Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Домашние животные составление предложений по графическим схемам. Развитие связной речи детей с онр дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

Горячкина Екатерниа Владимировна

МАДОУ № 8 "Огонёк"

Учитель-логопед.

Краткая аннотация

В статье рассматривается методика обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. Предложена разработка занятия по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем. Также приводятся методические рекомендации родителям для работы с детьми в домашних условиях.

Составление описательных рассказов по опорным схемам

для детей старшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятие, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь (1).

Развитие связной речи является очень важным условием обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов (2).

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции (4).

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам ставятся следующие задачи:

Формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

Развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

Подготовительные упражнения к описанию предметов;

Формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

Описание предметов по основным признакам;

Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Структура таких занятий включает:

Организационный момент;

Введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами);

Составление рассказа описания педагогом;

Подготовка детей к составлению рассказов;

Составление рассказов-описаний детьми;

Анализ и оценка детских рассказов.

Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем

1. Организационный момент.

Цель: Предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета "В огороде" начинается с беседы: "Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?" или с загадки: "Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)", " Сто одежек - и все без застежек. (капуста)", " Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)" или чтения стихотворения.

"В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: "Чтобы нам совершить путешествие в огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова".

Игра "Подружи слова".

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или "Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки..." или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: "А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.”".

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы " Каждому овощу свое время", "Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь".

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

Снятие усталости, напряжения;

Совершенствование общей моторики;

Закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

Повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

Подвижная игра;

Имитация трудовых движений;

Произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

Использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

Использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: "Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко мы будем знакомиться с "символом - условным знаком", который поможет нам составить рассказ".

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

"Исправь ошибку". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

Полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

Связность текста (правильность согласования слов в предложении);

Образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

"Укрась слово". Подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: "Кот - ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый".

"Какой, какая, какое?" Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: "Яблоко" - красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

"На какую фигуру похож?"

Например: "морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал" (2).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме (таб. 1).

Например: Овощ - морковка.

Таблица 1. План составления рассказа

5. Подготовка детей к составлению рассказов (разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

Составление предложений по цепочке;

Объединение в рассказ;

Повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов. По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

"План для составления описательного рассказа"

Памятка для родителей

Родителям необходимо дома закреплять знания полученные на занятиях. Поэтому, родителям важно знать, как правильно составить описательный рассказ. В этом вам поможет план для составления описательного рассказа.

1. Если предмет неодушевлённый.

Что это?

Строение, части, детали.

Из какого материала сделан?

Цвет, форма.

Для чего нужен?

2. Если предмет одушевлённый.

Кто это? Обобщающее понятие.

Строение, цвет, чем покрыто тело?

Чем питается?

Польза, вред для человека.

3. Методика составления рассказа.

Рассмотреть объект.

Ответить на вопросы.

Повторить план рассказа.

Составить рассказ.

"Как сравнить в рассказе два предмета?"

Памятка для родителей

После того, как ребёнок научился составлять описательный рассказ, вы можете предложить составить описательный рассказ в котором будите сравнивать два предмета. Сначала идёт сравнение того, чем не похожи предметы. Это легче. Предложения при этом нужно строить на противопоставлении: "Медведь не похож на ежа тем, что медведь большой, а ёж маленький" и т. д. по всем признакам: строение, цвет, размер, образ жизни.

Затем сравнивается предметы по схожести - это труднее, опять сравнение идёт по тем же признакам, и предложения строятся по тому же типу: "Медведь и ёж похожи тем, что оба дикие животные и т. д."

Это автобус и самолёт (пассажирский).

Автобус и самолёт непохожи тем, что:

У самолёта есть крылья и он летает, а у автобуса нет крыльев и он ездит по дороге;

У самолёта есть носовая часть и хвост, а у автобуса есть капот и багажник;

У самолёта есть иллюминаторы - маленькие окна со шторками, а у автобуса окна большие;

У самолёта есть шасси (6 колёс), а у автобуса четыре колёса;

У самолёта четыре двигателя на крыльях, а у автобуса один;

Самолётом управляет лётчик, а автобусом водитель;

Автобус и самолёт похожи тем, что:

Самолёты и автобусы делают из железа и они большие;

Это пассажирский транспорт, он перевозит людей;

Список литературы:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М., 2000.

2. Волкова: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010.

3. , Коноваленко связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

4. . Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

Дошкольное воспитание №10 за 1990 г. стр. 16 - 21

Краткое описание методики

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы . Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…

Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.

В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа читателям предлагаются графические планы – схемы , которые разрабатывались, уточнялись и применялись автором на практике с 1983 года (первая публикация схем в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 1990 год ).


Схема описания и сравнения игрушек


Схема описания и сравнения посуды

Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов . Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР.

Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.

Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе .

В наших схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.



Схема описания и сравнения овощей, фруктов


Схема описания и сравнения птиц

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями , доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.



Схема описательного и сравнительного рассказа о профессиях людей


Схема описания и сравнения одежды


Схема описания и сравнения времён года


Схема описания и сравнения животных

Татьяна Казакова

Цель : учить составлять описательный рассказ о доме .

Задачи :

1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Закрепить навыки образования прилагательных.

4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

План составления рассказа :

1. Что это? Сколько этажей в доме (одноэтажный, многоэтажный, n-этажный)

2. Из какого материала построен дом? Какой дом? (из кирпича, дерева, панелей, блоков. Кирпичный, деревянный, панельный, блочный)

3. Какого цвета дом?

4. На какой улице расположен дом?

5. Что находится рядом с домом? (Растут деревья, кустарники, магазин, школа, детская площадка и т. д.)

6. С кем проживает? (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом)

7. Какие домашние животные живут дома? (кошка, собака, морская свинка и т. д.)

8. За что любишь свой дом? (он уютный, там тепло, он красивый и т. д.)

Примерный рассказ :

Это дом. Он одноэтажный. Дом построен и дерева, значит он деревянный. Мой дом красного цвета. Он расположен на улице Московская. Рядом с моим домом растет много берез. Еще рядом с домом находится дорога. Я живу с мамой и папой. У меня дома живет кошка – ее зовут Мурка, и собака – ее зовут Жучка. Я люблю свой дом за то, что он красивый.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа по картине «Ежи» для старшей группы Задачи: Воспитывать интерес к лесным животным. Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова.

Ольга Войтова

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития . Наш педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа , является использование наглядных опорных схем . Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ .

Структура комплекта опорных схем содержит 16 карточек по разным лексическим темам.

Диапазон тем, которые вошли в комплект опорных схем для составления описательных рассказов , довольно широкий :

2. Фрукты, ягоды

3. Цветочные растения

5. Деревья

7. Насекомые

10. Животные

11. Человек

12. Герои сказок, мультфильмов

13. Одежда

14. Посуда

15. Игрушки

16. Времена года

Предложенный вниманию воспитателей комплект схем для составления описательных рассказов обеспечит :

Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа ;

Развитие у детей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

Умение дошкольников оперировать родовыми понятиями («животные» , «насекомые» , «посуда» и так далее);

Углубление знаний детей об окружающей среде;

Улучшение коммуникативных навыков детей.

Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа . На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т. е. развернутый план описательного рассказа .

По такой модели можно составить описание отдельного предмета , который принадлежит к определенной группе.

Комплект издательство «ТЦ Сфера» . Учебное издание серия «В помощь воспитателям детских садов» , автор Волкова Юлия Станиславовна «Опорные схемы для составления описательных рассказов (для фронтальной, индивидуальной и индивидуально-групповой работы с детьми 4-6 лет)».

Желаю удачи!



Публикации по теме:

«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников (Мастер-класс для педагогов района). Уважаемые коллеги.

Метод использования опорных рисунков для составления рассказов особенно эффективен для индивидуальной работы с детьми с речевой патологией.

Консультация «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов» Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа.

Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам» Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам». Цели: закреплять знания детей об осени, ее приметах. Расширение.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Осени». Составление описательных рассказов об овощах Конспект НОД по развитию речи в старшей группе составление описательных рассказов об овощах «В гостях у Осени» Цель: учить детей составлять.

Конспект открытой НОД по развитию речи средняя «Б» группа Тема «Составление описательных рассказов по игрушке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» комбинированного вида КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!