Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как и когда можно начинать закаливание детей.

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу - оказавшийся беззащитным малыш легко может заболеть.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием ЗАКАЛИВАНИЯ - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Однако для получения положительного эффекта от закаливания необходимо соблюдать ряд ОБЩИХ ПРАВИЛ:

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-м году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки - через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных с временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например, летний душ зимой можно заменить обливанием ног.

Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.).

Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия

Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.

Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

Соблюдение температурного режима кожных покровов

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

Закаливание воздухом

I способ - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2О С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +20- 22 С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ - прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже -5О С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ - воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20О С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Необходимо помнить, что солнечные лучи - сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24О С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.

Закаливание водой

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Не слишком знакомых с методиками закаливания людей часто поражает тот факт, что привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям, однако это именно так. При грамотной организации водных процедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличении времени воздействия прохладной воды привычное выполнение незамысловатых действий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильный оздоровительный эффект.

Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но - с двумя оговорками. Во-первых, ни о каком закаливании не может быть речи до конца адаптационного послеродового периода (т.е. до 1 месяца), когда организм ребенка, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, приспосабливается к новым для него условиям. Во-вторых, прежде чем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры - мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой. Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

Начинать закаливание можно с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка - примерно +28-26°С.

Дальнейшим этапом закаливания водой должно стать обтирание. Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.

Производят обтирание так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю - только верхнюю половину тела (см. фото 1), а спустя неделю - все тело (см. фото 2). Направления движения при обтирании должны быть следующими: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к бокам, ноги - от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2-4 раза.

Наряду с обтиранием обычной прохладной водой, полезно обтирание раствором морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце смачивают «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С) и ребенка (начиная с 6 месяцев) после сна опускают на 2-3 секунды на полотенце; ребенок «прыгает», «подтанцовывает» (см. фото 3). Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.

После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.

Внимание: те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми - если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом). Начинать обливание необходимо с ног, затем к ним присоединяют ягодицы, далее грудь и живот и заканчивают обливанием левого и правого плеча (см. фото 4). Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног (см. фото 5). Такие процедуры оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, и связано это, в частности, с тем, что охлаждение стоп - один из возможных способов стимуляции деятельности надпочечников, играющих важную роль в адаптации организма к неблагоприятным условиям и в функционировании иммунной системы человека. Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ рекомендуется для часто болеющих или страдающих аллергическими реакциями детей, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).

Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С. Эту процедуру проводят так: наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем наливают воду на 2-3°С холоднее (см. фото 6). После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).

Внимание: не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиенической ванны.

Сильнодействующим средством закаливания является душ (см. фото 7), к нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение статьи хотим напомнить - закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) - проветривание, прогулка, сон на воздухе, о которых мы подробно рассказали в предыдущем номере, должны проводиться независимо от водных закаливающих процедур.

Всем привет! Когда наши детишки в очередной раз начинают чихать и температурить, мы достаём аптечку и горестно вздыхаем. Ну вот опять! И руки просто опускаются, ведь конца и края нет простудам!

Лекарства уже перестают действовать, потому что организм к ним просто привык. И вот на этот счёт у меня есть предложение. А, может, будем приучать карапуза не к лекарствам, а к здоровому образу жизни? Что для этого необходимо? Узнать, как правильно закалять ребёнка в домашних условиях. А точнее, правила и методики этой замечательной процедуры.

Сперва ответьте себе на вопрос: «Готовы ли вы изменить свой образ жизни ради здоровья карапуза?». Ведь закалка - это регулярные мероприятия, которые должны стать ритуалом. Кроме того, что придётся иногда жертвовать своими интересами, будет нужно иногда принимать участие в процессе! Вы должны стать примером! Только так ребёнок поймёт, что мероприятие вполне естественное и нужное.

Итак, готовы? Ну что ж, тогда вот вам список правил. Изучите, пожалуйста, прежде чем приступать!

  1. Рекомендации врача. Не поленитесь, сводите малютку к педиатру. Вдруг процедуры, которые вы самостоятельно назначите, не подойдут крохе? Заручитесь врачебной поддержкой.
  2. Чем раньше, тем лучше. После рождения детки легче привыкают к воздействию холода. Так что не стоит кутать своё сокровище более, чем это необходимо. Заботьтесь о здоровье не затягивая.
  3. Регулярность. Если начали, останавливаться не нужно. Ведь перерыв в неделю станет критичным. Детский иммунитет вернётся на прежние позиции.
  4. Последовательность. Дети в снегу и босиком, это лишь результат большого и упорного труда, который мы видим. На пути к этому стоят долгие месяцы тренировок. Начинать всегда хорошо с комфортных температур. И понижать их всего на градус каждые 5-7 дней.
  5. Индивидуальность. Подход к каждому разный. Учитывайте желание и состояние здоровья каждого малыша.
  6. Настроение. Ни в коем случае не принуждайте! Если кроха капризничает, отложите мероприятие на другое время или день. Процесс должен доставлять радость! Ведь мы же собираемся сделать его регулярным и каждодневным ритуалом, правда? Зачем же вызывать негатив у крохи?
  7. Начинаем закаливать только полностью здорового карапуза. Никаких простуд или хронических обострений.

Каждый пункт важен. Но чаще у родителей возникает вопрос по последнему. Да, начинать не рекомендуется, есть ребёнок болеет. А что делать, если закаливание идёт полным ходом, и тут малыш подцепил простуду?

Если ребёнок заболел?

В этом случае действует правило №1. Обязательна консультация врача. В зависимости от состояния здоровья будет зависеть, что делать. Обычно, при любой повышенной температуре тела процедуры полностью отменяются.

А когда возобновлять? Не раньше, чем через неделю после полного выздоровления. Организм должен восстановиться полностью. Иначе вместо пользы получим новую простуду.

Если же заболевание проходит с незначительными симптомами, доктор может позволить продолжать закалку. Но! Накинуть при этом несколько градусов. К примеру, вы обливали ребёнка водой +25° . На период болезни делайте это водой +28° . Т.е. режим всё равно должен быть щадящим!

Но, я надеюсь, что при проведении закаливания у вашего крохи никаких катаклизмов не случится. Тогда, изучив правила, давайте я расскажу о методах.

Методы и способы

Существует несколько методик закаливания. На самом деле, при определённой привычке можно их все сочетать между собой! А можно выбрать несколько и систематически проделывать. Выработать такую привычку, как скажем, почистить зубы. Итак, выбирайте!

  • Воздух.
  • Вода.
  • Солнце.
  • Нестандартные мероприятия.

Что же, сначала о самом популярном. А затем я попробую вас удивить нестандартной методикой!

Воздух

Это самый щадящий и мягкий способ. Но и тут можно использовать массу интересных приёмов! Самое простое, это воздушные ванны. Рекомендуются самым маленьким, т.е. ! Сначала оставить голеньким кроху секунд на 15, затем увеличивать интервал пребывания на 5-10 секунд. Так довести до 30-40 минут!

Такие ванны принимают при +22° в комнате. Когда ребёнок привыкнет к этим манипуляциям, можно усложнить задачу. Проветриванием снижайте температуру каждые 5 дней на градус. Но это уже после полугода, а лучше года. Доведите показания до +17° .

Ах, да! Хочу у вас спросить, как часто вы проветриваете помещение? Нужно не меньше 5 раз в день по 15 минут. А ещё не забывайте о прогулках! Кстати, как сильно вы кутаете кроху? Знаете, что от перегрева дети чаще всего простужаются? Одевайте их по погоде. Не усердствуйте слишком.

Боитесь, замёрзнут? Так пусть активнее двигаются. Аааа, не хотят? Тогда вариант один: двигайтесь вместе! Организуйте игры на свежем воздухе! Поверьте моему опыту, деткам нравятся коллективные игры. Особенно с родителями!

Вода

Не знаю, как у вас, а у меня вызывают восторг те мамы, которые возят деток в бассейны ещё до года. А точнее, плавание начинается сразу, как только заживёт пупочная ранка. В этот период ещё не разучился плавать. И это хорошо развивать в бассейне.

Нет такой возможности? А ванна дома есть? Тогда набирайте воды побольше, купите специальные круг и вперёд! Знаете, как кувыркаться будет? За уши не вытащишь! Кроме этого, вот ещё несколько отличных вариантов:

  • Обтирания.
  • Обливания.
  • Мытьё ног в холодной воде.

Такие манипуляции можно проводить как на всё тело, так и местно. Да, лучше начать местно. Пусть к одним значениям привыкнут сначала ножки, потом ручки, пока, спинка, животик... Пока не понятно? Постараюсь разъяснить!

Обтирания

Если карапуз регулярно болеет, сперва растирайте его до лёгкого покраснения махровой или фланелевой рукавичкой. Потом смачивайте эту рукавичку в воде. Ручки и ножки обтирают от пальчиков вверх. Спинку и грудку от середины к бокам. А живот строго по часовой стрелке. Начать надо с +35° . А довести до +20° ...+22° .

Ещё интересную рекомендацию узнала. После обтирания ведь надо вытереть полотенцем тело насухо, до лёгкого покраснения. Так вот, когда к этому выработается привычка, вытирайте, оставляя тело немного влажным. Пусть досохнет естественным путём. Это даст дополнительную закалку организму.

Да, ещё один совет: подобные манипуляции проводить не раньше полугодовалого возраста. Особенно при .

Кроме этого, не забывайте об умываниях в прохладной водичке. Сбавляйте показания термометра на градус каждые 5 дней. Честно, я сразу после рождения умывала дочку водой комнатной температуры. Точнее обтирала. Главное, по мере взросления не утратить эту хорошую привычку!

Обливания

До года многие уже обливают деток. Сначала водичка примерно +35° , а в результате доводят до +20° . А иногда и того меньше! Тут смотрят на реакцию ребёнка.

Сперва нужно, чтобы привыкли конечности, а затем и всё тело. Как правило, голову не обливают. Да и, вообще, в большинстве случаев к таким мероприятиям рекомендуют приступать не раньше 1-2 лет. Зависит от здоровья карапуза. А теперь совет для тех родителей, детки которых особенно часто болеют.

Мытьё ног в холодной воде

Замечательно укрепляет иммунную систему. Особенно, когда ребёнок часто болеет. Итак, каждый вечер поливаем на ножки водой +36° . Постепенно снижаем границы: если кроха не старше годика, то до +28° . А когда старше, то и до +20° .

В конце не забываем растереть до красна пяточки. Делать лучше перед сном, чтобы сразу лечь в тёплую кроватку. Кстати, если стопы холодные, это не всегда значит, что малютка мёрзнет. Оказывается, наши пятки умеют приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Так что не бойтесь пускать малютку босиком по полу. Конечно, в разумных пределах. И не надолго.

Солнце

Вообще, здорово проводить водные процедуры на улице летом! Но сначала требуется выработать привычку к солнечным лучам. Выводите ребёнка только утром, до 10:00 и гуляйте лишь под кронами деревьев.

Затем, можно выходить на солнышко, но после 10:00 срочно в дом! Палящее солнце никому ещё хорошо не сделало. И не забывайте про головные уборы.

По поводу одежды: изначально это лёгкие рубашечки и шортики. Потом можно оставлять только в трусиках, даже босиком! При условии, что на поверхности земли ничего нет опасного и колющего.

А теперь, как обещала, несколько слов о необычных методах, которые помогают укрепить иммунитет!

Нестандартные методы в закаливании детей

Скажите, разрешаете ли вы пить напитки детям из холодильника? А поверите, что ребёнок не заболеет после этого? Если это организовать правильно, он, действительно, не заболеет. Более того, питьё холодных напитков, тоже станет методом закалки! Так как же это сделать? Очень просто. Дорогие читатели, главное следовать правилу последовательности.

На самом деле есть несколько методов и приёмов, именно . Я выбрала самые эффективные и интересные:

  • Холодные кубики из морозилки. Можно сок заморозить и давать пососать малютке. Сначала секунд 15. Так, довести рассасывание до 2-х минут. Не давайте большие кубики и контролируйте время.
  • Мороженное. Давайте изначально чайную ложку. И объясните, чтобы ребёнок не глотал, а также рассасывал.
  • Полоскание горла холодной водой. Смотрите, в воду можно добавить соль. Или сделать отвар из ромашки. Полоскание надо начать с комфортных температур тёплыми растворами. Понижать на градус, доведя до +17°. У подростков и взрослых нижняя граница +8°...+10°.
  • Употребление напитков из холодильника. Берём напиток, и даём буквально глоточек - два. И так, раз в 3 дня увеличиваем число глотков.

Ну и как вам такие способы закаляться? Правда, здорово? Вот только применять это можно к более старшим детишкам, не менее 3-4-х лет.

Ну что же, методика, думаю ясна. Вы, наверняка, уже выбрали для себя что-то подходящее. Что, если не секрет? Расскажите в комментариях! Но выбрать вариант мало. Необходимо разобраться, а с чего же начать?

Начинаем закалку правильно

Выше, в методах, я описывала температуры, с которых можно начинать закаливание. Если ваш ребёнок вполне закалённый или просто здоровый, тут бояться не стоит. Т.е., если он уже пьёт сок их холодильника, не нужно его тренировать по глоткам. Продолжайте в том же ритме, просто добавляя новые способы закаливания.

А с остальными нужно обращение понежней. Более сложные методы добавляйте, только, когда малыш полностью привыкнет к предыдущему, более простому.

Сперва рекомендуют приём воздушных ванн. Затем добавляют водные обтирания, обливания дома. Когда чадо привыкнет, летом возможно проделывать это на улице, в жаркую погоду. Усложняйте по мере привыкания и взросления. В принципе, до 4 лет можно использовать все выше описанные методики. А дошкольный возраст, лет 5-6-ти, вовсе выпустить и на снежок босиком! Ну, при условии, натренированного организма и консультации врача.

А теперь расскажите, что вы предпринимаете, чтобы ваш ребёнок перестал часто болеть? Какие способы понравились? Что планируете попробовать из предложенного мной? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. Пока. До новых встреч!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Лучший способ оградить ребенка от болезней - проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.


Что это такое

Закаливание детей - это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель - привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.


Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток , все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.


Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях - обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.


Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры - закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ - мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.



Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди - родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.

А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.

В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.


Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.


Когда закаливание нежелательно


Новорожденным

Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы - утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.


Умывание - самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.


Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.


С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время - только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь - грудную клетку и животик.

Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D , который нужен организму, чтобы не развился рахит . Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.



Детям от 3 лет и старше

Закаливаться никогда не поздно , убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.


  • Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
  • Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
  • Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает , следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
  • При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
  • Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
  • Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность - 40-60%.
  • Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость - верный путь к простуде.
  • Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха - это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.

Доброго дня, дорогие читатели! Вы замечали, что детишки, за которыми нет особого присмотра, болеют реже? Они бегают по лужам, пачкаются грязью и хоть бы что! А тут пылинки сдуваешь, а ребёнок не вылазит из череды ОРЗ! В чём секрет? Почему такая разница? Возможно, дело в закалённости?

Если так, то тогда как закалять ребёнка со слабым иммунитетом? И как распознать этот слабый иммунитет? Об этом я и расскажу!

До того, как моя дочка пошла в садик, особых проблем с простудами у нас не было. Но садовский коллектив дал о себе знать на первой же неделе. Знакомо? Педиатры говорят одно, что надо всё равно водить. Даже с соплями и кашлем, главное, чтобы температуры не было. Мол, так иммунитет тренируется. Но в научной литературе пишется, что иммунная система крохи окончательно формируется к 7 годам! И так и будет малыш болеть, если его сталкивать лицом к лицу с простудой.

Но ведь у всех деток болезни происходят по разному. И, возможно, ваш карапуз не заложник плохого иммунитета? Как определить? Я выделила несколько признаков, по которым ребёнка можно отнести к группе часто болеющих детей:

  • Частота. Карапуз болеет не менее 6-ти раз в год - это до 3-х лет. От 4-х до 5-ти лет частота простуд более 5-ти раз. А детки постарше болеют больше 4-х раз. Превышение этого порога позволяет отнести малютку к категории часто болеющих.
  • Кроха чихает от малейшего дуновения ветерка.
  • Длительные восстановления после заболеваний.
  • Вялость.
  • Постоянные .
  • При постоянных простудах редкое повышение температуры. Да, я раньше думала, что это хороший признак, а не так. Ведь подъём температурных границ свидетельствует о том, что организм начинает бороться с вирусом! И если этого не происходит, когда должна быть, то борьбы никакой нет. Поэтому, присмотритесь к этому признаку.

Конечно, поставить такой диагноз может лишь врач. Он и определит, почему у ребёнка иммунная система ослаблена. А я дам вам полный список причин. Возможно, среди них вы найдёте свою?

Причины

Вот и да. Правда пылинки сдуваешь, а дети бесконечно простужаются. Да так, что порой и руки опускаются. И вроде понятно, что закалять надо. Но прежде чем принимать такие меры, надо искоренить первопричину. Как вы считаете? На самом деле их не так много и с большинством можно бороться. Вот список:

  • Некачественное питание матери во время беременности. И не только питание, но образ жизни. Да, дорогие мои, всё начинается с истоков. Именно в утробе малыш приобретает свой первоначальный иммунитет. Его хватает примерно до полугода.
  • Внутриутробное развитие. Скажите, не было никаких инфекций при беременности? А родили в срок? Это сказывается на здоровье карапуза.
  • Отсутствие . Даже самая дорогая смесь не может восполнить организм крохи теми веществами, что грудное молоко.
  • Сбитый график малыша. Обязательно соблюдайте часы сна и бодрствования.
  • Перенесённые заболевания уже родившимся ребёнком. Очень коварными являются сальмонеллёз, корь, не долеченные вирусные болячки.
  • Приём антибиотиков так же рушит иммунные функции организма.
  • Незнание родителей о правилах закаливания.

Я не зря указала последний пункт. Редко кто из родителей знаком с азами закалки. Особенно, если ребёнок почти не выбирается из череды простуд.

Правила поведения

К болезненным деткам внимание должно быть особым. Здесь не может быть мелочей. Важно всё. Прочитайте внимательно пункты, которые я указала ниже.

  • Порядок в детской комнате. Никаких пылесборников в виде красиво стоящих мягких игрушек или книжек. В идеале игрушки должны легко мыться, а книжки лежать в коробках.
  • Обязательные проветривания.
  • Ежедневные прогулки. Не ленитесь и не забывайте. Назначьте часы для гуляния. Противопоказанием может быть лишь сильный мороз или ураган. Как правило новорождённые могут гулять до -10 градусов, детки после полугода до -15. После года до -18.
  • Обильное питье. Нет, конечно пичкать карапуза не нужно. Но предлагать почаще воду необходимо. Именно воду, не соки, компоты и другие напитки. Почему? Просто вода полностью выводится из организма, унося с собой всю инфекцию. А компоты частично. Но это не значит, что отвары пить совсем запрещено. Нет! Пейте на здоровье. Но воде давайте главенствующее место.
  • Правильное питание. Скажите, разрешаете ли вы употреблять своему ребёнку чипсы и прочую ерунду? Отменяйте! Только здоровая пища: фрукты, овощи, мясо, рыба, крупы. Химия засоряет кишечник. И он просто не в силах всасывать полезные вещества.
  • Не пренебрегайте гимнастикой. Хорошая зарядка по утрам, это отличная профилактика!
  • Хорошенько мойтесь после прогулок! Кроме мытья рук и лица пользуйтесь солевыми растворами в носик. Я промываю дочке пазухи таким средством из расчёта 1 чайная ложка на литр кипячённой охлаждённой воды. Когда была совсем маленькой, пользовалась обычным физраствором. Просто капала в носик. Пару раз, на начальной стадии насморк останавливался и простуда не разгоралась дальше. При этом выдерживала интервал в 30- 40 минут, и снова капала.

Это же не методы закалки, скажете вы! Да, не методы. Но именно эти азы помогут укрепить здоровье малютки. Ведь только здорового кроху можно подвергать закаливанию.

Как закалять правильно?

Итак, когда ребёнок полностью выздоровел после очередной инфекции, можно приступать к кардинальным методам закаливания. Конечно, в фонтане ледяной воды купать рано. Но постепенно и к этому можно привыкнуть.

  1. Посоветуйтесь с педиатром. Только он может одобрить ту или иную процедуру. Самостоятельно такие решения не принимаются.
  2. Начинайте с самого простого. И обязательно сочетайте закалку с принципами, описанными выше: правильным питанием, режимом дня и т.д.
  3. Температурные границы понижайте не более, чем на 1 градус. Как часто? Раз в неделю. Только, когда организм привыкнет к такому понижению, можно действовать дальше. Как понять, что уже привык? После снижения градусов, малыш весел, бодр и не заболевает.
  4. Если заболел, что делать? Возобновлять процедуры только после полного выздоровления. На каком уровне? Это решит врач. Как правило, возвращаются на несколько шагов назад. Скажем, вы обтирали малютку водой температуры 27° . Вернитесь к 30. Иногда врачи рекомендуют вообще начать заново. Тут подход индивидуальный.
  5. Все процедуры, даже самые простые, начинать надо в летнее время.

Ну что ж, когда известны принципы, будет интересно, какие схемы используются для деток разных возрастов.

Способы закаливания детей 0 – 1 годик

Не удивляйтесь. Но чем раньше начнутся процедуры по закалке, тем лучше. Вот что можно в этом возрасте:

  • Воздушные ванны. Оставляйте малыша без ничего. Начните с пары минут, увеличивайте каждую неделю не минуту. Только смотрите, чтобы он не мёрз. Оптимальная температура для таких манипуляций 22-23° .
  • Бассейн. Как только заживёт пупочная ранка, можно плавать!
  • Массаж пальчиков. Мните пальчики на ножках и ручках. Там масса нервных окончаний, отвечающих за иммунную систему.
  • Массаж мочек ушек. Просто трите и потягивайте.

Главное не останавливаться на достигнутом, и продолжать мероприятия по закаливанию после года.

Закаливание от года до 3-х

Оставляем те же процедуры и добавляем новые:

В этом возрасте детки уже повыносливей. Градусы сокращаются, и добавляются новые процедуры:

  • Утром голопопим, делая гимнастику. Минут 10.
  • Можно обтереться до пояса мокрым полотенцем, вода при этом должна быть 28° . Так же снижаем на градус раз в неделю.
  • Можно полоскать горло травяными растворами. Начинаем от 35° , постепенно доводим до 18° .
  • Обливания ножек. Начальная температура 28° , доводим до 16° .

Ну и не забывайте про весёлые выходные на природе. Зимой можно разнообразить досуг лыжами. Кстати, отличная идея для подарка к новому году! Правда, теперь уже к следующему. Но всё же. Да, а летом велосипед, мяч, и другие физические игры!

Закаливание от 6-ти до 9-ти

Уже . Но постоянное посещение коллектива для болезненного ребёнка грозит вирусами. Поэтому действуем стремительно, но правильно!

  • Обливания всего тела, кроме головы. В принципе, это можно использовать даже после полугода. Но я бы не рискнула, если кроха со слабой иммунной системой. Итак, в этом возрасте начинаем обливать с 30° , доводим до 20° .
  • Расширяем арсенал физических упражнений. Можно записать наследника на любую интересную ему спортивную секцию. Тот же бассейн даст отличный результат.
  • Если ещё не купали ребёнка в открытом водоёме, можно это сделать. Конечно, соблюдая меры безопасности!
  • Не забывайте про утренний душ. Какая температура нравится вашему ребёнку? Вот начните с неё, а потом понижайте на градус. Нижний предел 22-24° . Продолжительность от 60 до 90 секунд.

Но, порой, даже при закалке ребёнок простужается, да часто. Возможно, родитель делает что-то не так?

Мифы и ошибки при закаливании

А вы не задумывались, что мы сами старательно и каждодневно убиваем здоровье собственного ребёнка? Помните, в начале я писала о детках, за которыми слабый присмотр, а заболевают они реже? Нет! Я не агитирую вас выгонять дитя на улицу и не смотреть, чем он там занимается! Присмотр необходим! Но забота нужна в меру. Вот основные ошибки:

  1. Пытаемся докормить. Вот сидит ребёнок над тарелкой и киснет. У какой тут мамы терпение не лопнет? И вот мы начинаем заставлять, или сами докармливаем ложкой. Знакомо? А зачем? Ведь кроха уже сыт. Позвольте выйти из-за стола и идите с ним гулять. Но только никаких перекусов до следующего приёма пищи. Договорились? Переедание губит.
  2. Лишаем права погулять за любую провинность. Правильно. Пусть лучше дома сидит. Зачем свежий воздух ему непослушному? Запомните, так вы наказываете не просто чадо, а его здоровье!
  3. Чрезмерное утепление. Дорогие мои, перегрев на сквозняке самая частая причина заболеваний, особенно бронхитов! Одевайте по погоде.

Конечно, закалка, это здорово! Но было бы всё слишком хорошо, если бы не противопоказания!

Противопоказания

Я буду говорить о кардинальных методах, таких, как обливание, обтирание и другие. Ведь, прогулка, к примеру, ещё никому не повредила. Конечно, если у малыша сопли по колена, холод на улице тоже противопоказание. В остальном же важна просто мера.

Итак, нельзя закалять при таких болезнях:

  • Болезни дыхательных путей: астма, бронхиты, пневмония и другие.
  • Сердечно-сосудистые болезни.
  • Заболевания почек.
  • Поражения кожи.
  • Хронические заболевания нервной системы.
  • Инфекционные и вирусные болячки.

Ещё с осторожностью нужно отнестись к этим методам родителям у деток которых есть заболевания крови. Тут комплекс мероприятий должен подбирать врач. Его в любом случае должен назначать врач. Так что не экспериментируйте! И будьте здоровы!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!