Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Гендер для чайников: феминизм в России и в мире. Главные феминистки голливуда

Что значит феминистка? В современном обществе часто это понятие неправильно трактуют, подразумевая под ним женщину, у которой не сложилась личная жизнь, мол, вследствие ненужности противоположному полу она стала грубой и вульгарной «мужененавистницей», даже отъявленной и коварной стервой. На самом деле это мнение ошибочно. Предлагаем вам развенчать устоявшиеся мифы и узнать всю подноготную барышень, которые гордо величают себя феминистками.

Понятие феминизма

Многие исследователи называют этим термином общественное, социальное и политическое движение, активные участники которого добиваются предоставления равных прав и возможных свобод женщинам наравне с мужчинами. В первую очередь такие люди не терпят любую гендерную дискриминацию, а также унижение человека из-за его расовой или религиозной принадлежности, возраста и статуса. Одним словом, они считают, что представители обоих полов могут на одинаковых основаниях, используя доступные методы и возможности, получать образование, работать, водить автомобиль, баллотироваться в президенты и так далее.

Исходя из этого, можно ответить на волнующий вопрос о том, кто такие феминистки. Это женщины, знающие себе цену, которые пытаются преодолеть патриархат и доказать, что они не хуже, чем мужчины. Подчинить волю и полностью подмять под себя представителей противоположного пола они не стремятся. Хотя те барышни, которые исповедуют радикальный феминизм, поддерживают любые способы в борьбе за восстановление гендерного равенства.

Бесправные женщины

Вплоть до XVIII века девушек не только считали представительницами слабого пола, их даже относили к категории второсортных людей. Они не имели права на высказывание собственного мнения: все решения за них сначала принимали родители, в частности отец, потом - муж. Женщину даже не спрашивали, с кем она хочет связать свою жизнь: не успела она родиться, как будущий супруг уже был выбран старшим поколением семьи. Ослушаться - означало опозорить всех домочадцев, обречь себя на осуждение общества и проклятие родственников. Поэтому мало какая барышня могла отважиться на такой отчаянный шаг.

Кто такие феминистки, в те времена не знали. Мужчины даже представить себе не могли, что уже через несколько десятков лет жёны, дочери, сёстры и матери вырвутся из-под их крыла, стремясь к независимости и самостоятельности. Пока же девушки даже не имели права получать образование, распоряжаться имуществом, тратить деньги. В их прерогативе была только одна «почётная» миссия - ублажать благоверного. Они ещё и детей воспитывали. Но если супруг решал, что малышей нужно пороть, жена не могла даже встать на их защиту, поэтому смиренно поддерживала политику главы семьи.

Начало феминизма

Движение зародилось на заре XVIII века в США. Первые феминистки в один прекрасный день проснулись и решили: всё, они сыты по горло половой дискриминацией. «Почему мы обязаны жить по правилам, придуманным мужчинами? Мы тоже люди и хотим полноценно участвовать в жизни общества и государства», - заявили дамочки и ринулись в бой. Их предводительницами на гендерных баррикадах стали Олимпия де Гуж и Мэри Уолстонкрафт, которые неустанно писали трактаты о положении женщин и способах его улучшения.

Понятно, что до равноправия этим первым ласточкам было ещё очень далеко. Даже если открыть журналы XX века, появившиеся аж через 200 лет после зарождения движения, то можно увидеть, что ситуация существенно не изменилась: радикальных реформ не добились феминистки. Фото, публиковавшиеся в печатных изданиях, демонстрировали модные новинки сезона, а статьи пестрили кулинарными советами, учили рукоделию и пропагандировали методы ублажения мужа. Мол, удел барышень - дом, дети и наряды. Пусть этим и занимаются, а не суют нос в такие важные и непонятные для женского ума дела, как бизнес, политика и финансы.

Первая волна

Её охарактеризовать довольно просто. Кто такие феминистки в начале XX столетия? В то время это были женщины, которые активно боролись за политическое равноправие, возможность участвовать в выборах и выставлять собственные кандидатуры. Они апеллировали к либеральным лозунгам: все люди равны перед законом, они наделены одинаковыми правами независимо от половой принадлежности. Барышни пытались урвать и свой кусок пирога: они жаждали власти, возможности стоять у руля экономики страны. Участницы первой волны называли себя суфражистками - людьми, жаждущими заполучить избирательное право.

Движение было настолько мощным и сильным, что мужчины очень скоро не выдержали натиска. Уже в 1920 году была принята поправка к американской Конституции. Она гласила, что пол не может быть препятствием для участия в политической жизни государства, и в выборах в частности. После этого дамочки успокоились: они добились желаемого, а остальные проблемы могут решить женщины, которые буду избраны в политические эшелоны власти их страны.

Второй всплеск активности

Несмотря на временное затишье, движение полностью не угасло. Оно тлело и дожидалось своего звёздного часа, чтоб вспыхнуть с ещё большой яростью и силой. Так и случилось: в 60-е годы прошлого века вновь о себе заявили феминистки. Фото публичных выступлений, тексты произносимых лозунгов красовались на каждом столбе. Женщины, добившись политического равенства, поняли, что остаются всё такими же неравноправными. Угнетение теперь они чувствовали на семейном уровне: мужчина мог прибегнуть к физическому, моральному и сексуальному насилию, и препятствовать они часто не могли в силу своих более слабых физических данных.

Феминистки теперь требовали защиты на государственном и юридическом уровнях от дискриминации в семье. Они также яро критиковали тот факт, что удел большинства барышень - материнство, трактующееся в то время, как отказ от карьеры и полное затворничество в четырёх стенах дома. Они также подняли такие вопросы, как неравная оплата труда и отсутствие вознаграждения за домашнюю работу. К сожалению, многие затронутые проблемы так и остались не решёнными до сегодняшнего дня.

Третья волна

Она берёт начало в 90-х годах XX века. Представительницы движения пытаются применить актуальные философские идеи к гендерным исследованиям: женщины и мужчины - кто такие? Феминистки пробуют нащупать тонкую грань между раздельностью по половому признаку, обсуждают вопрос ролей в семье и обществе. Дискуссия строится на проблеме идентичности. Активистки хотят найти ответы на такие важные вопросы: «Что заставляет нас быть девушкой или парнем?», «Как конструируются и формируются ролевые функции полов?».

В третьей волне особо ярко выделилось движение Riot Grrrl, принципы которого «плясали» вокруг не только свободной, но и наделённой властью женщины: сильной, талантливой, самодостаточной, лидирующей и даже превосходящей мужчину. Именно они ввели в обиход высокие каблуки и агрессивный макияж, которые ещё недавно считались символом угнетения со стороны представителей сильного пола. Теперь же эти вещи стали эмблемой независимости, отсутствия комплексов, страхов и ограничений.

Чего они добились?

Феминистки боролись за свои права, и большинство из них удалось отстоять. Сегодня женщины активно участвуют в политической, экономической и социальной жизни государства, они имеют право на образование, карьерный рост, сами принимают решения, как им воспитывать детей и на что тратить деньги. Но что из этого вышло? Неужели всё так радужно? На первый взгляд вроде бы да. Но если копнуть глубже, видно, что современные феминистки только взяли на себя двойную ношу обязанностей. Ответственность возросла в несколько раз, а свободное время прямо пропорционально уменьшилось.

Да и мужчины начали смотреть на барышень другими глазами. Часто женщины удивляются, почему в 30 лет они одиноки, не замечая, что их самодостаточность просто-напросто отпугивает потенциальных кавалеров. Представители сильного пола по-прежнему жаждут видеть в своих объятьях нежных и беззащитных созданий, которых хочется лелеять и беречь. Поэтому чтобы обрести полное счастье, дамочкам нужно научиться балансировать на тонкой грани: между твёрдостью характера и женственной натурой.

Феминистки нашего времени

Сегодня это женщины, которые пытаются быть материально независимыми от мужчин, строят карьеру и обзаводятся потомством только тогда, когда становятся финансово обеспеченными. Таких дамочек особенно много в шоу-бизнесе и политике. Знаменитые феминистки всё так же на публичном уровне отстаивают равноправие полов, при этом дома пытаются быть обычными слабыми женщинами. Например, певица Бейонсе, танцовщица Дита фон Тиз, актрисы Натали Портман и Анджелина Джоли.

В России феминизм не настолько развит, как в США и странах Европы. Есть даже такое выражение: на Западе женщину освободили стиральная машина и контрацептивы, на Востоке поработили трудовая книжка и Великая Отечественная война. И это действительно так. Современная русская девушка взвалила на свои нежные плечи не только заботу о доме, но и о финансовом обеспечении семьи, бюджете, мужском поведении...

Социологи говорят: это уже не феминизм, а чистой воды эксплуатация труда, рабство. Если мы боролись за равноправие, то пусть эти самые права и будут одинаковы для всех, вместе с обязанностями. Мужчина должен быть партнёром по жизни, а не тираном или бездельником - две крайности, с которыми так часто сталкиваются дамы в наши дни.

Феминизм - это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

Начало этого движения мы относим к концу XVIII века, когда во время Французской революции был впервые поставлен вопрос о равных гражданских правах мужчин и женщин. Но только в середине XIX века начинается собственно организованное движение женщин Европы и Соединенных Штатов за свое равноправие. Это и было начало первой волны феминизма . Движение это получило название суфражизма , от английского слова suffrage - «право голоса». Суфражисткам потребовалось 70 лет упорной борьбы, прежде чем в 20-е годы XX века в большинстве стран мира женщины получили избирательные права.

Российские женщины, которые тоже участвовали в этом движении, получили их несколько раньше - после Февральской революции 1917 года. А вот француженкам и итальянкам пришлось ждать еще 25 лет. Только во второй половине 40-х годов они смогли прийти на избирательный участок. Одновременно с этим требованием феминистки первого этапа требовали допустить женщин в высшие учебные заведения. И добились этого к началу XX века. Это тоже было нелегко. Потому что противники эмансипации были твердо убеждены, что высшее образование, как и избирательное право, вредно для женщин. Поскольку оно отвлекает их от выполнения их единственной природной функции - «быть матерью». Поэтому первая волна феминизма заканчивается победой в 20-е годы XX века. И движение идет на спад.

Но через 40 лет начинается вторая, более мощная, волна феминизма , когда уже не тысячи, а сотни тысяч женщин приняли участие в борьбе. Они осознали, что юридического равенства недостаточно. Необходимо бороться против всей системы патриархата, за реальное равноправие. Исследователи выделяют в этом крыле, в этой второй волне, два течения: либеральное и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы. Прежде всего, за принятие новых законов, запрещающих дискриминацию. Ведь в начале 60-х годов замужние женщины западных стран должны были получить письменное разрешение от мужа при поступлении на работу, при открытии счета в банке, при аренде жилья. И в Гарварде, в одном из самых престижных университетов Соединенных Штатов, еще в начале 70-х годов не было ни одной женщины-профессора. В 1963 году американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности» , где развенчивает основной миф того времени - миф о счастливой домохозяйке. Она показывает, что замкнутые, как она писала, в уютном концлагере своей семьи женщины страдают от невозможности реализовать свои способности. Они вынуждены подавлять свои интеллектуальные возможности во имя канона подлинной женственности. Эта книга оказала влияние на умонастроение миллионов женщин, стала мировым бестселлером, а сама Фридан стала лидером женского движения, возглавив организацию, в которой вначале было 300 активисток, а через 10 лет их стало уже 250 тысяч.

Либеральные феминистки использовали традиционные методы давления на власть. Они организовывали массовые марши протеста, демонстрации, петиции политикам. Лоббировали новые законы и убеждали избирателей голосовать только за тех политиков, которые разделяют идею равноправия. Но в этот период формируется и радикальное крыло , которое составили студентки, активистки молодежных движений, имевших место в 60-е годы во всех странах. Они понимают, что только одними законами невозможно изменить патриархальную систему. Нужно менять общественное сознание. Нужно отказываться от гендерных стереотипов и менять сознание самих женщин. Поэтому они начинают создавать группы роста самосознания, в которых сами сначала обсуждают свои личные переживания, личный опыт, опыт взаимоотношений в семье и приходят к выводу, что их личный опыт имеет универсальные корни. Это корни зависимости и угнетения. Поэтому их лозунгом становится «Личное - это политическое» . Для этого крыла феминизма очень важной оказалась книга, написанная еще в 1949 году. Известная французская писательница и философ Симона де Бовуар назвала свою книгу «Второй пол» . В этом труде на основе изучения фольклора, мифологии, философии и психологии она приходит к выводу о том, как на протяжении столетий формировалось представление о вторичности женщин в обществе и культуре. И женщины сами принимают на себя эту вторичную роль, роль второго пола, значимого только по отношению к мужчине. Поэтому феминистки радикального крыла от собственно групп самосознания переходят к активным действиям. В отличие от либералок, они не используют только публичные акции и демонстрации, марши протеста. Они пытаются расшатать культурные нормы. Они прибегают специально к провокативным театрализованным действиям. Самой знаменитой стала акция во время конкурса красоты «Мисс Америка» , когда за пределами здания, где проходил конкурс, они короновали овцу, а в ящик «женской свободы» побросали предметы женского туалета, глянцевые журналы и косметику. То есть те символические предметы, которые закрепощают женщину и создают ложные и нереальные образы красоты. Радикальные феминистки сделали основной упор на создании автономных женских организаций, кризисных центров.

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение - идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение - женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство - это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, - это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, - это проблема бедности. 70% самых бедных людей - это женщины. Вторая проблема - высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема - образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Феминистки поддерживают эти усилия во всех странах. К видам насилия Генеральная ассамблея и комитет ООН, занимающийся правами женщин, относят и те виды насилия, которые оправдываются соблюдением традиционных норм. Это принудительные браки, детские браки. Несколько лет назад ООН начала мощную кампанию, которую поддерживают феминистки: «Девочки - не невесты!» Еще более тяжелой проблемой являются так называемые убийства чести. Когда женщин убивают во имя сохранения чести рода и семьи, только за то, что мусульманская женщина, скажем, выходит замуж за христианина.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

2000-е годы стали известны в России наступлением консервативной реакции и религиозного фундаментализма на уже завоеванные права женщин. Самой известной кампанией феминисток стала публичная акция 2011 года, когда они боролись против попыток запрета права женщин на безопасный медицинский аборт. Их публичные акции и демонстрации под лозунгом «Свободное материнство», участие в публичных слушаниях в Государственной думе привели к тому, что попытки консерваторов оказались безуспешными.

Вторым важным направлением борьбы российских феминисток становится борьба с сексистскими предрассудками в российском обществе. Они учредили премию «Сексист года». Номинантами на эту премию были многие известные публичные деятели, и мужчины, и женщины, кстати. Потому что часть женщин разделяет сексистское отношение к себе, считая, что у женщин есть некое природное предназначение и они не должны претендовать на те роли, которые не одобряет консервативная система.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина


Слово «феминизм» до сих пор воспринимается большинством настороженно. В массовом сознании феминистка – это женщина, которая презирает косметику, отказывается от депиляции и, конечно же, против чего-то все время протестует. «Апрель» выяснил, чего хотели и хотят самые известные феминистки мира.

Эбигейл Смит Адамс
Год рождения: 1744-1818
Кто: одна из первых феминисток США, супруга президента Джона Адамса

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Симона де Бовуар
Год рождения: 1908-1986
Кто: французская писательница, идеолог феминистского движения. Подруга философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра

«Никто не относится к женщинам столь надменно - агрессивно или презрительно, - как мужчина, опасающийся за свою мужественность. Те, кто не робеет среди себе подобных, скорее расположены признать себе подобной и женщину… В глубине души мужчине нужно, чтобы борьба полов оставалась для него игрой, тогда как женщина ставит на карту свою судьбу».

Ульрика Майнхоф
Год рождения: 1934-1976
Кто: журналистка и педагог из Западной Германии. Лидер и идеолог террористической организации «Фракция Красной Армии». По официальной версии, покончила с собой в тюремной камере

«Были приложены исключительные усилия, чтобы доказать, что женщина по сути своей предназначена исключительно для материнства, что якобы это ее, женщины, высшее назначение, а также смысл ее жизни, ее жизненная суть. Женщины находятся в тисках, в тисках между работой и семьей, точнее сказать, детьми – имеющимися, ожидаемыми, имевшимися».

Мэрилин Фрай
Год рождения: 1941
Кто: профессор философии Мичиганского и Корнельского университетов, теоретик феминизма. Открытая лесбиянка

«Это безусловная привилегия хозяина – войти в лачугу рабыни, когда ему этого захочется. Если рабыня решила не пустить хозяина в лачугу, то это равнозначно отказу быть рабыней. Женщины могут знать свои собственные тела и желания, интерпретировать свои эротические токи, создавать и выбирать окружение, поощряющее выбранные перемены; наш феминизм заявляет, что женский эротизм, независимый от мужчин и маскулинности, возможен и может быть предметом выбора».

Валери Соланас
Год рождения: 1936-1988
Кто: американская радикальная феминистка, автор «Манифеста Общества полного уничтожения мужчин». В 1968 году совершила покушение на художника Энди Уорхола

«Поскольку жизнь в этом обществе, в лучшем случае, абсолютная тоска, и ни одна сфера общества не имеет отношения к женщинам, то им, сознательным гражданкам, ответственным, жаждущим приключений женщинам остается только свергнуть правительства, разрушить денежную систему, внедрить полную автоматизацию и уничтожить мужской пол»

Анджела Дэвис
Год рождения: 1944
Кто: американская правозащитница, борец за права заключенных, член ЦК Коммунистической партии США. В 70-е годы прошлого века была связана с радикальным движением «Черные пантеры». В данный момент - профессор истории развития разума и феминистских исследований Калифорнийского университета

«Чтобы понять, как функционирует любое общество, вы должны понять отношения между мужчинами и женщинами… Cистема подавления личности не побеждена. Мир остается несвободным, несмотря на кажущуюся свободу. Идет тотальная слежка за людьми, невинные все еще в тюрьмах. И все равно, надежда есть. Главное – не дать тюрьме поселиться в собственном сердце».

Мария Арбатова
Год рождения: 1957
Кто: писательница, телеведущая, одна из самых активных представительниц феминистского движения в РФ. Автор нескольких десятков книг, пьес и киносценариев

«Мужчина придумал и создал гинекологию как науку и индустрию в мужском государстве. До этого она была искусством. Мужчина начертил и построил кресло, в котором комфортно чувствуешь себя только под наркозом. Мужчина поработил тебя логикой расплаты за твою беременность в одиночестве, его противозачаточные модели привели к тому, что убийцей становишься ты, и только ты. И все это он сделал, потому что он маленький, слабый и должен держать тебя в своей власти обманом».

Анжелина Джоли
Год рождения: 1975
Кто: актриса, режиссер, посол доброй воли ООН. Супруга голливудского актера Брэда Питта, мать шестерых детей

«Я не считаю, что должна подчиняться мужчине. Проблема женщины в том, что выходя замуж, она позволяет мужчине превратить себя в его собственность и рабыню. Это изначально неправильная позиция. Между мужем и женой все обязанности должны делиться поровну. Женщина тоже должна иметь свободу, будучи в браке».

Натали Портман
Год рождения: 1981
Кто: актриса

«Я хочу, чтобы нам позволили быть слабыми и сильными, счастливыми и грустными – собственно, обычными людьми. В Голливуде создали феминистическую историю: женщина всех и всегда побеждает. Но это не феминистка. Это мачо».

Бейонсе
Год рождения: 1981
Кто: R’n’B-певица, продюсер и модель, супруга популярного рэпера Jay-Z

«Я считаю себя современной феминисткой. Да, я за равноправие полов, я верю в равенство и в то, что у нас есть множество возможностей. Но при этом я просто женщина, и мне нравится быть просто женщиной».

Дмитрий Ковальчук

Феминистское движение - это такое явление, которое можно разглядывать по меньшей мере с двух сторон. С одной стороны, это политическое движение, которое заключается в борьбе женщин за равноправие. Данный нюанс нередко ассоциируется с традиционным феминизмом, в том числе с движением суфражисток, требовавших предоставить дамам право голоса на выборах. В наше время кажется, что такие трудности остались позади, но в начале XX века девушки не имели избирательных прав фактически нигде в мире. В итоге побед ранних феминисток мы смогли с радостью об этом забыть. Так кто же такие феминисты и какая идеология феминизма?

Понятие «феминизм» берёт своё начало в XIX столетии. В публицистической литературе данной эпохи под ним подразумевается совокупность свойств, присущих женщинам . Так же как есть специальные мужские черты - мужественность, существует и феминность, другими словами - «феминизм».

Уже в конце XIX века в контексте суфражистского движения возникает слово «феминистка», вначале французское, которым именуют активисток дамского движения. В итоге к началу XX века значение термина постепенно приобретает изменения. На протяжении последних ста лет под феминистами мы уже точно понимаем представительниц женского пола, которые ведут борьбу за свои права . При этом права эти могут пониматься по-всякому, и борьба не постоянно заключается в требованиях официального политического равенства.

История феминизма

Идеи, которые были близки к современному феминизму, впервые были замечены в западной культуре ещё во времена Античности. В книжке «Страны» Платона , которая была пятой по счёту, к примеру, утверждается, что нет никаких препятствий для того, чтоб дама была правителем. Если девушка довольно разумна и одарена, то она обязана владеть теми же правами, что и самые разумные и профессиональные представители мужского пола. Проявления феминизма можно отыскать и в Средние века, а также в эпоху Возрождения.

Первой представительницей феминистского движения принято считать англичанку Мэри Уолстонкрафт , которая жила в конце XVIII века. В труде «Защита прав женщин» она ставит вопросы, которые связаны с судьбой дамы: чем женщина отличается от мужчины, насколько справедливы обвинения девушек из-за недостатка их ума, как на роль девушки оказывает влияние материнство и домашний труд. Основной девиз Уолстонкрафт, который вызвал скандал, заключается в том, что дама может без помощи других распоряжаться собственной жизнью.

Немного в тени от Уолстонкрафт находится её соотечественница по имени Мэри Эстел , которая была поклонницей рациональной философии Декарта, что не делала различия между женским и мужским полом. Уолстонкрафт аналогично находится под воздействием Руссо и полемизирует с ним. Во время чтения этих давних текстов карикатурный образ феминисток пропадает: они дают разностороннюю, нередко ироничную и порой неожиданную аргументацию. К примеру, Эстел в качестве вероятной альтернативы замужеству и переходу девушки «во власть мужчины» предлагала создание дамских «светских монастырей».

Среди первых феминистов точно был один мужчина по имени Джон Стюарт Милль , который являлся классиком либеральной философии. В 1869 году он предал гласности трактат «Подчинённость дамы» в защиту прав женщин. Большая часть мужчин была настроена категорически против феминизма. Частично они просто не могли осознать, чего желают эти девушки.

Некий автор-мужчина сделал даже заявление в качестве ответа на публикацию труда Уолстонкрафт, что требовать защиты прав девушек настолько же несуразно, как требовать защиты прав домашних питомцев. В качестве ответа на движение суфражисток было сформулировано и «традиционное опровержение» : феминистками будто стают лишь чрезвычайно безобразные дамы, которые не могут надеяться на то, чтобы найти для себя достойного супруга.

Первая волна феминизма

Определить первую волну феминизма легче всего. Это борьба дам за равноправие в политике , а также за возможность избирать и выступать в качестве кандидата на голосовании. Первые представительницы феминизма апеллировали к либеральным девизам: люди владеют равными правами, и это не зависит от пола.

Суфражистки были чрезвычайно большим и сильным движением общественной политики в Англии и США: дамы слились и достигли своей цели. 1920 год вошёл в историю тем, что в США была рассмотрена и принята 19-я поправка к Конституции . В соответствии с данной поправкой пол не может являться препятствием для ограничения на участие в политической сфере жизни, а также на участие в голосовании.

После чего почти всем казалось, что феминизм завершился, так как начальной главной цели дамы достигли, а остальные трудности способны разрешить политики, которые были избраны женщинами на голосовании.

Данная волна феминизма зародилась в 60-е годы XX столетия и является уже более трудным явлением. Подавление тут уже не сводится к запрету дамам принимать участие в политической сфере жизни. Стало известно, что политическое равенство допускает подавления в семье , подавления на рабочем месте.

Главный текст той эпохи - это труд Симоны де Б​овуар «Второй пол» . Представительницы феминизма второй волны критикуют представление о том, что главное назначение девушки - это исключительно материнство, которое понимается как затворничество и отрешение от карьеры, уход за домом.

Феминистки позволили себе опровергнуть тезис о том, что девушки не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за границами этого «женского мира». О том, что будто бы мужчина - природный экстраверт, а дама - природный интроверт, и данное социальное разделение труда предопределено навечно определёнными естественными правилами.

Перечень тем, ассоциируемых с феминизмом , в это время очень расширяется. Теперь это:

Всё это начинает осознаваться как социальная проблема. В общем, идёт речь о проблематизации женской фигуры в культуре.

Данная волна не достигла реализации собственных задач в полном объёме, трудности, о которых говорили представительницы феминизма 60-х годов, существуют и в нынешнем мире. Однако в период второй волны случилась реальная социальная революция: девушки в западных странах массово начинают обосновываться на рынке труда. В свою очередь, это приводит к очень резкому росту материального положения общества, а также к совсем новому представлению о настоящей гендерной политике.

Эта волна феминистского движения приходится на 90-е годы XX столетия. Она характеризуется попыткой применить к гендерным исследованиям соответствующие моменту философские идеи, сначала концепцию постструктурализма и вдобавок постколониальную теорию. Обсуждение проблемы тут строится в главном около понятия равенства. В общем, на данном шаге уже достаточно тяжело разговаривать о некой теоретической целостности замыслов феминизма.

Главная цель для представительниц феминистского движения третьей волны - это понимание, что, по сути,проблема не сводится к тому, что существуют мужчины и женщины. Проблема сводится к попытке осознать, как конкретно эти половые роли, женская и мужская, проектируются , каким образом мы становимся женщинами и мужчинами. Что принуждает нас быть мужчиной либо женщиной? Тут же возникает вопрос про то, что могут существовать и иные половые роли. Занимается исследованием огромного количества гендерных идентичностей квир-теория.

В данной волне в особенности обращает на себя внимание движение Riot Grrrl , которое сконструировано вокруг эстетики не лишь освобождённой, однако и располагавшей властью женщины, которая способна быть самодостаточной, профессиональной, лидирующей в социальной области жизни - и в данном смысле превосходствующей над мужчинами. Riot Grrrl сообщили, что бюстгальтер с эффектом «пуш-ап» не противоречит наличию мозгов, возвратили в обиход брутальный мейкап и высочайшие каблуки, которые ещё не так давно числились традиционным символом подавления со стороны мужчины.

В итоге можно кратко сказать, что феминизм этой волны стремится к свободе также от тех ограничений, которые были навязаны ранними феминистами.

Разновидности феминизма

Выделяют три вида феминизма:

Под либеральным феминизмом подразумевается то, что феминизм - это прежде всего история о равенстве прав женщин и мужчин. С того момента когда мы можем гарантировать официальное и обстоятельное равенство прав, можно начинать думать, что так же как в своё время был решён вопрос с расизмом, теперь решена проблема и гендерного неравенства.

Либеральный вид феминистского движения - это мейнстрим и на западе огромные политические партии нацелены конкретно на него. Западная политкорректность в отношении девушек - это также продукт либерализма.

Второй вид феминизма - это марксистский . Марксистское феминистическое движение подразумевает, что подавление дам - это частный вариант капиталистического и классового подавления. Иначе говоря, в экономике присутствует эксплуатация наёмных тружеников, и девушки - это один вид людей из тех, что используется. Так же, как в XIX веке и позднее, использовали рабочих, так и дам принуждают работать на особей мужского пола.

Марксистский феминизм увлекателен тем, что в качестве собственной центральной темы вводит дилемму бесплатной домашней работы. Существуют среди марксистов учёные, утверждающие, что база мировой экономики - это работа и труд домохозяек, который абсолютно не оценивается, но при всём этом совершает главный вклад в наше благополучие.

Необходимо помнить, что в марксистский феминизм большой вклад привнесла Россия. Правительство большевиков с начала 20-х годов получило звание самого прогрессивного современного правительства во всём мире исходя из убеждений гендерного равенства:

  • Существовало официальное политическое равенство, а также избирательное равенство.
  • Девушек учили грамоте.
  • Пытались освободить от «кухонного рабства» путём открытия централизованных пролетарских харчевней.

Были совершены и такие ходы, которые были недопустимыми для Западной Европы в то время. А именно был декриминализован аборт. Александра Коллонтай была самой популярной защитницей женских прав в числе большевиков. По окончании первых годов русской власти отношение к дамам постепенно становится более консервативным. Однако до правления Сталина Россия считалась современной передовой феминистской страной.

- это третий тип феминистических теорий, подразумевает, что всего этого недостаточно, так как мужчины при любом варианте остаются заинтересованными в сбережении режима патриархата. В этом случае патриархат - это особый термин, который указывает на принцип политического, социального и финансового преобладания представителей мужского пола. В данном режиме мужчина является добытчиком, он тот, кто делает, а дама - та, кто ожидает, девушка - бесплатная прислуга как бытовая, так и сексуальная.

Рассматривая радикальный феминизм, мы видим теорию, предполагающую, что, по сути, все старые определения политической философии были выдуманы мужчинами, они не схватывают самого важного. Что трудность не в использовании, не в наличии классов, не в буржуазии, не в стране, трудность состоит в том, что присутствует режим патриархального правления и частным вариантом подавления является подавление одних мужчин иными, тогда как базовым институтом подавления является конкретно гендерное.

Сила и сразу слабость радикального феминизма состоит в том, что в некотором роде слова представительницы феминизма выступают против не только разных отсталых форм общественного устройства, однако и против сегодняшней либеральной демократии по типу западной.

Из бессчётных замыслов радикального феминизма следует сказать о «лесбийском сепаратизме» . Он заключается в том, что дамы вообще не должны вступать в половые отношения с мужчинами, так как каждый вид сексуальных отношений с мужчиной тем или иным образом становится продолжением многолетней традиции подавления. Ритуалы романтичной влюблённости, к примеру, - просто форма покупки женского тела и контроля над чувствами женщины.

Еще каких-то 200 лет назад многие вещи, которые мы сейчас понимаем как нечто само собой разумеющееся, были недоступны для женщин. Право голосовать, работать и получать одинаковую с мужчинами зарплату, даже право на контрацепцию – за это женщинам приходилось бороться. На переднем крае этой борьбы стояли первые феминистки, которые подчас ценой своей жизни пытались изменить существующий порядок вещей.

Эбигейл Смит Адамс: «Любой мужчина станет тираном, если ему это позволить»

Эбигейл Адамс, жена второго и мать шестого президентов США, остро ощущала несправедливое положение женщин в своей стране. В силу строго пуританского воспитания она не вела громкую общественную работу. Однако особый статус первой леди позволял ей исподволь оказывать влияние на мужа.

В 1776 году, когда вовсю шла подготовка Декларации независимости, она написала супругу письмо, в котором высказывала весьма смелые мысли.

«Не давайте неограниченной власти в руки мужей. Помните, любой мужчина станет тираном, если ему это позволить. Если же к леди не будет проявлено особой заботы и внимания, то мы готовы поднять восстание против законов, которые не дают нам ни права голоса, ни представительства», – пригрозила Эбигейл мужу.

Несмотря на то что тогда эта угроза только рассмешила Джона Адамса, постепенно он стал разделять мысли своей жены. В частности, президент скоро понял, что нужно менять существующую систему образования, в которой женщинам нет места.

Олимпия де Гуж: «Женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна иметь право всходить на трибуну»

Фото: Alexandre Kucharski/wikipedia.org

Олимпия де Гуж (настоящее имя Мари Гуз) – одна из ключевых фигур в истории феминизма. Она вращалась в революционных кругах, отстаивала идеи аболиционизма и права женщин. Ее перу принадлежит «Декларация прав женщины и гражданки» – программное сочинение, в котором Олимпия требовала для женщин права на развод, отмены церковного брака и замены его гражданским, отстаивала права незаконнорожденных детей и т. п.

Во многом документ был иронической пародией на принятую в ходе Великой Французской революции «Декларацию прав человека и гражданина»: Олимпия считала, что революция ни на йоту не изменила угнетенное положение женщин.

К несчастью, публикация «Декларации» и ряда других сочинений повлекли за собой обвинение в измене. Олимпия де Гуж была казнена в 1793 году. Ее высказывание стало в какой-то степени пророческим: «Женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну».

Соджорнер Трут: «Разве я не женщина?»

Настоящее имя первой чернокожей женщины, которая выиграла суд у белого мужчины, – Изабелла Баумфри. До 29 лет она испытала на себе все ужасы рабства: в девятилетнем возрасте девочку продали как «довесок» к стаду овец, она терпела сексуальное насилие и побои от своего хозяина, ее возлюбленного убили за романтическую связь с ней. Только в 1826 году Изабелла смогла обрести свободу, но ее дети оставались рабами. Ее пятилетний сын был незаконно продан в штат, где рабство еще не было отменено. Только с помощью суда Изабелла смогла вернуть ребенка.

В 1843 году Изабелла взяла себе имя Соджорнер Трут. Она путешествовала по стране, проповедуя идеи аболиционизма, равноправия полов, религиозной толерантности. На Конвенции по правам женщин Соджорнер произнесла свою знаменитую речь «Разве я не женщина?». Широко известна цитата из этого выступления: «Откуда взялся ваш Христос? От Бога и от женщины! Мужчина к Нему отношения не имел».

Мария Трубникова: «Великое дело нельзя делать злым путем»

Начало женского феминистского движения в России связывают с именем Марии Трубниковой. Именно благодаря ей женщины дореволюционной России получили возможность получать высшее образование.

Мария Трубникова бросила вызов предрассудкам, ограничивавшим свободу женщины. Она одна из первых позволила себе надеть брюки. По некоторым данным, именно Мария стала прототипом героини романа «Что делать?».

Вместе с соратницами Трубникова организовала Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, чтобы женщины, брошенные на произвол судьбы, могли снять приличное и недорогое жилье. При обществе открывались мастерские, где женщины могли работать.

С 1867 года Мария Трубникова начинает целенаправленную работу по открытию Высших женских курсов. Несмотря на знакомства и поддержку в высшем свете, идеи первой русской феминистки воплотилась в жизнь только спустя 11 лет – первое высшее учебное заведение для женщин открылось в 1878 году.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!