Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Госпитализм у взрослых. Понятие и проявление госпитализма

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования ______________________________ ______________________________ ______

Кафедра профессионального педагогического образования

«Практикум по возрастной психологии»

Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология

                  Преподаватель:

Журавлева Л.В.

2011

                  Студентка группы 0661 зу

Горева С.В.

                  2011

Великий Новгород

2011

2. Семья как фактор психического развития ребенка.

2.1 Замечено, что в закрытых учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

Это явление называется госпитализм.

Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

Госпитализм - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий впервые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Госпитализм (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Р. Спитс. В 1945 году применительно к детскому госпитализму. Госпитализм чаще всего наблюдался и более изучен у детей, однако он поражает также и взрослых.

Госпитализм у детей

Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, глубокую психическую и физическую отсталость, возникающую вследствие дефицита общения и воспитания. По Р. Спитсу, госпитализм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать и в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

В учреждениях с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы, другие медицинские учреждения) возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоционального проявления со стороны персонала. Эти влияния вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей. При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства (к примеру, расстройство питания и инфекции), но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности.

Признаки госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр.

Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти.

Исследования Р. Спица

Подобное состояние, возникавшие у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х г. XX в. американским психологом Рене Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи. Спиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию З. Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Условия возникновения.

Факты, выявленные Спицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.

1. Явление госпитализм.

2. Недостатка общения с близкими взрослыми, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоционального проявления со стороны персонала, бедный психологический климат,.

3. В условиях семейного воспитания возможно.

www.psychologos.ru/Госпит ализм .

  • Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  • Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  • Анатомо-физиологические особенности (АФО) центральной нервной системы недоношенных детей.
  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей периода «молочных зубов»
  • Антимикробная терапия инфекций мочевой системы у детей
  • В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

    Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

    В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье - тоже проявления госпитализма .

    «Сценарий» формирования госпитализма

    Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно - гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

    В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

    Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

    Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

    Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

    У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

    Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

    При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки:

    позже начинают держать голову - с 2- 5 месяцев,

    позже ползать - с 8-12 месяцев,

    позже начинают садиться самостоятельно - с 9-15 месяцев,

    позже начинают ходить самостоятельно - с 14-24 месяцев.

    Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

    При синдроме госпитализма у детей замедляется психо - речевое развитие:

    гуление - с 2-4 месяцев,

    гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

    лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

    первые слова - с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

    Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно - отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

    У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия: раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

    Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

    При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания: респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

    Признаки синдрома госпитализма:

    задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

    У детеймладшего возрастас синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

    Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам, например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

    Госпитализм

    (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. ) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

    Понятие Г. ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком , пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания . Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков , уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями.

    Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

    Госпитализм

    Синдром патологии детского психического и личностного развития - результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие и пр. Общие признаки госпитализма в возрасте младенческом - потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Он влечет запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы); резкое отставание в речевом развитии; эмоциональную обедненность; склонность к движениям навязчивым (раскачивание тела). В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    Госпитализм Этимология.

    Происходит от лат. hоspitaliers - гостеприимный.

    Автор. Категория.

    Нарушение психического развития.

    Специфика.

    Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная "дефицитом" общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, "холодных" матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания.

    Синоним.

    Дефицит общения.


    Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

    ГОСПИТАЛИЗМ

    (англ. hospitalism ) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Признаки Г.: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

    Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

    Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Госпитализм

       ГОСПИТАЛИЗМ (с. 163) - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

    Подобное состояние, возникавшее у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма ( и сам термин) впервые было дано в 40-х гг. XX в. американским психологом Рене Спитцем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спитц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи. Спитц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию З.Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

    Факты, выявленные Спитцем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что, хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

    Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самыми маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.


    Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

    Смотреть что такое "госпитализм" в других словарях:

      Госпитализм - (от лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком… … Википедия

      Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое… … Психологический словарь Энциклопедия социологии

      госпитализм - а, м. hospitalisme m. <лат. Мед. Психическое растройство вследствие длительного пребывания в больнице. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      Госпитализм - (франц. hospital больница) синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость,… … Психология человека: словарь терминов

      госпитализм - (син. синдром отрыва от дома) ухудшение состояния здоровья (у детей задержка психического развития) под влиянием длительного пребывания в стационарных лечебных учреждениях … Большой медицинский словарь

      госпитализм - м. Психическое расстройство, вызываемое долгим пребыванием в больнице. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Госпитализм - В психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Вконтакте

    Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, больница, санаторий, когда нет потери связи с социумом, существует потеря связи с семей).

    Депривация развивается и при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности, наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

    Эксперимент английского психиатра Джона Боулби с детьми до двух лет и с их матерями оценивал, как реагируют дети на отсутствие матери. Эксперимент выявил три группы детей, демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность, неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера, но не определяют основу восприятия (гендерные различия).

    Возраст ребенка: чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия. Необходимо учитывать существование сенситивных периодов – когда формируется привязанности к матери, по Боулби пик привязанности к матери приходится на полтора года ребенка. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

    В конце 19 и начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма. Первый этап: во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска приводит к гибели ребенка. Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода. Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод: госпитализм связан не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности. Второй этап изучения: в 30-х годах в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками Мелани Кляйн, Анна Фрейд, которые работали с детьми сиротами. Они пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями, формируя братско-сестринские отношения в группе. Явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Но существует явление неогоспитализма, присущее обеспеченным семьям, перепоручение ребенка третьим лицам, в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены, но вероятна задержка в развитии. Так же к внешним условиям можно отнести причины — неполная семья, нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия.

    Эксперименты с детенышами шимпанзе с использованием манекенов в качестве матери, в результате которых был сделан вывод: действительно для развития детеныша важен не факт кормления, а важен факт эмоционального тесного общения. Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие, изоляции от сородичей сразу от рождения на сроки разной длительности: от 1 до 6 месяцев, — чем дольше изоляция, тем интенсивнее проявление последствий. Изоляция в течение 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности. Нарушение социальных форм поведения: невключенность в иерархическую систему сообщества, проявление агрессии даже на особей высших по рангу. Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали,что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация. В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного, с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность. Постепенно, с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать. В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами, росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось, что они их бросали не интересовались, калечили, убивали. Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении, поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали: что ранний возраст сенситивный период формирования материнского поведения, то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве.

    Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка

    • Неблагоприятная обстановка в семье: неполная семья, алкоголизм, наркозависимость, жестокое обращение в семье, низкий социальный статус, психические заболевания.
    • Неправильное воспитание в семье: гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким:
    • доминирующее воспитание, инициатива ребенка задавливается; потворствующая гиперопека, ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека,безнадзорность, педагогическая запущенность, депривация социальных навыков; перфекционизм, ребенок может заслужить одобрение родителей только если тот заслужил поощрение — этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение (при наличии у ребенка сложных заболеваний, нежелательного пола) . В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера.

    – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

    Лечение госпитализма у детей

    Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

    В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

    Прогноз и профилактика

    Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!