Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Дети с задержкой психического развития (зпр). Картотека игр по фэмп для детей средней - старшей группы

Коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей с ЗПР (практикум для родителей)

Цель практикума: раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

1. Психологический тренинг «Приветствие»

Родители и педагог встают в круг. Воспитатель касается открытыми ладонями ладоней стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в круге родители имеют возможность друг с другом познакомиться.

2. Выступление педагога.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в данной системе обучения -обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель -заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь) . А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить ваше внимание на этой проблеме.

От родителей требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.

Мы предлагаем в течение этого учебного года провести с вами цикл встреч, во время которых мы познакомим вас с развивающими играми для детей. Эти игры направлены на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии, в частности с ЗПР. Сегодня наша первая встреча, на которой пойдет речь о внимании и памяти.

3. Физминутка для родителей.

Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

4. Развивающие игры

Внимание

Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

Выделяют 3 основных вида внимания

Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет -три объекта) .

Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.

Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

«Что изменилось» Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний» Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга) . Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй» Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой) .

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

Раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

Выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

Играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

5. Физминутка для родителей «Буратино»

Буратино потянулся - раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

(родители выполняют движения по образцу педагога) .

Память

Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти.

Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

Мы предлагаем для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Картинки» Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды) . А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова» Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

Мальчик устал

Девочка плачет

Папа читает

Мама готовит

Бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?» Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

Заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»

- «Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»

- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок

Итак, внимание и память можно и необходимо тренировать, вместе с тем необходимо учитывать, что нарушения этих психических процессов может быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка (гиперактивность, ППЦНС и др.) или с его общим физическим состоянием.

Таким образом, хочется сказать что самое главноелюбые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.

В конце практикума родителям предлагают заполнить отклик-анкету.

Игровая деятельность детей
с задержкой психического и речевого развития

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.

У малышей с задержкой психического развития (ЗПР) или речевого развития (ЗРР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо “не хотят” играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра “рядом” (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке), но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается), при этом игровой замысел отсутствует. Т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память.

Предметы для детишек с ЗПР и ЗРР не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра “Больной” - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Дошкольники с ЗПР демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой).

Для развития малышей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких малышей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Попробуйте создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

Итак, наша конечная цель – научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.

Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию (в кабинет врача, на почту, в магазин). Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие (изображая, например, его – это поможет создать образы-представления). Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!
Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями “А что было бы, если...”
Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка “Три медведя”: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький - медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения.
В работе над коммуникацией, азбукой общения может помочь книга Богуславской “Этот веселый этикет”.
Для расширения кругозора с дошкольниками обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Планирование предстоящей игровой деятельности.
В конструировании, например, можно обсудить, какие кубики нам понадобятся, какой будет фундамент, что будем делать. В конце стоит дать вербальную оценку - как мы это сделали. Аналогично организуется рисование, лепка, рассказывание сказок. Совместно с ребенком составляйте план игры (в почту, в больницу, в “Дочки-матери”) – необходимо отобрать предметы для игры, определить роли, выбрать действия.

Формирование знаково-символической функции . Сначала используются реальные персонажи. Затем сказка разыгрывается на заместителях (кегли, треугольники). Потом только представляем в воображении, без опоры на предметы.

И несколько слов о преимуществах театрализованных игр. Театр – один из самых привлекательных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать различные педагогические и психологические задачи, среди которых нас интересуют: развитие коммуникативных качеств личности (вербальное и невербальное общение), развитие памяти, воображения, речи (диалогической и монологической), творческой инициативы, произвольной регуляции собственного поведения, избавление от эгоцентрических установок (необходимость учитывать мнение и позицию другого). И, конечно, театр способствует развитию духовного и творческого потенциала каждого ребенка, его социальной адаптации, снятию излишнего напряжения и тревожности.

Для организации соответствующих занятий можно обратиться к книге “Театрализованные игры в детском саду” Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. М: Школьная Пресса, 2000.

Игры для детей с ЗПР – «умные» развлечения

Наверно, для многих из нас станет настоящим открытием тот факт, что далеко не все дети любят играть, а если быть до конца точными, то далеко не все умеют. Ребятам, которым был однажды поставлен диагноз ЗПР, приходится особенно трудно даже в таких, казалось бы, приятных вопросах, как развлечения. Им сложно самостоятельно организовать для себя забаву, в которой была бы цель и сюжет, непросто взаимодействовать со своими сверстниками (они играют скорее параллельно друг другу, редко пересекаясь в процессе), а создать в своем воображении интересную игровую ситуацию для многих из них и вовсе не представляется возможным. И, тем не менее, не стоит сразу опускать руки, ведь игры для детей с ЗПР важно и можно организовать, главное понять, как их лучше провести, чтобы развлечение в итоге оказалось приятным и полезным для детей.

Важные особенности

Так чем же в первую очередь отличаются игры для детей с нарушением речевого или психологического развития?

  1. Опорой в игре должен быть взрослый , а не предметы, так как таким детям сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
  2. Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, нежели на выполнение определенных действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
  3. Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
  4. Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.

Правильные игры

Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПР – использование театрализированных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут вашей надежной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.

Но до начала самого занятия важно спланировать каждый этап вашей будущей деятельности, постепенно разъяснить их детям (рассказать о персонажах, вещах, их свойствах и возможностях) и несколько раз вместе проговорить все, что вам предстоит делать. Это долгая и кропотливая работа, но, поверьте, оно того стоит, ведь все ваши старания окупятся сторицей, когда вы увидите восторженные лица ребят.

Итак, какие же игры можно предложить малышам?

Вид игры

Описание

Примеры игр

Куклы и картинки

С их помощью нужно научить ребенка придумывать интересные истории или разыгрывать диалоги, опираясь на ваши подсказки, наводящие вопросы или заранее составленный вместе план.

«Читаем картинки», « Кукольный театр », «Три медведя» и др.

Эти забавные животные

Детские игры с лошадьми, кошками, собаками и другими животными (конечно, в первую очередь игрушечными) стимулируют речевую активность малышей, учат их примерять на себя разные роли, при этом описывая все свойства и особенности предложенного животного.

«Зоопарк», «Питомец», «Я - котенок» и др.

Шарики, кубики , треугольники

Они помогут детям научиться выстраивать ассоциации и замещать хорошо известные вещи или людей обычными шариками и кубиками, разыгрывая с их участием сказки или придумывая, как еще можно использовать эти предметы.

«Разберись с шариками», «Пирамида», «Волшебные предметы» и др.

Детские игры с залом

Такие игры особенно хорошо воспринимаются детьми, так как участвовать предстоит не самостоятельно, а в компании сверстников . А значит, можно не бояться неловкости и стеснения, да еще и, возможно, получать полезные подсказки. Такие развлечения предполагают либо хоровые ответы, либо, напротив, построены в виде простейшего конкурса-викторины.

«Повторяшки», «Ассоциации», «Угадай-ка» и др.

Как видите, игры для детей с ЗПР несут в себе не только задачу развеселить и увлечь малышей, но помогают им лучше освоиться в окружающем их мире, адаптироваться к нему и лучше узнать то, что их окружает.

Коррекционно-развивающие игры для детей 4 лет:

Пирамидка: Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.

Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1,зеленый 2,желтый 3,красный 4)

Крупная мозаика:

Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.

Занимательная палитра: Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.

Оборудование: доски из картона,24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животные, одежды, транспорта.

Сладкое, горькое, кислое, соленое: Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.

Картинки – половинки: Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.

Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.

Кто чья мама и где чей листочек?: Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.

Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.

Подбери правильно: Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений: Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.

Так же развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.

Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.

Игра на развитие зрительной и слуховой памяти:

Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.

Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.

Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.

Слова - ваза, берлога, конура, небо, дождь.

Коррекционно-развивающие игры для детей 6 лет:

1) на развитие внимания

Методика Когана: Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.

Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.

Рукавичка: Цель: развитие внимания, тренирует восприятие, сообразительность.

Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.

Оборудование: фигурки 4-х цветов, каждая фигурка разного цвета.

Мое не мое: Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.

Оборудование: карточки 36 штук.

2) на развитие логического мышления

Последовательность событий: Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.

Исключение лишнего: Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.

Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.

3) на развитие памяти

Опосредованное запоминание: Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредовательного, мыслительная деятельность ребенка.

Оборудование: картинки - полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, рюмка, столовые наборы, тарелка, зеркало, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, расческа, часы, поднос.

Предметная классификация: Цель: развитие понятийного мышления ребенка.

Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.

Первая серия - 25 карточек, размером 5 на 5 см.

Вторая серия - 32 карточек размером 7 на 7 см.

Волшебный мешочек: Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.

4) на развитие воображение

Система упражнений на развитие воображения: Цель: развить воображение, мышление.

Оборудование: тетрадь для развития воображения.

Игровые инструменты: Цель: развить воображение.

Оборудование: музыкальные инструменты.

5) на развитие моторики

Пальчиковая гимнастика: Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.

Занятие №1

Разминка. Пальчики здороваются.

Занятие №2

Моя семья. Вылепим птичку - лепка птицы из пластилина.

Занятие№3

Наш малыш. Птичка клюет.

Занятие№4

Шалун. Здравствуй.

Занятие№5

Комарик.

Занятие №6

Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.

Доски для развития моторики: Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.

Оборудование: досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.

Разминка для глаз: Цель: упражнение для профилактики или при нарушении зрения.

Подготовка руки ребенка дошкольного возраста с ЗПР к письму.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование речи. Это основное условие успешного обучения ребенка в школе. Поскольку речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, т.к. она имеет деятельный характер и является ведущим средством и формой общения.

По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, страдает раннее моторное развитие, что приводит к задержке речевого и интеллектуального развития. В результате, у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Известно, что и двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной статической нагрузкой. “Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма.”

В неменьшей степени это относится и к детям с задержкой психического развития. У многих детей с ЗПР при неврологическом и нейропсихологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных нарушений, которые являются следствием раннего органического поражения головного мозга (Ю.И. Дауленскене, 1973; Ю.Г. Демьянов, 1971; И.Ф. Марковская, 1982). Иногда даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. “Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.”

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

“Известно, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи (В.И. Лубовский, 1978).”. Все это и побудило нас к регулярному проведению работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Весь комплекс упражнений можно разделить на четыре составляющие:

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
  3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
  4. физические упражнения (физкультурные занятия).

Занятия по развитию пальцевой моторики проводятся регулярно, используя для этого время на занятиях дефектолога, воспитателя, инструктора ЛФК. Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование физкультминуток.

Физкультминутка предлагается, как элемент двигательной активности для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением, и для повышения работоспособности. Проводятся они в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а рифмы положительно влияют на слуховое восприятие детей. Кроме того, это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Максимально используется пассивный и активный массаж, игровые комплексы самомассажа с использованием “Пальчикового бассейна” (на занятиях дефектолога), “Разноцветных прищепок”, логопедических щеток “ ежиков” и резиновых мячей. Используем игры с пальчиками без речевого сопровождения и стихов с сопровождающими движениями и определенными позами кистей и пальцев рук, рисуем вальдорфские формы. При самомассаже используются упражнения с грецкими орехами (разной величины) и перекатывание шестигранных карандашей, оказывающих оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он благоприятно влияет на организм человека, оказывая общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы восстанавливается быстрее под влиянием массажа. При этом так же улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В свою очередь, импульсы, возникшие в рецепторах кожи и мышцах, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Детей обучаем следующим приемам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Нами используются три комплекса упражнения самомассажа, которые были разработаны на основе рекомендаций А.А. Бирюкова: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук . Этот вид работы применялся на разных уровнях: и при восприятии на слух (дефектолог говорит – дети делают), и при произнесении слов, фраз, стихотворных текстов. Начинается и заканчивается самомассаж расслаблением кистей рук поглаживанием. В группе проводятся занятия и с использованием игр–потешек. Согласно международной классификации, игры, совмещающие движение пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:

Первый - собственно пальчиковые игры, “сидячие”.

Второй - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движение рук, ног, головы.”.

Ко второму типу можно отнести народные игры , к первому – упражнения для пальчиков , которые проводятся с речевым сопровождением и без него. Для речевой деятельности важна координация работы периферического речевого аппарата с работой речевых механизмов мозга. При помощи органов артикуляции ребенок учится производить различные единицы устной речи. С артикуляционной работой тесно связана и работа мышц пишущей руки. В процессе развития речи формируется координация движений пишущей руки с артикуляцией. Пальчиковые игры с использованием игр-потешек нами взяты не случайно. Мы знаем, какой дефицит телесного контакта испытывают дети современных родителей. По этому игры-потешки дают ребенку возможность ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, даёт человеку чувство самообладания. Кроме того, эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, т.к. большинство из них построены на диалогах.

Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: “Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие“. Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Пользуется большой популярностью у детей и такие игры, как различного рода мозаики, конструкторы, большие и маленькие картинки из пазлов, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей.

Как уже известно, у детей дошкольного возраста, из-за слабого развития мелких мышц кисти, происходит быстрое утомление руки в процессе графических действий. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий , т.к. они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, бруски и ловля меча, серсо и многие другие). “При таком подходе, даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук.” Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и “ручную умелость” для подготовки его к овладению графикой письма. А так как развитие этих качеств является задачей физической культурой, то специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьет руку - т.е. дадут ему все, что необходимо для успешного овладения письмом.

В проведение этих физкультурных занятий поможет методическое пособие С.О. Филипповой “подготовка дошкольников к обучению письму”.

Литература:

  1. Антакова-Фомина Л. В. “Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук” (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  2. Бирюков А. А. “Самомассаж для всех и для каждого”, М., 1978
  3. Бирюков А. А. “Массаж в борьбе с недугами”, М., 1991
  4. Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Тоноркова И.Г., Щербинина С.В. “Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”, Ярославль: Академия развития, 1997
  5. Дедюхина Г.В., Янышина Т.А., Могучая Л.Д. “Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом”, Москва: “Гном-ПРЕСС”,1999
  6. Кольцова М.М. “Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка”, М.,1973
  7. Кольцова М.М. “Ребенок учится говорить”, Санкт-Петербург, Издательский дом “М и М”, 1998
  8. Лубовский В.И. “Развитие словесной регуляции действий у детей”. М.,1978
  9. Марковская И.Ф. “Задержка психического развития церебрально-органического генезиса”: Дис. Канд. Мед. Наук. Л., 1982
  10. “Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития”, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова; Ж – л “Дефектология”, №4, 1988
  11. Рузина М.С. “Пальчиковый игротренинг.”Санкт-Петербург: Издательский Дом “М и М”, 1998
  12. Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”, Москва, Издательство “Родничок”, 1999
  13. Филиппова С.О. “Подготовка дошкольников к обучению письму”, Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 1999

для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (ЗПР)

(для интерактивной доски в Smart Notebook)

Актуальность:

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры . Малыши накапливают эмоциональные впечатления, первые представления о природе, у них закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа .

Пояснительная записка

Дидактическая разработка по ознакомлению с окружающим миром «Дружим с природой» предназначено для работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития .

Дидактическая игра, выполненная в программе Smart Notebook , для работы с интерактивной доской, ориентирована на развитие личности ребенка, его творческих способностей, на формирование целостной картины мира.

Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Аннотация к дидактической игре

(для работы с интерактивной доской)

«Дружим с природой»

Игра для детей 6 -7 лет с задержкой психического развития

В игре принимают участие от 2 - 4 человек;

С детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил дети могут играть самостоятельно;

Количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;

Продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но лучше, если для дошкольников она не будет превышать 20 - 30 минут;

Не забывайте хвалить детей, если они удачно справились с заданиями; помогайте им, если оно вызвало затруднения.

Уважаемые взрослые!!!

Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой дети разовьют зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и логику, научатся соотносить предметы, явления, действия с определенными заданиями.

Предложите детям выполнить ряд заданий на интерактивной доске, например, «помоги мамам найти своих деток», «посмотри на картинку, и определи какой бывает погода, назови явления природы» и т.д. Таким образом дети будут знать, что бывают разные виды животных, растений, птиц; познакомятся с правилами поведения на природе.

Игра развивает сообразительность, делает детей смышлеными и понятливыми.

Желаем успеха!!!

Цель: развитие познавательных способностей, расширение кругозора детей и взрослых.

Задачи:

  • образовательные: расширять и закреплять знания о животных, растениях, птицах, природе - об окружающей действительности;
  • развивающие: развивать внимание, мышление, речь, быстроту реакции;
  • воспитательные: воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально - положительное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познание»;
  • «Музыка»;
  • «Социализация»;
  • «Коммуникация»;
  • «Здоровье»;
  • «Безопасность».

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • колонки для ноутбука.

Методы и приемы работы:

  • словесные (беседа, рассказ, пояснение);
  • наглядные (показ слайдов презентации в Smart Notebook);
  • практические (показ действия на интерактивной доске).

Работа с родителями:

1. Памятка «Что возьмем с собой в поход?!».

2. Мастер - класс по опытно - исследовательской деятельности «Юный эколог».

3. Развлечение «Мы защитники природы».

4. Консультация «Книга в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Зеленая аптека».

Предварительная работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы: «Чьи детки?!», «Путешествие бобренка»;

2. Экскурсии: в зимний сад, уголок леса, по территории детского сада;

3. Наблюдения, рассматривание иллюстраций: «Животные», «Овощи», «Деревья», «Времена года», «Погода»;

4. Опытно - исследовательская деятельность: «Холодно - жарко», «Солнце, воздух и вода»;

5. Настольно - печатные игры: «Лесная школа», «Домашние животные», «Парочки»; подвижные игры: «Караси и щука», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике»; словесные игры: «Повтори», «Назови ласково»;

6. Работа по УМК .

Подготовка воспитателя (педагогов):

1. Отбор и изучение художественной и психолого - педагогической литературы: «Юный эколог» (Николаева), программа детского сада «Живица», тематические разработки на интернет - ресурсах;

2. Отбор, изучение и проведение: настольно - печатных, подвижных, словесных игр; наблюдений, экскурсий; рассматриваний иллюстраций; опытно - исследовательской деятельности; работы по УМК; чтения художественной литературы; работы с родителями.

Скачать файл с работой можно .

Введение

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности,способ переработки полученных из окружающего миравпечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления ивоображения ребенка, его эмоциональность, активность,развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Актуальность работы:

Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным. Между тем, важнейшая особенность детей с пограничными формами нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждается не столько в лечении, сколько в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойственных этим детям, требует не столько медицинской, сколько психолого-педагогической коррекции, основанной на клинической, психологической и педагогической диагностике.

Таким образом, игровая деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста является актуальной проблемой процесса обучения.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности игровой деятельности младших школьников с ЗПР.

Объект исследования – игровая деятельность детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние дефекта (ЗПР) на игровую деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования – особенности игровой деятельности младших школьников с ЗПР проявляются в низкой игровой активности, в сравнительно низком уровне уверенности в себе и в ограниченности игровых ролей.

Задачи работы:

1) рассмотреть литературу по проблеме исследования;

2) провести эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей. 3) сделать выводы.

Методы исследования:

Теоретические – анализ и синтез теоретических исследований по проблематике работы.

Экспериментальные – определение выборки исследования, методик, проведение диагностики, статистическая обработка и интерпретация результатов.

Организация исследования. В исследовании приняли участие учащиеся коррекционного класса в возрасте от 7 до 8 лет (6 человек) с диагнозом «ЗПР» МДОУ №14, г. Клинцы.

1. Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе. Характерные особенности детей ЗПР: – Снижение работоспособности; – Повышенная истощаемость; – Неустойчивое внимание; – Недостаточность произвольной памяти; – Отставание в развитии мышления; – Дефекты звукопроизношения; – Своеобразное поведение; – Бедный словарный запас слов; – Низкий навык самоконтроля; – Незрелость эмоционально-волевой сферы; – Ограниченный запас общих сведений и представлений; – Слабая техника чтения; – Трудности в счёте и решении задач по математике. Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. Основной причиной отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п., усугубляют отставания в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7–10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

2. Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры, как средство воспитания. В различных педагогических системах, игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре. Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка с задержкой в развитии и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.

Понятие «игра», как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определенно или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности – например, «отдых» или «развлечение» – игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную противоположность – «работу». Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровня. Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка.

В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделены педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития ролевой игры. Мы не будем подробно излагать полученные в педагогических наблюдениях данные и анализировать их. Приведем лишь несколько примеров обобщения этих данных.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Сюжетно-ролевые игры для детей с ЗПР [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В настоящее время остро стоит проблема взаимодействия педагогов и детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения в условиях ДОУ. Работа с детьми с ЗПР и с детьми с нормальным физическим развитием может успешно базироваться на игровых методиках, а именно на использовании сюжетно-ролевых игр. Коррекционная работа посредством сюжетно-ролевой игры позволяет ребёнку с ЗПР успешнее социализироваться и адаптироваться в дошкольном учреждении.

Задержка психического развития

Обычно дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Однако, в настоящее время заметно увеличился рост детей с отклонениями в психическом развитии, которые испытывают сложности в общение, в освоение речи, им сложно сосредоточиться, они замкнуты. Все чаще в детском саду встречаются дети с задержкой психического развития, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи специалистов.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций .

Ряд отечественных педагогов опираются на очень актуальную в современных условиях классификацию задержки психического развития:

  1. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др.
  2. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.
  3. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для нее характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы.

У каждого ребёнка с ЗПР проявления задержки психического развития могут быть различными, однако, существует общая классификация, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Проявления задержки психического развития у детей младшего школьного возраста

Дети с ЗПР, как и дети с нормальным развитием, должны иметь возможность получения образования соответствующего уровня.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР обладает рядом особенностей, к числу которых можно смело отнести:

  • необходимость индивидуального подхода,
  • сниженный темп обучения,
  • структурную простоту заданий,
  • повышенную наглядность,
  • регулярный возврат к уже изученному материалу,
  • развитие самостоятельности и активности детей.

Педагог, работающий с детьми с задержкой психического развития, должен осознавать тот факт, что развитие таких детей поддаётся коррекционным воздействиям. Однако для этого требуется постоянное участие воспитателей, психологов и родителей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР должна строиться на взаимном доверии ребенка и педагога. Также остро стоит необходимость полноценного общения детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся ребят. В современных ДОУ было бы хорошо понимать, что именно от качества коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР зависит их будущее.

В современных российских условиях проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. В дошкольных учреждениях, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребёнка с ЗПР, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Именно от этого зависит, какими они вырастут.

Сюжетно-ролевая игра в ДОУ

Сюжетно-ролевая игра очень сильно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. В современной педагогической науке существует несколько видов сюжетно-ролевых игр для дошкольников. Они представлены на рисунке 2. Все они успешно доказали свою эффективность в образовательном и воспитательном процессах.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых отражаются знания, впечатления, представления ребёнка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Прежде всего, следует обратить внимание на режиссёрские игры . В процессе режиссёрской игры – дошкольник выступает в роли "режиссёр", действующие "актеры" – игрушки, которые изображают различных персонажей.

Не менее интересны сюжетно-ролевые игры на бытовые сюжеты : в "дом", "семью", "праздники", "дни рождения". В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Очень часто в условиях ДОУ используются игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Темы берутся из окружающей жизни.

С последние годы вырос интерес к патриотическому воспитанию детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В этой связи большое распространение получили сюжетно-ролевые игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач не потеряли свою актуальность, несмотря на появление множества новых игровых направлений. Так очень хорошо воспринимаются детьми игры в "моряков" и "лётчиков", в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырёх "танкистов" и собаку (по содержанию кинофильма) и так далее.

Рисунок 2. Виды сюжетно-ролевых игр для дошкольников

В настоящее время следует выделить тот факт, что сюжетно-ролевые игры являют собой одну из самых актуальных методик в воспитании детей дошкольного возраста. В современной педагогике существует широкий спектр методов и приёмов управления игрой в группах дошкольников.

Руководство игрой бывает прямое и косвенное. К приёмам прямого руководства сюжетно-ролевой игрой относят следующее:

  • включение педагога в игру
  • обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
  • вопросы и просьбы
  • побуждения к высказываниям
  • помощь воспитателя для объединения в игре
  • вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога).

К числу приемов косвенного руководства следует отнести:

  • процесс организации предметно-игровой среды;
  • создание игровую ситуацию;
  • обогащение социального опыта детей через все виды деятельности;
  • вспоминание более подходящих для игры событий, установив их последовательность;
  • игры по ознакомлению с различными профессиями;
  • чтение художественных произведений, драматизация сказок – наблюдение за играми других детей;
  • изготовление детьми атрибутов для игр;
  • оказание помощь взрослого .

Сюжетно-ролевые игры и дети с ЗПР

В условиях ДОУ педагоги активно используют сюжетно-ролевые игры. Процесс обучения детей с ЗПР сюжетно-ролевым играм использует следующие приёмы: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к ней.

Таблица 1. Особенности сюжетно-ролевой игры

Особенность

Характеристика данной особенности

Соблюдение правил.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Во время игры у детей формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

В сюжетно-ролевой игре преобладает эмоциональное развитие.

Игровые переживания всегда искренни.

Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему "ребёночку".

В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов.

В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.

Согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия.

Несмотря на широкое распространение сюжетно-ролевых игр в инклюзивном обучении в условиях ДОУ, в настоящее время существуют проблемные аспекты в сфере педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения. Одной из актуальных проблем в современном дошкольном образовании является организация педагогического процесса в инклюзивных группах дошкольных образовательных учреждений. Решение данной проблемы требует внимания не только со стороны педагогов, но и со стороны психологов.

Литература

  1. Медицинская энциклопедия. Задержка психического развития (ЗПР)
  2. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-96 с
  3. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. – No4. – С. 70 – 74
  4. Эльконин. Д.Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры // Дошкольное воспитание.-2008.No 8 с.17

ЗПР (задержка психического развития) - это неприятный диагноз, но не смертельный. Если знать, как правильно проводить упражнения и игры с такими детьми, то можно достичь больших результатов. Просто необходимо знать какие игры лучше всего подойдут ребёнку с ЗПР, какие методы и занятия выигрышнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР построены с учётом возникающий сложных проблем в эмоциональном состоянии ребёнка.

Цель коррекционных методик

Целью коррекционных методик для детей с ЗПР являются развитие:

  • психических функций;
  • двигательной сферы;
  • адаптации к условиям, окружающим ребёнка.

Коррекционные методики направлены на развитие памяти, воображения, внимания.

Коррекционные занятия помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, времени, идёт развитие сенсорных функций, развитие моторики, ребёнок учится играть, быть дружелюбным, коммуникабельным.

Как проходят коррекционные занятия

Чаще всего коррекционные занятия проходят в группах по 10 человек один раз в неделю от 15-30 минут. Занятия обеспечивают психическую защищённость малыша. Общение с учителем происходит строго по эмоциональным потребностям ребёнка (от 15-30 минут в зависимости от возрастной группы). Все упражнения для детей с зпр объединяются в одной темой и сюжетами, в которые включаются любимые или просто известные герои сказок, мультфильмов, нередко главными персонажами могут выступать животные. При этом все герои попадают в определённые жизненные ситуации, путешествуя по сказочным странам вместе с детьми. В процессе таких игр дети концентрируют своё внимание, развивают память и логическое мышление. В момент проведения коррекционных игр и упражнений для детей с зпр, педагоги (дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель) действуют как одно целое, создавая иллюзорный и красочный, сказочный мир для ребят.

Для хороших результатов при коррекционных занятиях обеспечивают равномерное чередование психических и физических нагрузок:

  • разминка и проведение упражнений для поднятия мышечного тонуса;
  • походят занятия по развитию внимания, памяти, мышления;
  • идёт развитие чувств темпа и ритма;
  • упражнения на согласованное взаимодействие речи и движений;
  • развивается голос, дыхание;
  • развиваются мимика и грамотная речь;
  • развиваются творческие способности крохи.

Коррекционные занятия с музыкальным сопровождением

Чаще всего для занятий с детьми, отстающими в развитии, применяются игры с музыкальным сопровождением. Музыка положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, позволяет ему выполнять определённые действия в такт музыке или её часто используют для понятия временного отрезка, за который надо выполнить какие-то действия. Игры и упражнения во время коррекционных занятий развивают у ребёнка:

  • развитие устной речи;
  • богатый словарный запас;
  • обеспечивают ровность спины;
  • помогают ребёнку ориентироваться в пространстве и времени.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!