Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Детская тугоухость: как определить и что делать. Не слышит или не хочет слышать? Что делать, если ребенок вас не слышит

В дом пришла беда...Выяснилось, что ребенок не слышит. Почему это случилось? Будет ли эффективным лечение и улучшиться ли слух? А если нет, то, что делать? Как помочь такому ребенку? Эти непростые вопросы возникают перед родителями детей с нарушениями слуха, и решить их бывает чрезвычайно трудно. Наш консультант - сурдопедагог высшей категории Запорожской областной психолого-медико-педагогической консультации Любовь Маркова.

В течение многих лет общаясь с родителями детей с нарушением слуха, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался в возрасте двух-трех лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что малыш не реагирует на имя, ее беспокоило, что он не говорит. Мать обращалась к врачам, но ее успокаивали: "У него все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после трех лет. Подождите". Между тем, время шло, ребенок так и не начинал говорить, и только когда ему исполнилось три года, было проведено необходимое обследование и стало очевидно, что ребенок глухой.

Ведущая роль в раннем выявлении слуха у детей принадлежит, безусловно, родителям. Именно они должны обратить внимание на основные признаки возможного нарушения слуха у ребенка.

1. Вздрагивает ли ребенок на громкие звуки в возрасте двух-трех недель?
2. Замирает ли при звуке голоса в возрасте четырех-пяти недель?
3. Оживляется ли на голос матери в возрасте один-три месяца, не видя ее?
4. Поворачивает ли голову в возрасте четырех месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса матери?
5. Гулит ли в возрасте двух-четырех месяцев?
6. Переходит ли гуление в лепет (появление слогов (ба)-(па)-(ма)) в возрасте четырех-шести месяцев?
7. Появляется ли эмоциональный лепет на появление родителей?
8. Поворачивается ли на свое имя в возрасте старше восьми месяцев?
9. Понимает (выполняет) ли простые просьбы в возрасте восемь-десять месяцев? ("Где мама?" "Дай мячик" и. т.д.)
10. Появляются ли слова в возрасте одного года?
11. Появляются ли двухсловные фразы в возрасте полтора-два года?
12. Старается ли ребенок старше двух лет смотреть на лицо говорящего с ним человека при общении?

Если родители отвечают на вопросы с 1 по 11 отрицательно, а на 12-й положительно - может быть заподозрено снижение слуха. В этом случае рекомендуется пройти комплексное обследование слуха с использованием объективных методов.

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота .

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота .

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени тугоухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

  • с горохом - в 3 месяца;
  • с гречкой - в 4-5 месяцев;
  • с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не существует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

Мама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.

Здравствуйте дорогие мамочки! Часто ли вы задавали себе вопрос: " Ну почему я все должна повторять по двадцать раз?!" Я задаю себе этот вопрос очень часто. И вот, однажды, наткнулась на интерестную статью в журнале " Мой ребенок". Статью написала основатель клуба «Семья от А до Я» – Валентина Чичкун. Хорошая, граммотная статья, но у меня она вызвала много противоречий внутри.
Валентина описала три причины «глухоты» наших любимых деток. Это- страх, отсутствие интереса и протест.
Чем же по ее мнению обусловлен страх наших малышй? Вспомните себя в ситуации, когда вы боитесь кого-то или боитесь выглядеть плохо в глазах кого-то. Что вы при этом испытываете? Вы как-будто глупеете на глазах. Забываете слова, не можете понять простые вещи, пропускаете то, что вам говорят… То же самое происходит с ребенком если родитель очень требовательный и раздражительный.
Отсутствие интереса Валентина объясняет тоже оригинально. Ребенок может быть чем-то занят в этот момент. Например, девочка настолько увлеклась постройкой домика для куклы, что действительно не слышала слов мамы об обеде. Или вот, Валентина предлагает вспомнить мужа, когда вы попросили его починить вешалку во время просмотра футбольного матча. И у нас, у мамочек, Валентина спрашивает, бросили ли бы мы интерстный разговор по телефону, если муж попросил срочно найти ключи от машины… Неужели мы так несправедливо требовательны к нашим детям???? Видим ли мы в своих детях солдат???? И, неужели мы пытаемся с пленок приучить их к правилу " Родитель всегда прав!"
Протест наших малышей для Валентины заключается именно против гиперопеки, против постоянных замечаний и объяснений. Он может быть выраженным «Ну мама!» или молчаливым «Я просто тебя не слышу». Мы часто наблюдаем, как малыш бежит на дорогу, не слыша предостережений мамы. Или, как подросток болтает со сверсниками не обращая внимания на призывы отца. Что делаем мы, родители, оказавшись в подобных ситуациях? Чаще всего злимся или опускаем руки: " Что делать, может перерастет!" Не перерастет. Уважение не появляется на пустом месте. Пока ребенок маленький, нам легко на него давить и заставлять делать то, что мы хотим. Однако, когда он подрастает, он понимает, что может от нас не зависеть, пресс давления уходит, и уважения как не бывало, так и не будет.
Валентина предлагает выйти из сложившейся ситуации взаимным опытом восприятия. И первым долгом определить причину. Если мы видим страх в глазах ребенка, нам советуют снизить требования, не наказывать ребенка и не применять командно-приказной тон, переходящий в крик. А чаще ласкать ребенка и не делать из него объект требования.
Не ограничивать свободы действия ребенка из-за страха самого родителя за безопасность ребенка. Такой страх – сделать что-то неправильно, рождается у человека, не имеющего опыта принятия самостоятельных решений. Валентина совтут снять бремя пресса требований и амбиций с хрупких плеч ребенка и тогда он станет раскованее и свободней, что улучшит его интеллектуальные способности....
Валентина советует проникать в мир интересов вашего ребенка, постоянно изображать нашу задейственность во всем, чем занят малыш… И, к примеру, не заставлять малыша слушать, как вы читаете ему книжку, а сесть в сторонке и начать читать. И тогда, пишет Валентина, ребенок сам к вам подойдет…
Предлагает снизить нашу опеку, ведь у ребенка уже нет сил реагировать на постояннве одергивания (там машина, там собака, вот ступеньки, люк открыт) Она называет таких мам «пилами» и в семейной жизни, постоянно напоминающих мужу что нужно сделать…
Но эти советы подходят для мамы ребенка среднего по всем показателям. А вот для родителей особенных деток, отличающихся ярко выраженной гиперактивностью ну прямо таки – какое-то оскорбление!
У меня Никита – гиперактивный четырехлетний малыш. Заговорил в три с половиной, так как говорить ему было некогда… В четыре месяца развалил ногами кроватку, в шесть месяцев сидя у новой тумбочки под телевизором, перебирал папины диски и просто случайно вырвал стеклянную дверцу абсолютно новой крепкой тумбы… Я пыталась читать ему книжечки и в ролях и в игре и для его мягких игрушек и сидя в стороне, пытаясь привлечь го внимание. Не интресовало его это, это у него отнимало кучу его драгоценного времени. Он выхватывал книгу, за пару минут всю ее перелистывал и убирал в сторону. Первую сказку «Теремок» он выслушал(слава БОГу) в четыре года. Сейчас знает только «теремок», «колобок», «курочка ряба» и «муха цокотуха» и я считаю это огромным достижнием. Я начала готовить его к школе… Водим два раза в неделю на занятия и естественно делаем домашнее задание. Я все пытаюсь преподнести артестично, заинтересовав, малыша, без криков и упреков. Но если бы я все время использовала только эти методы, он бы воспринял занятия за игру (хочу играю, хочу нет) и рано или поздно сказал бы, что надоело… Пару раз приходилось вводить его в тот ступор, о котором писала Валентина.Пусть именно в тот момент, моя требовательность была безрезультативной, но он запомнил, что со мной лучше длать уроки, тогда не будет этих неприятных ощущений. Разве не так можно заслужить уважение ребенка? Разве мы должны быть вечно играющими подружками?
Об отсутствии интереса мне тоже понравилось. Вот странно что мама требует идти обедать, да? Этим летом Никита не ходил в сад и унас вначале начались проблемы с завтраками, обедами и ужинами. Даже с мужем был скандал по поводу того (ну не хочет ребенок, пусть играет, поест когда захочет и что захочет). Вы знаете, дорогие мамочки, так меня это все обидело, что я пустила на самотек. Результат- все лето ел одну картошку с огурцами и иногда отварной буряк, ну еще любит красный борщ… А так в промежутках печенье, булку с маслом требовал, ну и конечно же колбасу. Причем я должна была по требованию, уже после того как все поели через час, делать и давать ему только то, что он хотел. Ни мясо, ни рыбу, ни яйца, ни молочку, ни ягоды и фрукты он у нас не переносит.Прям рвоту начинает вызывать. И никакими котлетками, фрикадельками не обманешь и никакое колличество сахара в клубнике не спасет. Как бы я не чистила и нарезала персики с яблоками и грушами и чем бы не поливала (даже взбивала) в рот н возьмет. А какое время было (какие розовые щечки), когда годовалого ребенка я не спрашивала, а кормила по режиму и тем что нужно. Теперь спасаемся витаминами и находимся под каблуком Никиты. А правильно было бы, не входить в его положение посредством полной взимозаинтересованности, а так, позавтракли все и все. Не поел, значит ничего не давать до обеда. Не хочет в обед то, что все поели, ничего не давать до ужина (деспотично, не по советам наших гуманных психологов), но по-моему это правильней. Где уважение? Я делаю то что он хочет, я заинтересована тем что он любит во вред ему....
Особенно меня поразили слова Валентины о чрезмерной опеке! Да была ли она когда-то рядом с таким малышом, как Никита! Может быть и есть мамочки, которые излишне трусятся над абсолютно адекватными детками, не давая им спуститься по ступенькам и войти спокойно по щиколотку в море. Вызывая своим постоянным страхом нарушения психики у детей.А в моем случае просто преступление – не одергивать все время. Мой ребенок не знает страха вообще. Хорошо это или опасно? Представьте, что он сидя в Дельфинарии в последнем ряду, будучи уже четырехлетним, все прдставление хотел выпрыгнуть в море, чтоб поплавать. И бассейн с дельфинами его интересовал ровно две минуты. Дорога для него не преграда… Вода и глубина значения не имеют. Да я от него вообще не отхожу. И это только моя заслуга, что нам ни разу ничего не зашивали… На горках он съезжает только головой вниз и пытается свесить ножки на самой верхнй точке турников… Я уже писала в одной из своих статей, что на плаванье мы ходили только месяц, а на футбол и того меньше. Тренер по плаванью отвернулся за жилетом и ребенок с разбегу чуть не прыгнул в бассейн, упражнения никакие он не выполнял, а норовил уплыть в центр, подальше от тренера. На футболе его интересовал постоянный бег за мячом, если же нужно было выполнять то, что говорил тренер, то он убегал на турники и его назвали опасным малым, отправив домой подрасти...
Да и мой муж за все лето моих просьб постирать ковер или отвезти его в химчистку, сделал это в сентябре… Это только один из случаев. Так что мне надо было самой выстирать огромный ковер? Чтоб не быть «пилой»?
Не прививать ребенку правило «Родитель всегда прав»? Обмануть его, сделав вид, что вы вместе пришли к решению сделать так как нужно? Проявлять интерес к его машинкам и кубикам, с этим можно согласиться, но не буду ли я в роли подружки с его же уровнем интелекта? Или все таки строгость и настойчивость должны иметь место? И если нужно отложить игру и поесть или сделать уроки, то это нужно. А потом я и приласкаю и поиграю. Когда вырастет, тоже не захочет оторваться от интернета и пойти на лекции или тем более на работу! Будем жить его интересами?!
В чем же причина «глухоты» наших малышей? А мы не такими были? И были ли у наших родителей под рукой статьи граммотных психологов, а время свободное для рассмотрения интересов каждого из пяти детей? И почему мы вырасли такими порядочными, образованными и целеустремленными? Ведь времени нам уделяли так мало а требований так много! Да не позволила бы я себе в детстве не услышать мамин призыв к чему-либо............

Проблемы со слухом у детей, когда ухо стало плохо слышать – стандартное явление. С 5 лет у каждого четвертого ребенка наблюдаются незначительные патологии, связанные с анатомическими особенностями или приобретенными заболевания. У некоторых с детства наблюдается синдром тугоухости, который со временем проходит или переходит в хроническую форму. Нарушения слуха видны по поведению ребенка. Он становится раздражительным, невнимательным, присутствует недомогание и чувство дискомфорта. Происходит повышение интонации при разговоре, часто не откликается на зов родителей. Но что делать, если у ребенка плохо слышит ухо? В медицинской практике отоларингологов отмечены все имеющиеся заболевания, развивающиеся лишь на одно ухо. Нужно установить провоцирующую причину, провести диагностику и полноценный терапевтический курс.

Множество разнообразных причин провоцируют проблемы со слуховым аппаратом. Ниже будет приведен список наиболее распространенных факторов:

  • воздействие громкого шума на высоких или низких частотах (прослушивание музыки в наушниках на высокой громкости);
  • патологические отклонения, происходящие в момент развития ребенка;
  • наличие серьезных вирусных или инфекционных заболеваний;
  • воспалительные процессы, образовавшиеся в результате предыдущего некомпетентного лечения болезни;
  • наследственность, отклонения на уровне генетики;
  • приобретенная тугоухость или деформация ушной раковины в результате травмы или серьезного повреждения;
  • побочные эффекты фармакологических средств.

Остальные провоцирующие причины проявляются в индивидуальном порядке. Зачастую у детей возникают проблемы со слухом в результате болезни носоглотки, переходящие в инфекционную форму и распространяющиеся на слуховой аппарат.

Почему плохо слышит только одно ухо

Ситуация, когда ребенок не слышит на одно ухо актуальная, и возникает по следующим причинам:

  • посторонний предмет в ушной раковине или образовавшаяся серная пробка. Встречается в основном у маленьких детей, которые из-за непоседливости и любознательности могут неосознанно навредить себе. При посещении отоларинголога производится визуальный осмотр позволяющий определить, какая именно причина послужили снижению слуха;
  • инфекционное заболевание вирусного типа. К таким относят средний или экссудативный отит. Болезнь характерна скопление жидкости за барабанной перепонкой, которая создает сильное давление на хрупкую мембрану. В результате слуховая деятельность значительно уменьшается, что приводит к кратковременной или долгосрочной потере слуха;
  • тугоухость на фоне нарушения кровообращения;
  • возникновения в ушной раковине или иного воспалительного процесса.

Остальные причины возникновения детской глухоты на одно ухо исключительно индивидуальны. Это может быть кратковременное явление (надуло сквозняком или попала жидкость в слуховой орган). Но при длительном присутствии характерных признаков, возникновении болевых ощущений, постоянном недомогании, сонливости, признаках раздражения и отсутствия своевременного восприятия слухового сигнала нужно обратиться в стационарное отделение для предоставления компетентной помощи.

Что делать если ухо плохо слышит

Первоначально не нужно вдаваться в панику. Любая проблема имеет свои причины и способы устранения. После нужно провести беседу с ребенком и определить, когда у него начались проблемы со слухом. Как только события приобретут ясность нужно посетить кабинет отоларинголога или ЛОРа. Ниже мы рассмотрим, если ребенок плохо слышит одним ухом, что нужно делать в различных ситуациях:

При отите

Нужно установить причину этиологии болезни. Острая или хроническая форма отита способна нанести существенный ущерб хрупкой барабанной перепонке. В качестве первых мер рекомендуется приобрести лекарственное средство, снижающее давление на мембрану. При возможности, проконсультироваться с врачом или привести ребенка на осмотр. Пока заболевание не продолжило прогрессировать нужно устранить излишнюю жидкость.

Серных пробках

Это явление возникает при отсутствии полноценной гигиены. скапливается в больших количествах, спрессовывается и заполоняет собой весь ушной канал. Если она не успела затвердеть, устранить проблему можно при помощи специальных капель, например, . При затвердевании серы необходима помощь медицинского сотрудника.

При травме

Деформация ушной раковины вследствие травм – привычное явление. К примеру, может быть нарушена слуховая мембрана, которая в последующем регенерирует на 80-90%. К сожалению, слух может быть частично утерян навсегда. Важно выяснить, присутствует ли внутри ушное или внутричерепное давление, которое провоцирует ослабление слухового препарата. В подобном случае лучше обратиться в больницу, так как самостоятельное лечение лишь навредит малышу.

Диагностика

Если причина снижения слуха у ребенка неизвестна, необходимо пройти некоторые виды обследований. Диагностический ряд состоит из следующих мероприятий:

  • лабораторные исследования. Назначаются при наличии подозрений на инфекционные или вирусные заболевания спровоцировавшие потерю слуха. В обязательном порядке сдается кровь и моча на развернутый анализ;
  • визуальный осмотр и опрос пациента. При помощи специальных приборов, отоларинголог или ЛОР «прощупывает» пораженное ухо. Если причина кроется в постороннем предмете или образовавшейся серной пробке, проблема быстро решается;
  • инструментально-аппаратные обследования. К ним относится рентгеноскопия (в обязательном порядке), МРТ или КТ;
  • в качестве дополнительных диагностических мероприятий осуществляется аудиограмма, позволяющая определить, реагирует ли барабанная перепонка на посторонние звуки или низкие частоты. Помогает установить, может ли пациент самостоятельно различать посторонние сигналы, а также определять их точное местоположение.

Лечение

Проблемы со слухом устраняются двумя способами – медикаментозным лечением и народной терапией. Они применяются исходя из первичных причин возникновения проблемы, присутствующих симптомов и степени развитости заболевания. Важно помнить, что только медицинский сотрудник может назначать медицинские препараты. Ниже мы рассмотрим, что нужно делать, если ребенок не слышит долгое время на одно ухо.

Медикаментозное

Назначение средств происходит после диагностирования. В зависимости от первичной причины, врачи назначают разные виды лекарств:

  1. При среднем или экссудативном отите пациенту предстоит длительный терапевтический курс. Первым средством выступают антибиотические препараты. Они устраняют инфекционную или вирусную реакцию, ставшей причиной развития отита. Обычно используется «Цефтриаксон» или «Аугметин» (имеются зарубежные аналоги). Также используются препараты в уши против воспаления: или Отинум.
  2. При наличии серной пробки в ушах назначают промывание физраствором. Он растворяет серную преграду, а также промывает ушную раковину.
  3. При наличии отоларинголог назначает «Атаракс».
  4. Препараты, снимающие спазм, выступают эффективным профилактическим средством, которое позволяет ускорить процесс регенерации ушной раковины. (Дротаверин).

Это рядовые методы лечение проблем со слухов в одном ухе у детей. Что нужно делать при сложных ситуациях (к примеру, жидкость за барабанной перепонкой начинает деформировать ее) вы узнаете на консультации у специалиста.

Народное

Народная терапия славится своими средствами, позволяющими устранить даже острую форму экссудативного отита. Рассмотрим, какие именно средства могут помочь избавиться от проблем с потерей слуха:

  1. Репчатый лет в совокупности с водкой. Лук нужно измельчить отжать из него сок, после смешать с водкой в пропорции 3 к 1 (сок/водка). Полученное средство ежедневно закладывать у хо в качестве турунды. Это средство помогает при отите и серной пробке, но запрещается использовать его при травме ушной раковины.
  2. Прогревание. На плите необходимо разогреть немного соли, после упаковать ее в удобный мешочек и приложить к поврежденному уху. Этот способ позволяет снизить отечность и воспаление, но категорически запрещается использовать его при первых признаках отита.
  3. Средство на основе растительного масла. Нужно взять немного растительного масла, промокнуть в нем ватные тампоны и поместить ненадолго в ухо. По прошествии 10 минут – вынуть. Средство эффективно при вирусных или инфекционных заболеваниях, а также потере слуха.

Важно помнить, что не все способы из народных средств прошли проверку, а также доказали свою востребованность и эффективность. Не зная причины возникновения болезни и характерных симптомов, рекомендуется посетить медицинское учреждение, дабы не навредить хрупкому здоровью ребенка.

Профилактика

— эта проблема, по статистике беспокоит 15% детей.

Некоторые рождаются с патологией, другие имеют приобретенные заболевания. Потеря слуха накладывает негативный отпечаток на детское развитие.

Причины недуга

Существуют различные причины детской патологии. Медицина выделяет 3 группы заболеваний слухового аппарата:

  • врожденная;
  • наследственная;
  • приобретенная.

Врожденная глухота

Причинами врожденной глухоты медики считают осложнения при беременности и родах:

  1. Угроза отслойки плаценты.
  2. Токсикоз.
  3. Резус-конфликт.
  4. Лечение беременной антибиотиками.
  5. Употребление будущей мамою наркотиков, алкоголя.
  6. Активное, пассивное курение беременной.
  7. Стремительность родов.
  8. Затянувшиеся роды.
  9. Внутричерепная травма.

При дефиците кислорода в период внутриутробного развития у малыша развивается глухота.

Наследственная патология

Если у родителей диагностирована наследственная глухота, вероятность аналогичной проблемы у новорожденных будет высокой. При тугоухости одного из родителей риск снижается вдвое. При наследственной патологии часто диагностируется аномальное развитие наружного уха.

Приобретенное заболевание

Развитие патологии происходит по причинам:

  1. Загрязнение слухового прохода. Загрязнение происходит ушной серой, возможно попадание мелких предметов. После обращения к отоларингологу для очистительной процедуры слух восстанавливается.
  2. Воспаление среднего уха. Из-за не вылеченного отита среднего уха повреждается барабанная перепонка, развивается глухота.
  3. Акустическая травм. Если на барабанные перепонки воздействует громкий звук, внезапный кратковременный или продолжительный, это часто приводит к нарушению слуха.

Очень часто причиной тугоухости становятся инфекционные болезни:

  • менингит;
  • паратиф;
  • корь;
  • коклюш.

По месту локализации патологии выделяют типы тугоухости:

  1. Нейросенсорную – поражение звуковоспринимающего аппарата внутреннего уха.
  2. Кондуктивную – поражение звукопроводящего аппарата наружного уха, слуховых косточек.
  3. Смешанную – одновременное нарушение звукопроведения и звуковосприятия.

Как решить проблему

Родители на ранней стадии замечают глухоту сына или дочери.

О развивающемся дефекте слуха свидетельствует много фактов:

  • полугодовалый грудничок игнорирует звуки;
  • ребенок трогает руками ушки;
  • малыш в возрасте 2 лет игнорирует слова.

Более взрослые дети говорят очень громко, садятся близко возле телевизора, требуют усилить звук. Старший ребенок становится агрессивным, замыкается.

Естественной реакцией родителей, если ребенок стал плохо слышать, должна стать консультация врача. После осмотра отоларингологом малыша направляют на аудиологическое обследование для точной постановки диагноза.

Возможны другие варианты инструментальной диагностики:

  • акустическая импедансометрия;
  • отоакустическая эмиссия;
  • электрокохлеография.

Выполняются лабораторные исследования крови.

Полученные результаты обследования дают возможность врачу начать адекватное лечение, применяя следующие методы:

  • медикаментозные;
  • физиотерапевтические;
  • функциональные;
  • хирургические.

Если тугоухость вызвана инфекцией, пациентов лечат нетоксичными антибиотиками. Нередко для восстановления слуха удаляют серную пробку.

Немедикаментозная терапия включает:

  • пневмомассаж барабанной перепонки,
  • электрофорез,
  • иглоукалывание,
  • магнитотерапию.

При кондуктивной тугоухости по причине повреждения барабанной перепонки малышу проводят слухулучшающую операцию. Чтобы улучшить слух при сенсоневральной тугоухости, применяют метод слухопротезирования, при кондуктивной – выполняют кохлеарную имплантацию.

Метод кохлеарной имплантации – новое направление восстановления слуха при глухоте. Другие названия метода: искусственное ухо, электронная улитка.

Оперативное вмешательство проводится для восстановления функции с заменой рецепторного аппарата электронной улиткой. Устройство преобразует, кодирует речевые сигналы, располагаясь вне внутреннего уха.

Родители, узнав, что у малыша наблюдается снижение слуха, нередко поддаются паническим настроениям. Проблема не безнадежна: есть центры реабилитации, дошкольные заведения, школы слабослышащих, помогающие усвоить необходимые знания, приобрести социальные навыки, подготовить к выбору подходящей профессии. Родители должны применить все доступные средства для восстановления функции слуха.

Видео

Действия

При обнаружении первых симптомов необходимо обратиться за помощью профильного врача.

В качестве профилактики нужно раз в год проходить обследование.

Не стоит игнорировать ухудшение слуха, это может повлечь самые серьезные последствия, вплоть до потери слуха.

Действовать следует в зависимости от конкретной ситуации.

  1. Если снижение слуха связано со скачком давления, достаточно сделать пару глотательных движений или глубоко зевнуть.
  2. В случае попадания воды, не пытайтесь извлечь ее при помощи посторонних предметов. Лучший способ принять положение на боку (ухо в которое попала вода, должно быть направлено вниз) и слегка оттянуть мочку уха, делая глотательные движения.
  3. При насморке в первую очередь следует устранить причину осложнения и попытаться снять отек в евстахиевой трубе сосудосуживающими каплями. Данный способ подходит тем, у кого осложнение не носит серьезного характера, в противном случае благоразумнее будет обратиться к врачу.

Современное оборудование позволяет с точностью определить степень серьезности заболевания и причины его появления.

Способы лечения

Что делать если плохо слышит ухо, но при этом оно не болит? Лечение должно назначаться опытным специалистом после проведения диагностики. В зависимости от причин, приведших к увеличению порога слышимости, назначается определенный терапевтический курс.

Если проблема связана с отосклерозом, назначается прием:

  • кальция;
  • фосфора;
  • брома;
  • витаминов определенных групп, в частности В, А, Е.

Хорошо помогают физиопроцедуры, такие как иодовый электрофорез, который помогает снять шум в ушах. В отдельных случаях требуется оперативное вмешательство.

Если утрата слуха объясняется возрастными изменениями, процедуры, связанные с их устранением носят общеукрепляющий характер. Пациентам назначаются препараты, нормализующие обменные процессы и улучшающие кровоснабжение слухового нерва.

Проблемы со слухом, возникшие в результате образования серной пробки, решаются ее удалением. Пробка вымывается определенно направленной струей, подогретой воды.

Нетрадиционные способы

Для лечения потери слуха в народной медицине есть проверенные годами рецепты.

  1. Для уменьшения шума в ухе есть простое народное средство:хорошо помогает горячий отвар хмеля, если пить его ежедневно по стакану в течение месяца, дополнительно закапывая в больное ухо 5-6 капель миндального масла. При необходимости повторить процедуру через месяц.
  2. При атеросклерозе от шума в ухе поможет следующий рецепт: перед завтраком следует употреблять небольшой зубчик чеснока, в целом виде, не разжевывая. Длительность процедуры — один месяц. Для профилактики следует повторять раз в полгода.
  3. Если ухо плохо слышит после неврита, положительный результат дает нагретая соль или песок, завернутые в холщовый мешочек. При воспалении данный способ противопоказан.
  4. Луковый сок является эффективным средством при отите. Используется смесь из четырех капель сока лука и одной капли водки. Полученное средство закапывается в ухо дважды в день по две капли.

Важно помнить, что слух надо беречь в любом возрасте.

Последствия

Плохой слух, или тугоухость, как называют данное заболевание в медицине, оказывает серьезное влияние на жизнь человека. У больного заболевание может развиться внезапно или постепенно, в зависимости от причин, которые его вызвали. Соответственно, его последствия будут тоже отличными.

Наиболее сложно определить тугоухость в раннем возрасте. Но именно в этот период она может привести к наиболее серьезным последствиям. У детей – это нарушение речевой функции. Словарный запас и сама речь развивается с существенной задержкой или не развивается вовсе. Если вовремя не диагностировать заболевание и не принять меры для его лечения, это приведет к уменьшению области головного мозга, которая отвечает за слух, в размерах. Со временем она может полностью атрофироваться. Даже при последующем успешном лечении тугоухости, восстановить функции мозга практически невозможно.

Тугоухость, вызванная инфекционными заболеваниями, может привести к их хроническим формам, например, хроническому отиту. В результате присутствия постоянной инфекции тугоухость будет прогрессировать. Конечной формой становится полная глухота. В некоторых случаях запущенная тугоухость лечится только хирургическим методом.

Во взрослом возрасте плохой слух приводит не только к нарушениям речи, способности читать, но и сказывается на психоэмоциональном состоянии. Это откладывает свой отпечаток на характер больного.

Постепенно нарушение слуха приводит к заметному изменению поведения больного. Он более враждебно воспринимает окружающий мир. Чем сильнее прогрессирует тугоухость, тем более оборонительную позицию занимает человек. В результате это приводит к постоянному ощущению изолированности от окружающих и собственной отверженности.

Чем меньше человек слышит фраз или подсказок от окружения, тем сильнее у него развивается депрессия и происходит нарушение краткосрочной памяти. Во время разговоров для больных с нарушениями слуха характерны две противоположные модели поведения. В первом случае они стараются доминировать, во втором, уклоняться. В случае если фоновый шум превышает порог их слышимости, то они уклоняются от группового общения. Следовательно, больше ограничивают социальные контакты, отказываются от обращения за помощью.

В любом возрасте тугоухость приводит не только к нарушению здоровья, но и невозможности нормально строить социальные связи.

Диагностика

Диагностика тугоухости необходима для того, чтобы определить степень заболевания и выявить причины, которые привели к его образованию. Основная задача диагностического исследования сводится к выявлению уровня поражения, стойкости тугоухости, ее характера.

Врач отоларинголог проводит ряд процедур:

  • внешний осмотр головы, шеи, ушной раковины;
  • речевую аудиометрию;
  • отоскопию;
  • камертональные пробы;
  • запись тональной пороговой аудиограммы;
  • исследование среднего уха и барабанной перепонки.

Внешний осмотр необходим для выявления травм, которые могли привести к потере слуха. Исследования среднего уха и барабанной перепонки показывают, есть ли острые инфекционные заболевания (отит) и инородные предметы в слуховом проходе.

Речевая аудиометрия является наиболее простым способ определить тугоухость. Выделяют речевую и шепотную аудиометрию. В простом случае врач шепотом произносит ряд фраз, которые больной должен услышать и повторить. В более сложных ситуациях применяется специальный аппарат – аудиометр. Электроакустический прибор издает звуки разной интенсивности и тональности. С его помощью записывается тональная пороговая аудиограмма.

Камертонные пробы – это диагностическое исследование с помощью камертонов, которые отличаются частотой звучания. С их помощью определяется как костная, так и воздушная звукопроводимость уха. Данный метод относится больше к субъективной диагностике, так как полностью зависит от мнения врача. По результатам исследований назначаются консультации у врачей сурдолога и отоневролога.

Наиболее сложно выявить тугоухость маленького ребенка. Главную роль играет внимательность ребенка.

В качестве основных причин для обращения к специалисту можно назвать:

  • отсутствие реакций на оклик или иной резкий звук;
  • невозможность определить источник звука;
  • небольшой словарный запас или его полное отсутствие в возрасте более двух лет.

Народные средства

Чеснок – это средство от всех болезней. Его активно используют при лечении тугоухости. При этом отмечается, что он помогает восстановить слух даже при полном его отсутствии. Умельцы выделяют три основных рецепта, связанных с чесноком.

  1. Чесночные капли. Для их приготовления необходимо выжать свежий сок чеснока и смешать его с оливковым маслом в соотношении 1:3. В больное ухо закапывают по 2-3 капли в течение двух недель. После чего делается перерыв и процедура повторяется.
  2. Турунды из чеснока. Чеснок натирается на терке и смешивается с камфорным маслом. На каждый зубчик берется 2-3 капли масла. Полученную массу кладут в бинт и скатывают турунды. Их вставляют в ушной проход на ночь в течение двух недель.
  3. Настойка из чеснока. Для ее приготовления необходимо залить 300 грамм чеснока 0.5 литра спирта и настоять их в течение трех недель в темном месте. Полученную настойку пьют 1 раз в день. На стакан молока добавляют 20 капель.

При шуме в ушах очень хорошо помогает настойка мелиссы. Для ее получения необходимо 1 часть травы залить 3 частями спирта или водки. Настойка выдерживается в темном месте 7 дней. Поле этого ее можно закапывать в больное ухо по 3-4 капли. Если настойки по ряду причин использовать нельзя, то можно приготовить отвар из мелиссы и принимать его по 2 столовых ложки 5-6 раз в день.

Существуют и другие методы народной медицины для улучшения слуха. Очень хорошо зарекомендовал себя прополис, клюква, лавровый лист, лук, монетки из меда и медовая калина.

Профилактические меры

Для профилактики потери слуха необходимо применять комплексные меры.

  1. Периодические осмотры у ЛОР врача.
  2. Своевременная диагностика и грамотное лечение инфекционных заболеваний дыхательных путей (ринит, синусит, ангина, гайморит и т.д.).
  3. Регулярное обследование детей на выявление тугоухости.
  4. Удаление аденоидов, до появления проблем со слухом.
  5. Своевременное выявление и грамотное лечение острого отита среднего уха.
  6. Вакцинация против краснухи на этапе планирования детей.
  7. Профилактика нервного напряжения и стресса во время беременности.
  8. Обучение правильной технике сморкания.
  9. Отказ от применения ватных палочек и других средств для чистки ушных раковин.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!