Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах. Формирование личности ребенка в процессе воспитания

Личность ребенка формируется в семье, где он растет и развивается в первые месяцы своей жизни. Родители становятся главными в его воспитании. По мере роста малыш начинает познавать мир и самого себя, все это помогает в его становлении. А общение является закрепляющим фактором, который принят в социуме.

Взрослый человек – это продукт воспитания, который первые свои личностные качества и навыки приобрел в семье родителей. Лишь потом к процессу подключаются окружающие люди, воспитатели и учителя, друзья и общество в целом. Несомненно, ребенок меняется под воздействием окружающих людей. Но основу в него закладывают родители, которых малыш считает всезнающими и правильными.

Поначалу родители озабочены лишь ростом младенца, который постепенно начинает их запоминать, изучать и приучаться. Затем возникает осознание, когда ребенок уже начинает контролировать не только свое тело, но и мысли. Когда ребенок становится осознающим, родители переходят к его воспитанию. Однако именно воспитание, по мнению интернет-журнала сайт, может стать губительным в становлении личности ребенка.

Чем занимаются родители, когда у них появляются дети? Они их растят, следят за их здоровьем, кормят, одевают. Но это еще не все. Родители, помимо удовлетворения всех физиологических потребностей, занимаются воспитанием. Это же касается и обучения, когда даются знания. Воспитание и обучение развивают в ребенке разные области его личности, но направлены на одно и то же.

Что такое воспитание? Это программирование человека. Другими словами, родители занимаются простым программированием ребенка на ту жизнь, которой он потом будет жить.

Мама и папа практически лишают ребенка права самому решать, каким человеком ему быть, как поступать, что делать в той или иной ситуации, чем себя занимать, с кем общаться и т. д. Взрослые то и дело, что говорят своим детям, что нельзя и что можно, что есть хорошо, что неправильно. Все это является программированием: каким быть и какие поступки совершать в той или иной ситуации. И это называется красивым словом «воспитание».

Тем же самым занимается обучение, которое дает конкретные, четкие и однозначные знания людям, негласно говоря: «Может быть только так и никак иначе! Все, что будет противоречить этим знаниям, является абсурдом!». Люди яростно вступают в перепалки, когда их знания и мнения не совпадают. Каждый из них считает свое знание единственно правильным. И никто из них не видит, что, возможно, они все правы.

Воспитание занимается тем, что программирует каждого человека на определенный образ жизни. Пока ребенок маленький, он не подвергает сомнению все, что ему говорится. Он слушается и полностью доверяет своим родителям. Вот только не всегда сами мамы и папы понимают, что они пытаются в своих детях запрограммировать и как это потом повлияет на их жизнь, когда те повзрослеют.

Страхи, комплексы, внутренние запреты, убеждения, направленность , модели поведения и прочее – все воспитывают в детях родители. Вот почему уже принято говорить о том, что абсолютно все дети покалечены своими родителями, которые сами являются закомплексованными, неуверенными, боязливыми, зажатыми и далеко не все знающими людьми.

Что такое формирование личности ребенка?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Что это такое? Это такое воздействие на малыша, которое будет способствовать его социализации, саморазвитию, становлению как личности. Стоит отметить, что все люди вырастают разными, а это говорит о том, что родители прибегают к различным методам воспитания.

Среди одной из методик развития является подражание. Ребенок просто копирует поведение и черты характера, мысли своих родителей. Существуют различные методы воспитания детей. И все они по-своему привлекательны и эффективны в достижении определенных результатов. Однако существуют универсальные методы, которые функционируют независимо от желания и стремлений родителей.

Один из этих методов называется подражание. Обратите внимание, как в природе взрослые животные обучают своих детей искусству выживания. Мама выходит со своими детенышами на охоту и сама демонстрирует, как нужно ловить жертву, кушать ту или иную травку, облизываться и т. д. Мать собственным примером показывает, что нужно делать ее деткам, чтобы выжить. Такой же принцип действует и среди людей, но не все о нем помнят. Ребенок внимательно наблюдает за своими родителями и повторяет все, что они делают. При этом он не анализирует их поступки, так как считает, что раз это делают его родители, значит, это полезно для того, чтобы выжить.

К примеру, молодые мамы отпускают своих детишек играть в песочнице, а сами при этом курят и пьют на лавочках, обсуждая какие-то темы. Дети на все это смотрят и запоминают. Стоит ли потом удивляться, почему со временем эти самые дети начинают курить и пить? Как родители себя ведут, такими же будут и их дети.

Единственный способ обучения детей, а также и других людей, – собственный пример. Не следует воспитывать детей. Воспитайте в себе то, что вы хотите воспитать в своем ребенке. Он на вас посмотрит и скопирует ваше поведение.

Этапы воспитания ребенка:

  1. Родитель имеет свой характер.
  2. Ребенок начинает уважать своих родителей.
  3. Уважая, ребенок подражает родителям.
  4. Ребенок задает какие-то вопросы.
  5. Родители ненавязчиво дают советы.

Чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению не только в дошкольном возрасте, но и после, следует вызвать у него внутреннее чувство уважения. Как только это чувство достигнуто, ваш ребенок начнет не только подражать вам, копируя ваши поступки и характер, но и прислушиваться к вашему мнению. Очень важно позволить в сердце своего крохи сохранить то чувство любви и уважения, которое он испытывает к своим родителям, чтобы потом иметь возможность влиять на его воспитание характера и регулировать поведение.

В процессе развития кроха не способен оценить свои поступки и слова, поэтому он совершает некие действия, обращая внимание на то, как на них реагируют родители. В зависимости от их реакции и воспитательных мер, которые к нему применятся после каждого совершенного поступка, у ребенка формируются те или иные привычные модели поведения.

Формирование личности ребенка в семье

Что такое личность? Это результат культурного, социального и воспитательного влияния на человека. Никто не рождается личностью. Однако по мере приобретения знаний, опыта, наработки качеств характера и навыков человек становится индивидуальностью,

В вопросе формирования ребенка существует два аспекта:

  1. Осознание малышом своего места в мире. Как распознать, что он достиг своего развития?
  • Ребенок понимает местоимение «я» и использует его.
  • Ребенок способен себя контролировать.
  • Ребенок способен разделять вещи на «хорошие» и «плохие».
  • Ребенок может рассказать о себе: о внешности, характере, способностях, внутренних мыслях, ощущениях, переживаниях.
  1. Развитие чувств и волевой сферы, чтобы развивать определенные качества и модели поведения.

Личностью ребенок становится не ранее 2-х лет, поскольку до этого времени преимущественно занимается своим физическим развитием. С 3-х лет приходит самосознание. А уже к 5 годам ребенок выделяется на фоне остальных детей, что делает его личностью.

Соседи, друзья, школа, реклама, социум в целом, несомненно, имеют свое влияние на человека, который постепенно меняется. Однако эти изменения будут незначительными. Базу закладывают в ребенка его родители, которые окружают его в первые годы жизни. Он берет с них пример, подражает, копирует их. Вот почему со временем становится заметно, что ребенок ведет себя так же, как и его родители.

Семья – посредник между социумом и ребенком. Родители сами поддаются влиянию социума, вбирая в себя нравственные, моральные, культурные и прочие устои. Затем они их передают ребенку. Но все же воспитание в каждой семье различается по той причине, что каждый родитель усвоил не все, а лишь отдельные принципы социума.

  • В первый год жизни родители занимаются лишь физическим развитием ребенка.
  • На втором году жизни можно знакомить ребенка с общественными устоями.
  • После достижения 2 лет необходимо внедрять в ребенка нравственные и моральные принципы.
  • После 3 лет необходимо уже настаивать на их соблюдении.

Воспитание и формирование личности ребенка

Семья является первой средой, в которой формируется и воспитывается личность ребенка. Воспитание в каждой семье различается, поскольку оно основано на тех убеждениях, страхах, качествах характера и поведении, которыми обладают сами родители. Не забываем, что все люди разные. Вот и получается, что два (или один человек, если нет второго родителя) индивида со своим уникальным набором всех психологических качеств создают среду для малыша, в которой он будет расти и развиваться.

Среды создаются разные, поэтому и личности воспитываются различные. Главным постулатом, которого должны придерживаться родители, должна быть любовь. А то, что ребенок проходит через систему поощрений и наказаний, является естественным процессом воспитания.

Стоит отметить, что родители сами не являются идеальными людьми. Поэтому им навряд ли удастся воспитать идеального ребенка, который всегда и все будет делать правильно. В процессе воспитания часто родители совершают ошибки, о которых могут даже не догадываться.

С появлением таких понятий, как успех и лидерство, ученые всерьез занялись вопросом устранения причин, делающих человека несчастным и бедным. Как оказалось, многое зависит от воспитания, через которое проходят абсолютно все люди. Старые методы взращивают в детях те привычки и качества, которыми ранее обладали их предки. А они не жили богато и счастливо. Получается, что родители воспитывают в собственных детях инфантильность, жертвенность и чувство неуверенности в себе. Это мешает достичь успеха в современном мире, который приветствует людей-лидеров.

Какие 7 ошибок воспитания выделяют ученые?

  • Родители не позволяют детям рисковать.

Отсутствие риска приводит к незнанию реалий жизни. Мир не прост и не мил. Если родители постоянно опекают и заботятся о своем малыше, давая 24-часовую защиту от любых бед, то воспитывают в нем заносчивость и низкую самооценку.

Ребенок должен упасть и забить ножку, чтобы понять, что следует за его действиями. Подросток должен пережить страдания из-за первой неудачной любви, чтобы повзрослеть эмоционально. Рискуя, пробуя, попадая в различные ситуации, он научается реальной жизни.

  • Родители слишком быстро бросаются на помощь к ребенку.

Пытаясь каждый раз помочь, в первую же секунду начать исправлять ошибки и решать все последствия действий ребенка, мамы и папы развивают в нем беспомощность. Во-первых, ребенок начинает думать, что в случае неудачи его проблемы всегда кто-то решит. Неприятные последствия обязательно кто-то разгребет. В обычной жизни никто не собирается помогать взрослому человеку. Если ребенок не научится решать сложные ситуации сам, тогда окажется неприспособленным к реальной жизни.

  • Чрезмерное восторжение.

Если родители по любому поводу восторгаются сыном/дочкой, это приводит к повышенной самооценке. Данное направление стало поощряемым за последние годы. Однако исследования показывают, что дети начинают лгать, жульничать и преувеличивать, когда понимают, что ими восхищаются только родители, а окружающие не видят в них ничего особенного. Неспособность сталкиваться со сложностями и воспринимать себя адекватно заставляет детей искать другие пути получения привычного и приятного восторга.

  • Поощрять всех без исключения.

Неспособность показывать детям реалии жизни приводит к тому, что те неадекватно оценивают собственные поступки и слова. Родители часто хотят похвалить своего ребенка, который совершил хороший поступок, при этом не обделить похвалой и остальных детей, которые ничего не сделали для достижения успеха. Дети перестают видеть необходимость прилагать усилия, трудиться, если даже при отсутствии достижений их хвалят. Теряется понимание причинно-следственных связей, когда в реальном мире человек получает успех лишь после того, как что-то сделает ради него, предпримет действия, ущемит свои желания и напряжется, если нужно. Следует учиться родителям говорить «нет» и «не сейчас». Хвалите лишь за то, что сын/дочь достиг какого-то (даже маленького) успеха.

  • Желание назидать и поучать, а не обсуждать ошибки.
  • Интеллект не связан со способностью жить самостоятельно.

Часто родители путают такие понятия, как интеллект и умение быть самостоятельным. Человек может многое знать, но быть абсолютно неумелым в условиях реальной жизни. Часто наблюдаются талантливые в своем деле люди, но абсолютно безалаберные в общении с окружающими, не умеющие предсказывать последствия своих поступков. Ребенок может быть умным, но абсолютно неприспособленным к реальной жизни. Это указывает на ошибочное воспитание, когда ему дают знания, но не развивают навыков самостоятельной жизни.

  • Не жить по правилам, по которым должны жить дети.

Чему учат детей, родители должны сами придерживаться. Пока ребенок маленький, примерами лидеров являются его родители. Как они живут? Как себя ведут? Как поступают в разных ситуациях? Он обучается лидерству на их примере. Трудно переубедить ребенка в обратном, что родители поступали неправильно и они не являются лидерами по жизни. Если желаете успеха собственному ребенку, тогда сами должны стать успешными лидерами в реальном мире. Он скопирует это и сам достигнет вершин успеха, когда станет взрослым.

Итоги воспитания

Каким бы правильным или неправильным ни было воспитание, а в итоге все равно появляется личность со своим уникальным набором качеств, убеждений, ощущений и повадок. Воспитание все равно формирует личность, а насколько она будет адаптирована к , это уже другой вопрос.

Не следует забывать, что быстрее всего воспитание и развитие происходят в процессе деятельности, взаимодействия, общения. Не на словах, а на поступках в человеке зарождаются те или иные качества, мысли, чувства. Поэтому следует активно вовлекать детей в различные виды деятельности, что будет способствовать скорейшему их развитию как личностей.

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания. Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды , то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п. Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка , направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно . Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости . Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.
* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками ;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей . А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Родители всегда желают детям только лучшего. Мы стремимся дать всё, чего не было у нас. Стараемся создать лучшие условия для развития. Прикладываем усилия, чтоб из нашего чада получился достойный человек. Каждая мама прочла горы литературы, пытаясь найти идеальный рецепт воспитания ребёнка. Предлагаю посмотреть на процесс воспитания под ещё одним углом. Возможно, это поможет разложить все те знания, которые уже у вас есть, по полочкам.

За последнее время пришлось столкнуться с разными точками зрения. Познакомлю вас с несколькими мнениями:

    личность закладывается в первые три

    пять лет жизни;

    это происходит в первые месяцы;

    это происходит во время рождения;

    всё закладывается ещё в утробе;

    определяющий фактор - момент зачатия;

    всё определяет генетика;

    всё определяет семья;

    всё определяет общество и т. д.

Скажу сразу: каждая из вышеперечисленных теорий имеет место быть и отражает действительность.

Если мы посмотрим на развитие личности с точки зрения тонкого тела, а именно чакральной системы, то увидим: развитие происходит по спирали. Человек регулярно проходит через каждую чакру, вынося тот или иной урок. Каждый раз виток всё выше, но чакры те же. В рамках этой статьи не будем разбирать чакры: это здесь не так уж и важно. Упомянул о них, только чтобы показать, откуда столько мнений о том, в какой период происходит формирование.

Самые продвинутые исследователи сходятся во мнении, что человеческая личность формируется в самом начале. Но вот начало всё время ускользает. Каждый раз появляется то, что было ещё раньше.

Современная наука ограничена отсутствием в ней такой переменной, как реинкарнация. Если бы учёные мужи включили в свои расчёты этот фактор, многие вещи встали бы на место.

Теперь давайте внесём эту переменную и посмотрим, что получится.

Если учесть процесс реинкарнации и эффект кармы, то мы получим ответ на вопрос: «Почему люди такие разные, и почему дети в одной семье имеют такие разные судьбы?»

Как говорят ведические писания, душа, согласно деяниям прошлой жизни, двигается в следующую.

Если перевести на бытовой язык, представьте, что вам нужно попасть из точки А в точку Б. Можно идти пешком, на машине, на самолёте, эконом- или бизнес-классом. Каждый человек выберет тот вариант, что ему по карману. А вот размер кармана обусловлен прошлыми усилиями.

Вот тут мы подошли к самому интересному: что же нам делать с этой информацией? С одной стороны, получается, нет смысла воспитывать ребёнка, формировать его, так как всё уже определено его прошлым. Отчасти это так, об этом стоит подумать тем родителям, что поставили себе цель сделать из своего чада юриста, артиста, архитектора или другую свою несбывшуюся или сбывшуюся мечту. Действительно, на карму, формировавшуюся бесконечное количество жизней, повлиять очень сложно. Наша жизнь практически прописана по минутам.

Это только одна сторона, а есть и другая.

Человек не властен над кармой другого человека, его судьбой или личностью. Зато мы властны над собой. Наши дети приходят со сформированной кармой родиться и воспитываться у определённых родителей. Здесь под понятием «определённые родители» я имею в виду уровень и качество энергии.

Именно согласно нашему потенциалу к нам приходят те или иные души. Мудрые говорят: есть смысл сначала заняться своей энергией, своим миропониманием. Разобраться в том, что временно, а что постоянно. Тогда больше возможности притянуть осознанную душу. Такой ребёнок и сам станет подарком, и поможет родителям на пути саморазвития.

Смотря на детей практиков, я вижу, как сильно отличаются их дети. Отличия, как правило, в осознанности. В более глубоком понимании мира и, как результат, более осознанной жизни.

Многие в этом месте могут задаться вопросом: «А что делать мне, если дети уже есть, а о карме, реинкарнации я узнал или узнала только сейчас?»

Ответ на этот вопрос есть: заниматься своей энергией. Вы не измените ту карму, что есть у вашего ребёнка, но ведь вы не знаете, какая она. Если вы сейчас встанете на путь саморазвития, измените свою энергию, это будет означать, что к вам пришла та душа, родители которой должны были встать на путь.

Мы не властны над судьбами других, мы не можем заставить ребёнка прожить ту жизнь, которую считаем верной, да и в разные этапы жизни верным мы считаем разное. А вот то, что мы действительно можем, - это изменить свою энергию. Именно уровень и качество нашей энергии определяет действительность, в которой мы находимся. Но это уже совсем другая история.

Отвечу на вопрос, заданный в заголовке.

Когда формируется личность ребёнка? – В прошлых жизнях.
Как формируется личность ребёнка? – Это происходит под воздействием тех поступков, которые человек совершает в прошлом.

Любое прошлое - это наше настоящее; формируйте будущее своё и своих детей уже сегодня.

5. Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах.

5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.

Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо раньше, являются следующие факты:

1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).

2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека лишь, спустя, много времени.

3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные условия.

Вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям.

К этому же возрасту, несомненно, относится оформление качеств темперамента ребенка.

В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке.

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности. Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей порождает у ребенка уверенность в себе.

Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).

Другие новообразования личностного характера:

Сравнивая себя с другими, появляется самооценка; - чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний;

Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам». Начинают складываться такие важные качества как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния человека.

В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успешности:

Приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;

Способность различать задания разной степени трудности;

Характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;

Умение развивать способности и прилагать усилия;

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать поведение и уточнять требования.

5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические новообразования дошкольников.

Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно разделить на три части:

1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;

2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;

3. период 6 лет – деловые качества ребенка;

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источником моральных представлений являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка взрослых:

Первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;

Последними усваиваются нормы обращение с людьми;

Сюжетно- ролевые игры способствуют:

1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);

2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);

В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей – ответственность и чувство долга.

Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые (мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные (связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив учения (приобретение знаний, умений, навыков).

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми.

Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:

1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники)

Умение оценивать свои возможности (только начинается);

2 этап – в связи с результатом - положительные или отрицательные эмоции;

3 этап – самооценка;

4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;

5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих способностях;

6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;

Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4 года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет – более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.

Психологические новообразования. Под основными, как базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа или характера, личности. Это функциональные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми. Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого подражания – сензитивный период в развитии личности на основе подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер (инициативность, воля, независимость).

В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с окружающими людьми.

К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.

Новообразования появляющиеся в этот период:

1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние (познавательные), умственные (личностные) действия и операции.

2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в способности преобразовать действительность (игры, художественное творчество).

3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.

4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.

5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание.

5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.

Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд; складываются деловые качества).

Особенности детей младшего школьного возраста:

1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);

самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся взрослыми; самооценка может быть двух типов;

2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения (игра более длительное время);

3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).

На мотивацию достижения успеха влияет также два других личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов – адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст – период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать:

1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);

2) обучение счету, письму;

В становлении данного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть работа с этим ребенком).

Самостоятельность детей - сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть уравновешенным.

Средства и способы развития самостоятельности:

1) больше дел выполнять самостоятельно;

2) приветствовать стремление к самостоятельности;

3) уроки должны выполняться самостоятельно;

4) творческие дела, где становятся лидерами;

Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, очень существенные:

1) прежде всего, увеличивается время на общение;

2) изменяется содержание общения (деловое);

3) в первом классе – больше общение с учителями;

4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;

5) меняются темы и мотивы общения;

На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:

1) осознание отношения к себе;

2) к другим людям;

3) к событиям и делам;

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от: нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты – одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.

Изменения в психологии младшего школьника:

1. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).

2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между детьми – дифференциация в процессе обучения.

3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения успехов в труде, игре.

4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны взрослых, стремление получить высокую оценку.

5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со сверстниками – формируется социальный престиж.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах»:

1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?

2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм поведения?

3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.

4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у дошкольников.

5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.

6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!