Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

День с новорожденным пошагово. Новорожденный


Первые дни жизни новорожденного – важный и ответственный этап в развитии младенца. Маленький человечек познает окружающий мир и учится контактировать с мамой в непривычных для себя условиях. Что нужно знать молодым родителям о первых днях жизни малыша? Как происходит развитие ребенка в период новорожденности?

Период новорожденности

Новорожденным считается ребенок от рождения до достижения им возраста 28 дней. В этот особый период малыш активно растет, и все происходящее в первый месяц жизни влияет на развитие младенца. От молодых родителей во многом зависит, насколько благополучно пройдет период новорожденности и как адаптируется маленький человечек к новым условиям существования.

Доношенный новорожденный весит 2500-4500 г. Длина его тела составляет 47-55 см. На рост и массу тела малыша влияет наследственность, а также условия его внутриутробного развития. Большинство детей рождаются с весом 3-3,5 кг и ростом около 50 см.

В первые 3-4 дня жизни малыш заметно теряет в весе. В норме потеря массы тела может составлять до 5-8% . На 7-е сутки вес начинает восстанавливаться. В среднем в первый месяц жизни ребенок прибавляет в весе около 600 г.

В период новорожденности температура тела малыша остается неустойчивой и зависит от температуры окружающей среды. Малыш быстро охлаждается и перегревается, поэтому требует к себе особого внимания и ухода. В дальнейшем младенец научится контролировать свою температуру тела и будет гораздо легче переносить любые перемены.

Первые 2-3 дня жизни малыш обычно находится в роддоме вместе с матерью. При отсутствии осложнений ребенка выписывают домой на исходе 3 суток. С этого момента вся ответственность за младенца ложится на его родителей. Что следует знать мамам и папам об уходе за ребенком дома?

Питание

Лучшее питание для новорожденного – грудное молоко. Теоретически каждая женщина при правильно организованном грудном вскармливании способна выкормить своего малыша. По статистике только 3% всех молодых мам имеют серьезные проблемы со здоровьем, влияющие на выработку грудного молока. Речь идет в основном об эндокринных нарушениях, при которых развивается истинная гипогалактия (недостаточное образование молока в молочных железах). При отсутствии подобных проблем грудное молоко вырабатывается по требованию и ровно столько, сколько нужно для конкретного ребенка в конкретных условиях его существования.

При нехватке молока обратитесь к педиатру или консультанту по грудному вскармливанию.

Здоровый новорожденный должен питаться так часто, как ему это нужно. Ребенок может брать грудь каждый час и даже чаще, прерываясь лишь на сон. Такое состояние является совершенно нормальным и не считается поводом для беспокойства. Просто предлагайте малышу грудь каждый раз, как почувствуете его беспокойство. Со временем младенец выработает для себя свой собственный ритм, и организм женщины подстроится под этот режим своевременной выработкой грудного молока.

Сделать грудное вскармливание комфортным для мамы и малыша помогут следующие рекомендации.

  1. Кормите новорожденного по требованию.
  2. Позволяйте малышу сосать грудь столько, сколько ему это необходимо.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок правильно прикладывался к груди.
  4. Не сцеживайтесь без необходимости. Сцеживайте молоко только в том случае, если вам нужно сделать его запасы.
  5. Следите за состоянием груди. При появлении трещин сосков воспользуйтесь заживляющейся мазью.
  6. Носите удобную одежду, позволяющую вам кормить своего малыша в любой обстановке (дома, на прогулке, в поликлинике или в гостях).
  7. В первые 3-4 дня дома постарайтесь отгородить малыша от контакта с посторонними людьми.

К сожалению, далеко не всегда родителям удается наладить полноценное питание своего ребенка. Случается, что по каким-то причинам новорожденный не берет грудь. Такое возможно при наличии различных врожденных заболеваний, в том числе патологий центральной нервной системы. При переводе малыша на искусственное или смешанное вскармливание следует посоветоваться с педиатром и подобрать оптимальное детское питание, подходящее по возрасту и прочим параметрам.

Уход за новорожденным

Уход за младенцем в первые дни жизни включает в себя несколько важных аспектов.

О комнате для ребенка нужно позаботиться заранее. В тот момент, когда малыш окажется дома, для него должна быть подготовлена детская кроватка, пеленальный столик, комод для вещей и другие необходимые вещи. Некоторые родители обходятся без специальной кроватки, предпочитая совместный сон с рождения. При любом раскладе необходимо обеспечить комфортные условия для совместного пребывания молодой мамы и младенца в первые дни дома.

Комната, где будет жить ребенок, должна соответствовать следующим требованиям:

  • светлое, чистое, теплое помещение;
  • оформление стен и мебели в спокойных тонах;
  • возможность ежедневного проветривания и быстрой уборки;
  • температура помещения – 20-22 ºC;
  • влажность воздуха – 60-70%.

Гигиена

Педиатры рекомендуют каждое утро дома начинать с гигиенических процедур. Умывать малыша можно на пеленальном столике или на любой твердой поверхности, подложив клеенку и мягкую пеленку. Все тело младенца осторожно протирается ватными дисками, смоченными в обычной воде. Для умывания глаз следует использовать кипяченую воду. Также следует подмывать ребенка после каждой дефекации.

Носик младенца также требует к себе особого внимания. Ребенок еще не умеет самостоятельно избавляться от скопившейся слизи, поэтому родителям придется помочь малышу. Для очищения носовых ходов можно использовать детские ватные палочки с ограничителями. Перед процедурой необходимо оросить нос солевым раствором. Ушки малыша также аккуратно очищаются мягкими ватными палочками.

Особый уход требуется за пупочной ранкой. Обработка пуповинного остатка проводится ежедневно. Лучше всего для этой цели использовать перекись водорода. В среднем пупочная ранка заживает через 10-14 дней после рождения ребенка.

При развитии воспаления в области пупочного кольца обратитесь к врачу.

Купание

При купании малыша следует придерживаться несложных правил.

  1. Купать младенца лучше всего в специальной ванночке.
  2. Кипятить воду для купания можно, но не обязательно.
  3. Оптимальная температура воды — 37 °C.
  4. Время первого купания – 5-10 минут. Через каждые 3-4 дня можно постепенно увеличивать продолжительность водных процедур до 30 минут.
  5. В воду можно добавить ромашку, календулу или другие травы (при отсутствии у ребенка аллергии).

Прогулки

При плюсовой температуре и хорошем самочувствии малыша гулять можно уже на второй-третий день после выписки. Летом лучше не выходить из дома в пик солнечной активности (с 12 до 16 часов). Зимой разрешается гулять с младенцем при температуре не ниже 15° мороза.

Как одеть малыша на выход из дома? Для всех детей первого года жизни работает одно простое правило. Одевать младенца нужно так же, как себя, плюс один слой одежды. Для новорожденных лучше использовать специальный конверт, защищающий малыша от всех неблагоприятных погодных условий.

Развитие новорожденного

Развитие новорожденного идет полным ходом. Здоровый ребенок реагирует на яркий свет и громкий звук, заявляет о своих желаниях плачем и умеет находить материнскую грудь по запаху молока. Доношенный новорожденный демонстрирует около 75 рефлексов. Контроль рефлекторной деятельности имеет большое значение, ведь именно этот параметр позволяет в полной мере оценить физическое развитие ребенка в этот период.

За 28 дней новорожденный осваивает множество полезных навыков:

  • фиксирует взгляд на лице мамы или другого взрослого человека;
  • пытается приподнять и удержать голову;
  • различает голос мамы;
  • узнает запах матери и ее прикосновения;
  • активно двигается.

Развитие младенца не прекращается ни на минуту. Если в первые дни жизни ребенок почти не реагирует на происходящее вокруг, то уже к концу первого месяца жизни он просыпается от громких звуков и различает голоса родителей. Развитие слуха идет одновременно с развитием зрения новорожденного. Спустя 2-3 недели после рождения малыш отчетливо различает лица людей и крупные предметы на расстоянии 20-30 см.

Развитие новорожденного оценивает педиатр при посещении на дому. В первый месяц доктор должен повидаться с малышом 4 раза. Через 28 дней после рождения ребенка вместе с мамой будут ждать в детской поликлинике для планового осмотра. По результатам обследования врач даст свои рекомендации по уходу за грудничком в первые месяцы жизни.

Качественный уход за младенцем на первых этапах жизни очень важен. Но не каждая молодая мама знает о том, как правильно ухаживать за новорожденным и на что обратить внимание в первые месяцы жизни ребенка. Малыш очень уязвим и требует максимальной защиты, так как его кожа очень нежная и восприимчивая к внешним раздражителям, неправильный уход может привести к воспалению и кожным заболеваниям. Чтобы избежать разного рода раздражений и инфекций, нужно обеспечить ребенку правильный уход.


Умывание малыша - это один из первых утренних ритуалов. Эту процедуру следует проводить с помощью ватного диска или тампона. Личико малыша до двух месяцев следует промывать исключительно теплой кипяченой водой комнатной температуры. Важно уделять внимание всем складочкам кожи на лице и шейке новорожденного , если этого не делать, может возникнуть , которая принесет вашему ребенку дискомфорт.
Поэтому после умывания следует все складочки смазать детским кремом или маслом. Но не забывайте, что перед тем как умывать новорожденного мама или папа обязательно должны продезинфицировать руки, вымыв их с мылом перед началом процедуры.

Подмывание и уход за половыми органами

Ухаживать за половыми органами ребенка нужно очень тщательно с первых дней жизни. От правильного ухода зависит репродуктивная функция в будущем. Существуют основные правила ритуала подмывания, которые подходят как для , так и для :

  • Подмывать ребенка следует под проточной водой комнатной температуры, желательно после каждого испражнения кишечника.
  • В первые месяцы, чтобы избежать сухости кожи, следует минимизировать использование мыла.
  • Не рекомендуется использовать взрослую косметику для деток.
  • Для избежания дискомфорта и натертостей не следует одновременно использовать детское масло и присыпку. Так как присыпка будет скатываться.
  • Если не удалось смыть остатки стула, следует осторожно удалить их ватным спонжем, смоченным в детском масле.

Перед ритуалом подмывания следует заранее сложить все необходимые предметы гигиены для новорожденного: , масло или присыпку, прогретое полотенце и ватную продукцию (спонжи или ватные тампоны). Но у процесса подмывания есть свои особенности в зависимости от пола ребенка.
  • Особенности подмывания девочек.

Важный момент, на который следует обратить внимание. В первые недели жизни у девочек на половых губах может образоваться светлый налет. Но родителям переживать не стоит, если его не много, он со временем впитается в кожу без дополнительных манипуляций, но если количество превышает нормы, тогда следует аккуратно удалить его.

Естественные молочные кислоты в составе налета могут вызвать раздражение и воспаление у ребенка. Чтобы этого не произошло, нужно деликатно удалить налет с помощью кипяченой воды комнатной температуры и ватного тампона. Если повторять эту процедуру регулярно, в течение 3 дней налет исчезнет. Девочку, как и мальчика, следует подмывать после каждой смены . Перед процедурой обязательно следует вымыть руки с мылом. Ополаскивать половые органы следует проточной теплой водой от половых губ до заднего прохода, чтобы остатки кала не вызвали воспалительные процессы. Влажные салфетки использовать на регулярной основе не рекомендуется, лучше оставить их для тех случаев, когда нет возможности подмыть ребенка.

Важно! Чистота должна быть умеренной, так как переусердствование может вызвать частичное сращивание малых половых губ! При частом использовании мыла и других косметических средств травмируется слизистая и вызывает воспалительный процесс, из-за чего происходит сращивание.

После подмывания следует увлажнить половые органы и складочки вокруг них детским кремом или детским маслом, так как кожные покровы у деток такого возраста суховаты.

  • Особенности подмывания мальчиков.

Эксперты рекомендуют исключительно наружное мытье половых органов с мылом и больше ничего. Наружное мытье - это омывание половых органов снаружи, без вторжения под крайнюю плоть младенца. Важно помнить, что процедура «проникновения» под крайнюю плоть мальчика может привести к травмированию, а также нельзя забывать и о том, что регулярное мытье половых органов внутри с мылом может вымыть всю антибактериальную смазку, которая служит защитным барьером у ребенка. Со временем крайняя плоть постепенно отслаивается, а омертвелые клетки постепенно скапливаются под крайней плотью. В этом нет ничего страшного, так как половой орган очищается самостоятельно в момент мочеиспускания. Поэтому дополнительных процессов очистки не потребуется.

Эти особенности помогут правильно подойти к вопросу купания и не навредить ребенку.

Обработка пупочной ранки

Особое внимание в первые дни жизни младенца следует уделить пупочной ранке. Нужно помнить, что ранка - это возможность проникновения инфекций, поэтому к ее обработке следует подойти грамотно:

  • Пупочную ранку следует обрабатывать 2 раза в день - утром и после вечернего купания.
  • Для удаления выделений из ранки, а также для полной обработки следует использовать 3-процентную перекись водорода и ватный диск или ватный тампон.
  • Важно следить за тем, чтобы в ранке не оставалось перекиси и выделений.
  • После очищения пупочной ранки ее смазывают зеленкой.

В среднем пупочная ранка заживает на 19-й день жизни ребенка. Но до тех пор пока ранка не зажила, нужно постараться максимально уменьшить количество путей проникновения инфекций в пупочную ранку.

Купание

Перед началом ежедневных процедур купания следует обязательно уточнить все моменты у педиатра. Полноценное купание ребенка разрешается только при полностью зажившей пупочной ранке.

Вода для должна быть комнатной температуры - 36-37 градусов. Если с первых дней жизни вы планируете закалять ребенка, следует постепенно уменьшать температуру воды.

Знаете ли вы? Малыш не утонет, если поместить его полностью в воду с головой. В организме ребенка активируется плавательный рефлекс. Барахтающиеся движения позволяют плыть под водой. При этом организм младенца включает защитную функцию, сохраняя кислород для работы легких и сердца.


Купать малыша можно в специальной детской ванночке, но можно использовать и обычную ванную, главное - заранее ее обработать. Почистить содовым раствором или специальным средством.

Четыре основные правила купания:

  • Процедура купания должна быть ежедневной.
  • Температура воздуха в ванной комнате должна быть комфортной, без сквозняков.
  • Использовать косметические средства можно 1, максимум 2 раза в неделю.
  • После купания нужно тщательно высушить кожу ребенка. А складочки кожи просушить с особой тщательностью. Для увлажнения кожи после купания следует использовать детское молочко, крем или масло.

Особое внимание следует уделить и положению малыша при купании. Лучше придерживать ребенка двумя руками, после погружения в ванночку следует придерживать и шейку. Можно приобрести специальные аксессуары для купания - сеточки для ванной или поролоновые , на которых лежит малыш во время купания.

В жизни должен быть правильным и с точным выполнением всех важных для ребенка процедур. Поэтому особое внимание следует уделить и уходу за глазками младенца. Промывать глазки нужно от наружного края до внутреннего, при этом для каждого глазика нужно использовать новый тампон или ватный диск.

Если у малыша появились гнойные сгустки в уголках глаза, следует использовать настой ромашки или слабо заваренный чай для промывания.
При наличии воспаления обязательно нужно проконсультироваться у врача и самостоятельно не использовать лекарственные средства.

Чистка носика и ушей

После рождения у ребенка образуются корочки в носу, которые мешают ему дышать. Для прочистки носика следует использовать детское масло - закапать в каждую ноздрю по несколько капель. С помощью ватки аккуратно извлечь корочки.

Важно! Важно помнить, что у новорожденного очень нежная слизистая, которую можно повредить неаккуратным движением. Поэтому не рекомендуется использовать ватные палочки или вату, намотанную на твердый предмет, чтобы не сделать ребенку больно.


В момент умывания нужно следить за тем, чтобы вода не затекала в ушки малыша. Чтобы почистить ушные раковины, нужно скрутить ватку в тонкий жгут или тампончик небольших размеров и бережными движениями прочистить слуховой проход.

Обрезка ногтей

Ноготки у новорожденных растут очень быстро, и, чтобы ребенок не поцарапал себя в момент бодрствования или сна, следует обрезать ногти 1 раз в неделю. Для этого следует купить специальный набор для детского маникюра. Ножницы в нем безопасные, с закругленными краями, поэтому, подстригая ногти, не будет опасности поранить малыша. Также можно подстригать ногти на ручках и ножках, когда ребенок спит, тогда он не вертится, что упрощает процесс.

На начальном этапе жизни малыша памперс нужно регулярно менять. В среднем 4-6 раз. Сигналом о смене подгузника служат капризы малыша, также эта процедура предполагается сразу после кормления.

После подмывания следует насухо просушить промежность и складочки, чтобы у малыша не появились опрелости после ношения подгузника. Во время смены подгузника не стоит забывать и о том, какие средства гигиены нужны новорожденному, например, присыпка или детский крем прекрасно подойдут для нежной кожи детской попки. При открытой пупочной ранке памперс следует надевать таким образом, чтобы он не задевал пупочную ранку и не раздражал кожу.

Знаете ли вы? Прототип первых подгузников в СССР появился во время проведения исследований, предметом которых была подготовка первых полетов в космос с участием людей. А первый одноразовый подгузник был на основе древесных опилок. И появился он в США.


Одноразовые подгузники считаются самыми практичными для новорожденных. При выборе памперсов следует внимательно изучить маркировку на пачке. Как правило, там указан и размер, для которых подгузники предназначены. Использование влажных салфеток стоит максимально минимизировать, так как в большинстве их содержатся микроэлементы, которые могут вызвать раздражение. Поэтому специалисты рекомендуют использовать салфетки только при крайней необходимости.

Важным является и сам процесс смены подгузника. Нужно осторожно приподнять попку младенца и пропустить снизу чистый подгузник. Застегивать подгузник нужно плотно, но не туго, таким образом, чтобы между подгузником и телом малыша помещалось два ваших пальца.

Для новорожденного следует использовать выстиранные и отутюженные пеленки. Гладить пеленку нужно со всех сторон. А наличие отпаривателя сделает ее мягкой и приятной для прикосновений к тельцу.

Перед пеленанием следует подмыть малыша и одеть на него чистый подгузник. Нужно учитывать и температуру в помещении, если холодно, тогда нужно использовать две , если в комнате жарко, тогда можно использовать свободный принцип пеленания, когда руки новорожденного находятся над краем пеленки.

Ребенок, завернутый в пеленку, должен чувствовать себя комфортно, ему ничего не должно давить и мешать.

Выбор одежды

Уход за ребенком с первых дней жизни - это не только поддержание комфортной среды обитания и чистоты малыша, но и правильно подобранная одежда. Купить одежду первой необходимости для новорожденного стоит за пару месяцев до его появления на свет.

Есть 6 основных правил подбора для младенцев:

  • Следует выбирать натуральную одежду. Лучше всего подойдет хлопок. Кожа младенца очень восприимчивая, поэтому искусственные волокна в составе могут вызвать раздражение или аллергию. Хлопок приятный к телу, мягкий и не вызовет дискомфорт у ребенка.
  • В первую очередь малышу должно быть комфортно в одежде. Ничего не должно давить. Поэтому следует избегать одежды с тугими резинками, кнопками или пуговицами. Одежда с резинками может надавить ручки и шейку, а пуговицы на спине все равно будут давить малышу, чем вызовут дискомфорт.
  • Очень важно, чтобы все швы на одежде были внешними, тогда это поможет избежать натирания кожи карапуза.
  • Ползунки, маечки - все должно быть малышу по размеру. Маленькая одежда будет сковывать ребенка, а наряды большего размера не дадут возможности согреться.

Рассмотрим набор одежды по сезонам.
  • Одежда для первого лета. Летняя одежда ребенка должна легко пропускать воздух и влагу. Легкие бодики или кофточки для жаркой погоды в самый раз.
В среднем ребенку на первое время нужно 5-6 комплектов, состоящих из кофточек и штанишек и парочки костюмчиков. Остальное можно докупить при необходимости.

Знаете ли вы? Еще в далеком XIX веке детей разных полов одевали одинаково - в короткие платья с низкой талией. По тем временам младенец считался еще не сформировавшейся личностью, и к ним относились, как к маленьким ангелам.


Стоит внимательно отнестись к подбору чепчика. Собираясь на прогулку, не следует забывать о таком важном элементе. Чепчик оградит малыша от возможности простудить ушки в ветреную погоду и защитит от солнечного удара.
  • Первая зимняя одежда. Основная одежда для новорожденного зимой - это комбинезон. Поэтому при выборе этого важного элемента одежды следует обращать внимание на такие моменты:
  1. Тип и толщина утеплителя.
  2. Внешний материал комбинезона.
  3. Покрой.
Швы комбинезона не должны промокать, а двойная прострочка швов обеспечит тепло и комфорт. Также немаловажное значение имеет мембранное покрытие - оно предназначено для защиты ребенка от промокания и продувания, поэтому, исходя из погодных условий, следует подобрать оптимальный вариант.
Подбирая сезонную одежду для крохи, всегда важно помнить о его комфорте и удобстве.

Кормление

Это один из основных моментов в уходе за новорожденными детьми. Кормление ребенка в первые месяцы жизни - очень ответственный процесс, к которому нужно подойти с умом. Первые полгода лучше кормить ребенка грудным , а уже с полугодовалого возраста постепенно переводить на прикормы.

Кормление ребенка в первые дни не имеет ограничений по количеству, все специалисты рекомендуют кормить ребенка по его желанию. Нужно давать грудь малышу тогда, когда он проголодался и просит есть. Благодаря таким манипуляциям у начнет вырабатываться нужное количество молока, которое ребенок употребляет за один раз.
Совсем маленькие детки могут просить грудь до 15 раз в сутки. Правильным будет прислушиваться к ребенку, он сам выставит время и рамки кормления. Среднее время кормления варьируется от 10 до 40 минут, все зависит от чувства голода ребенка.

Прогулки

Начиная со второй недели можно смело отправляться на прогулку. Начальные прогулки могут быть 15-минутными, со временем это время нужно увеличивать, добавляя по 5-10 минут. Далее среднее время прогулки будет составлять 2 -3 часа. В холодное время года к прогулкам следует готовиться тщательней. Так как терморегуляция новорожденного формируется постепенно, поэтому на этом этапе важно не переохладить малыша.
Эксперты рекомендуют гулять с детками по несколько раз в день по 30-40 минут. Но время можно регулировать в зависимости от самочувствия ребенка и погодных условий.

Важно! В момент сборов на прогулку важно помнить, что сначала одевается мама, а потом одевает ребенка. Наоборот делать не следует, так как ребенок может вспотеть и простудиться. Нельзя перегревать ребенка, поэтому одевать его на прогулку следует по погоде, без дополнительного утепления.

12 основных правил, которых следует придерживаться не только в первые месяцы жизни, а и на протяжении всего младенчества, позволят молодым и неопытным мамочкам разобраться в том, как ухаживать за новорожденным ребенком. Это обеспечит малышу комфортный период адаптации к окружающей среде и поможет уберечь кроху от возможных инфекций и .

В первые 10 дней жизни новорожденного продолжается период активной адаптации организма к внешней среде. Кроха приспосабливается к новому способу дыхания и питания, пытается реагировать на зрительные и звуковые раздражители.

Как выглядит новорожденный на 10 день жизни?

Внешность малыша дает понять, что совсем недавно он перенес непростую нагрузку — роды. Лицо может быть несимметричным, опухлым и даже синеватым. После удаления первородной смазки на коже ребенка проявляется краснота — простая эритема, которая исчезает примерно через неделю.

После родов у малыша может возникнуть физиологическая желтуха. Она не требует особого лечения и, как правило, исчезает в течение 10 дней. Снижение массы тела является следствием стресса и не налаженного процесса лактации.

Новые умения

В 10 дней новорожденный уже может уметь ненадолго фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии 8-15 см. Также он непроизвольно смыкает пальчики, улыбается во сне и показывает оживление при появлении рядом человека.

Питание и сон младенца

Сон крохи занимает большую часть суток — около 18-20 часов. Спят дети прерывисто, по 2-3 часа с перерывом на прием пищи. Главной едой недельного малыша является материнское молоко, оно дает все питательные вещества организму и защищает его от инфекций. Грудь ребенку нужно давать раз в 3-3,5 часа, то есть около 6-8 раз в сутки. карапузу достаточно 10-20 миллилитров молока, на третий — он может съедать уже 30-40 миллилитров, а в недельном возрасте — 50-80мл.

Тщательно ухаживайте за ребенком!

Уход за младенцем должен быть тщательным. Обязательно протирать глазки ватным диском, чистить носик специальным тампоном, устраивать воздушные ванны и каждый день купать новорожденного. Кроме того, следует внимательно относиться к проблемным участкам кожи — складкам, где возможно появление опрелостей.

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!