Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

До скольки лет младенец. До какого возраста ребенок считается новорожденным

Малыш появился на свет, а это значит, что маме предстоит со многим познакомиться, особенно, если это первый ребёнок. При общении с педиатром, при чтении литературы можно столкнуться с терминологией – ранний неонатальный, поздний неонатальный периоды. Кроме этого, становится интересно, до какого возраста ребенок считается новорожденным, что такое возраст новорожденного и грудничковый период.

До какого возраста ребенок считается новорожденным?

Возраст новорожденного делится на периоды:

  • ранний неонатальный (от момента перевязки пуповины до 7-ми дней):
  • поздний неонатальный (до 28-го дня жизни), в целом, это время составляет возраст новорожденного.

До какого возраста ребенок считается грудничком? Есть мнение, что грудничок – это ребёнок на грудном вскармливании, но это не так, ведь кого-то с рождения кормят смесями, а некоторые детки продолжают питаться маминым молоком до 2-3х лет.

До 28 дней по медицинским параметрам у младенца идёт возраст новорожденного, далее он вступает в грудной возраст, длящийся до 1 года.

В целом, период до года считается важнейшим в онтогенезе человека. Возраст новорожденного, а затем и сам грудничковый период – это время, когда у ребёнка закладываются физические способности и психические функции.

Развитие ребёнка

Родителей в первую очередь интересует развитие малыша, чтобы он рос здоровым, без отклонений. Маме всегда интересно знать, какие есть этапы и как оценивать норму, узнать закономерности.

  • 1 месяц – время адаптации малыша к новому миру. Кроха совершенно беспомощен и нуждается в уходе, в тепле, в строгом соблюдении гигиены.
  • 2 месяца – время развития психики. Обостряется слух, зрение, устанавливается тесный телесный контакт с матерью.
  • 3 месяц – более активный. Ребёнок начинает больше двигаться, может часто плакать из-за беспокойства в кишечнике. Когда ребёнок хорошо себя чувствует, он улыбается, реагирует на собеседника. Движения ещё неконтролируемые, малыш может просыпаться от случайных шевелений ручками или ножками.
  • В 4 месяца движения становятся ещё активнее, ребёнок начинает переворачиваться, исследовать руки и ноги. Развивается мимика, по ней можно понять, доволен кроха или нет. Проблемы колик постепенно уходят, и ребёнок, в основном, находится в хорошем настроении.
  • 5 месяцев – это попытки сидеть, привычка тянуть в рот предметы. Малыш начинает отличать близких людей от чужих, узнаёт родных, на их появление реагирует улыбкой.
  • В 6 месяцев происходит активное мышечное развитие. Младенец садится, пытается подтянуться за предметы, переходит к ползанию. С полугода начинают вводить прикорм, у детей появляются первые зубы.
  • В 7 – 8 месяцев ребёнок ползает, самостоятельно встаёт, у него идёт рост зубов (индивидуально, у некоторых зубы появляются позже).
  • В 9 – 10 месяцев грудничок делает первые шаги, при помощи родителей, а затем сам. Без присмотра ребёнка оставлять нельзя, он может залезть, куда не следует или облокотиться на неустойчивый предмет и упасть.
  • К 1 году ребенку становится интересным общение со сверстниками, шаги становятся уверенными. Ребёнок уже выполняет просьбы, может отвечать на вопросы, появляются первые слова.

Развитие грудных детей подчиняется общим закономерностям, но всё же, носит индивидуальный характер.

Итоги развития малыша

Физическое развитие идёт от врождённых рефлексов, возраст новорожденного – самый ключевой момент адаптации. За год ребёнок учится делать многое: держать головку, переворачиваться, садиться, ползти, вставать, ходить. В эмоциональном аспекте происходят огромные подвижки.

Знакомясь с информацией по грудничкам в Сети, у молодых родителей частенько возникает вопрос: Что собой представляет само понятие "грудной возраст ребенка"? В нижеприведенной статье мы постараемся как можно более полно ответить на этот вопрос.

По медицинским параметрам грудным считается ребенок от двадцати восьми дней до двенадцати месяцев. До этого времени его считает новорожденным.

Многие ошибочно полагают, что грудничком ребенка называют, пока он находится на грудном вскармливании. Сейчас многих малышей мамы кормят с рождения адаптированными молочными смесями, при этом дети также считаются грудничками.

Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны. Они зависят от процесса самого рождения, но есть основные этапы, которые складываются в определенную схему развития по месяцам.

В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.

Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.

Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.

Четвертый месяц - время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.

В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.

В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.

Семь - восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.

В возрасте девять - десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.

К одиннадцати - двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.

Физическое развитие детей грудного возраста

Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.

Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.

Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это - рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения. Это называется автоматическая походка. Положите малыша на живот, он начинает ползать. Если к подошвам его ног поставить ладони, он начнет отталкиваться, чтобы ползти быстрее.

В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.

К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту. В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять - шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести - семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно. В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь - девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги. В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.

Нервно-психическое развитие грудного ребенка

В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.

В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.

В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.

В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.

К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.

В шесть месяцев начинается формирование внимания, появляется лепет. Ребенок есть с ложки, подползает к игрушке и перекладывает ее в руках.

В семь месяцев грудничок сидит и хорошо ползает. Находит предмет на вопрос «где?» и умеет пить из чашки. Страх сменяется интересом.

В восемь месяцев подолгу может заниматься, произнося громко отдельные слоги, узнает родных на фото, активно жестикулирует при общении.

В девять ребенок подражает слогам, которые услышал. Делает несложные действия по просьбе, знает свое имя, привыкает к высаживанию, активно общается жестами.

К десяти месяцам малыш умеет вкладывать один предмет в другой. Увеличивается количество произносимых слогов. Знает название частей тела и дает по просьбе предмет. Может показать части лица у другого человека. Произносит свои первые слова.

В одиннадцать ребенок ставит друг на друга кубики, умеет снимать кольца на пирамидке, показывает части своего тела и понимает «нельзя».

К году малыш уверенно ходит и бегает и выполняет простые задания. Умеет причесываться, произносит около десяти слов, уже умеет самостоятельно есть и пить. Различает форма предметов.

Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста

Эмоциональное развитие младенца закладывает основу эмоциональных реакций в будущем. Это во многом зависит и от общения с взрослыми, особенно с мамой.

В первый месяц улыбается малыш именно маме в ответ на ее улыбку. К трем-четырем месяцам появляется удивление в ответ на неожиданность, тревога и беспокойство во время дискомфорта. После четырех месяцев ребенок доброжелательно настроен к другим знакомым, но может испугаться незнакомца. Если незнакомый человек настроен к малышу доброжелательно, то вскоре ребенок начинает ему улыбаться и радоваться. К восьми месяцам грудничок боится оставаться наедине с посторонними, особенно если первый контакт не получился. В это же время и до одиннадцати месяцев малыш очень переживает расставание с мамой, при этом он плачет и зажмуривает глаза.

Годовалый малыш стремится не только к активному общению, но и к совместным действиям с взрослыми. Взрослые же относятся к ребенку, как слабому и беспомощному, а малыш так не считает и периодически бунтует.

В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее - в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.

Начинается период новорожденности после появления ребенка на свет и обрезания пуповины

Временные рамки

Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.

В свою очередь, неонатальный период делится на:

  • ранний – 1-7 дней;
  • поздний – 7-28.

Грудной ребенок, грудничок, младенец – идентичные понятия. Они относятся к малышу, возраст которого больше 28 суток, но меньше 1 года. Младенческий период в педиатрии разделяется поквартально – 3 месяца с даты рождения, 6, 9, 12.

Общая характеристика неонатального периода

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.



После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мира

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Кризисный момент

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

  1. Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
  2. Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
  3. Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.


Жизнь маленького человечка начинается со стресса, вызванного трудным прохождением по родовым путям

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

Ранний неонатальный период

В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.

Оттенок кожи

Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:

  • эритемой;
  • реакцией сосудов на внешние условия;
  • желтухой.

Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.



Причина эритемы - резкий перепад температуры окружающей среды

Физиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:

  • мраморность покровов, синюшные пятна;
  • неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.

Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.

В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.

Милии и акне

Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.

  • Милии – белые точки, которые обычно появляются на носу, лбу и щечках. Они возникают из-за закупорки сальных желез. Категорически запрещено их трогать. Милии проходят сами по себе через несколько недель.


Милии не требуют лечения и проходят у ребенка самостоятельно
  • Акне новорожденных – красные прыщики с гнойной белой верхушкой, похожие на юношески угри (подробнее в статье: ). Обычно они появляются на лице, но могут обнаружиться спине и шее. Причина акне у малышей – избыток материнских гормонов в крови и несовершенная работа сальных желез. В течение 2-3 месяцев они проходят. Прыщики не нужно лечить. Необходимо тщательно соблюдать гигиену. Кроме того, можно наносить 1 раз в 3 дня крем «Бепантен» тонким слоем.

В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее. От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии.

Поздний неонатальный период

Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:

  • малыш отделен от матери фактически, но сильно связан с ней физиологически и эмоционально;
  • органы и системы ребенка находятся в процессе развития, они не созрели полностью, особенно это касается ЦНС;
  • водно-солевой обмен очень подвижен;
  • организм новорожденного претерпевает изменения в биохимическом, функциональном и морфологическом аспектах;
  • состояние ребенка находится в значительной зависимости от внешних факторов;
  • при нарушении условий жизни физиологические процессы быстро трансформируются в патологические.


Состояние ребенка в период поздней новорожденности сильно зависит от качества ухода

В этом возрасте малышу нужна забота. Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка. Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.

Особенности работы различных органов и систем ребенка

Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.

Зрение

Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.



Физиологическое косоглазие считается нормой и проходит без лечения

Слух

На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.

Осязание, вкус, обоняние

Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.

Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.

Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.



Любимым сладим вкусом ребенка снабжает молоко его мамы

Кожа

Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.

Мочевыделительная система

Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.

Дыхательная система

Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.



Дыхание у детей достаточно поверхностное даже во сне

Сердечно-сосудистая система

После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.

Пищеварительная система

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

В течение первых суток ЖКТ малыша стерилен, но быстро заселяется флорой. Объем желудка растет ежедневно: после рождения его емкость – 20 мл, спустя неделю – 50 мл, через 4 недели – 100 мл. Оптимальная пища – грудное молоко. В организме малыша вырабатываются ферменты именно для его переваривания.

Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.



Оптимальной пищей для ребенка такой возрастной категории считается грудное молоко

Нервная система

Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.

Возбудимость, рефлексы и реакции малыша постоянно трансформируются. Очень выражен тонус мышц рук и ног. В этот период, например, может наблюдаться физиологический тремор – дрожание мускулов конечностей. Кроме того, выделяют ряд безусловных рефлексов, связанных с незрелостью головного мозга, которые изначально есть у всех детей, но угасают в первый год жизни.

После появления малыша на свет ему предстоит со многим познакомиться. Учиться новому придется и его маме. Часто в специальной литературе можно встретить понятие новорожденного малыша. А, до какого возраста ребенок считается новорожденным? Ведь многие рекомендации даются именно в отношении новорожденных малышей.

Возраст, до которого ребенок считается новорожденным?

Всем родителям важно знать, до какого возраста ребенок считается новорожденным. Ведь именно с этим периодом их жизни связан ряд особенностей и рекомендаций.

В соответствии с современными медицинскими понятиями, новорожденным ребенок считается в первые 28 суток своей жизни, которые отсчитываются с момента рождения. Причем первые семь дней обозначаются, как ранняя новорожденность, а с 7 по 28 день наступает поздняя новорожденность. Не стоит путать новорожденный и грудничковый период. Так, грудничковый возраст разделяется на 4 квартала – до 3, 6, 9 и 12 месяцев, соответственно. Поэтому понятия грудничка и новорожденного путать ни в коем случае нельзя.

Так или иначе, самым важным периодом в развитии любого человека считается первый год его жизни. Именно во время новорожденности и грудничкового периода у малыша происходит формирование физических способностей, а также психических функций организма.

Особенности развития ребенка в первые месяцы жизни

Ни для кого не секрет, что развитие основных внутренних органов ребенка к моменту его рождения не завершается. Поэтому их совершенствование продолжается уже после рождения. Именно по этой причине в период новорожденности педиатры уделяют малышам столь пристальное внимание, тщательно контролируя их развитие. В ходе осмотра крохи они оценивают, как состояние самого младенца, так и его двигательные функции, работу кишечника, режим и объем питания, реакции малыша, чистоту кожу и некоторые другие показатели. В первое время после рождения к числу важнейших показателей относится и вес крохи, ведь сразу после появления на свет основная масса детей несколько теряет в весе. В норме такая потеря может составлять 5-7% от массы при рождении. Поэтому это не должно становиться причиной волнения.

Для новорожденных малышей характерен водянистый стул, в котором может присутствовать даже немного слизи. При этом дефекация происходит порядка 5-8 раз на протяжении дня. Мочиться малыш может до 15-ти раз в день. Для периода новорожденности характерен гормональный криз, на фоне которого может происходить некоторое набухание молочных желез. А у девочек могут появиться мутные выделения из влагалища. Но и то и другое быстро проходит без какого-то вмешательства из вне.

Так же у многих новорожденных малышей кожа приобретает желтый оттенок. Это также вполне нормально для их организма. Объясняется это массовым распадом эритроцитов или красных кровяных телец, сопровождающимся ростом в крови билирубина. В норме она должна бесследно пройти уже через пару недель после рождения.

Спят новорожденные малыши по 16-18 часов на протяжении суток. Поэтому иногда перед родителями даже встает вопрос, для кормления, или нет? Причем в большинстве случаев ответ на него будет положительным.

Чтобы не допустить деформации головы ребенка, а также его шеи, нужно внимательно следить за регулярной сменой положения головы крохи с одной стороны на другую.

Поздний период новорожденности предполагает постепенное привыкание к его новому существованию. Поэтому он может бодрствовать чуть больше. Новорожденные малыши по мере роста и развития начинают все активнее сосать молоко, а также двигать ножками и ручками, хватать пальцы мамы. Причем это уже осознанные, а не просто рефлекторные движения. Многим удается уловить первые улыбки именно в период поздней новорожденности. И другие эмоции постепенно становятся все более выраженными.

Многих людей пугает слово «кризис», вызывая негативные ассоциации. Родители боятся кризиса подросткового возраста у детей. Кризис трех лет менее известен, но тоже доставляет немало хлопот взрослым.

Между тем, развития не вкладывает в понятие возрастного кризиса никакого негативного смысла. Более того, человеческая жизнь начинается с кризиса новорожденности.

Данный кризис связан с переходом от внутриутробного существования в внеутробному. В рамках теории психоанализа рождение рассматривается как травма, последствия которой человек ощущает всю жизнь. Это, разумеется, преувеличение, но рождение действительно становится серьезным потрясением для ребенка. Он попадает в среду более холодную и светлую, более богатую звуками, изменяется способ получения питательных веществ и кислорода, исчезает «невесомость», которую обеспечивали околоплодные воды. Ко всему этому приходится приспосабливаться, не случайно в первые дни жизни дети теряют вес.

Чтобы облегчить прохождение кризиса новорожденности, ребенку надо создавать условия, отдаленно напоминающие внутриутробную жизнь. Люди делали это интуитивно задолго до зарождения научной психологии: округлая форма люльки, напоминающая матку, покачивание, которое плод в утробе ощущает при ходьбе. В период новорожденности можно брать ребенка на руки, не боясь «избаловать», желательно так, чтобы он мог слышать стук сердца матери, который он слышал в утробе.

Особенности периода новорожденности

Новорожденность – это единственный период, в котором биологическое начало предстает «в чистом виде», без примеси социального. Ребенок рождается с набором врожденных рефлексов (инстинктов). Некоторые из них скоро угаснут – например, шаговый рефлекс, нырятельный (задерживание дыхания при попадании большого количества воды на лицо), хватательный. Последний рефлекс имел практическое значение у далеких предков человека, позволяя детенышу держаться за шерсть матери.

Особое значение имеют пищевые рефлексы. Сосательный рефлекс срабатывает при любом прикосновении к губам или даже щекам ребенка. Глотательный рефлекс развит в достаточной степени, но с ним очень легко вступает в противоречие рвотный рефлекс, поэтому часто после еды.

Из ощущений наиболее развито осязание в области рта и вкус. Хуже развито зрение, мышечные ощущения. Развитие ощущений не происходит само собой – ребенку необходимы впечатления, которые он может получить только при общении со взрослыми. Если имеет место недостаток впечатлений (сенсорный голод), в дальнейшем возможно отставание в развитии. Такая проблема существует в домах ребенка, где персонал при всем желании не может уделить достаточно внимания каждому малышу в период новорожденности и младенчества.

Примерно в полтора месяца ребенок начинает проявлять активность при появлении взрослого – улыбаться, махать руками, выражать эмоции голосом. Так ребенок реагирует на любого человека, дифференцированные реакции появятся позднее. Это комплекс оживления – основное психологическое «приобретение» периода новорожденности. С него начинается коммуникативное развитие ребенка, которое продолжится на следующей возрастной стадии – в период младенчества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!