Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что высмеивает фонвизин в произведении недоросль. Кого высмеивает Д

Татьяну Ларину Пушкин называл своим «милым идеалом», а Белинский - «колоссальным исключением».

Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», ее непохожесть на всех видна даже во внешности:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Пушкин не дает подробного описания внешности Татьяны, и это не случайно: в Татьяне интересен внутренний облик, склад ее души. Обилием отрицательных частиц – «не привлекла б», «ни красотой сестры своей», «ни свежестью» - Пушкин акцентирует внимание не столько на том, какой была Татьяна, сколько на том, какой не была – не была такой, как все, какой ей предписывалось быть.

Исключительность Татьяны выявляется более ярко при сопоставлении с ее младшей сестрой Ольгой. Ольга «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела». Несколько настораживает это «всегда»: в Ольге не чувствуется внутренней жизни, поэтому не случайно внешний портрет полностью исчерпывает её характеристику:

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Не случайно Онегин, увидев сестёр в первый раз, в одно мгновение отличил Татьяну от Ольги:

Позволь, я выбрал бы другу,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Татьяну отличает напряженная внутренняя жизнь, умение глубоко и сильно чувствовать. «Задумчивость», «мечты», «воображение мятежное» - всё это указывает именно на жизнь души, полнокровную, бурную, многогранную. Татьяна черпает пищу для души во всём, что ее окружает: в природе, в рассказах няни, в русских песнях, обрядах, во французских романах. Это – ее мир, который для других странен, непонятен, и, пожалуй, лишь Онегин смог почувствовать глубину и самобытность этого мира.

Нигде так, как в любви, не раскрывается человек. Именно Татьяна, в отличие от Онегина, изначально наделена умением искренне и глубоко любить. В Татьяне никогда не было ни малейшей фальши, неискренности – «Татьяна любит не шутя». Её любовь – это пожар, пламень, не случайно Пушкин использует такие выражения, как «жаркий сон», «тайный жар», «ланиты мгновенным пламенем покрыты», «пышет бурно», «в ней страстный жар».

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Любовь Татьяны не подвластна расчету, даже хладнокровному размышлению. Ее письмо к Онегину – единственная возможность быть услышанной и понятой в этом пожаре любви. Испуг, смятение и вместе с этим страстное ожидание, томление от неизвестности и надежда, которая готова обернуться отчаянием, - насколько богата палитра чувств Татьяны перед встречей с Онегиным в саду! Как далеко это состояние от «науки страсти нежной», которую в совершенстве постиг Онегин.

Даже неразделенная любовь воспринимается Татьяной как неизбежная часть жизни. После объяснения с Онегиным в саду и его разумной, но холодной «проповеди» Татьяна не замыкается в себе, в своем страдании, напротив, страдание и любовь обостряют все чувства Татьяны, именно поэтому еще до ссоры Онегина и Ленского Татьяна, почувствовав их разность, предугадала неизбежную трагедию, что отразилось в ее фантастическом сне.

Почему именно Онегин стал ее избранником? «Пора пришла, она влюбилась», - читаем у Пушкина. Однако почему влюбилась именно в Онегина, а не в Ленского, например? Татьяна чувствует людей сердцем, она не умеет судить о людях «хладнокровно». Еще не зная Онегина, она почувствовала его исключительность, его «странность», а ведь и она сама для всех была странной. Более глубокое понимание Онегина приходит к Татьяне лишь после его отъезда, когда Татьяна читает книги с его пометками, разгадывая ход его мыслей. Увидев портрет лорда Байрона, «каменную куклу Наполеона» в кабинете Онегина, Татьяна предполагает: «Уж не пародия ли он?» Татьяна здесь недалека от истины, но истины уже прошлой. После дуэли с Ленским прежний мир Онегина, в котором он не без удовольствия играл роль разочарованного скептика, в котором и впрямь был недалек от пародии на «байронического героя», этот мир разрушается, меняются представления Онегина о жизни и о месте любви в человеческих отношениях. Татьяна понимает Онегина Петербурга и не знает изменившегося Онегина. Однако именно с этого момента «для бедной Тани все были жребии равны», и она дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест».

В финале романа Татьяна, изменившись, казалось бы, внешне, всё же сохраняет свою прежнюю исключительность – это подчеркивается ее сопоставлением со светской красавицей Ниной Воронской, которую Пушкин называет «Клеопатрою Невы». Простота, соединенная с чувством собственного достоинства, искренность, благородство натуры – всё это выделяет Татьяну из блестящей светской толпы.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Всё тихо, просто было в ней.

Не внешний блеск, а внутреннее содержание отличает Татьяну от всех. Пушкин подчеркивает в ней «величавость», которая всегда считалась признаком национальной русской красоты. Величавость – внутреннее состояние, состояние души. Светская мишура, суетность не касаются Татьяны. Она ни в чём не изменила себе. Ее отказ Онегину – закономерный и единственно возможный для нее поступок, ведь еще в письме к нему Татьяна признавалась, что хочет быть «верною супругой и добродетельной матерью». Татьяна сохранила верность себе, то «самостоянье», которое Пушкин считал «залогом величия человека».

Противопоставление Онегина и Татьяны – противоречивого, «мятежного» героя и гармоничной героини, воплощающей идею «русской души», - отражает авторское тяготение к гармонии и одухотворенности жизни.

Одним из главных в романе становится образ автора. Образ автора и биографический автор – сам Пушкин – полностью никогда не совпадают, реальный Пушкин не абсолютно тождествен Пушкину романному. Пушкин в романе – такое же создание Пушкина реального, как и любой герой произведения: это личность, обладающая определенной биографией, системой ценностей и взглядов на мир. Автор в романе – это и герой, и одновременно создатель романа, время от времени посвящающий нас в сам процесс своего творчества. Автор открыто выражает свое отношение к героям: он любит Татьяну («Я так люблю Татьяну милую мою»), признается, что именно в этом образе воплотил свой идеал; сочувственно, иногда критически, иногда с иронией, но всегда заинтересованно автор говорит об Онегине, призывает читателей без предубеждения относиться к поступкам главного героя, не спешить с заключениями и приговорами.

Неповторимость мира автора в романе «Евгений Онегин» ощущается прежде всего при сопоставлении с миром главного героя. В начале романа Пушкин и Онегин – люди одного типа мировосприятия, одного поколения и социального круга. Автор связан с героями узами дружбы: называет Онегина «добрым приятелем», хранит стихи Ленского, письма Онегина и Татьяны. Автор начала романа включен в мир Онегина, поэтому так часто появляется объединяющее местоимение «мы»: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «игру страстей мы знали оба», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». У автора и Онегина общий круг знакомых – Каверин и Чаадаев например. Автор признается, говоря об Онегине:

Мне нравились его черты:

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Однако уже в первой главе чувствуется различие между автором и Онегиным, и не только в том, что один – поэт, а другой «ямба от хорея отличить не мог». Пушкин жил гораздо труднее, чем Онегин, он уже познал горечь южной ссылки, о которой упоминает на страницах романа:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я,

Но вреден север для меня.

Однако поэт умел радоваться жизни, умел быть счастливым даже тогда, когда это, казалось бы, невозможно. Онегин в совершенстве постиг «науку страсти нежной» - для Пушкина любовь никогда не была «наукой», она всегда оставалась особой духовной энергией, обогащающей и преображающей жизнь. Для Онегина театр лишь скучная часть скучного дня – для автора это «волшебный край». Онегин не чувствует очарования деревенской природы – автор восклицает:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

И тут же с мягкой улыбкой добавляет:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Пушкинский оптимизм, привязанность к жизни наполняют строки романа светлой энергией очарования - в отличие от онегинского разочарования. Спасает от скуки только душевная заполненность, богатство внутреннего мира, умение чувствовать жизнь и радоваться ей – все это есть в мире автора.

Однако есть в романе ситуация, которая более резко разводит Онегина и автора, - ситуация дуэли. Не просто дуэли (мы знаем, что и сам Пушкин несколько раз принимал участие в дуэлях), а дуэли двух друзей, которые из-за ничтожного повода вдруг стали врагами. Авторский голос четко отделён от мыслей самого Онегина:

Евгений, всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Роман Пушкина уникален еще и тем, что дает возможность ощутить не только духовное преображение главного героя, но и эволюцию авторского взгляда на мир. Онегин расстается с хандрой – автор теряет романтические иллюзии, однако ни тот ни другой не утрачивают надежды. В судьбах главных героев романа выявилась вера Пушкина в человека, в его духовные возможности.

Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия "Недоросль" - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.

Художественное своеобразие комедии "Недоросль" состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть - это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.

До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: "Угнетать рабством себе подобных беззаконно" - звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю.

"Недоросль" - пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: "Вот злонравия достойные плоды!" В "Недоросле" Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников.

На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: "тем и дом держится". Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.

Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать "несчастные следствия дурного воспитания". Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово "дверь" - прилагательное, потому что к стене прилагается. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.

Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители - таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.

Но плохое воспитание - не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.

Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: "Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу". Такой смех-ирония - черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность "сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы".

Н. В. Гоголь в "Недоросле" видит "уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей". Эта "потрясающая очевидность" в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина " истинно общественными комедиями ", а также увидеть в этом их мировое значение: "подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!