Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Чем лечить обветривание рук. Обветрились руки? Действенные рецепты экстренной помощи

В Москве напротив Собора Василия Блаженного стоит памятник. На постаменте два человека: один с мечом, второй со щитом, а снизу надпись "ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМ. БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ ЛЕТО. 1818

Кто же такие Минин и Пожарский и за что им благодарна целая страна? Для того, чтобы ответить на этот вопрос придется "копнуть" историю на несколько столетий назад.

К началу XVII в. в Российском государстве наступило так называемое Смутное время. После смерти в 1584 царя Ивана Грозного в Московском государстве началась эпоха глубочайшего кризиса, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы.

Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына Бориса Годунова, Федора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как вместе со всяким вооруженным сбродом, явился второй самозванец – еще один Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты. Воспользовавшись бедственным положением в стране, России объявили войну поляки и шведы.

К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города на западе. Шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародерство, организованная и обычная преступность.

В этот тяжелой для страны момент огромную роль сыграло русское духовенство. Под руководством игумена Троице-Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью, монахи стали призывать русский народ к ополчению для того, чтобы изгнать врагов земли русской, прежде всего шляхтичей. Аналогичные воззвания и грамоты рассылал и патриарх Гермоген, множество других священников ходило по городам и деревням, призывая народ к освобождению страны. Церковное, особенно монастырское, слово имело тогда огромный авторитет.

Одна из грамот патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он простым мясником, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения.

Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, принадлежавший к потомкам Рюрика. Князь верно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и взошедшему потом на престол шестнадцатилетнему князю Михаилу Романову. Пожарский всегда занимал высокие должности, имел опыт успешного руководства несколькими военными операциями.

Именно этим двум людям предстояло сыграть центральную роль в освобождении страны от иноземных захватчиков. За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход.

Под знамена Пожарского и Минина собралось более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 1 ноября 1612 взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. 4 ноября командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц, на следующий день гарнизон сдался.

Благодарные потомки по достоинству оценили вклад Минина и Пожарского в дело освобождения отечества и воздвигли героям монумент на главной площади страны. Первоначально памятник планировали установить еще в 1812 г., к 200-летию героических событий, но этому помешала война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги, собранные в складчину, работа скульптора И. Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в 1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне.

Князь Д. М. Пожарский прославился как руководитель Второго ополчения и освободитель Москвы от поляков. Он принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, родоначальником которых был младший сын великого князя Владимирского - Иван. Род Стародубских князей был разветвленным, Пожарские считались в нем старшей ветвью, но им не удалось дослужиться до высоких чинов. Отец Дмитрия Михайловича рано умер, поэтому его воспитанием занималась мать из рода Берсеневых-Беклемишевых.

Первые сведения о службе Пожарского относятся к 1593 году: он «стряпчий с платьем», т.е. должен подавать одежду царю Федору Ивановичу. После воцарения Бориса Годунова в 1598 году он получил должность стольника, мать стала боярыней в свите царевны . Первое боевое крещение князь получил в 1608 году. Ему было поручено доставить продовольствие из Коломны в окруженную тушинцами столицу. Пожарский с успехом справился с заданием. Заметив воинские таланты молодого князя, отправил его воеводой Зарайска, жители которого хотели перейти на сторону Тушинского вора. Пожарский пресек измену, а в конце 1610 года поддержал П. Ляпунова, собиравшего Первое ополчение. Но предварительно он отправился в Москву, где жила его семья. Там в марте стихийно вспыхнуло восстание против поляков, и Пожарскому пришлось вступить с ними в бой. Он был тяжело ранен и вывезен слугами из столицы в Мугреево. Там с ним встретились посланцы Кузьмы Минина и уговорили возглавить Второе ополчение.

В марте 1612 года численность нового ополчения достигла 3 тысяч, и войско двинулось к Ярославлю. Там была сделана остановка, поскольку к патриотам присоединялись новые отряды из городов. Вскоре войско достигло 10 тысяч человек. Для руководства им было создано временное правительство «Совет всей рати». Его возглавили Пожарский и Минин.

В июле в Ярославль прибыли посланцы Трубецкого с просьбой о помощи, так как к столице двигалось большое войско гетмана Хоткевича. Пожарский со Вторым ополчением сразу же выступил в поход и поспел вовремя. В августе сразу же начались ожесточенные бои с поляками. Общими усилиями войско Хоткевича было разбито. В конце октября был взят Китай-город, сдался Кремль.

После этого Пожарский с Трубецким занялись организацией Избирательного земского собора. Они рассылали по городам грамоты с просьбой прислать к определенному сроку выборщиков. К началу января 1613 года в Москве собралось около 500 делегатов, и собор начал работу. После дебатов собравшиеся члены собора пришли к выводу, что лучшей кандидатурой на престол является . Он был ближайшим кровным родственником царя , отличался молодостью и не запятнал себя связями ни с самозванцами, ни с поляками. К тому же многие представители знати состояли с ним в родстве и могли стать опорой его трона. 21 февраля имя всенародного избранника было официально объявлено.

Новый царь оценил заслуги Пожарского в борьбе с поляками и усилия по избранию его на престол, за что и присвоил ему боярский чин. Во время венчания на царство он доверил ему нести яблоко-державу. В царском войске он стал ведущим полководцем. В 1618 году ему пришлось встать на пути королевича Владислава, двигающегося к Москве, и защищать Можайск. Потом он оборонял Арбатские ворота, и королевич был вынужден вернуться в Польшу ни с чем.

В разные годы Пожарский возглавлял Ямской, Разбойный и Судный приказы. При подготовке похода на Смоленск в 1632 году, царь хотел поставить Пожарского во главе войска, но князь отказался из-за подорванного ранениями здоровья. В 1633 году ему все же пришлось спасать попавшего в тяжелое положение главнокомандующего М. Б. Шеина.

В течение всей жизни Дмитрий Михайлович активно занимался церковным строительством, покровительствовал иконописцам в своих селах Палех и Холуй, переписчикам книг, музыкантам и даже скоморохам, разыгрывающим смешные сценки. Перед смертью он принял постриг под именем Кузьма в память о своем соратнике.

Вся Москва во главе с царем Михаилом Федоровичем участвовала в его похоронах, гроб проводили до выездных ворот Белого города, ведущих к Суздалю. Полководец был похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре.

К концу 20-ых годов, богатых на отречение от старого мира, и его, старого мира, разрушение, под гражданином Мининым и князем Пожарским, установленным на Красной площади, зашаталась земля. Большевики решительно расправлялись с наследием царского режима. Памятник генералу Скобелеву - долой, Чудов монастырь - снести, памятники императорам - с особой яростью. А вот памятник Минину и Пожарскому стоит себе и стоит, и это нравилось не всем. Кто они такие-то?

На постаменте Минин назван «гражданином», а в старину про него говорили: «Художеством он был говядарь, не гуртовщик, а продавец мяса и рыбы» (И. Забелин) . Минин был земский староста, был и начальник в то время судных дел у своей братии, а впоследствии и руководитель ополчения, возведшего на престол новую династию - Романовых. И Михаил Романов пожаловал купцу чин думного дворянина, по-нашему, депутата Госдумы.

А Пожарский вообще был князь, то есть по определению кровопивец. А то, что он до конца оставался верен царю и присяге и не стал «целовать крест» Тушинскому вору, когда все остальные воеводы и казачьи атаманы оптом сдавались кто полякам, кто самозванцу, в свете новой идеологии было скорее минус, чем плюс.

У поколения революционных романтиков действительно не было прошлого, оно жило будущим, а в будущем тогда никакой Святой Руси с ее героями, даже народными, не планировалось.

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую, в избяную, в толстозадую!
Эх, эх, без креста!» (А. Блок)

Ленину очень нравилась книга по истории России историка-марксиста (и ученика Ключевского) Михаила Покровского; она и стала единственным школьным учебником по истории в СССР. Смуту Покровский называл «крестьянской революцией», Лжедмитрии были её вождями. И «агенты торгового капитала» в лице Минина и Пожарского подавляли эту революцию. Кстати, именно Покровский требовал запретить само понятие «русская история» как реакционное.

В статье «Пора убрать исторический мусор с площадей» публицист В. Блюм пишет: «В Москве, напротив Мавзолея Ленина, и не думают убираться восвояси "гражданин Минин и князь Пожарский " — представители боярского торгового союза, заключенного 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны» («Вечерняя Москва» от 27 августа 1930 года) .

В школьном учебнике по истории СССР под редакцией другого авторитетного советского историка Исаака Минца ополчение Минина-Пожарского характеризовалось как "контрреволюционная армия". Это определение удивило даже Иосифа Сталина, который наложил на него краткую резолюцию: «Что же, поляки были революционерами? Ха-ха. Идиотизм».

Призыв к сносу памятника эксплуататорам поэтически поддерживает поэт Джек Алтаузен:

«Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.
Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы подстать.
Подумаешь, они спасли Рассею!
А может, лучше было б не спасать?»

Вносит свою лепту и Демьян Бедный:

«На краски октябрьского чудо-парада,
Ухмыляяся бронзовым взором глядят,
Исторически два казнокрада.
Никакой тут особенно нет новизны,
Патриоты извечно по части казны,
Неблагополучны.
Патриотизм с воровством неразлучны».

Это только кажется, что о подвиге Минина и Пожарского помнили всегда, совсем нет. Например, в вышедшей в 1816 году первой части "Истории государства Российского" Николая Карамзина среди героев Смутного времени фигурирует исключительно Пожарский, а Кузьма Минин вообще не упомянут. Потом выяснилось, что ополчение Минина и Пожарского конечно патриотическое, но не такое уж и русско-национальное.

Официально Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин считаются лидерами русского патриотического движения, стремившегося изгнать из России оккупационные войска и положить конец иноземному игу. При этом забывают, что вожди освободившего столицу второго, так называемого земского, ополчения, в том числе и Минин с Пожарским, изначально предполагали сделать царем российского государства шведского принца Карла Филиппа из династии Ваза, родного брата короля Швеции Густава Адольфа: «Хотети б нам на Российское государство Царем и Великим князем Всея Руси государского сына Карла Филиппа Карловича, чтоб в Российском государстве была тишина и покой и крови крестьянской перестатие». Затем царствовать в России предложили брату германского императора Рудольфа Габсбурга Максимилиану. Избрание царем своего, русского, Михаила Романова в 1613 году было вызвано только затянувшейся реакцией иноземных кандидатов на престол, которые не успели внятно сформулировать свою позицию к началу Земского собора.

Собственно, героизация образов Минина и Пожарского началась в начале XIX века. С 1803 года велся сбор пожертвований на установку памятника на Красной площади. Сильно способствовало формированию имиджа освободителей Москвы их упоминание в высочайшем манифесте Александра I от 6 июля 1812 года — спустя две недели после начала войны с Францией. Для поднятия боевого духа срочно понадобились национальные герои.

Поэтому 200 лет спустя общественность забыла все нюансы и потребовала поставить народным героям памятник. Модель будущего монумента сделал скульптор Иван Мартос. Гравюру с изображением проекта разослали по всей России. Начался сбор пожертвований, но он очень затянулся, и пришлось еще долго сражаться с Наполеоном, выиграть войну, взять Париж, и потом уже на патриотическом подъеме собрать деньги.

Памятник был целиком отлит 5 августа 1816 года мастером Василием Екимовым. До этого столь огромный монумент никто так не создавал. На Медного всадника, например, ушло в 2,5 раза меньше металла, и отливали его частями три года. По замыслу Мартоса Минин и Пожарский должны стоять рядом. Но изображать представителей разных сословий на одном уровне не допускалось, и Дмитрия усадили на постамент. Высота Козьмы - 4,9 м. Моделями для памятника стали сыновья скульптора.

Фигуры Минина и Пожарского полые. Сначала создали полноразмерную модель из воска. Ее 45 раз обмазали смесью из толченого кирпича, пропитанного пивом, и просушили, обмахивая опахалами из перьев. Так образовалась внешняя огнеупорная оболочка. Затем внутренность скульптуры заполнили составом из алебастра и толченого кирпича, а воск выплавили. Пустое пространство залили расплавленной бронзой.

Изначально памятник должен был стоять в Нижнем Новгороде, но по настоянию императора Александра I 6 сентября 1817 году его доставили в Москву. Отлили скульптуру в Санкт-Петербурге и, поскольку железной дороги в России еще не было, несколько месяцев везли по воде через Нижний Новгород. Сегодня там установлена уменьшенная копия.

20 февраля 1818-го года при огромном стечении народа состоялось открытие первого гражданского памятника в Москве. Монумент представлял из себя бронзовую статую героев войны 1612 в античных одеждах. Нижегородский мещанин Минин, "спонсировавший" народное ополчение, стоя указывает на Кремль и вручает меч сидящему (вытянувшему раненую ногу) и опирающемуся на щит Пожарскому, призывая князя возглавить войско и изгнать оккупантов из Москвы. На гранитном пьедестале текст - «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Сам постамент украшен двумя бронзовыми барельефами. На лицевой стороне постамента помещено изображение «Новгородские граждане»: люди жертвуют имущество для Ополчения. Тут же - отец благословляет сыновей на ратный подвиг. В этой сцене Мартос изобразил себя: двое его сыновей участвовали в войне 1812 года.

На обратной стороне - ополченцы гонят неприятеля из Москвы. На коне - сам князь Пожарский.

Кузьма Минин, даром что не упомянутый Карамзиным, почитался всей Россией, и особенно московским купечеством. Это была их ролевая модель, мол, надо будет, и мы, купцы, Москву спасем. Но правила ведения бизнеса на Руси не менялись никогда, и про таких квасных патриотов москвичи придумали поговорку: «Борода-то Минина, а совесть-то - глиняна» .

Со временем памятник стал одним из символов города, прекрасно вписавшись в Красную площадь. Поставленный не в самом её центре, а ближе к Торговым рядам, он удачно организовывал перед собой пространство. Однако на рубеже XIX и XX в.в. место рядом с ним превратилось в стоянку извозчиков и поворотное трамвайное кольцо. В 1889-1893 старые ряды были сломаны и заменены на современный торговый пассаж - новые Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), но памятник остался на своём месте.

После революции Минин и Пожарский стали мешать: физически (парадам) и идеологически (обитателям Кремля). Скульптурную композицию поместили напротив нынешнего ГУМа, и по замыслу автора Минин указывает Пожарскому на Кремль, где в 1612 году засели поляки, и призывает их изгнать. В 1930 году на Красной площади построили Мавзолей, и Минин стал указывать Пожарскому туда, где с 1924 года лежало тело Ленина. Говорят, на памятнике кто-то даже оставил похабную надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» .

В 1930-ом году в своем «Фельетоне» вечный рупор власти Демьян Бедный пишет:

«Нет Минина, "жертва " была не напрасной,
Купец заслужил на бессмертье патент,
И маячит доселе на площади Красной,
Самый подлый, какой может быть, монумент!..
— В поход, князь! На Кремль! Перед нами добыча!
Кричит с пятернею одной у меча, а другой пятернею тыча,
На гранитный надгробный шатер Ильича!»

Но Демьян Бедный, всегда чутко державший нос по ветру, впервые сплоховал. На следующий день после выхода его «Фельетона» выходит газета «Правда», в которой со всей официальностью поэт обвиняется в «огульном охаивании всего русского». На Демьяном Бедным повисает дамоклов меч, ведь всем ясно, что такова теперь позиция Кремля.

Но у пролетарского поэта наблюдается полная потеря берегов, и он пишет самому Сталину письмо с возражениями. И немедленно получает ответ от него самого, после которого впору только застрелиться. Самое мягкое место в ответе Сталина, это, пожалуй, обвинение в клевете.

Для Демьяна Бедного это станет началом конца. Нет, его оставят в живых, более того, переселят на Тверскую, в дом для идейно близких литераторов. Но с этих пор поэт оказывается в немилости, и в дальнейшем будет себя вести тише воды, ниже травы.

В 1931-ом году Минин и Пожарский были перемещены со своего места к храму Василия Блаженного под тем предлогом, чтобы не мешали парадам. При новом местоположении потерялся смысл памятника - теперь Минин показывает неизвестно куда. В садике за оградой Покровского собора он стоит и по сей день, являясь первым в России монументом, посвященным не государю, а народным героям, и впервые в истории созданным не за казенный счет, а на народные пожертвования.

Материал взят из цикла передач «Сделано в Москве» и статьи Михаила Алексеева «

Минин и Пожарский - герои земли русский. Эта фраза, тиражированная в тысячах статей, отражает отношение общества к событиям почти четырехсотлетней давности. Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков». В памяти народа Минин и Пожарский - великие защитники Русской земли, вошедшие в национальную мифологию.

Память о Минине и Пожарском неразрывна, хотя они разного происхождения и различаются многим, кроме участия в спасении России. Что их объединяет – это порядочность. О Минине и Пожарском не было дурной славы, которая, как замечает И.Е. Забелин, всегда обойдет славу добрую - «добрая слава лежит, а худая бежит». Оба героя были высокопорядочные люди - поэтому им и верил народ.

Кузьма Минин

О Кузьме Минине известно мало. Первые письменные свидетельства о нем относятся к 1611 г., когда он был женат на Татьяне Семёновой и имел взрослого сына Нефёда. В Земском ополчении его считали пожилым человеком, что по тем временам означало возраст от 40 до 60 лет. Скорее всего Кузьма родился в конце 60-х - начале 70-х гг. XVI в. Минин заслужил уважение посадских людей и 1 сентября 1611г. был избран земским старостой. В Смутное время Минин принимал участие в ополчениях нижегородских воевод А.С. Алябьева и князя А. А. Репнина, отбивавших тушинцев, осаждавших Нижний. Вёл он себя достойно, иначе его в военные времена не избрали бы старостой.

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия - Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой - дворянке знатного рода. 17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка - сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского - верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа - возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине - второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег - «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье - от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой - обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город. Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Битва за Москву

Рано утром 22 августа (1 сентября нов. стиля) Ходкевич перешел реку Москву у Новодевичьего монастыря и двинулся к Чертольским воротам. Впереди, ряд за рядом, шла польская кавалерия. Князь Дмитрий, тоже стянувший силы к Чертольским воротам, бросил навстречу лучшую свою конницу - смолян (в их числе вяземцев с дорогобужцами). Завязался бой. Не выдержав двойного удара, смоляне отошли в Земляной город. Здесь Пожарский приказал им спешиться и занять оборону на городском валу. После обеда Ходасевич бросил всю пехоту - наёмников и запорожцев, - на штурм Земляного вала по обе стороны от Чертольских ворот. После удара конницы ряды поляков смешались и они покинули Земляной город. Ходкевич отвел потрепанное войско на Воробьёвы горы.

24 августа сражение развернулось в Замоскворечье. Пожарский предвидел возможность удара с юга и половину войска переправил на правый берег реки. Сражение началось со стычек конницы. Снова смоленские дворяне приняли на себя главный удар. Пять часов они сдерживали натиск гусарских рот, ливонской пехоты и запорожцев. Прижатые к реке, ополченцы вплавь переправлялись на другой берег. Пожарский со своим полком прикрывал отступление.

Замечательна роль Минина в последней битве. Кузьма Минин пришел к Пожарскому и попросил у него воинов. Атака Минина привела к перелому в битве. В наступление двинулось всё войско Пожарского. Войско гетмана ночевало, не сходя с коней, на другой день отошло на Воробьевы горы, далее - к Можайску, а потом - за литовскую границу.

Битва под Москвой 22-24 августа (1-3 сентября нов. стиля) 1612 г. по своим результатам является важнейшей битвой в русской истории. Трудно сказать, что стало бы с Россией, если бы Ходкевич разбил ополчение Минина и Пожарского.

Оставалось взять Китай-город и Кремль. Пожарский написал письмо сидевшим в осаде полякам, предлагая сдаться, но они отказались. Пришлось продолжить осаду. К середине октября из трехтысячного гарнизона осталось не более полутора тысяч человек. 22 октября в русский лагерь был послан Будило, а Пожарский отправил заложником Василия Батурлина. Начались переговоры, поляки пытались выговорить уступки, но тут вмешался случай: казаки полка Трубецкого неожиданно пошли на приступ Китай-города и овладели им - случилось так называемое «китайское взятье». Теперь полякам оставалось лишь бороться за обещание сохранить им жизнь.

Сдача Кремля произошла не сразу, поляки взяли под стражу сидевших в Кремле бояр и за их головы выговорили жизнь. 27 октября (6 ноября по нов. стилю) 1612 г. состоялась сдача польского гарнизона.

После взятия Москвы. Пожарский и Минин приняли участие в работе Земского собора, выбиравшего царя. Первоначально называли восемь претендентов: в их числе были Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский. Сам Пожарский предлагал выбрать шведского принца Карла-Филиппа. 6 января 1613 г. Собор принял решение не избирать на престол иноземных королевичей. 21 февраля 1613 г. Земской собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. 11 июля состоялось царское венчание в Успенском соборе. Сразу после венчания царь пожаловал в бояре князя Ивана Черкасского (царского родственника) и князя Дмитрия Пожарского. На другой день царь пожаловал Кузьму Минина в думные дворяне (третий по значению чин в Думе).

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие - самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV-XVII вв. Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 - Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил - первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818). Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский - по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана - Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!