Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как быть нормальным подростком. Трудно ли быть подростком и почему по общ задали

Трудно, в первую очередь, потому, что подростковый возраст — это возраст полнейшей неопределённости во всех сферах жизни. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, и эта неопределённость его статуса в обществе и в глазах родителей навлекает на него множество противоречащих друг другу требований и ожиданий.

Если вы хотите помочь вашему подростку благополучно пережить это сложное время, попробуйте его понять, а для этого почувствуйте себя ненадолго подростком.

Представьте себе, что вам лет 13-15. Ваше тело меняется с такой скоростью, что порой, глядя в зеркало, вы не узнаёте себя. И эти изменения для вас очень важны: вы с придирчивым вниманием разглядываете своё лицо и фигуру, замечая каждый прыщик, неприятно удивляясь длине своего носа и огорчаясь, что бицепсы и трицепсы, которые вы так усиленно накачиваете, чтобы над вами не смеялись из-за чрезмерной худобы, никак не растут. Кроме того, вы постоянно слышите от родителей и учителей: "Не сутулься!", "Не ешь конфет, ты и так слишком толстая!", "Посмотри, какие у тебя круги под глазами!", "У тебя некрасивая походка, поднимай ноги!" Сверстники иногда отвешивают в ваш адрес ещё более "лестные" замечания.

Вы считаете себя уже вполне взрослым человеком, принимающим собственные решения и обладающим собственным уникальным мнением, но почему-то родители отказываются считаться с этим фактом: мама ругает вас при одноклассниках за то, что вы сняли шапку на морозе, и вам от этого нестерпимо стыдно; папа выгоняет вас из-за компьютера, потому что пора спать, как раз в тот момент, когда девушка с симпатичной фотографией на сайте знакомств задала вам вопрос о смысле жизни; бабушка корит вас за двойку, полученную из-за принципиального разногласия с учительницей литературы по поводу значения образа Татьяны Лариной в русской литературе. Вам хочется признания, вы выражаете себя, вы готовы пробовать новое, вам всё интересно, у вас есть свои принципы, ценности и идеалы, вы хотите изменить мир. Вам хочется завоевать доверие тех, кого вы уважаете, а именно — Петю Иванова, который очень смелый и занимается паркуром, за что его пару раз отводили в милицию, Машу Петрову, которая знает всё про аниме, отлично рисует и ходит на встречи анимешников, и Васю Сидорова, просто потому, что он очень симпатичный. Но родителям ваши друзья почему-то не нравятся, и они даже могут запретить вам приводить их в гости. Тогда, конечно, вам не останется ничего другого, как встречаться с ними на улице вечерами. Иногда вы возвращаетесь домой после "комендантского часа", и тогда родители снова кричат на вас — это обидно, и в следующий раз вы вернётесь домой ещё позже, потому что не хочется снова слушать их "истерики".

К тому же, ваше настроение и без того постоянно меняется, казалось бы, без особой причины: час назад вы смеялись с друзьями, и жизнь казалась вам прекрасной, а сейчас как будто весь мир против вас.

Как помочь подростку пережить этот "трудный возраст", сделать его жизнь чуть проще, не оставить на всю жизнь глубоких душевных ран и сохранить близкие отношения?

Подросток считает себя взрослым и хочет быть таковым — это очень позитивное стремление, и его стоит поддержать. Для того, чтобы повзрослеть, человеку необходимо научиться справляться с ответственностью за себя и последствиями своих действий, поэтому освободите ребёнка от вашей чрезмерной опеки и дайте ему столько ответственности, сколько он в состоянии взять на себя. Многие родители не могут видеть, как их чадо совершает ошибки, поэтому стремятся всё решать за него, что приводит к инфантильности и полной беспомощности во взрослой жизни, где каждый день нужно принимать решения и самостоятельно за них отвечать. Подросток нуждается в вашем признании, понимании и доверии: дайте ему возможность ошибаться и самому исправлять свои ошибки.

В подростковом возрасте складывается личность человека, и сила, уникальность и красота этой личности во многом зависит от тех условий, в которых ребёнок воспитывается. Дайте подростку возможность выражать себя всеми теми способами, которыми он захочет, позвольте ему искать себя, уважайте его мысли, чувства и мнения. У подростков формируется собственная система ценностей и собственная жизненная позиция. Даже если она сильно отличается от Вашей, примите её право на существование, это даст возможность Вашему подростку научиться думать самостоятельно и вырасти независимым человеком. К тому же, такая позиция способствует укреплению ваших с ним отношений.

Часто родители жалуются на дисциплину подростков: был спокойный послушный ребёнок, а стал — эгоистичным, неуправляемым, раздражительным, категоричным. Отрицание правил и норм — характерное для подростков поведение, наберитесь терпения — со временем это пройдёт. Не следует требовать от подростка идеального послушания: он пытается установить для себя свои собственные правила и нормы и следовать им. К тому же не забывайте, что на поведение и настроение вашего подростка сильное влияние оказывают гормоны, которые вырабатываются в больших количествах в связи с перестройкой организма. Отнеситесь к этому с пониманием.

Многие родители сильно переживают и испытывают чувство ревности и острой обиды, когда вдруг оказывается, что для их ребёнка важнее и ближе друзья, чем семья. Это происходит не потому, что подросток разлюбил вас, а просто потому, что на данном этапе развития основной задачей подростка является выстраивание межличностных взаимоотношений со сверстниками. Ваш ребёнок учится дружить, общаться и через это также утверждает себя, пробует свои силы. Не вините подростка в том, что он не рассказывает чего-то вам: теперь у него должно быть своё внутриличностное пространство, которое он бережёт и охраняет. Однако, близкое общение со сверстниками не отменяет потребности ребёнка в вашей поддержке, одобрении и понимании. Одним словом, лучшее, что вы можете сделать для вашего ребёнка-подростка — это поддерживать его стремления и толерантно относиться к его внутреннему миру.

Как помочь ребёнку, если в семье всё в порядке, но подросток испытывает сложности в отношениях со сверстниками? Часто такое происходит либо из-за отсутствия навыков общения, либо из-за заниженной самооценки. Иногда подросток не умеет устанавливать контакт с другими детьми, не знает, о чём с ними разговаривать, чем их заинтересовать или как завязать разговор или игру. Это более характерно для тех подростков, у которых было мало опыта общения с другими детьми, например, по причине частых болезней. У некоторых подростков возникают сложности в поддержании отношений и установлении глубоких дружеских привязанностей. Получить опыт общения, сформировать навыки взаимодействия с другими людьми, почувствовать уверенность в общении и самоценность помогут групповые или индивидуальные занятия с психологом.

Жизнь каждого человека наполнена различными воспоминаниями, переживаниями и эмоциями. Всё это помогает нам жить, не даёт забыться в этом мире и не потерять собственное я. В процессе своей жизни мы постоянно учимся, анализируем свои ошибки и впоследствии получаем ценнейший жизненный опыт. И, несомненно, значительную часть того, что человек приобрел в жизни, было получено им в период взросления.

Выйдя на улицу и посмотрев по сторонам, можно увидеть компанию дворовых мальчишек, играющих в футбол; девушку с влюбленным взглядом, идущую по аллее; спешащих на занятия учеников: все эти люди – обыкновенные подростки. Каждый из них по-своему уникален, у каждого есть свои проблемы, и разное восприятие окружающего мира. Посмотрев внимательнее на каждого из них, можно увидеть на лицах множество эмоций и чувств: радость, огорчение, печаль, восторг, которые сменяют друг друга невероятно быстро. И здесь можно задать вопрос: легко ли это – быть современным подростком?

Подростковый период – один из самых прекрасных, но в тоже время очень трудный этап в жизни любого из нас. Период, когда маленький невинный ребенок, ранее полностью зависящий от своих родителей и нуждающийся только в развлечениях, теперь начинает меняться и внутренне, и внешне. В нем происходят многочисленные процессы и изменения, которые начинают менять всю его дальнейшую жизнь.

Период взросления начинает формировать в подростке личность и готовит его к нелёгкой взрослой жизни. В это время подросток впервые начинает рассуждать на серьёзные темы: «кто я?», «для чего я родился?» А если человек задает себе эти вопросы и старается понять, чем он может быть полезен этому миру, значит, он уже готов воспринимать мир другим, уже не детским взглядом.

Юношеский возраст – это внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми. Стремление подражать кому-либо, желание изменить что-либо во внешности или характере постоянно присутствует у любого современного подростка. То, что ты делал раньше, уже кажется бессмысленным и неправильным, и теперь необходимо принимать многие решения самому, учиться ставить перед собой определенные цели и достигать их.

Система духовных ценностей подростка значительно отличается от ценностей взрослого человека, и поэтому подростку всегда трудно найти общий язык со своими родителями. Проблема непонимания между детьми и родителями актуальна в настоящее время, как никогда. Часто взрослые навязывают подростку своё мнение, утверждая, что именно так будет лучше. И они, несомненно, правы. Знания старшего поколения гораздо выше, и взрослый всячески пытается уберечь подростка от ошибок, через которые он уже прошел. Но взгляд подростка ещё совершенно другой, его жизненный опыт ещё совсем мал и он только учится на ошибках. Отсюда и возникают непонимания и конфликты.

Казалось бы, что подростку бесполезно объяснять, что хорошо, а что плохо для него, и он все равно сделает по-своему, но на подростка могут повлиять и многие другие факторы.

Общение для современного подростка – один из решающих факторов его становления. По мере взросления меняется круг лиц, окружающий молодого человека. Становясь старше, ты начинаешь лучше разбираться в людях, понимать, кто желает тебе добра, а кто – наоборот. Друзья для подростка очень важны, т. к. общаясь с ними, подросток находиться под их влиянием и защитой. Также он приобретает навыки общения и понимания, которые помогают во взрослой жизни.

А что же для меня значат друзья? Они, несомненно, дают мне уверенность в завтрашнем дне. Я уверена, что мои друзья помогут мне в трудной ситуации, ну а я готова всегда ответить им взаимностью. Бывает, расскажешь о своей проблеме лучшему другу, и на душе становится гораздо легче. Именно в этом и заключается роль друга в подростковый период.

Увлечения также влияют на подростка. Очень важно, чтобы в такой жизненный момент, когда ты растешь и меняешься, у тебя было любимое дело, которое затягивает тебя и отвлекает от всех проблем. На улице всегда можно увидеть ребят, которые слоняются без дела. Они не нашли себе увлечение, им скучно от собственного безделья. А ведь подростковое увлечение любимым делом может в будущем повлиять на выбор профессии, выбор, являющийся самым ответственным.

И всё же, отвечая на вопрос: «легко ли быть подростком?», многие бы ответили, что это сплошная череда проблем. Но, мне кажется, что это самая чудесная пора в жизни человека. Это время, когда ты начинаешь быть самостоятельным, добиваться каких-либо собственных успехов. Школьная и студенческая жизнь, первое чувство влюблённости, беззаботная молодость. Теперь ты смотришь в зеркало и видишь не маленького ребенка, а уже похорошевшего парня или девушку, и на душе становится легко от того, что подростковый этап – это всего лишь начало твоих свершений, и твоя жизнь только начинается.

Подростком быть сложно!Все люди были когда-то подростками и должны понимать их,однако непонимание подростков с окружающими их людьми часто встречется в наше время.У подростков множество проблем и комплексов:постоянная нехватка времени,невысыпание,желание показать свою индивидуальность.Комплексы:толстая,низкая,худая,толстая,ноги кривые,прыщики ну и т.д.Исходя из этого можно сделать вывод,что быть подростком трудно!

Справедливо педагоги и психологи настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит в первую очередь, как именно - благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями - будет протекать его развитие в подростковом возрасте. Справедливо педагоги и психологи обращают наше внимание на то, что характер взаимоотношений взрослых с подростком, требования, которые они предъявляют, обстановка в семье - все это создает совершенно определенную атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом...Вместе с тем столь же справедливым будет утверждение: правильно построить воспитание, правильно построить взаимоотношения с растущим человеком невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов его физиологического развития, индивидуальные оттенки этого развития.Верно это, конечно, для любого возраста. Для подросткового возраста - тем более: этот период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желез внутренней секреции. Это период полового созревания.Само собой разумеется, что половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная буквально с рождения. Однако в определенные годы оно резко ускоряется, в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость. Этот период и получил название периода полового созревания (иначе - пубертатного периода; «пуберт» - «пушок», имеется в виду появление вторичных половых признаков); по времени наступления он совпадает с подростковым периодом, который психологи и педагоги отсчитывают по своим соображениям, исходя из особенностей развития личности, поведения ребенка. Это лишний раз показывает, что ребенок - это не просто «сумма» каких-то «свойств» или «сторон» (физиологических, психологических, социальных...); он - единое целое, которое мы лишь для удобства изучения рассматриваем по-разному, разными методами в разных науках.Разумеется, это не означает, что мы имеем дело с каким-то параллельным развитием, скажем, физиологических и психологических качеств ребенка. Каждому человеку, внимательно следящему за перестройками, которым подвергается ребенок-подросток, хорошо известно, что темп перестроек в разных областях неодинаков. Это касается расхождений в становлении и различных психологических качеств (скажем, развитие воли может отставать от развития интеллекта), и отдельных телесных свойств (рост и масса не «накапливаются» одновременно), и определенных черт, отмечающих собственно половое развитие (скажем, у девочек уже наступили менструации, а развитие грудных желез задерживается). Это касается и расхождения в степени сформированности всех этих «сторон» ребенка, если сопоставлять их, взяв каждую в целом: например, социальная и психологическая зрелость очень часто не поспевают за зрелостью физической. Ясно, что это порождает известную дисгармонию, к которой воспитателям надо быть готовыми, которую надо учитывать и которую надо стараться смягчать и преодолевать.Было бы упрощением думать, что половое созревание - это только лишь биологическое явление. Нет, становясь юношей, девушкой, утверждая свою принадлежность к мужскому или женскому полу, подросток не только ведь особенностями своего организма эту принадлежность утверждает - он становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной, что предполагает широкое и глубокое духовное и социальное созревание.Зная физиологические процессы, происходящие в организме подростка, зная возможности мальчика и девочки, зная объективные трудности, с которыми ребенку неизбежно приходится сталкиваться, - зная все это, можно делать обоснованные педагогические шаги, можно предъявлять разумные требования к подростку без риска, что они, эти требования, окажутся завышенными или, напротив, заниженными (что в равной степени вредно).

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся

«Эксельсиор»-2007

Секция ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

МОУ «УСОШ №1 им. »

Чебоксары, 2007

Введение ………………………………………………………………………… ………. 3

1.Границы подросткового возраста…………………………………………………… 4

2.Изменения подросткового возраста …………………………………………………... 4

1) физиологические изменения ……………………………………………………… . 4

2) психологические изменения ……………………………………………………… 5

3) мировоззренческие изменения ………………………………………………………5

4) двойственность поведения……………………………………………………………5

3. «Трудности жизни» …………………………………………………………………….6

4.Жизненные задачи……………………………………………………………………….6

5. «Легко ли быть подростком?»………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………………. 10

Приложение1. Сравнительные данные опроса.

Приложение2. Сравнительные данные по учащимся школы

Приложение3. Сравнительные данные по педагогам и родителям.

Приложение 4.Презентация «Легко ли быть подростком?»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

В 7 классе на уроках обществознания мы изучаем личность подростка, проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться. Я сам подросток и мне интересно, что с нами происходит и почему. Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам.

Подростки – народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые. Мне захотелось разобраться, почему столь противоречивы точки зрения моих сверстников, родителей и учителей.

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода, его решающее влияние на развитие человека, его последующую жизнь.

Задачи исследования :

Рассмотреть главные особенности этого периода,

Провести анкетирование самих подростков и старшеклассников, блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса, сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Объект исследования: подростки

Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между особенностями подросткового возраста и отношением подростка к себе, и его отношениями с взрослыми и сверстниками.

Выборка испытуемых :

· учащиеся 12-15 лет (7-9 классы),16-17 лет (10-11 классы),

· учителя школы,

· родители моих одноклассников, учащихся 7-г класса

Метод исследования :

· анонимное анкетирование учащихся,

· блиц-опрос родителей и педагогов.

Обзор литературы. Существует обширная литература по проблемам подросткового возраста. Я в основном использовал доступную популярную литературу.

Большим подспорьем для меня стала книга из цикла «Мир детства: Подросток» под редакцией. В нем рассматриваются многие проблемы подросткового возраста, эта книга помогла мне понять возрастные особенности подростка.

Настольной книгой стал учебник обществознания для 7 класса, . В учебнике рассказывается о мире человеческих отношений, личности подростка, рассказывается о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку.

1.Границы подросткового возраста.

Для начала я решил установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет. В нашем учебнике обществознания границы подросткового возраста устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста : малолетние – до 14 лет, от 14 до 18 – несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым.

2.Изменения подросткового возраста.

Я узнал, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно – и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания . Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков – 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес , причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела . Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса . А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Психологи говорят, что для многих подростков характерно хроническое состояние неудовлетворенности своим внешним обликом.

2) психологические изменения.

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Психологи считают, что для него характерен подростковый эгоцентризм . Он как бы прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение - чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое.

Растет интерес к представителям другого пола . Информация сексуального характера становится значимой, важной.

Другая особенность подростка – личностная нестабильность . Подросток - натура противоречивая: в одном случае он защищает, помогает, проявляет внимание, а в другом – эгоистичен, обижает, не замечает необходимости проявить заботу и т. п. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. С одной стороны, он с энтузиазмом включается в жизнь общества, а с другой - он стремиться к одиночеству. Он колеблется между подчинением избранному им лидеру и бунтом против любой и всяческой власти. Иногда он трудится с энтузиазмом, проявляет бурную активность, а иногда, медлителен и апатичен.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

В это время происходит формирование самосознания, самооценки, возникает потребность в самовоспитании, интерес к своему внутреннему миру. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало.

У подростков в этот период формируются убеждения , они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

4) двойственность поведения.

Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Отсюда и двойственность его поведения. Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы - ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.

Взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Чувство взрослости у подростка определяет его переориентацию с детских норм и ценностей, моделей поведения на взрослые.

Требования к подростку предъявляются как к взрослому (ты уже большой!), а претензии на новые права воспринимаются отрицательно (мал еще рассуждать, хотеть, желать…), т. е. подросток продолжает оставаться неравноправным по сравнению с взрослыми. Это приводит к проявлению конфликтного поведения, недисциплинированности.

Подросток чувствует себя более взрослым и самостоятельным и требует признания этого. Он обижается и негодует, когда с ним обращаются, как с «маленьким», опекают, контролируют, требуют, навязывают свои мнения, вкусы, не считаются с его желаниями.

2. «Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то посередке.

3.Жизненные задачи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Их так и зовут – жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образования» он выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными.

1.Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом.

2.Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

3.Принятие мужской или женской роли.

4.Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и общество.

8.Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это мы привыкли делать, пиши пропало. Не выполнил 8 задач, считай, что не успел на поезд под названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьёзных отношений, если повзрослевшие друзья держат тебя за малолетнего? Все задачи жизни надо решать в своё время. Таково неписаное правило общественной жизни.

4. «Легко ли быть подростком?»

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решил провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для начала я решил узнать мнение самих подростков, провел среди учащихся 12-15 лет (7-9 классы) анкетирование «Легко ли быть подростком? Почему?». Потом мне захотелось выяснить, что думают по этому поводу старшеклассники (10-11 классы), и провел и среди них это же анкетирование. Позже провел аналогичный блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса.

Всего было опрошено :

1. Учащихся: 427,

2. Родителей: 22,

3. Учителей: 50.

Получены данные:

«Нет, не легко» считают 76% учителей,

57,8 % учащихся 7-9 классов,

53,8% учащихся 10-11 классов,

31,8% родителей,

45,45% мальчиков,

58,14 % девочек.

«Да, легко» считают 24 % учителей,

68,2% родителей,

31,7% учащихся 7-9 классов,

25,2% учащихся 10-11 классов,

40,11% мальчиков,

19,67% девочек.

«Да и нет» считают 16,5% учащихся 7-9 классов,

21% учащихся 10-11 классов,

14,44% мальчиков,

22,19%девочек.

Обоснования точек зрения .

«Да».

Девочки 7-9 классы.

Нет проблем, есть время погулять.

Обеспечивают родители.

Мало ответственности.

Родители думают, что мы ещё маленькие.

Хочу быть взрослой, самостоятельной, красивой.

Мальчики 7-9 классы.

Нет проблем, забот.

Чувствуешь себя взрослее.

Вся жизнь ещё впереди.

Много возможностей.

Мало ответственности.

Девушки 10-11 классов .

Серьёзные проблемы помогают решать родители.

Не нужно беспокоиться за бытовые проблемы.

Взрослым тяжелее, чем нам.

Юноши 10-11 классов.

Меньше ответственности перед законом.

Становишься самостоятельным.

У подростков всего одна забота – учиться.

Есть все условия жить и учиться – заботятся родители.

Учителя

Все за подростка решают взрослые.

Мне было легко.

Самая хорошая школьная пора.

Родители

Нет взрослых проблем.

Подросток хорошо обеспечен.

Только одна цель – учеба.

«Нет».

Девочки 7-9 классы

Большая ответственность.

Ссоры с друзьями, родителями.

Чем старше, тем труднее.

Возлагается больше обязанностей.

Меняется характер, недовольство внешностью.

Трудно найти друга.

Часто бывают депрессии.

Мальчики 7-9 классы

Становишься более ответственным.

Множество противоречий.

Не понимают родители.

Девочкам сложнее.

Нужно сделать выбор своей дальнейшей деятельности.

Частое непонимание со стороны взрослых.

Девушки 10-11 классов .

Возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно.

Множество проблем.

Подросток стоит перед выбором, что можно, что нельзя.

Формируется характер, нужно поставить себя в обществе.

Приходится принимать важные решения.

Юноши 10-11 классов.

Частое непонимание и ссоры с родителями.

Все зависит от тебя.

Много запретов и ограничений.

Подросток непременно хочет выразить своё мнение.

В этом возрасте всё хочется попробовать.

Многое стало раздражать.

Учителя

Много проблем, соблазнов.

Не совпадает «хочу» с взрослым «надо».

Сталкивается с взрослыми проблемами.

Происходят физиологические изменения.

Не может быть самим собой, давит окружение.

Зависит от круга общения.

Родители

Не уверен в себе.

Считает себя взрослым, но это ещё не так.

Ожидания подростка ещё не оправдываются, возникают конфликты.

Возникновение новых проблем.

Переход из одного возраста в другой.

Выводы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости,

2) изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни,

3) оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?»,

4) подростком быть не легко, так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Заключение.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

Повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие, резкой сменой настроения, возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями, появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Таким образом, подводя итог работы нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать на уроках обществознания, на родительских собраниях и педагогических советах. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список литературы .

1.Мир детства: Подросток / Под ред. . – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989.

2., Певцова: Учебник для 7 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

3., Буров -подростку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина. – 1991.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!