Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом. Госпитализм: определение понятия

В статье расскажем о явлении госпитализма : определение, признаки и симптомы, что лежит в его основе, остановимся на понятии «госпитализм у детей». Поводом для статьи стал клинический пример: обращение к эпилептологу для уточнения диагноза эпилепсия у ребенка с аутизмом , как проявления госпитализма .

Слово «госпитализм » изначально происходит от слова «госпиталь », означающее «медицинское учреждение, стационар, больница, благотворительное заведение, богадельня».

Латинское слово, лежащее в основе слова «госпиталь» hospitalis , означает «гостеприимный, дружелюбный, приветливый».

— это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом.

— это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы.

Больше подвержены дети и пожилые люди.

Госпитализм у детей

В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма . Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье — тоже проявления госпитализма .

«Сценарий» формирования госпитализма

Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно — гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

Факторами, приводящими к феномену госпитализма , являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки :

позже начинают держать голову — с 2- 5 месяцев,

позже ползать — с 8-12 месяцев,

позже начинают садиться самостоятельно — с 9-15 месяцев,

позже начинают ходить самостоятельно — с 14-24 месяцев.

Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

При синдроме госпитализма у детей замедляется психо — речевое развитие:

гуление — с 2-4 месяцев,

гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

первые слова — с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно — отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия : раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания : респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

Признаки синдрома госпитализма:

задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

У детеймладшего возраста с синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности : эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам , например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

Госпитализм в психиатрии

В условиях пребывания в психиатрическом стационаре развивается фармакогенный регресс личности – тяжелый вариант госпитализма . Фармакогенный регресс личности формируется быстро и его проявления значительно выражены за счёт применения нейролептической терапии . Такие пациенты мало инициативные, рассеянные, вялые, скованные, медлительные. Они негативны, необщительны; быстро истощаются. У них отсутствует желание учиться и работать, быть выписанными из стационара, они боятся внебольничной жизни.

Вследствие быстрого привыкания к психотропным препаратам, развивается фармакорезистентность (читайте статью: ) ; что вынуждает добавлять новые и увеличивать дозы препаратов.

При снижении высоких доз и отмене полипрагмазии психотропных препаратов у пациента идёт постепенное частичное восстановление интереса к окружающему.

Процесс реабилитации явления госпитализма длительный, возможен в условиях создания благоприятного эмоционального климата с близкими и профессиональной специализированной помощи.

Приведу клинический пример проявления госпитализма.

(Описание клинического примера в статье публикуется с разрешения приёмной мамы)

На прием эпилептолога обратилась мама с ребенком 6 лет.
Жалобы:
Наблюдаются у психиатра с диагнозом: детский аутизм . Ребенок инвалид детства. На ЭЭГ выявлена эпиактивность. Один из знающих специалистов, работающих с аутистами, направил к эпилептологу с целью уточнения диагноза.

Итак, у ребенка расстройство аутистического спектра и эпиактивность по ЭЭГ .

Активно выявляемые жалобы:
Грубое отставание речевого развития — говорит 5 -7 слов, в контакт вступает избирательно, поведение отстраненное. Приступы отрицают . Живет в приемной семье около 1 года. Девочка с рождения GJXNB до 6 лет проживала в детском доме. Анамнез не полный. Гипервозбудима. Гиперактивна, неусидчива. Посещает специализированные реабилитационные центры, отмечает положительный эффект от занятий. Сон спокойный.
Отмечалась задержка темпов моторного развития: известно, что ходит самостоятельно с 1,5 лет.
История заболевания:
С анамнезом ознакомлена со слов приёмной мамы и частично из медицинских документов.
Беременность 3, 36 недель, ОАГА (отягощенный акушерский гинекологический анамнез), соц фактор. Роды 3, самопроизвольные, досрочные. Масса при рождении 2450 грамм, рост 46 см.
Диагноз при рождении: Недоношенность 36 недель. Неонатальная желтуха. Анемия. Дисплазия тазобедренных суставов.
Проводили лечение в психиатрическом стационаре с диагнозом: Детский аутизм . Умственная отсталость умеренная. Последний курс лечения 1 год назад (хлорпротексен в условиях стационара). Далее постепенно отменены психотропные препараты (хлорпротексен), после чего девочка стала активнее.
Оформлена инвалидность у психиатра.
Проживали в другом регионе. Поменяли место жительство с целью получить лучшую возможность для реабилитации ребенка.

Приёмная дочка у мамы вторая, есть и свой биологический сын. Проживают вчетвером: сын, две приёмные дочки и мама. На мой вопрос: «Что мотивировало на то, чтобы взять из детского дома такого тяжелого ребенка?» Мама ответила, что она надеется и сможет её вытянуть, справиться с этими трудностями вместе. А за этот год у них большие успехи.

У девочки есть родной старший брат в подобном психическом и умственном состоянии, проживающий в том же детском доме, в настоящее время взят в другую приёмную семью.

На осмотре:
Во время беседы и сбора анамнеза девочка в контакт вступает избирательно, команды выполняет частично. Гиперактивна: передвигается хаотично по кабинету, берет игрушки, бросает, играет, меняет вид деятельности. Выполняет просьбы мамы охотно, отвечает на её вопросы невнятно. Задержка речевого развития – произносит слова, даже поёт не членораздельно, попытки фразовой речи.

При приближении к ребенку врача во время осмотра негативна, плачет, отталкивает. Осмотру доступна частично.

Череп правильной округлой формы, окружность головы 50 см (норма), безболезненный при перкуссии.
ЧМН: зрачки нормальных размеров, D = S. Глазные щели D = S. Движение глазных яблок в полном объеме, косоглазия нет, нистагма нет, реакция зрачков на свет живая. Лицо симметричное. Голос громкий, звучный. Глотание не нарушено. Язык по средней линии.
Двигательная сфера: Сила мышц достаточная, парезов нет. Мышечный тонус: слегка снижен диффузно.
Сухожильные рефлексы живые, D = S. Патологических рефлексов нет.
Походка не нарушена. Координаторных нарушений нет.

Результаты обследования :

ЭЭГ (10.11.2014 год) — диффузные изменения б/э активности головного мозга с признаками нейрофизиологической незрелости. В момент пробуждения регистрируется эпилептиформная активность в лобно-височных областях справа и слева.

Диагноз: Детский аутизм, сопровождающийся эпиактивностью на ЭЭГ. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.

Отметим, что это и не .
Рекомендации:
1. ЭЭГ (фон + сон) контроль через 3-4 месяца
2. Наблюдение психиатра.
3. Медикаментозная терапия: Пантокальцин 0,5 по 1 таблетке * 3 раза в день внутрь через 15-30 минут после еды 2 месяца.
4. Массаж (щадящий) в домашних условиях, мамой.
5. Логопедические занятия.
6. Продолжить коррекционную педагогическую работу в специализированных реабилитационных центрах.

  1. Осмотр через 3-4 месяца с ЭЭГ.

Итак, из статьи мы узнали об явлении госпитализма — это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Узнали о причинах, этапах развития, проявлениях госпитализма у детей . Выяснили, что госпитализм в психиатрии – это результат применения психотропных препаратов на фоне текущего психического заболевания, в условиях длительного пребывания в стационаре в отрыве от близких.

Рассказали о клиническом случае, когда ребенок с рождения до 6 лет проживал в детском доме и психиатрическом стационаре с проявлениями аутизма. В данном клиническом случае, не смотря на наличие психических нарушений (расстройства аутистического спектра) , сопровождающихся эпиактивностью на ЭЭГ , но при отсутствии эпилептических приступов , данных за активную эпилепсию в настоящее время нет . Ребенку показано проведение контрольных обследований (ЭЭГ), повторных консультаций эпилептолога, но не показан приём противоэпилептических препаратов. Пожелаем маме и её девочке быстрейшего выздоровления.

  • Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  • Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  • Анатомо-физиологические особенности (АФО) центральной нервной системы недоношенных детей.
  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей периода «молочных зубов»
  • Антимикробная терапия инфекций мочевой системы у детей
  • В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

    Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

    В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье - тоже проявления госпитализма .

    «Сценарий» формирования госпитализма

    Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно - гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

    В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

    Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

    Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

    Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

    У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

    Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

    При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки:

    позже начинают держать голову - с 2- 5 месяцев,

    позже ползать - с 8-12 месяцев,

    позже начинают садиться самостоятельно - с 9-15 месяцев,

    позже начинают ходить самостоятельно - с 14-24 месяцев.

    Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

    При синдроме госпитализма у детей замедляется психо - речевое развитие:

    гуление - с 2-4 месяцев,

    гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

    лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

    первые слова - с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

    Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно - отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

    У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия: раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

    Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

    При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания: респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

    Признаки синдрома госпитализма:

    задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

    У детеймладшего возрастас синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

    Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам, например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

    Синдром госпитализма – это весьма интересное явление, которое изучается психологией. В какой-то степени его можно назвать заболеванием, встречающимся как у взрослых, так и у детей, а причиной его становится слишком долгое нахождение людей в больнице.

    Детское заболевание

    Чаще всего феномен госпитализма отмечается у детей, поэтому он более тщательно изучен, чем отклонения такого рода у взрослых. Когда ребенок долгое время живет в детском доме, приюте или находится в больнице, он становится психологически бедным, а его навыки ухода за собой и умение общаться с другими сводятся к минимуму.

    Удивительного в этом ничего нет, поскольку такие дети привыкают к тому, что за ними ухаживает обслуживающий персонал учреждения, а общение их фактически сводится только к тем людям, которые находятся в больнице или интернате. В самых сложных случаях явление госпитализма может сопровождаться нарушением моторики, рахитом и порой даже умственной отсталостью.

    Одним из первых понятие госпитализма начал изучать психолог Р. Спитс. Он ввел это определение для описания детского синдрома у ребятишек, которые живут в домах малютки или приютах. Причинами данного явления он считал:

    • Недостаток витаминов в питании, да и в целом плохой и неразнообразный рацион.
    • Ограниченную численность персонала, общающегося с детьми, которой недостаточно для полноценного их развития.

    Эти факторы, конечно, неблагоприятно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка. Но позже ученый установил, что даже при высоком уровне развития детского учреждения у ребятишек может появляться изучаемый нами синдром. В связи с этим он стал объяснять госпитализм как следствие психоэмоционального одиночества ввиду того, что дети лишены общения с близкими людьми, прежде всего с мамами.

    Изучением госпитализма в психологии стали заниматься и другие ученые. Они пришли к выводу, что это явление может возникать не только в приютах, но и в оздоровительных учреждениях, когда дети проводят там много времени. Этому способствует психологический, а иногда и физиологический дискомфорт больничных условий, который связан подчас с болезненными процедурами. Как правило, дети в таких условиях начинают испытывать страх и закрываются от общения.

    Наиболее опасным является синдром, который возникает в раннем детском возрасте, в результате этого может появиться заторможенность развития: ребятишки поздно начинают ходить, говорить, мало интересуются тем, что происходит в окружающей жизни. Наиболее ярким проявлением эффектов госпитализма служат случаи, когда дети растут среди животных, – приучить их к жизни в нормальных условиях потом бывает очень трудно, и они практически никогда не достигают уровня своих сверстников, живущих в обычных условиях.

    Проявления в раннем возрасте

    Среди самых главных симптомов детского госпитализма можно выделить следующие:

    • Неправильное физическое развитие.
    • Запоздалая способность ходить, говорить, а также нарушение мелкой моторики.
    • Психологическая, мимическая и эмоциональная скудность.
    • Ненужные, постоянно повторяющиеся движения – щелканье пальцами, раскачивание на стуле, качание головой и т.п.
    • Склонность к инфекционным болезням, в основном к простудам, и низкий иммунитет.

    У малышей до года синдром проявляется в том, что они медленно набирают вес и отказываются от еды, много спят и практически не активны, имеют слабый мышечный тонус, не проявляют ответной реакции на голос и другие раздражители. Сегодня ни для кого не секрет, что нормально ребенок может развиваться, только если чувствует родительскую любовь.

    В случае, когда у малыша нет родителей, с ним редко играют, не занимаются физической культурой, не учат правильно двигаться. Некоторые психологи считают, что если у каждого ребенка, который долго находится в больнице или живет в интернате, была бы личная няня, которая могла стать хотя бы на время матерью, о синдроме госпитализма у детей не было бы речи в современном мире.

    Во взрослом периоде

    Современной науке известно, что у взрослых тоже может быть госпитализм. Тому есть масса примеров, а причины возникновения синдрома у взрослых приблизительно такие же, как и у детей. Это прежде всего изолированность от общения с широким кругом людей из-за длительного пребывания в условиях госпиталя, а также недостаток внимания со стороны детей или других близких родственников. Госпитализм часто наблюдается у одиноких пожилых людей.

    Старикам, которые оказываются в больнице, необходима не только забота со стороны медицинского персонала, которая проявляется в основном в виде медицинских манипуляций и элементарного гигиенического ухода, но самое главное, что им нужно, – это любовь. Если они ее получают, то такое явление, как госпитализм, не появится, даже если люди очень долго находятся в больнице.

    У взрослых рассматриваемый нами синдром проявляется в том, что они теряют аппетит, не испытывают ни к чему интереса, часто болеют простудами из-за снижения иммунитета, да и попросту деградируют.

    Что делать

    Чтобы избавиться от синдрома, нужно предпринять ряд определенных действий. Причем лечение отличается у детей и у стариков. Наиболее важно лечить в раннем возрасте, потому что детский синдром более опасен, а избавиться от него не так уж и легко.

    Чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, нужно создать для него хорошие семейные условия. Но и этого порой оказывается недостаточно, поэтому возникает необходимость в психологическом консультировании и сопровождении, а также в расширении круга общения, прежде всего со сверстниками. Это если речь идет о детях из приютов. Когда же проблемная ситуация выявляется в условиях стационара, необходимо обеспечить ребенку постоянные посещения, в идеале мама должна находиться с ним круглые сутки.

    У пациентов старшего возраста нужно в первую очередь устранить симптомы заболевания, из-за которого они находятся в больнице, а по возможности вылечить их. Вторым этапом становится привлечение психотерапевта, а также забота со стороны родных и близких. Автор: Елена Рагозина

    Госпитализм (англ. hospitalism) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания.

    Признаки Госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

    Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери. Явления Госпитализм могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания .

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Госпитализм (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

    Понятие Госпитализм ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью.

    К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т.д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Госпитализм приводит к смерти.

    Явления Г., по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания . Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями.

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    Госпитализм - в психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений). Син.: синдром отрыва от дома.

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Госпитализм - См. реактивной привязанности, расстройство.

    предметная область термина

    ГОСПИТАЛИЗМ У ДЕТЕЙ - синдром, тесно связанный с аналитической депрессией, развивающейся у находящихся в больнице детей, которые разлучены м матерями или лишены домашнего окружения в течение длительного времени. Такие дети вялы, недостаточно активны, истощены и бледны, плохо едят и спят, выглядят несчастными; у них отмечаются приступы лихорадки, и отсутствие навыков сосания. Это расстройство обратимо, если ребенок возвращается к матери или лицу, ее заменяющему; симптомы исчезают через 2-3 нед. Синоним: реактивно возникшее расстройство у детей младшего возраста.

    ГОСПИТАЛИЗМ (HOSPITALISM) - катастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.

    Психиатрические последствия госпитализма впервые были изучены в тридцатые годы, однако первое систематическое исследование патогенетических факторов, обусловливающих этот синдром, принадлежит Шпицу (1945). Он изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.

    В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации. В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств. Так, например, Леон Крейслер (1984) использует понятие внутрисемейный госпитализм для описания ситуации, когда мать не способна эмоционально реагировать на ребенка.

    ГОСПИТАЛИЗМ ДЕТСКИЙ - психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания; часто Г. д. интерпретируют как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери

    – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

    Лечение госпитализма у детей

    Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

    В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

    Прогноз и профилактика

    Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!