Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что нужно малышу в 5 месяцев. Развитие ребенка на пятом месяце жизни

Уже при рождении у малышей бывает разный рост и вес, а развитие каждого из них идет по-своему. К пятимесячному возрасту некоторые «коротышки» становятся больше и крупнее «богатырей», с которыми вместе появились на свет. Существуют усредненные стандарты, в которых очень точно прописана норма для разных месяцев, но очень мало грудничков до грамма и сантиметра соответствуют этим значениям. Таблица дает ориентировочные значения, но сколько могут составлять отклонения, чтобы считаться допустимыми, и когда маме стоит насторожиться?

Антропология пятимесячного младенца

В каких пределах должен находиться рост, и сколько весит здоровый младенец в 5 месяцев? Международные стандарты дают достаточно широкий диапазон значений, российские педиатры придерживаются более жестких рамок. Причина в том, что ВОЗ регистрирует параметры по всему земному шару: от крупных рослых европейцев до миниатюрных азиатов. В России тоже есть народы, не отличающиеся атлетическим телосложением, например, представители северных национальностей, но их доля в общем составе населения не очень значительна.

По мнению медиков нашей страны в 5 месяцев ребенок должен весить от 5,9 до 8,3 кг, а рост может составлять 61-67 см. Девочка бывает меньше и легче мальчика. Международная норма не сильно отличаются от российских стандартов: 5,4-8,7кг и 61,5-70,1см. Насколько пропорционально развитие скелета малыша, показывают обмеры окружности головы: от 40,3 до 44,6 см, и груди: от 40 до 44,5см. Перед вами таблица средних показателей, сколько весит и какого роста достигает грудничок в разные месяцы жизни.


Скорее всего, ваш малыш не соответствует в точности этим нормам. Как понять, какое отклонение считать допустимым, а когда нужна консультация врача? Единичное измерение не скажет ничего, развитие грудничка нужно рассматривать в динамике. Одни дети рождаются недоношенными, их вес едва превышает 2 кг, другие не спешат в положенный срок появляться на свет и набирают в мамином животе до 5,5 кг. За короткие 5 месяцев они вряд ли станут одинаковыми. Чтобы объективно оценить состояние малыша, врачи используют другие методики. Одна из них – вычисление индекса массы тела по формуле: m/h 2 , где m – вес в кг, а h – рост в м. У мальчика индекс должен находиться в пределах от 15,9 до 18,9 кг/м 2 , у девочки от 15,4 до 18,4 кг/м 2 . Важным показателем развития считается динамика прибавки веса. Обязательно сохраняйте все данные предыдущих измерений, тогда вы сможете высчитать, сколько граммов прибавил малыш за любой из месяцев, и сравнить свои данные с таблицей.

Сохраните данные измерений роста и веса малыша, особенно если развитие идет не по стандарту. Когда ребенок станет взрослым и у него появятся свои дети с такими же проблемами, эта таблица поможет понять, вызваны отклонения от нормы какой-то патологией, или виноваты генетические особенности организма.

Стандартные значения для 5 месячного ребенка: мальчик весит 6,1-8,3 кг, девочка 5,9-7,7 кг. Ничего страшного, если вес отличается от нормы не более чем на 7%. Нет причин до волнений, если в 5 месяцев вес вашего сына находится в пределах от 5,5 до 9,9 кг, а дочери – от 5 до 9,2 кг. Отклонение от 7 до 14% мама может скорректировать самостоятельно, но если этот предел превышен, нужна консультация врача. Рост у мальчика должен составлять от 61,5 до 70,1 см, у девочки – от 59,6 до 68,5 см. Допускается небольшое отклонение от этих значений, но не выше 10%.

Почему малыш весит не столько, сколько нужно?

Вес и рост могут значительно отличаться от нормы по разным причинам. В 5 месяцев начинают появляться зубки, и каждый малыш реагирует на этот процесс по-своему. Одни вообще не замечают, что десны припухли, из них вылезает какой-то острый твердый отросток. Другие переносят этот процесс очень сложно: плохо спят, капризничают, отказываются от еды. Ближе к полугоду многим малышам начинают давать прикорм, и пока организм полностью не адаптируется к новому рациону, вес может меняться в ту или другую сторону. При грудном вскармливании мама не знает, сколько молока в ее груди, может и не замечать, что его уже недостаточно, и малыш не получает того количества пищи, какое должен скушать.

Иногда вес значительно отличается от нормы, а ребенок веселый, активный, развитие идет хорошо. Прежде чем бить тревогу, обратите внимание на генетику вашей семьи. Если родители могут сниматься в фильмах про русских богатырей: они оба крупные, рослые с массивным скелетом, – не удивляйтесь, что и у малыша рост и вес превышает нормативы. Не нужно сажать его на диету: ценой невероятных усилий вы сможете достичь среднестатистических показателей, но младенец станет похож на узника Освенцима. В случае когда мама с папой миниатюрные и изящные, у них косточки, как у курочки, не нужно стараться раскормить малыша. Кости и мышцы не станут больше, чем заложено природой, а лишний жир ребенку ни к чему.

Если малыш недавно переболел или накануне обследования у него был плохой аппетит, понос, рвота, результаты могут оказаться недостоверными. Чтобы точно знать, сколько весит малыш, повторите процедуру через несколько дней.

Если никаких предпосылок нет, а норма веса никак не достигается, требуется медицинское обследование. Слишком маленькая масса тела бывает при заболеваниях системы пищеварения или проблемах с нервной системой. Чересчур упитанный ребенок тоже должен вызвать озабоченность мамы. Обратитесь к эндокринологу, возможно, у грудничка что-то не в порядке с обменом веществ. Особую тревогу должно вызвать, когда от стандартов очень сильно отличается не только вес, а еще и рост.

Как привести вес в норму?

Основная задача мамы, если вес ребенка значительно отличается от нормы, – наладить режим питания. Желательно, чтобы в 5 месяцев малыш оставался полностью на грудном вскармливании. При этом женщине нужно следить за тем, чтобы и ее рацион был полноценным: ешьте, сколько нужно, и разнообразьте свое меню. Что еще можно сделать, для приведения показателей в норму?

При недостаточном весе следуйте несложным правилам.

  • Следите, чтобы ребенок ни на что не отвлекался во время еды.
  • Малыш должен высасывать грудь до конца: последняя порция самая питательная.
  • При искусственном вскармливании следите, сколько смеси съедает малыш, и соответствует ли состав продукта возрасту грудничка.

Если грудничок весит слишком много…

  • …побуждайте ребенка больше двигаться, занимайтесь с ним физкультурой;
  • …делайте малышу массаж;
  • …попробуйте изменить режим питания, увеличить промежутки между приемами пищи.

Если младенец часто просит кушать, попробуйте дать ему воды, возможно, его беспокоит не голод, а жажда.

В 5 месяцев при необходимости можно вводить диету, но самостоятельно решать этот вопрос нельзя, установить, что и сколько давать малышу, должен только врач. Слишком худеньких детей можно кормить кашей, при лишнем весе помогут овощи. Для похудения врачи иногда назначают специальное витаминное меню. В некоторых случаях малышу прописывают препараты на натуральной основе для снижения или повышения аппетита. Если норма веса не достигается из-за болезни, лечите основное заболевание, и после выздоровления показатели улучшатся сами по себе.

Данные о том, сколько весит грудничок, не дадут полного ответа на вопрос: как идет его развитие? Нужно учитывать очень многие факторы: рост, состояние здоровья, активность и настроение малыша. Если врач не находит причин для беспокойства, просто примите своего младенца таким, какой он есть. У вас худенький, но подвижный и веселый ребенок – прекрасно, жир ему не нужен, а мышцы при такой подвижности обязательно разовьются. Девочка кажется вам слишком крупной, и такое телосложение у нее от природы – нет повода для трагедии: не всем быть фотомоделями, миллионы женщин с массивными формами живут счастливо и вызывают зависть у истощенных подруг. Целью каждой мамы должен быть не норма роста и веса, а здоровый счастливый малыш.

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны - от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.


Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

На 6 месяце жизни у ребеночка активно развивается интерес к своим ручкам и ножкам. Карапуз изучает собственное тело, ощупывает его, тянет ручки в рот. Маме нужно отвлечь его, поиграть с ним в пальчиковые игры, забавы с ладошками, ножками - такие игры помогут и ребеночку, и взрослому, доставляя обоим большое удовольствие.

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи - в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.


Пять месяцев - самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш - незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: ). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия - например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Игрушек, предлагаемых крохе, не надо приобретать много. Лучше чтобы они не только развлекали ребеночка, но и решали задачи развития движения, мелкой моторики, речи.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам - безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

Психическое и физическое развитие ребенка в 5 месяцев идет интенсивными темпами. Малыш просыпается уже не только для того, чтобы принять пищу. Ежедневно он все больше и больше испытывает потребность в общении с близкими людьми, развитии движений и познании окружающего мира.

К пяти месяцам вес малыша увеличивается на 3,2 – 3,4 кг, а рост – на 14 – 20 см. Таким образом, по среднестатистическим показателям вес мальчиков к пятому месяцу составляет 6,6-8,3 кг, а девочек – 6,0-7,7 кг; рост мальчиков уже равен 63,6-68 см, а девочек – 61,6-66,2 см. Подводим итог: за период с 4 до 5 месяцев малыш набирает примерно 700 г в весе и подрастает на 2 см.

У некоторых детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Для малышей этот период становится очень беспокойным. Характеризуется он повышенным слюноотделением. Малыш периодически держит свой кулачок во рту, пытаясь как бы «почесать» беспокойные десны. Облегчить страдания крохе помогут специальные гели для десен, которые продаются в аптеках, и резиновые или пластмассовые кольца. У девочек процесс прорезывания зубов проходит более быстрыми темпами по сравнению с мальчиками.

Режим сна, кормления и бодрствования

Спокойствие и жизнерадостность 5-месячного ребенка напрямую зависит от ухода за ним и удовлетворения его естественных потребностей: сна, приема пищи и досуга. В первые девять месяцев очень важно соблюдать именно такую последовательность.

Сон

В течение всего дня кроха спит 3-4 раза, продолжительность дневного сна составляет 1,5-2 часа, а ночного – 10 часов.

Для того чтобы ребенок крепко спал, родители должны создать соответствующие условия: комната должна быть чистой, а регулярные проветривания – обязательными.

Не стоит приучать малыша засыпать при полной тишине в квартире и прибегать к каким-либо дополнительным воздействиям, например, пустышке или укачиванию.

Кормление

Пятимесячные малыши принимают пищу 6 раз в сутки, интервалы между кормлениями составляют 3,5 часа.

Основным питанием для малышей в 5 месяцев остается материнское молоко или специальные детские смеси, которые назначаются врачом-педиатром. Во время кормления у малыша формируются элементарные навыки самообслуживания: он самостоятельно берет, удерживает и подносит бутылочку ко рту. С 5 месяцев уже можно приучать ребенка пить из кружки, которую взрослый держит в своей руке.

По данным ВОЗ, первый прикорм детям вводят с шести месяцев. Дети пяти месяцев стоят на пороге этого возраста, поэтому родителям стоит уже сейчас задуматься о разнообразном рационе малыша.

Катя, мама Артема 5 месяцев: «Своего сына кормлю грудью. В последнее время стала замечать, что во время кормления он нервно дергает сосок, после чего начинает плакать. Сообщила об этом врачу-педиатру, он предположил, что Артем, возможно, не наедается, и предложил начать вводить прикорм».

Бодрствование

Часы бодрствования становятся продолжительными и увеличиваются до 1,5-2 часов.

Несмотря на то что малыш маленький и несмышленый, не оставляйте его наедине со своими игрушками. С каждым новым днем ребенок развивается и познает окружающий мир.

Двигательная активность

Аристотель сказал: «Движение – это жизнь».

Данное выражение идеально подходит для пятимесячных детей. Маленькие непоседы настолько активны, что не дают родителям спокойно не только накормить себя, но и переодеть.


Движения пятимесячного ребенка:

Переворачивание на бок считается главным достижением в развитии движений 5- месячного малыша. Как только ребенок приобретет устойчивый навык, следующей ступенью станет стремление перевернуться со спины на живот.

  • Малыш уже может хватать и держать игрушку без помощи взрослого.
  • Опираясь на ладони, он пытается выпрямить ручки: такое несложное упражнение развивает кисти рук.
  • Держась за опору кроватки или манежа, кроха уже пытается ползти. Яркая и интересная игрушка способна привлечь внимание малыша и спровоцировать на движение.
  • Хорошо держит голову, лежа на животике.

Два последних пункта становятся подготовкой малыша к следующему, очень важному этапу – ползанию!

Следует отметить, что девочки по сравнению с мальчиками более подвижны, поэтому их двигательная активность развивается с небольшим опережением.

Елена, мама Эльвиры 5 месяцев: «С Катериной, мамой Миши, мы познакомились в роддоме. После выписки продолжили свое общение. Встречаясь в гостях, любим наблюдать за нашими детьми. Сидя на диване, Эля и Миша рассматривают разные игрушки. Моя дочь уже пытается доползти и взять понравившуюся погремушку, в то время как Миша благополучно наблюдает за ней со стороны».



Зрение, слух, осязание

Зрение

К концу пятого месяца у малыша завершается развитие глазных мышц. Если после этого периода все еще наблюдается «эффект разбегающихся глаз», то стоит проконсультироваться с врачом-окулистом.

Зрительная активность ребенка пяти месяцев:

  • Малыш подолгу смотрит на яркие предметы.
  • Следит за перемещающимися предметами и сосредотачивает на них свой взгляд.
  • Узнает близких людей и активно реагирует ножками на их появление. И, наоборот, появление незнакомых людей может вызвать настороженность у малыша, а возможно, и слезы.

Слух

В этом возрасте уже можно проверить слух ребенка на чувствительность. Для этого нужно на расстоянии 5 – 6 м похлопать в ладоши, на что малыш должен отреагировать поворотом головы. Игры с колокольчиком, погремушкой или другими звучащими предметами продолжают формировать данный навык.

Ребенок в 5 месяцев умеет различать интонацию в голосе: на ласковый тон – улыбается, а на строгий – хмурится. Также он может отличить голос близкого человека от голоса незнакомца.

Осязание

Помимо зрения и слуха у ребенка активно развивается осязание, которое помогает ему знакомиться с окружающим миром и познавать его.

Малыш с радостью реагирует на прикосновение материнских рук к своему телу. Легкие поглаживающие движения успокаивают кроху, и, наоборот, энергичные массирующие движения бодрят.

Независимо от материала игрушки – мягкой, пластмассовой, резиновой или с каким-либо наполнителем внутри – малыш подолгу держит ее в своих руках, ощупывая и исследуя. Таким образом, происходит развитие тактильных ощущений.

Мелкая моторика

Малыш растет и его развитие не стоит на месте. Развитию зрительно-моторной координации детских рук способствуют упражнения на захватывание и удержание игрушек. Прикасаясь к низко подвешенным игрушкам и захватывая их обеими руками, малыш приступает к их изучению: ощупывает и бросает или рассматривает.

Развитию моторики рук и пальцев на протяжении всего дошкольного детства необходимо уделять особое внимание. От того, насколько качественно она развита, зависит речь и логическое мышление ребенка!

В этом возрасте необходимо учить ребенка брать игрушку из рук взрослого не только находясь на ручках у мамы или папы, но и из положения лежа на животе и спине.

Анастасия, мама двоих детей: «Мой старший сын долго не хотел разговаривать. После консультации с логопедом мне порекомендовали множество игр и упражнений, направленных на развитие моторики. Специалист сказал, что вся наша речь, как это ни странно, находится на кончиках пальцев».

Развитие речи

В период с 4 до 5 месяцев ребенок начинает певуче гулить и издавать простые звуки: «а-а-а», «и-и-и». Своеобразные «песенки» очень помогают в формировании речевого дыхания. Подобные голосовые реакции у детей появляются исключительно на фоне положительных эмоций. Свои «песенки» малыш сопровождает интенсивными движениями ручек и ножек, как бы пританцовывая.

В моменты бодрствования побуждайте малыша при помощи вопросов находить привлекательные для него предметы, например: «Где машинка?», «А где киска?». Такие вопросы развивают пассивный словарь ребенка.

При общении с малышом необходимо развивать у него голосовые реакции: с 4-5 месяцев у ребенка начинается гуление, он произносит певучие гласные, через некоторое время, с 5-6 месяцев, – уже отдельные слоги (ма, па, ба). Игра «Перекличка» позволит взрослому и ребенку произносить звуки и слоги в ответ друг другу, таким образом, провоцируя кроху на повторное произнесение.

Чем больше родители будут называть предметы и проговаривать свои действия, устанавливая взаимосвязь между словом и предметом, тем быстрее малыш научится понимать речь. На поставленный вопрос «Где мама?» или «Где кроватка?» при помощи игры «Укажи пальчиком или найди глазками» малыш будет с интересом находить в окружающем пространстве ответы.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка

Каждый ребенок – это социум, он живет среди людей и в мире людей. Для контраста вспомним детский мультфильм про Маугли. Всем прекрасно известно, что стало с детенышем человека, когда он оказался среди зверей.

Маленький ребенок с самого рождения нуждается в общении со взрослыми людьми. Окружая его заботой и вниманием, родители, сами того не замечая, оказывают большое влияние на социальное и эмоциональное развитие крохи.

К пяти месяцам малыш уже дарит близким свою первую улыбку и умеет заразительно смеяться.

Несмотря на свой несмышленый возраст, в пять месяцев он умеет отличать родных людей от чужих. Об этом говорит его тело и эмоции: при виде людей, осуществляющих уход за ним, малыш расслабляется и радуется, на незнакомцев он реагирует напряженно, а бывает и с негативными эмоциями. Но если незнакомый взрослый разговаривает ласково, малыш сразу же реагирует положительно, и настороженность сменяется улыбкой.

Такая же реакция наблюдается у ребенка, когда он оказывается в незнакомой для него обстановке. В этой ситуации необходимо присутствие близкого человека рядом необходимо.


Навыки игры

У малышей пяти месяцев навыки игры проявляются в манипуляциях и действиях с предметами. Но это не означает, что среди множества ярких игрушек он сможет самостоятельно играть.

В 5 месяцев ребенка уже больше привлекает общение с людьми и совместные игры, чем раньше. Разнообразие этих игр поднимет настроение даже самому капризному малышу! Если он чего-то испугался или неожиданно загрустил, веселая интонация взрослого человека переключит его на радостное общение.

При помощи игрушек-персонажей (лисы, зайчика, медвежонка) инсценируйте различные потешки, песенки, прибаутки, попевки.

С игрушечной козой малыш с удовольствием поиграет в игру «Идет коза рогатая». Слушая потешку «Сорока – белобока», малыш будет внимательно станет следить за тем, как мама загибает один пальчик за другим, одновременно выполняя при этом пальчиковую гимнастику.

Итогом вышесказанного станет таблица, позволяющая оценить уровень развития малыша.

Что должен уметь ребенок в пять месяцев:

Двигательная активность Подолгу держит игрушку; делает первые попытки в ползании; лежа на животе, пытается выпрямить ручки; переворачивается на бок.
Зрение, слух, осязание Подолгу смотрит на яркие предметы; следит за перемещением предметов; узнает близких людей; различает интонацию в голосе; происходит развитие тактильных ощущений рук.
Мелкая моторика
Производит различные манипуляции с предметами, изучает их; берет предмет из разного положения тела.
Развитие речи Появляется гуление, а затем и первые слоги; может взглядом или пальчиком указать на нужный предмет; развиваются голосовые реакции; происходит пополнение пассивного словаря ребенка; происходит понимание взаимосвязи между словом и действиями с предметами.
Навыки игры Положительно реагирует на шутки и прибаутки; проявляет эмоции на различные действия с предметами.
  • В этом возрасте продолжайте полноценный уход за малышом. Необходимо уделять повышенное внимание чистоте и гигиене не только самого малыша, но и окружающего пространства.
  • Нужно окружить его заботой и вниманием. Помните, что на протяжении периода дошкольного детства малыш связан «неразрывной нитью» с матерью. Он способен чувствовать даже ее настроение.
  • Период прорезания зубов очень сложен для малыша, поэтому будьте к нему терпеливее. На его плачь стоит реагировать своевременно, не оставляя надолго одного и постараться максимально облегчить боль охлаждающими прорезывателями или лекарственными препаратами.
  • Во время прикорма важно следить за реакцией организма на новые продукты. Возможны высыпания на коже и аллергические реакции.

Надеемся, что наши советы помогут молодым родителям в воспитании малыша!

Видео по теме

Малышу 5 месяцев! И это прекрасно. Замечательное время, чудесное и незабываемое. Сейчас вы получаете такой огромный отклик на вашу заботу, и это непередаваемо. Ваш ребенок ваше счастье и отражение вашей любви ко всему миру. Он так радуется вашему появлению, он улыбается вам так, как никто и никогда вам не улыбался, вы для него вселенная. И ради этого стоит быть родителями!

Что новенького

К 5 месяцам малыш обычно удваивает свой вес в роддоме и вырастает в среднем на 14 см. Однако если этого не случилось, то есть вес чуть больше или чуть меньше усредненных значений, то не надо впадать в панику. Дело в том что все дети разные. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.

У некоторых детей начинают резаться зубки. Их появление можно предугадать по белым бугоркам внутри десен, которые постепенно растут и причиняют малышу сильный зуд. Вот почему он тянет все в рот и чешет десны.

Для того, чтобы прорезывание прошло легче, купите малышу грызунок, или прорезыватель. Грызунки могут быть резиновые, пластмассовые и деревянные. Купите сразу несколько, чтобы малыш мог их попробовать и выбрать тот, который ему подойдет больше.

Полезно знать

Время от пяти до шести месяцев - переходный этап в развитии ребенка. В этом возрасте большинство малышей преодолевают пассивное положение лежа на спине и начинают вовсю переворачиваться, кувыркаться, пытаются ползать и сидеть, хотя и с поддержкой.

К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот - с животика на спинку - кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.

Полезно знать

Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж - во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.

В эмоциональном плане возрасте 5 месяцев ребенок хорошо узнает близких ему людей, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Малыш узнает их с расстояния 2–3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью - малышу придется заново с вами знакомиться.

Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт - прикоснуться или взять на руки.

Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.

К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.

Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.

Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.

Как выглядит ребенок в 5 месяцев








Физическое развитие ребенка в 5 месяцев

В положении на животе малыш может опираться не только на предплечья, но и на ладони выпрямленных рук, поднимая при этом корпус. Некоторые дети начинают использовать свободную руку при опоре на локоть другой руки, чтобы подтянуться, схватить увиденный предмет и направить его в рот. Для этого вокруг ребенка должно быть достаточно игрушек. В положении на животе внимательно разглядывает окружающий мир и издает звуки. В положении на спине поднимает одну ногу в вертикальную позицию и захватывает ее рукой. Начинает сам поднимать вперед не только голову, но и плечи (немного). За счет такого достаточно выраженного приподнимания может посмотреть на свои ноги.

Перекатывается (переворачивается) со спины на живот уже не всем туловищем сразу, а с наличием ротации (скручивания) в позвоночнике. Может переворачиваться и с живота на спину.

Тест

При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.

Если в 5 месяцев вы начнете высаживать ребенка для того, чтобы он сидел сам или с помощью каких-либо приспособлений, то у него может развиться искривление позвоночника. Ни в коем случае не держите ребенка долго в сидячем положении, пока он не начнет садиться самостоятельно.

Тест-игра
Если поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.

Мелкая моторика

Ребенок достаточно хорошо способен управлять движениями рук. Может направить обе руки так, чтобы взять игрушку, разумеется, если она удобна для захвата пальцами. Целесообразно использовать погремушку с ручкой длиной 10–15 см. Лучше всего держать ее над грудью ребенка по средней линии его тела. По цвету предпочтительны погремушки и игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Кроме этого, ребенок может перекладывать взятую игрушку из одной руки в другую. Если хочет взять вторую игрушку, то первую выпускает из рук, так как держать два предмета ему пока очень сложно.

С 5 месяцев, если ребенок научился длительно лежать на животе, что ему в этом возрасте положено, подвешивать игрушки над кроватью ребенка уже не требуется. Их надо класть на расстоянии вытянутых рук перед лежащим на животе ребенком. К 5 месяцам там, где бодрствует малыш, должно быть достаточно много места для движения. Располагать игрушки следует в разных местах кроватки или манежа, чтобы побудить малыша к активности и передвижению - к переворачиванию, ползанию. В течение одного периода бодрствования игрушек не должно быть много: обилие впечатлений ведет к переутомлению, излишнему возбуждению ребенка. Периодически игрушки надо менять, что также поддерживает активность, и предупреждает возникновение утомления.

Покупка игрушек ребенку в 5 месяцев

В 4 месяца ребенок ударял по висящему предмету в поисках новых ощущений, затем хватал его, чтобы сразу засунуть в рот. В 5 месяцев он внимательно знакомится с предметом. Прежде чем сунуть погремушку в рот, ребенок в течение 1–2 минут трясет ее, вертит, подносит к лицу, подробно изучает и лишь затем тянет в рот.

Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п. Поэтому игрушки должны различаться по форме, по смысловым образам (бабочки, рыбки), по цвету и материалу (пластик, дерево, ткань).

Игрушки также должны звучать, даже мигать различным цветом. Хороши резиновые и мягкие пластиковые игрушки: жирафы, рыбки, слоны и прочие звери, которых можно мять в свое удовольствие, причем лучше покупать такие, которые пищат при нажатии. Родителям рекомендуется начинать пытаться обращать внимание малыша на эти особенности игрушек, называя не только сами игрушки, но их свойства.

Для развития мелкой моторики необходимо купить ребенку кубики, удобные для его ладони. Однако не следует забывать и о безопасности - кубик должен быть достаточно большим, чтобы ребенок не мог полностью засунуть его в рот и попытаться проглотить. Игра в кубики приучает ребенка к точным движениям, развивает умение не только брать, но и выпускать игрушку из рук, перекладывать ее из одной руки в другую и т. д. Уже в 5 месяцев ребенку необходимо купить достаточно крупный мяч. С этого возраста ему может понравиться обхватывать мяч руками. На протяжении последующих лет жизни мяч понадобится для других целей. Следует помнить, что основными игрушками для этого возраста остаются те, которые имеют удобную ручку для захвата, в основном это погремушки. Погремушка с ручкой - отличное средство для развития координации и хватательных движений малыша. Выбирайте такие погремушки, которые ваш ребенок мог бы сосать, бросать и бить без всякого для себя риска. Не покупайте погремушки с маленькими шариками внутри: малыш может разбить их и случайно проглотить эти шарики.

Правильные игрушки для малыша в 5 месяцев


  • Браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.

  • Мяч с колокольчиком.

  • Неваляшка.

  • Заводная музыкальная игрушка (музыкальная шкатулка).

  • Кукла би-ба-бо.

  • Пальчиковые краски.

На пятом месяце жизни малыш вступает в новую эру своего развития под названием «ознакомительная игра» - он учится манипулировать предметами.

Играя с пятимесячным ребенком, нужно понимать, что:


  • Пятимесячный ребенок больше интересуется игрушками, чем людьми.

  • Он может играть, сосредоточившись на определенном объекте и маме нужно не мешать его действиям. Можно находиться поблизости и наблюдать за ним, не вмешиваясь в процесс игры и быть готовой предложить другую игру, когда малыш насытится игрушкой.

  • Все игры хорошо проводить на полу, предварительно постеленном толстым одеялом или матрасом для обеспечения наилучшего простора в движениях и кругозора.

  • Ребенок учится на своем пути отодвигать препятствия.

  • Стараемся давать игрушки, трудные для захвата (крупные, с неудобными для пальцев краями), чтобы малыш мог приспособиться к ним, развить моторику и координацию движений.

  • Если пятимесячный ребенок теряет с поля зрения игрушку, он не предпринимает ничего, чтобы поискать и найти ее: просто забывает и переключается на другой объект. Это нормально (до 7 месяцев).

Психическое развитие ребенка в 5 месяцев

Малыш с интересом следит взглядом за тем, что происходит вокруг него, рассматривает предметы и людей, в том числе при нахождении на улице. На новом месте осматривается, может появляться реакция испуга. С 4–5 месяцев косоглазия уже не должно быть, даже периодического.

Слух

Поворачивается, услышав интересующий его звук или голос. Реагирует на звук шагов, и, когда кто-нибудь входит в комнату, он настораживается и может искать взглядом вошедшего.

Ребенок четко отличает ухаживающего за ним человека, мать - от других знакомых взрослых не только по внешнему виду, но и по голосу. Активно реагирует на голос матери, когда она находится вне поля его зрения. Услышав ее голос, улыбается, ищет взглядом мать. Беспокоится, если не может быстро ее найти взглядом или если ее голос исчезает. Когда мать выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Если мать входит обратно, он следит за ее движениями, может прореагировать комплексом оживления (радостными звуками и движениями). В меньшей степени реагирует на других близких. На голос малознакомого человека может не обращать внимания или не так активно ищет этого взрослого своим взглядом.

Кроме матери малыш начинает различать знакомых и людей как по внешнему виду, так и по голосу. При попытке врача или «чужого» играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Ребенок сначала присматривается к неизвестному ему взрослому, при этом оживление ребенка может пропасть, а движения замедлятся. Затем ребенок может нахмуриться и заплакать. Если же ребенок в хорошем настроении и не устал, то чаще всего он, наоборот, реагирует положительно. В этом случае после настораживания малыш опять оживляется и реагирует на «чужого» как на своего. По характеру реакции ребенка на взрослого можно делать первые выводы о формирующемся характере - общительный или замкнутый.

Развиваются эмоции

В более раннем возрасте у ребенка чувства удовлетворения или недовольства были связаны в основном с физическим комфортом или неприятными ощущениями. Постепенно эмоции становятся социальными, то есть связанными с общением. Ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Например, вы кладете его в кроватку, а малыш хочет бодрствовать и играть.

Будьте готовы к тому, что ребенок начнет общаться с вами с помощью жестов. Некоторые дети в этом возрасте тянут к вам свои руки, когда видят, что вы собираетесь взять его на руки. Если этого еще не происходит, то можно тренировать развитие общения с помощью жестов.

Тест-упражнение
Когда вы подойдете к кроватке ребенка после сна, то вместо того, чтобы, как обычно, взять его на руки, протяните к нему свои руки. Ждите, что будет делать малыш. Если он уже достаточно подрос и в хорошем настроении, то сообразит и протянет вам в ответ свои ручки. Возьмите сразу же ребенка на руки, обнимите, похвалите. Если не получится, то в дальнейшем, независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, ласково разговаривая с ним. Через некоторое время он обязательно начнет тянуться вам навстречу.

С 5–6 месяцев ребенок может дергать мать или другого взрослого за рукав для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Понимание речи

В процессе ухода за малышом не забывайте разговаривать с ним: комментируйте свои действия, называйте вещи. Пробуйте описывать эмоциональное состояние ребенка: «Ты плачешь. Наверно, ты хочешь пить? Давай поищем, где твоя бутылочка». Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь. Обсуждайте с ребенком его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взяла тебя на руки». Разговор с ребенком необходим для его полноценного развития. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает его слух, способствует эмоциональному контакту.

Ребенок в этом возрасте должен четко различать ласковую и недовольную интонацию вашего голоса. Кроме того, он постепенно начинает различать и другие более тонкие эмоциональные оттенки вашего голоса и интонации.

Предречевое развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок начинает «петь» - длительно тянет гласные звуки («ауа», «уау», «ау», «иоа» и др.), причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Некоторые ученые сравнивают такое певучее гуление ребенка с игрой на свирели. Если общаться с малышом правильно, то есть играть в звуки, как это описано ранее, то своей «свирелью» ребенок может подражать интонациям и ритмичности звуков взрослого.

Продолжает агукать.

Произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», «л», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета. Лепет - это сочетание согласных и гласных в виде слогов. Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а-ма» или «а-ба», «а-на», «а-да» и др. Может произнести «ма-ма», «папа», «на-на». В этом возрасте еще почти никогда не произносит слоги по одному, например «ма», а только «ма-ма» или «ма-ма-ма-ма».

Какой режим у ребенка в 5 месяцев

Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14–15 часов в сутки - 10–11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой - теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.

Установите четкий режим ночного и дневного сна и придерживайтесь его
Пока ваш ребенок был новорожденным, вы могли решить, когда укладывать его в течение ночи, наблюдая за признаками сонливости (трет глаза, теребит ухо и так далее). Теперь, когда он стал немного старше, вы должны установить для него определенное время для ночного и дневного сна.

Вечером хорошее время для ребенка - между 19.00 и 20.30. Позже он, скорее всего, будет слишком утомлен и ему будет тяжело заснуть. Ваш ребенок может не выглядеть уставшим поздно вечером - напротив, он может казаться очень энергичным. Но поверьте, это - верный признак, что ребенку пора спать.

Точно также вы можете устанавливать время дневного сна - планировать его на одно и то же время каждый день, или идти на ощупь, укладывая ребенка спать, когда вы видите, что он утомлен и должен отдохнуть. Любой подход приемлем, если ребенок спит достаточно.

Начинайте устанавливать ритуал отхождения ко сну
Если вы еще этого не делали, то в возрасте 3–6 месяцев уже пора. Ритуал отхождения ребенка ко сну может включать следующие действия: сделайте ему ванну, поиграйте с ним в тихие игры, почитайте одну-две сказки на ночь, спойте колыбельную. Поцелуйте его и пожелайте «Спокойной ночи».

Независимо от того, что именно включает ритуал вашей семьи, вы должны выполнять его в одном и том же порядке, в одно и то же время каждый вечер. Детям необходима последовательность, и сон не является исключением.

Будите вашего ребенка утром
Если ваш ребенок часто спит больше 10–11 часов ночью, желательно разбудить его утром. Тем самым вы поможете ему восстановить режим. Соблюдение расписания ночного сна может показаться вам не сложным, но помните, что ваш ребенок должен спать по режиму и в течение дня. Этому поможет пробуждение в одно и то же время каждое утро.

Как кормить ребенка в 5 месяцев

Вскармливание исключительно грудное. Кормления организуются вокруг снов: малыш сосет, укладываясь спать, и во время пробуждения.

Кормления становятся прерывистыми - малыш очень часто отвлекается от груди, буквально на каждый шум или шорох, и поиск более тихого места для кормления не помогает. Это особенность возраста, которую надо принять. При грудном вскармливании не рекомендуется давать прикорм до шести месяцев жизни. До того как появится возможность жевать прикорм, то есть до появления первых зубов, следует кормить только грудью.

При искусственном вскармливании малыш начинает есть с ложки не только полугустую, но и густую пищу. Открывает рот, когда ложка касается его губ, а иногда уже при виде ложки с пищей. Вообще, благодаря сосательному рефлексу напоить ребенка с ложечки можно уже на первых месяцах жизни. Но эффективно кормить с ложечки возможно только с 4–5 месяцев.

Питание 5 месячного ребенка на искусственном вскармливании
Существует несколько мнений, когда именно нужно начинать вводить прикорм у детей на ИВ. Иногда бывает необходимость делать это уже в 4 мес, а иногда при искусственном вскармливании начинают давать прикорм всего на 2 недели раньше, чем малышу, который кушает мамину грудь, т.е. начиная в 5 с половиной месяцев.

Если вы прикармливаете ребенка с 5 месяцев, то примерно он должен получать один полноценный прикорм, которым чаще всего бывает каша. Для прикорма готовят безмолочные каши, не содержащие глютена: гречневую, кукурузную или рисовую (при отсутствии запоров), они хорошо усваиваются. В кашу нельзя добавлять сахар или соль. Безмолочные каши готовят на воде, а обычные размалывают в порошок и варят на молоке. При этом кладут 5 г. крупы на 100 мл молока, а когда ребенок полностью усвоил этот прикорм, ее кладут уже 10 г.

Полезно знать

Домашние каши часто не имеют широкого ассортимента и витаминов. Заменить их можно промышленными инстантными кашами с натуральными добавками, солями железа и кальция. Именно эти каши предотвращают развитие анемии, рахита, гиповитаминоза.

Малышу искуственнику в 5 месяцев можно дать попробовать фруктовое пюре-яблоко или грушу. В течение 2 недель заменяют одно кормление смесью, но каши дают немного меньше по объему - на количество, равное объему фруктового пюре, которое часто дают после каши (но не перед ней, так как после фруктов ребенок может отказаться от несладкого прикорма).

При введении вместо каши прикорма из овощного пюре, овощи для него варят в воде без соли, а потом растирают до консистенции густой кашки в однородную смесь. Первым овощем чаще всего становится брокколи, но можно начинать и с других овощей (цветной капусты, кабачка, картофеля, моркови), но пока вводить только один. Новые овощи вводят, когда ребенок хорошо усваивает предыдущие.

В пюре уже можно добавить четверть желтка при хорошей переносимости. Если ребенку не нравится вкус пюре, его разводят привычной для него молочной смесью. Полностью одно кормление заменяют овощами за 2 недели, а недостающий объем пищи дополняют до нужного смесью.

Какой стул у ребенка в 5 месяцев? И сколько он писает?

Детки на пятом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи.
Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком - развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался.
Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем.
Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки.
Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Выполняя свои повседневные дела, можно занять и развлечь малыша.


  • Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

  • Дайте ребенку чашку Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2–3 капли и дайте подержать ее своему малышу. Называйте части тела ребенка Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

  • Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

  • Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Играя не забывайте о стишках и потешках:

Шалите с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:

«Мы - веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»

«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

«Каравай»
«Мешу-мешу тесто» - разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка;
«Есть в печи место. Пеку-пеку я каравай» - легонько хлопаем по телу крохи;
«Головушку валяй-валяй!» - аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

На что обратить внимание в развитии ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения - ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. В этих случаях необходима консультация невропатолога.

Нужно ли идти в поликлинику в 5 месяцев? Прививки в 5 месяцев

Вам предстоит плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая -

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!