Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста. Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа)

Рост количества машин, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно-транспортного происшествия. Статистика утверждает, что очень часто причиной ДТП являются именно дети (каждое десятое происходит с участием детей). По данным ГИБДД по Нижегородской области в 2011 году с участием детей произошло 443 ДТП, в которых 13 погибло, получили ранения 467. Именно по вине детей произошло 172 ДТП, в которых 5 детей погибло, и 181 получили ранения различной степени тяжести.

Важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Поэтому необходимо вырабатывать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на улице несомненна.

Целью нашей работы стало: формирование у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Для выполнения цели поставили следующие задачи:

  • Сформировать умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке на дороге.
  • Воспитывать культуру поведения в транспорте и на улице.

В своей работе мы опирались на методический материал: Программу «Детство» Бабаевой Т.И.; Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., так же использовали Программу «Светофор» Даниловой Т.И., «Профилактика ДДТ травматизма» Жуковой Р.А., «Изучаем дорожную азбуку» Майоровой Ф.С. и др.

Анализ уровня знаний, умений и навыков показал:

По устройству проезжей части: 37% детей с высоким уровнем, 30% - со средним, 33% - с низким;

По дорожным знакам: 60% - с высоким уровнем, 40% - со средним,

20% - с низким;

По работе ГИБДД: 20% - с высоким, 30% - со средним, 50% - с низким;

По правилам поведения в транспорте: 40% - с высоким, 30% - со средним,

30% - с низким;

По правилам поведения на улице (если ребенок потерялся): 30% - с высоким, 40% - со средним, 30% - низким.

Система работы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улице велась по трем направлениям:

1. Работа с детьми:

Ребенок – пешеход,

Ребенок – пассажир,

Ребенок – водитель.

2. Работа с родителями:

Планирование работы с семьей,

Совместные мероприятия,

Педагогическое просвещение.

3. Взаимодействие с ГИБДД.

В группе была организована предметно-развивающая среда:

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, спецмашины), светофоры, фигурки людей;

Подобрана детская литература;

Настольно-печатные игры (лото, домино «На улицах и дорогах», «Дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога», «Правила движения», пазлы «Транспорт», конструкторы).

Плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов, пассажиров (жезл, свисток, фуражки, нагрудные изображение различных видов транспорта, дорожных знаков и др.);

Дорожные знаки на магнитах, подставках («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки», «Место стоянки», «Движение прямо», «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и др.) –настольных и напольных;

Игровые поля, макет дороги, макет «Путешествие во времени в прошлое»;

Уголок «Безопасность».

Знания, полученные в ОО «Безопасность» расширялись, уточнялись, дополнялись в Образовательных Областях:

Познание,

Социализация,

Художественное творчество,

Физическая культура,

Разработан перспективный план работы, который помогает вести работу систематически и планомерно. В непосредственной деятельности познакомила детей с новыми дорожными знаками, закрепляла знания о транспорте, о поведении в нем, о профессии водителей, регулировщика, создавала проблемные ситуации, которые обучали детей безопасному поведению на дороге, в транспорте.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации совместной и самостоятельной деятельности. Стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы является сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (перекресток, транспорт, работа сотрудников ГАИ, пешеходы, пассажиры);

Игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница», «Улица», «Дорожный патруль», «Путешествие по городу»), театрализованные («Не играйте на дороге», «Волк и семеро козлят»);

Составление коллажей;

Моделирование и анализ заданных ситуаций («Опасные и безопасные ситуации», «Обзор закрыт», «Родители с детьми», «Внимание отвлечено»);

Алгоритмические игры («Перекресток», «Дорога домой», «Помоги героям сказки»);

Сочинение историй («В городе светофорных наук»);

Беседы («Кто регулирует движение транспорта»,

«Два светофора», «Путешествие в прошлое светофора» и т.д.;

Чтение художественной литературы.

Познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания (вечер загадок «Автоклуб» «Путешествие в страну дорожных знаков», «Что? Где? Когда?», КВН);

Минутки безопасности (катание с горы, переход через дорогу, поведение пассажира, если ты потерялся);

Больше всего дети любят смотреть мультфильмы («Академия Светофорчика», «За рулем»).

В группе имеются план-схема («Дорога от дома до детского сада») и макет поселка с улицами, прилегающими к территории детского сада, которые помогают определить опасные места на улице и дорогах около детского сада, во дворе. Они помогают проложить безопасный путь к дому, к магазину, детскому саду, развивают внимание, умение ориентироваться.

В нашей группе созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем поселке. В ходе игр мы с детьми обсуждаем интересные ситуации; создаем и разрешаем проблемные ситуации. Дети любят мастерить поделки (транспорт, дома, дорожные знаки), а потом использовать их в своих играх.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям. Мы провели большую работу с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Я и мой ребёнок на улице», родительское собрание «Безопасность детей на дороге». Привлекли родителей к участию в проектах:

Творческий проект «Загадки по ПДД»,

Информационный проект «Я - пешеход» (состоит из индивидуальных проектах о дорожных знаках),

Создание Автоклуба.

Родители помогали вместе с детьми в создании дидактических игр: «Опасно-неопасно», «Дорожная азбука».

Творчески подошли к изготовлению костюмов для показа «Весёлые знаки».

Для родителей было проведено открытое мероприятие «Как наши дети знают ПДД», были показаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Не играйте на дороге». Родители участвовали в спортивном празднике «В стране Светофории».

В течение года сделаны папки –передвижки:

- «Безопасность на дороге»,

- «Три закона безопасности пешехода на дороге»,

- «Ребёнок на улице»,

- «Основные законы безопасного движения».

Ежемесячно в уголке «Советы для родителей» вывешиваются рекомендации по формированию навыков безопасного осознанного поведения детей. Эта рубрика очень важна, так как мы живём в поселке, и наши дети оказываются часто неподготовленными к правильному поведению на городской улице, в общественном транспорте. Поэтому мы просим родителей вывозить детей в город и закреплять знания, полученные на занятиях. В тесном сотрудничестве с родителями мы установили, что успех профилактики дорожно-транспортного происшествия с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания детского пешехода, пассажира- пример поведения на дороге и в транспорте родителей.

Огромную помощь в формировании знаний ПДД, профилактики ДТП имеют встречи с сотрудниками ГИБДД. Они расширяют и закрепляют знания, предупреждают об опасностях на дороге.

Повторный анализ уровня знаний, умений и навыков показал положительные результаты:

Устройство дороги: 60% - высокий уровень, 40% - средний уровень;

Дорожные знаки: 65 %- высокий, 35% - средний;

ГИБДД: 85%- высокий, 15% - средний;

Правила поведения: 90%-высокий, 10%-средний;

Поведение на улице (если ребёнок потерялся) - 90% - высокий, 10% -средний.

В результате проведённой работы у детей сформированы умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения; сформированы умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, дети умеют ориентироваться в различной обстановке на дороге; знают правила поведения в транспорте и на улице и стараются их выполнять. В группе пополнилась предметно-развивающая среда.

Эффективность работы была достигнута во взаимодействии всех участников педагогического процесса, до которых была донесена актуальность проблемы.

Проведенная работа поможет решению проблемы охраны жизни и здоровья детей, и формированию у них навыков осознанного безопасного поведения на улице.

«Формирование навыков безопасного поведения

детей на улицах города»

В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей.
Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних "теоретических" знаний оказывается недостаточно.
До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад, обратно, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом - личным примером родителей. Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям, неизвестна ведущая роль навыков и сам перечень этих навыков. Многое из того, что все же делается в этом отношении в семье, делается интуитивно. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей. Вот простые примеры.
Уже в первой младшей группе детского сада малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал…
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга - и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора.
Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Имеется в виду, что дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильм на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:

    больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;

    показывать и объяснять последовательно две "картинки": "кажущуюся безопасность" (ранняя стадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).

Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание возможно скорее перебежать улицу.
Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. "Уроки предвидения" скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:

    стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

    стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

    стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;

    кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;

    движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;

    движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.

Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:

    начинает переходить проезжую часть не остановившись и не осмотревшись;

    двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;

    на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

    играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;

    в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Формирование навыков и предвидения опасности у детей - длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин, поездку в гости и тд. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы "отработать" безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице. находясь с ребенком на улице, не надо спешить. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.
Если подражая родителям, ребенок не будет считаться с сигналами светофора; переходить дорогу где попало, то ни детский сад, ни школа его не переучат.

Людмила Макарова
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте . При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников .

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний , умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т. д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач , безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей . К другим факторам можно отнести :

1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень само концентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой , слабая облучённость дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах .

3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач , можно выделить и объективные. К ним относятся : значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его

отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т. п.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду , подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач :

- Формирование координации движения;

Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

- Формирование мотивационно- поведенческой культуры ребенка , как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части .

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах . Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста , так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице . Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач : развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице ;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек .

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность ".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков , выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице .

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывая дошкольников , педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки , при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций .

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками , когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице .

При этом необходимо учитывать следующую закономерность : чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице , тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии : моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ; самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей ; интерактивный опрос; коллективная деятельность детей по изучению , осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде .

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог . С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице . Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста , постепенно наращивая знания дошкольников таким образом , чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа : ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т. д.

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения

Галина Макеева
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Дорога , улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах , в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения , их соблюдение – потребностью. В соответствии с ФГОС ДО нами поставлена цель :

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде .

Исходя из этого мы решаем такие задачи как :

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице .

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой , а так же формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице .

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в дорожно -транспортном процессе.

4. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Работу по профилактике дорожно -транспортных происшествий строим в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса :

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения , а по правилам безопасного поведения на дороге .

В работе с детьми используем следующие методы :

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Особое внимание уделяем техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах , это :

Наглядные пособия.

Методическая, познавательная и художественная литература.

Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки .

Фотоальбом, детские рисунки.

Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма .

Комплект плакатов «Правила дорожного движения » .

Комплект дорожных ситуаций

Макет светофора, дорожные знаки

Макет с дорожной разметкой для игр с машинами

Дидактические, развивающие, настольные игры;

Атрибуты для ролевых игр «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » и др.

Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности. При её реализации соблюдался принцип последовательности : формирование навыков поведения на дорогах состоит в том , что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте , обучение включается в контекст повседневной жизни.

Значительное место было отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке , во время которых знакомила детей с перекрёстком , некоторыми дорожными знаками , где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как : «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов» , «Автомобили, история их возникновения» , «Правила поведения на тротуаре , пешеходной дорожке , обочине», «Правила безопасности дорожного движения » , «Безопасный перекрёсток » , «Путешествие по городу дорожных знаков » и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице» , «Мы с дорогою на вы » , «Правила поведения на проезжей части » и др. ;

На занятиях и вне занятий использовалось : рассматривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков ,

дорожных ситуаций , где дети определяли нарушения правил дорожного движения , делали выводы и умозаключения.

В группе ежедневно проводились минутки безопасности , где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку . Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей . Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.

Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как :

словесные, дидактические «Подумай и скажи» , «Назови вид транспорта» , «Опиши транспорт» ,

развивающие, настольные «Дорожные знаки » , «Транспорт» ,

сюжетно-ролевых «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » , «Автобус» , «ГАИ,

подвижные «Перебежки» , «Горелки» , «Стоп» , моделирование дорожных ситуаций , путешествия в «Страну дорожных знаков » , эти игры активизировали мышление детей , ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице , мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД . Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.

В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.

Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков : «Такие разные машины» , «Дети и дорога » «Внимание, дорога , «Наша улица» , «В стране – грамотных пешеходов» , «Внимание, дорога

Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога » (телепередача) , «Дорожная азбука » , игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов» ,«Красный, жёлтый, зелёный» , «Самый внимательный пешеход» , «Ребёнок – главный пассажир» , дети с увлечением участвовали в показе сказки «В королевстве Феи дорожных знаков » организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД Д. Добряковым на которых дети закрепляли полученные представления, упражнялись в разных видах деятельности, осуществляли творческую самореализацию в различных конкурсах.

Организуя столь важную работу по данной теме , нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Актуальность данной работы состоит в том , что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду , невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В марте было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня семейного воспитания ребёнка по правилам дорожного движения . Анализ показал, что у родителей недостаточно сформированы педагогические знания по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге . Более того не все родители, принимавшие участие в анкетировании, сами соблюдают правила дорожного движения , причём как водители так и пешеходы. На основе результатов анкетирования было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улице » , на котором родители не только получили теоретические знания по обучению детей правилам дорожного движения , но и поучаствовали в практических упражнениях, разобрали дорожные ситуации . По итогам собрания совместно с родителями было решено, что необходимо шире использовать активные совместные формы работы для повышения педагогических знаний родителей по вопросам формирования у детей безопасного поведения на дорогах .

С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения , развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей,нами были разработаны :

- консультации : «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения », «Правила безопасности детей . Безопасность на дорогах », Воспитываем грамотного пешехода»

Буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога » , «Профилактика дорожно -транспортного травматизма»

Листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле».

- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении » , «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»

Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей , как создание стенгазет, фотоальбомов. Примером является опыт семьи Кокотюха «Мой ребенок учит правила дорожного движения » , Газета для любознательных родителей «Правильная дорога с детства » , нами была изготовлена стенгазета для родителей «Движение – жизнь, когда по правилам» . В игровой интересной форме родители закрепляли с детьми значения дорожных знаков , разбирали проблемные ситуации на дорогах , участвовали в театрализации, соревновались в ловкости и остроумии. Такие праздники доставили огромную радость детям

Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. На конец марта уровень умений и знаний детей по ПДД составил 3 ,7 (б) -92%

Вывод : Система разработанная нами помогла дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации . Результатом считаем отсутствие дорожно -транспортных происшествий с воспитанниками нашей группы.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а так же сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.
Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей .
В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Обсуждение и рассматривание с детьми наиболее типичных и опасных ситуаций. Воспитывать аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучать предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций знакомиться с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Реализация образовательной области «Безопасность» может осуществляется в разных формах работы:
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций;
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;
самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;
взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

з алогом успешности по формированию у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Можно использовать в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых занятий, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, перевёртышей, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах».

В работе необходимо использовать произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации если они зарифмованы. Например стихотворение С.Маршака «Мяч»

Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, можно использовать в работе кроссворды, сканв орды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова которые нужно угадать, начинаются на букву…».

В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности необходимо также составлять ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах.
Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!