Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Грудное вскармливание. Первые дни грудного вскармливания

Московский Педагогический Государственный Университет
Факультет Дошкольной педагогики и психологии

Реферат на тему:
«Питание детей первого года жизни. Значение раннего прикладывания к груди»

Работу выполнили
Студентки 204 группы
Аксёнова Наталья
Пчелинцева Кристина

2011
План:

    Рекомендации по прикладыванию к груди………………………………………………………….. 3
    Противопоказаниями к раннему прикладыванию к груди………………………………………… 4
    Свойства и значение грудного молока для ребенка………………………………………..…….. 6
    Состав грудного молока……………………………………………………………… ………….….… 7
    Смешанное вскармливание…………………………………………… ……………………………… 7
    Свободное искусственное вскармливание…………………………………………… …………... 8
    Прикорм…………………………………………………………… ……………………………………... 8
    Соки…………………………………………………………………… …………………………………. 10
    Фруктовые пюре…………………………………………………………………… ………………. 11
    Каши…………………………………………………………………… ……………………………. 12
    Творог и кефир………………………………………………………………… …………………… 13
    Вода и чай……………………………………………………………………… …………………… 14
    Схема введения продуктов и блюд прикорма детям первого года жизни……………………… 15
    Используемая литература…………………………………………………… ……………..……… 16

Питание детей первого года жизни. Значение раннего прикладывания к груди.

Преимущества грудного вскармливания

Грудное молоко отличается от любой другой возможной пищи для детей, включая коровье молоко, смеси домашнего и промышленного приготовления, следующими признаками:
      Грудное молоко имеет оптимальный, сбалансированный состав пищевых элементов;
      Грудное молоко способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника ребенка;
      Организм ребенка легко усваивает материнское молоко;
      Грудное вскармливание практически никогда не вызывает аллергию;
      В грудном молоке есть целый спектр важных биологически активных веществ и защитных факторов, таких так ферменты, гормоны, иммуноглобулины (элементы, обеспечивающие иммунитет ребенка), и др.
      Грудное молоко всегда имеет оптимальную для ребенка температуру;
      Грудное молоко характеризуется оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов. Также белки из состава грудного молока качественно отличаются от белков в коровьем молоке. Грудное молоко богато незаменимыми аминокислотами;
      Около 90% углеводов грудного молока это лактоза, которая способствует всасыванию таких важных микроэлементов как кальций, железо, цинк, магний и медь;
      В грудном молоке содержится липаза, фермент, который облегчает переваривание жиров;
      В грудном молоке содержится витамин А, витамины группы В, а также витамины К, Е, Д и С.
      Грудное молоко защищает ребенка от большинства инфекций, так как в грудном молоке есть элементы иммунной системы матери.

Ребенок, который получает грудное молоко, в меньшей степени подвержен инфекционным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, респираторным инфекциям, менингитам, отитам и пневмониям, развитию пищевой аллергии .

Состав грудного молока

Компоненты в грудном молоке Количество Роль в организме
Вода 87% Обеспечивает постоянство внутренней среды организма, теплообмен
Углеводы 7% Обеспечивают организм энергией, способствуют усвоению питательных веществ
Жиры 4% Обеспечивают организм энергией, способствуют строению клеток, в т.ч. головного мозга и центральной нервной системы
Белки 1% Обеспечивают усвоение молока, помогают строение клеток, поддерживают иммунитет, обеспечивают рост и развитие ребенка
Витамины, микроэлементы и др. Менее 1% Осуществляют питание организма, обеспечивают сопротивляемость инфекциям

ПРИКОРМ.
Прикорм ребенка - введение новой пищи, более калорийной и концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. Это соки, пюре (фруктовое и овощное), каши, творог и так далее. Именно прикорм удовлетворяет все возрастающую потребность организма ребенка в сложных углеводах. Вместе с разнообразной пищей в организм вводятся балластные вещества в виде клетчатки, необходимые для пищеварения. Кроме того, ребенок, получая разнообразную пищу, постепенно отвыкает от груди, учится жевать и глотать более плотную пищу.
Введение прикорма ребенку необходимо для его правильного развития:

    при возникновении дефицита энергии, белков, жиров, микроэлементов, поступление которых с грудным молоком становится недостаточным из-за бурного роста ребенка;
    прикорм начинают с целью введения в питание животного и растительного белка, жирных кислот, растительных масел, различных углеводов, которых мало в молочных продуктах
    для приема более плотной пищи, что требуется для дальнейшего развития жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта ребенка.
Согласно рекомендациям ВОЗ первый прикорм при грудном вскармливании нужно вводить ребенку в 6 месяцев, а малышу-искусственнику в 5-5,5 месяцев. Малыш сам «подскажет» когда нужно начинать прикорм. Если малыш тянется к маминой тарелке и у него уже есть первые зубки, если ребенок весит в два раза больше чем при рождении и не наедается маминым молоком – пора вводить прикорм.
После выбора первого прикорма: каша или овощи , можно вводить прикорм по половине чайной ложечки первые два дня и доводите до полной порции в течение одной-двух недель. Следующая неделя отводится для привыкания к новой пище. Затем через две-три недели замените еще одно кормление грудью следующим видом прикорма, который вводится по такой же схеме, как и первый. Со временем нужно менять один вид прикорма другим, чтобы познакомить ребенка с разными продуктами. Наиболее оптимальным временем для прикорма считается первая половина дня, так в течение дня появляется возможность понаблюдать за реакцией малыша на новый продукт. Если у ребенка наблюдается боль в животике, сыпь, сухость кожи или жидкий стул, необходимо исключить этот продукт на время из рациона малыша. Новый продукт можно пробовать только после того, как эти симптомы пройдут. Новые продукты в первый прикорм при грудном вскармливании следует вводить только через 2 недели после успешного принятия предыдущих составляющих.Следует помнить, что с введением прикорма нужно следить за питьевым режимом ребенка до года .
Основные правила введения прикорма
    каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости продуктов прикорма.
    сроки введения прикорма для каждого ребенка могут колебаться в пределах 1-2 мес.
    ребенок должен быть здоров в период введения нового прикорма. Если ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», то введение прикорма ребенку нежелательно.
    введение всех блюд прикорма производится дробно, начинать ввод прикорма нужно с нескольких граммов продукта (с одной чайной ложечки), т.к. любая пища является для ребенка новой;
    прикорм ребенку дают до кормления грудью, когда ребенок голоден, после чего предлагают грудь (для сохранения лактации и для получения ребенком жидкости);
    недопустимо введение более одного нового прикорма;
    вначале прикорма ребенка вводят однокомпонентные блюда прикорма. После привыкания и отсутствия аллергических реакций (обычно через 1-2 недели) дают смеси из 2-х и более продуктов.
    в первые дни введения прикорма продукты должны быть достаточно жидкими (так, каша может быть вначале 5 %), постепенно продукты прикорма становятся более густыми;
    блюда следует давать подогретыми до 37-39° С;
Нельзя заставлять ребенка есть пищу, которая ему не нравится.
Введение ребенку прикорма из томата, который принадлежит к числу овощей, особенно часто вызывающих аллергию у детей, возможно не ранее 8 месяцев, бобовые, содержащие высокий уровень растительных волокон и особых видов сахаров, способных вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования в кишечнике, - с 7-8-ми месяцев; лук и чеснок, содержащие эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечника, почек - не ранее года; травы - с 9-ти месяцев и старше.

Соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток при смешанном и искусственном вскармливании назначают несколько раньше, чем при вскармливании грудным молоком. Первый прикорм в виде овощного пюре и второй - в виде каши назначают на месяц раньше.

Организм младенца еще не совершенен, многие органы и системы только формируются и постепенно созревают. Давая новую пищу слишком рано, можно спровоцировать различные неприятности в кишечнике, желудке и даже вызвать аллергию. К тому же малыш начнет хуже кушать молоко (или смесь), и лактация пойдет на убыль. Но и слишком затягивать введение этих важных продуктов тоже не следует. В возрасте старше полугода ребенок должен учиться глотать и правильно жевать, что непременно отразится и на его аппетите, и на развитии, и росте, и здоровье.
Ориентироваться надо на то, что в возрасте 6,5-7 месяцев малыш уже должен попробовать, и фрукты, и овощи. Но если по каким-то причинам не получается это сделать, начать следует с овощей и кашек, а потом обязательно вернутся и ввести в рацион фрукты в виде пюре и соков.
После 7-8 месяцев ребенок должен получать 2 раза в день прикорм (кашу и пюре) и 3-4 раза (по аппетиту) - грудь или молочную смесь. Между прикормами обязательно должно быть одно кормление грудью или молочной смесью.

В 9 месяцев прикорм - 3 раза в день, более разнообразный: гречневая, овсяная, рисовая каши, супы-пюре на бульоне, мясное и овощное пюре, кефир, цельное молоко.

С 8-10 месяцев добавляют сухарики, печенье; с 10 месяцев - фрикадельки, паровые котлеты, свежие фрукты. В качестве напитков могут быть компоты, соки и чай.

К одному году давайте ребенку часть блюд, приготовленных для всей семьи, исключая кофе, крепкий чай, копчености, маринады, ограниченно - капусту, бобовые.
Правильно подобранное меню и заранее хорошо продуманная комбинация блюд прикорма должны способствовать хорошему пищеварению и своевременному опорожнению кишечника.

Важно соблюдать следующее сочетание блюд: каша и бульон, пюре и кисель, т. е. не надо давать в одно кормление два плотных или два жидких блюда. Плотная пища переваривается дольше и задерживается в желудке, а жидкая быстро переварится и вызовет преждевременное чувство голода.
СОКИ
Начинать знакомить 6-месячного ребенка с соками лучше всего с яблочного сока, лимонного и черносмородинового. С 7-ми месяцев можно постепенно вводить вишневый, абрикосовый, томатный, морковный, капустный и сливовый соки. Малиновый, морковный, апельсиновый, мандариновый, клубничный и земляничный соки нужно давать осторожно, внимательно наблюдая за ребенком. Эти соки иногда вызывают диатез (это одна из форм аллергии ).
Детям, имеющим склонность к запорам, не рекомендуются соки черной смородины, черники, вишни и граната, потому что они действуют на желудок закрепляющие. И наоборот. Если у ребенка склонность к неустойчивому стулу, желательно исключать или давать в смеси с другими соками такие соки, как: морковный, сливовый, капустный и свекольный (они слабят желудок).
Капустный, яблочный и морковный соки содержат ферменты, разрушающие витамин С, поэтому их не рекомендуется давать в смеси с соками черной смородины, цитрусовых или отваром шиповника.

Лимонный и морковный сок начинают давать с 2 капель и разводите фруктозным сиропом 1:1. Свекольный сок вводите к 7 месяцам и доводят его количество до 1 столовой ложки к 10-12 месяцам.

Начинают знакомить ребенка с соком с нескольких капель, чтобы не вызвать расстройства пищеварения: в первый день достаточно будет 3-5 капель, далее постепенно увеличивают объем, доводя до 30-50 мл в день (в несколько приемов) для детей первых 6 мес и да 60-100 мл для детей до года. Далее, когда малыш приобщится к соку и будет пить его с удовольствием, давайте уже после еды. С 7-ми месяцев, когда порции сока увеличиваются, давайте их каждый день в 2 приема во время или после еды.
Новый вид сока давайте только после того, как малыш полностью привыкнет к предыдущему, и начинайте так же с небольших порций.
ФРУКТОВОЕ ПЮРЕ
С 6-7-месячного возраста подключается к рациону фруктовое пюре. Чаще всего под ним понимается яблочное пюре из свежих яблок, приготовленное собственноручно или специальное фруктовое гомогенизированное пюре для детского питания.

Если использовать баночное пюре, необходимо обращать внимание на
и т.д.................

Раннее прикладывание ребенка к груди считают логическим завершением родов. Оно позволяет маме и новорожденному установить на долгие годы тесную психологическую связь друг с другом. Правда, до недавнего времени ребенка сразу после рождения у мамы забирали, и им занимался медперсонал.

Новорожденного приносили на кормление один раз в три часа и снова уносили в бокс для младенцев, лишая таким образом и его, и маму самых важных в их жизни минут общения. В последние годы все больше практикуется выкладывание новорожденного маме на живот, а затем прикладывание его к груди, когда мама помогает ему найти сосок.

Почему раннее прикладывание к груди важно для новорожденного?

Очевидно, что в то время, когда ребенка после родов уносили от мамы для проведения медицинских манипуляций – обмывания, взвешивания, обмера и пр., считали, что прикладывать его к груди пока слишком рано, ведь и молока-то в молочных железах еще нет, и ребенок толком сосать не умеет.

Получение молозива

Таким образом малыша лишали молозива – своеобразного эликсира, дающего энергию для его жизни (См. « »). А ведь молозиво вырабатывается только в течение первых дней после родов, и лишь затем появляется грудное молоко.

Но именно молозиво подготавливает организм новорожденного к существованию вне материнского организма, а его пищеварительный тракт – к перевариванию молока. Роль молозива сложно переоценить. Эта густая кремообразная жидкость желтого цвета содержит высокую концентрацию белков, витаминов, антител и в то же время мало жиров и сахара, благодаря чему хорошо насыщает, но легко переваривается.

Всего несколько капель молозива удовлетворяют потребности новорожденного в питании и защищают слизистые оболочки его рта и желудочно-кишечного тракта от проникновения инфекции. Благодаря содержанию в молозиве иммуноглобулинов, особенно типа А, раннее прикладывание к груди называют пассивной иммунизацией ребенка. Молозиво способствует выведению из организма новорожденного излишнего билирубина, предупреждая развитие физиологической желтухи, и действует как мягкое слабительное, помогая кишечнику избавиться от первородного кала – мекония.

Психологический контакт

Раннее прикладывание к груди важно для новорожденного и с психологической точки зрения, ведь в процессе родов он испытывает сильнейший стресс. К тому же он сразу попадает в совершенно чужую, незнакомую для него среду. Но когда малыша кладут маме на живот, он слышит биение ее сердца, голос, чувствует ее дыхание, которые он помнит по своей внутриутробной жизни, теплоту ее груди, пробует молозиво, он успокаивается, потому что ощущает, что он не один и о нем будут заботиться.

Существует термин «импринтинг », происходящий от английского слова «запечатлевать». Именно благодаря выкладыванию малыша к маме на живот и прикладыванию к ее груди между ними устанавливается сильнейший психологический контакт. Они запечатлевают образы друг друга, впервые глядя глаза в глаза.

Важно ли раннее прикладывание новорожденного к груди для мамы?

Не меньшее значение имеет раннее прикладывание к груди для психического и физиологического состояния родильницы. Ведь роды для нее тоже были стрессом, и первое ее желание – убедиться, что они прошли благополучно и ребенок родился здоровым. Считается, что раннее прикладывание новорожденного к груди способствует лучшему пониманию мамой потребностей ребенка и избавляет от необоснованных тревог за его здоровье.

Сокращение матки

Что касается физиологии женщины, то природой задумано так, что в то время, когда ребенок сосет грудь, происходит выброс гормона окситоцина. Под его действием начинает усиленно сокращаться матка, что помогает избежать послеродовых кровотечений и способствует скорейшему возвращению матки в дородовое состояние.

Запуск лактации

Кроме того, прикладывание к груди в первые часы после родов запускает механизм выделения грудного молока и обеспечивает устойчивое образование молока – лактацию.

Прикладывание ребенка к груди сразу после его рождения способствует скорейшему завершению родов - отделению последа в результате рефлекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после родов) также способствует увеличению количества молока и продолжительности периода лактации. Очень важно, чтобы ребенок сразу же после родов был выложен на живот матери. Контакт "кожа к коже" позволяет ребенку почувствовать материнское тепло. Ведь после девяти месяцев, проведенных в "уютном доме", он выходит в новый, чужой, холодный мир. Пусть ребенок не будет сосать, но если он даже полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Профессор И.А. Аршавский называет раннее прикладывание "пассивной иммунизацией" ребенка, то есть своеобразной прививкой от многих болезней.

У детей, рано приложенных к груди, наблюдается более низкая (в 3,3 раза) заболеваемость, лучшая динамика веса по сравнению с детьми, приложенными к груди через сутки после рождения. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия билирубина, вызывающего желтуху у новорожденных.

Раннее прикладывание способствует формированию здоровой микрофлоры у ребенка. У новорожденного кишечник, кожа и слизистые стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Доказано, что микроорганизмы с кожи матери лучше других приживаются на ребенке, и даже условно-патогенные микробы с кожи матери реже приводят к развитию заболеваний, нежели те же микробы, но занесенные с других источников. У 1/3 детей, приложенных к груди не раньше чем через сутки, происходит нарушение формирования кишечной флоры. Эти дети чаще болеют кишечными расстройствами. Выкладывание на живот является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и ребенку о том, что стрессовая ситуация завершилась благополучно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Гармония, существовавшая между ними прежде, восстановлена. Теперь можно расслабиться и порадоваться друг другу. Из родов, закончившихся ранним прикладыванием, ребенок выносит знание о том, что из сложных обстоятельстГвыход может и должен быть найден. Разлученный с матерью, он получает скорее отрицательный опыт.

Большое значение для установления глубокой эмоциональной связи родителей с ребенком имеет первый контакт глазами. Важно, чтобы первым лицом, которое увидит ребенок, было лицо мамы или папы.

Будучи оставленным у материнской груди в течение 30-45 минут после родов, ребенок восстанавливает связь с прошлым: он вновь слышит сердцебиение матери, ее голос и обретает столь же теплый дом, только уже здесь, на земле. Почувствовав себя в безопасности в объятьях родного существа, новорожденный начинает осваивать новый мир: его кожа ощущает прикосновения мамы, язык чувствует вкус ее кожи и молозива, нос вдыхает ее запах, глаза обращены к любящему взгляду, уши слышат ее голос.

Контакт "кожа к коже" необходим, потому что тактильный анализатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утробе у матери.

Об этом свидетельствуют наблюдения за самой природой. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих детенышей, когда их лижут, - сколько, прежде всего, создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма. Без этого вылизывания малыши животных просто погибают.

Не является ли отрыв ребенка от матери причиной так называемых "внезапных" смертей здоровых младенцев, особенно часто наблюдаемых в домах ребенка? Не есть ли контакт с матерью важнейшее условие выживания потомства? Не упускаем ли мы благоприятный момент для начала умственного развития ребенка? Наконец, не плодим ли социальных сирот, не обретших естественной связи с миром, утверждающих себя посредством агрессии и жестокости?

Женщина, прижимающая к груди в муках рожденное дитя, забывает о своих страданиях, ее лицо светлеет и в этот момент между ней и ребенком устанавливается взаимопонимание, позволяющее чувствовать друг друга без слов. Не за сутки ли разделения рождается у некоторых матерей столь неестественное ненаблюдаемое в природе явление, как боязнь собственного ребенка? Ведь когда новорожденного сразу подносят к груди женщины, которая была намерена отказаться от него, то, как правило, после этого она забирает малыша с собой.

Раннее прикладывание и частота кормления

Нередко даже вид проголодавшегося ребенка и его настойчивый крик настолько сильно воздействуют на женщину,

что способность к выделению молока резко возрастает. Установлено, что в естественных условиях у новорожденного достаточно запасов жидкости и пищевых веществ для поддержания жизнедеятельности в течение нескольких дней после рождения.

Mолоко у мамы вырабатывается ПО ЗАПРОСУ ребенка. Поэтому продолжайте прикладывать ребенка к груди и в том случае, если вам кажется, что молоко не прибывает и грудь "пустая". Чем чаще вы прикладываете ребенка к груди, тем больше вероятность успеха.

Право матери потребовать ребенка для кормления сразу после родов

Право матери на раннее прикладывание оговорено в Совместной декларации ВОЗ и ЮНИСЕФ 1989 г. "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб". В этом документе сформулировано 10 принципов успешного грудного вскармливания, в том числе и такие:

  • медицинские работники должны помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов
  • должны показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей
  • исключено докармливание новорожденных иной пищей или питьем, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями,
  • необходимо практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного вместе в одной палате
  • необходимо поощрять грудное кормление по требованию младенца, а не по расписанию:
  • нельзя давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, бутылочки и др.).

    Постепенно принципы успешного грудного вскармливания утверждаются и в российской практике. Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РФ направило Информационное письмо от 26.01.96 (а еще ранее от 13.04.94) заместителям руководителей территориальных органов управления здравоохранения, главным педиатрам и главным акушерам-гинекологам, распространило памятку для работников родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник по вопросам поддержания и стимулирования естественного вскармливания.

    Однако в наше время практика раннего прикладывания еще не распространена широко. Долгое время считалось, что важно создать щадящий режим для женщины - вызвать сон, обезболить, стимулировать роды, а после - дать отдохнуть без ребенка. Однако все эти меры существенно уменьшают шанс матери выкормить ребенка грудью. Очень важно, чтобы родители прониклись сознанием, что они несут ответственность за здоровье ребенка. Грудное кормление, как и роды, бывает успешным лишь тогда, когда родители уверены, что прежде всего они сами должны и могут дать собственному ребенку все необходимое. И не полагаются исключительно на врачей, а проходят предродовую подготовку, активно участвуют в родах и принимают все меры для поддержания лактации.

  • Уже во внутриутробном периоде у ребенка развивается безусловный хорошо выраженный сосательный рефлекс. Активные сосательные движения ребенок начинает проявлять во второй половине беременности, засовывая в рот пальчик руки или ноги. Новорожденный малыш, прямо в родильном зале (после обязательных первичных послеродовых мероприятий) выкладывается на живот матери, если нет противопоказаний со стороны ребенка или матери. Полежав на мамином животе, и услышав привычный ритм сердцебиения матери, ребенок неосознанно начинает искать грудь матери, и, найдя сосок, начинает сосать грудь. Этот момент для ребенка имеет огромное значение как на первом году жизни, так и в последующие годы.

    На момент родов у беременной женщины вырабатывается молозиво - это более густая, чем молоко, жидкость, богатая белковым, жировым, углеводным, ферментным составом. Энергетическая ценность молозива настолько велика, что даже в небольших количествах полностью удовлетворяет потребности растущего организма малыша. Кроме того, молозиво содержит факторы неспецифической защиты, которые надежно противостоят патогенной флоре, поскольку у новорожденного еще нет иммунитета от вирусных, бактериальных и других инфекций.

    Новорожденный является полностью стерильным, поскольку в условиях внутриутробной жизни находится в абсолютно асептических условиях. Во время первого грудного кормления организм малыша заселяется полезными бактериями, которые содержатся в молозиве матери. В результате, у новорожденного сразу формируется нормальная микрофлора кишечника, ребенок хорошо себя чувствует, его организм нормально функционирует и развивается. Если же по ряду причин ребенок не был приложен в первые часы после рождения к груди матери, а был переведен на искусственное вскармливание, то его кишечник заселяется условно-патогенными микроорганизмами, в результате повышается риск развития дисбактериоза кишечника со всеми вытекающими отсюда последствиями: малыш хуже усваивает питательные вещества, повышается риск развития аллергических реакций, он чаще болеет, плохо набирает вес.

    Раннее прикладывание малыша к груди имеет важное значение и для матери, поскольку способствует быстрому становлению и длительной лактации, скорому успокоению после родов и исчезновению стрессового гормонального фона, хорошему обратному послеродовому развитию матки, снижению вероятности послеродовых осложнений.

    Первое кормление не должно превышать 20 минут, поскольку уставший после родов организм матери требует отдыха.

    Показания к более позднему прикладыванию ребенка к материнской груди

    Показания со стороны ребенка:

    • асфиксия при рождении;
    • оценка при рождении по шкале Апгар ниже 7 баллов;
    • родовая травма;
    • кефалогематома;
    • гемолитическая болезнь;
    • пороки развития;
    • недоношенность;
    • респираторный дистресс-синдром;
    • новорожденные с неудовлетворительным состоянием;
    • глубоконедоношенные;
    • срыгивающие новорожденные;
    • новорожденные с резус-конфликтом (рожденные от матерей имеющих отрицательный резус-фактор).

    Показания со стороны матери:

    • операция при родах;
    • судорожные и предсудорожные роды;
    • обильные маточные кровотечения при родах;
    • наличие инфекций;
    • разрывы промежности 2 степени;
    • гнойно-воспалительные заболевания;
    • резус-отрицательная кровь;
    • экстрагенитальные заболевания: гипертония 2 степени; сердечные пороки; сахарный диабет; острый пиелонефрит; тяжелая анемия.

    При удовлетворительном состоянии новорожденного и тяжелом состоянии матери, ребенок через 2 часа после рождения начинает получать донорское молоко из бутылочки.

    Абсолютные противопоказания для кормления ребенка грудью

    Абсолютным противопоказанием к кормлению грудью со стороны ребенка являются наследственные нарушения обмена веществ:галактоземия лейциноз, апактозия, фенилкетонурия, гиполактазия. Указанные заболевания характеризуются отсутствием определенных ферментов, которые участвуют в расщеплении тех или иных питательных веществ, содержащихся в молоке матери. В результате этого процесса в организме ребенка происходит накопление недоокисленных продуктов, что негативно сказывается на развитии малыша. В случае обнаружения такого заболевания новорожденных переводится на безмолочное вскармливание или специальные лечебные смеси.

    Абсолютные противопоказания для кормления ребенка грудью со стороны матери :

    • открытая форма туберкулеза;
    • ВИЧ-инфицирование;
    • декомпенсированные болезни сердца, почек, крови;
    • онкологические заболевания;
    • болезни обмена веществ;
    • прием матерью радиоактивных препаратов, цитостатиков.

    В таком случае ребенок переводится на кормление донорским молоком или адаптированной смесью.

    В случае психических расстройств матери вопрос о кормлении грудью решается в частном порядке.

    В родильном доме не прикладывают ребенка к груди в случае развития у матери любого острого воспалительного процесса, эндометрита, других инфекций.

    ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на данном сайте, носит справочный характер. Мы не несем ответственности за возможные негативные последствия самолечения!

    Является важнейшей функцией родильницы. Оно не только обеспечивает нормальное питание и развитие ребенка, но и приводит к правильному быстрому обратному развитию половых органов женщины. Для стимуляции и поддержания лактации большое значение имеет время первого прикладывания новорожденного к груди матери. Установлено, что раннее прикладывание ребенка к груди матери, безусловно, с учетом состояния родильницы и новорожденного оказывает положительное влияние на становление лактации. Кроме того, прикладывание ребенка к груди восстанавливает психофизиологическую систему мать - плод, прерванную родами. В отделениях совместного пребывания матери и ребенка рекомендуется грудное вскармливание по "требованию" младенца.

    Противопоказаниями к раннему прикладыванию являются тяжелые формы экстрагенитальной патологии у матери, осложненное течение беременности и родов, оперативное родоразрешение, травма и гемолитическая болезнь новорожденного.

    Подготовка родильницы к кормлению.

    1. Надеть косынку и маску.
    2. Вымыть руки с мылом.
    3. Вымыть молочную железу, начиная с подмышечной впадины проточной водой и осушить ее стерильной пеленкой. Мыло использовать только 1 раз в сутки, так как при многократном использовании смывается смазка, которая выделяется рудиментарными железами Монтгомери.
    4. Ладонные поверхности рук расположить на молочной железе, произвести поглаживающие движения из подмышки к грудине.
    5. Расположить 1 и 2 пальцы на границе кожи и ореолы и произвести несколько сцеживающих движений (формирование соска).
    6. Расстелить стерильную пеленку для ребенка, закрыть свою сорочку и руку, чтобы они не касались ребенка.
    7. Поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь. Следить за тем, чтобы малыш плотно захватывал не только сосок, но и ореолу. Сосание должно быть беззвучным. Время одного кормления не более 20-25 мин.
    8. После кормления новорожденного подержать в вертикальном положении 15-20 минут, после чего уложить в кроватку.
    9. Тщательно сцедить молочную железу.

    Правильное прикладывание ребенка к груди.

    • Мать должна сесть или лечь в удобное для нее положение и расслабиться. Предпочтительнее низкое сидение. Она может сидеть, держа ребенка впереди себя на руках, или лечь, положив ребенка рядом. Если ей удобно, она может положить ребенка на подушку. Медицинская сестра садиться рядом с матерью на одном с ней уровне.
    • Медицинская сестра показывает, как держать ребенка, чтобы он был повернут к ней лицом. Голова ребенка должна находиться на одной линии с телом, а его живот - напротив живота матери. Ребенок всем телом должен быть повернут к груди так, чтобы ему не нужно было во время кормления поворачивать или наклонять голову.
    • Если необходимо, поддержите ребенка сзади за плечи, но не за затылок. Его голова должна свободно слегка откидываться назад.
    • Матери следует поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребенку в рот.
    • Мать может прикоснуться соском к губам ребенка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка.
    • Подождите, пока ребенок широко откроет рот и захочет сосать. Быстро приложите ребенка к груди.
    • Приложите ребенка к груди так, чтобы его нижняя губа была под соском. Таким образом, подбородок ребенка будет прилегать к груди, а язык будет находиться под млечным синусом. В таком положении сосок будет находиться чуть выше центра детского рта и сможет стимулировать небо.

    Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребенка. Однако это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребенка или ухудшить положение кормления. Ребенок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.

    Признаки, определяющие неправильное положение ребенка при кормлении

    Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении

    1. Корпус ребенка отвернут от материнского и не прижат к нему.
    2. Подбородок ребенка не касается груди.
    3. Складывается впечатление, что рот ребенка закрыт.
    4. Губы ребенка вытянуты вперед.
    5. Виден большой участок ареолы, в том числе и под нижней губой.
    6. Ребенок делает быстрые, короткие сосательные движения.
    7. Во время кормления щеки ребенка могут быть втянуты внутрь.
    8. Ребенок может нервничать и отказываться от кормления, так как он недополучает грудного молока.
    9. Мать может испытывать боль в области сосков.
    10. Во время кормления ребенок может издавать "причмокивающие" звуки.
    11. Сосок может быть плоским в конце кормления и с полоской на кончике.
    1. Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.
    2. Лицо ребенка находится близко к груди.
    3. Подбородок ребенка прикасается к груди.
    4. Рот ребенка широко открыт.
    5. Нижняя губа ребенка вывернута наружу.
    6. Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.
    7. Заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения.
    8. Ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения.
    9. Мать не испытывает боли в области сосков.
    10. Слышно, как ребенок глотает молоко.

    Питание кормящей матери должно быть строго сбалансировано. Общий пищевой рацион при нормальной лактации должен быть увеличен на 1/3 по сравнению с обычным, так как лактация требует дополнительного расхода энергии.

    Суточная энергетическая ценность пищи должна составлять 3200 ккал (белки - 112 г, жиры - 88 г, углеводы не более 310-324 г). Обязательно включение в рацион витаминов А, Е, В12, аскорбиновой кислоты и минеральных солей (кальций, фосфор, магний, железо).

    Следует употреблять свежую, простую и разнообразную пищу. Особенно полезны тыква, кефир, простокваша, творог, ягоды, фрукты. Овощи и фрукты особенно богаты витаминами, минеральными солями, углеводами, необходимыми кормящей матери и растущему ребенку.

    Однако следует учитывать, что цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, красные и оранжевые фрукты и частично ягоды, например клубника), являются аллергенами, способными вызывать у новорожденного различные аллергические проявления.

    С осторожностью кормящей матери нужно употреблять в пищу мед, орехи, сгущенное консервированное молоко, следует ограничить употребление жирной и содержащей избыток сахара пищи. Нельзя употреблять спиртные напитки и острые приправы. Количество жидкости в рационе кормящей матери должно быть не менее 2 литров.

    Для обеспечения хорошей лактации кормящей матери наряду с правильным питанием необходимо обеспечить полноценный отдых: сон не менее 8 ч ночью и 1-2 ч днем.

    Пребывание на свежем воздухе повышает аппетит у матери и благоприятно сказывается на лактации. У здоровых женщин становление лактации после родов происходит закономерно. Однако у некоторых женщин в пуэрперии могут наблюдаться



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!