Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

«Что делать?» и «кто виноват? Краснодарский потоп: Кто виноват.

В Краснодарском крае бушует ненастье. В результате проливных дождей сотни домов разрушены, многие люди эвакуированы. В Туапсе погибли два человека. Почему из раза в раз в горных районах края непогода приводит к ЧП, разбирался Царьград

Непогода обрушилась на большую часть региона, но пострадали в основном горные районы. Затоплены Туапсе, Геленджик, Апшеронск и почти все побережье Сочи. Кадры взбесившейся стихии, а также городских улиц, превратившихся в реки, поражают своим масштабом. Сотни людей оказались без крыши над головой, сотни пострадали, тысячи лишились автомобилей и имущества. Ливнем смыло целые участки автомобильных дорог, размыто железнодорожное полотно в Сочи, обрушились несколько мостов, из-за чего спасатели из других районов края не могут попасть на место катастрофы вместе с техникой.

Читайте также:

Герои, но не боги: Ветеран МЧС рассказал о человеческом факторе при потопе в Краснодарском крае По словам Александра Старостина, оперативные службы не могут добраться до некоторых районов из-за того, что...

Города превратились в гигантские бассейны с мутной водой, где плавают киоски, будки и автомобили. Самое ужасное, что пик непогоды еще не пройден — большие неприятности впереди!

Туапсе, Геленджик, Сочи — SOS !

Сумасшедший ливень в Туапсе — городе с населением 70 тысяч человек — завершился только ночью. Весь населенный пункт оказался под водой. Очевидцы выкладывают фотографии затопленного города и молят о помощи. Следом несутся претензии к местным властям: что они что-то не сделали, где-то не помогли, куда-то не успели. В беседе с местным жителем Виктором Олейником обозреватель Царьграда спросил: «Кто виноват и что делать?».

А что делать, если ливень был чудовищной силы, и все поплыло? Отменить законодательным образом ливень? Снести горы, которые нас окружают? Что-то поделать с речками? Да, к власти всегда есть претензии, те же ливневки, стоки не в лучшем состоянии, а то их и нет вовсе. Но это стихия, она просто сильнее нас. Хорошо, что хоть не каждый год такой ад наступает,

— сказал Виктор Олейник.

С улиц Туапсе, как выражаются в соцсетях, «смыло все». В городе не работает водопровод, нет электричества. Также прервано сообщение по трассе Джубга — Сочи. Это единственная дорога через горные перевалы, соединяющая Сочи с остальной Россией. В настоящий момент оползнем разрушен 20-метровый участок федеральной трассы. Дорожники могут приступить к его восстановлению только после того, как ливень прекратится. А сейчас делать это просто опасно для жизни.

Замгубернатора Краснодарского края Андрей Алексеенко сообщил следующее:

Во всех 18 населенных пунктах, которые пострадали от паводка, развернуты штабы, часть населения эвакуирована с территории, которая, возможно, подвержена подтоплению, во всех населенных пунктах работают аварийные бригады.

Читайте также:

Потоп унес жизни людей, затоплены целые кварталы: Краснодарский край оказался в центре бедствия Сильнейшие ливни, из-за которых затопило город Туапсе, не прекращаются и уже добрались до Сочи. В результате...

Он пообещал, что спасатели будут обходить все затопленные дворы, что будет сделано все, чтобы люди не чувствовали себя брошенными, что край выплатит компенсации.

А тем временем циклон, поизмывавшись над Туапсе, Джубгой, Геленджиком и Апшеронском, пошел в Сочи и устроил потоп там. Уже известно, что в указанных районах пострадали пять человек, двое погибли, один пропал без вести.

Виноваты плохие коммуникации

Местные жители в плохом состоянии коммуникаций традиционно винят власти. Водопровод, сточные трубы, канализация, по мнению людей, работают плохо. Однако к Олимпиаде многие коммуникации в Сочи были отремонтированы, а десятки километров труб — абсолютно новые. Но и это не помогает.

Да, с трубами у нас всегда была труба, — рассказал в беседе с Царьградом житель Сочи Глеб Панферов. — Канализацию более-менее человечно построили только к Олимпиаде-2014, но тогда много чего ввели в строй, того, что не вводилось десятилетиями.

При этом любой сильный дождь или быстрое таяние снегов на вершинах Кавказских гор приводит к одному и тому же — наводнению. И с этим поделать нечего.

Читайте также:

Сочи в блокаде: потоп в Туапсе разрушил федеральную трассу и блокировал движение поездов Сильные ливни вызвали наводнение и полностью отрезали Сочи: федеральная трасса разрушена, движение поездов...

Политолог Никита Исаев связывает тяжелую ситуацию в Краснодарском крае с коррупцией. «Здесь построили витрину в виде элитных сочинских районов и Красной Поляны с Олимпийским парком, однако все остальное находится в ужасающем состоянии с точки зрения технологий, коммуникаций. Инфраструктура или разворована, или даже не вводилась в строй», — полагает он. При этом добавляет, что в ток-шоу зрителям в очередной раз покажут, как бомбы почтой присылают Обаме или Клинтонам, а ситуацию в Краснодарском крае обсуждать не будут.

Впрочем, именно федеральные каналы вторые сутки подряд рассказывают о беде, обрушившейся на регион.

Виноваты самострои и отсутствие градостроительной политики

Сочи, Туапсе, Геленджик — курортные города, где многие люди получают прибыль только от сдачи своих площадей туристам и курортникам. Единый генплан строительства за все постсоветское время в этих городах не разрабатывался. Местные жители строили дома там, где хотели, делали к имеющимся зданиям пристройки и возводили небоскребы на фундаментах одноэтажных домов. Электричество, воду и канализацию владельцы обеспечивали так, как хотели и умели. Стоки и отводы ставили так, как им удобно. А часто вообще обходились без них.

Я живу в районе, который застраивался хаотично, — рассказывает Царьграду сочинец Глеб Панферов. — На протяжении последних 20 лет тут строили так, как договаривались с районными властями, а пристраивать несколько этажей и сараев здесь всегда умели.

По словам местного жителя, перед Олимпиадой тут попробовали «втиснуть» современные водоотводы, но так как район, находящийся недалеко от стадиона имени Месхи, — горный, то поняли, что если начнут что-то подкапывать, то дома просто дружно съедут в море или на поле стадиона. И это — еще одна причина постоянных проблем курортных городов.

Против природы не попрешь

Безусловно, существует много факторов рукотворного характера, из-за которых каждый сильный дождь превращается в бедствие районного, а то и федерального масштаба. В то же время Краснодарский край входит в число российских регионов с наибольшей площадью паводкоопасных территорий — порядка 4,5 тыс. гектаров. Плюс подвижные грунты, осыпающиеся горные склоны и многие другие причины природного характера. Достаточно вспомнить самые драматические эпизоды в истории края за последние несколько лет...

В октябре 2010 года в южной части региона произошло наводнение, вызванное проливными дождями и вышедшими из русел реками. Пострадали все те же Туапсе, Апшеронск, Сочи. Также МЧС вводило режим ЧС. В результате погибли 14 человек, 42 были ранены, полторы тысяч домов разрушены. Снесены мосты, дороги, 250 объектов социальной сферы.

«КТО ВИНОВАТ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?»:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ РУССКИХ ВОПРОСОВ

Существуют две знаменитые русские формулы – «Кто виноват?» и «Что делать?». Они стали крылатыми словами русской литературы, русского сознания вообще. Считается, что эти формулы указывают на морализм русского сознания, озабоченность его нравственными проблемами («практический разум», по Канту) и в то же время относят к вопросам социального порядка. Повышенный морализм русского сознания сказывался в этой сверхличной его обращенности, в озабоченности общими судьбами, прежде всего судьбой народа. В связи с этим говорят о нравственном социализме, о моральном обосновании социалистической идеологии в России. Это относится исключительно к «русскому», то есть народническому, или крестьянскому, или – уже в марксистских терминах – утопическому социализму, искавшему и находившему моральное обоснование в так называемой субъективной социологии (Михайловский). Субъективный в этом контексте и значит моральный , опирающийся на волевое начало в человеке, на запросы его нравственного сознания, а отнюдь не на какого-либо рода объективистское или квазинаучное обоснование, с претензией на каковое выступил марксизм, обозначивший радикальную смену социалистической парадигмы. Всё это общеизвестно, и я вернулся к этим сюжетам только для того, чтобы напомнить контекст, в котором привычно рассматривались знаменитые формулы русской литературы, – и вывести их из этого контекста, вернее, вернуть в подлинный их контекст.

Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» прежде всего предельно конкретны: это названия двух русских романов, написанных соответственно Герценом и Чернышевским. Если мы вернемся от общих соображений о судьбах русского социализма к этим романам и их авторам, то нам, как мне кажется, удастся углубить представление о самом этом социализме – обнаружить очень интересные психологические его корни.

И прежде всего необходимо подчеркнуть, что оба романа, несмотря на разность их заглавий, – об одном, у них тождественная тема. Хотя Герцен пишет о «лишнем человеке» из дворян, а Чернышевский – о «новых людях», социально-культурные различия персонажей несущественны перед фактом их кардинального психологического сходства. А еще лучше и точнее сказать, таким психологическим сходством обладают их авторы. Естественно, сходство обнаруживается скорее на существенной глубине, а не на случайной биографической поверхности. Эта глубина – «бессознательная», то есть детерминированная сексуально: Герцен и Чернышевский оба принадлежат к существенно сходному типу сексуальной ориентации.

Предположение о «содомии» Чернышевского высказывал уже Розанов. В случае Герцена можно, пожалуй, говорить о достаточно высокой вероятности бисексуальной практики. Единая тема романов «Кто виноват?» и «Что делать?» – любовь втроем; но это не заурядный «любовный треугольник», а психологически двусмысленный сюжет, обозначаемый в психоанализе термином «мотив Кандавла». Кардинальное отличие «мотива Кандавла» от всех прочих форм mйnage а troi – не соперничество мужчин из-за женщины, а скорее бессознательное желание ее поделить, тем самым символически соединившись при ее посредстве.

Здесь мне хочется коснуться книги Ирины Паперно «Чернышевский и век реализма: исследование по семиотике поведения». И. Паперно собрала богатый материал, подтверждающий как раз ту точку зрения, которую я только что высказал. Но ее работа написана в иной методологии, автор прошел мимо психоаналитических аспектов темы. В книге И. Паперно «комплексы» Чернышевского, уже послужившие однажды темой для насмешливого описания в романе Набокова «Дар», взяты не в психологическом, а в социологическом ключе. В Чернышевском она увидела разночинца, не умеющего танцевать и бойко изъясняться по-французски, а потому несчастного в любви. Отсюда очень уж бросающиеся в глаза натяжки в описании и объяснении того самого «мотива Кандавла», который столь явственен у Чернышевского и который сама же И. Паперно так подробно описала под наименованием «посредничества в любви» или «эмоциональной медиации». Согласно автору исследования, этот комплекс нашел у Чернышевского мировоззренческую сублимацию в его проекте социалистического общества. Это очень тонкое наблюдение и очень перспективная мысль, но дело как раз в том, что социалистический комплекс Чернышевского – не столько сублимация, сколько символическая репрезентация все той же индивидуально-психологической темы. В его случае сам социализм демонстрирует свои сексуальные корни, сильнее – предстает как сексуальная проблема.

Даю основной тезис И. Паперно в прямой цитации:

То, что казалось формой адюльтера, было для Чернышевского основой эмоциональной и социальной гармонии и равновесия. Равновесие достигалось через принцип медиации, посредничества. Постоянное применение этого принципа уничтожает все индивидуальные конфронтации и личные напряжения, примиряет все оппозиции в отношениях людей и элиминирует все репрессии. Ключ к блаженству лежит в присутствии третьего лица между любыми двумя лицами – тройственная структура как основа всякого союза... Чернышевский хотел, чтобы это соглашение служило прототипом нового общественного согласия – гармоничного рая на земле, основанного на принципе коллективизма во всех сферах человеческой жизни, и частной и общественной, как они представлены в картине коммунистического общества в Четвертом сне Веры Павловны. Критики Чернышевского (в том числе Достоевский) были не правы, утверждая, что как семейные проекты, так и социальная утопия, предложенные Чернышевским, полностью игнорируют человеческие эмоции. Наоборот, социальный принцип коллективизма обладал у Чернышевского твердым психологическим основанием: общественная гармония виделась как расширение семейной, а последняя сама была результатом практического осуществления веры в то, что любовь – опосредованное чувство, медиативная эмоция – по природе своей коллективна.

Чтобы опровергнуть этот тезис, достаточно привести всего лишь одну цитату из «Что делать?». Нижеследующие рассуждения Лопухова выражают, несомненно, опыт автора романа в его краткой и малоудачной гетеросексуальной практике:

Я очень сильно люблю ее и буду ломать себя, чтобы лучше приспособиться к ней; это будет доставлять мне удовольствие, но все-таки моя жизнь будет стеснена. Так представлялось мне, когда я успокоился от первого впечатления. И я увидел, что не обманывался. Она дала мне испытать это, когда хотела, чтобы я постарался сохранить ее любовь. Месяц угождения этому желанию был самым тяжелым месяцем моей жизни. Тут не было никакого страдания, это выражение нисколько не шло бы к делу, было бы тут нелепо; со стороны положительных ощущений я не испытывал ничего, кроме радости, угождая ей; но мне было скучно. Вот тайна того, что ее попытка удержаться в любви ко мне осталась неудачна. Я скучал, угождая ей».

Вряд ли такой опыт можно назвать обладающим общекультурной значимостью: это сугубо интимный опыт общения с женщиной человека, к женщинам склонности не питающего. Отсюда то, что И. Паперно называет поиском медиатора, а мы, вслед за Фрейдом, «мотивом Кандавла», – способность или даже необходимость эмоционального влечения к женщине только под условием ее связи с другим мужчиной. Таков в жизни Чернышевского эпизод с супругами Лободовскими, а в романе «Что делать?» основная линия Вера Павловна – Лопухов – Кирсанов. Интересно, что Лопухов делает попытку превратить фиктивный брак с Верой Павловной в подлинный, когда на сцене появляется Кирсанов. «Медиатор» здесь – не Кирсанов, а Вера Павловна: типичная для «мотива Кандавла» ситуация.

В этом сюжете нет никакой социальной специфики. Нельзя сводить его к проблемам разночинства хотя бы потому, что точно такая же тема имела место в романе «Кто виноват?» (Бельтов – Люба – Круциферский) и в жизни аристократа и богача Герцена. Можно вспомнить и последующие сходные ситуации: например, кружок Мережковских и разрабатывавшаяся там метафизика социальности: «тайна трех» – прямой аналог отмеченной И. Паперно у Чернышевского тройственной структуры любого социального союза (между прочим, пьеса Зинаиды Гиппиус «Зеленое кольцо» – в сущности, парафраз «Что делать?»). Сама исследовательница проводит соответствующие параллели к «Что делать?», вспоминая, конечно же, и Герцена. Но как раз такое обилие житейских и литературных параллелей указывает на сверхсоциальный характер сюжета, выводит его за рамки разночинских проблем.

Нельзя, однако, сказать, что тем самым снимается вопрос о социализме как идеологии, выводящей за пределы индивидуального опыта. Тема Чернышевского-Герцена если и внесоциальна, то в определенном смысле сверхлична. Или скажем так: в социализме значим не столько определенный социальный, сколько определенный психологический тип.

Герцен был человеком, едва ли не во всем противоположным Чернышевскому, и прежде всего, в отличие от Чернышевского, высокоталантливым, умственно, художественно и человечески одаренным. Тем не менее у них была одинаковая идеология – народнический социализм. Думая о Герцене, хочется задать сакраментальный вопрос: какого черта понесло его на эту галеру? Всё дело в психологии, точнее и конкретнее – в отношении к женщинам.

Первоначальная социалистическая интуиция у Герцена фиксируется именно таким образом. К социализму, в его сенсимонистском варианте, Герцена привлекла постановка вопроса о женщине. Вспоминая годы своего социалистического обращения, он писал в «Былом и думах»:

Сенсимонизм лег в основу наших убеждений и неизменно остался в существенном. С одной стороны, освобождение женщины, призвание ее на общий труд, отдание ее судеб в ее руки, союз с нею как с равным.

С другой – оправдание, искупление плоти... человек достигал созвучного единства, догадывался, что он существо целое, а не составлен, как маятник, из двух разных металлов, удерживающих друг друга, что враг, спаянный с ним, исчез!

Как видим, здесь ни слова не говорится об отмене частной собственности и обобществлении средств производства. Проблема социализма у Герцена – сексуальная. Он видит социализм как путь достижения идеала – восстановления некоей чаемой целостности человека. Это идеал андрогина, платонический миф. Не забудем, что Платон был автором первой коммунистической утопии. Вспомним также, какова была брачная политика платоновского Государства: полная элиминация любых лично окрашенных сексуальных отношений, коллективная сопринадлежность обоих полов друг другу: супружеские пары заранее подбирались философами-правителями, это была имитация индивидуального выбора. У Платона «мотив Кандавла» возводился в максимальную степень, приобретал значение всеобщего принципа: кроме «посредничества» и «медиации», ничего другого в отношении полов здесь не было.

Герцен писал своей будущей жене:

Любовь есть единственный возможный путь к восстановлению человека... два человека, потерянные друг в друге, любовью составляют ангела, т. е. выражают во всей чистоте первого человека, возвращаются к тому единству, которое уничтожает борение. Двойство – всегда борение. Бог – един».

Было бы нелепостью понимать эти слова как выраженное стремление молодого мужчины к соединению с женщиной, понимать любовь, о которой здесь говорится, в смысле брачного, вообще гетеросексуального союза: такой любви и такому союзу никто не мешал – ни в случае Герцена, ни в истории человечества вообще это не было проблемой. Проблема тут у Герцена другая – единство мужского и женского в индивидуальном «я», то есть андрогинность, а сказать проще и ближе к делу – бисексуальность.

В случае Герцена есть серьезные основания говорить о бисексуальности. Современный читатель «Былого и дум» не может не видеть в сюжете «кружения сердца», в семейной драме Герцена того конфликта, который лег в основу романа «Кто виноват?». Мужчины делят женщину – Герцен делит Натали с Георгом Гервегом. Конфликтом и драмой это стало потому, что конфликт не осознавался; точнее: стороны, даже зная (или догадываясь) о своих гомосексуальных влечениях, не решались таковые социально реализовать. Вообще Герцену с трудом давалось это знание о себе: история с Гервегом тяжело его травмировала. При этом жену Огарева он присвоил без особенных колебаний – потому что в «этом случае наличествовал четкий гетеросексуальный контекст, более приемлемый для сознания. И все-таки мы вправе сказать, что его интересовала не столько Н.А. Тучкова-Огарева, сколько ее муж. Читатели «Былого и дум» знают, что Герцен всю жизнь или ссорил приятелей с женами, или делил их с ними. Это было в его отношениях с Кетчером, с Энгельсоном, с тем же Огаревым; даже французская любовница Боткина вызывала его раздражение. Сейчас нельзя не видеть гомосексуальной окраски дружбы Герцена и Огарева. В одном месте Герцен очень интересно назвал пресловутую клятву на Воробьевых горах «обручением».

Похоже, что для Огарева это «обручение» значило куда больше, чем для его друга. Есть все основания думать, что Огареву вообще остались чужды гетеросексуальные влечения. Поразительный, но в сущности вполне понятный факт: в двух браках у него не было детей, но как только его жены уходили от него, они сразу же беременели; так было и с первой женой – М.Л. Рославлевой, и со второй – Н.А. Тучковой. Здесь хочется привести интереснейший документ – запись Огаревым одного из его снов:

Я видел во сне девушку, которая мне сказала: «Вы знаете, что я уже не невинна, но умоляю вас – никому этого не сказывайте. Я еще могу выйти замуж, а мне теперь есть нечего; а если кто узнает, то не захочет на мне жениться». – «Поверьте, – я ей отвечал, – что никому не скажу. Я знаю слишком хорошо, что род людской еще не дорос до понятия, что дело не в том, что женщина невинна или уже родила несколько ребят, а дело в том, чтоб она умела принимать участие в общественном деле, в общественном труде, в умственном смысле; а там невинна она или уже родила раз или больше – это всё равно, было бы ей только свободно жить, как ей хочется». – Затем мы пожали друг другу руки и разошлись дружно.

Истолковать это сновидение не представляет трудности: это как раз и есть воспоминание об огаревских женах-девушках, предъявлять к которым какие-либо нравственные претензии он не чувствует себя вправе. Но в этом контексте приобретают весьма неординарный смысл слова «общественное дело» и « общественный труд»: мы еще раз можем увидеть, что скрывалось за этими понятиями у адептов русского социализма.

Вообще круг Герцена можно назвать компанией очень продвинутых бисексуалов. Это относится и к женщинам: известна «страстная» привязанность друг к другу Натали Герцен и Натали Тучковой. Известно также, что Натали Герцен, предлагая мужу план совместной с Гервегом жизни, имела в виду даже не «тройственный», а «четверичный» союз: хотела приобщить к этому союзу жену Гервега Эмму. Соответствующие источники обильно цитирует И. Паперно, но, как обычно, не желает замечать их сексуального контекста и подтекста.

Зато мы теперь склонны видеть их в текстах, которые вряд ли вызывали особенный интерес у предшествующих исследователей. На соответствующие размышления наводит, например, следующее место, из «Литературных воспоминаний» П.В. Анненкова. Герцену и его жене, пишет Анненков,

страшно надоела дисциплина, которую ввел и неуклонно поддерживал тогдашний идеализм между друзьями. Наблюдение за собой, отметание в сторону как опасного элемента некоторых побуждений сердца и натуры, неустанное хождение по одному ритуалу долга, обязанностей, возвышенных мыслей, – всё это походило на строгий монашеский искус. Как всякий искус, он имел свою чарующую и обаятельную силу сначала, но становился нестерпимым при продолжительности. Любопытно, что первым, поднявшим знамя бунта против проповеди о нравственной выдержке и об ограничении свободы отдаваться личным физическим и чувственным поползновениям, был Огарев. Он и привил обоим своим друзьям, Герцену и его жене (особенно последней), воззрения на право каждого располагать собой, не придерживаясь никакого кодекса установленных правил, столь же условных и стеснительных в официальной морали, как и в приватной, какую заводят иногда дружеские кружки для своего обихода. Нет сомнения, что воззрение Огарева имело аристократическую подкладку, давая развитым людям с обеспеченным состоянием возможность спокойно пренебрегать теми нравственными стеснениями, которые проповедуются людьми, не знавшими отроду обаяния и наслаждений полной материальной и умственной независимости.

Зная об Огареве то, о чем уже шла речь, трудно вообразить, во что еще, кроме гомосексуальной практики, мог совратить Герцена и его жену мизогин Огарев.

В социализме Герцен увидел идеологическую мотивировку и санкцию своих гомосексуальных влечений: в попытке учеников Сен-Симона осуществить, по крайней мере провозгласить, андрогинный идеал. Сенсимонизм пробудил интерес молодого Герцена процессом Анфантена – сенсимонистского «пророка», учившего, что идеальным, или, как он говорил, «социальным», человеком будет андрогин, муже-женщина. В качестве проективного примера Анфантен выдвинул идею о верховном жреце новой религии сенсимонизма как о паре – мужчине и женщине – и посвятил много времени поиску своего женского восполнения, совершив для этого даже путешествие в Египет (поразительная параллель с Владимиром Соловьевым, встретившим в египетской пустыне Вечную Женственность – Софию).

И здесь начинается едва ли не самая интересная, на взгляд автора предлагаемой концепции, тема – об истоках мифа о социализме как общности жен. Исток этот, исторически, – сен-симонистский. Исследователь (Д.Ф. Щеглов) пишет:

Сущность учения Анфантена о браке состояла в том, что постоянный брак может быть оставлен для людей постоянных по своей природе; а люди непостоянные могут ничем не стесняться, могут иметь жен или мужей, когда им угодно и сколько угодно.

Тот же исследователь цитирует сенсимониста Базара:

Интимность между полами, которую в настоящее время считают законною, святою и возвышенною только в супружестве, не должна иметь характера исключительности между супругами; начальник, например (жрец или жрица), может и должен вызвать и установить эту интимность между самим собою и подчиненным, или для собственного удовлетворения, или для того, чтобы иметь более прямое или более живое влияние на подчиненных, на их мысли, действия и, следовательно, на их прогресс. Эта идея была изложена первоначально Анфантеном, следуя его собственным выражениям, как преобразование древнего сеньориального права.

Конечно, древнее сеньориальное право – прежде всего сексуальная монополия, ни о каком «социализме» здесь речь идти не может. Это было у Анфантена лишь исторической реминисценцией, и вообще данное сравнение шло даже не от него, а от прокурора на процессе сенсимонистов, – Анфантен только старался придать архаическому институту новую, именно социалистическую, мотивировку. Не забудем к тому же, что взгляды Анфантена в цитированном отрывке могли быть подвергнуты некоторому смещению, если не искажению, соперником его Базаром. В психологии сенсимонистов, нашедшей родственный отклик у Герцена, социализм воспринимался как свободный половой союз, цементирующая основа социальности как таковой. Сексуальная монополия вождя, больше всего напоминающая архаическую практику отца первобытной орды, вряд ли была целью Анфантена, – слишком в нем чувствуется «байсек» со всеми его комплексами. Скорее всего отсюда, из наблюдений над сенсимонистами, а не от основательно забытого к тому времени платоновского сюжета пошел миф о социализме как общности жен. Психологически – этот миф можно понять как смутную, «бессознательную» догадку наблюдателей о гомосексуальной природе проповедников социализма. Люди прозревали у социалистов тот самый «мотив Кандавла». Даже соглашаясь с тем, что общность жен в программах социалистов – это клевета на них (и отвлекаясь от практики Анфантена), нельзя не вспомнить трактовку клеветы молодым Юнгом (в его работе «Очерк психологии сплетни») как бессознательной догадки о бессознательном оклеветываемого.

После всех этих анализов – к какому выводу можно прийти о сверхличной природе социалистического проекта? Почему вообще становится возможной социальная проекция, казалось бы, сугубо индивидуальных комплексов? Здесь следует говорить о компенсаторных механизмах. Социализм можно понять как мечту аутсайдера о восполнении в социальной общности. И кто будет отрицать, что гомосексуалисты в XIX веке были аутсайдерами? Социализм, «общественность» как таковая, сама форма социальности в этом контексте выступают метафорами недостающего контакта с людьми, компенсацией некоей тайной ущербности социалиста. И не только социалиста, конечно. Вспомним опять Мережковского и Гиппиус с их идеей «святой общественности»: «святость» здесь – повышенная оценка самой возможности выхода в мир из бессознательного подполья. Бердяев писал о них:

В соборном «мы» Мережковского нет человека... В нем есть страшная зыбкость новой, новейшей человеческой души, убегающей от своего декаданса, пытающейся укрыться в соборности от своего человеческого краха... Темная безблагодатность Мережковского и Гиппиус, несчастливых странников по пустыням небытия, говорит о страшной покинутости современной человеческой души. Но все-таки люди эти пытаются добыть огонь в ледяном холоде.

И то же самое можно сказать о самом Бердяеве, пытавшемся укрыться в том же социализме, в политической левизне от собственного ледяного холода – от собственного гомоэротизма. Поразительно, что сходными словами Илья Эренбург описывает социалистические порывания Андре Жида: он хотел согреться у чужого огня.

Приведенные примеры – от Герцена до Андре Жида – относят к элите интеллектуально-культурного мира. Во всех этих случаях (за исключением все-таки Чернышевского) можно говорить о творческой сублимации как пути выхода из индивидуальных кризисов. Но бывают иные, и куда более громкие, способы преодоления субъективной неполноценности. Здесь первостепенно важно указание К.-Г. Юнга:

Часто случается, что в сущности личная и якобы субъективная проблема вдруг разрастается и становится всеобщим, захватывающим всё общество вопросом; случается это тогда, когда личная проблема сталкивается с внешними событиями, психология которых слагается из тех же элементов, как и личный конфликт. Это придает личному конфликту величие, которым он раньше не отличался... Человек стыдится выставлять личный конфликт перед широкой публикой – разве что в случае слишком смелой переоценки самого себя. Но в тот момент, когда ему удается отыскать и постигнуть связь между личной проблемой и великими историческими событиями своего времени, такая связь является спасением человека от одиночества чисто личных переживаний, и субъективная проблема разрастается до широкого общественного вопроса. Это немалое преимущество с точки зрения возможности решения проблемы. Ибо в то время как раньше личная проблема располагала лишь скудными энергиями сознательного интереса к собственной личности, теперь со всех сторон притекают коллективные двигательные силы и, соединяясь с интересами эго, создают новое положение, дающее новые возможности разрешения. И чего никогда не достигла бы личная сила воли или мужество единичного человека, то достигается силой коллективных влечений; эта коллективная сила поднимает человека и переносит его через препятствия, которых ему никогда бы не преодолеть одной только личной энергией.

Трудно, да и невозможно отделаться от впечатления, что знаменитый психолог рассматривает указанную связь индивидуальной психологии с глубинами коллективного бессознательного как чрезвычайно ценную. Это вообще основная мысль Юнга – о необходимости в психологическом опыте расширять границы «эго» за счет архаических сверхличных психических энергий – достигать «самости» как синтеза сознания и бессознательного, индивидуального и коллективного. Но еще труднее не узнать в процессе, чисто теоретически описанном в цитированных словах Юнга, в высшей степени опасные и отталкивающие прецеденты. Первое, что приходит здесь на ум, – Гитлер. Примерно по этой схеме (но ссылаясь не на Юнга, а на Якоба Буркхардта) объяснял возвышение Гитлера Иоахим Фест:

Успехом своей агитации Гитлер только частично обязан ораторскому таланту. Куда важнейшими были его созвучность настроениям невротически взволнованных обывателей и понимание им того, чего они от него хотят. Он сам рассматривал эту способность как подлинный секрет всякого великого оратора: «Он всегда позволяет массе нести себя – так, чтобы слова, срывающиеся с его уст, инстинктивно совпадали с тем, что на сердце у аудитории».

То, что нация ныне переживала впервые – разочарование, упадок, деклассирование, поиск козлов отпущения, – Гитлер испытал много лет назад. С того самого времени, когда его не приняли в Академию художеств, познал он удары судьбы, противящейся исполнению его желаний и ожиданий. Теперь он мог перевести свои комплексы и разочарования в сверхличный план. Не будь этого совпадения индивидуальной и социальной патологии, Гитлер никогда не смог бы обрести этой гипнотической власти над своими согражданами. Но он давно уже усвоил все резоны, сформулировал все предлоги, давно уже обнаружил злодеев. Неудивительно, что слушатели загорались от его слов. То, что захватывало их, было не логикой его аргументов и не сутью его лозунгов и образов, но чувством общего опыта, общности страданий и надежд. Мелкий буржуа-неудачник, Адольф Гитлер был человеком той же судьбы. Их сплачивал совместный агрессивный настрой. Из этого общего опыта в громадной степени исходила его харизма – смесь одержимости, страстной банальности и вульгарности. Он доказывал правоту Якоба Буркхардта, сказавшего, что история иногда любит являться в облике одного-единственного человека, которому покоряется мир: время и человек объединяются в величественном и таинственном союзе.

Русская параллель этой темы – сам социализм, иконами и героями которого оказались такие люди, как Чернышевский. Он победил в России как вариант массового движения, психология которого вскрыта в этапной книге Эрика Хоффера «Истинно верующий».

Основной тезис Хоффера: революции не производят люди голодные, их производят люди, так сказать, средней сытости, но психологически ущемленные: то, что он называет misfits, неудачники. В интересующем нас русском контексте – это и есть разночинцы. Важнейшими подстрекателями массовых движений становятся малоодаренные интеллектуалы – noncreative men of words. Это как раз тип Чернышевского. У Хоффера к этому типу отнесены Ленин, Муссолини, Гитлер. Трансформация индивидуальных комплексов этих людей в массовое движение описывается Хоффером как защитный механизм проекции:

У нас есть склонность проецировать вне нас силы, формирующие нашу жизнь... Понятно, что люди, испытывающие неудачи, виновными в этих неудачах считают не себя, а мир... Вера в правое дело в значительной степени служит заменой утраты веры в себя... Нет сомнения, что, обменивая жизнь, замкнутую на себе, на жизнь самоотверженную, мы в громадной степени повышаем самооценку... Вечные неудачники могут найти спасение только в полном уходе от самих себя; и обычно такие люди находят это спасение, теряя себя в компактной коллективности массовых движений... Откуда берутся фанатики? Большинство их рекрутируется из рядов людей, претендующих на творческую деятельность, но лишенных творческих способностей (noncreative men of words).

Культурная значимость подобных трансформаций (индивидуального комплекса в массовое движение) в подавляющем большинстве случаев весьма невелика и даже является скорее отрицательной величиной. Массовость явления, его количественная характеристика, производимые им перемены не суть гарантия его ценности и благого характера этих перемен. Вот почему, возвращаясь к тезису И. Паперно о произведенном Чернышевским преобразовании личного опыта в общезначимый культурный образец и даже признавая фактическую верность этого утверждения, мы не можем согласиться с оценкой этого факта – у И. Паперно явно положительной. Культурная значимость индивидуального опыта порождается его, этого опыта, индивидуальной сублимацией в творческий продукт. У талантливых людей, например у Герцена, идеология не важна, гораздо важнее то, что они создали в своем собственном творчестве. Но результат русского социализма как массового движения не может быть признан позитивным достижением русской жизни и культуры. Психология русского социализма как антикультурного и антисоциального бунта была прямым порождением и следствием ущербной психологии породивших его неудачников. Ущербная психика может породить только ущербное общественное движение. И нельзя не видеть в складе этой психологии влияния непреодоленных сексуальных проблем, о которых у нас шла речь в связи с Чернышевским.

Стоит задаться вопросом: возможно ли вообще разрешение сексуальных проблем, по определению личных, персональных, интимных, на путях социальной реформы или даже революции? С первого взгляда это предположение кажется абсурдным, но в то же время несомненна связь между этими сугубо индивидуальными потребностями и нерешенными проблемами – и трансформацией их в своего рода идеологию, в данном случае – социализм, о чем и шла у нас речь. Существуют, однако, попытки впрямую, вне бессознательных символизации увязать эти различные измерения бытия и открыто, сознательно поставить проблему секса, или, скажем торжественнее, Эроса как проблему социальную. Я имею в виду, конечно же, знаменитую концепцию Герберта Маркузе, изложенную им в книге «Эрос и цивилизация». Как известно, Маркузе попытался, в отличие от классического психоанализа, не сексуальную символику усмотреть в сюжетах социальной жизни, а наоборот, разглядеть социальную наполненность сексуальных конфликтов. У него получилась сексуальная параллель к социально-экономическим схемам Маркса. В истории происходит экспроприация секса в пользу доминантных общественных групп, называемая Маркузе прибавочной репрессией (параллель прибавочной стоимости у Маркса). Задачей подлинной социальной революции поэтому должно явиться справедливое распределение Эроса, экспроприация Сексуальных экспроприаторов. Я не могу входить сейчас в подробности, но главная мысль, важнейшая установка Маркузе ясны уже из сказанного: сексуальное удовлетворение, эротическая полнота бытия – проблема не личного, а общественного значения. Так представлена у Маркузе бессознательная проблематика Чернышевского-Герцена и всех вообще хофферовских «мисфитов».

Против этого существует, кажется, только одно, но неоспоримое возражение: сексуальная удачливость – качество все-таки сугубо индивидуальное, вряд ли зависящее от социального положения сексуального субъекта. Более того, на общественных низах сексуальная жизнь сплошь и рядом встречает куда меньше репрессивных сдержек, чем на верхних ступенях общественной лестницы. Здесь достаточно вспомнить знаменитых Фрейдовых девочку из подвала и девочку из бельэтажа: обе они предавались в детстве т. н. «сексуальным исследованиям», но девочка из подвала успешно ассимилировала в «я» эти воспоминания нечистого детства, а девочка из бельэтажа болезненно зафиксировалась на них и обрекла себя на невроз. Далее Фрейд пишет:

Различия двух судеб, несмотря на одинаковые переживания, происходят от того, что Я одной девушки проделало развитие, не имевшее места у другой. Дочери дворника сексуальная деятельность казалась столь же естественной и не вызывающей сомнений, как в детстве. Дочь домовладельца испытала воздействие воспитания и приняла его требования. Ее Я из представленных ему побуждений создало себе идеалы женской чистоты и непорочности, с которыми несовместима сексуальная деятельность; ее интеллектуальное развитие снизило ее интерес к женской роли, предназначенной для нее. Благодаря этому более высокому моральному и интеллектуальному развитию своего Я она попала в конфликт с требованиями своей сексуальности.

Маркузе и сам предлагает спуститься в этот подвал, апеллируя к сексуально раскрепощенным аутсайдерам и тем самым невольно признавая, что сексуальный избыток не есть продукт социальной эксплуатации и привилегия богачей. Но в мою задачу не входит критика концепций Маркузе. Моей задачей было дать частную, на русском примере, иллюстрацию той же самой проблемы – продемонстрировать скрытый смысл столь открыто задававшихся в России вопросов – кто виноват и что делать. Получается, что в разбиравшихся случаях не виноват никто и делать нечего.

Даже не знаю, что он говорил. Не слышал его, был занят своими делами. Просто не помню, что он сказал, - ответ Кучерова на вопрос о том, что говорил главный тренер "Тампы" в перерыве перед вторым периодом матча с "Чикаго", в котором "Лайтнинг" нанесли 33 броска в створ.

Мы со Стэмкосом наслаждались хоккеем, но потом тренер решил нас разъединить (дословно Никита сказал "убрать" ), без каких-либо веских на это причин. И все. Не знаю, что сказать дальше, - ответ Кучерова на вопрос о связке с капитаном "Тампы".

Я, наверное, ничего не буду говорить про нашего тренера, - ответ Кучерова на вопрос о том, стал ли бы Купер соглашаться на спор, как наставник "Нэшвилла" Питер Лавиолетт, который вышел к СМИ в маске быка.

Мне-то без разницы. Думаю, как и всем ребятам. Наше дело играть, а что творится там наверху - это уже их проблемы, - ответ Кучерова на вопрос об уходе генменджера "Тампы" .

Максимализм

Пару лет назад хоккейный мир знал Никиту Кучерова как одного из самых молчаливых игроков, его настоящая, человеческая история была практически неизвестна. Россиянин не давал больших интервью и казался со стороны замкнутым, полностью сосредоточенным на спорте человеком. Но это было правдой лишь наполовину.

Кучеров действительно "хоккейный маньяк", как окрестил его по ходу прошлого сезона коллега Еронко, он один из самых работающих над собственным прогрессом игроков НХЛ, причем не только российских. Никита дикий максималист - к любым, даже малейшим своим неудачами, промахам, а уж тем более безголевым сериям он относится очень серьезно.

Однако Никита совсем не замкнутый - огромные и местами супероткровенные интервью, которые он давал за последний год двум Игорям - Еронко и Рабинеру - это подтверждают. Смена статуса с новичка, а потом молодого таланта "Тампы" на одну из звезд, а затем и главную звезду команды повлияла на Кучерова. Он понял, что уже не обязан молчать, как раньше, а каждый раз прикидываться политкорректным, осторожным парнем, который говорит все, что угодно, но только не то, что происходит на самом деле, ему тяжело - внутренняя честность не позволяет.

Бомбическое интервью после приезда в сборную в апреле 2017 года, в котором Кучеров разнес что Джона Купера, что партнеров, вы наверняка помните. После него Никита стал осторожнее, но ключевой сигнал для публики он донес - в "Тампе" все совсем не так хорошо, как кажется.

Командность

Вернемся к ответам после матча с . На первый взгляд, они не особо информативны - Кучеров явно не готов сказать все, что думает, из-за чего очень часто употребляет частицу "не", отказываясь или почти отказываясь от комментария. Но между строк очень сложно не заметить напряжение: Никита не хочет говорить про Купера даже в шутливом вопросе про маску быка, а разъединением со Стэмкосом (Кучеров не пояснил, идет ли речь об этом сезоне или каких-то эпизодах прошлого) он и вовсе недоволен. Да, хоккеистов действительно не должно беспокоить, что происходит с генменеджером - это не тот человек, с которым они встречаются и общаются каждый день.. Но "что там творится наверху - это их проблемы" - не слишком ли жесткое обращение в череде ответов Кучерова о тренере и руководстве "Тампы"?

Традиционная и, вероятно, справедливая логика намекает, что когда отдельный спортсмен недоволен происходящим в команде и даже неявным путем, без всякого умысла, выносит это в СМИ, то чаще всего виноват именно он - некорпоративное и эгоистичное поведение не красит никого.

Однако в случае Кучерова особая история. Никита может сколько угодно быть помешан на собственном совершенствовании и он, несомненно, следит за собственной статистикой и думает об индивидуальных призах - но вместе с тем он остается одной из самых "командных" звезд НХЛ.

Лучшие российские бомбардиры НХЛ с сезона-2014/15. Фото "СЭ"

Неудачники

Если бы у Кучерова не было клубного патриотизма - он, чувствуя себя в "Тампе" не совсем комфортно, думал бы о других вариантах продолжения карьеры. Не подписывал бы новый контракт и следующим летом стал бы ограниченно свободным агентом, а еще через год, в 2020-м - и вовсе мог бы переходить в любую команду лиги.

Если бы у Кучерова не было клубного патриотизма - он в 2016 году в статусе форварда ведущего звена финалиста Кубка Стэнли не согласился бы на жалкие 4,7 миллиона долларов, хотя уже тогда мог рассчитывать на 6-7. А этим летом - на 9,5 миллионов вместо заслуженных 11. Разве он хуже ? Нет. Лучше.

Для Кучерова "Тампа" - родная без преувеличения организация. "Лайтнинг" поверили в него на драфте, когда рекордсмен-бомбардир юниорских чемпионатов мира умудрился свалиться до конца шестого десятка. Помогли ему с лечением, когда от Никиты отвернулись в ЦСКА. Давали ему все большого игрового времени в основе, постепенно и грамотно доводя его до состояния сильного хоккеиста уровня НХЛ. К последнему больше всего причастен как раз Джон Купер.

Проблема в том, что во всех подобных случаях сначала игрок обязан клубу - и он подтверждает или не подтверждает это лояльностью и легкими переговорами по новому контракту - а затем уже клуб становится обязанным игроку, если тот становится критически важен для команды.

Сейчас, после успеха "Вашингтона", именно "Тампа" - главный неудачник НХЛ последних лет. За четыре года "Молнии" побывали в финале Кубка Стэнли, дважды играли в решающей серии "Востока" и однажды не попали в плей-офф из-за сумасшедшего количества травм.

В "Тампе" собрались хоккеисты, которые входят в топ-3, в худшем случае в топ-5 во всех амплуа в НХЛ. А еще - один из лучших снайперов своего поколения. Одни из самых талантливых молодых защитников и центров лиги. Еще несколько игроков уровня "выше среднего". После трейда Райана Макдоны и Джей Ти Миллера у "Тампы" однозначно сильнейший состав в лиге (вероятно, и до него он был таковым). Но толку-то? Кубок поехал в столицу.

Обмен

Ключевое отличие "Тампы" от "Вашингтона" в прошлом плей-офф даже не тактическое, а психологическое. обеспечил для своих лидеров максимально комфортные условия: он долго и упорно наигрывал с , в итоге добившись того, что они смогли быть эффективны на протяжении всего плей-офф, а не только на коротких временных отрезках. Сам Овечкин наконец стал капитаном не формально, из-за нашивки, а реально: его отношение к игре и вовлеченность в нее стали соответствовать кубковому формату.

В "Тампе" такого не было и близко. Не секрет, что Кучерова совсем не порадовал обмен , инициатором которого был как раз Купер. На бумаге "Тампа" от трейда выиграла. Полученный за россиянина Миллер за 27 матчей регулярки в прошлом и новом сезоне набрал 26 (12+14) очков. Наместников в "Рейнджерс" свалился до четвертого звена, а то и роли запасного, и сейчас вообще не похож на хоккеиста основы клуба НХЛ. То, что Миллер по совокупности хоккейных качеств сильнее Наместникова, не оспаривается.

Однако из потенциального первого суперзвена Миллер-Стэмкос-Кучеров ничего не вышло. Американец с 8 (2+6) очками провалил плей-офф, а именно там нужна была его результативность - "Тампа" уже давно прошла тот период, когда ей были важны успехи в регулярке. Наместников был отличным дополняющим хоккеистом, который почти идеально вписывался в связку к Стэмкосу и Кучерову. Как эта тройка играла на старте прошлого сезона - это чудеса!

Похожий пример - , который был полезнее в связке с и , чем . Кучерову было сверхкомфортно в тройке с Наместниковым, который подстраивал свой хоккей под звезд: Миллер куда более индивидуалистичен, а Никите нужен партнер, готовый не только открыться под пас, но и вернуть его. "Русский фактор" здесь тоже важен - неслучайно Кучеров говорит, что хотел бы видеть Панарина в "Тампе" еще и потому, чтобы "было больше наших".

Говорят, что перед сезоном Никита очень рассчитывал увидеть в своей тройке молодого россиянина из фарма "Лайтнинг" Александра Волкова и даже специально оставался с ним после тренировок, чтобы лично помогать его прогрессу. Но пока Купер предпочел Волкову других хоккеистов.

"Тройняшки" до и после сезона-2015/16. Фото "СЭ"

Капитан

Кучеров отмечает, что не было "веских причин" разбивать его со Стэмкосом. Те самые "Тройняшки" с Ондржеем Палатом и Тайлером Джонсоном, лучшее звено НХЛ сезона-2014/15, остались в прошлом и уже не возродятся в лучшем виде. Если Кучеров после того проигранного финала Кубка Стэнли сделал качественный скачок и вышел на новый уровень, то его старые новые партнеры так и остались на тех позициях. Они больше не могут дополнять друг друга, как три года назад: Кучеров с тех пор развил качества элитного снайпера и очень сильного ассистента, а чех и американец не смогли вырваться из статуса очень приличных середняков. При этом они оба относятся к любимчикам Купера - он был против их участия в обмене с "Рейнджерс". Именно Палат и Джонсон были лидерами фарма "Тампы" "Сиракьюз" в тот момент, когда там работал канадский тренер - для него эти хоккеисты больше всего подходят под определение "свои".

Дело не только в неудовлетворенности Никиты: я не случайно вспоминал об Овечкине-капитане, ведь его коллега Стэмкос с этой ролью не справляется. Проблема даже не 8,5 миллионах в платежке "Тампы", которые занимает канадец - на рынке год назад он мог получить и больше. Стэмкос первым номером драфта и стартовыми сезонами в НХЛ заслужил звание главного франчайза "Тампы" и капитанство, он - лицо клуба, от которого невозможно отказаться.

Но травмы почти добили в нем снайперский талант: не факт, что Стэмкосу, который забрасывал за сезон фантастические 60 шайб, когда-либо еще удастся пробить хотя бы отметку в 40 голов. И в раздевалке он совсем не ключевая фигура: поговаривают, что некоторые ведущие хоккеисты "Тампы" спокойно обращаются к канадцу, не стесняясь в выражениях.

Стивен Стэмкос в НХЛ. Фото "СЭ"

Отставка

Отставку Айзермана объясняют семейными обстоятельствами, но в этом случае как никогда конспирологические теории имеют право на жизнь. Слишком многое указывает на то, что знаменитый канадец оказался не готов выдерживать внутреннюю войну в клубе и решил уйти, пока все окончательно не развалилось.

У "Молний" высочайший уровень хоккеистов, далеко не слабый тренер, баланс в каждой линии - все составляющие для чемпионства. Но выиграть Кубок НХЛ в ситуации пусть и не открытого, а незримого противостояния лидера и наставника очень тяжело. Если бы Кучеров был примой, которая хочет к себе особого отношения, проблема могла бы решиться - обменом или изменением поведения хоккеиста.

Кучеров не просит невозможного: просто он, будучи максималистом, требует, что и все его партнеры относились к хоккею аналогичным образом. Как и тренер. Нельзя выиграть чемпионство, если ты ставишь своей главной звезде палки в колеса. Кучеров уже подстраивался под "Тампу" - в финансовом и игровом плане. Пора сделать движение в обратную сторону. Иначе все закончится очень печально - и без Кубка Стэнли.​

Общаясь со многими парнями и девушками, пришел к выводу, что понимание ключевых сфер жизни у людей сильно хромает. В этой статье снова попытаюсь сделать свой вклад в изменение этой ситуации.

Итак, одна из важнейших сфер жизни - это отношения. Она тесно переплетается с другими. Какое место занимают мужчина и женщина в отношениях? Тут все очень просто. Главной движущей силой нашей планеты является женская энергия. Все делается для женщин и ради женщин. Т.е. женщина всегда главнее. Она управляет миром. Но делает она это через своего мужчину. Ей необходим данный инструмент. Без него реализоваться невозможно.

Многим девушкам не нравится, когда я говорю, что женщина не должна заниматься бизнесом, что это мужское дело. Они думают, что я их недооцениваю. Очень даже наоборот. Женщина должна заниматься бизнесом. Только ее бизнес - это мужчина. И этот бизнес куда сложнее и изысканнее, чем тот, которым занимаются мужчины. Таким образом, женщина - это всегда тренер, а мужчина боксер. Мужчина всего лишь охотник, который идет на охоту и приносит добычу в дом. А женщина вдохновляет на то, чтобы он добывал все больше. Задача женщины создавать красивую жизнь из того, что принес в дом мужчина и постоянно вдохновлять его на новые подвиги. Это куда более сложное дело, чем добывание.

Только удержитесь от соблазна интерпретировать выражение "женщина главная" как то, что она должна командовать мужчиной. Ни в коем случае. Когда женщина пытается доказать свое превосходство мужчине - она делает его слабее. И это признак совершенно глупой женщины. Мудрая женщина никогда не станет ничем меряться с мужчинами.

Исходя из иерархии, формируется и ответственность. Вся ответственность за гармоничное развитие отношений (бизнеса) лежит на женщине. Если мужчина пьет - виновата женщина, изменяет - тоже ее вина.

Может ли быть так, что женщина все делает правильно, а мужчина не растет? Может. Но это значит, что женщина выбрала не того мужчину. У него нет желания расти, ему это не нужно, ему нормально с пивом на диване. Тут нужно либо смириться с этим, либо увольнять его из жизни.

Возможен и обратный вариант. Когда у мужчины огромное природное желание расти, а женщина вместо того, чтобы помогать ему, мешает. Она руководствуется страхом, что если он вырастет, он будет принадлежать к другой социальной группе и ее общество ему больше не будет интересно. Тоже печальная история.

Правильное партнерство, на мой взгляд, - это союз масштабного мужчины и еще более масштабной женщины. Тренер не должен быть сильнее своего спортсмена, но он всегда должен быть мудрее.

Я знаю достаточное количество высоко ранговых мужчин, с высоким уровнем здравомыслия и серьезным масштабом личности. При этом, количество женщин, о которых я мог бы сказать тоже самое -значительно меньше. И я абсолютно убежден, что корень проблемы лежит именно в этой плоскости.

Женщины перестали хотеть быть женщинами в полном смысле этого слова. Они начали курить, пить и добывать. Отсюда все проблемы. Уровень жизни социума определяется уровнем женственности женщин в этом социуме. Кто-то может сказать, что они это делают не от хорошей жизни. Мол, мужики стали бабами и поэтому у них не осталось выбора. Но это подмена понятий. Не нужно менять местами причину и следствие. Это то же самое, что утверждать, что сначала люди начали отравляться водой, а потом вода решила стать отравленной. И я не стремлюсь переложить на женщин всю ответственность за все беды нашего мира. Хотя, наверное, это так выглядит:) Я пытаюсь разобрать и механизм и объяснить, где и какая шестеренка и какую функцию она выполняет.

В связке спортсмен-тренер ответственность за результат лежит на обоих. Каждый делает то, что должен, максимально отдаваясь процессу. В итоге они приходят к положительному результату.

Теперь о самом главном! Женщина является - источником! Источником энергии, жизни, развития! И для гармоничного развития нашей планеты - этот источник должен быть чистым, мудрым и прекрасным! И я не буду писать очевидные призывы, типа: «девушки, перестаньте курить и не употребляйте алкоголь». Думаю, это итак очевидно. Я лишь попрошу Вас от всего сердца: «будьте достойны этого божественного величественного звания - женщина!». Любви Вам!

С намерением быть Вам полезным!

Эти механизмы психологической защиты в различной мере развиваются у человека в зависимости от методов воспитания. Чем меньше учитывается право ребенка на ошибку, тем в большей мере приходится ему выстраивать систему защиты от нее, поскольку жить и не ошибаться невозможно. Можно лишь научиться не замечать своих ошибок

Таким образом, на вопрос «Кто виноват?» можно ответить: «Любой, кроме меня» или «Я». Мы видим, что ни тот, ни другой ответы не являются конструктивными. Они не направлены на решение проблемы. Они связаны с ее завуалированным снятием и маскировкой эмоциональным переживанием. Этот вопрос эксплуатирует потребность ощущать себя правым и желание снять груз негативных эмоций за счет находящихся рядом у одного участника событий и привычку ощущать себя «плохим» у другого. Привычка быть «плохим» имеет в своей основе удивительный неосознаваемый механизм, позволяющий переворачивать понятие «плохой» в «хороший» («раз я повинился…») Осознанно человек признает свою вину, но неосознанное чувство значимости растет, и он все более и более ощущает себя достойным и положительным.

Потребность задавать вопрос «Кто виноват?» не является русским изобретением. Однако многовековые условия жизни в России способствовали закреплению положения, когда преимущество получали люди, которые в экстремальных ситуациях не исправляли ошибки и не пытались понять причины явления, а искали тех, на кого можно излить свои эмоции за несостоявшееся счастье. Любая смена власти, любой бунт или революция начинаются с наказания тех, кто ранее был у власти. Решать проблемы, нерешенные предшественником, крайне сложно, а иногда невозможно. Но дать народу поглумиться над предшественником ничего не стоит. Именно поэтому в демократической Германии с такой легкостью увольняли профессоров, которых только подозревали в сотрудничестве со Штази (Министерством государственной безопасности Германской Демократической Республики), не вдаваясь в подробности, насколько компетентным был тот или иной человек и что конкретно он сделал в прошлом. Это не было направлено на улучшение научной деятельности тех или иных структур, но удовлетворяло эмоции, накопившиеся у людей за годы беспредельной власти этой организации. Точно так же после провала нашей олимпийской сборной в Ванкувере первым действием стало не развитие детского спорта и не строительство спортивных сооружений, необходимых для тренировок спортсменов, а увольнение чиновников.

Многие проблемы в стране решаются, если становятся открытыми и прозрачными действия всех ветвей власти. Достаточно выяснить причины и сделать соответствующие изменения. Но если власть не стремится к сотрудничеству с обществом, коррупция на всех уровнях тормозит любые реформы, а выполнение бюджета закрыто от постороннего глаза, то регулярно необходимы поиски виновных, снимающие напряжение у людей, но не меняющие ничего. Причины закрепления такого поведения мы и рассмотрим в дальнейшем.

Общество виноватых граждан

Меня удивляет, как это люди из самых добрых советов и рекомендаций, призванных приблизить их счастье и радость жизни, исхитряются сплести себе новую плетку для самобичевания.

М. Вислоцкая. «Искусство любви»

Итак, мы выявили, что в обществе регулярно снимается напряжение за счет «жертвоприношения». Это ситуация, когда вместо решения конкретной проблемы на растерзание толпы, уставшей от безысходности, отдается некто, названный виновным. Однако встает вопрос, почему много-много людей удовлетворяются только видом крови, не требуя решения реально существующих в стране проблем? Более того, почему тем, кто стоит во главе государства, выгоднее устраивать аутодафе, а не решать проблемы страны и проживающих в ней людей?

Особенностью виноватого человека, вне зависимости от того, реальна его вина или нет, является то, что он легко управляем. Если это член семьи, то им легко манипулировать. Виноватый муж готов заглаживать свою вину, выполняя работу по дому, занимаясь хозяйством и детьми. Более того, некоторое время он не будет претендовать на положительную оценку своего труда.

Виноватая жена, в свою очередь, будет терпеть оскорбления мужа, который снимает через скандалы собственное напряжение, возникающее из-за неудач на работе. Она не будет предъявлять претензий, стараясь всеми известными способами загладить существующую или вымышленную вину.

Легко манипулируют виноватыми родителями дети. Будучи невероятно адаптивными (недаром человечество так широко расселилось по земле), многие дети быстро обучаются находить слабые места своих воспитателей. Они интуитивно отыскивают ту невидимую для глаз «кнопку», которая включает чувство вины у родителей, и регулярно давят на нее, получая существенные выгоды. Такой кнопкой может быть страх родителей, что они неверно воспитывают детей, что кому-то могут не понравиться их дети, желание разведенных родителей привлечь детей на свою сторону и т. д. Отпрыски интуитивно используют эти ситуации, поскольку виноватые родители делают им больше подарков, предлагают разнообразные возможности и менее требовательны, чем те, у которых чувство вины вызывается не так легко.

Следует подчеркнуть, что раз вина не родственна ответственности, то «хорошее» (с точки зрения окружающих) поведение обязательно заканчивается срывом, когда человек совершает множество ошибок, которые в дальнейшем вынужден искупать. В нем всегда будет действовать этот механизм, заставляющий его ошибаться. Если он не задумается над причинами регулярных неудач, то эта последовательность из адекватного и ошибочного поведения будет постоянно воспроизводиться, вызывая к жизни и столь же постоянное переживание чувства вины.

Чувство вины – это комплекс индивидуальных ощущений собственной «плохости». Оно сродни стыду. Различие между ними менее значимо по сравнению с тем, что их объединяет. Вина – это самооценка несостоятельности. Стыд – это опасение обнаружить свои недостатки перед другими, страх оценки со стороны. Стыд и вина порождаются боязнью одиночества, потребностью быть принятым в сообществе себе подобных. Они воспитываются в ребенке с детства. Они сопровождаются жалостью к себе, неуверенностью. Эти чувства столь болезненны, что их нельзя испытывать долго.

Жизнь – это стремление представить себя в мире, занять место под солнцем и оставить потомство. В своих более примитивных формах она не испытывает сомнений и оставляет лишь самых сильных особей, не спрашивая, что они совершили для выживания. Человек отличается от прочего живого тем, что он ставит вопрос о том, что скрыто за поступками. Общество выделило круг мыслей и соответствующих им действий, которые предосудительны, и требует избегать их. Каждый человек в какой-то момент вынужден решить для себя, будет ли он переступать черту, за которой следует осуждение поведения, или нет, а если нет, то почему. И это «почему» в зависимости от типа воспитания порождает либо стыд, либо вину, либо ответственность. Усиление страха перед внешним осуждением порождает стыд, усиление страха перед собой – вину, требование думать о последствиях своих поступков – ответственность. Чаще всего эти три качества встречаются в разных соотношениях практически в любом человеке. Однако преобладание вины или стыда над ответственностью ведет к особому поведению в обществе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!