Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Грех ли брить бороду и усы в Православии? Стрижка бороды — пошаговая инструкция с лайфкахами и фото.

Как правильно брить бороду? Это вопрос, интересующий каждого мужчину, ведь известно, что остановить рост на подбородке практически невозможно. Большинство мужчин стремятся бриться постоянно, чтобы не отпускать бороду. Некоторые наоборот, стремятся отращивать бороду, чтобы выглядеть не только взрослее, но и элегантнее.

Но в любом случае, отращиваете вы бороду или нет, необходимо ее периодически брить, и осуществлять за ней уход. Побрить бороду красиво — это довольно сложно, поэтому без знаний и навыков лучше сразу сбривать волосы под корень. Если вы желаете отращивать бороду и правильно за ней ухаживать, то данная статья поможет разобраться в этих вопросах.

Прежде чем побрить бороду, следует прибегнуть к процедуре ее правильного формирования. Начинать процедуру следует с определения формы своего лица. Люди имеют разные формы лица: круглое, овальное, продолговатое. Чтобы будущая борода подходила к форме лица, важно уделить особое внимание данному этапу, так как от него зависит будущий внешний вид.

Чтобы правильно побрить бороду, для начала следует ее отрастить. Формирование красивой бороды правильной формы — это очень ответственный этап. Большинство мужчин отращивают бороду без ухода за нею, в результате чего имеют вид престарелых людей.

Определившись с формой лица, и отрастив волосы, можно переходить к стадии выбора внешнего вида бороды. Для этого существует множество различных вариантов, которые можно выбрать наглядно. Если на лице имеется избыточное количество волос, то наилучшим способом будет формирование равномерной бороды. Если же волос на лице мало, то подойдет экспаньолка. Немалую роль на внешний вид бороды играет возраст мужчины. Молодым парням в возрасте от 20 до 30 лет рекомендуется отращивание легкой бороды, перетекающей в бакенбарды или например, все та же экспаньолка. Для мужчин постарше подойдет массивная борода, которая будет подчеркивать не только внешний вид, но и состояние.

Если же вы подготовились к формированию бороды, отрастили волосы, выбрали внешний вид, то можно переходить на стадию моделирования. Что представляют собой особенности бритья бороды, узнаем детальнее.

Особенности бритья бороды под корень

Чтобы конечный результат получился приятным, следует первоначально выбрать инструмент, при помощи которого планируется сбривание бороды. Зачастую мужчины используют обычные бритвы с опасными лезвиями. Это такие бритвы, где можно осуществлять замену лезвий самостоятельно. Но чтобы побрить бороду таким инструментом, потребуется довольно часто производить замену лезвий. Брить густую и пышную бороду станком не получится, поэтому следует воспользоваться машинкой для стрижки. Рассмотрим, что же собой представляет процесс полного сбривания бороды на лице при помощи станка.

Бриться мужчинам рекомендуется непосредственно в утренние или вечерние периоды. Для мужчин с чувствительной кожей лучше выполнять процедуру вечером перед сном. Это делается для того, чтобы кожа могла отдохнуть и адаптироваться, что позволит снизить эффект появления раздражений.

Для начала необходимо умыться и нанести на лицо крем для смягчения кожи. Этот крем позволяет смягчить щетину и кожу соответственно. Удалять крем следует при помощи влажной салфетки без растирания. После этого на лицо наносится специальная пена или гель для бритья. Нанесение осуществляется массирующими движениями, чтобы пена покрыла все участки кожи, которые нуждаются в удалении волос.

Во время бритья следует обязательно осуществлять очищение станка в теплой воде, но не горячей. Бритвой для правильного удаления волос следует вести в направлении их роста. Если брить бороду против роста волос, то не исключено образование врастающих фолликул. Первоначально осуществляется сбривание волос на лице, усах, а затем шее и подбородке. Во время бритья нужно следить за тем, чтобы кожа была слегка натянута, что позволит снизить ее травмирование.

Если после первого бритья на лице остаются волосы, то необходимо нанести пену повторно, и пройтись станком еще раз. Смывать остатки пены с лица необходимо теплой водой, после чего приложить сухую салфетку. Когда влага на лице впитается в салфетку, можно нанести специальный крем или гель после бритья. Это такие крема, которые увлажняют и питают кожу, а также избавляют ее раздражений.

Сбривание бороды довольно кропотливый процесс, но если натренироваться, то все можно делать быстро и красиво. Итак, мы узнали что представляет собой процесс полного сбривания волос на лице. Но как же необходимо правильно ухаживать за имеющейся бородой, которую сбривать не хочется. Для этого рассмотрим принцип ухода за бородой.

Уход за бородой

Чтобы вести правильный уход за бородой, потребуется следующий перечень инструментов :

  • станок для бритья;
  • машинка для стрижки волос;
  • электробритва.

Основную роль в выполнении данного процесса играет машинка для стрижки, так как именно с ее помощью осуществляется выравнивание волос по одной длине. Машинку следует использовать с насадками, при помощи которых можно выбрить бороду при любой длине волос.

Если на бороде не длинные волосы, то подбирается насадка определенного размера, при помощи которой следует пройтись по бороде и удалить волосы. Машинкой нужно проходить по направлению снизу вверх, не пропуская при этом участков кожи.

Обрабатывать волосы предварительно различными кремами, гелями или мазями нет необходимости. Если необходимо удалить волосы полностью, чтобы создать определенную форму бороды, тогда можно воспользоваться станком или электробритвой. При этом важно первоначально расчертить контуры будущей формы бороды, а затем приступать к сбриванию волос.

Важно знать ! Брить волосы при помощи любых инструментов следует осторожно, так как любое неправильное движение может повлечь за собой повреждение чувствительной кожи, что спровоцирует развитие раздражений или воспаления.

После того, как вы научились сбривать волосы с бороды и усов при помощи машинки для стрижки, то можно приступать к процессу воплощения любых дизайнерских идей видов бороды. Экспериментировать можно только тогда, когда вы научитесь ухаживать за бородой и сбривать самые мылкие волоски при помощи машинки или станка.

Уход после бритья

После того, как вы побрили волосы на лице, следует обязательно воспользоваться различными средствами по уходу. Мужчина, конечно, не обязан иметь женский арсенал косметических средств, но несколько кремов или лосьонов — это обязательно. Рекомендуется после бритья использовать качественные лосьоны.

Брить бороду необходимо не чаще, чем раз в три дня. Ежедневное применение бритвы, станка или машинки, повлечет за собой раздражение кожных покровов. Поэтому не следует забывать, что кожа нуждается не только в уходе, но и отдыхе.

За длинной бородой обязательно необходимо вести свой уход. Меленькую бороду достаточно мыть с помощью мыла, а для большой — не обойтись без шампуня. Шампунь при этом важно использовать увлажняющий, чтобы избежать появления раздражений на коже. После мытья бороды следует высушить ее и, что немаловажно, расчесать. Ведь, как и на голове, волосы на бороде имеют свойство запутываться, что приводит к потере формы всей шевелюры.

Только качественный уход за своей шевелюрой на лице позволит привлекать женские взгляды, а не отпугивать их. Как красиво сделать бороду, для того рекомендуется посетить специалиста, чтобы мастер сделал первое бритье, и сформировал форму бороды. Можно посетить барбер-шоп, где мужчина может получить качественный совет в вопросах про бороду.

Подытоживая, важно отметить, что каким бы ни был подход к уходу за бородой, важно все делать правильно и аккуратно, чтобы не травмироваться.

Осмелившиеся отрастить бороду мужики заслуживают большого уважения - мы говорим об этом в самом начале текста. Однако у некоторых бородатых чуваков наблюдаются сложности, когда речь заходит о придании бороде некой формы. В этом деле главное - избегать основной ошибки - не поднимать линию бороды слишком высоко - так, чтобы из-под нее сиротливо выглядывал голый подбородок - и не опускать ее слишком низко, чтобы борода не заползала неряшливо на шею. Правильная линия бороды завершает образ и делает лицо благороднее.

Четкая грань

Делать искусственный контур обязательно далеко не для всех: у некоторых борода выглядит органично, даже если ее естественную форму не корректировать. Однако для многих из нас волосы на шее - сущее наказание. Они неудобные, выглядят неуместно - так и просятся под бритву! Кроме того, скажи, пожалуйста, кто хочет, чтобы растительность на его лице плавно перетекала в растительность на груди? Так мужик перестает напоминать мужика и начинает походить на обезьяну или даже оборотня. С другой стороны, даже для внешнего вида оборотней есть стандарты.

Мы предлагаем тебе сбрить нижнюю часть бороды, размер которой разный у всех чуваков. Конечно, совет касается только тех, кто желает отрастить классическую бороду самой привычной формы, в противном случае ты всегда можешь взглянуть на и выбрать что-то более сложносочиненное.

Как подровнять бороду

На деле всё гораздо проще, чем кажется, так что постараемся не усложнять задачу. Лучше всего дело пойдет, если ты встанешь перед трельяжем и запасешься зеркалом, которое можно взять в руки, чтобы оценивать свою бороду под разными углами. Стой прямо, подбородок вперед - и ищи оптимальную линию.

Шаг 1

Во-первых, представь себе слегка изогнутую линию, которая соединяет твою мочку уха, проходит по линии челюсти и достигает точки, в которой твоя нижняя челюсть соединяется с подбородком. Эта точка должна находиться прямиком на адамовом яблоке. Вот она - оптимальная линия (на нашем рисунке она синяя).

Шаг 2

Теперь вообрази вертикальную линию, которая проходит сбоку твоего лица перпендикулярно первой, она совпадает с внешним краем твоих бакенбардов и спускается к шее (на нашем рисунке она красная). Так ты получишь правильный угол для своей будущей бороды - около ушей и на подбородке. Углы надо будет закруглить, чтобы борода выглядела более естественно и менее квадратно.

Шаг 3

Сбривай всё, что остается за пределами твоих линий, — и готово. Поздравляю, теперь твоя борода выглядит поистине достойно!

Борода - красивый и модный атрибут современных мужчин, с помощью которого они подчеркивают мужественность и индивидуальность. Чтобы растительность на лице выглядела красиво и стильно красиво, следует знать, как правильно брить бороду, учитывая некоторые нюансы, без которых положительный результат практически невозможен.

Прежде чем начать отращивать бороду, убедитесь, что нижеперечисленные проблемы обошли вас стороной:

  • механические повреждения кожи;
  • любые кожные заболевания;
  • чрезмерно сухая кожа лица.

Если что-то из перечисленного присутствует, сначала нужно избавиться от проблемы. Только в этом случае растительность получится густой и красивой. Самому в этом случае не справиться, обратитесь к дерматологу, чтобы он назначил эффективное лечение. Если потребуется курс лекарственных препаратов, приступайте к отращиванию не раньше через месяц после его окончания.

От чего зависит результат бритья?

Правильный уход за растительностью на лице зависит от таких факторов:

  • внешний вид щетины;
  • состояние кожи лица;
  • скорость роста волос.

Кроме того, необходимо следовать следующим правилам, чтобы не повредить кожу лица:

  • не стоит сбривать волосы на сухую - обязательно смачивайте бороду теплой водой, так она лучше поддастся бритью;
  • обязательно используйте пену - побрейте щетину без нее хоть раз и сразу получите раздражение;
  • купите специальный лосьон - наносите его каждый раз после бритья, чтобы охладить кожу и избежать покраснения.

Чем лучше бриться?

Выбор инструмента зависит от цели, которую вы преследуете. Если щетина короткая и вам нужно сбрить бороду полностью, лучше воспользоваться обычной бритвой.

Если растительность жесткая и густая, то процесс предполагает использование станков с несколькими лезвиями.

Для создания прически стоит приобрести триммер. Взяв лезвия, вы не только не сможете ровно выбрить форму, но рискуете испортить всю бороду одним неловким движением. С триммером такая ситуация не возникнет, если выбрать правильную насадку (обычно для подравнивания берут №3).

Если хотите воспользоваться машинкой для стрижки, производите движения в противоположную сторону от роста щетины. Ровняя бороду машинкой, следите за насадкой - бреющая ее часть должна упираться в кожу. В противном случае результат бритья может вам не понравиться.

Для стрижки волос на бороде и усах можно взять ножницы, которые считаются классикой парикмахерского искусства. До появления триммеров именно ими пользовались цирюльники. Однако обычные ножницы в этом деле не годятся - придется купить специальные. Разумеется, полностью убрать щетину ножницами вы не сможете, но придать ей нужную форму возможно.

Никогда не стригите влажные волосы, так есть риск остричь больше, чем требуется.

Как брить бороду в домашних условиях?

Чтобы волосы на лице росли, как следует, нужно помнить о необходимости выбрить каждый участок по-разному.

  1. Бакенбарды и усы выбрейте плавными движениями сверху вниз.
  2. Подбородок так же сбрейте сверху вниз, но в этом случае придется приложить больше усилий, так как кожа более прочная.
  3. Волосы на шее брейте очень аккуратно, ведь нежную кожу здесь легко поранить.

Чтобы риск получения травмы был минимальным, посмотрите в интернете различные видео и фото как побрить бороду с пошаговыми инструкциями.

Уход за инструментами

После завершения процесса, кожа лица не должна оставаться раздраженной или поврежденной. А это напрямую зависит от состояния бритвенного инструмента:

  • каждый раз очищайте от скопившихся волос лезвия, а если брились бритвенным станком, ополосните его под струей воды;
  • удалите щетину из триммера так, как требует инструкция - промойте водой или воспользуйтесь специальной кнопкой.

Не забывайте чистить внутренние пазы. Это можно сделать ватным диском или ватной палочкой. Очистив от волос, промойте все насадки теплой водой с мылом.

Уход после бритья

После процедуры, воспользуйтесь средствами по уходу. Сегодня в любом магазине представлено множество лосьонов и кремов на любой вкус и кошелек.

Если есть возможность, брейтесь не каждый день, а хотя бы раз в три дня - так рекомендуют дерматологи. Миф о том, что чем чаще человек бреется, тем быстрее растут волосы, далек от истины. Единственное, что вы получите в результате - более жесткая щетина.

Мойте бороду ежедневно, пользуясь мылом или шампунем в зависимости от длины.

Залог хорошего результата - правильное бритье бороды и уход. Если не уверены в том, что сможете красиво побрить бороду в домашних условиях в первый раз, лучше сходить в барбершоп, где вами займутся профессионалы.

У каждого парня настает тот день, когда лицо обрастает пушком волос. Это сигнал к тому, что мальчик становится мужчиной и время браться за бритвенный станок. Проблема в том, что первая попытка избавиться от нежелательных волос обычно сопровождается порезами, покраснениями кожи и остатками хитро спрятанной щетины по всем участкам лица. Еще хуже то, что многие мужчины на протяжении всей жизни бреются неправильно, постоянно сталкиваясь с теми же проблемами, что и мальчики 14 лет. Большинство мужчин даже после тысячной процедуры не знают, как правильно бриться, не вызывая раздражения и не ощущая дискомфорта. Пора вам рассказать, как бриться правильно и превратить этот процесс из мучения в удовольствие.

Фото: топор для прикола, не стоит повторять это дома!

Правильно выбрав станок, средства для ухода за кожей и выполнив все советы и рекомендации, даже первое бритье превратится в приятную комфортную процедуру. А ведь приложив немого усилий, можно превратить процесс в приятную повседневную привычку. Кровоточащие ссадины, водянистые волдыри, раздраженные красные участки – этого можно даже не ощутить, если отнестись к процедуре ответственно. Попробовав первый раз применить на практике наши рекомендации, впоследствии можно побрить бороду или усы за пять минут.

Выбор станка

Несколько слов о выборе станка. В продаже широкий выбор приборов для бритья, подберите для себя лучший вариант. Если щетина мягкая и редкая, используйте одноразовые станки. Жесткая и густая растительность на лице потребует больших усилий, купите лучше станок с несколькими лезвиями популярной марки. Они отлично справятся со щетиной, заберут меньше времени, что благотворно отразится на вашей коже.

Как правильно побриться бритвой: пошаговая инструкция

Не слушайте советы друзей, в которых они инструктируют вас двигаться против роста волос – это провоцирует появление прыщиков, особенно на молодой коже.

Бритье, как и каждая косметическая процедура требует тщательной подготовки и неукоснительного соблюдения правил. Делаете это первый раз? Попробуйте определить, в каком направлении двигать станком. Очень важно изучить направление роста волос. Многие допускают ошибку, проводя лезвием станка «против шерсти». Это не улучшит качество бритья, а в большинстве случаев приведет к появлению прыщей, покраснений и зуда. Проведя рукой по 3-дневной щетине можно понять, куда стремятся волоски. Присмотритесь, рост волос отличается в зависимости от участка кожи. На щеках волосы растут вниз, приближаясь к скулам направление меняется в разные стороны. А подбородок и вовсе похож на густой лес. Бриться нужно строго по росту волос. Не стоит переживать за чистоту процесса. На следующий день волоски в любом случае прорвутся на волю, независимо от направления бритья. Не придумывайте велосипед и не изобретайте другие способы бритья – все уже сделано до вас.

  1. Первым делом нужно подготовить кожу. Она не должна быть сухой. Помойте лицо горячей водой, взяв ваш гель для душа или в идеале специальный гель для умывания лица. Если рядом нет специального средства, достаточно тщательно умыться теплой водой. Еще лучше − приступать к бритью после принятия горячего душа. Это раскроет поры и сделает процесс безопаснее.
  2. Прежде чем приступать к непосредственному удалению волос, нужно воспользоваться пеной , чтобы процесс проходил гладко и приятно. Не стоит экономить на себе и брать самый дешевый баллон с химией в магазине. Лучше всего выбрать гель или пену для чувствительной кожи, которые будут отлично вспениваться и равномерно наноситься на лицо. Не стоит пользоваться мылом или гелем для душа при бритье. Эти средства очень сушат кожу и не дают нужного скольжения. Для идеального скольжения между кожей и лезвием, должна образоваться пленка, этот эффект как раз дают специализированные гели и пены.
  3. Начинать бритье обязательно со щек . Волоски там мягкие и часто редкие, удалить их там острым станком легко. От щек плавно перейти к подбородку и усам, в последнюю очередь сбрить щетину на шее. Не забывайте, что желательно водить станком только по росту волос, т.е. вниз от подбородка. Так сложнее, но безопаснее!
  4. Не стоит продолжать дело американских индейцев по сниманию скальпа и давить станком на кожу со всей силы. Современные станки повторяют рельеф лица большинства мужчин и быстро справляются со всеми волосками. Дополнительное прикладывание силы зачастую только ухудшает работу бритвы. К тому же наносятся увечья. Если кажется, что станок плохо справляется со своей работой, то возможно правильным решением будет покупка нового. Одноразовые станки лучше всего менять после двух-трех использований. Еще лучше присмотреться к навороченным моделям с дополнительными резинками, рамками и лезвиями. Чем больше лезвий, тем лучше.
  5. После одного-двух движений нужно промывать станок от остатков волос. Это позволит удалять растительность чище, а забитые волосками лезвия не повредят кожу лица. Если они не жесткие, лучше ополаскивать в холодной воде, тогда процесс бритья будет приятнее. В противном случае промывать нужно под горячей струей, чтобы волосы оставались распаренными.
  6. По труднодоступным местам нужно банально пройтись несколько раз с дополнительным нанесением пены. Поможет и натягивание кожи. К примеру, область кадыка для всех является большой проблемой. Лучше наклонить голову в сторону и медленно пройтись по коже на шее. Процесс пройдет без травм и волос не останется. У некоторых возникают проблемы во время удаления усов. Нужно натянуть верхнюю губу на передние зубы и медленно направлять станок под небольшим углом. Тогда процедура пройдет тщательно и безболезненно.
  7. Бритье прошло безопасно, кровавых пятен не осталось − тишь да благодать. Но процедура еще не окончена. Нужно тщательно умыться теплой водой , удостовериться, что не осталось нетронутых участков и нанести специальный лосьон после бритья . Одеколоном лучше не пользоваться, так как он только сушит кожу. После этого нужно умыться холодной водой, чтобы окончательно закрыть поры лица. Совет особенно полезный, если Вы предпочитаете бриться по утрам, перед выходом на грязные пыльные улицы.

Гель для бритья хоть и стоит дороже, но его требуется значительно меньшее количество для одного бритья. Тем самым покупая более дорогой балон - вы экономите в длительном временном интервале.

Первое бритье мальчика

  • щетина – достаточно пройтись машинкой-триммером по всей растительности, подравнивая длину до нескольких миллиметров;
  • якорь – волосы остаются по всей длине подбородка, причем под губой соединяются, оставляя гладко выбритыми щеки. Можно оставить тонкие усы;
  • шкиперская – начинается от висков и тянется до самой челюсти. Современные мужчины делают красивыми зигзагами;
  • ширма – начинается от висков и полностью закрывает подбородок.

Если проводить процедуру в домашних условиях, следует использовать специальный триммер для бороды и следовать простым советам:

  1. Придется ежедневно ухаживать за бородой, чтобы она оставалась равномерной и гладкой;
  2. Помыть волосы с шампунем перед началом процедуры, тогда волосы станут мягкими и податливыми;
  3. Во время стрижки машинку лучше держать под небольшим углом и двигать поперек лица;
  4. Не использовать триммер в районе шеи. Лучше прибегать к помощи обычного станка.

Не пренебрегайте полезными советами о том, как правильно бриться, ни в 14, ни в 50 лет, и ваше лицо всегда будет красиво выглядеть. Нет разницы, гладко оно выбрито, или с аккуратной бородкой. Следите за собой, превратите бритье в приятную привычку и чувствуйте себя настоящим мужчиной.

12 фото: виды стрижек усов и бороды


(9 голосов : 4.44 из 5 )

игумен Виталий (Уткин)

24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.

Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.

Постараемся разобраться с этими вопросами.

Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.

Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.

Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.

Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).

Источником канонов является именно , как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя . Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.

Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.

Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.

Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.

Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.

А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.

Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.

Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?

Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.

Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.

В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.

В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?

И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.

В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».

Соответствует ли это действительности?

Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.

Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.

Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».

Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.

Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).

Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.

Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ().

Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.

Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.

21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».

Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.

Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.

42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».

Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».

Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».

Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».

Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».

И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».

Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».

То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».

И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.

В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.

То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.

Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».

Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».

Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.

Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.

В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.

Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св. . В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.

Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?

Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.

Большой Московский собор 1666-1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666-1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.

В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.

Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.

Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.

В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».

Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.

Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».

Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?

В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.

Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?

Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.

Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!