Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Формы организации труда детей в дошкольных учрежде­ниях. Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах : в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности .

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

· возрастных и психофизиологических возможностей детей;

· уровня трудового опыта детей;

· конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

Трудовые поручения ― наиболее простая форма организации труда детей.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания , которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить ― значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребёнок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенност и: они всегда исходят от взрослого , в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача . Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми . В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений , отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже ― коллективные, маленьким подгруппам ― двум-трем детям).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты , содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.). Дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.

Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить.

По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание . Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное бельё, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность её и т.п.).

Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Воспитатель теперь имеет возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело. Таким образом, в труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда , в которых у детей недостаточно развиты умения , или тогда, когда их обучают новым умениям . Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается), т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер . Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками.

Дежурства ― форма организации труда детей, которая предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, чтоспособствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия . Начиная с 3 лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой . Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие : помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами.



Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле - на этих. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И, наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

Руководя детьми, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создается эмоционально-положительное отношение к нему , объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребенка проявить самостоятельность . Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра ― другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все и будут помогать няне». Основное внимание воспитатель уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела .

В средней группе , если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь ― октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, можно подвести их к дежурству на занятии . Дежурства по подготовке к занятиям вводятся во второй половине года . Необходимость таких дежурств воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятию.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. В старшей группе у дежурных по подготовке к занятиям тоже достаточный объем труда , хотя в зависимости от вида занятий его содержание может значительно меняться. Нередко возникает необходимость предлагать дежурным выполнять работу не непосредственно перед занятием, а заранее . Например, если назавтра планируется занятие по аппликации, то накануне (после дневного сна) можно нарезать и разложить по конвертам или тарелочкам необходимые формы из цветной бумаги, так как в день занятия после завтрака выполнить такой объем работы будет невозможно.

Важно сформировать у детей представление о том, что дежурный должен заранее беспокоиться о подготовке групповой комнаты к занятию , что своевременное начало занятия во многом зависит от их четкой работы. Иногда работа дежурных может переноситьсяи на вторую половину дня : вымыть розетки и кисти после занятия по рисованию. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты . Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день : рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих.

Общий, совместный, коллективный труд – это форма организации труда детей которая способствует решению задач нравственного воспитания, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т.д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. Р. С. Буре предлагает при такой форме организации распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединении детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд общий и совместный. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей.

В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей : уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня. Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимости разделения их на несколько групп и даёт каждой из них определённое задание. Необходимо позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп . С этой целью воспитатель разъясняет: «Дети, вы должны и кукол переодеть, и бельё постирать. Договоритесь, кто будет снимать с кукол платья, и надевать чистые, а кто – стирать. Тогда вам удобно будет работать, не будете мешать друг другу, и дело выполните скорее». При необходимости он помогает дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними. Распределив работу, педагог руководит её организацией : подсказывает, что к стеллажу надо придвинуть стол, чтобы складывать на него игрушки, что на другой стол следует постелить клеёнку, так как здесь будут стирать, проверяет, всё ли оборудование налицо и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завёрнуты ли рукава, надеты ли фартучки).

В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений , складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы , подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации («Наташа очень хорошо стирает, но у неё оказалось больше дела, чем у других. Пойди, помоги ей». По окончании работы педагог подчёркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалить тех, кто рудился добросовестно. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам

Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в не­делю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - уберем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность. Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социальной. Например:

сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе малышам и всему детскому саду;

октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: размещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление помещения группы, изготовление подарков для гостей;

ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Организация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родителями подготовка праздничного угощения, организация выставки рисунков, изготовление поделок;

декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных украшений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;

январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изготовление цветного льда, помощь в том же малышам.

Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекательную для детей цель, для реализации которой наряду с дру­гой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подхо­дит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе при­обретает для них эмоциональную значимость и смысл.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не исключает ни другого содержания, ни иных форм организации. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.

Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду много внимания уделяется трудовому воспитанию. Как организовывается деятельность малышей, какие основные отличия трудового процесса в разных возрастных группах?

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

Трудовое воспитание в детском саду. Цели и задачи

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

  • укрепить физические качества;
  • развить умственные способности;
  • повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
  • развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Виды и условия организации труда детей

Выделяют несколько видов трудовой деятельности. Что представляет собой каждый из них? Какие нюансы стоит учитывать?

Хозяйственно-бытовой

К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Это:

  • протирание пыли.
  • стирка.
  • мытье предметов, посуды и т. п.

Основная деятельность – помощь взрослым. Ребенку можно поручить задание в соответствии с возрастом. Малыша можно попросить:

  • убрать свои игрушки;
  • сложить книги;
  • подготовить стол к занятиям;
  • убрать после обеда посуду со стола;
  • помыть мебель и т. д.

Гигиенические навыки

С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.

Чему должен научиться каждый малыш:

  1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
  2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
  3. Причесываться.
  4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
  5. Своевременно пользоваться туалетом.
  6. Следить за своей чистотой во время еды.
  7. Следить за порядком вокруг себя.

Игры

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

  1. В сюжетно-ролевой игре : покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
  2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. С помощью дидактических игр:
  • «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения;
  • «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
  • «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия;
  • «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.


Занятия на участке в летний период

Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:

  • вынести игрушки на игровую площадку;
  • помогать взрослым в облагораживании территории;
  • убирать мусор (веточки, бумажки);
  • поливать песок, цветы;
  • высаживать семена;
  • ухаживать за животными в природе.

Педагог должен знать основные методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группе.

На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.

Младшая группа (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.

Основные нюансы:

  1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер , требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
  2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
  3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
  4. Ребенку 3-4 лет интересно следить за работой взрослых . Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.

Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить расставить тарелки или развесить полотенца.

В младшей группе поручения носят индивидуальный характер, с коллективными заданиями лучше повременить.

Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания ребенка 3-4 лет:

  • показ действия на личном примере, объяснения;
  • наблюдения;
  • игровой процесс (ручной труд, упражнения);
  • чтение литературных произведений «Мойдодыр» и т. п.

Средняя группа (4-5 лет)

В 4 года ребенок может справиться со стиркой одежды для кукол, подметать дорожки. Задания усложняются, к отдельным действиям добавляются детали самоорганизации.

Дети среднего дошкольного возраста дежурят в столовой, а после появления навыков в таком виде деятельности можно поручить уход за уголком природы и подготовку к занятиям.

Методы:

  • поощрения желания помочь;
  • игры (конструирование, аппликация, сюжетно-ролевые игры);
  • наглядные пособия «Украшение помещений», «Как дежурить»;
  • беседы.

Старшая группа (5-7 лет)

В старшей группе используют коллективные поручения, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности.

Важный момент – организовать все необходимое:

  • подготовить фартуки, щетки;
  • лопатки, лейки;
  • молоточки;
  • корм для животных.

Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядной, что позволит получить эстетическое удовольствие от труда. Воспитателю стоит продумать, как организовать пространство, чтобы было удобно пользоваться каждым предметом. Нужно следить за временем занятий, чтобы не переутомить детей.

Игра остается основным видом деятельности, но ребенок уже с удовольствием поможет взрослому (например, сменить постельное белье, убрать опавшие листья).

Воспитатели готовят проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, актуальности каждой из них. Цель – вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.

Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

Видео: Трудовое развитие в ДОУ

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

1.5. Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Формы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудовой деятельности: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Отличие трудовой деятельности взрослых и детей

Трудовая деятельность людей в обществе всегда направлена на создание материальных и духовных ценностей. Трудовая деятельность детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты трудовой деятельности детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов трудовой деятельности ребенка крайне затруднена. Но, в то же время, дошкольник в процессе данной деятельности испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в трудовую деятельность всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Трудовая деятельность увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Виктория Кудаева

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей , в ходе которого они переживают радость сотрудничества , у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща.

Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, воспитатель должен наметить перспективный план, в котором предусмотрены следующие виды коллективного труда :

1. Уборка в игровых центрах.

2. Мытьё игрушек.

3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг) .

4. Украшение группы к праздникам.

5. Уборка участка.

6. Посев семян овощей на огороде.

7. Прополка огорода и цветника.

8. Полив растений на огороде и в цветнике.

9. Сбор овощей, семян, цветов лекарственных растений.

10. Подвешивание кормушек, подкормка птиц зимой.

11. Труд в природном уголке .

К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения . На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

Уже в средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки , использует форму объединения – труд «рядом» . По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе , помогать друг другу.

В организации труда в старшей группе воспитатель выделяет три последовательных этапа : распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности .

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает : «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки , осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих , повышается интерес к труду . В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться . А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда , навыками которых дети достаточно владеют.

Список литературы

1. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде . - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.

2. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Пособие для педагогов дошк. учреждений : Програм. -метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.

4., Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности . / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Конспект коллективной трудовой деятельности в старшей группе «Книжная больница» Интеграция: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно- эстетическое» развитие, «Физическое» развитие, «Социально.

Конспект организации коллективной трудовой деятельности дошкольников «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние украшения»Вид труда: Хозяйственно бытовой труд Форма организация труда: коллективная Цель: создание условий для развития.

Конспекты занятий по трудовой деятельности Конспект по трудовой деятельности в старшей группе. 1. Вид труда: самообслуживание. 2. Содержание труда: Формировать умение самостоятельно.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Цель:Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе организованных.

Осень, листопад, листья желтые летят. Осень- прекрасное время года для привлечения детей к труду. Основы трудового воспитания закладываются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!