Игры для детей с задержкой развития. Использование игр для развития детей с зпр
Использование игр для развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Игра – это вид деятельности младшего школьника с задержкой психического развития, который остается лидирующим у данной категории детей на протяжении всего младшего школьного возраста.
Прийдя в 1 класс с ЗПР продолжают оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Младшие школьники вместо того, чтобы учиться в школе, приносят на уроки игрушки. У них не развивается мотивация к обучению.
Поскольку младшие школьники с ЗПР любят играть, то учитель может использовать метод игры для развития познавательной сферы у детей с ЗПР.
Выделяют следующие виды игр:
дидактические игры;
развивающие игры;
воспитывающие игры;
социализирующие игры;
малоподвижные игры;
эстафетные игры;
аттракционы;
массовые подвижные игры.
Рассмотрим игры на развитие внимания и памяти младших школьников с ЗПР.
Игры на развитие внимания.
«Что изменилось»
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Инструкция: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и
т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (при выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
3. «Корова Маня и ее хозяйка»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Инструкция: В лабиринте ребенок должен пройти извилистую
линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти
короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове
Мане. «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен
лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова
Маня заблудилась - забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.
Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой
тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить
корову?»
Игры на развитие памяти:
«Картинки»
Цель: развитие зрительной памяти (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развитие образной памяти.
Инструкция: Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция: Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
Мальчик устал - папа читает
Девочка плачет - мама готовит
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Данные игры, направлены на развитие внимания и памяти у младших школьников с ЗПР, может использовать как учитель начальных классов КРО, так и родители этих детей дома.
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития .
Задержка психического развития - это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.
В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:
- Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
- Эмоционально - волевая незрелость;
- Нарушение умственной работоспособности.
Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности , родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.
Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.
Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.
Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения - подготовка детей к школе на занятиях.
Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонема тического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой . Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией.
Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно - развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом , психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.
Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
По выражению «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Игра: « Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи - развитие пассивного словаря.
2) Назови - развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
Какое время года недавно закончилось?
Какое время года сейчас?
После, какого времени года приходит весна?
С какого времени начинается год?
Расставь картинки и назови по порядку все времена года.
Игра: « Найди такую же цифру».
Цель:
Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.
Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.
Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.
- Найти цифры по заданию (только1).
Игра: « Составь фигуру»
Цель:
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: « Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
- Найти все большие фигуры.
- Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: « Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
- Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
- Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
- Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
- Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: « Угадай, что у меня»
Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.
вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
- Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.
- Дети сами составляют згадки-описания.
Игра: « Собери разрезную картинку»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.
.Игра: « Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (Слева, справа, за, перед, около)
Игра: « Что изменилось?»
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:
« Что изменилось?».
Дошкольное детство малыша это время его интенсивного роста, период активного развития психических процессов, которые помогают ребенку полноценно развиваться, изучая окружающий мир. Но, к сожалению, не у всех детишек психическое развитие проходит с одинаковой интенсивностью, и у некоторых малышей может наблюдаться задержка психического развития. Это может быть задержка речевого развития, задержка развития памяти, мышления, внимания, аналитической деятельности, а также целенаправленной деятельности.
Чтобы справиться с этими проблемами в раннем детском возрасте, с малышами нужно играть в игры для детей с ЗПР. У таких детишек игровая мотивация выражена слабо, малыши часто не хотят играть или не могут поддержать игру, предложенную взрослыми. Чаще, находясь в песочнице, малыши могут играть рядом, но не вместе, ведь они не могут договариваться и действовать согласованно по определенным правилам или сюжету. Чаще у детишек с задержкой психического развития ярко выражена деятельность с предметами, когда ребенок открывает крышку и сразу закрывает, набирает лопаткой песок и высыпает, баз какого-либо игрового замысла. Малыш просто повторяет запомнившиеся действия старших, но при этом не выстраивает сюжет игры.
Нужно научить ребенка с ЗПР играть в игры, нужно дать малышу представление об игре. Если это дидактические игры, при которых перечисляются действия в какой-либо профессии, то чтобы заинтересовать малыша, стоит провести его на экскурсию в магазин, почту или кабинет врача. Совместно с ребенком нужно составлять план игры, распределять роли каждого в игре, выбирая кто будет продавцом а кто покупателем, кто врачом, а кто пациентом. Кроме того, нужно просить малыша помочь взрослому подобрать необходимые предметы для игры и выбрать действия. Также стоит показывать тематические картинки, по теме игры и лишь затем, беседуя с малышом, приглашать его в игру, показывая ребенку последовательность действий и прося его отгадать действие. Также можно попросить ребенка продолжить данное действие. Родители должны показывать малышу игры с 3 и 4 предметами. Причем все действия нужно проговаривать. На речь нужно обращать особое внимание, прося малыша делать также.
Игры очень хорошо помогают развитию речи ребенка. Взрослые должны придумать сказку или историю, по какому-либо предмету,показывая малышу картинки не более 3-5 штук, или по игрушке. Во время рассказа можно задавать малышу наводящие вопросы, интересоваться, чтобы могло произойти в дальнейшем.
Отлично помогают бороться с задержкой психического развития сценки-диалоги с помощью игрушек или кукол. Эти игры, в которых участвует как взрослый, так и ребенок, очень помогают развивать воображение и абстрактное мышление.
Помогают развитию малыша и обыкновенные кубики, из которых малыш может научиться строить как башни, так и любые другие здания. Играя с ребенком, стоит постоянно общаться с ним, спрашивать его мнение, какого цвета будут кубики у основания и какого сверху. Показывайте ребенку картинку с различными зданиями и просите его построить подобие их из кубиков. После завершения игры стоит дать оценку вашей работе вместе с ребенком. По аналогичному принципу строятся такие игры как лепка или рисование.
Более сложны, но не менее полезны театрализованные игры, ведь малыш, играя определенную роль, сможет проявлять творческую инициативу, регулировать свое поведение, а также развить свой творческий и духовный потенциал.
для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (ЗПР)
(для интерактивной доски в Smart Notebook)
Актуальность:
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры . Малыши накапливают эмоциональные впечатления, первые представления о природе, у них закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру.
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа .
Пояснительная записка
Дидактическая разработка по ознакомлению с окружающим миром «Дружим с природой» предназначено для работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития .
Дидактическая игра, выполненная в программе Smart Notebook , для работы с интерактивной доской, ориентирована на развитие личности ребенка, его творческих способностей, на формирование целостной картины мира.
Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.
Аннотация к дидактической игре
(для работы с интерактивной доской)
«Дружим с природой»
Игра для детей 6 -7 лет с задержкой психического развития
В игре принимают участие от 2 - 4 человек;
С детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил дети могут играть самостоятельно;
Количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
Продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но лучше, если для дошкольников она не будет превышать 20 - 30 минут;
Не забывайте хвалить детей, если они удачно справились с заданиями; помогайте им, если оно вызвало затруднения.
Уважаемые взрослые!!!
Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой дети разовьют зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и логику, научатся соотносить предметы, явления, действия с определенными заданиями.
Предложите детям выполнить ряд заданий на интерактивной доске, например, «помоги мамам найти своих деток», «посмотри на картинку, и определи какой бывает погода, назови явления природы» и т.д. Таким образом дети будут знать, что бывают разные виды животных, растений, птиц; познакомятся с правилами поведения на природе.
Игра развивает сообразительность, делает детей смышлеными и понятливыми.
Желаем успеха!!!
Цель: развитие познавательных способностей, расширение кругозора детей и взрослых.
Задачи:
- образовательные: расширять и закреплять знания о животных, растениях, птицах, природе - об окружающей действительности;
- развивающие: развивать внимание, мышление, речь, быстроту реакции;
- воспитательные: воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально - положительное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»;
- «Музыка»;
- «Социализация»;
- «Коммуникация»;
- «Здоровье»;
- «Безопасность».
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- интерактивная доска;
- колонки для ноутбука.
Методы и приемы работы:
- словесные (беседа, рассказ, пояснение);
- наглядные (показ слайдов презентации в Smart Notebook);
- практические (показ действия на интерактивной доске).
Работа с родителями:
1. Памятка «Что возьмем с собой в поход?!».
2. Мастер - класс по опытно - исследовательской деятельности «Юный эколог».
3. Развлечение «Мы защитники природы».
4. Консультация «Книга в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
5. Анкетирование родителей «Зеленая аптека».
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение художественной литературы: «Чьи детки?!», «Путешествие бобренка»;
2. Экскурсии: в зимний сад, уголок леса, по территории детского сада;
3. Наблюдения, рассматривание иллюстраций: «Животные», «Овощи», «Деревья», «Времена года», «Погода»;
4. Опытно - исследовательская деятельность: «Холодно - жарко», «Солнце, воздух и вода»;
5. Настольно - печатные игры: «Лесная школа», «Домашние животные», «Парочки»; подвижные игры: «Караси и щука», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике»; словесные игры: «Повтори», «Назови ласково»;
6. Работа по УМК .
Подготовка воспитателя (педагогов):
1. Отбор и изучение художественной и психолого - педагогической литературы: «Юный эколог» (Николаева), программа детского сада «Живица», тематические разработки на интернет - ресурсах;
2. Отбор, изучение и проведение: настольно - печатных, подвижных, словесных игр; наблюдений, экскурсий; рассматриваний иллюстраций; опытно - исследовательской деятельности; работы по УМК; чтения художественной литературы; работы с родителями.
Скачать файл с работой можно .
Шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
Что исчезло?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Что изменилось?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов
Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Вспомни и покажи
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
Цепочка действий
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".
Приемы, помогающие запоминанию
Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз:
- Мальчику холодно.
- Девочка плачет.
- Папа сердится.
- Бабушка отдыхает.
- Мама читает.
- Дети гуляют.
- Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
Пересказ
Пересказ подходит для детей с задержкой речевого развития. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.