где, как в ковше, скапливается все, что полетело из тарелки мимо рта. Они изготавливаются из мягкого и гибкого, легко моющегося материала.

Как научить ребенка есть самому?

Начинать следует с ложки. Вилку целесообразно давать уже после того, как ребенок овладеет ложкой, хотя некоторые дети, напротив, учатся самостоятельному приему пищи, начиная с вилки: им удобней накалывать на нее кусочки котлет, овощей, мяса. Учить пользоваться ножом следует в последнюю очередь, когда ребенок будет уверенно владеть руками. Разумеется, нож тоже должен быть неострым.

Лучший способ обучения — наглядный пример. Ребенка следует сажать за стол в то же время, когда садятся все члены семьи. Такая компания малышу будет приятней и ему будет веселее кушать со всеми вместе. Маленьких детей нельзя оставлять за едой одних: они могут подавиться. Во время приема пищи ребенок должен сидеть в зоне досягаемости для взрослых, чтобы в случае необходимости те могли легко контролировать происходящее.

Азбука воспитания

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не "баловать" ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев , многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя "самостоятельное" кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом - его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.


Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: "Какой же ты у меня грязнуля", то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

Во время обучения самостоятельному кормлению смотрите, как малыш держит ложку. В первые дни сами правильно расположите его пальчики на ложке, помогите ему сами набрать кашу в ложку. Если он неплохо держит ложку, погладьте его по головке и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулак, пусть первое время он есть так, как у него получается. Всему свое время, со временем он освоит держать ложку пальцами. А держать ложку как взрослые дети начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно и надо начинать их приучать с этого возраста правильно держать ложку. Не давайте ребенку вилку и другие острые столовые предметы раньше 3-х лет, чтобы избежать опасности уколоться острым предметом.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: "Ложку за маму, ложку за папу". Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: "Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке". Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать - за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

Вернуться в оглавление раздела " "

С момента введения первого прикорма в жизнь ребенка и мамы приходит новый ритуал – кормление. Малыш покорно открывает рот и глотает почти любую предложенную ему еду. Полгода, год, полтора... У ребенка появляются собственные пищевые пристрастия и любимые блюда. Он уже может сказать, что хочет на ужин? Значит он готов и съесть его самостоятельно!

В каком возрасте учить ребенка кушать самостоятельно?

И хотя на освоение этого процесса уходит не один месяц, не стоит начинать слишком рано. Некоторые мамочки дают малышу ложку в ручки с момента введением прикорма – едва ему исполнится полгода. В этом возрасте координация у детей еще не развита, поэтому спешить не стоит. Единственное, что хорошо получится у крохи – кляксы из еды на полу и стенах. Итак, когда и как научить ребенка самостоятельно кушать?

Любое обучение ребенка каким-либо навыкам нужно начинать в возрасте, когда он готов слушать и понимать.

Но важно не упустить момент. Чем старше непоседа, тем его труднее заинтересовать. В 2 года многих не минует кризис, проявляющийся упрямством, и малыш может не захотеть питаться самостоятельно.

Итак, оптимальный возраст для приучения к самостоятельной трапезе – 1 год +/- пару месяцев. Однако, если в этом возрасте малыш не хочет держать ложку, значит он еще не готов.

«Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям», - утверждает детский врач Евгений Комаровский.

Для начальных попыток есть самостоятельно в 8-10 месяцев нужна твердая пища – кусочки мягких фруктов, детские печенья, которые быстро размякнут и не застрянут в горле. Он будет брать их ручкой и пытаться попасть себе в рот. Можно пробовать давать ложку с пюре ему в ручку, но не ждите особых успехов. Кружка-непроливайка в этом возрасте лучшая замена бутылочке и первый шаг к умению пить из чашки.

В 1 год уже можно зачерпывать пюре ложечкой и вкладывать в руку малышу. Все маленькие дети в 1 год сжимают ложку в кулачок. Расскажите, как пользоваться прибором, но не надо паниковать, если правильный способ ребенку не по душе, пусть держит его, как может. Скоро когда пальчики перестанут быть неуклюжими, малыш, повторяя за родителями, тоже научится держать ложку. В этом возрасте можно знакомить кроху с чашкой. Разумеется, она должна быть пластиковой, ведь малыши любят бросать новые предметы на пол и смотреть, что будет.

В 2 года , как правило, ребенок уже уверенно орудует ложкой и умеет или учится пользоваться вилкой, накалывая крупные кусочки еды. В этом возрасте стоит обратить внимание малыша на правила этикета. Учиться пользоваться салфеткой и правильно класть столовые приборы, чтобы не пачкать весь стол – очень полезные навыки.

В 3 года дети уже уверенно кушают, недаром именно в этом возрасте ребенок начинает свою самостоятельную жизнь – идет в детский сад. В этом возрасте можно показать, как пользоваться ножом. Внимание! Это должен быть либо специальный детский нож, либо обычный столовый, которым невозможно порезаться. И обязательно покажите, как правильно им пользоваться.

9 правил как научить ребенка кушать самому

Предупреждаем, мамам да и другим домочадцам стоит запастись терпением, потому что буквально несколько раз в день в кухне нужно будет убирать. Даже 2-х летние дети еще не умеют четко координировать движения. Крошки хлеба, пролитый суп и много чего другого окажется не только в тарелке и на столе, но и на полу и стенах. Мало научить ребенка кушать самостоятельно, важно научить его делать это правильно и вы избежите многих ссор с уже повзрослевшим чадом. Именно этому посвящено наше первое правило:

1. Кушать надо аккуратно

Нелишним будет озвучивание этого правила за столом. Если вы думаете, что малышу рано знакомиться с правилами поведения, вы ошибаетесь. Согласно методике Марии Монтессори, уже двухлетние дети способны поддерживать порядок, пользоваться тряпочками, совками и щетками. Если ребенок, кушая, пролил или уронил еду, после приема пищи нужно учить его убрать за собой. Запоминая причинно-следственную связь «уронил еду – придется убирать», малыш будет стараться кушать аккуратнее.

«У Веры дочка Элла сызмальства приучена к чистоте и порядку, т.к. мама – «патологическая» чистюля. Когда малышка училась есть, Вера тщательно следила, чтобы та не сорила, показывала, как брать ложкой еду и класть в рот. Пролитое дочка вытирала тряпочкой. Мама была настойчива и терпелива. Сейчас девочке 4 года, и за столом она ведет себя культурно, правильно пользуется приборами,не роняет ни крошки и сама убирает за собой посуду».

2. Не ругайте!

Но никогда не ругайте, если малыш опрокинул тарелку случайно. Ругань и критика приведет к тому, что ребенок будет отказываться есть самостоятельно, и вам придется его кормить. Шаг назад в обучении!

3. Соблюдаем гигиену

Возьмите за правило мыть руки перед едой, даже если ребенок не ходил на улицу или в туалет. Так у малыша сформируется полезная привычка.

4. Детский сервиз в помощь

Наверное, не стоит напоминать родителям, что первая посуда крохи должна быть абсолютно безопасной. Силиконовая ложка, поильник-непролевайка, тарелка, чашка, вилка и ложка – вот, пожалуй, основной набор детской посуды. Не бойтесь предложить вместо ложки вилку. Иногда дети охотней пользуются вилкой, чем ложкой. Однако, она должна быть с закругленными краями и тупыми зубчиками. Если ребенок уколется острой вилкой или разобьет фарфоровую чашку, то будет бояться кушать самостоятельно, во избежание повторения неприятностей.


5. Баловству - нет

Еду подавать в небольшом объеме, чтобы, насытившись, карапуз не начал играть с едой. Такая поначалу ненавязчивая шалость может превратиться в отвратительную привычку.

6. Выключаем телефон и телевизор

Помните, еще ваша бабушка говорила, что нельзя смотреть телевизор и кушать? Она была права, хотя вряд ли знала, почему. Исследования, проведенные американскими учеными Пенсильванского университета дали неожиданные и противоречивые результаты.

  • Во-первых дети, отвлеченные интереснейшим для них занятием – телевизором или игрой на телефоне, потребляют гораздо меньше еды, чем съели бы без него.
  • Наоборот, дети, для которых еда и просмотр телевизора – привычное дело, не вызывающее сильного интереса, наоборот, склонны к перееданию.
  • В-третьих, обе группы детей не обращают внимание на съеденное как таковое, плохо пережевывают еду и как следствие – у них возникают проблемы с пищеварением.

Поэтому садясь за стол, вся семья должна выключить отвлекающие устройства, подавая правильный пример ребенку.

7. Режим

Завтрак, обед и ужин – это обязательные приемы пищи для каждого ребенка. Однако время для них определяются в каждой семье индивидуально. Есть 2 правила, связанные с режимом

  • каждый прием пищи должен быть в одно и то же время. Ребенок будет чувствовать голод в определенное время, кушать самостоятельно и с аппетитом.
  • последний прием пищи должен быть минимум за 2 часа до сна. Переедание на ночь грозит плохим сном и проблемам с пищеварением.


8. Не торопите

Ваш малыш учится есть, но кушает о-о-очень медленно? И его медлительность вас наверняка выводит из себя. Есть два ответа на вопрос: почему ребенок есть медленно:

  1. Он боится сделать ошибку, боится критики и поэтому кушает очень осторожно.
  2. Он делает это намеренно, пытаясь получить желаемое, например:
    • чтобы его покормили;
    • чтобы с ними поговорили;
    • просто хочет внимания.

Если ваш малыш заподозрен в подобных манипуляциях, стоит раз и навсегда их пресечь. Садясь за стол всей семьей, все вместе из-за него и вставайте, пусть едок-копуша остается за столом один. Маме не стоит сидеть рядом как заложнице, ожидая, когда ребенок закончит есть. Скоро он поймет, что это скучно и будет есть в темпе со всеми. Если вы боитесь, что ребенок не всё съест и останется голодным, прочтите следующее правило.

9. Не хочет – не надо

Основное, что должна усвоить мама: никакого насилия! Если ребенок не хочет есть, никогда не заставляйте и не уговаривайте его «съесть за маму и за папу». Помимо испорченного настроения, что скажется на пищеварении малютки, вы ненароком привьете отвращение к еде. Если карапуз почувствует голод, он захочет его утолить, причем голодный ребенок съест еду самостоятельно.

«Человеческое тело может прожить без еды неделю, но человеческая мать не может прожить и двух часов, не начав суетиться из-за еды»,– иронизирует Элисон Шефер, детский психотерапевт, специалист по проблемам воспитания.

Что делать, если ребенок отказывается есть?

  • Успокоиться. Ваше волнение усилит общую суету вокруг еды.
  • Исключить проблемы со здоровьем. Даже небольшая температура способна лишить ребенка аппетита.
  • Не поддаваться на манипуляции. Скорее всего, отказ от еды – способ ребенка получить / сделать что-то взамен, если он согласится поесть. Фраза: «Скажи, когда захочешь кушать, я подогрею ужин» полностью обезоружит маленького манипулятора, он поймет, что ничего от вас не получит.

Что делать, чтобы ребенок в дальнейшем не отказывался от еды, кушал самостоятельно и с удовольствием?

Правила хороши для родителей, но детям они кажутся скучнейшей частью их жизни. Чтобы их разнообразить, следуйте советам:

Любимые герои

Пусть во время еды ребенка окружают любимые герои. Нет, никаких игрушек за столом, ни в коем случае! Просто купите ему посуду красочного дизайна, со знакомыми персонажами из мультфильмов или сказок. В окружении любимых героев малыш станет сговорчивее, и охотнее будет орудовать ложкой.

Тарелка, на дне которой нарисована любимая фея или машинка, будет стимулировать малыша съесть всё!

Перекусам – да!

Но перекусы не должны быть калорийными или слишком простыми. Приучайте ребенка кушать фрукты. Яблоко, банан или любой другой фрукт с соком или йогуртом – вот идеальный полдник. Причем, чтобы исключить вероятность отказа, предложите выбор: «Тебе порезать на кусочки или дать целое?». И не в коем случае не кормите его, малыш должен есть сам. Кроме того, надо обязательно показывать малышу пример и тоже съесть яблоко, например, предложив игру «кто быстрее?».

Вся семья в сборе

Старайтесь, чтобы кроха ощущал себя полноправным участником семейных трапез. Поэтому, как только начнете вводить первый прикорм, сажайте малыша в специальный детский высокий стульчике со съемным столиком радом с вашим обеденным столом. Ребенок будет смотреть на взрослых, наблюдать, запоминать. А когда он сможет комфортно сидеть за общим столом, то самое время обучать его и кушать самостоятельно.


Катя, мама 3-летнего Феди: «Сын стал проявлять интерес к тому, что у нас на столе, когда ему еще не было 2-х лет. Он залезал на обычный стул и кушал фрукты, печенья, стоя на коленках. Хотя детский стульчик стоял рядом, ему было интересно, что едим мы. К 3-м годам он, уже сидя на обычном стуле, кушал суп, не проливая ни капли. С этого момента изменился в лучшую сторону и наш рацион, мы стали есть только то, что можно Феде. Ведь как объяснишь трехлетке, почему папе можно чипсы, а ему нельзя?».


Тренируйтесь

Репетируйте процесс еды во время игры, допустим, в песочнице. Ребятишки, освоив игру лопаткой, скорее учатся управляться с ложкой. Потому что эти действия похожи. Также не помешает игра в кормление мягких игрушек и даже мамы или папы.

Правша или левша

Не стоит требовать, что хлеб непременно должен быть в левой руке, а ложка – в правой. Даже в 3 года некоторые дети продолжают пытаться кушать иногда правой, иногда левой рукой, и это нормально. Пытаясь сделать из левши правшу, вы только навредите процессу обучения кушать самостоятельно.

Украшенное блюдо

Приучать кроху есть и пить самостоятельно стоит, разумеется, с его любимых блюд и напитков. А если мама проявит фантазию и соорудит смешную рожицу из овощей или какой-нибудь цветочек? Или позабавит своего почемучку построенным из макарон человечком или животным. Малыш наверняка с удовольствием продегустирует угощение. Кстати, таким образом стоит приучать ребенка есть овощи и зелень. Красиво нарезанные морковка, огурчик или брокколи не останутся на тарелке незамеченными.


Монтессори на кухне

Прислушайтесь к советам известных педагогов. Мария Монтессори, ставшая знаменитой благодаря уникальному методу обучения и воспитания детей, считала, что главное – это самостоятельность ребенка, в том числе и в еде.

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Следуя постулату Монтессори, кухня – тоже подходящее место для обучения. Кроме того, в процессе приготовления еды ребенок основательно проголодается. Собираетесь готовить кашу? Насыпьте вместе с малышом крупу из упаковки в кастрюлю. Продемонстрируйте ему, как необходимо насыпать кашу. Потом дайте чашку с водой и разрешите налить в кастрюлю. Пусть дитё помогает накрывать на стол. После окончания трапезы малыш должен учиться убирать за собой посуду, как и остальные члены семьи. Ребенку до всего есть дело! Маленькие дети счастливы, если взрослые доверяют им какие-то важные поручения, а потом ещё и похвалят. Но не забывайте соблюдать меры безопасности: не подпускайте малыша к горячему и не давайте в руки острое, и кухня станет для него не местом мучений с едой, а хорошим другом.

Любите своего малыша

Не сравнивайте своего сына или дочь с детьми своих знакомых, не заостряйте внимания на графиках развития. Все дети разные и каждый в свое время начинает ходить, говорить и принимать пищу самостоятельно. Так или иначе мы все приобрели этот навык, так что просто проявите терпение и любите своего малыша.

Итак, подведем итоги

Начинайте учить малыша кушать самостоятельно, когда он к этому готов.

Уважайте его желания, не заставляйте и не ругайте.

Разнообразьте приемы пищи интересной едой или красивыми столовыми приборами.

И если вы хотите, чтоб ваш ребенок не сорил за столом, кушал правильно и аккуратно, не «зависал» перед телевизором с ложкой в руке, показывайте собственный пример. Психологами давно доказано, что дети являются «зеркалом» родителей.

Полезные видео на тему приучения кушать

В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

Пять правил, которые нужно знать каждой маме

Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

Правило первое: голод – не тетка

Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

Правило второе: с едой играть нельзя!

Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

Правило третье: не идите против природы!

Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Правило пятое: берегите нервы!

Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

До чего дошел прогресс!

Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область

«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва

«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область

О хороших манерах…

К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.

Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!