Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Чем обряд обручения отличается от помолвки и венчания? Что такое в россии помолвка и какой сценарий лучше выбрать.


Обряд обручения начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца, как символ любви и верности. Перед венчанием они возвращали их, подтверждая тем самым свое согласие на брак, желание отныне обмениваться своими мыслями, чувствами, радостью и горем. Поэтому можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи - знак духовного света таинства - торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан".
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жениху?" - "Нет, не связана".
После этого начинается чин венчания - таинственное освящение супружества Божественной благодатью.

Ника Кравчук

Чем обряд обручения отличается от помолвки и венчания?

В наше время таинство венчания включает в себя венчание и обручение. Но раньше в Православной церкви эти два обряда разделялись: сначала будущие супруги обменивались кольцами в знак верности друг другу, а через некоторое время приходили в храм, чтобы обвенчаться — попросить Божьего благословения на брак. Почему сегодня обручают и венчают за один раз? В каких случаях Церковь все же разрешает разделять во времени два чина: обряд обручения и таинство брака (венчание)? Почему супруги носят обручальные кольца? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы вы найдете далее.

Обряд обручения: обязательства есть, но прав еще нет

Если вы хоть раз присутствовали на венчании в Православной Церкви, то наверняка помните, что начинается оно с обручения. Жених и невеста стоят в притворе храма, к ним подходит священник, подает в руки зажженные свечи и вводит непосредственно в храм. Это символическое действие указывает на то, что теперь будущие супруги пребывают пред Лицем Божьим. После этого начинается просительная ектения: священник молится о всем мире и непосредственно о женихе и невесте. После этого он читает особую молитву для благословения обручающихся и одевает им кольца, будущему мужу — его супруги, а жене — супруга. Венчающиеся должны трижды обменяться кольцами.

Затем непосредственно начинается венчание, по своему смыслу и внешнему действию отличающееся от предыдущего чинопоследования. Чем же обручение не дотягивает до полноценного брака? На обрученных накладываются обязательства супругов, но парень и девушка еще не имеют супружеских прав.

Обряд обручения и венчание можно в некотором смысле сравнить с оглашением и крещением , а также с вечерними богослужениями и Литургией . В каком? Попробуем объяснить.

В древней Церкви перед тем как креститься, человек должен был пройти оглашение — на протяжении длительного времени он изучал основы принимаемой веры. До крещения он мог посещать Литургию, но должен был стоять в притворе и покидать храм тогда, когда услышит слова священника «Елицы оглашеннии, изыдите» — далее оставались только верные, то есть крещенные.

Вспомните, до обручения будущие супруги также стоят в притворе, а непосредственно входят в центральную часть только вместе со священником.

Как же соотношение обряда обручения с венчанием напоминает вечернюю с Литургией?

Как Литургия главнее других служб, так и венчание важнее обручения. Что интересно, чин обручения начинается возгласом вечерней или утренней — «Благословен Бог наш» , а таинство брака — литургийным «Благословенно Царство…» .

Так какой же смысл имеет обряд обручения и почему же раньше он отделялся от венчания?

Что символизируют обручальные кольца?

Само слово «обручение» происходит от славянского «обруч» , то есть кольцо. Уже название указывает на то, что будущие супруги во время этого действия обменивались кольцами. Как кольца не имеют ни конца, ни начала, так и будущие супруги должны иметь бесконечную любовь и верность.

В Библии перстень обычно фигурирует как символ власти или деталь, указывающая на конкретного человека. Перстнями скреплялись важные договора. Если вы передает свой перстень кому-то другому, вы уже не скроете от других вашу связь с этим человеком.

Таким образом, кольца в обряде обручения символизируют:

  1. Безграничную любовь и неразрывную связь;
  2. Верность супругов;
  3. Власть одного супруга над другим.

Кольца делали из разных материалов: для женщины — золотое (символизировало женственность, нежность, послушание мужу), а для мужчины — серебряное (указывало на власть над женой по примеру Христа и Церкви). Есть и другая символика: когда обручающиеся обмениваются кольцами, то девушка отдает будущему супругу серебряное кольцо в знак своей чистоты, а он ей — золотое, тем самым показывая, что доверяет супруге управление хозяйственными вопросами и имуществом. Сегодня материалу не уделяют столько внимания, чаще всего выбирают два кольца из золота.

Почему раньше обручение и венчание разделяли?

Обряд обручения — это еще не само венчание, но уже первая ступенька на пути к созданию семьи. Действие начинается с намерения, в этом случае намерения вступить в брак, хранить верность одному человеку.

Иногда возникают ситуации, когда парень и девушка мечтают о семье, но полноценно ею стать пока не могут. В древности, когда жениха и невесту часто подбирали родители, обручали еще в совсем юном, а то и детском возрасте. Особо распространено это было в царских семьях. Если жениху — 10 лет, а невесте — только семь, то о какой полноценной семье, рождении детей может быть речь? Будущих супругов обручали и ждали того момента, когда они будут готовы к венчанию.

Сколько времени пройдет до бракосочетания, решали индивидуально в каждом случае. Но, видно, со временем участились неприятные истории в стиле «жених сбежал» или «невеста передумала». Дабы такого не случалось, в 1775 году Святейший Синод выдал указ об одновременном совершении обручения и венчания в храме.

Эта система сохранилась и доселе. Но бывают исключения. Как быть, если двое людей любят друг друга, но они еще студенты и не могут жить полноценной семьей? Либо один из них должен уехать на год-два учиться или по работе в другую страну?

Чтобы подкрепить таких молодых людей в их ситуации, разрешается провести обряд обручения (то есть соответствующий чин в храме), помолиться о создании будущей семьи. Когда же эта пара будет готовой к созданию полноценной семьи, священник совершит над ними таинство брака.

Обручение ≠ помолвка

Многие люди сегодня недоумевают: обручение — это то же самое, что и помолвка, или нет? Нет, это разные действия.

Обряд обручения обязательно проводится в храме с помощью священника. Будущие супруги обмениваются кольцами.

Помолвка — это светское дополнение к будущей свадьбе. Жених делает предложение невесте и дарит ей кольцо, со стороны девушки нет ответного действия. Часто по поводу помолвки устраивают вечеринку для родных и друзей. Всем этим пара указывает на серьезность их намерений.

Чтобы подробнее узнать о таинстве венчания, обручении и подготовке к ним, посмотрите это видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

Во время росписи с ЗАГСе или венчания в церкви невеста с женихом обмениваются кольцами и обещают друг другу хранить верность на всю жизнь. Обряды помолвки или обручения некоторые женщины рассматривают, как возможность получить в подарок еще одно колечко, не более, абсолютно не задумываясь об их значимости. Есть ли разница между помолвкой и обручением, и как проводятся эти обряды?

Экскурс в прошлое

Еще 2 века назад подготовка к свадьбе проводилась в 3 этапа.

Сначала девушку сватали: родители жениха приходили в дом невесты, выясняя, согласны ли родители породниться, отдать свою дочь за их сына. Приглянулся ли девушке жених, в большинстве случаев даже не интересовались. Одновременно определялись с величиной приданого.

После знакомства родителей молодые уже официально общались, но женихом и невестой считались условно, если родители готовились к браку заранее.

После сватовства еще была возможность обратного хода – хотя тот, кто отказывался от продолжения подготовки к мероприятию, должен был привести веские аргументы другой стороне, чтобы не быть опозоренным.

Далее семьи опять встречались – предстоял пропой или «рукобитие» . Родители точно определялись с финансами – молодые устраивали что-то вроде «вечеринки» , где был признан официальный статус невесты и жениха среди сверстников. Во время этой встречи и обговаривали, как и когда будет проходить обряд обручения.

Проводили обручение в монастыре или церкви, публично. В качестве гостей приглашались самые близкие люди, но двери не закрывались, и наблюдать за ритуалом мог кто угодно.

Молодые должны были обменяться кольцами разной ценности: сначала невесте вручалось – не одевалось на палец, нужно обратить внимание – серебряное украшение, а жениху – золотое. Троекратный обмен кольцами под речитатив священника, зачитывающего слова специальной молитвы, и у невесты оставалось золотое кольцо, как символ надежности будущего мужа, а у жениха – серебряное. Серебро отражало слабость женщины, ее мягкость.


Несмотря на то что обручение в церкви уже подчеркивало неизбежность брака, после него молодые в
сексуальные отношения не вступали – невинность невеста должна была сохранять до свадьбы.

До венчания должно было пройти от 3 недель до полугода, не меньше – иногда переход к статусу мужа и жены откладывался на годы. Перед войнами, зарубежными «командировками» , сильный пол старался успеть провести несколько обрядов: сватовства и обручения, чтобы быть уверенным в том, что невеста дождется.

Венчание откладывалось – иначе бы мужчине в странствиях необходимо было бы хранить верность. В то время суда Бога боялись больше, чем общественного осуждения и нарушить определенные каноны решался не каждый.

Обручальные кольца носят на левой руке, на безымянном пальце. Обручение в православии до сих пор играет огромную роль. Некоторые пары, как и в старые времена, считают правильным в день венчания снять с левой руки обручальные кольца и переодеть их на правую руку. Недаром кольца, которые надевают друг другу молодые, издавна называли – обручальные.

Помолвка

Очень часто путают обряды помолвки и обручения. Во время помолвки родители молодых, которые уже заранее познакомились, должны обговаривать финансовые вопросы. В старые времена этот обряд называли «рукобитье» , слово «помолвка» пришло с Запада.

В настоящее время молодые проводят помолвку как молодежную вечеринку.


Приглашаются друзья, пара официально входит в статус жениха и невесты, жених невесте дарит кольцо – обратный подарок необязателен. Кричат «горько» .

Во время помолвки могут присутствовать родственники и родители, ее можно проводить дома или в увеселительном заведении. Никаких официальных бумаг не подписывается.

Обычно помолвку устраивают в день подачи заявления в ЗАГС, но можно выбрать и другое время.

Покупать кольца невесте – если устраивается помолвка – жениху приходиться дважды. Кольцо для помолвки отличается от обручального и обойтись одним подарком не удается.

Разница между помолвкой и обручением

Обряды помолвки и обручения имеют между собой много общего, но имеются и значительные различия.

Обручение в ЗАГСе не проводится – это религиозный обряд, который выполняется в церкви или в другом культовом заведении, в присутствии священнослужителей. Подписывается официальная бумага о новом статусе молодых, на них накладываются определенные обязанности, дарами они обмениваются официально.


Помолвка – дополнительная возможность для нерелигиозных людей устроить себе веселый праздник. Вместо колечка жених может вручить невесте ключи от машины или плюшевого мишку, обставить мероприятие в шутливой форме, провести его на выезде, дома или в ресторане.

Когда пара проводит венчание для того, чтобы отдать дань моде, священнослужитель может провести обручение – по договоренности заранее – до венчания. Эти обряды в православии должны следовать один за другим.

Помолвка перед официальной регистрацией обязательной не является – многие пары ей пренебрегают – им достаточно «мальчишника» и «девичника» .

Некоторые нюансы современных свадебных обрядов

Официальная регистрация брака проводится перед венчанием – многие священники отказываются проводить обряд, если молодые не предъявляют официальную бумагу. Более того, венчание можно в настоящее время отложить на неопределенное количество времени после регистрации.
Некоторые пары проверяют себя «гражданскими» отношениями, а венчаются уже в канун десятилетия или даже серебряной свадьбы. Люди объясняют, что хотели проверить свои отношения, разобраться с чувствами, чтобы не обманывать себя и Бога.


Получается, что для нерелигиозных людей обручение необязательно – после него жених и невеста должны демонстрировать до венчания свое целомудрие, а ожидать непорочных отношений от пары с солидным семейным стажем просто смешно.

Многие прекрасные и, можно сказать, разумные традиции, к сожалению, отходят в прошлое. Это печально, но таковы современные реалии. Впрочем, в некоторых местностях в нашей стране, и не только, еще хранятся прежние устои. Одни из них - помолвка и обручение. Что это такое, чем отличается, как происходит и где бывает, читайте далее.

Значимый и красивый русский обряд помолвки, в народе его еще называли словом «сговор», был самым значимым предсвадебным обычаем на Древней Руси. Нынешняя помолвка в России не имеет буквально ничего общего со древней церемонией, впрочем, смысл этого действия сохранился неизмененным.

Несколько веков назад в православной церкви проводилось таинство обручения, которое по существу и был той самой помолвкой, какая она есть в современном понимании. Также поручение отделялось некоторым временным промежутком от венчания, поскольку предшествовало ему. В наше время и обручение, и венчание в церкви соединено в одно таинство и проходит одновременно.

Помолвка для молодых людей означает объявление будущих новобрачных женихом и невестой, обнародование их взаимного согласия на заключение бракосочетания. В настоящее время помолвка у наших соотечественников проходит при совместной подаче невестой и женихом заявления в ЗАГС. Также этот обряд нужен для того, чтобы у тех, кто скоро станет молодоженами, было время убедиться в том, что выбор сделан правильно, и как следует подготовиться к свадебному масштабному празднеству.

По светскому закону регистрация брака проходит по прошествии месяца с момента подачи совместного заявления в соответствующее учреждение. В редких случаях, когда этого требуют обстоятельства, регистрация может быть проведена раньше чем через месяц.

Вообще, реальное положение дел таково, что большинство ЗАГСов очень перегружены огромным количеством регистрирующихся, по этой причине заявления там начинают принимать иногда за полтора, а иногда даже два месяца. В таких ситуациях желательно выяснить специфику процедуры в определенном дворце бракосочетаний.

Что значит быть помолвленным

Статус мужчины «помолвлен» касается личных отношений мужчины. Если он помолвлен, то это говорит, что он:

  • несвободен;
  • имеет своим намерением взять в жены выбранную им женщину;
  • оглашением своего статуса он в какой-то степени просит остальных не беспокоить и не беспокоиться.

Помолвка, по сути, нужна не для тех, кто оглашается как готовящийся к свадьбе, а для окружающих. Чаще всего вопрос, помолвлен ли мужчина, и что значит помолвка, тревожит заинтересованных в нем женщин. Есть ли надежда на воссоединение, насколько это все серьезно и так далее. Здесь однозначно ответить на эти вопросы нельзя. Ведь и браки распадаются. Но с уверенностью можно сказать, что попытка «увести» помолвленного мужчину равно уводу мужчины из семьи.

Этап подготовки к свадьбе

Разумеется, для сегодняшних молодоженов подача заявления является, без преувеличения говоря, неоспоримым свидетельством того, что свадебное торжество состоится. А время от помолвки до главного торжества для них - это период тщательной подготовки к свадьбе, который связан с большим количеством предсвадебных хлопот.

Как именно относиться к помолвке, как отмечать, и отмечать ли вообще, или проигнорировать и никак не отмечать это событие - это индивидуальный выбор жениха и невесты. Это событие не несет в себе никакой юридической силы и, по большому счету, является лишь публичным заявлением людей о своем намерении, не более того. Однако в любом случае факт подачи заявления о браке в ЗАГС - это событие, подкрепляющее серьезность целей молодых. Так почему бы красиво не отпраздновать данное событие в кругу своих самых близких людей?

Чаще всего происходит симбиоз этих двух явлений. Но они могут существовать и раздельно. Помолвка - это публичное объявление о том, что двое планируют создание семьи, и это лишь вопрос времени. Обнародование этого факта предшествует свадьбе.

Обручение - это почти отошедшая в прошлое церковное таинство . В некоторых служебных книгах до сих пор существует отдельный чин обручения. Согласно этому чину священник надевает кольца будущим молодоженам, говоря: «Обручается раб Божий рабе Божией». Обрученные мужчина и женщина могли, к примеру, без осуждения со стороны окружающих проявлять нежность друг к другу. Все знали, что это практически супруги.

Окончательно статус супругов в обществе им придавало венчание. Обручение при этом могло быть расторгнуто. На этом этапе, если возникали какие-то непреодолимые обстоятельства, еще можно было расторгнуть отношения. После венчания расторгнуть отношения и получить на это благословение со стороны церковного общества было практически нельзя. Этому могло предшествовать лишь такие тяжкие для семейной жизни события, как:

  • измена одного из супругов (причем с отсутствием раскаяния);
  • уход одного из супругов в иную веру и попытка увлечь туда остальных членов семьи.

Правила свадебного этикета предполагают, что своих родителей брачующиеся познакомят до начала помолвки. Более того, она не должна быть неожиданным сюрпризом для родителей - до подачи заявления в ЗАГСе будущими молодоженами хорошим тоном считается посещение жениха родителей невесты с прошением дать согласие на супружество (это своего рода нынешняя разновидность ). Для родителей жениха помолвка также не должна оказаться абсолютной неожиданностью.

В настоящее время вопрос, как помолвиться, вполне закономерный. Ответ: как получится, как захочется, любым подходящим приличным способом. Какого-то конкретного сценария для этого не существует. Или это какие-то записи в интернете тех , кто самостоятельно провел подобное торжество. Чаще всего современная помолвка проходит просто как семейный ужин или обед. Традиционно на празднестве, кроме виновников события, находятся их родители (это обязательно) и, если есть желание молодых, близкие родственники, друзья. В торжественной обстановке присутствующим сообщается о предстоящем событии.

Согласно правилам помолвки, суженый, как правило, преподносит невесте кольцо, еще не золотое, но из какого-либо драгоценного металла, иногда с драгоценным камнем. Это символ любви и своего рода обещание брачного союза. Оно предшествует золотому кольцу , которое, как известно, носит только законная супруга или супруг.

Невеста помолвочное кольцо носит, как правило, на безымянном пальце. А вот руку она может выбрать любую, поскольку чётких назначений на этот счёт не имеется.

После свадьбы молодая супруга по желанию может носить рядом с обручальным на том же пальце или переместить на другой. Дарение - не обязанность, а, скорее, традиция. Оно запросто может быть заменено каким-нибудь другим ценным подарком. Суженая, в свою очередь, тоже вольна подарить жениху какой-то значимый подарок. Делать это или нет, она решает самостоятельно.

Отсутствие кольца на помолвке совершенно ни о чем не говорит. Не следует обижаться на это, считать дурным знаком и вообще придавать этому какое-то значение. Это всего лишь формальности , причем совершенно необязательные.

Что символизирует кольцо

Кольцо с древнейших времен является показателем власти. И до сих пор эта символичность присутствует, причем не только в свадебных и предшествующих им церемониях, но и:

  • в преступном мире (печатки);
  • в монархических кругах (монархи носят их как показатель власти).

Кольцо на пальце жениха принадлежит его невесте, соглашаясь его носить, он тем согласен показать окружающим свой статус одинокого мужчины. Также он подтверждает, что часть его решений зависит не только от него одного, но и от согласия той, которая ему это кольцо дарит.

То же самое относится и к девушке: кольцо на ее пальце принадлежит мужчине, она носит его, показывая, что занята и подчиняется по доброй воле любимому человеку, своему супругу будущему или настоящему. В этом и заключается смысл колец .

Роль родителей

А давние времена в день помолвки родители будущих молодоженов обсуждали и улаживали ряд организационных вопросов, которые связаны с грядущей свадьбой. На сегодняшний день это делать совсем необязательно. Некоторые вопросы участники грядущего торжества могут решить не только в день помолвки, но и тогда, когда захотят:

  • когда начать обсуждать досвадебные дела;
  • определение свадебного бюджета;
  • вклад каждой стороны;
  • ожидаемое количество гостей;
  • место проведения свадьбы.

День помолвки наедине с любимым

Провести помолвку можно и вовсе без свидетелей, просто наедине с любимым человеком и без привязки ко времени подачи заявления в ЗАГС. Только стоит учитывать, что слово «помолвка» произошло от слова «молва»: ее смысл и заключался в том, что всем объявляли, что двое людей решили пожениться, и что каждый из них занят и недоступен для начала каких-то новых отношений.

Ведь если девушке было сделано предложение, и она ответила на него согласием, это означает, что решение уже принято, и на него не влияют какие-то придуманные условности и правила.

Если же в связи с какими-то событиями или свадьба отменяется, то помолвка считается разорванной, и, согласно традиции, каждая из сторон возвращает друг другу все ценные подарки, преподнесенные в качестве дара на помолвку.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!