Единственный ребенок в семье: особенности воспитания и трудности взросления. Единственный ребенок в семье
Быть единственным объектом опеки и любви родителей – одновременно почётное и довольно сложное испытание для малыша. Он привыкает к привилегиям, любит постоянно находиться в центре внимания. Однако взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы это обособленное положение не принесло ему в будущем проблем. И здесь многое будет зависеть от особенностей воспитания и родительской мудрости.
Наличие одного ребёнка в русской семье ещё сто лет назад было редкостью, сейчас же – обычное дело. Как утверждает статистика, приблизительно 60-65 % семей в России, у которых есть малыши, – это семьи с единственным ребёнком. Женщины в наше время решаются рожать первенцев всё позднее и позднее, поэтому основным препятствием для появления вторых детей становится возраст. Продолжение карьеры, недостаточно высокий уровень жизни и прочие негативные моменты часто приводят к тому, что наличие двух и более малышей становится непозволительной роскошью.
В любом случае, количество детей – это личное решение супругов. Если вы всё ещё не уверены, дарить ли своему уникальному ребёнку младшего брата или сестрёнку, попробуем уточнить, какие плюсы и минусы есть у столь распространенного явления в современной России, как «единственный малыш в семье».
Плюсы
- Родители могут удовлетворить все потребности любимого чада. Любые игрушки, дорогие развлечения, одежда на любой вкус и цвет – абсолютно всё, что захочет малыш, мама с папой стремятся претворить в жизнь. Также у единственного ребёнка гораздо больший шанс получить хорошее образование, ведь обучение в престижном вузе стоит немаленьких денег.
- Считается, что малыш, растущий без сестёр и братьев, обычно развитее своих сверстников. Довольно спорный пункт, но основания для такого мнения имеются. В случае воспитания одного ребёнка родители сразу замечают все его таланты и творческие задатки. Если он хорошо рисует, то его записывают в кружок по рисованию, если у него есть слух и голос – в музыкальную школу. Обычно родители поддерживают и поощряют любое увлечение единственного ребёнка, будь то желание заниматься спортом или коллекционирование редких и дорогих машинок.
- Благодаря особому положению в доме малыш получает массу внимания, заботы и ласки со стороны родителей. А если прибавить бабушек и дедушек с обеих сторон, то такие дети попросту «купаются» в любви. Специалисты, отмечая плюсы подобного обращения, считают единственного ребёнка в семье более устойчивым в эмоциональном плане. Ведь он не знает волнений и тревог, которые связаны с постоянным соперничеством за внимание взрослых.
Возможно, найдутся и другие аргументы в пользу единственного ребенка, но все они, будьте уверены, сведутся к удобствам, в первую очередь, родителей. Да, с одним малышом проще. А когда он подрастает, немногие мамы и папы рискнут заново окунуться в заботы, связанные с младенцем.
Минусы
- Дети, безраздельно пользующиеся любовью и заботой родителей, рискуют вырасти «отпетыми» эгоистами. Им порой даже невдомёк, что необходимо идти на компромиссы, делиться с кем-то и поступаться собственными интересами. Поэтому у таких детей часто имеются проблемы с адаптацией в образовательных учреждениях, когда они понимают, что не самые главные, в отличие от дома.
- Пожалуй, самый главный минус для такого малыша – ограниченность в детском общении. Многие родители боятся отпускать ребёнка погулять одного во дворе, а некоторые к тому же не желают приглашать других детей в гости. Так что зачастую единственными собеседниками и товарищами по играм становятся телевизор и взрослые.
- Иногда такие дети стремятся к совершенству во всех видах деятельности, желая порадовать маму с папой, которые ставят завышенные и нереальные требования. Будучи перфекционистом, единственный ребёнок очень расстраивается, если не преуспевает в учёбе или спорте.
- Некоторые родители стремятся окружить свое сокровище чрезмерным вниманием, переходящим в гиперопеку. Если малыш заболеет, через несколько минут у его кроватки собираются медицинские светила. Что-то не получилось в учёбе – мама с папой идут на помощь. Ребёнок уже не хочет прилагать усилия, чтобы достичь нужного результата.
Конечно, есть много примеров того, что такой ребёнок не имеет никаких особых проблем с поведением, легко завязывает приятельские отношения со сверстниками и вырастает замечательным во всех отношениях человеком. Всё зависит от правильно выбранной тактики воспитания и семейных ценностей.
Как воспитывать единственного в семье ребёнка?
Не старайтесь вырастить из него продолжение себя. Позвольте малышу найти свой собственный путь развития, иметь личные предпочтения и делать то, что ему нравится.
В некоторых ситуациях просто необходимо говорить такие важные слова, как «нет» и «нельзя». Никому не нужны пыльные игрушки, с которыми никто не играет. Учите малыша ценить то, что у него имеется в наличии.
Не пытайтесь исправлять его ошибки. Если ребёнок поссорился с другом, получил неудовлетворительную оценку, не убрался в своей комнате, не торопитесь переделывать за него. Умение решать собственные проблемы пригодится ему во взрослой жизни.
Расширяйте круг общения малыша. Вовлекайте его в насыщенную общественную жизнь (спортивные и творческие кружки), чтобы он не скучал, играя лишь в компьютерные игры и наблюдая за детьми по телевизору. Посещайте игровые площадки (помимо детского сада), где он сможет без труда общаться со сверстниками. Если у вас есть друзья с детьми того же возраста, организуйте воскресные посиделки с играми.
Научите его справляться с огорчениями и неудачами. Если малыш не получил главную роль в детском утреннике, его команда проиграла в соревновании или он стал «всего лишь» вторым в конкурсе, научите его справляться с разочарованием. Объясните, что он сделал всё возможное и даже невозможное.
Существует множество причин, по которым супруги решают иметь лишь одного малыша. Однако любящие мама с папой могут вырастить и единственного ребёнка воспитанным и умным человеком. Поэтому хочется напомнить лишний раз, что самое главное для развития детей – не наличие братьев и сестер, а разумные и ласковые родители.
Всегда считалось, что если ребенок в семье единственный, то значит, он обязательно должен быть избалованным. Но так ли это, и какие правила в воспитании нужно соблюдать, чтобы этого не произошло?
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что детям, у которых нет братиков и сестричек, всегда достается больше внимания и заботы от родителей и бабушек с дедушками. Они не знают, что такое делить свою любимую игрушку с кем-то, уступать свою кровать или одеяло другому маленькому человечку и оставлять самый вкусный кусочек торта не для себя.
Вся любовь, все свободное время посвящается только им. К такому отношению дети очень быстро привыкают и начинают думать, что мир вращается только вокруг них. А вот тут уже решать родителям, поддерживать эту идею дальше или попытаться разубедить ребенка в собственной значимости.
Как организовать досуг для ребенка?
Многие мамочки жалуются, что с появлением ребенка у них совсем не остается свободного времени на себя. Так быть не должно. Всегда нужно выкраивать время для себя. Очень хорошо если у мамы есть какое-нибудь хобби или любимое занятие, которое позволяет не зацикливаться на ребенке. А сын или дочка, глядя на маму или папу понимают, что мир не крутится только вокруг них и у родителей есть свои интересы и увлечения. Дети любят подражать взрослым и возможно, у них тоже появятся какие-то интересные увлечения.
Когда ребенок воспитывается один в семье, все свое свободное время он практически предоставлен сам себе, ведь мама с папой не могут развлекать его и играть с ним каждый час. Чтобы ребенок не скучал в одиночестве, найдите для него какое-нибудь занятие по душе.
Понаблюдайте за ним и расспросите, чем бы он хотел заниматься. Развивайте творческие способности и таланты своего чада. Например, если у него хорошо, получается рисовать, он усидчивый и спокойно может просидеть несколько часов за лепкой, отдайте в развивающий кружок рисования или лепки. Если ваш непоседа очень активен и не сидит на месте и минуты, запишитесь на танцы или спортивную секцию. А если у ребенка проявляется актерский талант и любовь к выступлениям на сцене, то театральный кружок подойдет вам больше всего. Общаясь в кругу сверстников, ребенок научится сопоставлять себя с другими детьми, у него появятся свои друзья и интересы. Он станет более открытым и общительным.
Воспитание единственного ребенка в семье
Какие правила нужно соблюдать в воспитании, чтобы ребенок не страдал от недостатка общения со сверстниками? Прежде всего, нужно научить его быть открытым внешнему миру. Для этого родители сами должны предоставлять ему максимальное общение и свободу в познании окружающих его людей и событий. Например, гуляя по парку, не запрещайте малышу изучать различных обитателей флоры и фауны. Пусть разглядывает насекомых и птиц. И обязательно знакомьтесь и общайтесь с другими детками, играющими по соседству.
Старайтесь приглашать почаще к себе в гости друзей вашего ребенка. Конечно, они не могут в полной мере заменить братиков и сестричек, но дружеское общение так же выполняет важную функцию для социального развития детей. Они учатся делиться игрушками, обмениваться своими идеями и переживаниями. Если у вашего ребенка еще совсем не много друзей, приглашайте двоюродных братьев и сестер, одноклассников, детей из садовской группы.
Заинтересуйте ребенка каким-нибудь развивающим кружком или спортивной секцией. Расскажите, что там очень весело, ребята приходят, чтобы научится чему-то новому. Наверняка ваш ребенок найдет себе среди них новых друзей.
Когда в семье воспитывается один ребенок, родители часто начинают проявлять слишком много заботы и опеки над ним. Они очень волнуются и переживают, как он дошел домой, как он устроился в новом коллективе, правильные ли у него друзья. Конечно, все эти волнения не напрасны, и от них никуда не деться. Но следите за тем, чтобы ваша любовь и забота не переросла в гипер опеку. Иначе ребенку придется нелегко во взрослой жизни. Боясь, что за пределами семьи его не будут любить и уважать так же сильно, он не сможет полностью реализоваться в различных коллективах как самостоятельная личность.
Отличия в воспитании детей в семьях с одним ребенком и несколькими детьми
Единственные дети в семье, привыкшие к вниманию со стороны взрослых только к своей персоне, дольше остальных привыкают к большим коллективам, например в школе или в саду. Ведь они ждут от воспитателя или учителя такого же отношения к себе, как и от родителей. То есть, что больше внимания будет уделено им, и что их будут выделять среди других детей. Когда этого не происходит, ребенку становится не уютно, и не комфортно в таком коллективе, где внимание распределяется равномерно между детьми. Отсюда у ребенка появляется чувство конкуренции.
В отличие от тех детей, которые воспитывались в семье с братиками и сестричками. У них напротив отношения складываются на основе сотрудничества. Такая модель поведения зачастую переносится и во взрослую жизнь, когда находясь в коллективе человек, выстраивает свое общение с точки зрения конкуренции, а не сотрудничества.
Так же ребенок, выросший, в семье с несколькими детьми имеет преимущество в плане самостоятельности, и умения сопоставлять себя с другими сверстникам. Родители с одним ребёнком обладают, несомненно, большим количеством свободного времени, чем родители, воспитывающие нескольких детей. Соответственно они все это время уделяют одному ребенку и помогают ему часто с такими задачами, с которыми он бы мог справиться и сам.
Чрезмерно опекая своего ребенка, мы делаем тем самым ему медвежью услугу. Ведь, например, когда ребёнку в 5 лет мы все еще помогаем одеваться или часто собираем за него раскиданные игрушки, мы тем самым балуем его. Не давая развиваться его ответственности за себя и самостоятельности. В то время как дети, выросшие с братиками и сестричками, очень быстро становятся взрослыми и самостоятельными. Потому что старшие дети, у которых появляется младший братик и сестричка, просто вынуждены сами больше обслуживать себя, из-за нехватки времени у родителей. А младшие в свою очередь тоже быстро становятся самостоятельными. Родители, как правило, уже не осуществляют за ним такой контроль как за первым ребенком и дают больше свободы.
Воспитываясь единственным ребенком в семье, не нужно отстаивать свое мнение и свои интересы, родители всегда прислушиваются только к тебе, и твои предпочтения учитываются беспрекословно. В то время как дети в многодетных семьях с детства развивают навыки выражения своих идей и учатся уважать чужое мнение, что немаловажно во взрослой жизни. Умение контролировать свои эмоции и доверять друг другу помогает стать таким детям более эмоционально защищенными.
Важно не зацикливаться только на воспитании ребенка и не приучать его к мысли, что ваша жизнь полностью просвещена ему. Постарайтесь заботиться, о своем единственном ребенке в меру, чтобы в будущем это не принесло ему неудобств. Ведь если он сам сильно привыкнет к вашей заботе, ему трудно будет строить свою личную жизнь. Есть много печальных примеров из жизни о маменькиных сынках или о девушках, которые не могут довериться другому человеку, кому-то кроме родителей. Таким образом, они не подготовлены к самостоятельной жизни.
Не зависимо от того, есть ли у вашего ребенка родные братики и сестрички, главное всегда прислушиваться к нему, уважать его интересы и поддерживать его. Воспитывайте в нем желание быть открытым и общительным, развивайте социальные навыки взаимоотношений.
Среди людей выросших единственными детьми в семье есть много очень талантливых и выдающихся людей. Они бывают даже более ответственными, более развитыми и более чутким к людям, чем те кто вырос в семьях с несколькими детьми. Все зависит от самого человека, его характера, но и воспитание играет огромную роль в становлении личности. Для любого ребенка, независимо от возраста,очень важно чтобы родители его понимали и всегда поддерживали, не нарушая при этом личные границы и интересы.
Более подробно о воспитании единственного ребенка в семье, смотрите видео
Быть единственным — достоинство или недостаток?
«Избалованный», «плохо воспитанный», «одинокий», «избегающий конфликтов»? Единственным детям часто приходится сталкиваться с предубеждением окружающих.
Единственный ребенок в школе: Поведение в школе и результаты учебы единственного ребенка, по существу, не отличаются от других детей. Конечно, они несколько чаше являются честолюбцами, карьеристами, потому что с малых лет привыкли одни решать поставленные перед ними задачи. Однако результаты их учебы (равно как и всех других детей) в большинстве случаев зависят от их способности сконцентрироваться, мотивации, поощрения, домашних и окружающих факторов. Единственный ребенок вырос: В обществе бытует мнение, что единственные дети избалованы, эгоистичны и предъявляют больше претензий, чем выросшие в больших семьях вместе с братьями и сестрами. Известно, что статус единственного предоставляет некоторые материальные преимущества, однако оказывается, что большинство родителей наказывают своих единственных детей также, как и родители, имеющие двух или несколько детей. Некоторые родители бывают даже более строгими, потому что они не желают, чтобы их ребенок рос «маменькиным сынком» и был бы типичным единственным ребенком у родителей. Говорится, что плохих детей не бывает, бывает только неправильное воспитание. Единственные дети вырастают и взрослеют. Насколько они отличаются от окружающих, зависит от типа человека. Если человек с рождения очень застенчив, то у него действительно могут возникнуть большие трудности в общении. Однако многие из них прекрасно находят себе друзей и партнеров, потому что они с раннего детства привыкли сами искать общества других людей и, желая контакта, сами об этом заботились. Единственные чаще разводятся: Данные статистики показывают, что брак двух «единственных» часто оканчивается разводом. Возможно это потому, что «единственные» не склонны делиться своими проблемами с другими людьми и решать конфликты. Напротив, они часто пытаются «пробить головой стену», а если этого сделать не удается, отдаляются от партнера. Такое отдаление чаще всего является просто неспособностью общаться с другим человеком, возникает недоговоренность. Известно, что корни такого поведения — «опыт», приобретенный в детстве. Если человек в семье вырос единственным, этим можно объяснить некоторые черты его характера и поступки, попытаться его понять. Советы родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье:- Чтобы ребенок привык общаться со сверстниками, с 3-4-летнего возраста его необходимо отправить в садик.
- Подросшего ребенка необходимо ободрять, поощрять, побуждать, чтобы он общался с другими детьми.
- Ни в коем случае не запрещать ребенку вместе с классными друзьями участвовать в летних путешествиях и других внеклассных мероприятиях: только постоянно общаясь со сверстниками, он вырастет хорошим и открытым человеком, полноправным членом общества.
- Можно позвать детей в свой дом или позволить своему ребенку играть в домах других семей.
На сегодняшний день не многие семьи могут позволить себе иметь несколько детей. Дети – большая ответственность, они требуют особого внимания. Родители иногда не в состоянии оказывать его, поскольку целыми днями работают и уставшие возвращаются домой только поздно вечером. Кроме того не малую роли играет и финансовое положение семьи. Обеспечение ребенка – весьма затратный процесс, поэтому родители даже если и хотят, не могут решиться на второго малыша. В вашей семье единственный ребенок и вы боитесь, что он вырастет эгоистом? Давайте попробуем разобраться, как же воспитывать одного ребенка.
Конечно, когда в семье всего один ребенок ему достается не только все внимание, любовь и забота родителей, но и все материальные блага. У малыша нет сестер и братьев, а поэтому и сравнивать не с кем. А это может негативно сказаться на развитии его личности. В большинстве случаев такие дети сравниваются себя с взрослыми, в результате чего может пострадать детская психика.
Единственный ребенок – центр всеобщего внимания.
Самая главная ошибка родителей – поддерживание в малыше ощущения центра вселенной. Если у него что-то не получается все члены семьи незамедлительно оказывают помощь. Однако это неправильно. В следующий раз ребенок даже не попытается сделать что-то сам. А зачем? Ведь родители выполнят все за него.
Повторение такой ситуации приведет к тому, что малыш будет требовать помощи даже тогда, когда он может справиться и самостоятельно. В результате ребенок будет относиться с ревностью к работе родителей, к друзьям, постоянно требуя повышенного внимания с их стороны.
Адаптация малыша в коллективе.
Если в вашей семье один малыш, то ему будет довольно сложно влиться в коллектив , поскольку внимание будет обращено совсем не на него. Ему придется адаптироваться к новым правилам и режиму.
Если ребенок попадает в конфликтную ситуацию, он может быть весьма агрессивным и обидчивым, поскольку будет считать, что ему все обязаны.
Жизнь единственного ребенка с взрослыми.
В большинстве случаев единственный ребенок испытывает слабость и беззащитность в семье, поскольку он должен соответствовать всем требованиям его родителей и родственников. Все они хотят, чтобы их ребенок был особенным, многое умел и знал. Каждый из них постоянно следит за ребенком, за его поведением и жизнью в целом. А это весьма тяжело для малыша с точки зрения психики .
Результаты неправильного воспитания.
Воспитание единственного ребенка требует особых усилий. Постоянная опека и выполнение всех капризов может привести к тому, что ребенок может стать весьма неадекватной личностью.
Типы личности :
Застенчивый.
Для такого ребенка делали все, что он только хотел. Поэтому он и вырастает несамостоятельным человеком, который с трудом может найти друзей, не любит проявлять инициативу и постоянно нуждается в помощи других;
Эгоистичный.
Такой малыш думает только о себе и считает себя самым лучшим человеком на свете. Он не желает подстраиваться под других людей, поэтому часто конфликтует в коллективе. Все должно происходить по его правилам , иначе это может привести к раздражению.
Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.
Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.
Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.
Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприятные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловажно в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высоким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.
Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). Поэтому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.
Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.
Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.
За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обязательств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.
Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.
Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.
Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблуждение. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.
Единственный ребенок является только воспитуемым в родительской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родственниками, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единственного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.
Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами семейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любящих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает переживать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.
Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка заключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.
Единственный ребенок - действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.
Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамотной профессиональной ориентации и т.п.
Поскольку единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспринимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единственный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему высокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Однако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отношений в детстве требует у единственного ребенка значительного времени, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.
Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.